Меню

10 имен прилагательных образованных от имени существительного



Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 54. Способы образования имён прилагательных

Вопросы, рассматриваемые на уроке

  • способы образования имён прилагательных.
  • делать разбор по составу имён прилагательных;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные красивый, и краткие красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.

Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.

Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний – предпоследний, полярный – заполярный.

Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море – заморский, победить – непобедимый, думать – бездумный.

Словосложение способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Читайте также:  как изменяется имя существительное 4 класс ответы

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Способы образования имён прилагательных видео-урок

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Разберите по составу несколько имён прилагательных.

бес-снеж-н-ый бел-о-снеж-н-ый

Подумайте, как образовались эти и другие имена прилагательные.

Существует четыре способа образования имён прилагательных. Рассмотрим все способы.

Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.

Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний – предпоследний, полярный – заполярный.

Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море – заморский, победить – непобедимый, думать – бездумный.

Словосложение способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Имена прилагательные, отвечающие на вопрос чей?, образуются от имён существительных, которые обозначают животных и человека при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й). Образуйте несколько имён прилагательных.

Лиса – лисий, отец – _____________, мама – _____________, девица – _____________, птица – _____________, рыба – _____________, волк – _____________, сын – _____________, дочь – _____________.

Проверьте себя по эталону:

Лиса – лисий, отец – отцов, мама – мамин, девица – девичий, птица – птичий, рыба – рыбий, волк – волчий, сын – сыновний, дочь – дочерний.

  1. От каких слов образованы эти русские фамилии? При помощи чего они образованы? Выделите суффикс. Обратите внимание! Тут прилагательные «работают» собственными именами существительными, это фамилии.
  1. Распределите имена прилагательные в три столбика.

Образованы при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й).

Образованы при помощи суффикса

Ненадёжный, Володин, голосистый, опасный, глинистый, папин, львиный, коварный, гостевой, талантливый, узловатый, тенистый, сероватый.

Проверьте себя по эталону:

Образованы при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й).

Источник

Образование прилагательных

Особенности образования имен прилагательных

В русском языке прилагательные могут образовываться от других прилагательных либо от слов иной части речи (существительных, глаголов, наречий, числительных). Выделяют три основных способа образования прилагательных:

  • Аффиксальный способ (примеры: превысокий, светленький, весенний).
  • Неаффиксальный способ (примеры: сине-зеленый, кофеварочный, русско-немецкий).

Аффиксальные способы образования прилагательных

При образовании имен прилагательных аффиксальными способами к основе слова может добавляться один либо несколько аффиксов (приставок либо суффиксов), изменяющих значение слова частично или полностью. Существует три аффиксальных способа образования прилагательных:

  • Приставочный – способ образования, при котором прилагательные образуются от других прилагательных при помощи префиксов не-, пре-, раз-, анти-, архи-, противо-, сверх-, супер- и др. (неаккуратный, превысокий, разудалый, сверхмощный).
  • Суффиксальный – способ образования, при котором прилагательные могут образовываться от разных частей речи:
    • Прилагательных с помощью суффиксов -оньк- (-еньк), -енн-, -ущ- (-ющ-), -оват- (-еват-) и др. (светленький (светлый), тепленький (теплый), высоковат (высокий), злющий (злой));
    • Существительных с использованием суффиксов -н-, -ан-, -ин-, -ий, -ов, -ск-, -ист-, -чат-, -лив- (примеры прилагательных, образованных от существительных: утренний (утро), весенний (весна), узорчатый (узор), дедов (дед));
    • Глаголов при помощи суффиксов -н-, -чив-, -лив-, -ист-, -к-, -л- (жареный (жарить), рваный (рвать), уклончивый (уклоняться), жалкий (жалеть));
    • Наречий и числительных с применением суффиксов -н-, -енн- (ранний (рано), наружный (наружно), тройной (три)).
  • Приставочно-суффиксальный – способ, при котором прилагательные могут образовываться от следующих частей речи:
    • Прилагательных

      Неаффиксальный и смешанный способы образования прилагательных

      При неаффиксальном способе словообразование прилагательных осуществляется путем сложения либо сращения основ слов (лироэпический (лирический + эпический), звукобуквенный (звуки + буквы), умалишенный (ума + лишенный), мореплаватель (море + плаватель)).

