Меню

Без глагола мы не сможем



Работа с малым текстом при изучении темы «Глагол»

Цель: повторение и углубление знаний о глаголе, формирование умения работать с текстом и выполнять его комплексный анализ, умения воспринимать чужую речь и составлять свою; воспитание любви к природе.

Оборудование: спроецированный на интерактивной доске текст; диск “Русский язык. Морфология. Орфография. 5-6 классы” под редакцией О.И.Руденко-Моргун с уроком в виртуальном классе “Глагол как часть речи”; раздаточный материал с текстами для самостоятельной работы.

Ход урока.

I. Актуализация прежних знаний.

II. Комплексная работа с текстом.

1. Выразительное чтение текста, спроецированного на интерактивной доске.

Весна. На телеграфном столбе … ворона. Над лесной проталиной … жаворонок. Сорока … на ветке. В светлых березняках — теньканье, посвисты, щебетанье. Под снегом в лощине … вода. Я присел на пенек, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох — оседает под солнцем последний снег.

2. Анализ текста.

Текст ли перед нами? (Да.) Докажите. (Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.) О чем говорится в данном тексте? (О весенней природе, о птицах.) Какова основная мысль текста? В каком предложении она выражена? (Многообразие весенних звуков. Основная мысль выражена в заглавии текста.) Найдите слова, с помощью которых автор передает музыку, звуки весны. (Теньканье, посвисты, щебетанье, свист, шорох.) Запишите их в первый столбик. А какие еще звуки можно “услышать” в данном тексте? (Обращаем внимание на предложения первого абзаца. Ворона может каркать, кричать. Жаворонок — трепетать и заливаться. Сорока — трещать. А вода в лощине может течь, булькать, журчать.) Запишите эти слова во второй столбик. Скажите, что общего в их значениях и в чем разница? (Эти слова обозначают звуки, действия, но в первом столбике существительные, а во втором — глаголы.) Докажите, что это слова различных частей речи. (Существительные отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет. В данном случае обозначают действие как предмет. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? и обозначают действие. В данном случае глаголы обозначают динамику, движение и действия пробуждающейся природы.)

— Попробуем вставить эти глаголы в текст и прочитаем, что получилось.

Весна. На телеграфном столбе каркает ворона. Над лесной проталиной трепещет, заливается жаворонок. Сорока трещит на ветке. В светлых березняках — теньканье, посвисты, щебетанье. Под снегом в лощине течет, булькает вода.

Я присел на пенек, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох — оседает под солнцем последний снег.

— Есть ли еще глаголы в данном тексте? (Присел, слушаю, радуюсь.) Что они обозначают? (Действия человека, его состояние, чувства.) Скажите, пожалуйста, какую роль играют глаголы в нашей речи? (Глаголы обозначают действие, движение, его динамику, трудовые процессы, может передавать звуковые, зрительные восприятия, состояние человека и т.д.)

— Обратим внимание на записанные нами глаголы. Разберите их по составу. Что вы можете сказать об этих глаголах, определив их морфемы? (Каркает, трепещет, заливается — глаголы I спряжения, трещит — II спряжения.) Какие еще морфологические признаки этих глаголов вы можете назвать? Запишем:

Каркает (что делает?) — 3-его лица, единственного числа, женского рода, I спряжения, настоящего времени, в предложении является сказуемым.

Трепещет (что делает?) — 3-его, ед. числа, мужского рода, I спряжения, настоящего времени, в предложении является сказуемым.

Заливается (что делает?) — 3-его, ед. числа, мужского рода, I спряжения, настоящего времени, в предложении является сказуемым.

Читайте также:  Словарный диктант на тему правописание окончаний и суффиксов у глаголов

Трещит (что делает?) — 3-его лица, единственного числа, женского рода, II спряжения, настоящего времени, в предложении является сказуемым.

— Назовите формы слова КАРКАЕТ (каркаю, каркаем, каркаешь, каркаете, каркает, каркают) и подберите однокоренные слова (каркать, каркали, Каркуша). Выполним синтаксический разбор предложения с данным словом.

— Попробуем дать определение, что же такое глагол? Посмотрим по учебнику правило, правильно ли мы все сказали.

III. Закрепление изученного.

1.Просмотр урока виртуального класса.

-А теперь посмотрим урок в виртуальном классе и определим, все ли мы знаем о глаголе как о части речи. ( Просмотр урока.)

