Меню

Антонимы прилагательное начальные классы



Словарь антонимов для начальных классов (1,2,3,4)

О словарном запасе ребенка хорошо говорит знание им синонимов и антонимов. И с теми, и с другими, как правило, у детей плоховато. А ведь в этом нет ничего сложного. Есть такая детская игра в антонимы — «Противоположности». Один называет слово, второй подбирает антоним к нему. Эта игра пользуется огромным вниманием у аниматоров детских и даже взрослых и она является частым развлечением на праздничных вечеринках. Так и вы можете поиграть со своим ребенком в антонимы, а он запомнит эти слова и блеснет знаниями не только на празднике, но и в своих будущих сочинениях.

Для начала, антонимы — это слова, противоположные по значению. Словари антонимов огромны, порой, даже взрослый человек не знает значения некоторых слов в них, что уж говорить о значении противоположном. На этой страничке мы собрали для вас только простые антонимы к простым словам, уровень начальной школы, подвластный запоминанию учениками 1,2,3,4 классов.

Краткий словарь антонимов:

аккуратный — неряшливый
антоним — синоним
белый — черный
бледнеть — краснеть, темнеть
блестеть — мерцать, тускнеть
близкий — далекий
богач — бедняк
большой — маленький
быстрый — медленный
век — мгновение
верный — ошибочный
веселый — грустный, печальный, скучный
ветреный — безветренный
ветхий — новый
включить — выключить
внутри — снаружи
вопрос — ответ
восток — запад, вест(мор)
восход — закат
входить — выходить
высокий — низкий
гасить — зажигать
гладкий — шершавый
гласный — согласный
глубокий — мелкий
говорить — молчать
голодный — сытый
город — село, деревня
горький — сладкий
горячий — холодный
греть — охлаждать
грязь — чистота
грязный — чистый
делать — бездельничать
день — ночь
диалог — монолог
добро — зло
друг — враг
дюжий — хилый
ехать — останавливаться
жара — холод
жёсткий — мягкий
замкнутый — общительный
здоровый — больной
зелёный — зрелый, спелый
зима — лето
искренний — лицемерный
истина — заблуждение, обман
исток — устье
крепкий — непрочный
кислый — сладкий
лентяй — труженик
лишний — необходимый
ловкий — неуклюжий
ложиться — вставать
любить — ненавидеть
мёрзнуть — согреваться
мир — война, ссора
много — мало
могучий — слабый
мокрый — сухой
мудрый — глупый
мягкий — твердый
надежда — отчаяние
нарочный — нечаянный
невозмутимый — неуравновешенный
немудрёный — зымысловатый
новый — старый
обильный — скудный
оборонять — нападать
образованный — невежественный
огорчить — утешить
острый — тупой
отважный — трусливый, малодушный
откровенный — скрытный
открыть — закрыть
очевидный — сомнительный
плюс — минус
победа — поражение
повесить — снять
полезный — вредный
положить — взять
польза — вред
помогать — мешать
правда — ложь
правдивый — лживый
привередливый — неприхотливый
приятный — отталкивающий
пустой — полный
пушистый — гладкий
радость — грусть, печаль
различие — сходство
расторопный — медлительный
решительный — неуверенный
робкий — смелый
Родина, отчизна — чужбина
свет — тьма, темнота
светать — смеркаться
север — юг, зюйд(мор)
смеяться — плакать
спасти — погубить
спать — бодрствовать
старт — финиш
сытый — голодный
твердый — мягкий
темный — светлый
тесный — просторный
толстый — тонкий
тонкий — толстый
труд — отдых
трудный — легкий
тужить — радоваться
уверить — разубедить
угрюмый — приветливый
удаляться — приближаться
узкий — широкий
умышленный — нечаянный
упрямый — покладистый
успех — неудача
участливый — равнодушный
халатный — добросовестный
храбрый — трусливый
частый — редкий
честный — подлый
широкий — узкий
щедрый — скупой
яркий — тусклый
яростный — кроткий
ясный — пасмурный, ненастный

Источник

Урок русского языка. 2-й класс. Прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы), их употребление в речи

Класс: 2

Цели:

  • формирование представлений о прилагательных-антонимах и их роли в речи,
  • развитие орфографической зоркости,
  • продолжать работу над умением пользоваться словарями,
  • развитие речи, расширение словарного запаса детей,
  • формирование интереса к родному языку и литературе,
  • воспитание прилежания и умения работать в коллективе.
Читайте также:  Морфологический разбор имени прилагательного серебрист

Оборудование: карточки, толково-этимологический словарь, мультимедийная установка, презентация в программе Microsoft PowerPoint.