      Смешанный способ предполагает образование прилагательных путем сложения основ слов с использованием суффиксов (преимущественно -н-) (сердечнососудистый (сердечные сосуды), кривобокий (кривой бок)).

      Источник

      10 имен прилагательных образованных от имени существительного

      

      Русский язык. 4 класс

      Конспект урока

      Русский язык, 4 класс

      Урок № 54. Способы образования имён прилагательных

      Вопросы, рассматриваемые на уроке

      • способы образования имён прилагательных.
      • делать разбор по составу имён прилагательных;
      • оценивать результаты своей деятельности.

      Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные красивый, и краткие красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.

      Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.

      Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний – предпоследний, полярный – заполярный.

      Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море – заморский, победить – непобедимый, думать – бездумный.

      Словосложение способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.

      • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
      • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
      • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
      • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

      Открытые электронные ресурсы по теме урока:

      Способы образования имён прилагательных видео-урок

      Теоретический материал для самостоятельного изучения

      Разберите по составу несколько имён прилагательных.

      бес-снеж-н-ый бел-о-снеж-н-ый

      Подумайте, как образовались эти и другие имена прилагательные.

      Существует четыре способа образования имён прилагательных. Рассмотрим все способы.

      Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.

      Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний – предпоследний, полярный – заполярный.

      Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море – заморский, победить – непобедимый, думать – бездумный.

      Словосложение способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.

      Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

      1. Имена прилагательные, отвечающие на вопрос чей?, образуются от имён существительных, которые обозначают животных и человека при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й). Образуйте несколько имён прилагательных.

      Лиса – лисий, отец – _____________, мама – _____________, девица – _____________, птица – _____________, рыба – _____________, волк – _____________, сын – _____________, дочь – _____________.

      Проверьте себя по эталону:

      Лиса – лисий, отец – отцов, мама – мамин, девица – девичий, птица – птичий, рыба – рыбий, волк – волчий, сын – сыновний, дочь – дочерний.

      1. От каких слов образованы эти русские фамилии? При помощи чего они образованы? Выделите суффикс. Обратите внимание! Тут прилагательные «работают» собственными именами существительными, это фамилии.

Проверьте себя по эталону:

Алёшин

Селькин

Егоров

Галкин

Горина

Большова

Быстрова

Беседина

Кольцов

Огурцов

Рощин

Правдин

  1. Распределите имена прилагательные в три столбика.

Образованы при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й).

Образованы при помощи суффикса

Ненадёжный, Володин, голосистый, опасный, глинистый, папин, львиный, коварный, гостевой, талантливый, узловатый, тенистый, сероватый.

Проверьте себя по эталону:

Образованы при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й).

Источник

Разноуровневые задания по теме «Имя прилагательное»
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс)

Разноуровневые задания по теме «Имя прилагательное» для 10 класса

Скачать:

Вложение Размер
zhidkova_l.i._kursy_ioch_24.06-28.06.docx 41.61 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов)

Самарский институт повышения квалификации работников образования

« Методологические и дидактические подходы к обучению русскому языку и литературе при внедрении ФГОС СОО »

учитель русского языка и литературы

МБОУ Школы №127 г.о.Самара

Жидкова Лариса Ивановна

Задание к учебнику русского языка Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной

Раздел — «Самостоятельные части речи»

Количество часов на изучение раздела – 47

Тема — «Имя прилагательное»

Количество часов на изучение темы – 7

Цель учебно-методических заданий – повторить лексико-грамматические категории имени прилагательного; повторить правописание суффиксов имён прилагательных; повторить основные случаи слитного и дефисного написания сложных слов, обобщить знания по теме «Имя прилагательное».

Планируемый образовательный результат

В результате изучения учебного предмета «Русский язык»

− характеризовать разряды прилагательных, их отличительные признаки;

− различать прилагательные по значению.