Конспект урока виртуального класса.

“Что за часть речи глагол?”.

Учитель: Знаете ли вы, что такое глагол?

Вася: Конечно. Это часть речи.

Анфиса: Это самостоятельная часть речи.

Лиза: Глагол — значит “слово”.

Учитель: Кто прав?

Учитель: Без сомнения, Вася и Анфиса правы. Глагол — это одна из самостоятельных частей речи.

Учитель: Но давайте посмотрим на ответ Лизы. Он кажется мне очень интересным.

Учитель: В старославянском языке “глагол” означал “слово”, “мысль”, а “глаголать” — “говорить”. Посмотрите, именно в этом значении Пушкин использовал это старославянское слово для того, чтобы подчеркнуть, что слово поэтапророка особенное. Давайте послушаем.

Восстань, пророк!
И виждь, и внемли!
Исполнись волею моей.
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Учитель: Как вы думаете, правильно ли наши предки словом “глагол” называли любое слово, речь вообще? За что глаголу такая честь? Может быть, эта часть речи самая важная в языке?

Вася: Неправильно, все части речи — важные слова.

Анфиса: По-моему, тоже неправильно. Я бы назвала “словом” существительное. Это оно называет всё, что существует: землю, солнце, людей. Учитель: Все ребята в какой-то степени правы.

Учитель: Нельзя не согласиться с Васей: все части речи — важные для языка слова.

Учитель: Права и Анфиса. Действительно, всему дают имена и названия существительные.

Учитель: Но я собираюсь вам доказать, что без глагола язык мёртв. Учитель: О! Что это у нас появилось?

Анфиса: Кот и собака.

Учитель: Сколько существительных вы назвали!

Учитель: Ну, что? Интересно? Вася: Пока не очень. Вот если бы узнать, что случилось.

Учитель: Есть волшебные слова, с помощью которых мы можем это узнать. Учитель: Попробуем? Откроем сундучок? Класс: Да!

Учитель: Ну, а теперь смотрите внимательно.

Учитель: Какие волшебные слова помогли нам рисунки превратить в мультфильм?

Учитель: Да, с помощью глаголов мы смогли “оживить” рисунки.

Учитель: Глаголь; в языке, как сказал русский лингвист Пешковскии, — это “слова, оживляющие всё, к чему они приложены”.

Учитель: Глаголы способны “оживлять”, потому что обозначают действие.

Учитель: У Анфисы вопрос? Пожалуйста. Анфиса: Кот прыгнул на стол- это действие. Анфиса: Стащил курицу- это тоже действие. Анфиса: Кухарка побила собаку — и это действие. Анфиса: Но, например, страдает — разве это действие?

Учитель: Анфиса права. Этот глагол обозначает чувство.

Учитель: С помощью глаголов можно рассказать не только о действиях, но и о состоянии человека и природы, передать движение, поведать о чувствах и переживаниях, назвать признак.

Учитель: Но когда мы даём определение глаголу в морфологии, мы обобщаем различные значения глагола и говорим, что он обозначает действие в широком смысле слова.

Учитель: Так как глагол называет то, что мы говорим о предмете (о подлежащем), то его главная синтаксическая роль — это роль сказуемого.

Учитель: Начальная форма глагола — неопределённая форма (или инфинитив). Учитель: Сегодня состоялось наше первое знакомство с глаголом. Уберём таблицу в Альбом и посмотрим на определение, которое есть в нашем Учебнике. (Чтение определения.)

Читайте также:  Глаголы с приставкой вы как определить спряжение глагола

— Во всем ли мы были правы, ничего не забыли? Тогда посмотрим, внимательно ли вы посмотрели фильм и хорошо усвоили тему.

2. Выполнение заданий.

— Выполним задания. (Задания по теме даны в том же диске, их можно выполнять коллективно или отправить по сетевой связи на компьютеры для индивидуальной работы.)

Задание 1.Вспомни, что ты знаешь о глаголе. Отметь правильные утверждения.

1. Глагол — служебная часть речи.

2, Глагол в начальной форме отвечает на вопрос что делать?

3 Начальная форма глагола называется инфинитив.

  • Глагол — самостоятельная часть речи.
  • Глагол в начальной форме отвечает на вопрос что сделать?
  • В старославянском языке глаголом называли слово, речь.
  • Начальная форма глагола называется неопределённой формой.
  • Глагол обозначает действие.

