Меню

безударные личные окончания существительных 4 класс



Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. 4-й класс

Класс: 4

ЦЕЛИ УРОКА:

  • учить детей различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения;
  • формировать навык правописания окончаний существительных;
  • отрабатывать умение решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

На доске запись

Из реки Из избушки
По воде По комнате
На стекле На дереве
В степи В постели
  • Чем отличаются две группы слов?

(Ответы детей: в первом столбике имена существительные имеют ударные окончания, во втором – безударные окончания)

  • Тема нашего урока “ Правописание безударных падежных окончаний имён существительных”

II. Чистописание.

б) Работа в тетради.

– Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой.

К кк КК ккк ККК ккккк

– Напишите, продолжив закономерность.

Кто долг… спит, тому денег не ск..пить.

– Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.

– Запишите, вставив пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.

в) Запишите скороговорку.

Косарь Касьян косит косо,
Не скосить косарю
Касьяну покоса.

– Работа со скороговоркой

1) Хлопок в ладоши.
2) Ударяем правой ладонью по столу.
3) Хлопок в ладоши.
4) Ударяем левой ладонью по столу.
5) Хлопок в ладоши.
6) Ударяем обеими ладонями по столу.

III. Словарный диктант.

Учитель читает загадки, дети записывают отгадки. Подчёркивают орфограммы.

В жёлтом море корабль плывёт.
Он идёт, волну сечёт.
Из трубы зерно течёт. (Комбайн.)

Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днём он терял вес
И наконец совсем исчез. алендарь.)

Льётся речка – мы лежим.
Лёд на речке – мы бежим. оньки.)

Замените одним словом:

  • Огородное растение семейства крестоцветных, растущие обычно кочаном. апуста.)
  • Откидной головной убор, пришитый или пристёгиваемый к вороту верхней одежды. (Капюшон.) Клубнеплод семейства паслёновых с клубнями, богатыми крахмалом. артофель.) Письменная принадлежность – деревянная палочка с графитом. арандаш.)

IV. Работа по теме урока.

а) Работа с двумя группами слов

Из реки Из избушки
По воде По комнате
На стекле На дереве
В степи В постели
  • Существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже имеют какие окончания? (Одинаковые. Ударные и безударные.)
  • Какое окончание вызывает трудность для написания? (Безударное.)

Эту проблему можно решить следующим образом.

Существует главное правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных: безударные окончания проверяй ударными в том же склонении, в том же падеже.

В каждом склонении “работают” слова – ключи

1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
Земля Конь Степь
Река Окно Печь
Вода

Алгоритм. (Запиши порядок выполнения шагов)

1 шаг. Определяю, к какому склонению относится слово. (Избушка – оконч.– а, 1 склонение)

2 шаг. Подбираю слово – ключ, ставлю его в ту же форму. (Река – из реки)

3 шаг. Если у слова – ключа окончание …..; значит, и в данном слове будет такое же окончание.

(Из реки – окончание ударное —и, значит, из избушки тоже пишется окончание –и)

Работая по алгоритму, ученики комментируют окончания в оставшихся именах существительных.

б) Работа по учебнику.

  • Чтение памятки на стр. 96.
  • Упражнение 184, стр. 96. (Задание: укажите падеж, склонение, выделите окончания)

в) Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных.

Выполняй нужные действия и заполняй графы таблицы.

Имя сущ. Нач. форма Род Скл. Слово – ключ Оконч.
в тетрад ..
(где? в чём?) П.П.
в альбом…
из чашк..
в бан..
в океан…
у дорог..
по улиц..
тетрадь Ж.р. 3 скл Степь – в степи

г) Упражнение “Допишите окончания” (Работа по группам)

Ученики вписывают окончания существительных, указывают склонение и падеж.

Без дорог… По дорог….. У дорог….г. кончания существительных, указывают склонение и падеж.твительныхя?
От подруг…. К подруг…. За подруг…..
Возле речк…. От речк…. По речк…..
В магазин… За магазин…. О магазин…..
Об отдых…. О лет…. Об облак….
На цеп… О плет… На лошад….

