Меню

Безударные буквы глаголов 3 лица



Гласные в глагольных окончаниях

Безударные гласные в глагольных формах

Написание безударных гласных в глагольных окончаниях подчиняется общему правилу (см. § 33): неударные окончания проверяются соответствующими ударными. Применение этого правила требует умения определить, к какому спряжению относится глагол.

В формах настоящего будущего времени глаголов I и II спряжения во всех окончаниях, кроме 1-го лица ед. ч., различаются гласные буквы. В формах 2-го и 3-го лица ед. ч., 1-го и 2-го лица мн. ч. глаголов I спряжения пишется буква ё (без ударения – е), в тех же формах глаголов II спряжения пишется буква и ; в форме 3-го лица мн. ч. глаголов I спряжения – буквы у (ю), глаголов II спряжения – а (я). Ср., напр.: несёт, клюёт, читает и кричит, горит, просит; несём, клюём, читаем и кричим, горим, просим; несут, клюют, читают и кричат, горят, просят.

Отнесение глагола к I или II спряжению и написание в окончании правильной гласной буквы вызывает затруднения в таких, напр., случаях, как пилишь и колешь, гонит и сохнет, сядет и ходит, пашет и дышит, положим и ляжем, полощем и тащим, плачете и лечите, сеет и строит . В подобных парах форм окончания не под ударением произносятся одинаково (как в приведенных парах) либо возможно их смешение (в некоторых формах 3 го лица мн. ч.: ср. колют и пилят, пашут и дышат, полощут и тащат, сеют и строят).

Тип спряжения глаголов с безударными окончаниями определяется по форме инфинитива (неопределенной форме глагола). Если в этих глаголах перед суффиксом инфинитива −ть – гласная и , то глагол относится ко II спряжению, напр.: пилить, носить, положить, лечить. Глаголы с инфинитивом не на −ить относятся к I спряжению, напр.: колоть, пахать, плакать, дремать, гулять, жалеть, сеять, тронуть, сохнуть, лечь, лезть, сесть . Поэтому, например, следует писать: носит, положим, лечат , но пашет, плачет, гуляет, жалеем, тронем, лезем, дремлют.

Исключения:

1) одиннадцать глаголов не на −ить (с гласными е и а перед – ть), относящиеся ко II спряжению: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, дышать и слышать;

2) три глагола на −ить , относящиеся к I спряжению: брить, зиждиться и зыбиться . Следует писать: вертишь, зависит, слышат , но бреешь, зиждется, зыблются и т. п.

Выбор буквы перед суффиксом инфинитива −ть на месте безударного гласного (как, например, в глаголах гладить, множить, строить, зыбиться, видеть, зависеть, обидеть, слышать, сеять) определяется особым правилом, см. § 76.

Все сказанное распространяется и на глаголы с приставками и с конечным элементом (постфиксом) −ся (−сь), которые имеют окончания того же типа спряжения, что и соответствующие глаголы без приставки и без −ся (−сь), напр.: выпьет (ср. пьёт), выберем (берём), выспимся (спим), покрасят (красят), разрежешь (режешь), исстрадается (страдает), колются (колют).

Примечание 1. При спряжении глагола стелить (и всех производных от него глаголов) используются те же формы, что у глагола I спряжения стлать: стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют.

Примечание 2. Глагол хотеть (и все производные от него глаголы) имеет в ед. ч. безударные окончания I спряжения (хочешь, хочет), хотя во мн. ч. под ударением – окончания II спряжения (хотим, хотите, хотят).

Примечание 3. Глаголы I спряжения сыпать, трепать и щипать (и все производные от них глаголы), наряду с формами типа сыплешь, сыплет, сыплют, треплешь, треплет, треплют, щиплешь, щиплет, щиплют , имеют разговорные вариантные формы типа сыпешь, сыпет, трепешь, трепет, щипешь, щипет , причем входящие в этот ряд формы 3-го лица мн. ч. передаются на письме с окончанием II спряжения: сыпят, трепят, щипят.

Примечание 4. В суффиксах действительных причастий настоящего времени −ущ (−ющ) и −ащ (−ящ) пишется та же гласная буква, что и в окончаниях 3-го лица мн. ч. соответствующих глаголов (см. § 58). О написании гласных в других причастных формах см. § 59 и 60.

Читайте также:  Тема урока видовые пары глагола 5 класс

Конечный гласный (всегда безударный) в окончании 2-го лица мн. ч. передается на письме буквой е (в глаголах обоих типов спряжения), напр.: пишете, рисуете, ходите, смотрите . Буквой е оканчиваются также формы мн. ч. повелительного наклонения, напр.: идите, пишите, рисуйте, смотрите, идёмте.

Источник

Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов

  • закрепить знания о глагол как части речи;
  • научить определять спряжение глаголов;
  • формировать умение писать безударные личные окончания
  • глаголов в настоящем и будущем времени;
  • развивать мышление, речь, внимание, память;
  • воспитывать любовь к родному языку.

