Меню

5кл урок не с глаголами фгос



Урок русского языка в 5-м классе «НЕ с глаголами»

Тип урока: урок-путешествие

Тема: НЕ с глаголами.

Цель: познакомить учащихся с правилом написания НЕ с глаголами.

Подготовительный этап:

1. Разделить класс на команды.
2. Подготовить карточки с заданиями с учетом дифференциации учащихся.

Технические средства обучения: магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент:

Ребята! Послушайте внимательно и подумайте, что напоминает вам этот шум? (звучит аудиозапись шума моря)
Сегодня мы отправимся в путешествие по морю Знаний на удивительный остров Морфологию, в страну Глагол. (1 слайд мультимедийной презентации).
Давайте познакомимся с нашими командами (названия команд и выбор капитанов).
Кто окажется впереди всех? Кто самое сильное звено в цепи путешественников? Кто быстрее и лучше всех сумеет справиться с заданиями? Кого ждет главное сокровище острова? Это мы узнаем в конце урока, а теперь в путь.

2. Повторение изученного:

Откройте свои бортовые журналы – тетради и запишите дату нашего путешествия.

Зелёный и таинственный
Средь моря остров спит…
Быть может, там воинственных
Ошибок мир лежит?
А может мы с весёлыми
Там встретимся с глаголами?
Там, за бортом, направо
Уже видна земля.
И до земли остался
Лишь поворот руля.
А остров охраняют огромных три кита. (3 слайд)

Чтобы мы могли высадиться на остров, нужно назвать признаки глагола.

  1. Грамматическое значение – действие (глагол обозначает трудовую, речевую, умственную деятельность, перемещение, передвижение предметов, называют состояние и то, что происходит в природе).
  2. Морфологические признаки – род, число, время, спряжение, лицо, наклонение, возвратность, вид.
  3. Синтаксические признаки – сказуемое.

Молодцы, с первым заданием справились успешно. Но, чтобы пересечь границу страны «Глагол», нужно уметь выделить эту часть речи среди других.
Ваша задача — из прочитанного мною текста выписать глаголы и обозначить их признаки.

Несколько лет подряд мы ездили по туристической путевке на юг. Каждый раз мы видели много интересного. Нас водили на экскурсии. Мы любовались чудесными горными вершинами, слушали беспрерывный шум моря.

Чем похожи эти глаголы? (у всех одинаковый вопрос, число, время)

Граница уже пройдена,
И перейден рубеж.
Ах, сколько ожиданий,
Волнений и надежд.

3. Изучение нового материала.

Ребята! Чтобы найти клад, нам нужно выполнить главное условие путешествия – выяснить условие написания НЕ с глаголами. (слайд № 4)

Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.

НЕ с глаголом пиши раздельно .
Например: не ходил, не знал.
Только помни об исключениях:
Ненавидел, негодовал.

Как вы думаете, ребята, какая тема нашего урока?

Итак, в ваши бортовые журналы запишите тему нашего урока: «Не с глаголами».
Отрицательная частица НЕ по-разному выражает отрицание.
Она придает отрицательное значение всему предложению:

Не цвести цветам поздней осенью.

Или отдельному слову:

Семеро одного не ждут.

Давайте порассуждаем, как пишется эта частица с глаголами.
(слайд № 5)

Не бывать недомогать
Не ходить ненавидеть
Не спать негодовать
Не писать недоумевать
Не говорить нежиться

(обсуждение вариантов написания частицы, работа с правилом в учебнике).

4. Закрепление нового материала.

А сейчас закрепим полученные знания.
(работа с карточкой №1)

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут.
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.

Давайте посмотрим, что принесла нам бочка. (Заморочки из бочки).(слайд №6)

1.Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
2.Не будет хлеба – не будет и обеда.
3.Не смажешь колеса – быстро не поедешь.
4.Не посеешь – урожай не соберешь.
5.Лентяю все неможется да нездоровится.

(объяснить значение пословиц, отметить правило написания НЕ с глаголами)

Хорошо мы отдохнули, но пора продолжить наше путешествие.
Работа с карточкой №2.
Упражнение №613.

