Меню

Безударные гласные в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени



Личные окончания глаголов настоящего и будущего времени

Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам (это называется спряжением).

По своим личным окончаниям глаголы делятся на два типа:
I спряжения: -у ( -ю ), -ешь , -ет , -ем , -ете , -ут ( -ют )
II спряжения: -у ( -ю ), -ишь , -ит , -им , -ите , -ат ( -ят )

Пример 1. Проспрягаем глагол I спряжения «гулять».

1 лицо → я гуля ю , мы гуля ем
2 лицо → ты гуля ешь , вы гуля ете
3 лицо → он гуля ет , они гуля ют

1 лицо → я вож у , мы воз им
2 лицо → ты воз ишь , вы воз ите
3 лицо → он воз ит , они воз ят

Ко II спряжению относятся глаголы, которые в начальной форме оканчиваются на -ить
(пилить, носить, дежурить)
и глаголы-исключения : гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть.

К I спряжению относятся все остальные глаголы:
на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, -ти, -чь
(писать, сеять, прыгнуть)
и глаголы-исключения : брить, стелить, зиждиться.

Примечание.
Глаголы-исключения с приставками также являются исключениями:
пригнать, задержать, надышаться, услышать, подсмотреть, свидеться, разобидеться, повертеть, перетерпеть, расстелить и другие.

Чтобы определить, какую гласную писать в безударном окончании, нужно:

Шаг 1. Поставить глагол в неопределенную форму.
он кол .. т → кол о ть
ты леч .. шь → леч и ть

Шаг 2. Определить, какая гласная стоит перед -ть .

Шаг 3. Решить, к какому спряжению относится глагол и какое личное окончание должно быть написано.
кол о ть → — о ть → I спр → кол е т
леч и ть → — и ть → II спр → леч и шь

Примечание.
Под ударением пишется то, что слышится:
гляди́т, сиди́т, молчи́т, спи́т, кричи́т.

Примеры

Он тащ .. т → н.ф. – тащ и ть → на — и ть → II спряжение → он тащ и т

Ты скач .. шь → н.ф. – скак а ть → на — а ть → I спр → ты скач е шь

Мы догон .. м → н.ф. – догн а ть → на — а ть → II спр, исключение → мы догон и м

Источник

Гласные в глагольных окончаниях

Безударные гласные в глагольных формах

Написание безударных гласных в глагольных окончаниях подчиняется общему правилу (см. § 33): неударные окончания проверяются соответствующими ударными. Применение этого правила требует умения определить, к какому спряжению относится глагол.

В формах настоящего будущего времени глаголов I и II спряжения во всех окончаниях, кроме 1-го лица ед. ч., различаются гласные буквы. В формах 2-го и 3-го лица ед. ч., 1-го и 2-го лица мн. ч. глаголов I спряжения пишется буква ё (без ударения – е), в тех же формах глаголов II спряжения пишется буква и ; в форме 3-го лица мн. ч. глаголов I спряжения – буквы у (ю), глаголов II спряжения – а (я). Ср., напр.: несёт, клюёт, читает и кричит, горит, просит; несём, клюём, читаем и кричим, горим, просим; несут, клюют, читают и кричат, горят, просят.

Отнесение глагола к I или II спряжению и написание в окончании правильной гласной буквы вызывает затруднения в таких, напр., случаях, как пилишь и колешь, гонит и сохнет, сядет и ходит, пашет и дышит, положим и ляжем, полощем и тащим, плачете и лечите, сеет и строит . В подобных парах форм окончания не под ударением произносятся одинаково (как в приведенных парах) либо возможно их смешение (в некоторых формах 3 го лица мн. ч.: ср. колют и пилят, пашут и дышат, полощут и тащат, сеют и строят).

Тип спряжения глаголов с безударными окончаниями определяется по форме инфинитива (неопределенной форме глагола). Если в этих глаголах перед суффиксом инфинитива −ть – гласная и , то глагол относится ко II спряжению, напр.: пилить, носить, положить, лечить. Глаголы с инфинитивом не на −ить относятся к I спряжению, напр.: колоть, пахать, плакать, дремать, гулять, жалеть, сеять, тронуть, сохнуть, лечь, лезть, сесть . Поэтому, например, следует писать: носит, положим, лечат , но пашет, плачет, гуляет, жалеем, тронем, лезем, дремлют.

