Меню

Алгоритм как определить время глагола



Времена глаголов

Что такое время глагола?

Время глагола – это грамматический признак глагола, обозначающий изменение глаголов по временам. Категория времени представлена системой противопоставляемых друг другу глагольных форм прошедшего (ходил, смеялся), будущего (запишу, буду читать) и настоящего времени (верю, стоите) и служит для определения времени, в которое осуществляется названное глаголом действие или процесс. Категория времени присуща только глагольным формам изъявительного наклонения.

В каком времени может употребляться глагол?

Существует три времени глагола в русском языке:

  • Прошедшее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие происходило или произошло до момента речи (вчера вы вернулись из отпуска, весь год он работал над проектом).
  • Настоящее время глагола показывает, что называемое глаголом действие происходит в момент речи (я сейчас делаю уроки, они сейчас идут в кино). Также формы настоящего времени могут указывать на типичные или постоянные действия, которые не связаны непосредственно с моментом речи (она всегда обедает в кафе, газета выходит по четвергам).
  • Будущее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие будет происходить или произойдет после момента речи, в будущем (завтра я весь день буду работать, через неделю они посетят музей).

От вида глагола напрямую зависит то, какие времена имеет глагол: глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен, тогда как глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего времени.

Как определить время глагола?

Формы времени глаголов образуются при помощи ряда словообразующих суффиксов и изменяются по числам, лицам в настоящем и будущем времени, по числам и родам в прошедшем времени. По представленной таблице вы можете ознакомиться с особенностями изменения глаголов по временам и понять, как определить время глагола по его форме.

Источник

Времена глаголов

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, то есть глагол может указывать на время, в которое происходит названное им действие. В русском языке существует три времени глаголов:

  • прошедшее время,
  • настоящее время,
  • будущее время.

Время, в форме которого может стоять глагол, связано с видом глагола. Глаголы несовершенного вида могут иметь форму всех трёх времён:

Прошедшее: спал, гулял.

Настоящее: спит, гуляет.

Будущее: будет спать, будет гулять.

Глаголы совершенного вида могут иметь форму только двух времён:

Прошедшее: заснул, погулял.

Будущее: заснёт, погуляет.

Глаголы условного и повелительного наклонения по временам не изменяются.

Прошедшее время

Глаголы прошедшего времени указывают, что действие уже произошло, то есть совершалось в прошлом, до разговора о нём. Они отвечают на вопросы что делал? что делали? или что сделал? что сделали? Например:

Вчера весь день (что делал?) читал.

Дети летом (что делали?) загорали.

Телефон вчера (что сделал?) выключился.

Птицы осенью (что сделали?) улетели.

Глаголы несовершенного вида в прошедшем времени указывают, что действие происходило в прошлом, без указания, было ли оно доведено до конца. Глаголы совершенного вида в прошедшем времени указывают, что действие было доведено до конца или совершилось один раз. Сравните:

В глаголах прошедшего времени после шипящих под ударением произносится звук о, а пишется буква ё, например:

Слово бывало совместно с глаголами, стоящими в разных временах, позволяет обозначать действия, которые происходили в далёком прошлом и неоднократно повторялись, например:

Раньше бывало и печку топили.

Зимой бывало придёт медведь к избе и угощение просит.

Пойдёшь бывало к озеру, а тут и дождь начинается.

Окончания глаголов прошедшего времени

Прошедшее время глагола образуется от неопределённой формы глагола. У инфинитива отбрасывается -ть и прибавляется суффикс — так образуется глагол прошедшего времени мужского рода:

Читайте также:  Односоставные предложения с глаголом было

Для образования глагола женского рода после суффикса -л- добавляется окончание :

Для образования глагола среднего рода после суффикса -л- добавляется окончание :

Для образования глагола во множественном числе после суффикса -л- добавляется окончание :

Инфинитив Род Множ. число
мужской женский средний
— -ть
свети ть
+
свети л
+ -ла
свети ла
+ -ло
свети ло
+ -ли
свети ли

Обратите внимание, что перед суффиксом пишутся те же гласные, что и в неопределённой форме перед суффиксом -ть, например:

У некоторых глаголов в прошедшем времени в мужском роде суффикса не бывает, например:

спас, запер, нёс, тряс.

