Меню

Безличные глаголы мне не спится



Безличные глаголы и личные глаголы в безличном употреблении

Кроме личных форм глаголов в современном русском языке встречаются также и безличные глаголы, которые обозначают действие, протекающее само по себе, вне всякого отношения к субъекту (т.е. к лицу). 2. Глаголы-сказуемые в безличном предложении имеют форму 3-го лица единственного числа или форму среднего рода единственного числа — в обоих случаях без указания производителя действия: Мне не спится что-то. С утра меня лихорадило.

Сказуемое безличных предложений чаще всего выражается следующими глаголами:

  • 1) Личными глаголами в безличном употреблении (это глаголы, которые теряют формы изменения и застывают в форме 3-го лица единственного числа или в форме прошедшего времени):Сеномпахнет; Волнойразбилолодку(ср. Сенопахнет; Волнаразбилалодку — те же глаголы употреблены в личной форме).
  • 2) Личными глаголами в безличном употреблении, которые приобрели новое лексическое значение и превратились в безличные глаголы: Вамвезёт (о счастье, удаче). Работыхватает(достаточно). Их личные формы везёт (Лошадьвезёт), хватает (Рыбахватаетприманку) имеют совсем другое значение.
  • 3) Собственно безличными глаголами, у которых нет омонимов среди личных глаголов: Смеркается. Светает.
  • 4) Безличное сказуемое часто выражается особой безличной формой глаголов, образуемой от формы 3-го лица или формы среднего рода добавлением суффикса -ся (-сь):не спит — не спится; не верило — не верилось. Сказуемое это обозначает различные состояния людей, не зависящие от их воли: Два часа ночи.Не спится.
  • 5) В качестве безличного может употребляться и глагол было — будет (в значении «имелось» — «имеется»): Работыбылонедели на две. Настоящее время при утверждении обозначается паузой на месте опущенного глагола: Работы — недели на две, а при отрицании — безличной формой нет:Небыло времени.Нетвремени.

Составное глагольное сказуемое: Заметно стало светлеть. Начинало смеркаться. Мне хотелось спать.

Составное сказуемое, в состав которого входят наречия категории состояния (можно, должно, надобно, надо, нужно, нельзя, стыдно, боязно, тошно, жаль, пора, грустно, весело, отрадно, тепло, больно, сухо, сыро, холодно, уютно и др.), связка и часто неопределённая форма глагола, например: Было уже темно. Вам холодно немножко. Мне было жаль старика. Надо перестраивать всю жизнь. Нам пора ехать. Весело было слышать побрякиванье русского колокольчика. Жаль было мне расставаться со стариком. Жутко было оставаться в потёмках. О путешествии нельзя было и думать.

Также глаголы могут выражать:

  • 1. Явления природы (вечереет, смеркается, светает).
  • 2. Физическое и психическое состояние человека (знобит, нездоровиться, лихорадит, тошнит, (не) хочется).
  • 3. Действие какой-то стихийной силы (водой затопило поля, снегом запорошило пути, молнией разбило дерево).
  • (Такие безличные глаголы, как правило, сочетаются с существительными в форме творительного падежа со значением орудия действия).

Безличные глаголы всегда выступают в роли сказуемого в односоставном безличном предложении, в котором подлежащего нет и быть не может.

Например: На улице вечереет. Мне нездоровится

В современном русском языке принято различать два типа безличных глаголов.

  • 1. Собственно-безличные глаголы, которые всегда выступают в роли сказуемого в односоставном личном предложении. Это глаголы: светает, вечереет, смеркается, тошнит, першит, нездоровится, не спится и др.
  • 2. Личные глаголы в безличном значении (употреблении). Такие глаголы могут выступать в роли сказуемого и в двусоставном предложении, и в односоставном безличном.
Читайте также:  Неправильные глаголы шпаргалка для 5 класса

Источник

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме «Безличные глаголы»»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок русского языка в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Безличные глаголы» Тип урока: урок «открытия» новых знаний Урок подготовила учитель МОУ СОШ №13 им. Р.А. Наумова г.о.г. Буй Ершова Ольга Борисовна