Ход урока

1. Организационный момент.

А девиз у нас какой?
Все, что надо, под рукой!
Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки!

2. Проверка домашнего задания:

– Что такое имя прилагательное?

(Имя прилагательное! Мы с тобой дружны. Признаки предметов называешь ты!)

– Когда слова отвечают на вопрос какие?

(Обозначают признаки нескольких предметов)

– Когда слова отвечают на вопросы какой? какая? какое?(Белый (какой?) ландыш)

(Обозначают признак одного предмета)

– Какие слова отвечают на вопрос какие?

(Обозначают признаки нескольких предметов – Белые (какие?) ландыши))

3. Чистописание.

Правила посадки при письме (Слайд № 4)

– Палочка и палочка, между ними галочка.
Ну, понятно сразу всем, что напишем букву….М? (Слайд №5)

«Пословица рассыпалась»: (Слайд №6)

большого, лучше, дело, безделья, маленького.

(Маленькое дело лучше большого безделья.) (Слайд №7)

– Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

– Какие орфограммы вспомним, записывая эту пословицу?

– Назовите имена прилагательные в пословице. (маленькое, большого)

– Что можно сказать об этих именах прилагательных?

(Они указывают на размер предмета, но значение – противоположное).

4. Сообщение темы и цели урока. (Слайд № 8)

– Сегодня мы познакомимся с противоположными по смыслу именами прилагательными.

И в конце урока ответим на вопрос: «Для чего нужны нам эти слова?»

Эпиграф к уроку: (Слайд №9)

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (И.С.Тургенев)

5. Работа над новым материалом.

– Что такое имя существительное?

– Какая часть речи называется именем прилагательным?

– Назовите имена прилагательные в пословице. (Маленькое, большое)

– Сравните их. (Слайды №№ 10–19)

Сравним признаки предметов:

– по величине: орел (какой?) большой, а воробей (какой?)… маленький.

– по цвету: уголь (какой?) чёрный, а мел (какой?)… белый.

– по вкусу: перец (какой?) горький, а сахар (какой?)…сладкий.

– по высоте: дерево (какое?) высокое, а кустик (какой?)… низкое.

– Слова, которые имеют противоположное значение называют антонимами.

Та мелодия (какая?) быстрая, а эта – …(грустная, медленная, любимая).

– По какому признаку сравнили прилагательные «быстрая – медленная»?

6. Физкультминутка (под музыку). (Слайд № 20)

«И вот сейчас пришел черед сыграть в игру «Наоборот».

7. Наблюдения за антонимами.

7.1. Работа с учебником (стр. 130 – упр. 275) – коллективно.

7.2. Закрепление

Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь… тишина.

– На какой вопрос отвечает слово «тишина»? Какой частью речи является?

– Измените это слово так, чтобы оно отвечало на вопрос какой?

Подберите антоним к слову «тихий». (Слайд № 21-22)

Что может быть тихим, громким? (голос, звук)

– Подберите к данным словам противоположные по смыслу. (добрый, громкий, светлый, низкий)

– Напишите по образцу в учебнике: тихий – громкий голос.

– Выполним это задание вместе (по одному – к доске).

– Как называются слова, противоположные по смыслу? Что же такое антонимы?

(Чтение вывода на с.130 – хором.)

8. Под диктовку:

Тает рыхлый сне… . Прошли х…лодные деньки.

Грамматическое задание:

– Какие орфограммы? Подобрать проверочные слова.

Подчеркните главные члены предложений. Какими частями выражены?

Взаимопроверка.

9. Итог урока. (Слайд № 23)

Предметом нашего разговора на уроке были противоположные по смыслу прилагательные. Обратимся к нашему толковому словарю за разъяснением, что такое антонимы. (с. 24 – Афонина Г.Н. «Школьный толково-этимологический словарь»)

Конечно, антонимами могут быть и другие части речи: имена существительные (свет – тьма, друг – враг), глаголы (молчать говорить, потерял нашел).

Употребление антонимов делает речь более выразительной. (Слайд № 24)

Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!

