Глаголы будущего времени
Что такое глаголы будущего времени в русском языке?
Глаголы будущего времени в русском языке – ряд спрягаемых форм глаголов, обозначающих действие или процесс, который будет происходить в будущем, после момента речи. Признак времени является грамматической категорией глагола. Глаголы будущего времени отвечают на вопросы: Что сделает? Что будет делать?
Примеры глаголов будущего времени:
Утром мама приготовит яичницу с овощами.
Через неделю мы начнем новую тему.
Катя будет читать
Дети будут играть на площадке после тихого часа.
Как образуются формы будущего времени глагола?
Формы будущего времени глагола бывают простыми и составными:
- Простая форма будущего времени глаголов присуща глаголам совершенного вида, указывает на законченность действия (схожу, умоешься).
- Составная форма будущего времени глаголов присуща глаголам несовершенного вида, образуется сочетанием спрягаемых форм глагола быть и инфинитива глагола, указывает на то, что действие будет повторяющимся или длительным (буду гулять весь день, каждую среду будем ходить в кино).
Глаголы будущего времени изменяются по лицам и числам:
Источник
ВИДЫ ГЛАГОЛА. ПРОДОЛЖЕНИЕ.
Использование глаголов несовершенного вида для обозначения факта действия и процесса действия.
Когда мы хотим сказать о том, сколько времени продолжалось действие, мы всегда используем глаголы несовершенного вида и специальные слова, которые указывают нам на продолжительность действия: долго, недолго, пять минут, целый год и т.д. Словосочетания, указывающие время, всегда должны стоять в винительном падеже (4).
Вчера я работал весь вечер.
Ты говоришь по телефону два часа!
Когда нам важно только назвать действие и как бы установить факт, что это действие было (или не было), то мы тоже должны использовать глаголы несовершенного вида.
– Марта читала русскую литературу?
– Да, Марта читала романы Льва Толстого. (Ответ положительный, данное действие было).
Мы вчера вечером смотрели телевизор. (Здесь важно только назвать действие, дополнительная информация – какую программу смотрели, сколько времени – не важна).
Сравните:
– Вы смотрели новый фильм Феллини?
– Да, смотрели.
– Вы посмотрели новый фильм Феллини, фильм вам понравился?
– Да, мы посмотрели вчера этот фильм. Это прекрасный фильм!
В каком месяце?
Когда нам нужно сказать, в каком месяце происходило или будет происходить событие, то мы используем в русском языке существительное в предложном падеже (6) с предлогом в.
Будущее время глаголов совершенного и несовершенного вида.
В русском языке существует два способа обозначения действия в будущем, проще говоря, две формы будущего времени. Так называемое будущее простое (для глаголов совершенного вида) и будущее сложное (для глаголов несовершенного вида). Видовые различия между этими формами те же самые, что в настоящем и прошедшем времени. Сравните:
Я бу́ду чита́ть журна́л ещё час. – выбран глагол несовершенного вида «читать», потому что нужно сказать о процессе действия. Я прочита́ю журна́л и дам его́ тебе́. – выбран глагол совершенно вида «прочитать», потому что надо сказать о результате действия.
Форма будущего времени глаголов несовершенного вида (сложное будущее) состоит из двух глагол: формы глагола быть в будущем времени, (этот глагол изменяется по лицам и числам) и инфинитива основного глагола:
я бу́ду чита́ть
ты бу́дешь чита́ть
он бу́дет чита́ть
мы бу́дем чита́ть
вы бу́дете чита́ть
они бу́дут чита́ть
Форма будущего времени глаголов совершенного вида (будущее простое) образуется очень просто – так же, как форма настоящего времени глаголов несовершенного вида: путем прибавления личных окончаний к основе. Глаголы совершенного вида изменяются по лицам и числам:
чита́ю (НСВ, наст.вр.) – прочита́ю (СВ, буд.вр.), прочитаешь, прочитает….
пишу́ (НСВ, наст.вр.) – напишу́ (СВ, буд.вр.), напишешь, напишет…
иду́ (НСВ, наст.вр.) – приду́ (СВ, буд.вр.), придёшь, придёт….
При выборе формы будущего времени (от глагола совершенного или несовершенного вида) нужно исходить из различий в значениях вида. Форма будущего времени глаголов несовершенного вида (сложное будущее) используется для обозначения повторяющегося действия в будущем, процесса действия и обозначения факта, что действие будет иметь место.
Простое будущее используется для обозначения однократного действия или результата действия в будущем:
Сравните спряжение глаголов совершенного и несовершенного вида:
Подробнее смотрите в грамматическом справочнике курса.