I. Организационный момент (психологический настрой)

Учитель: Какое облачко вам больше нравится? (Ответы детей.)

– Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.

От чего ещё может быть хорошее настроение? Посмотрите в окно, что видите? (Хорошая погода, весна.)

Весна. Что слышится вам в этом слове? (что-то обновляющее, очищающее, весна – это утро года) (слайд 2)

Однокоренные слова: веснянка, весенний, веснушки (слайд 3)

О весне сложено много песен, стихов, загадок, пословиц и поговорок. В них названы различные приметы весны. Послушайте загадки и пословицы о весне (слайд 4, 5, 6, 7)

Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает, когда это бывает?
Вот уже набухли почки,
На волю просятся листочки,
Червячка петух нашёл,
Кто зиму замещать пришёл? (Весна.)

Какое время года вас
Радует капелью
И первыми ручьями,
И звонкою птичьей трелью? (Весна.)

В овраги ручьями катится,
Деревьям дарит платьица,
В цветы одевает луг
И станет летом вдруг.
Ты знаешь, кто она?
Красавица… (весна).

Пословицы о весне (слайд 8)

  1. Осень хвастлива, весна справедлива.
  2. Поздняя весна не обманет.
  3. Весна и червячка оживит.
  4. Май весну венчает, лето встречает.
  5. Весна красна не одними цветочками, а и зелёными листочками.
  6. Ранняя весна обманчива, поздняя – верней.

– А вот как описал весну великий русский поэт А. Н. Плещеев. (слайд 9) Прочитайте.

Уж та…т снег, бегут ручьи,
В окно пове…ло весною.
Засвищ…т скоро соловьи,
И лес оден…тся листвою.

– Какая интонация стихотворения?
– Каким рисует весенний день поэт? (Ответы детей.)
– Спишите, вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глаголов.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.

III. Объяснение новой темы

– Давайте вспомним, что такое спряжение и какие глаголы относятся к I спр., ко II спр.?

Спряжение – ЭТО ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛА ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ И СИСТЕМА ЕГО ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ. (Слайд 11)

Слово «спрягать» исконно русское, устаревшее. Оно обозначало «соединять вместе, объединяться».
Например: спрягать лошадей с телегой, т.е. объединять их для работы: сейчас говорят «запрягать лошадь в телегу» (слайд 12)

– Итак, глаголы изменяются по лицам и числам, то есть спрягаются. Назовите личные местоимения (слайд 13)

1) Работа с учебником (§ 119), стр.266
2) Беседа

Читайте также:  Суффикс л признак глаголов прошедшего времени

– Охарактеризуйте окончания I спряжения. (Во всех формах наст, и буд. времени, кроме 1-го лица ед.ч. и 3-го лица мн.ч., в окончаниях пишется гласная е; в 3-м л.мн.ч. пишутся окончания -ут/-ют)

– Охарактеризуйте окончания II спряжения. (В всех формах наст. и буд. времени, кроме 1-го л. ед.ч. и 3-го л. мн.ч. пишутся окончания –ат/-ят.)

– Почему легко определить спряжение данных глаголов? (В этих глаголах гласные в окончаниях находятся под ударением.)

– Упр. 678 (устно) Проспрягать глаголы, помещённые на поле. В них ударение падает на окончание

– Определите ударение. Укажите окончание. Назовите глаголы с безударными окончаниями.

Живёт, ездим, летит, поём, боремся, строит.

– Можно ли на слух или по 3-ему лицу мн.ч. определить спряжение глаголов с безударным окончанием? Далеко не всегда.

Бор( е / и )тся, езд( е / и )т, стро( е / и )т.

– Что нужно делать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола? (слайд 15)

Ко II спряжению относятся:

Все глаголы на -ить, кроме брить и стелить.
Семь глаголов на -еть, и четыре на -ать (см. стихотворение).

Некоторые другие глаголы -ать (-ять), у которых ударение падает на окончания, например лежать – он лежит, стоять – мы стоим.

Это стихотворение поможет тебе запомнить исключения: (слайд 18)

Остальные глаголы (на -еть, -ать, -оть, -eть, и др. относятся к I спряжению. (слайд 19)

IV. Закрепление нового материала.

1) Упр. 679 (письменно)
2) Физкультминутка.
3) Выборочный диктант
(Записать глаголы в два столбика в зависимости от спряжения)

I спр. II спр.

Весной лес пробуждается после зимнего сна. Жизнь в лесу нарастает с каждым часом. Зеленеет травка. Слышится пение птиц. Внезапно темнеет небо. В тёплом воздухе наступает тишина. Вдруг раздаётся оглушительный гром, сверкает молния, обрушивается ливень. Но небо быстро проясняется, и уже снова сияет солнце, журчит и сверкает под ярким лучом ручей.