Род и число глаголов прошедшего времени

Глаголы прошедшего времени изменяются по числам. Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются ещё и по родам.

Единственное число Множественное число
Мужской род читал читал и
Женский род читал а
Средний род читал о

Род глагола можно определить по его окончанию:

  • Мужской род: что делал? – нулевое окончание (спал).
  • Женский род: что делала? – окончание (спал а).
  • Средний род: что делало? – окончание (спал о).

Многие глаголы прошедшего времени имеют ударение на основе, кроме глаголов женского рода, в которых ударение переходит на окончание , например:

Обратите внимание, что глаголы в прошедшем времени не изменяются по лицам:

я гулял, ты гулял, он гулял;

мы гуляли, вы гуляли, они гуляли.

Настоящее время

Глаголы настоящего времени указывают, что действие совершается сейчас, то есть в данный момент, когда о нём говорят. Они отвечают на вопросы что делает? что делают? Например:

Он сейчас (что делает?) читает.

Дети (что делают?) загорают на пляже.

Глаголы в форме настоящего времени могут обозначать постоянно происходящие действия или долго длящиеся (длительные), не связанные с временем их обсуждения, например:

Люди спят по ночам.

Телефон работает третий год.

Форму настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида.

Будущее время

Глаголы будущего времени указывают, что действие еще не произошло, то есть оно совершится в будущем, после разговора о нём. Они отвечают на вопросы что будет делать? что будут делать? или что сделает? что сделают? Например:

Завтра он (что будет делать?) будет читать.

Дети летом (что будут делать?) будут загорать.

Программа (что сделает?) обновится.

Птицы осенью (что сделают?) улетят.

Будущее время может быть простое и сложное:

1) Будущее простое время имеют глаголы совершенного вида, например:

Я нарисую портрет.

Будущее простое время обозначает, что действие будет закончено или будет иметь результат.

2) Будущее сложное время имеют глаголы несовершенного вида. Форма будущего сложного времени состоит из двух слов: глагола быть, стоящего в будущем простом времени, и инфинитива. Например:

Я буду рисовать портрет.

Будущее сложное время обозначает, что данное действие будет происходить или будет повторяться.

Источник

определение времени глагола
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Тема: Упражнение в определении времени глагола.

Цель:способствовать формированию ценностного отношнния к совместной познавательной деятельности по определению и применению способа определения времени глагола.

Предметные- определять время глагола по вопросам и другим признакам

Способствовать формированию умения целеполагать, ставить учебную задачу

Выбирать и осуществлять учебную деятельность (планировать работу), оценивать свою работу и результат

Учить обосновывать свое мнение, слушать ,вступать в диалог.

Читайте также:  Вопросы для кроссворда на тему глагол

Личностные— ценностное отношение к умению различать глаголы

Скачать:

Вложение Размер
russkiy_yazyk_tema_opredelenie_vremeni_glagola.docx 17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Упражнение в определении времени глагола.

Цель: способствовать формированию ценностного отношнния к совместной познавательной деятельности по определению и применению способа определения времени глагола.

Предметные- определять время глагола по вопросам и другим признакам

Способствовать формированию умения целеполагать, ставить учебную задачу

Выбирать и осуществлять учебную деятельность (планировать работу), оценивать свою работу и результат

Учить обосновывать свое мнение, слушать ,вступать в диалог.

Личностные — ценностное отношение к умению различать глаголы

-Я вчера прочитала интересную фразу:

Глаза хотят внимательно смотреть

А уши слышать, что нам говорят

Мы многое хотим узнать,

А время нас не будет ждать.

-Каким образом она относится к нам? (нужно слушать ,не мешать другим,не

Не теряя времени переходим к чистописанию: Ши шу шл шм шн шк шт шв

3. Актуализация знаний

-Вы все умеете проверять безударный гласный в корне слова. Я предлагаю задание: проверить безударный гл в корне слова, но слова записывать в три группы по частям речи.

