Меню

6 класс одна и две буквы н в суффиксах прилагательных



Урок русского языка в 6 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

Урок открытия новых знаний в системе уроков об имени прилагательном

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»»

Русский язык. 6 класс

Тема: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных

Цель: 1. Познакомить учащихся с правилом написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.

2. Сформировать умения верного определения условий, регулирующих выбор одной или двух н в суффиксах прилагательных.

3. Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.

4. Воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам.

Оборудование: индивидуальные конспекты, сигнальные карточки, правило.

Я рада вас видеть. Сегодня нам предстоит изучение новой темы. У каждого из вас на партах карточки с текстом и различными заданиями, по которым мы будет сегодня работать.

II. Актуализация знаний, побуждение интереса к учению

Для того, чтобы вы настроились на работу, наш урок мне хотелось бы начать со сказки. (Учитель читает текст, звучит музыка. Карточки с текстом у каждого ученика).

Вечереет. Багряное солнце уходит за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ. Заря меркнет, и из-за леса выплывает серебряный щит луны, который ярко освещает снег, разрисованный звериными тропами.

В зимнюю ночь лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями.

Много удивительного зимой, но самое прекрасное – иней. Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Придорожные былинки превращаются в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминают ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки кажутся таинственными призраками.

Я навсегда полюбил эту серебряную сказку – эту призрачную и хрупкую красоту русской зимы.

Вам понравилась «Серебряная сказка»?

Определите стиль текста, докажите свое мнение. (Художественный стиль, автор передает свое отношение к окружающему, рисует словами картину, использует изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворение).

К какому типу речи относится данный текст? (Описание, т.к. перед нами словесное изображение явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Пейзаж.)

Что помогает автору сделать эту пейзажную зарисовку образной, эмоциональной? (Наличие большого числа прилагательных).

Какова роль прилагательных в тексте? (Имена прилагательные украшают нашу речь, делают ее яркой, привлекательной).

В тексте подчеркнуты некоторые прилагательные. Прочитайте их.

Почему в одних словах в суффиксах пишется одна буква н, а в других – две?

А почему вы испытали затруднения в данных словах? (Данную тему не изучали)

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

III. Объявление темы и цели урока

Тема урока: «Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных»

— Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему.

(Цель урока учащиеся формулируют сами).

Цель урока: познакомиться с прилагательными с н-нн в суффиксах и научиться правильно их писать.

1. Мы продолжаем знакомиться с суффиксальным способом образования слов.

От каких частей речи образуются прилагательные? (От существительных, глаголов, наречий)

Мы сегодня будем говорить о прилагательных, которые образуются от существительных.

Образуйте прилагательные от существительных: сон, станция, солома, утка, песок, нефть (Слова написаны на доске. Ученики произносят слово. Учитель записывает на доске, учащиеся – в конспектах, выделяют суффиксы.)

Источник

Урок русского языка в 6-м классе «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

    знакомство с суффиксами прилагательных (-н-, -нн-, -енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-);
  • отработка навыков правописания одной и двух Н в суффиксах прилагательных, пополнение лексикона учащихся, развитие творческих способностей;
  • воспитание интереса к изучению русского языка, стремления ценить родной язык.
Читайте также:  Как изменяется прилагательного мужского и женского рода

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: дидактический, раздаточный материал, схемы-опоры, тетради.

I. Организационный момент.

Продолжаем знакомиться с правописанием имен прилагательных. Сегодня на уроке мы поговорим о суффиксах прилагательных -н-, -нн-,
-енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-. Цель сегодняшнего урока: научиться правильно писать данные суффиксы.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

Сначала повторим способы образования прилагательных.

Примеры записаны на доске:

  • совестливый – совесть,
  • талантливый – талант,
  • доверчивый – доверять,
  • задумчивый – задуматься,
  • пищевой – пища,
  • кумачовый – кумач.

– Определите часть речи данных слов. (Прилагательные.)

– Укажите, от каких частей речи образованы данные прилагательные? (От существительных.)

– Каким способом образованы все эти прилагательные? (Суффиксальный.)

– Назовите суффиксы, выделите их и объясните значение.(-лив- – склонный к какому-либо действию, склонный к чему-либо, наличие чего-нибудь в значительной степени; -чив- – указывает на склонность к соответствующему действию; -ев-, -ов- – относящийся к чему-либо.)

III . Объяснение нового материала.