О чем идет речь? Что это? Что без меня предметы? Лишь названия. Но я приду – все в действие придет. Летит ракета, люди строят здания, И рожь в полях растет. *

Что нам уже известно о глаголе? При затруднении с ответом обратитесь к вопросам задания №1 в технологической карте урока. *

В карте урока вставьте пропущенные буквы, выделите личные окончания глаголов, определите спряжение, число и лицо глаголов. Пиш..м…………………………………….. слыш..шь……………………………………. танцу..т…………………………………… *

Проверьте себя: Пишем — 1 спряжение, множественное число,1 лицо слышишь – 2 спряжение, единственное число, 2 лицо танцует – 1 спряжение, единственное число, 3 лицо ( или танцуют — 1 спряжение, множественное число , 3 лицо) — Можно ли к этим глаголам подобрать слова, называющие тех, кто выполнял бы эти действия? *

— Послушайте сценку. Чем необычны те глаголы, которые мы услышим в диалоге? Сценка: — Здравствуй, бабушка! Как ты себя сегодня чувствуешь? — Нездоровится мне. С утра знобит, лихорадит. — А кто тебя знобит и лихорадит? — Никто. Это просто так в нашем языке говорится. — А разве так бывает? Действие есть, а того, кто его делает, нет. *

Тема урока Безличные глаголы *

На какие вопросы по теме урока вы хотели бы сегодня получить ответ ? *

Работв пах: А) — Перед вами прожения. Подумайте, какие в них грамматические основы. Распределите предложения на две группы. Запишите предложения по группам в тетради. Вставьте пропущенные буквы. — Дайте комментарий орфограмм. Подчеркните основы. Заметили ли вы безличные глаголы? Подпишите их. — Можно ли к этим глаголам подставить лицо, выполняющее действие? — По какому принципу вы разделили предложения? — Какой вывод можно сделать из этого задания? ( В предложениях с безличными глаголами в грамматической основе нет подлежащего ) Снова выпал снег. За окном зав..южило. К вечеру подморозило. Мне (не) спится. Хочется помечтать о поез…ке в ц…рк. Мой брат тоже (не) спи В весеннюю пору смеркает..ся поз..но. Работа в парах: Задание №2 А) — Перед вами предложения. Подумайте, какие в них грамматические основы. Распределите предложения на две группы. — По какому признаку вы разделили предложения? Запишите предложения по группам в тетради. Вставьте пропущенные буквы. -Подчеркните основы. Укажите безличные глаголы Снова выпал снег. За окном зав..южило. К вечеру подморозило. Мне (не) спится. Хочется помечтать. Брат тоже (не) спит. Смеркает..ся поз..но.

Б) — Прочитайте ещё раз те предложения, где есть безличные глаголы. Подумайте, что обозначают эти глаголы? -Запишите в карте урока, что обозначают эти глаголы. Сделайте вывод. Проверьте себя.

Безличные глаголы обозначают: 1)Состояние природы: завьюжило, подморозило, смеркается 2)Состояние человека: не спится, хочется помечтать

В) – Определите морфологические признаки безличных глаголов: наклонение, время, число, лицо или род. — Сделайте вывод, в какой форме могут стоять безличные глаголы?

Безличные глаголы могут быть в форме настоящего и будущего времени 3-го лица ед.числа и прошедшего времени единственного числа среднего рода, а так же употребляться в условном наклонении единственного числа среднего рода

Читайте также:  Форма прошедшего времени глагола начаться

6.Физкультминутка: Кто внимателен из вас, Проверяем мы сейчас: Назову безличные глаголы — Пальцами коснитесь пола. Вечереет. Падает снег за окном, Молча в сумерках день догорает. Подморозило. Тихо и зябко кругом, Так лишь дома, в России, бывает. А на улице мелкий искрится снежок. И хлопочут синички на ветках. Смеркается. Вот засветится лампы кружок, И рассыплются звезды-монетки.

Задание №3 Прочитайте глаголы: пахнуть, клонить — В какой они форме? — Поставьте эти глаголы в предложение на место пропусков, изменив их форму. 1)Пахнуть Сирень приятно… … сеном над лугами (А. Майков) 2)Клонить Ветер… деревья к земле. Меня … ко сну. — В какой форме глаголы оказались в предложении? — Подчеркните грамматические основы. Сравните предложения. -В каждом ли предложении есть исполнитель действия? Какой вывод можно сделать? — В каких предложениях глаголы назовём безличными?