V. Физкультминутка (под музыку).

У оленя дом большой.
Он глядит в своё окошко.
Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучится.
Тук, тук. “Дверь открой.
Там в лесу охотник злой”
– Зайка, зайка забегай,
Лапу мне давай.

VI. Закрепление изученного.

1) Выборочное списывание.

Выпишите все существительные, которые встретились в словах песни, укажите падеж, склонение)

У оленя – у кого? (По вопросу и по предлогу указывают падеж существительного) Р.П.

Слово – ключ: Конь – у кого? У коня (ударное окончание , значит, у оленя пишу окончание я.)

2) Игра “Допиши окончания”

А теперь давайте поиграем.
Сильный ветер вдруг подул,
Все окончания в кучу сдул.
Вы тихонько подходите
И порядок наводите.

На доске запись.

На белой скатерт…. снегов видны следы рыс… От ёлк… к ёлк…. прыгает шустрая белка. На берёз… лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земле от такой тяжест..

  • Дети по очереди выходят к доске, дописывают окончания, доказывают. (Алгоритм)
  • Находят все орфограммы, подчёркивают, объясняют.

3) Письмо по памяти текста.

Подчёркивают орфограммы, выделяют окончания, указывают падеж и склонение имён существительных.

4) Творческая работа.

Составьте предложения на тему “ Любимое занятие”, используя в предложениях существительные в косвенных падежах.

Укажите склонение и падеж существительных, выделите окончания.

VII. Домашнее задание.

Упражнение 187, стр.98.

VIII. Итог урока.

– Как проверить безударное окончание имён существительных?

– Сделайте вывод об окончаниях существительных 1,2,3 склонения в Р.П., Д.П., П.П.

Источник

Конспект урока русского языка в 4 классе «Безударные падежные окончания имен существительных»

Конспект урока для учителей начальных классов, который помогает обучающимся по самостоятельно составленному алгоритму определять безударные падежные окончания имен существительных.

Содержимое разработки

Калачева Светлана Валентиновна,

Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 66

Конспект урока русского языка в 4 классе

Безударные падежные окончания имен существительных

Цель: Подвести учащихся к выведению правила правописания падежных окончаний, составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имен существительных и научить им пользоваться.

На доске запись

о книг. у кнопк. на кроват. в песн.

-Чем похожи эти слова? (Это имена существительные, у всех существительных пропущена безударная гласная в окончании)

-Определите какие гласные буквы надо вставить.

-Почему возникли разногласия-одни думают, что надо писать «и», а другие считают, что надо писать «е»? (Мы не знаем как определить безударную гласную в окончанииимени существительного.)

-Сформулируйте тему урока.(Безударные гласные в окончаниях имен существительных.)

-Чему будем учиться? (Определять безударные гласные в окончаниях имен существительных)

2.Вернемся к словам на доске

о книге у кнопки на кровати в песне

-Я вписала окончания. Как вы думаете почему разные окончания? От чего это зависит? (От склонения.)

-Возможно. Давайте проверим. Определите склонение. (На доске записан алгоритм определения склонения. Дети определяют тип склонения по алгоритму)

о книге (1скл.) у кнопки (1скл.) на кровати (3скл.) в песне (1скл.)

-Вывод? (Тип склонений у трех существительных одинаковый, а окончания разные.)

-Значит, еще от чего-то зависит выбор окончания? От чего? (От падежа)

-Возможно. Давайте проверим. Определите падеж существительных. (Дети определяют падеж с объяснением.)

о книге (1скл., П.п.) у кнопки (1скл., Р.п.) на кровати (3скл., П.п.) в песне (1скл., П.п.)

-Вывод? (Существительные в одном и том же падеже имеют разные окончания.)

-У каких существительных совпало и окончание, и склонение, и падеж? (о книге, в песне)

-Значит, от чего зависит окончания существительного? (Зависит от типа склонения и от падежа)

-Хорошо, определили склонение, падеж, а как же мы узнаем какое именно окончание нужно писать? (Можем узнать по таблице, которую мы вывели на предыдущих уроках.)