Читайте также:  Конспект про имя прилагательное

«Для всего в русском языке есть множество хороших слов» (К.Г. Паустовский) (Слайд № 25)

– Интересно ли прошёл урок? Что нового узнали?

10. Домашнее задание (Слайд № 26)

  • № 276 (2 предложения), с.130.
  • Дополнительно – на карточках:
    1. Хороша вещь, когда новая, а друг, когда старый.
    2. В умной беседе ума наберешься, а в глупой – свой растеряешь.
    3. Глупый осудит, а умный рассудит.
    4. От умного научишься, от глупого разучишься.
    5. Буквы кривые, да смысл прямой.

Прочитай пословицы. Выбери и выпиши две из них. Как ты их понимаешь?

Какие именно орфограммы вспомнил при работе?

11. Дополнительный материал

«Если будет увлеченье, станет радостным ученье»

«Улыбнись!»:

– Подумай, в чём путаница?

Игра «Расшифруй слово»: (Слайд № 27–29)

широкий (узкий)

твердый (мягкий)

старый (новый)

скучный (интересный)

бесполезный – (ценный)

неряшливый – (аккуратный)

Он точный, чистый и опрятный.
Иным же словом – аккуратный.

Какая орфограмма в этом слове? (Два «к»)

Попробуйте составить слово из первых букв подобранных вами слов. (умница)

Дорогие умники и умницы! Сегодня наш словарь пополнился новым словом.

Антонимы – так называют слова, противоположные по значению.

Источник

Урок на тему «Роль прилагательных – антонимов в речи»

Рябова Лидия Дмитриевна

МБОУ СОШ №12 им. академика В.И.Кудинова

Ул. Луначарского 6

Учитель начальных классов

Открытый урок по русскому языку для 4 класса Школа 2100

Тема: Роль прилагательных – антонимов в речи.

Предметные: обобщить, углубить, закрепить представление об антонимах. Содействовать развитию умения у учащихся применять антонимы; использовать их в устной и письменной речи; находить антонимы в тексте; сравнивать антонимы и синонимы.

Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе, проявляют интерес к новому учебному материалу ,

Метапредметные универсальные учебные действия:

Познавательные: анализируют изучаемые факты языка, выделяют их отличительные признаки, осуществляют поиск нужной информации в учебнике, понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме,

Коммуникативные: используют в общении правила вежливости, формулируют свое мнение и позицию, строят понятное для партнера высказывание, принимают участие в работе парами, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками, выполняют учебные действия в устной и письменной речи, принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Словарная работа: активный, салют, надёжный, ирис, тяжёлый, налево, орех, оранжевый, народ, неуклюжий, иногда, интересный, месяц, металлический, обведите карандашом первые буквы у прилагательных, какое слово получилось?) (на доске – АНТОНИМЫ)

–Что называется антонимом?

Антонимы – слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие противоположное значение

Маленькая ложь рождает большую неправду. — на доске

Прочитайте запись. Что вы прочитали? Как вы понимаете эту пословицу?

-Спишите, подпишите части речи.

Какой частью речи выражены выделенные слова? Что мы знаем об имени прилагательном?

Поставьте эти слова в начальную форму.

Что общего у этой пары слов? (Имена прилагательные, в н.ф., вопрос). Чем они отличаются? (Они противоположны по значению).

Как называются слова с противоположным значением?

О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? Как бы вы сформулировали тему урока?

Роль прилагательных- антонимов в речи. Слайд2

Исходя из темы урока, поставьте перед собой цели нашего урока:

Узнать, для чего нужны…

Учиться находить их в …, подбирать … и употреблять… Слайд 3

Сегодня мы с вами будем говорить о роли антонимов-прилагательных в речи, учиться находить их в тексте, подбирать антонимы к словам, правильно их употреблять.

6. Открытие нового знания.

7. Создание проблемной ситуации.

Под диктовку запишите, подпишите какой частью речи являются антонимы. Я считаю, что это антонимы. Вы согласны? Докажите.

Платье хорошо новое, а друг старый. красный

Добро побеждает зло.синий

Тяжело в учении, легко в бою. жёлтый

Смелый побеждает, а трус погибает. зелёный

День был жаркий, но ночная прохлада освежила воздух.

Толстяк решил похудеть. ( полоски на доску)

Читайте также:  Sense of humor прилагательное

Вывод. Давайте вместе дополним определение антонимов: антонимы – разные по звучанию слова, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одной частью речи).