Задание 2. Какое значение имеют выделенные глаголы. Ответ выбери из списка: действие, состояние, движение, чувство, признак.

  • Мама гладит бельё.
  • Пчелы жалятся.
  • Бабушка дремлет.
  • К нам бежит собака.
  • Горжусь папой.
  • Папа рубит дрова.
  • Собаки кусаются.
  • Вася лезет на дерево.
  • Дети веселятся.
  • Презираю ябед.

Задание 3. Посмотри! Всё это может обозначать глагол. Но какая характеристика самая общая? С помощью какой из них мы характеризуем глагол как часть речи?

IV. Самостоятельная работа. Задание: вставить подходящие по смыслу глаголы; выполнить комплексный анализ текста.

Скоро весна. Над полями и лесами ярче . солнышко. В полях . дороги, на реке . лед. . Белоносые грачи. свои старые растрепанные гнезда. Скоро, скоро . лес листвою, . на опушках черемуха, . над ручьями голосистые соловьи.

V. Домашнее задание. Написать сочинение “Скоро весна” по данному началу.

Источник

Информационный текст «Глагол в языке и речи»
статья (русский язык) на тему

В помощь коллегам.

Скачать:

Вложение Размер
informatsionnyy_tekst.doc 271 КБ
informatsionnyy_tekst.doc 271 КБ

Предварительный просмотр:

Информационный текст «Глагол в языке и речи».

1.Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить ».

2.Глагол – это самостоятельная часть речи , которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

3.Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); з вучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования ( жить, находиться) и другие.

4.Глаголы имеют общее грамматическое значение «действие ».

5.Глагол имеет следующие морфологические признаки:

1) Постоянные признаки:

а). вид : совершенный (что сделать ?); и несовершенный (что делать?)

б). переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения);

в).возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса – СЯ-СЬ;

г ).спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам .Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола (Ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить , кроме брить, стелить ; 7 глаголов на – еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть , терпеть, вертеть; 4 глагола на – ать : слышать, дышать, держать, гнать . Все остальные глагола на (-еть, — ать, -ять и другие) и два глагола – исключения на ить (брить, стелить);

2) Непостоянные признаки:

а ) наклонение : изъявительное (Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем). , условное ( Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса – л – и частицы бы. Например, сделал бы, хотел бы…)., повелительное ( Глаголы в повелительном наклонении ,которые кто – то приказывает или просит выполнить. Например, пиши, читай, учись…).;

б ) время ( По временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении). : настоящее ( что делает? Что делают?), прошедшее (что делал (а,о )?), будущее (что будет (ут) делать? Что сделает (ют)? ;

в) число: единственное и множественное;

г ) лицо : 1 – е (Я –МЫ); 2 – е (ТЫ – ВЫ); 3 – е (ОН – ОНА – ОНО); однако, есть глаголы, для которых несвойственно изменение по лицам, и связано это с особенностями лексического значения этих глаголов. Такие глаголы называют действия, которые происходят сами по себе и называются безличными, то есть без лица. Они выражают: явления природы (морозит, вечереет); физические или психические состояния человека ( лихорадит, знобит, нездоровится). Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего. ( Смеркалось. Уж вечереет.)

д ) род (только у глаголов прошедшего времени, единственного числа.)

6) В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего (Учиться – всегда пригодится),входит в грамматическую основу предложения.

7) Частица – НЕ- с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без не не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровиться, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливать.

8) В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит… 9).Глаголы приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь.

Сообщения о глаголе.

1).На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды).Например, Николай Греч писал : «Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова».Высказывание Николая Греча вы видите на доске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.

Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить».

Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще».

Именно в этом смысле употребил его А.С .Пушкин в стихотворении «Пророк»: «Глаголом жги сердца людей». Глагол – это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость .Глагол как часть речи обозначает «процесс».С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.

2).Известный русский лингвист А.М Пешковский утверждал, что «глаголы – это слова, оживляющие все, к чему они приложены». И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут «оживить» окружающий нас мир.

Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.

Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так в официально – деловом стиле – примерно 6% глаголов, в научном – около 10%. В художественной речи глагол употребляется гораздо чаще: до 15% всех слов художественного текста – глаголы. Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов.

Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы.

Источник