3. Итак, давайте составим алгоритм действий для определения безударных окончаний имен существительных

А)Определить склонение существительного

Б)Определит падеж существительного

В)Посмотреть окончание существительного в таблице

4. –Давайте сравним наш алгоритм определения безударных окончаний существительных с алгоритмом в учебнике. Откройте учебник на с.103

-Что скажете? (В учебнике, вместо посмотрим окончание в таблице, написано вспомним окончание.)

-Почему это слово там употреблено? (Значит, мы должны выучить окончания и вспоминать, а так как мы еще их не выучили, то будем смотреть в таблице .)

5. Алгоритм составили. Что сейчас будем делать? (Учиться определять безударные падежные окончания существительных по алгоритму.)

Коллективная работа. Учащиеся объясняют выбор окончания по алгоритму

подошли к сторожк.

возился в огород.

лежал под дерев.

на краю пропаст.

пробежал по площад.

корзинка для земляник.

на большой скорост.

отдыхали на озер.

6. Мы поупражнялись в умении определять окончания существительных вместе, а теперь попробуем определять самостоятельно.

А)-Немного поиграем. Вы будете по моему сигналу вставать, если в окончании «и»-встают девочки, если «е»-встают мальчики.

Просил о помощи, лежал на скатерти, спал в коляске, ехал по пустыне, запрыгал от радости, отметил в блокноте, слетели с березки, подошел к остановке.

Б) Исправь ошибку

Висят на еле, увидел в поли, подошел к ромашки, записал в тетради, прокатился на лошадки.

-Вспомните цель, которую мы ставили в начале урока.

-Добились поставленной цели? (Да)

-А на сколько хорошо вы научились определять безударные падежные окончания имен существительных покажете, оценив свою работу на уроке.

-У вас кружки. Возьмите зеленый кружок, если считаете, что работали отлично и можете помочь товарищу.

-Возьмите синий кружок, если считаете, что работали хорошо и все понимаете.

-Возьмите желтый кружок, если считаете, что работали хорошо, но иногда нуждались в помощи.

-Возьмите красный кружок те, кому было интересно работать, но не может пока обойтись без помощи.

Источник

Урок русского языка. 4 класс. «Правописание безударных окончаний имен существительных»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
urok_russkogo_yazyka_4_klass._pravopisanie_bezudarnyh_okonchaniy_imyon_sushchestvitelnyh.docx 20.71 КБ
pravopisanie_bezudarnyh_okonchaniy_imen_sushchestvitelnyh.pptx 1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 4 класс.

Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных».

Цель: закрепление алгоритма работы по написанию безударного окончания имени существительного.

  • совершенствовать навык правописания безударных окончаний имён существительных;
  • обогащать словарь учащихся.
  • развитие познавательных УУД (анализ, синтез).
  • развитие регулятивных УУД (оценивание и контроль).
  • развитие коммуникативных УУД (умения строить речевое высказывание, взаимодействовать в паре при решении учебной задачи).

На доске карточки со словами (выделенные буквы закрыты) :

т и шина,те рр итория, тру д , ло в кость, окрес т ность, шля п ка, в е сёлый.

У: Сформулируйте задание к этим словам.

Д: Вставить пропущенные буквы и объяснить, почему .

Задание выполняется устно, пропущенные буквы открываются.

У: Посмотрите на вставленные буквы. Элементами нашего чистописания сегодня будут буквы не звонких и не глухих согласных звуков, не мягких и не твёрдых согласных звуков. Какие это буквы?

Д: Буквы гласных звуков: е, и.

На доске элементы чистописания: еиеиееииеееиии

У: Посмотрите на карточки, какое слово лишнее? Почему?

Д: Слово весёлый , т.к. это имя прилагательное.

Карточка со словом убирается.

У: На второй строке чистописания напишите оставшиеся выделенные буквы, заменяя их заглавными, по одному разу.

Подумайте, что могут обозначать эти буквы?

Д: Это первые буквы названия падежей.

У: Установите взаимосвязь падежей с буквами первой строки чистописания.

Д: Они являются окончаниями существительных в различных падежах.

У: А кто догадался, что будет сегодня в центре нашего внимания?

Д: Окончание. (после ответа появляется значок лупа и окончание)

У: Какие окончания у существительных вызывают у нас трудности?