Проверка (слайд 20)

I спр II спр
Пробуждается
Нарастает
Зеленеет
Темнеет
Наступает
Раздаётся
Сверкает
Обрушивается
Проясняется
Сияет
Слышится
Журчит

4) Игра «В свой домик» (слайд 21)

(Шаписанные на доске глаголы распределить в домики.)

Линя…т, корм…т, крас…т, пол…т, пиш…т, терп…т, ре…т, пил…т, ла…т, суш…т, дремл…т, тащ…т, дума…т.

V. Домашнее задание

Упр.684. (Записать глаголы, которые потребуются для рассказа по картинкам, обозначить спряжение глаголов.)

Источник

Библиотека

Безударные личные окончания глаголов

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Безударные личные окончания глаголов

Написание безударных окончаний глаголов зависит от того, к какому спряжению (первому или второму) принадлежит слово.

Ко II СПРЯЖЕНИЮ относятся все глаголы, в неопределенной форме оканчивающиеся на –ИТЬ (например: ЛЕПИТЬ, ЧИСТИТЬ, МАСТЕРИТЬ), а также 11 глаголов-исключений, из которых четыре оканчиваются на –АТЬ (ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СЛЫШАТЬ) и 7 оканчиваются на –ЕТЬ (ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ).
Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов II спряжения пишутся буквы И, А, Я (-ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят). Например: зависИшь, зависИт, зависИте, зависЯт.

К I СПРЯЖЕНИЮ относятся остальные глаголы, то есть те, неопределенная форма которых оканчивается не на –ИТЬ (а на –ОТЬ, -УТЬ, -ЕТЬ, -АТЬ, -ТИ и т. д.), а также три глагола-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.

Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов I спряжения пишутся буквы Е, У, Ю (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют). Например: лепечЕшь, лепечЕт, лепечЕте, лепечУт.

Обратите внимание: в русском языке есть небольшая группа глаголов, которые имеют окончания и первого, и второго спряжения вперемешку. Например, глагол ХОТЕТЬ в ед. числе имеет окончания первого спряжения (хочЕшь, хочЕт), а во множ. числе – второго (хотИм, хотИте, хотЯт). Такие глаголы называются разноспрягаемыми, и написание окончаний в них нужно проверять по словарю или запоминать. К этой группе относятся слова: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ДАТЬ, ЕСТЬ, БРЕЗЖИТЬ.

1. Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдерж _ т испытания года… (Л. Толстой)

2. Так гений радостно трепещ _ т,
Свое величье познаёт,
Когда пред ним гремит и блещ _ т
Иного гения полёт. (Н. Языков)

3. Страшно стан _ т, а тут, – точно как будто заслыш _ шь кого-то, – чей-то голос, как будто кто-то шепч _ т… (Ф. Достоевский)

4. Вникн _ м во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. (А. Пушкин)

5. Одича _ шь, зна _ те, буд _ шь все время жить взаперти. (Н. Гоголь)

6. Они скоро знакомятся, и не успе _ шь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». (Н. Гоголь)

7. Ах, я часто бываю неосторожна, но не думала, что вы слова мои прим _ те за колкую шутку. (Ф. Достоевский)

8. Ты вид _ шь ли, я его давно знаю, и Машеньку, твою золовку, люблю. (Л. Толстой)

9. Золовки – колотовки, ну а уж эта мухи не обид _ т. (Л. Толстой)

10. Пусть безумствует море и хлещ _ т,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещ _ т,
Ни один не свернет паруса. (Н. Гумилев)

11. Посылаю тебе, Постум, эти книги.
Что в столице? Мягко стел _ т? Спать не жестко?
Как там Цезарь… (И. Бродский)

12. И пышный пир как будто дремл _ т,
Безмолвны гости, хор молчит. (А. Пушкин)

13. Трата и труд, вечные приспешники доблести,
Бор _ тся за скрытый в опасностях подвиг.
За кем успех – тот и мудр в мнении людском. (Пиндар)

14. Он чувствовал, что его занятия происход _ т независимо от дела, что они не цепляют за дело и не заставляют его двигаться. (Л. Толстой)

15. – С Безуховой водиться я не люблю и не посоветую; ну, да уж если обещала, поезжай, рассе _ шься, – прибавила она, обращаясь к Наташе. (Л. Толстой)

16. Исполнив таким образом высший закон, ты обрящ _ шь следы древнего, утраченного тобой величества. (Л. Толстой)

17. Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерп _ шь, и хорошо, что ед _ шь. Чистое дело марш! (Л. Толстой)

18. И все они борются и страда _ т, и мучают, и порт _ т свою душу, свою вечную душу, для достижения благ, которым срок есть мгновенье. (Л. Толстой)

19. У нас растворили окошко; солнышко свет _ т, птички чирикают, воздух дыш _ т весенними ароматами, и вся природа оживля _ тся – ну, и остальное там все было тоже соответственное… (Ф. Достоевский)

20. Человек оскорбил вас, и вы убили его, и вы говорите, что вы не зна _ те Бога, и что вы ненавид _ те свою жизнь. (Л. Толстой)

Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Источник