Сравните свои записи с записями на слайде: 1)Пахнуть (инфинитив) Сирень приятно пахнет. Пахнет (или пахло)сеном над лугами. Пахнет ( настоящее время, единственное число, 3 лицо) Или Пахло (прошедшее время, единственное число, средний род) 2)Клонить (инфинитив) Ветер клонит деревья к земле. Меня клонит (или клонило) ко сну. Клонит ( настоящее время, единственное число, 3 лицо) Или Клонило (прошедшее время, единственное число, средний род) -В каждом ли предложении есть исполнитель действия? — Какой вывод можно сделать, сравнивая предложения? — Какие глаголы мы будем считать безличными?

Задание №4 — Внимательно прочитайте отрывки из стихотворений о весне русского поэта 19 века, родившегося в Костроме, Алексея Николаевича Плещеева. Найдите в тексте стихотворения предложения с безличными глаголами. Что обозначают эти глаголы? Подчеркните их в карте урока. ВЕСНА (1872) Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье впереди И унесла зима заботы!

Весна (1863) Опять весной в окно мое пахнуло, И дышится отрадней и вольней. В груди тоска гнетущая заснула, Рой светлых дум идет на смену ей. Сошли снега. Оковы ледяные Не тяготят сверкающей волны. И плуга ждут далекие, немые Поля моей родимой стороны.

Проверьте себя: 1 стихотворение: В окно повеяло весною. 2 стихотворение: Опять весной в окно мое пахнуло, И дышится отрадней и вольней.

Задание №5 Работа в парах: — Расположите предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Запишите его в тетрадь. Подчеркните предложения с безличными глаголами. Вот и река. Однако меня пугает вечерняя прохлада. Я отправляюсь к речке. Вечерело. Хочется искупаться. Мне не сидится дома. Зато как легко дышится! Постепенно свежеет.

Вариант текста: Вечерело. Мне не сидится дома. Я отправляюсь к речке. Постепенно свежеет. Вот и река. Хочется искупаться. Однако меня пугает вечерняя прохлада. Зато как легко дышится!

11 Домашнее задание: 1. Страница 235 правило, упражнение 662 письменно. 2. Придумать текст из 7-8 предложений, включающий в себя не менее 3 безличных глаголов, по образцу текста из классной работы. Дополнительное домашнее задание: 1.Найти в стихах русских поэтов примеры, где используются безличные глаголы. 2. Самим сочинить стихотворение с использованием безличных глаголов.

Читайте также:  Образовать от глагола петь новые слова с приставкой

Источник

Безличные глаголы

Безличные гла­го­лы — это сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствия или состо­я­ния, про­ис­хо­дя­щие без­от­но­си­тель­но к лицу или пред­ме­ту.

Узнаем, что такое без­лич­ные гла­го­лы в рус­ском язы­ке, выяс­ним их грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти и спо­со­бы обра­зо­ва­ния. Приведем при­ме­ры без­лич­ных гла­го­лов.

Что такое безличные глаголы?

Чтобы понять, какие гла­го­лы назы­ва­ют без­лич­ны­ми в рус­ском язы­ке, вос­поль­зу­ем­ся при­ё­мом про­ти­во­по­став­ле­ния.

Напомним, что гла­гол — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая назы­ва­ет дей­ствие или состо­я­ние. Действие обыч­но при­вя­за­но к субъ­ек­ту — к лицу, оду­шев­лён­но­му или неоду­шев­лен­но­му пред­ме­ту:

Такие гла­го­лы име­ют лич­ные фор­мы, то есть спря­га­ют­ся. Они соче­та­ют­ся с лич­ны­ми место­име­ни­я­ми и суще­стви­тель­ны­ми в каче­стве субъ­ек­та дей­ствия. Кроме этих гла­го­лов, в рус­ском язы­ке суще­ству­ет спе­ци­фич­ная груп­па слов этой части речи, кото­рые не соот­но­сят­ся с опре­де­лён­ным дея­те­лем.

