Меню

Будущее время глагола 4 класс правило



Глаголы будущего времени

Что такое глаголы будущего времени в русском языке?

Глаголы будущего времени в русском языке – ряд спрягаемых форм глаголов, обозначающих действие или процесс, который будет происходить в будущем, после момента речи. Признак времени является грамматической категорией глагола. Глаголы будущего времени отвечают на вопросы: Что сделает? Что будет делать?

Примеры глаголов будущего времени:

Утром мама приготовит яичницу с овощами.

Через неделю мы начнем новую тему.

Катя будет читать

Дети будут играть на площадке после тихого часа.

Как образуются формы будущего времени глагола?

Формы будущего времени глагола бывают простыми и составными:

  • Простая форма будущего времени глаголов присуща глаголам совершенного вида, указывает на законченность действия (схожу, умоешься).
  • Составная форма будущего времени глаголов присуща глаголам несовершенного вида, образуется сочетанием спрягаемых форм глагола быть и инфинитива глагола, указывает на то, что действие будет повторяющимся или длительным (буду гулять весь день, каждую среду будем ходить в кино).

Глаголы будущего времени изменяются по лицам и числам:

Источник

ВИДЫ ГЛАГОЛА. ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Использование глаголов несовершенного вида для обозначения факта действия и процесса действия.

Когда мы хотим сказать о том, сколько времени продолжалось действие, мы всегда используем глаголы несовершенного вида и специальные слова, которые указывают нам на продолжительность действия: долго, недолго, пять минут, целый год и т.д. Словосочетания, указывающие время, всегда должны стоять в винительном падеже (4).

Вчера я работал весь вечер.
Ты говоришь по телефону два часа!

Когда нам важно только назвать действие и как бы установить факт, что это действие было (или не было), то мы тоже должны использовать глаголы несовершенного вида.

– Марта читала русскую литературу?

– Да, Марта читала романы Льва Толстого. (Ответ положительный, данное действие было).

Мы вчера вечером смотрели телевизор. (Здесь важно только назвать действие, дополнительная информация – какую программу смотрели, сколько времени – не важна).

Сравните:
– Вы смотрели новый фильм Феллини?
– Да, смотрели.
– Вы посмотрели новый фильм Феллини, фильм вам понравился?
– Да, мы посмотрели вчера этот фильм. Это прекрасный фильм!

В каком месяце?

Когда нам нужно сказать, в каком месяце происходило или будет происходить событие, то мы используем в русском языке существительное в предложном падеже (6) с предлогом в.

Будущее время глаголов совершенного и несовершенного вида.

В русском языке существует два способа обозначения действия в будущем, проще говоря, две формы будущего времени. Так называемое будущее простое (для глаголов совершенного вида) и будущее сложное (для глаголов несовершенного вида). Видовые различия между этими формами те же самые, что в настоящем и прошедшем времени. Сравните:

Я бу́ду чита́ть журна́л ещё час. – выбран глагол несовершенного вида «читать», потому что нужно сказать о процессе действия. Я прочита́ю журна́л и дам его́ тебе́. – выбран глагол совершенно вида «прочитать», потому что надо сказать о результате действия.

Форма будущего времени глаголов несовершенного вида (сложное будущее) состоит из двух глагол: формы глагола быть в будущем времени, (этот глагол изменяется по лицам и числам) и инфинитива основного глагола:

я бу́ду чита́ть
ты бу́дешь чита́ть
он бу́дет чита́ть
мы бу́дем чита́ть
вы бу́дете чита́ть
они бу́дут чита́ть

Форма будущего времени глаголов совершенного вида (будущее простое) образуется очень просто – так же, как форма настоящего времени глаголов несовершенного вида: путем прибавления личных окончаний к основе. Глаголы совершенного вида изменяются по лицам и числам:

чита́ю (НСВ, наст.вр.) – прочита́ю (СВ, буд.вр.), прочитаешь, прочитает….
пишу́ (НСВ, наст.вр.) – напишу́ (СВ, буд.вр.), напишешь, напишет…
иду́ (НСВ, наст.вр.) – приду́ (СВ, буд.вр.), придёшь, придёт….

При выборе формы будущего времени (от глагола совершенного или несовершенного вида) нужно исходить из различий в значениях вида. Форма будущего времени глаголов несовершенного вида (сложное будущее) используется для обозначения повторяющегося действия в будущем, процесса действия и обозначения факта, что действие будет иметь место.

Простое будущее используется для обозначения однократного действия или результата действия в будущем:

Сравните спряжение глаголов совершенного и несовершенного вида:

Подробнее смотрите в грамматическом справочнике курса.