Чтобы осень не промокла, не раскисла от воды, превратил он лужи в стекла, сделал снежными сады (мороз).
Он всюду, в поле и в саду, но в дом не попадет. И никуда я не пойду, покуда он идет (дождь).
Бежит, бежит, не выбежит. Течет, течет , не вытечет (река).
Всегда во рту, а не проглотишь (язык).
Сроду он не ест, не пьет песни звонкие поет. И с урока на урок подает свой голосок (звонок).
Овсом не кормят, кнутом не гонят. А как пашет – семь пудов тащит (трактор).

5. Подведение итогов урока.

Читайте также:  Глагол 2 лицо единственное число изъявительное наклонение

Итак, ребята!
Над чем мы сегодня работали? Что мы выяснили?
Хорошо мы поработали и клад острова найден.
Давайте подведем итоги, кому же достанется главное сокровище. Кто сегодня был сильнее всех, кто оказался впереди?

(подведение итогов, награждение команд \ для каждой команды приготовлен маленький сундучок с призами/, выставление оценок).

6. Домашнее задание.

Подобрать и записать загадки, в содержании которых встречаются НЕ с глаголами.

Источник

Разработка урока по русскому языку по теме «Не с глаголами» по ФГОС ( 5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы

Скачать:

Вложение Размер
otk.urok_2014.docx 36.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме:

Цель урока : расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами.

1. Обучающая -формировать умение грамотно писать глаголы с частицей не

2. Развивающая — развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную и письменную связную речь; работать над устойчивостью внимания; способностью анализировать материал.

3. Воспитывающая — повышение мотивации и интереса к изучению родного языка, развитие коммуникативных способностей, взаимовыручки, сотрудничества.

Методы : словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение, эвристический, частично-поисковый.

Оборудование : медиапрезентация, дидактический материал, иллюстрации.

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент (2 мин.).

— Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами активно поработаем. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка и память.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

И начнем наш урок с повторения изученного. Сделаем это в форме самотестирования, переходящего в ответ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте ответ-сообщение.

1. Глагол — это . часть речи:

а) самостоятельная ; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. У глагола есть три времени: . . и . .

5. Спряжение глаголов — это:

а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в)изменение глаголов по временам

6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются:

а) по падежам; б) по родам и числам в) по лицам и числам

7. В предложении чаще всего глагол бывает .
8. Глаголы………нашу речь.

* Молодцы, ребята! Большую роль в жизни человека играют пословицы. Недаром говорят: «Без пословицы не проживёшь». Прочитайте пословицы вслух. В них речь идёт о том, как не надо поступать, о неправильном поведении человека. Во всех пословицах есть одинаковая орфограмма, которую мы сегодня будем изучать. Какая?

  • Без пословицы не проживёшь
  • В чужом доме (не) указывают.
  • (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.
  • Лодырю всегда (не) здоровится.
  • Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

3 Постановка учебной задачи

Сформулируйте тему нашего урока, опираясь на общий орфографический признак глагола.

Тема нашего урока: Правописание НЕ с глаголами . (Учитель пишет тему урока на доске).

Открываем тетради, записываем дату и тему урока.

— Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

  • 1) расширить и углубить знания о…;
  • 2) учиться находить и правильно писать….;

Цель урока: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами,

-Ребята, прослушайте грамматическую сказку «Сила любви». Попытайтесь сформулировать правило написания не с глаголами.

Грамматическая сказка «Сила любви»

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности… Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину)

-Попытайтесь сформулировать правило написания не с глаголами.

-_Знакомство с материалом учебника., стр 99. Запомните слова исключения: недоумевать, неволить, ненавидеть, негодовать, , недомогать, *неистовствовать, нездоровится….(на доске) –Обратите внимание на слово неистовствовать, значение слова вы можете посмотреть в толковом словаре на стр….

— А теперь давайте вернемся к пословицам. Какие в них есть глаголы с частицей НЕ?( Не проживёшь, не указывают, не хвали, нездоровится, не знать, не учиться). Давайте выпишем эти глаголы (проверка светофорами).

*Молодцы, ребята. Сегодня на уроке, как вы заметили, главный наш помощник-пословицы. Давайте поиграем, используя наших помощников. Я читаю начало пословицы, вы заканчиваете, используя глагол с частицей не (Игра «Найди словечко»)

1.Семеро одного (не ждут )2. Каши маслом ( не испортишь) 3. Кто не работает, тот (не ест). 4. За двумя зайцами погонишься, ни одного (не поймаешь). 5 После драки кулаками ( не машут) 6. Без труда ( не выловишь) и рыбку из пруда)7. Что написано пером (не вырубишь топором).