Источник
Конспект урока по русскому языку «Будущее простое время глагола» (4-й класс)
Класс: 4
Цель урока: правильно по вопросу определять будущее время глагола, расширять знания детей о частях речи, обогащать словарный запас учащихся, развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать выводы, воспитывать наблюдательность, речь детей.
I. Организационный момент.
На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
II. Минутка чистописания.
Работа в тетрадях по чистописанию.
III. Проверка домашнего задания.
IV. Словарная работа: агроном, горизонт, борозда, мякоть, овёс. Дети с каждым из слов устно придумывают предложения. Самое интересное предложение записываем на доске.
Новое слово: ураган (разделить на слоги, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную). Обсуждение значения слова: ветер разрушительной силы.
Ураганы, которые иногда называют тропическими циклонами или тайфунами, часто ломают деревья, уничтожают посевы, разрушают здания. Проливной дождь вызывает наводнение, а прибрежные районы затопляются, когда ветер, скорость которого достигает 300 км/час, поднимает огромные морские волны.
Учащийся выписывает глаголы в столбик на доске, выделяет окончания, определяет время глаголов. Ученики выполняют работу в тетрадях.
Настоящее время глагола (что делает? что делают?).
называют;
ломают;
уничтожают;
вызывает;
затопляются;
достигает;
поднимает.
V. Постановка проблемы. Побуждение к проблеме.
Текст “Смерть звезды”. (У каждого ученика на парте текст.)
Примерно через 5миллиардов лет внешняя сторона Солнца охладится и станет больше. Солнце превратится в одну из звёзд, которые называются красными гигантами. В конце концов внешняя оболочка красного гиганта оторвётся и уйдёт в космическое пространство, оставив за собой маленькое центральное ядро, которое будет называться белым карликом.
— Дети, о чём этот текст? (О звезде).
— Скажите, что произойдет с Солнцем через 5 миллиардов лет? (число на доске). Ученики отвечают по тексту.
— Это будет когда? (в будущем, через 5 миллиардов лет).
Обратить внимание детей на столбик глаголов в настоящем времени и на глаголы в тексте: охладится, станет, превратится, оторвётся, уйдёт, будет называться. Сравнить глаголы по вопросам. В чём различие? (разные вопросы, разное время глаголов).
Решение проблемы. Название темы.
Вопрос: что сделает? подводит детей к новой теме “Будущее время глагола”.
Учащийся выписывает на доске глаголы из текста во второй столбик, задаёт к ним вопрос: что сделает? и проговаривает время глагола – будущее время глагола.
Ученики выполняют работу в тетрадях: называют второй столбик “будущее время глагола”, устно задают вопрос, выписывают глаголы из текста. В глаголах: охладится, станет, превратится, оторвётся, уйдёт – дети выделяют окончания
Настоящее время глагола. | Будущее время глагола. |
называют | охладится |
ломают | станет |
уничтожают | превратится |
вызывает | оторвётся |
затопляются | уйдёт |
достигает | будет называться |
поднимает | оставив |
Проверка работы ученика и класса.
— Дети отмечают отличие глагола – “ будет называться” от глаголов: охладится, станет, превратится, уйдёт. (Из одного слова, из двух слов).
— Делаем вывод:
а) глаголы из одного слова, отвечающие на вопросы: что сделает? что сделают?- это глаголы будущего простого времени (написать вопросы на доске);
б) глаголы, состоящие из двух слов, отвечающие на вопросы: что будет делать? что будут делать? – это глаголы будущего сложного времени (написать вопросы на доске).
В названии II столбика дописываем “простое”, получается “будущее простое время глагола”.
Задание: допишите в каждый столбик по два своих глагола.
Обратить внимание детей на слово “оставив” — деепричастная глагольная форма.
VI. Закрепление. Повторное название темы “Будущее простое время глагола”.
Игра “Назови глагол будущего простого времени”. Ученики задают вопросы: что сделает? что сделают? и называют глаголы.
Опрос, вопросы к детям по уроку.
1. Новое словарное слово – “ураган”, значение слова, написание слова.
2. Глагол – часть речи. Различие глаголов настоящего и будущего простого времени. Вопросы к глаголам.
3. Задание к детям (устный опрос):
— придумать предложение с глаголом в настоящем времени;
— придумать предложение с глаголом в будущем простом или сложном времени.
4. Упражнение в написании глаголов в будущем простом времени.
VII. Оценка. Домашнее задание.
Оборудование к уроку.
1. Текст “Ураган” — индивидуально на каждого ученика.
2. Текст “Смерть звезды” — индивидуально на каждого ученика.
Источник
Урок русского языка в 4 классе по теме: » Будущее сложное время глагола. Образование глаголов будущего времени.»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 4 классе по теме: » Будущее сложное время глагола. Образование глаголов будущего времени.» | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Будущее сложное время глагола. Образование глаголов будущего времени.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Дидактическая цель: формировать у обучающихся умение образовывать формы глагола будущего сложного времени.