А какими частями речи могут быть антонимы? (Прил, сущ, нареч, гл)

Назовите эти пары так, чтобы антонимы были выражены прилагательными.

Мы уже несколько раз произнесли слово «антоним», а кто-нибудь знает, как это слово образовалось? Попробуем догадаться вместе (сравнение слов «синоним» и «антоним»: у них одинаковая вторая часть (онима – по-гречески означает имя, слово),анти – против, противоположный: антициклон, антибиотик, антисанитарный, антифашист (полоски на доску АНТОНИМ,СИНОНИМ-имя, слово)

8. Закрепление нового материала.

1. Самостоятельная работа: 1ряд выписывает пословицы, 2 ряд –загадки, 3 ряд –стихи; подчеркнуть антонимы

Маленькое дело лучше большого безделья.

От умного — научишься, от глупого — разучишься.

Хороша веревка длинная, а речь короткая.

Зимой – нет теплей,
Летом – нет холодней. (Погреб)

Далеко мой стук

Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг. (Дятел)

Петя пил чай ледяной

И теперь лежит больной.

Если б пил компот сливовый,

Был бы, как Степан, здоровый.

-В каких жанрах часто используются антонимы?

2. Подобрать антонимы к словам горячий, мягкая, старое, оранжевый, лунный

Вывод: антонимы есть в загадках, пословицах, поговорках, рассказах и стихотворениях, в народных сказках. Они помогают ярче, образнее представить картину, создают контраст, противопоставление, делают речь выразительной, занимательной. Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь , делают её выразительнее, нагляднее. Чёрное очень остро воспринимается на фоне белого, добро – на фоне зла, ум – в сравнении с глупостью. Антонимы лежат в основе контраста – это АНТИТЕЗА – противопоставление Слайд 5

Работа в парах (карточки). Помогите теперь мне подобрать антонимы к словам горячий, мягкая, старое, оранжевый, лунный. Слайд 6

Вывод: Не все слова имеют антонимы.

Вывод: антонимы есть в загадках, пословицах, поговорках, рассказах и стихотворениях, в народных сказках. Они помогают ярче, образнее представить картину, создают контраст, противопоставление, делают речь выразительной, занимательной. Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают её выразительнее, нагляднее. Чёрное очень остро воспринимается на фоне белого, добро – на фоне зла, ум – в сравнении с глупостью. Антонимы лежат в основе контраста – это АНТИТЕЗА – противопоставление. (полоски на доску) На доске составляется опорная схема под темой урока

Учитель: Подберите антоним к слову –работать- отдыхать

Учитель: Вот сейчас мы и отдохнём. Выполним упражнения, определим слова-антонимы

Руки вверх – пришли учиться,

Руки вниз – а не лениться.

Сели, встали дружно вместе,

Покружились все на месте.

На любой вопрос коварный

Сами мы ответ найдём!

К цели мы своей придем!

Учитель: Итак, назовите слова-антонимы, которые встретились в стихотворении.

Ученики: вверх – вниз сели — встали вопрос — ответ

разные по звучанию

противоположные по значению

отвечают на один вопрос

выражены одной частью речи (им. сущ., им. прил., глаг., наречием.)

используются в разных жанрах

На доске составляется опорная схема под темой урока:

Запишите текст по вариантам

разные по звучанию

противоположные по значению

отвечают на один вопрос

выражены одной частью речи (им. сущ., им. прил., глаг., наречием.)

используются в разных жанрах

На доске составляется опорная схема под темой урока:

Роль имён прилагательных- антонимов в речи.

противопоставление, подчёркивают противоположность.

усиливают эмоциональность текста

делают речь выразительной

Учитель: Какие слова помогают увидеть этот прием?

Учитель: Оцените свою деятельность на уроке смайликами на полях. Слайд8

Ученики: На занятии всё было понятно, не совсем понятно, ничего не понятно

Учитель: В заключении нашего урока хочется вам дать напутствие:

Как бы жизнь не летела, дней своих не жалей,
Делай доброе дело ради счастья людей.
Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле.
Делай доброе дело на прекрасной Земле! Слайд 9

Используя ключевые слова и выводы, которые мы делали на уроке, расскажите о роли прилагательных-антонимов в нашей речи. Слайд 10

Источник