novikova«Хмурым в Лондоне бывает только погода», – к такому выводу за 10 дней пребывания в Англии пришла Алла Владимировна Новикова, учитель английского языка Краснозерской школы № 2 им. Ф. И. Анисичкина.

— Преподаватель из педагогического университета, который я оканчивала, предложила мне присоединиться к группе для языковых курсов в Лондоне. Разговорная практика в стране, где живут носители языка, была очень заманчива.Прошло три года после завершения учебы на факультете иностранных языков, и повышение уровня в говорении уже требовалось.
И Англию я, также как мои ученики, видела только на картинках.
Администрация школы поддержала меня и отпустила на 10 дней в Англию.
В языковой школе, куда я приехала, обучение иностранцев ведется круглый год. В нашей группе обучались люди из Аргентины, Бразилии, Алжира, Колумбии, Японии, Франции, из России были только двое. Работал с нами учитель, который по-русски не говорил и не понимал вообще. Было странное ощущение: думала я по-русски, а выражать мысли могла только на английском языке. Преодолеть языковой барьер было трудно скорее психологически: ты не мог надеяться, что можешь обратиться к родному языку и помочь объяснить что-либо непонятное.


— Кроме учебной программы была ли другая?
— Все свободное время старалась расходовать на знакомство с городом. Открывала карту Лондона и решала, что хочу посетить в этот день. Побывала в парламенте на дебатах, была в суде на судебном заседании. Доступ во все эти учреждения открыт, препятствий не чинят никому, включая туристов. Бесплатны для посещения также государственные музеи и галереи, все, что касается истории и культуры, доступно абсолютно для всех.
Для желающих предлагаются специальные туры, когда, доехав до интересующего места, ты выходишь на остановке для самостоятельного осмотра достопримечательности, тратишь на это времени сколько считаешь нужным, затем возвращаешься на остановку и садишься в другой автобус этой же турфирмы и едешь дальше. Очень удобно! Конечно, за десять дней Лондон осмотреть невозможно.


— Что-то запомнилось особенно?
— Очень интересно было окунуться в другой мир. Поражало многое, но сильнее всего — старинная архитектура, идеальная чистота на улицах, чистый воздух в центре города и особенно — доброжелательное отношение. Испортить настроение с утра в Лондоне, кроме погоды, мало что может: нет хамства, нет пробок на дорогах,
метро??— удобное для проезда, одним словом, все — для людей. Взять такую «мелочь», как пешеходные переходы. Пешеходу предоставляется возможность завершить переход, даже если красный свет застает его на середине пути.
Удалось воочию увидеть то, с чем у нас ассоциируется Англия: Биг-Бен, Букингемский дворец, Театр Ее Величества, красивые лондонские парки, увидеть и услышать постановку «Призрак оперы», одного их самых популярных в мире мюзиклов. До сих пор в дрожь бросает от воспоминаний об этом спектакле: замечательная игра актеров, поражающие воображение спецэффекты.
Соприкоснулась и с некоторыми чисто английскими особенностями: попробовала популярное у них блюдо «Фиш энд чипс», от души наелась бекона, пожила в гостинице, очень характерной для Англии, — «Bed and Breakfast», что в переводе означает «ночлег и завтрак».
Не уставала поражаться, насколько англичане расположены к диалогу. Не скажу, что все они постоянно улыбаются, но всегда выражают готовность помочь. Общение доставляло только удовольствие, люди внимательно выслушивали и доступно объясняли, как куда можно добраться.
Представителей разных национальностей в Лондоне очень много, но больше других — итальянцев и французов. Много студентов. Много людей, заботящихся о своем здоровье: в любое время суток на улицах города мы видели бегущих людей самого разного возраста. Понравился действующий запрет на курение в общественных местах.
Уровень жизни в этой стране совершенно другой, англичане уверены в завтрашнем дне. Например, если говорить об учителях, то, несмотря на то, что эта профессия в Лондоне не относится к самой престижной, заработная плата у моих зарубежных коллег выше средней по Англии и в разы больше, чем в России.

— А как Вы справились с ролью ученицы?
— Курсы дали мне очень много, интересно было открывать новое в преподавании языка. Да и собственная самооценка возросла: мы много общались на самые различные темы, и меня прекрасно понимали, а наш преподаватель оценил мое знание языка как высокое и в качестве шутливого комплимента сказал, что я могла бы работать диктором. Хотя другого не должно было и быть, специальное образование обязывало. Приятно было осознавать, что российское образование по некоторым параметрам остается на высоком уровне. Например, убедилась, что мы по-прежнему — читающая страна. Было у нас занятие и задание, заключавшееся в том, что мы должны были убедить собеседника прочитать книгу. Те произведения, о которых говорили мои собеседники, мы прочитываем еще в ранней юности.
Интересно было узнать и о том, какой представляют Сибирь в Европе, до сих пор бытует мнение, что у нас тут сплошные снега и практически отсутствует цивилизация. Именно так, например, думал наш преподаватель, человек с обширным кругозором, к тому же журналист, пишущий для Би-Би-Си. После того как мы пообщались, у него появилось желание приехать в Новосибирск и поработать учителем в языковой школе.
Поездка еще больше убедила меня в том, какие возможности открываются перед человеком, знающим языки. Как это донести до своих учеников, не осознающих, не понимающих этого блага?! Настали времена, когда знать язык престижно, без этого не обходится ни одна высшая школа. Мои первые выпускники сегодня пишут мне в социальных сетях: «Алла Владимировна, как жаль, что мы Вас не слушали и не учили английский. Тяжко сейчас приходится». Прошу их, чтобы пришли на урок и сказали об этом моим сегодняшним ученикам.


— Что интересовало Ваших учеников после того, как Вы вернулись к ним из путешествия?
— В седьмом классе, где помимо преподавателя иностранного языка я являюсь классным руководителем, на факультативных занятиях мы с ребятами изучаем культуру разных стран, потому, зная о тех или иных достопримечательностях Англии, они очень хотели услышать мои личные впечатления. Теперь вопрос «А как там у них?» — среди наиболее часто задаваемых. И мои ответы ученики воспринимают как воспоминания очевидца, а мой авторитет в их глазах заметно вырос.


— Трудно ли сохранить стремление к самосовершенствованию в реальной жизни?
— Эмоции, конечно, со временем меркнут. Прошло чуть более месяца, а мне все пережитое уже кажется прекрасной сказкой. Но желание посмотреть другие страны только окрепло, хочется побывать в Италии, Чехии, Шотландии — странах с такой богатой историей. И обязательно еще раз вернуться в Англию.
Очень благодарна коллегам, администрации школы за то, что поддержали и помогли принять правильное решение.
И если вначале были какие-то сомнения, то с их помощью они развеялись без следа. Я очень довольна, что в моей жизни случилось такое замечательное путешествие.
                                                                                     Беседовала
                                                                                     Марина Тузниченко.