Задачи:
1. Cоздать условия для формирования представлений об образовании глаголов будущего времени; создать условия для формирования умений образовывать будущую сложную и будущую простую формы глаголов;
2. Cоздать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование, оценивание) и коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром); создать условия для развития общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);
3. Cоздать условия для воспитания дружеских партнёрских отношений, любви к книге, патриотизма.
Методы обучения:
1. проблемные;
2. частично-поисковые;
3. наглядные.
Формы организации познавательной деятельности:
1. фронтальная;
2. коллективная;
3. в парах;
4.самостоятельная (разноуровневая работа)
Средства обучения:
1. ИКТ. Презентация по теме.
2. Карточки для работы в парах.
3.Карточки для рефлексии.
- Организационно – мотивационный этап. (слайд №1)
1) орг. момент (слайд №2)
Прозвенел в коридоре школьный звонок.
Это значит пора, начинать нам урок.
Учитель: — Ребята! Сегодня необычный урок русского языка. К нам пришли гости. У нас праздник. Вы рады нашим гостям? Тогда повернитесь к гостям и улыбнитесь.
2) приветствие гостей ( слайд № 3)
Мы рады приветствовать вас в нашем классе.
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам, вас сегодня встречать,
Начнем же урок, не будем зря время терять.
Учитель: — Поклонились. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята. Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
3) психологический настрой
Учитель: — А теперь садитесь. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу. Ведь доброжелательная улыбка – это залог хорошего настроения.
4) аутогенная тренировка
Учитель: — Теперь закройте глаза и повторяйте за мной:
У меня хорошее настроение
Я могу быть добрым и терпеливым
Я успею сделать все.
Я буду предельно внимателен на уроке.
Учитель: — Молодцы, ребята.
— Пусть урок принесет вам радость.
II. Чистописание ( слайд № 4) (чистописание)
— Продолжаем урок. Посмотрели все ли готово у вас к уроку.(ручки, тетрадки, учебники). Если готово, то тогда отгадайте следующий этап урока.(чистописание)
— Но, чтобы мы хорошо писали нам нужно сделать массаж для рук
1) при помощи карандаша трем ладоши с внутренней стороны затем с тыльной.
2) заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.
3) дотрагиваемся ладонями до щек, ощущаем тепло своих рук.
Учитель: — Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.
— Не забывайте о правилах письма.
— Заполните пустые клетки таблицы и вы узнаете, какие буквы мы будем писать на чистописании. (слайд № 6)
Учитель: — А какой сегодня праздник ? Что вы знаете о нем?
ΙΙΙ. Актуализация опорных знаний
Учитель: — На каждом уроке русского языка мы с вами узнаем что – то новое и интересное о языке.
А писатель К.Г.Паустовский говорит так: ( слайд № 7)
« Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни».
Учитель: — А зачем это нам надо? Ведь вы уже умеете читать и писать.
Я предлагаю продолжить такую фразу ( слайд №8)
«Если мы будем хорошо знать русский язык, то сможем…(лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок)
— А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка
Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и активными. Вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
«Аукцион Знаний» (слайды № 9 – 16 )
— А сейчас проведем аукцион знаний о глаголе.
1)Что такое глагол?(открывается буква)
2)Что обозначает глагол?
3)На какие вопросы отвечает глагол?
4)Чем в предложении является глагол?
5)Как изменяется глагол?
6)Что такое неопределенная форма глагола? На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола?
-Расшифруйте слово и вы узнаете имя главного героя нашего урока (Глагол).
ΙV. Постановка учебной задачи.
Учитель: -Как вы думаете, вы все узнали о глаголе? А что еще хотите узнать? (о времени)
Тогда я предлагаю отправиться в необычное путешествие, в путешествие на машине времени! А поможет нам в путешествии воображение! Оно поможет перенести нас из одного промежутка времени в другое.
-А что вы знаете о времени?
— Как вы понимаете? (Часы, дни, сутки, год)
В толковом словаре Ожегова это слово объясняется так: (слайд № 17)
«Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками»
V. Ус воение новых знаний. Знакомство с темой урока.
Учитель : -Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глагола. А о каком, вы должны разобраться сами и сформулировать тему урока.
Постараемся разобраться. Проведем исследовательскую работу.
Прочитайте выразительно четверостишья слайд № 18)
Учитель: — Давайте найдем глаголы и определим время глаголов.
— Как определить время? (нужно поставить к глаголу вопрос)
— Ставим вопрос и определяем время.
— У глаголов 1 столбика, сразу определили время? ( да)( будущее)
— А у глаголов 2 – го столбика? (нет)
— Почему? ( поставили вопрос, а время определить не можем)
— Значит , неверно поставили вопрос?