Исключения:

Читайте также:  Образовать от глагола неопределенной формы глагол единственного числа

1) одиннадцать глаголов не на −ить (с гласными е и а перед – ть), относящиеся ко II спряжению: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, дышать и слышать;

2) три глагола на −ить , относящиеся к I спряжению: брить, зиждиться и зыбиться . Следует писать: вертишь, зависит, слышат , но бреешь, зиждется, зыблются и т. п.

Выбор буквы перед суффиксом инфинитива −ть на месте безударного гласного (как, например, в глаголах гладить, множить, строить, зыбиться, видеть, зависеть, обидеть, слышать, сеять) определяется особым правилом, см. § 76.

Все сказанное распространяется и на глаголы с приставками и с конечным элементом (постфиксом) −ся (−сь), которые имеют окончания того же типа спряжения, что и соответствующие глаголы без приставки и без −ся (−сь), напр.: выпьет (ср. пьёт), выберем (берём), выспимся (спим), покрасят (красят), разрежешь (режешь), исстрадается (страдает), колются (колют).

Примечание 1. При спряжении глагола стелить (и всех производных от него глаголов) используются те же формы, что у глагола I спряжения стлать: стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют.

Примечание 2. Глагол хотеть (и все производные от него глаголы) имеет в ед. ч. безударные окончания I спряжения (хочешь, хочет), хотя во мн. ч. под ударением – окончания II спряжения (хотим, хотите, хотят).

Примечание 3. Глаголы I спряжения сыпать, трепать и щипать (и все производные от них глаголы), наряду с формами типа сыплешь, сыплет, сыплют, треплешь, треплет, треплют, щиплешь, щиплет, щиплют , имеют разговорные вариантные формы типа сыпешь, сыпет, трепешь, трепет, щипешь, щипет , причем входящие в этот ряд формы 3-го лица мн. ч. передаются на письме с окончанием II спряжения: сыпят, трепят, щипят.

Примечание 4. В суффиксах действительных причастий настоящего времени −ущ (−ющ) и −ащ (−ящ) пишется та же гласная буква, что и в окончаниях 3-го лица мн. ч. соответствующих глаголов (см. § 58). О написании гласных в других причастных формах см. § 59 и 60.

Конечный гласный (всегда безударный) в окончании 2-го лица мн. ч. передается на письме буквой е (в глаголах обоих типов спряжения), напр.: пишете, рисуете, ходите, смотрите . Буквой е оканчиваются также формы мн. ч. повелительного наклонения, напр.: идите, пишите, рисуйте, смотрите, идёмте.

Источник

интернет проект BeginnerSchool.ru

Сайт для детей и их родителей

Окончания глаголов в настоящем и будущем времени

В предыдущей статье мы говорили о спряжении глаголов, где разобрали окончания глаголов I и II спряжения. Теперь разберём правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Итак, как написать правильно безударное личное окончание глагола?

Например: Я зябну, ты зябн..шь, он зябн..т .

Для начала надо определить его спряжение. Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме. Глаголы в неопределенной форме оканчивающиеся на –ть , относятся ко II спряжению: люби ть , спроси ть . Большинство глаголов оканчивающихся: -ать , -ять , — ыть , -еть , -уть , -оть – I спряжения . Затем по спряжению определить окончания глаголов.

Вспомним окончания глаголов I и II спряжения (см. статью Спряжение глаголов):

Эту таблицу надо запомнить.

Пример: Гасн..т вечер . → Глагол отвечает на вопрос Что делает? то есть он употреблен в настоящем времени, в третьем лице и единственном числе . В неопределенной форме ( что делать? – гасн уть ) перед суффиксом –т ь стоит буква у – это глагол I спряжения , значит окончание, которое мы ищем –ет : гасн ет .