Источник

Конспект урока по русскому языку «Будущее простое время глагола» (4-й класс)

Класс: 4

Цель урока: правильно по вопросу определять будущее время глагола, расширять знания детей о частях речи, обогащать словарный запас учащихся, развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать выводы, воспитывать наблюдательность, речь детей.

I. Организационный момент.

На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.

II. Минутка чистописания.

Читайте также:  Особенности написания глаголов с окончанием s или es

Работа в тетрадях по чистописанию.

III. Проверка домашнего задания.

IV. Словарная работа: агроном, горизонт, борозда, мякоть, овёс. Дети с каждым из слов устно придумывают предложения. Самое интересное предложение записываем на доске.

Новое слово: ураган (разделить на слоги, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную). Обсуждение значения слова: ветер разрушительной силы.

Ураганы, которые иногда называют тропическими циклонами или тайфунами, часто ломают деревья, уничтожают посевы, разрушают здания. Проливной дождь вызывает наводнение, а прибрежные районы затопляются, когда ветер, скорость которого достигает 300 км/час, поднимает огромные морские волны.

Учащийся выписывает глаголы в столбик на доске, выделяет окончания, определяет время глаголов. Ученики выполняют работу в тетрадях.

Настоящее время глагола (что делает? что делают?).

называют;
ломают;
уничтожают;
вызывает;
затопляются;
достигает;
поднимает.

V. Постановка проблемы. Побуждение к проблеме.

Текст “Смерть звезды”. (У каждого ученика на парте текст.)

Примерно через 5миллиардов лет внешняя сторона Солнца охладится и станет больше. Солнце превратится в одну из звёзд, которые называются красными гигантами. В конце концов внешняя оболочка красного гиганта оторвётся и уйдёт в космическое пространство, оставив за собой маленькое центральное ядро, которое будет называться белым карликом.

— Дети, о чём этот текст? (О звезде).
— Скажите, что произойдет с Солнцем через 5 миллиардов лет? (число на доске). Ученики отвечают по тексту.
— Это будет когда? (в будущем, через 5 миллиардов лет).

Обратить внимание детей на столбик глаголов в настоящем времени и на глаголы в тексте: охладится, станет, превратится, оторвётся, уйдёт, будет называться. Сравнить глаголы по вопросам. В чём различие? (разные вопросы, разное время глаголов).

Решение проблемы. Название темы.

Вопрос: что сделает? подводит детей к новой теме “Будущее время глагола”.

Учащийся выписывает на доске глаголы из текста во второй столбик, задаёт к ним вопрос: что сделает? и проговаривает время глагола – будущее время глагола.

Ученики выполняют работу в тетрадях: называют второй столбик “будущее время глагола”, устно задают вопрос, выписывают глаголы из текста. В глаголах: охладится, станет, превратится, оторвётся, уйдёт – дети выделяют окончания

Настоящее время глагола. Будущее время глагола.
называют охладится
ломают станет
уничтожают превратится
вызывает оторвётся
затопляются уйдёт
достигает будет называться
поднимает оставив

Проверка работы ученика и класса.

— Дети отмечают отличие глагола – “ будет называться” от глаголов: охладится, станет, превратится, уйдёт. (Из одного слова, из двух слов).
— Делаем вывод:

а) глаголы из одного слова, отвечающие на вопросы: что сделает? что сделают?- это глаголы будущего простого времени (написать вопросы на доске);
б) глаголы, состоящие из двух слов, отвечающие на вопросы: что будет делать? что будут делать? – это глаголы будущего сложного времени (написать вопросы на доске).

В названии II столбика дописываем “простое”, получается “будущее простое время глагола”.

Задание: допишите в каждый столбик по два своих глагола.

Обратить внимание детей на слово “оставив” — деепричастная глагольная форма.

VI. Закрепление. Повторное название темы “Будущее простое время глагола”.

Игра “Назови глагол будущего простого времени”. Ученики задают вопросы: что сделает? что сделают? и называют глаголы.

Опрос, вопросы к детям по уроку.

1. Новое словарное слово – “ураган”, значение слова, написание слова.
2. Глагол – часть речи. Различие глаголов настоящего и будущего простого времени. Вопросы к глаголам.
3. Задание к детям (устный опрос):

— придумать предложение с глаголом в настоящем времени;
— придумать предложение с глаголом в будущем простом или сложном времени.

4. Упражнение в написании глаголов в будущем простом времени.

VII. Оценка. Домашнее задание.

Оборудование к уроку.

1. Текст “Ураган” — индивидуально на каждого ученика.
2. Текст “Смерть звезды” — индивидуально на каждого ученика.