— С каким словом сочетаются глаголы (кататься и раздаваться)? (будем)
Учитель: — Как можно назвать глаголы 1 – 2 четверостишия?
— В русском языке для них есть специальное название (будущее простое и будущее ………время)
— Вывод: Какой сделаем вывод о глаголах 2 – го четверостишия? (глагол в будущем времени может быть выражен одним словом и двумя словами)
Например: Что сделаю? Нарисую
Что буду делать? Буду рисовать
Учитель: — Кто сможет сформулировать тему урока?
— О чем будем говорить на уроке? ( о будущем сложном времени глагола)
Учитель: — А теперь обратимся к учебнику . Прочитаем вывод в учебнике на с.98 .
VI. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: — Кто же скажет? Как же образуются глаголы будущего сложного времени? (При помощи двух глаголов). А каких, вы скажите, когда послушаете сказку.
Учитель: — Послушайте сказку и скажите, о чем она?
Сказка «О глаголе Н.Ф.»
Сказал как-то глагол неопределенной формы:
-Эх вы, разве так надо изменяться? Я б вам показал, жаль, что у меня нет времени!
-Время мы тебе найдём. Какое тебе, настоящее или прошедшее?
-Лучше будущее, -говорит глагол, чтобы хоть немного оттянуть время.
-Да не забудьте про Вспомогательный Глагол!
Дали ему Вспомогательный Глагол.
Изменяется Вспомогательный — только окончания мелькают. А глагол Н.Ф. и буквой не пошевелит. Зачем ему шевелить, зачем ему самому изменяться? Он – глагол Н.Ф., у него нет времени
Учитель: — Итак, кто скажет по – научному, как образуются глаголы будущего сложного времени.?
Дети: при помощи вспомогательного глагола «Быть» и глагола «Н.Ф.»
VII. Физминутка по методике Базарного для глаз ( слайд № 19)
VIII. Первичная проверка понимания изученного
Учитель: — А сейчас проверим, как вы поняли изученный материал.
- работа в парах по карточкам.
— Каждая пара получает карточку в которой записано по 2 глагола Ваша задача образовать глаголы простого и сложного будущего времени используя слова (я, ты, он, мы, вы, они)
2) проверка на слайде № 20
IX. Первичное закрепление.
- самостоятельная работа (слайд № 21)
Учитель: — Сейчас мы отработаем практические умения через выполнение заданий различного уровня.
Задание: Запишите глаголы в 2 столбика
( будут рисовать , нарисую, напишут, буду читать, прочитаю, буду бега ть)
Задание: Выполнить упр. 442, страница 99
Задание: Творческая работа «Оживи текст»
Вам нужно дополнить текст подходящими по смыслу глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени на тему «Весна»
Весна. Веселая капель. Ручьи. Деревья. Перелетные птицы .
( Наступила долгожданная весна. Звенит веселая капель. Бегут говорливые ручиь. Скоро деревья оденутся в листву. Прилетят перелетные птицы )
X. Применение новых знаний
2 ) коллективная работа (устно ) (слайд № 22- 23)
Учитель: — А сейчас давайте раскроем скобки в стихотворении, вставляя вместо глаголов н.ф. глаголы будущего простого и сложного времени. Должно получиться красивое стихотворение.
Мирно и радостно мы (жить),
Мы (подарить) друг другу смех и цветы,
И ( исполнить) в жизни все наши мечты!
Учитель : — Получилось. Давайте проверим.
XI. Информация о домашнем задании.Инструктаж
Учитель:- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте запишем Д/з ( слайд № 24)
- УПР № 441, стр. 99
- Правило срт. 98
XII. Подведение итогов урока.
Учитель: — Теперь скажите, что вы сегодня нового открыли о глаголе на уроке русского языка? (узнали ,что есть глаголы будущего сложного времени)
— Как же образуются глаголы будущего сложного времени? При помощи какого глагола? (вспомогательного глагола быть и глагола Н.Ф.)
Учитель:- Давайте оценим вашу работу сегодня на уроке. Попробуйте оценить каждый своего соседа.
XIV. Рефлексия. (слайд № 25)
Учитель: — Ребята, у вас у каждого на парте лежат карточки с изображением солнца. Каждый из вас должен сейчас подумать и для себя сделать вывод:
-Если вы запомнили всё, вам всё было понятно, то вы показываете солнце , которое улыбается.
-Если не совсем уверены в том, что всё поняли, то вы показываете солнышко с тучкой.
-Если ничего не поняли на сегодняшнем уроке, тогда солнце с зонтиком.
Учитель: — Я вижу, что вы все поняли, так как показали улыбающееся солнце.
Источник