− правильно образовывать степени сравнения прилагательных; соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных, выразительно читать текст, соблюдая нормы произношения;

− проводить морфологический разбор прилагательных;

− вычленять основу предложения; определять члены предложения, выраженные именами существительными и именами прилагательными;

− правильно писать и различать суффиксы -к-/-ск-, -ее-/-ив-, -лив-/-чив-, -ов-/-оват-/-овиш-, -инск-, -оньк-/-еньк- в прилагательных;

− выделять суффиксы прилагательных, знать условия выбора гласных и согласных в суффиксах прилагательных, владеть орфоэпическими, морфологическими, грамматическими и орфографическими нормами русского языка, владеть текстоведческими навыками;

− характеризовать группу слов, в которых есть суффиксы –ан- (-ян-), -онн- (-енн-), -ин-, -н-. Осмысливать значение этих суффиксов, дифференцировать их; сознательно употреблять при письме соответствующие слова;

− использовать правило написания –Н- и –НН- в отымённых и отглагольных прилагательных;

− правильно писать сложные имена прилагательные слитно, через дефис;

− подбирать синонимы и антонимы с учётом лексического значения многозначного имени прилагательного. Объяснять переход некоторых имён прилагательных в разряд существительных.

− правильно произносить употребительные в речи прилагательные.

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; извлекать информацию из различных источников; давать определения понятиям; строить рассуждение; приводить примеры в качестве доказательства

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; корректировать свою деятельность; выдвигать версии решений; анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные: уметь сотрудничать в группе; учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения; высказывать и отстаивать свою точку зрения; договариваться, задавать вопросы по теме; выступать перед аудиторией.

Личностные: выражать положительное, осознанное отношение к учению; оценивать собственную учебную деятельность; применять правила сотрудничества в группе.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

− анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

− соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

− осуществлять речевой самоконтроль;

− совершенствовать орфографические умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

Комплекс заданий по теме «Имя прилагательное» при работе с учащимися 10 класса на базовом уровне изучения русского языка:

  1. Разряды имён прилагательных, краткая форма.
  1. простое задание:

А. Замените, где это возможно, существительные в родительном падеже притяжательными прилагательными:

1. Дрессировка медведя 2. берлога медведя 3. шкура медведя 4. следы медведя 5. лечение медведя 6. рычание медведя.

Б) Образуйте краткие формы единственного числа (ж. и ср. рода) и множественного числа и определите место ударения (ударение всегда на основе, ударение всегда на окончании, ударение подвижно).

Белый, круглый, тяжелый, гордый, уместный, дорогой, седой, тощий, приятный, радостный, легкий, гибкий, меткий, удобный, прямой, черный, темный, смешной, скупой, громкий, теплый, славный, чудесный, смирный. 4

  1. Задания средней сложности:

А) Определите разряд выделенных прилагательных, найдите случаи перехода относительных в качественные, притяжательных в относительные или качественные.

Было золотое , но холодное , настоящее весеннее утро. На золотом поясе висели золотые часики. Каштанка подняла вверх свою лисью морду. Глаз у меня кошачий: тебя вижу ночью, как днем, а то и лучше. Нашью себе разных обнов, башмаков, салоп на лисьем меху. Едва войдя в лес, мы тотчас напали на заячий след. Принесу я много разных чудесных трав: кукушкины слезы, петров крест, заячья капуста. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям и героическим поступкам. Только не смейте делать на меня бараньих глаз. Мохнатая баранья шапка съехала ему на затылок. Столяр взял под мышку какую-то деревянную штуку. – Виноват, господин капитан, – деревянным голосом ответил Ромашов. Слышен собачий визг. Отвечал Помялов, усмехаясь коротенькой, собачьей улыбкой. Мы шли вниз, к пруду, по широкой береговой аллее. Пучеглазая, с ястребиным носом, с круглым желтым лицом, цыганка родом, вспыльчивая и мстительная, она ни в чем не уступала мужу. Марсианин приблизился к людям, поднял маленькую руку в широком рукаве и сказал тонким, стеклянным, медленным голосом птичье слово. Раскрылась непомерная перспектива сводчатых стеклянных крыш. Раз я был на птичьем базаре. Она пропела что-то птичьим голоском. Возле него стояла высокая, тонкая англичанка с выпуклыми рачьими глазами и большим птичьим носом. Живем в домах каменных. Ну, уж я не знаю! Ты каменная какая-то!