Прилагательные также могут образовываться от существительных и глаголов при помощи суффиксов -н-, -нн-, -енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-, значение которых “относящийся к чему-либо (кому-либо), характеризующийся чем-либо, сделанный из чего-либо”.

Запишем тему урока. Конспектируем теоретические положения параграфа на доске (учитель, схемы-опоры) и в тетради (учащиеся), графические обозначения обязательны.

2. Ветреный, ветряная.

3. Юный, зеленый, синий, румяный, свиной. (н входит в корень слова).

1. Сон + н + ый = сонный (Н + Н)
лимонный, туманный.

2. -онн-, -енн-
станционный, утренний.

4. Слова на -ованный-, -еванный-
асфальтированный
заклеванный

III. -Н– и -НН– в кратких прилагательных.

длинная дорога – дорога длинна
ветреный человек – девочка ветрена

1. Чтение теории в учебнике, орфограмма № 38 ( чтение вслух, про себя, рассказывание материала друг другу в паре).

2. Рассказывание теории по опорным схемам (или по записям учителя) у доски.

3. Показать учащимся мнемонический прием запоминания правила.

ан
н
ян
н
ин
н
они
нн
енн
нн
н + н
нн

4. Комментированное письмо (указать опознавательные признаки орфограммы; назвать художественно-изобразительные средства, используемые автором для изображения картин природы).

  1. По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха.
  2. Средняя Россия стала для меня священной землей, и я часто видел ее, покрытую драгоценным покровом серебряной осенней паутины.
  3. Прошло лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях. (По К.Паустовскому).

5. Распределительный диктант. (В три столбика: -пре-,-при-; -кос-,-каса-; Н и НН в суф. прил.)

Прибедняться, эскадронный, жетонный, превозмочь, земляной, неприкосновенный, неукоснительно, соприкосновение, приголубить, пенсионный, костяной, пресмешной, капканный, придумать, соприкасаться, коснись, змеиный, ветреный, авиационный.

(Можно использовать орфографический словарь.)

6. Диктант с заменой (работа с раздаточным материалом в группах : от данных существительных образовать прилагательные при помощи указанных суффиксов, опознавательные признаки орфограммы выделить).

Читайте также:  Напиши однокоренные имена существительные и прилагательные

1-я группа: сущ. + -ан-, -ян- = прил.

Глина, серебро, нефть, дерево, стекло, олово, кожа, песок, лен.

2-я группа: сущ. + -нн- = прил.

Комар, лев, орел, петух, соловей, лошадь, лебедь, оса.

3-я группа: сущ. + -енн- = прил.

Тыква, ремесло, обед, торжество, солома, клюква.

4-я группа: сущ. + -н- = прил.

Туман, машина, карман, чугун.

7. Самостоятельная работа с раздаточным материалом в группах.

1-я группа (сильные уч-ся).

– Вспомните растения, в названиях которых есть суффикс —ин-.

– Определите, почему эти растения так названы.

Журавлиный нос, львиный зев, гусиные лапки, анютины глазки, гусиный лук, петушиный гребешок, мышиный горошек, кукушкины слезки, кукушкины сапожки, куриная слепота…

2-я группа (средние уч-ся).

– Определите лексическое значение прилагательных в словосочетании.

– Как называются такие словосочетания? (Фразеологизмы.)

Бездонная бочка, мышиная возня, бесструнная балалайка, длинный язык, длинная песня, с воробьиный нос, за каменной стеной.

3-я группа (слабые уч-ся).

– Определите лексическое значение прилагательных в словосочетании.

– На чем основан перенос в словосочетании?

Деревянная изба, деревянный стол, деревянное лицо.

Туманное утро, туманный взор, туманный разговор.

Орлиные перья, орлиный нос, орлиное сердце.

Ослиные уши, ослиное упрямство.

V. Домашнее задание (инструктаж).

1. Для всех уч-ся: параграф 52 (теоретические положения в учебнике; умение восстановить изученный материал по опорным схемам и без них).

2. Для 1-й гр. (сильные уч-ся): упр. № 296 (списать, вставить пропущенные буквы, распределить в два столбика, обозначить условия выбора изученной орфограммы).

3. Для 2-й гр. (средние уч-ся): упр. №295 ( от данных существительных образовать прилагательные по данной модели, распределяя слова по столбикам; обозначить условия выбора изученной орфограммы).

4. Для 3-й гр. (слабые уч-ся): упр. № 295 (от данных существительных образовать прилагательные по данной модели, обозначить условия выбора изученной орфограммы).

1. Индивидуальный устный опрос.