Понаблюдаем:

Действие или состо­я­ние про­ис­хо­дит само по себе, вне воли лица или субъ­ек­та дей­ствия. Эти сло­ва не соот­но­сят­ся с лицом или пред­ме­том.

В рус­ской грам­ма­ти­ке в соот­вет­ствии с этой осо­бен­но­стью рас­смот­рен­ные гла­го­лы назы­ва­ют без­лич­ны­ми.

По срав­не­нию с боль­шин­ством слов этой части речи без­лич­ные гла­го­лы име­ют харак­тер­ные грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти.

Грамматические особенности безличных глаголов

Специфичной осо­бен­но­стью без­лич­ных гла­го­лов явля­ет­ся то, что они не име­ют кате­го­рии лица, отче­го и полу­чи­ли своё назва­ние.

В их пара­диг­ме име­ют­ся толь­ко несколь­ко грам­ма­ти­че­ских форм:

К при­ме­ру, от без­лич­но­го гла­го­ла «смер­кать­ся» обра­зу­ем все воз­мож­ные фор­мы.

Форма без­лич­но­го гла­го­ла с окон­ча­ни­ем -ет/-ит похо­жа на фор­му 3 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го или буду­ще­го вре­ме­ни:

Форма про­шед­ше­го вре­ме­ни без­лич­ных гла­го­лов грам­ма­ти­че­ски оформ­ле­на как про­шед­шее вре­мя един­ствен­но­го чис­ла сред­не­го рода:

Значение безличных глаголов

Среди этих слов ука­жем соб­ствен­но без­лич­ные гла­го­лы, кото­рые по сво­е­му зна­че­нию изна­чаль­но не соот­но­сят­ся с про­из­во­ди­те­лем дей­ствия:

1. гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие дей­ствие или состо­я­ние чело­ве­ка:

2. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие дол­жен­ство­ва­ние, пред­по­ло­же­ние, воз­мож­ность:

3. гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие явле­ния и состо­я­ния при­ро­ды, дей­ствие сти­хий­ных сил:

К без­лич­ным гла­го­лам при­мы­ка­ют гла­го­лы в лич­ной фор­ме, кото­рые могут упо­треб­лять­ся без­от­но­си­тель­но к дея­те­лю.

Сравним:

Вдали гро­мы­ха­ет поезд. — Громко гро­мы­ха­ет в насу­пив­шем­ся небе.

В вол­нах моря что-то тем­не­ет. — Зимой быст­ро тем­не­ет.

Из-за мыса пока­за­лось суд­но. — Мне пока­за­лось, что она рас­стро­е­на.

Это изве­стие ужас­ну­ло нас. — Всех ужас­ну­ло, как мож­но быть таким бес­сер­деч­ным.

Безличные гла­го­лы попол­ня­ют­ся так­же лич­ны­ми фор­ма­ми гла­го­лов путём при­со­еди­не­ния к ним пост­фик­са -ся /-сь:

  • она верит — верит­ся с тру­дом;
  • ребё­нок спит — дол­го спит­ся;
  • уче­ник дума­ет -лег­ко дума­ет­ся;
  • рыба дышит — хоро­шо дышит­ся;
  • девоч­ка меч­та­ет — ей меч­та­ет­ся.

Безличные гла­го­лы явля­ют­ся цен­тром одно­со­став­но­го без­лич­но­го пред­ло­же­ния, в кото­ром нет и не может быть дея­те­ля, обо­зна­чен­но­го суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа. Слово с пред­мет­ным зна­че­ни­ем, как пра­ви­ло, исполь­зу­ет­ся в кос­вен­ных паде­жах.

Примеры предложений

С ночи под­мо­ро­зи­ло , так что под нога­ми смач­но хруст­ну­ло .

Вася про­мо­чил ночи, так что вече­ром его нача­ло зно­бить .

Из откры­той две­ри на меня очень дует.

После рас­ста­ва­ния с ним всем немно­го взгруст­ну­лось.

Мне кажет­ся, что здесь нуж­но исполь­зо­вать дру­гой метод иссле­до­ва­ний.

Видеоурок для учащихся 6 класса

Источник