  1. задания повышенной сложности:

А) Выберите правильный вариант.

1. Хвост – а) соболиный б) соболий 2. семейство – а) дельфиньих б) дельфиних в) дельфиновых 3. сын – а) вдовий б) вдовый 4. пасть – а) крокодилья б) крокодиловая 5. промысел – а) фазаний б) фазановый 6. суп – а) черепаший б) черепаховый 7. бои – а) петушьи б) петушиные 8. пух – а) лебединый б) лебяжий 9. запах – а) рыбий б) рыбный 10. двор – а) птичный б) птичий.

Б) Определите разряды прилагательных в данных словосочетаниях. Признаки разряда указывайте в следующем порядке: семантические, словообразовательные, морфологические, синтаксические.

Железные решетки, железные нервы, фарфоровая посуда, фарфоровое личико девочки, болтливая девочка, бархатная кожа, бархатное платье, каменистый склон, каменный дом, лошадиный (-ая, -ые) хвост (упряжь, ноги, топот, шкура, работа).

В) Определите, какой частью речи являются выделенные слова. По поводу каких случаев мнения ученых расходятся? Попробуйте доказать свою точку зрения.

1. По краям мостовых желтели одуванчики (Пауст.). 2. Мудрость Стендаля в том, что, тоскуя по великому в человеке, он это великое искал в живой действительности, в собственном сердце (Е. Богат). 3. За вагонами для легкораненых шел вагон-аптека (Панова). 4. Вся чайная гремела от хохота (Пауст.). 5. С детской игрушки, с народной сказки, с первой школьной беседы об окружающем мире представление о Родине у человека должно складываться из прошлого и настоящего . Только при этом условии вырастет человек, способный заглянуть в завтра, способный гордиться своим Отечеством, верить в него, защищать его (Песков). 6. Бывавшие в Таллине надолго запоминают его своеобразие (Песков). 7. Оказывается, когда-то он был подчиненным у Николаева, а лягнуть ногой свое бывшее начальство – большая радость для всякого недоброго человека (Симонов). 8. Я помногу думаю о случайном (Крон). 9. До позднего вечера мы просидели на набережной (Пауст.). 10. Все, что пишущий дарит любимому, он дарит всему человечеству (Пауст.). 11. Увиденное не укладывалось в голове (Нат. Толстая). 12. Судя по моему взгляду, посторонний сказал бы, что я спросонья исследую, не взошло ли над Венецией какое-нибудь новое созвездие… (Б. Пастернак)

Г) Определите, во всех ли данных текстах мы имеем дело с субстантиватами.

1. Холостому завязывает галстук горничная, а женатому – жена (Ч.). 2. Медицина учит, что холостяки обычно умирают сумасшедшими, а женатые же умирают, не успев сойти с ума (Ч.). 3. Жениться можно богатым, бедным, слепым, юным, старым, здоровым, больным, русским, китайцам… (Ч.) 4. Радуйся, что ты не хромой, не слепой, не глухой, не немой, не холерный (Ч.).

II. Cтепени сравнения имён прилагательных. 1) простое задание:

А) Образуйте степени сравнения (простые и сложные) имён прилагательных. Поставьте ударение.

Красивый, низкий, простой, стойкий, хороший, ловкий, пылкий, сладкий, высокий, ломкий, хитрый, ловкий, звонкий.

2) задания средней сложности:

А) Найдите прилагательные, которые образуют сравнительную степень:

1. Болотный 2. соседний 3. березовый 4. английский 5. низкий 6. чистый.

Б) Найдите прилагательные, от которых можно образовать простую превосходную степень: 1. ломкий 2. зубастый 3. загорелый 4. дружеский 5. высокий 6. великий.

3) повышенной сложности:

А. Найдите неправильный вариант. Исправьте ошибку. Исправленные предложения перепишите.