В.селый, кр.чать, бл.стеть, зв.нок, цв.тной, к.вер, см.шной, защ.щать, веч.р П Р О В Е Р К А

-Какие общие признаки есть у данных сущ , прил, гл?-

-Кроме вопроса как еще можно узнать глагол н.ф.?( ть, чь ,ти )

-Как могут изменяться глаголы (по числам, по родам в прош времени , по временам )

4.Тема урока : Упражнение в определении времени глаголов

-Какие задания вы можете предложить ,чтобы развивать умение определять время глаголов(поставить глагол в н.в.,п.в.,б.в.,мн.ч., ж.р. и т. д.)

-научиться измять глаголы по временам

-определять время глагола по вопросам идругим признакам(на доску)

5.Работа в группах: запишите данные глаголы

(как работать в группах:не спорить , а доказывать,выслушивать мнение товарища )

6.Назови свой глагол , а мы определим его время (карточкой)

Я иду по лесной тропинке .Земля поднимается холмиком. Показываются две широкие лапки и мокрый нос. Это крот. Он роет нору.Зверек выглядывает и опять ныряет в глубину.На полянке остается кучка рыхлой земли.

-определите время глаголов в тексте

-как можно изменить время глагола (предлагают дети)

-запишите в другом времени(каждая группа выбирает сама время)

-кому было трудно ?В чем проблема? Что помогло справиться?

Весной ты идешь с ребятами на луг.

-какие предложите задания ?(подчеркнуть орфограммы, основу предложения ,определить время глагола)

Он утопает в цветочках. В траве спрятался колючий ежик.

-под диктовку с теми же заданиями.

9. Рефлексия :- Какие задачи на урок мы ставили ?

-Как мы их решали ?

— Кого хотите похвалить за работу на уроке ?

Завтра урок проверки знаний по теме: « Определение времени глаголов».

Кто уверен что справится ? Какие трудности ?

10. Д .З: упр.454 и 460 помогут еще раз поупражняться в определении времени глаголов.Выполните одно из них устно , а другое в тетради.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок — урок закрепления знаний по теме «Время глагола». Ярким был эмоциональный настрой урока. На уроке использованн игровой материал, который позволил более четко определять время глагола. Дом.

Разработка урока русского языка в 3 классе.

Формирование умения отличать одну временную форму глагола от другой по вопросу (по суффиксу – л – в прошедшем времени);Развитие умения употреблять в речи глаголы в переносном значении;Познакомит.

Урок русского языка в 3 классе. 18.04.2012г.Тема: Упражнения в определении времени глагола.Цели:-закрепить знания детей о существенных признаках глагола как части речи-совершенствова.

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс УМК «Занков».

Технологическая карта предназначена для урока русского языка во 2 классе по развивающей системе Л.В. Занкова.

Развитие умения отличать одну временную форму от другой, изменять глаголы по временам.

Источник

Времена глаголов в русском языке

Времена гла­го­лов — это насто­я­щее, буду­щее и про­шед­шее вре­мя, кото­рые обо­зна­ча­ют, что дей­ствие про­ис­хо­дит в момент речи, будет про­ис­хо­дить или совер­ши­лось рань­ше.

Объясним уче­ни­кам 3 и 4 клас­са, что такое вре­ме­на гла­го­лов в рус­ском язы­ке. Но преж­де напом­ним, какая часть речи назы­ва­ет­ся гла­го­лом.

Понаблюдаем:

Ветер (что дела­ет?) сры­ва­ет листья с дере­вьев.

Мальчик (что сде­лал?) заду­мал­ся над реше­ни­ем зада­чи.

Глагол обла­да­ет харак­тер­ны­ми грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми, кото­рые отли­ча­ют его от слов дру­гих частей речи. Одним из таких при­зна­ков явля­ют­ся вре­ме­на гла­го­лов.

Что такое времена глаголов?

Самостоятельная часть речи имя суще­стви­тель­ное изме­ня­ет­ся по паде­жам и чис­лам, при­ла­га­тель­ное — по паде­жам, чис­лам и родам. Глагол — это часть речи, кото­рая изме­ня­ет­ся по вре­ме­нам.