– С какими суффиксами прилагательных вы познакомились на уроке?

– В чем сложность правописания этих суффиксов?

– Расскажите о правописании Н в суффиксах прилагательных по опорным схемам.

– Какова была цель сегодняшнего урока?

– Подумайте и скажите, научились ли вы правильно писать изученные суффиксы?

2. Коллективный письменный опрос (графический диктант).

Голубиный, нефтяной, ржаной, ремесленный, огненный, премированный, инфекционный, стеклянный, ветреный, искренний, макаронный.

Источник

Конспект урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Данный конспект урока предназначен для 6 класса, используется учебник «Русский язык» М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Урок сопровождается компьютерной презентацией, поэтому необходима интерактивная доска, есть и письменные, и устные задания.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_v_6_klasse.rar 226.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

Обучающая: объяснить правописание одной и двух Н в суффиксах прилагательных.

Развивающая: развивать умение излагать свои мысли, аргументировать, доказывать, а также умение выслушать друг друга.

Воспитательная: воспитывать интерес, любовь к русскому языку.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.

На уроке используется учебник «Русский язык М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.».

1. Организационный момент

Здравствуйте! Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с правописанием имен прилагательных, мы поговорим о -н-, -нн-, в суффиксах этой части речи.

2. Актуализация знаний

Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, вспомним материал прошлого урока. Какую тему мы изучали? (На прошлом уроке мы изучали тему «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных»).)

Для того, чтобы проверить, как вы усвоили тему, проведем цифровой диктант. Если в суффиксе следует писать О, ставьте цифру 1, если Е – 2

Камышовый, ключевой, речевой, ситцевый, ежовый, образцовый, лицевой, сторожевой, вещевой, врачебный.

Ключ : 1,2,2,2,1,1, 2,2, 2, 2

Самопроверка по слайду №2 . учащиеся сами ставят оценки, «5»-ошибки отсутствуют, «4»-одна ошибка, «3»- 2 ошибки, «2» — три и более ошибки.

Повторение орфограммы №37

3. Подготовка к восприятию нового материала.

Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных. (приставочный, суффиксальный, сложение)

Взгляните на доску, прочитайте предложения ( слайд №3)

1.По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха.

2.Средняя Россия стала для меня священной землей, и я часто видел ее, покрытую драгоценным покровом серебряной осенней паутины.

3.Прошло лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях. (По К.Паустовскому).

Найдите в этом предложении прилагательные, образованные суффиксальным способом. От какой части речи они образовались? (таинственный – таинство, длинный – длина, журавлиный – журавль)

4. Объяснение нового материала.

Посмотрите ещё раз на слова ( слайд №4) Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН?

Учащиеся пытаются сформулировать правило, далее чтение теоретического материала на странице 132, параграф 56.

Схема орфограммы представлена в презентации (слайд №5)

Запомни! Н входит в корень

павлиНий, зелёНый, сиНий, свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий

с основой на Н+ -Н-

5. Закрепление изученного материала

1) Объяснительный диктант: (устно, по цепочке).

Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей (ученики получают раздаточный материал, для проверки – слайд №6 ).

Кожа…ый портфель, жизне…ый вопрос, лимон…ый напиток, жестя…ая кружка, мысле…ый взор, тыкве…ое семя; царстве…ый жест, торфя…ые болота, мыши…ый писк, песча…ый берег, тума…ый день, стекля…ый шар, берестя…ой ковш, глиня…ая ваза, витами…ый набор, ветре…ый день; льви. ое семейство, тополи. ый пух, травя…ой покров, таинстве…ый шорох.

2) Выполнение упражнения 321, страница 134. Нужно выписать сначала прилагательные, у которых в суффиксе одна Н, а потом прилагательные с двумя Н в суффиксе. Какие слова вы не выписали? Почему?

У доски работают два ученика, остальные самостоятельно в тетрадях.

3) Работа с текстом ( слайд №7)

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Пустынная местность казалась спокойной. Был жаркий, но ветреный день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами. Неширокая дорожка пролегала среди кустов с неяркими оранжевыми цветами. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Торжественную тишину нарушало только пение маленьких птичек да пчелиный гул.

— Определите основную мысль текста. О чем он? (О прогулке у моря )

— Определите стиль этого текста. (Художественный).

— Какие элементы художественного стиля вы можете указать в этом тексте? (Метафора, эпитеты).

— Найдите в тексте прилагательные, объясните правописание Н и НН в суффиксах. Систематизируйте свои выводы в таблице (слайд №8)

Источник