1. Он оказался в более лучшем положении. 2. Мы столкнулись с наисложнейшей проблемой. 3. Покорена высочайшая вершина мира. 4. В детстве он был способный к музыке. 5. Он способен на многое. 6. Способный к музыке, он быстро одолел нотную грамоту. 7. Края здесь благодатнейшие! 8.С того дня Варя стала еще повеселее. 9. Он находился в наиболее выгоднейшем положении. 10. Ребятишки устали и вели себя намного тише, чем прежде.11. В прошлом году погода была прохладнее.12) У Кати почерк менее красивее, чем у Даши.13) Байкал – самое глубочайшее пресное озеро.

Б). Сделайте и сдайте на проверку полный морфологический разбор выделенных прилагательных по следующему образцу.

Образец: Таютка поглядывала из-за дедушкина плеча (Бажов).

Дедушкина (плеча) – I. Имя прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос Чьего?

II. Притяжательное (обозначает признак предмета по его принадлежности)*, показатель в им.п. кр.ф. – суффикс –ин-. Употреблено в краткой форме, в косвенных падежах может иметь полную; показатель краткой формы – флексия –а; степеней сравнения не имеет; в ср.р., ед.ч., род.п. (формы числа, падежа и рода имеют синтаксическое значение, являясь средством согласования прилагательного с существительным, показатель р.,ч..п. – флексия –а; р..ч..п. определены по словоформе «из-за плеча».

III. В предложении является определением.

Она проявила поистине ослиное упрямство. Ее волосы были нежнее шелка. Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять… Наиболее сложным для меня оказался десятый вопрос.

*Обязательно указывать случаи перехода одного разряда в другой.

III.Правописание суффиксов имён прилагательных:

1) простое задание:

А) Образуйте прилагательные от следующих имен собственных. Запишите полученные формы.

1. Истра 2. Пресня 3. Пенза 4. Заречье 5. Тында 6. Енисейск 7. Ялта 8. Гродно 9. Курск 10. Мытищи.

Б) Образуйте прилагательные от следующих имен существительных. Запишите полученные формы.

1. Батрак 2. кабак 3. ткач 4. калмык 5. курд 6. почтамт 7. большевик 8. абхазец 9. черкес 10. баск.

В) Образуйте имена прилагательные от существительных. Объясните написание прилагательных. Распределите в две колонки полученные прилагательные, составив словосочетания. Выделите суффиксы прилагательных.

Истина, экскурсия, государство, полотно, кожа, серебро, стекло, длина, былина, олово, время, воробей, гость, рано, клюква, ветер, старина, глина, рожь, тина, зверь.

2) средней сложности:

А) Найдите правильный вариант:

1. Казак – а) казачий б) казацкий в) казахский г) казацский; 2. лазурь – а) лазурный б) лазоревый в) лазуревый; 3. артиллерия – а) артиллерийский б) артиллеристский в) артиллерийстский; 4. лоток – а) лотошный б) лоточный; 5. помещик – а) помещечий б) помещичий; 6. гречиха – а) гречишный б) гречичный в) гречневый; 7. черепица – а) черепичная б) черепитчатая в) черепичья г) черепичатая.

Б) Спишите, подчеркните и объясните правописание н или нн.

Жареный гусь, поджаренная колбаса, жаренные в масле пирожки, писаный красавец, вписанный треугольник, писанный художником, организованная спонсорами ярмарка, тканая скатерть, тканная золотом скатерть, забракованные товары, военизированный отряд, воспитанный человек, дистиллированная вода, расклеенные афиши, дисквалифицированный спортсмен, незваный гость, связанный пленник, завербованный агент, сделанная надпись, варенный в мундире картофель, купленные в магазине вещи.

В) Вставьте пропущенные буквы. Распределите в две колонки полученные прилагательные (отымённые и отглагольные). Выделите суффиксы прилагательных.