— А сейчас, ребята, я предлагаю вам заполнить таблицу, распределив слова на два столбика, работаете вы в парах. Конечно же, помощь и взаимовыручка приветствуется. Та пара, которая первой поднимет руку и правильно ответит на вопросы, получает отличные оценки. Я надеюсь, что вы все справитесь с заданием. Итак, начинаем.

1столбик – глаголы, в которых частица не пишется раздельно

2 столбик — глаголы, в которых не пишется слитно

глаголы, в которых частица не пишется раздельно

Источник

Открытый урок по русскому языку «Правописание НЕ с глаголами» (5 класс)

Учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии № 2

Открытый урок по русскому языку

Тип урока : открытие нового знания.

повторить усвоенный теоретический материал о глаголе как части речи и написании НЕ с глаголами (курс начальной школы);

первичное введение правила «Слитное написание НЕ с глаголами».

развивать умение работать самостоятельно;

развивать умение кодировать большой объем информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения.

воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

умение слушать другого человека, проявлять активность при решении задачи, аргументировать свою точку зрения.

умение использовать речь для регуляции своей деятельности, вносить необходимые коррективы в действие после оценки другими людьми.

умение формулировать общую цель и пути ее достижения, проявлять активность для решения коммуникативной задачи, вести устный и письменный диалог.

умение использовать общие приемы решения заданий, строить сообщение в устной форме, самостоятельно формулировать познавательную цель, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи, создавать алгоритм задания.

воспроизведение своими словами правил и алгоритмов, умение действовать по образцу.

воспитывать умение работать в паре, в коллективе.

умение определять и формулировать цель уроках с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действие после его завершения, учитывая ошибки (регулятивные);

умение слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме (коммуникативные);

Проверка готовности к уроку, создание доброжелательной обстановки.

Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

— Как много улыбок засветилось. Спасибо!

— А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Сегодня мы с вами, ребята, обратимся к части речи, отгадать название которой вам поможет загадка:

Все предметы оживляет,

Что им делать, говорит.

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет,

И спрягаться он умеет.

Действительно, сегодня мы поговорим о глаголе.

Самоопределение, смыслообразование (личностные)

Планирование учебного сотрудничества (коммуникативные)

2. Актуализация знаний.

Однажды пришел к своему другу Петру Андреевичу Вяземскому и написал в детский альбом сына поэта стихи. В них содержался совет. Давайте обратимся к этим строкам. На доске спроецировано стихотворение :

Держись моих правил:

Не делай того-то…

Прощай, мой прекрасный!

Найдите среди записанных слов глаголы.

Что такое глагол? (тема предыдущего урока)

Ответ с помощью опорной схемы:

Глагол

Обозначает

Отвечает на вопросы

В настоящем и будущем времени в прошедшем времени

В предложении является

Выпишите из стихотворения все глаголы. Что общего во всех глаголах?

Чем отличаются? Найдите среди них лишний:

Держись, люби, не делай, прощай (перед глаголом не делай стоит частица НЕ)

Что обозначает эта частица? (запрет на действие)

Как пишется НЕ с глаголами? (заполнение 1-й части таблицы «З-Х-У»)

Как вы думаете, что советовал своему другу не делать? Давайте раскроем авторскую мысль глаголами, отрицающими недостойное поведение человека.

Учащиеся записывают в тетради глаголы и объясняют написание НЕ, например: не лги, не гордись, не ленись, не хвастай, не бойся трудностей, не завидуй.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (коммуникативные);

анализ объектов с целью выделения признаков, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, применять таблицы и схемы, приводить примеры в качестве доказательства (познавательные).

3. Постановка учебной задачи.

Какова тема нашего урока? (Правописание НЕ с глаголами)

Определите цель урока: узнать, всегда ли НЕ с глаголом пишется раздельно.

Заполните вторую часть таблицы З-Х-У (в каких случаях НЕ с глаголами пишется слитно?)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (коммуникативные)

Общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы (познавательные)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Ответить на главный вопрос урока нам поможет грамматическая сказка «Сила любви» (сказка спроецирована на доске):

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю!», а она ему: «Не люблю!». Он признавался: «Верю!», а она ему: «Не верю!».

Частица НЕ никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.

Вам понравилась сказка?

Выделите в сказке все глаголы с НЕ, на какие группы можно разбить эти глаголы?

Источник