Д: Безударные окончания имён существительных.

Д: Это «ошибкоопасные» места, орфограммы, требуется тщательная проверка.

У. А кто хотел бы преодолеть эту трудность? Поднимите руку.

В таком случае вы без труда сформулируйте цель нашего урока.

Вставьте пропущенные слова и назовите цель урока.

На доске написана цель:

Научиться определять верное_________ имени существительного по _________.

(Научиться определять верное окончание имени существительного по алгоритму.)

У: Сегодня для достижения нашей цели мы будем работать по следующему плану ( план записан на доске или вывешивается). Итак, нам нужно:

  1. Вспомнить алгоритм определения безударного окончания существительного.

2.Закрепить его на тренировочных упражнениях.

  1. Проверить, что получилось после тренировки.
  2. Подвести итоги.
  3. Определить, над чем работать дальше.

(Основная часть. Реализация плана)

У: Приступим к работе по нашему плану. Ребята, давайте вспомним алгоритм определения безударного окончания имен существительных.

Д: Чтобы определить безударное окончание имен существительных нужно…

  1. Определить склонение (выделяем исключения)
  2. Определить падеж
  3. Вспомнить вспомогательное (опорное) слово (перечисляются слова для каждого склонения)
  4. Записать окончание

Педагог кратко записывает алгоритм на доске.

У: Ребята, давайте проверим, хорошо ли вы помните алгоритм .

На экране появляется список слов с пропусками.

2.словно в сказк_

3.с ветк_ на ветк_

У: Что необходимо делать, чтобы научиться грамотно писать окончания существительных?

Д: Нужно тренироваться.

У. Приступаем ко второму заданию . У каждого из вас на партах карточки со словосочетаниями. Ваша задача – заполнить пропуски. Работа самостоятельная.

1. у рыженькой малышк_

2. на пушистой сосенк_

3. о лесной красавиц_

4. от забавной белочк_

5. к запасливой хозяйк_

6. с ветк_ на ветку

7. об огромной радост_

8. к волшебной осен_

После выполнения работы фронтальная проверка.

У. Мы с вами хорошо потренировались, пришло время проверить, что у нас получилось в ходе тренировки. Переверните, пожалуйста, карточку с задание 2. Сейчас мы с вами напишем небольшую проверочную работу- это будет наше третье задание. В работе будут встречаться словосочетания из второго задания.

Записывайте под диктовку.

Текст проверочной работы

Однажды в лесу на пушистой сосенке я увидел белку.

Среди ветвей было видно дупло запасливой хозяйки .

Я подошёл ближе к рыженькой малышке.

Она прыгала с ветки на ветку.

Я часто вспоминаю о лесной красавице.

У. Озаглавьте текст. Запишите заголовок на пропущенной строке.

У: Самостоятельно проверьте написание выделенных красным цветом слов. Фронтальная проверка (слайд). Сравните с тем, как вы записали эти слова на карточке. У кого повторились ошибки? Кто смог исправиться и верно написать эти словосочетания? Что вам помогло в этом? У кого появились ошибки в написаниях безударных окончаний? Почему?

С какими словами не было необходимости применять алгоритм ?

Д: Со словом белку, встречу, окончания этих слов не вызывает сомнений.

Релаксационная музыка, слайд-шоу о белках.

(Оценка работы и подведение итогов. Рефлексия.)

У: Давайте подведем итоги. Какую цель мы поставили сегодня на нашем уроке?

Д.: Научиться определять верное окончание имен существительных по алгоритму .

У: Итак, когда нужно применять алгоритм ?

Д: Когда окончание находится в безударной позиции.

У: Как это делать?

Ребята проговаривают весь алгоритм.

У.: Как определить, достиг ли каждый из вас цели урока? Что поможет нам ответить на этот вопрос?

Давайте попробуем определить причины наших ошибок. Перед вами табличка (на доске), в ней перечислены некоторые причины ( учитель читает причины)

Ошибаюсь в определении падежей

Путаюсь в определении склонения

Забываю слова- помощники

Не заполнил алгоритм

Все помню, но не уверен в себе, выполняю все медленно

Источник

Читайте также:  склонение существительного имена собственные