Гости..ый двор, пече..ый картофель, ветр..ный день, урага..ый ветер, безветр..ые дни, негаш..ая известь, смышл..ый малыш, стекля..ая дверь, газирова…ая вода; кова..ый сундук, дискуссио..ый вопрос, взволнова..ая речь, мощё..ая улица, жева..ая бумага, свяще..ый союз, непуга..ая ворона, ветр..ая мельница, художестве..ое произведение, кваше..ая капуста, асфальтирова..ая дорога..

3) повышенной сложности:

А). Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вышаг..вать, насмешл..вый

2) фасол..вый, накрахмал..ть

3) обрад..вать, мех..вой

4) выздоров..вший, недогадл..вость

5) прицел..вающийся, засушл..вый

Б). Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

Вдоль реки белели песча (1) ые косы, а дальше клубилась листве (2) ая зелень, плавно переходящая в желтизну некоше (3) ого луга, окаймлё (4) ого лесом.

IV. Правописание сложных слов.

1) простое задание:

А) Спишите, раскрывая скобки. Образуйте от данных слов имена прилагательные. Составить 4-5 предложений.

Водо(сток), северо(восток), унтер (офицер), пол (литра), Жюль (Верн), три этажа, Ильф и Петров, железо (бетон), тридцать градусов, четыреста граммов, белый камень, физика и математика, моторный и парусный, двадцать лет, перечисленные выше, пять копеек, горные лыжи.

2) средней сложности:

А) Распределите сложные прилагательные по группам: а) образованные от сложных имён существительных; б) образованных от слов, связанных подчинительной связью; в) образованных от слов, связанных сочинительной связью; г) образованные от имён существительных, которые пишутся через дефис; д) обозначающие оттенки цвета.

Б) Раскройте скобки. Распределите слова в две колонки: сложное прилагательное и сочетание «наречие + прилагательное».

Общественно (исторический), общественно (полезный), общественно (экономический), общественно (политический), общественно (необходимый), общественно (трудовой).

3) повышенной сложности:

Спишите предложения, раскрывая скобки. Объясните правописание сложных имён прилагательных.

А) Спишите, раскрывая скобки. Объясните правописание сложных слов.

1. При виде такой сцены ее лицо стало (матово) бледным. 2. (Мутно) багровые пятна зарев висели по краям неба (Н. Чук.). 3. Только Донец, широкий, плавный в этих местах, катил по-прежнему свои (мутновато) теплые воды (Фад.). 4. Он сидел (изжелта) бледный. 5. Из-за холмов неожиданно показалось (пепельно) седое кудрявое облачко. 6. Красив был разбушевавшийся (темно) фиолетовый океан (Эренб.). 7. На стене висел пейзаж Марке: (зеленовато) серая вода и старая лодка (Эренб.). 8. (Сине) лиловые карлики, змеи, буквы метались по фасадам домов (Эренб.). 9. Вся поверхность земли представлялась (зелено) золотым океаном. (Г.). 10. От свежих, (золотисто) белых щепок, грудами лежавших около (ярко) влажных пней, веяло особенным, (чрезвычайно) приятным горьким запахом древесины (Г.).

Б) Объясните раздельное написание слов.

Абсолютно необходимые условия, внутренне содержательный человек, глубоко запавшие глаза, диаметрально противоположные взгляды, жизненно важное решение, исконно русские слова, истинно дружеская помощь, исчерпывающе полный доклад, намеренно резкий отказ, невозмутимо спокойный тон, подозрительно быстрое согласие, последовательно миролюбивая политика, постоянно хмурое небо, празднично нарядное платье, резко отрицательный ответ, строго логический вывод, угрожающе опасное положение, удивительно яркие краски, умеренно теплый климат, хозяйственно полезная деятельность, художественно полноценное произведение, чисто французское произношение, явно неприемлемые требования.

Детски наивные высказывания, дружески теплый прием, металлически звонкий голос, мещански провинциальные манеры, практически важное новшество, приятельски фамильярное обращение, рабски покорная готовность, теоретически верное решение, товарищески чуткое внимание, фанатически слепая преданность, хаотически беспорядочные рассуждения, химически чистый состав.

Источник

Читайте также:  словоизменение имен существительных у дошкольников с онр