Источник

Урок русского языка в 4 классе по теме: » Будущее сложное время глагола. Образование глаголов будущего времени.»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок русского языка

Скачать:

Вложение Размер
Урок русского языка в 4 классе по теме: » Будущее сложное время глагола. Образование глаголов будущего времени.» 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Будущее сложное время глагола. Образование глаголов будущего времени.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Дидактическая цель: формировать у обучающихся умение образовывать формы глагола будущего сложного времени.
Задачи:
1. Cоздать условия для формирования представлений об образовании глаголов будущего времени; создать условия для формирования умений образовывать будущую сложную и будущую простую формы глаголов;
2. Cоздать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование, оценивание) и коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром); создать условия для развития общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);
3. Cоздать условия для воспитания дружеских партнёрских отношений, любви к книге, патриотизма.
Методы обучения:
1. проблемные;
2. частично-поисковые;
3. наглядные.
Формы организации познавательной деятельности:
1. фронтальная;
2. коллективная;
3. в парах;
4.самостоятельная (разноуровневая работа)
Средства обучения:
1. ИКТ. Презентация по теме.
2. Карточки для работы в парах.

3.Карточки для рефлексии.

  1. Организационно – мотивационный этап. (слайд №1)

1) орг. момент (слайд №2)

Прозвенел в коридоре школьный звонок.

Это значит пора, начинать нам урок.

Учитель: — Ребята! Сегодня необычный урок русского языка. К нам пришли гости. У нас праздник. Вы рады нашим гостям? Тогда повернитесь к гостям и улыбнитесь.

2) приветствие гостей ( слайд № 3)

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам, вас сегодня встречать,

Начнем же урок, не будем зря время терять.

Учитель: — Поклонились. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята. Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

3) психологический настрой

Учитель: — А теперь садитесь. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу. Ведь доброжелательная улыбка – это залог хорошего настроения.

4) аутогенная тренировка

Учитель: — Теперь закройте глаза и повторяйте за мной:

У меня хорошее настроение

Я могу быть добрым и терпеливым

Я успею сделать все.

Я буду предельно внимателен на уроке.

Учитель: — Молодцы, ребята.

— Пусть урок принесет вам радость.

II. Чистописание ( слайд № 4) (чистописание)

— Продолжаем урок. Посмотрели все ли готово у вас к уроку.(ручки, тетрадки, учебники). Если готово, то тогда отгадайте следующий этап урока.(чистописание)

— Но, чтобы мы хорошо писали нам нужно сделать массаж для рук

1) при помощи карандаша трем ладоши с внутренней стороны затем с тыльной.

2) заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

3) дотрагиваемся ладонями до щек, ощущаем тепло своих рук.

Учитель: — Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

— Не забывайте о правилах письма.

— Заполните пустые клетки таблицы и вы узнаете, какие буквы мы будем писать на чистописании. (слайд № 6)

Учитель: — А какой сегодня праздник ? Что вы знаете о нем?

ΙΙΙ. Актуализация опорных знаний

Учитель: — На каждом уроке русского языка мы с вами узнаем что – то новое и интересное о языке.

А писатель К.Г.Паустовский говорит так: ( слайд № 7)

« Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни».

Учитель: — А зачем это нам надо? Ведь вы уже умеете читать и писать.

Я предлагаю продолжить такую фразу ( слайд №8)

«Если мы будем хорошо знать русский язык, то сможем…(лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок)

— А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка

Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и активными. Вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

«Аукцион Знаний» (слайды № 9 – 16 )

— А сейчас проведем аукцион знаний о глаголе.

1)Что такое глагол?(открывается буква)

2)Что обозначает глагол?

3)На какие вопросы отвечает глагол?

4)Чем в предложении является глагол?

5)Как изменяется глагол?

6)Что такое неопределенная форма глагола? На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола?

-Расшифруйте слово и вы узнаете имя главного героя нашего урока (Глагол).

ΙV. Постановка учебной задачи.

Учитель: -Как вы думаете, вы все узнали о глаголе? А что еще хотите узнать? (о времени)

Тогда я предлагаю отправиться в необычное путешествие, в путешествие на машине времени! А поможет нам в путешествии воображение! Оно поможет перенести нас из одного промежутка времени в другое.

-А что вы знаете о времени?

— Как вы понимаете? (Часы, дни, сутки, год)

В толковом словаре Ожегова это слово объясняется так: (слайд № 17)

«Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками»

V. Ус воение новых знаний. Знакомство с темой урока.

Учитель : -Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глагола. А о каком, вы должны разобраться сами и сформулировать тему урока.

Постараемся разобраться. Проведем исследовательскую работу.

Прочитайте выразительно четверостишья слайд № 18)

Учитель: — Давайте найдем глаголы и определим время глаголов.

— Как определить время? (нужно поставить к глаголу вопрос)

— Ставим вопрос и определяем время.

— У глаголов 1 столбика, сразу определили время? ( да)( будущее)

— А у глаголов 2 – го столбика? (нет)

— Почему? ( поставили вопрос, а время определить не можем)

— Значит , неверно поставили вопрос?