Написание следующих глаголов – исключений надо запомнить :

Читайте также:  К глаголу в неопределенной форме подбери соответствующий ему глагол

смотреть , видеть , обидеть , ненавидеть , терпеть , зависеть , вертеть ,

Все эти глаголы относятся ко второму спряжению .

Пример: Смотр етьсмотр ишь , смотр ит , смотр им , смотр ите , смотр ят . – II спряжение .

Если вы хотите получать анонсы наших статей подпишитесь на рассылку “Новости сайта“.

  1. Спряжение глаголовПродолжим изучение такой части речи, как глагол, и разберем спряжение.
  2. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола.Продолжим изучение такой части речи, как глагол и в этой.
  3. Множественное число имен существительныхПродолжаем изучать имена существительные и тема этой статьи имена существительные.
  4. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 3-х склоненийПродолжим тему склонения имен существительных. В предыдущих статьях мы разобрали.
  5. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательныхБезударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и.

Понравилась статья — поделитесь с друзьями:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

Источник

Открытый урок русского языка в 4-м классе. Тема «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»

Цели:

  1. Познакомить с распознаванием спряжения глагола по неопределённой форме.
  2. Развивать умение правильно писать личные окончания глаголов и обосновывать их написания.
  3. Формировать умение различать окончания глаголов первого и второго спряжения.

I. Организационный момент.

II. Чистописание.

“Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь”.

– Посмотрите на доску.

– Кому принадлежат эти слова? (Владимиру Мономаху “Поучение детям”)

– Выпишите все глаголы. )

– Что вы можете сказать об этих глаголах? (Время, число, лицо, спряжение.)

– Как вы определяете спряжение? (По ударному окончанию.)

– В каком слове мы можем определять спряжение? (Примите, так как ударное окончание.)

III. Работа над новым материалом.

1. Сегодня мы продолжим с вами разговор о глаголе.

– Посмотрите на доску: Мечта_шь, помеша_те, кле_шь.

– В какой части пропущена буква? (В окончании.)

– Можем ли мы с уверенностью сказать какую букву надо вставить? (Нет.)

– Почему? (Потому что на окончание не падает ударение.)

Так чему же мы будем учиться сегодня на уроке? ( Писать личные безударные окончания глаголов.)

– Какие буквы мы можем вставить? (Е или И)

– Что для этого надо знать? (Спряжение.)

– А как мы до сих пор узнавали спряжение? ( По ударному окончанию.)

– Какие ударные окончания мы знаем у первого и второго спряжения?

1 спряжение 2 спряжение
-ешь, -ёшь,-ет, -ёт,ем,-ём,-ете,-ёте, -ут,-ют. –ишь, -ит, -им, -ите,-ат, -ят.

– Значит какую гласную в окончании в первом спряжении под ударением мы пишем? (Гласную Е и окончания –ут, -ют.)

– А во втором спряжении? (Гласную И и окончания -ат, -ят.)

– Но мы же знаем, что ударные и безударные окончания у одного и того же спряжения одинаковые. Значит, чтобы нам вставить гласную букву в безударном окончании, надо определить спряжение.

– Как же это сделать у глаголов с безударным окончанием? (Поставить слово в неопределённую форму.)

– Поставьте эти слова в неопределённую форму. (Мечтать, помешать, клеить.)

– Если глаголы в неопределённой форме оканчивается на: -ать, -оть, -еть, -ыть, -ять, -уть, то этот глагол относится к первому спряжению; а если глагол оканчивается на – ить, то он относится ко второму спряжению.

– Значит в слове мечтаешь вставляем букву Е, в слове помешаете тоже вставляем букву Е, так как эти слова относятся к первому спряжению; а в слове клеишь вставляем букву И, так как это слово относится ко второму спряжению.

Читайте также:  Однокоренные глаголы к слову язык

2. – Давайте попробуем поучиться определять какое безударное окончание мы должны писать?

– Посмотрите на доску. На доске: стро_т, пил_м, чита_те. (Образец рассуждения: Для того чтобы определить спряжение, надо поставить глагол в неопределённую форму, строить – глагол оканчивается на –ить, следовательно это глагол 2 спряжения, следовательно в окончании будем писать гласную букву И или –АТ, -ЯТ в 3 лице. Строит – окончание –ит показывает нам, что это глагол 3 лица, множественного числа. )

– А сейчас вы мне объясните у доски написание остальных слов.