Глагол не про­сто обо­зна­ча­ет дей­ствие пред­ме­та, а это дей­ствие свя­за­но со вре­ме­нем. С помо­щью гла­го­лов мы можем совер­шить путе­ше­ствие во вре­ме­ни, узнать, что было до того, как мы гово­рим об этом дей­ствии, что про­ис­хо­дит сей­час или будет про­ис­хо­дить после наше­го раз­го­во­ра об этом.

Чтобы понять, что такое вре­ме­на гла­го­ла, рас­смот­рим выска­зы­ва­ния:

О ком гово­рит­ся в этих пред­ло­же­ни­ях? О кло­уне. (Кто?) кло­ун.

Настоящее время глагола

Что гово­рит­ся о кло­уне в пер­вом пред­ло­же­нии?

В пер­вом пред­ло­же­нии мы узна­ем, что кло­ун выпол­ня­ет дей­ствие имен­но сей­час, если зада­дим вопрос:

Глагол «тан­цу­ет» обо­зна­ча­ет реаль­ное дей­ствие в насто­я­щем вре­ме­ни, как и сло­ва этой части речи в такой же фор­ме:

Будущее время глагола

Во вто­ром и тре­тьем пред­ло­же­нии к гла­го­лам зада­дим вопро­сы:

Действие, обо­зна­чен­ное гла­го­лом, совер­шит­ся в буду­щем, после того момен­та, как мы гово­рим о нем. Глаголы «будет тан­це­вать» и «стан­цу­ет» име­ют фор­му буду­ще­го вре­ме­ни.

Примеры

Мы (что будем делать?) будем петь пес­ни.

Дети (что будут делать?) будут смот­реть мульт­фильм.

Прошедшее время глагола

В тре­тьем и чет­вер­том пред­ло­же­нии гла­го­лы отве­ча­ют на вопро­сы:

Действие уже состо­я­лось до того момен­та, как мы гово­рим о нем. Оно уже про­изо­шло ранее. Это гла­го­лы про­шед­ше­го вре­ме­ни.

Понаблюдаем:

Котенок (что делал?) играл с клуб­ком ниток.

Итак, поды­то­жим наши иссле­до­ва­ния.

У гла­го­ла в зави­си­мо­сти от того, какое дей­ствие оно обо­зна­ча­ет по отно­ше­нию к момен­ту речи о нем, раз­ли­ча­ют три фор­мы вре­ме­ни:

  • насто­я­щее вре­мя;
  • буду­щее вре­мя;
  • про­шед­шее вре­мя.

Время гла­го­ла мож­но опре­де­лить по задан­но­му к нему вопро­су.

Времена гла­го­лов Отвечают на вопро­сы Обозначают дей­ствия Примеры
Настоящее что дела­ет?
что дела­ют?
что делаю?
что дела­ешь?
кото­рые про­ис­хо­дят
в насто­я­щем вре­ме­ни,
в момент речи
рису­ет
рису­ют
рисую
рису­ешь
Прошедшее что делал?
что сде­лал?
что дела­ли?
что сде­ла­ли?
кото­рые уже про­изо­шли
или про­ис­хо­ди­ли в
про­шед­шем вре­ме­ни,
до момен­та речи
рисо­вал
нари­со­вал
рисо­ва­ли
нари­со­ва­ли
Будущее что сде­ла­ет?
что сде­ла­ют?
что будет делать?
что будут делать?
кото­рые про­изой­дут
в буду­щем вре­ме­ни,
после момен­та речи
нари­су­ет
нари­су­ют
нари­су­ет
нари­су­ют

Упражнение

Определим вре­ме­на гла­го­лов в сле­ду­ю­щих пред­ло­же­ни­ях.

Юля будет выре­зать елоч­ку из зеле­ной бума­ги.

Тёмная туча надви­ну­лась на солн­це.

Редкие сне­жин­ки мед­лен­но закру­жи­лись в воз­ду­хе.

После теп­ло­го дождя гри­бы в лесу будут рас­ти один за одним.

Презентация

Видеоурок

Источник