— С каким словом сочетаются глаголы (кататься и раздаваться)? (будем)

Учитель: — Как можно назвать глаголы 1 – 2 четверостишия?

— В русском языке для них есть специальное название (будущее простое и будущее ………время)

— Вывод: Какой сделаем вывод о глаголах 2 – го четверостишия? (глагол в будущем времени может быть выражен одним словом и двумя словами)

Например: Что сделаю? Нарисую

Что буду делать? Буду рисовать

Учитель: — Кто сможет сформулировать тему урока?

— О чем будем говорить на уроке? ( о будущем сложном времени глагола)

Учитель: — А теперь обратимся к учебнику . Прочитаем вывод в учебнике на с.98 .

VI. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: — Кто же скажет? Как же образуются глаголы будущего сложного времени? (При помощи двух глаголов). А каких, вы скажите, когда послушаете сказку.

Учитель: — Послушайте сказку и скажите, о чем она?

Сказка «О глаголе Н.Ф.»

Сказал как-то глагол неопределенной формы:
-Эх вы, разве так надо изменяться? Я б вам показал, жаль, что у меня нет времени!
-Время мы тебе найдём. Какое тебе, настоящее или прошедшее?

-Лучше будущее, -говорит глагол, чтобы хоть немного оттянуть время.

-Да не забудьте про Вспомогательный Глагол!
Дали ему Вспомогательный Глагол.
Изменяется Вспомогательный — только окончания мелькают. А глагол Н.Ф. и буквой не пошевелит. Зачем ему шевелить, зачем ему самому изменяться? Он – глагол Н.Ф., у него нет времени

Учитель: — Итак, кто скажет по – научному, как образуются глаголы будущего сложного времени.?

Дети: при помощи вспомогательного глагола «Быть» и глагола «Н.Ф.»

VII. Физминутка по методике Базарного для глаз ( слайд № 19)

VIII. Первичная проверка понимания изученного

Учитель: — А сейчас проверим, как вы поняли изученный материал.

  1. работа в парах по карточкам.

— Каждая пара получает карточку в которой записано по 2 глагола Ваша задача образовать глаголы простого и сложного будущего времени используя слова (я, ты, он, мы, вы, они)

2) проверка на слайде № 20

IX. Первичное закрепление.

  1. самостоятельная работа (слайд № 21)

Учитель: — Сейчас мы отработаем практические умения через выполнение заданий различного уровня.

Задание: Запишите глаголы в 2 столбика

( будут рисовать , нарисую, напишут, буду читать, прочитаю, буду бега ть)

Задание: Выполнить упр. 442, страница 99

Задание: Творческая работа «Оживи текст»

Вам нужно дополнить текст подходящими по смыслу глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени на тему «Весна»

Весна. Веселая капель. Ручьи. Деревья. Перелетные птицы .

( Наступила долгожданная весна. Звенит веселая капель. Бегут говорливые ручиь. Скоро деревья оденутся в листву. Прилетят перелетные птицы )

X. Применение новых знаний

2 ) коллективная работа (устно ) (слайд № 22- 23)

Учитель: — А сейчас давайте раскроем скобки в стихотворении, вставляя вместо глаголов н.ф. глаголы будущего простого и сложного времени. Должно получиться красивое стихотворение.

Мирно и радостно мы (жить),

Мы (подарить) друг другу смех и цветы,

И ( исполнить) в жизни все наши мечты!

Учитель : — Получилось. Давайте проверим.

XI. Информация о домашнем задании.Инструктаж

Учитель:- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте запишем Д/з ( слайд № 24)

  1. УПР № 441, стр. 99
  2. Правило срт. 98

XII. Подведение итогов урока.

Учитель: — Теперь скажите, что вы сегодня нового открыли о глаголе на уроке русского языка? (узнали ,что есть глаголы будущего сложного времени)

— Как же образуются глаголы будущего сложного времени? При помощи какого глагола? (вспомогательного глагола быть и глагола Н.Ф.)

Учитель:- Давайте оценим вашу работу сегодня на уроке. Попробуйте оценить каждый своего соседа.

XIV. Рефлексия. (слайд № 25)

Учитель: — Ребята, у вас у каждого на парте лежат карточки с изображением солнца. Каждый из вас должен сейчас подумать и для себя сделать вывод:

-Если вы запомнили всё, вам всё было понятно, то вы показываете солнце , которое улыбается.

-Если не совсем уверены в том, что всё поняли, то вы показываете солнышко с тучкой.

-Если ничего не поняли на сегодняшнем уроке, тогда солнце с зонтиком.

Учитель: — Я вижу, что вы все поняли, так как показали улыбающееся солнце.

Источник