3. – А сейчас мы поработаем с учебником.

– Откройте учебник на с.35 , найдите упр.№454.

– Прочитайте задание. Прочитайте сначала глаголы с ударным окончанием. Скажите, как у них определить спряжение? (По ударному окончанию.)

– В тетрадях записали №454, поделили лист пополам на несколько строчек. В первую половину мы запишем слова с ударным окончанием и будем определять спряжение, сразу выделяя окончания, а во второй столбик – с безударным окончанием.

Говорит-2 клеишь-2
Молчишь-2 спешишь-2
Долетят-2 построят-2
Отвезут-1 посеют-1
Сберегут-1 думаешь-1
Живёшь-1 отвечаешь-1

– Как же будем определять спряжение у глаголов с безударным окончанием?

– Помните: В глаголах с ударным окончанием спряжение определяем по ударному окончанию.

IV. Закрепление пройденного.

– А сейчас вы поработаете самостоятельно, но у каждого из вас будет своё задание. А затем мы с вами проверим.

1. Уровневая дифференциация.

Из двух глаголов укажи глагол 1 спряжения. Докажи правильность ответа.

  1. Победить, побеждать.
  2. Отправлять, отправить.
  3. Потерять, находить.
  4. Разрушать, разрушить.
  5. Гореть, говорить.

Образец: Пилить, строгать -1 спряжение.

Узнай спряжение глагола. Напиши глагол во 2 лице единственного числа. Обозначь ударение.

  1. Писать – _______________________
  2. Рисовать – _____________________
  3. Ходить – _______________________
  4. Готовить – ______________________
  5. Стрелять – ______________________

Определи спряжение глагола. Напиши глаголы в 3 лице единственного и множественного числа. Обозначь ударение.

  1. Помнить.
  2. Работать.
  3. Верить.
  4. Краснеть.
  5. Играть.

(Проверка на экране через мультимедийный проектор)

2. Работа в парах.

– А сейчас ребята вы выполните задание в парах.

Перед вами карточка №2 с предложениями. Внимательно послушайте задание.

1 вариант – вы должны будете выписать глаголы 1 спряжения, вставив и выделив окончания. Прежде чем писать личное безударное окончание, нужно определить спряжение.

2 вариант – вы должны будете выписать глаголы 2 спряжения, вставив и выделив окончания. Прежде чем писать личное безударное окончание, нужно определить спряжение.

Выполнив работу, поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

  1. Кто поздно се_т, тот редко ве_т.
  2. Скромность украша_т человека.
  3. Правда и реку останов_.
  4. Труд корм_ , а лень порт_.
  5. ОТ гнева старее_ , от смеха молоде_.
  6. Словами поля не засе_.
  7. Где стро_ , там и ро_.

А сейчас проверьте, глядя на экран. ( Через мультимедийный проектор проецируются на экран правильные ответы).

3. Самостоятельная работа.

Следующий вид работы – традиционный для вас. Мы с вами часто проверяем, как же вы усвоили новый материал. И, как обычно, на следующем уроке русского языка я сообщу вам результаты самостоятельной работы. Мы обязательно разберём допущенные ошибки.

Перед вами лежит карточка №3. Поставьте глагол в неопределённую форму, определите спряжение и вставьте окончание.

Глагол Неопределённая форма Спряжение
М_роз_т
Б_седу_м
Б_гате_шь
Д_жур_т
Ж_ла_м

V. Итог урока.

– Наш урок подошёл к концу.

– Понравился ли урок?

– Оцените, как вы работали сами. Как работали ваши одноклассники?

– Чему вы научились?

– Что необходимо знать, чтобы написать личное безударное окончание глагола? (Спряжение.)

– Как правильно написать безударное личное окончание глагола?

– Молодцы! Вы очень хорошо потрудились, и я надеюсь, что полученные знания на уроке сегодня, вы будете правильно применять в дальнейшем.

Источник