Меню

Буклет о имени прилагательное



Памятки по частям речи.Имя существительное. Имя прилагательное.
картотека по русскому языку (4 класс)

Памятки по частям речи.Имя существительное.Имя прилагательное.

Скачать:

Вложение Размер
Памятка.Имя сущетвительное. 24.83 КБ
Памятка.Имя прилагательное. 19.73 КБ

Предварительный просмотр:

  • Обозначает предмет, отвечает на вопросы КТО? ЧТО? ( нач. форма )
  • В предложении может быть подлежащим ( в И.П .), второстепенными членами ( в косвенных падежах ).
  • Бывает одушевленным ( кто? ) и неодушевленным ( что? )
  • Бывает собственным ( имена и названия пишутся с большой буквы ) и нарицательным .
  • Изменяется по числам: ( помогут местоимения )

ед.ч. — о н, она, оно ; мн. ч. — они

  • Имеет род ( а не изменяется)

окончание в ЕД.Ч.

окончание во МН. Ч.

мужской род ( он, мой )

женский род ( она, моя )

средний род ( оно, моё )

  • У сущ. Ж рода после шипящих на конце слова пишется Ь,

у сущ М. рода — Ь не пишется .

  • Изменяется по падежам (склоняется)

Поставь вопрос (оба вопроса!)от главного слова — узнаешь падеж. Если у слова есть предлог, то он нужен и в вопросе.

без, возле, около, у, подле, до, из, с, от

в, на, за, под, про, через

над, за, между, над, перед, под, с

Всегда с предлогом!

о, об, в, во, на, при

  • Три склонения ( поставь в нач. форму )

ОКОНЧАНИЕ в ед ч.

в косвенных падежах окончание проверяй ударным окончанием

словом РУКА или др.

словом ПЛЕЧО или др.

в окончании всегда — И

  • Р и В падежи часто путают. Особые трудности бывают со словами 2-го скл. Подставляй слово 1-го скл, оно поможет своим окончанием:

(нет рук и , нет стен ы – Р.п.; вижу рук у , вижу семь ю – В.п.)

Если в подставленном слове окончание — у, — ю , значит слово в В. падеже, если — ы, — и , то в Р. падеже.

  • Окончания сущ. во МН Ч. ( проверяй ударным)

как в И или Р падежах

  • Некоторые сущ. употребляются только в единственном числе :

молоко, мясо, картофель, лук, обувь, борьба, плавание, град, воздух, здоровье, метро, радио, кино, пальто, кофе и др.

  • Некоторые только во множественном числе : грабли, очки, брюки, ножницы, часы, деньги, духи, сутки, чернила, качели, санки и др.
  • Несклоняемые сущ. (не изменяются по падежам, числам):

пальто, шоссе, пианино, такси, какао, радио, ателье, метро, кофе, кафе, кино и др. (в такси, из такси, к такси , с такси, о такси)

Предварительный просмотр:

1) Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей?

2) В предложении бывает определением.

3) Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. Они стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительные , с которыми они связаны , например: лесом – м.р., ед.ч., Т.п., значит дремучим — м.р., ед.ч., Т.п.

4) Во множественном числе прилагательные по родам не изменяются.

5) Окончание вопроса подсказывает окончание прилагательного. Окончание имён прилагательных проверяй вопросами от имён существительных,

например: на прогулку ( какую?) зимнюю.

Склонение имен прилагательных М.Р и СР.Р.

Окончания прилагательных м.р. и с.р. единственного числа

Источник

«Имя прилагательное как часть речи». 4-й класс

Класс: 4

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Повторить и обобщить знаний учащихся о признаках имени прилагательного как части речи. пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
  • Развивать умения распознавать прилагательные как часть речи, совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.
  • Формировать у учащихся мотивацию к самообразования, навыков самообразования, умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Интерактивная доска.
  • Презентация “Имя прилагательное как часть речи”.
  • Наглядные пособия: картинки зайца, медведя, лисы в цвете и без цвета.
  • Дидактический материал: карточки для индивидуальной работы и работе в парах.
  • Рейтиг-листы.

I. Организационный момент

— Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос:

Какая часть речи делает нашу речь ярче, выразительнее, богаче?

— Чем мы будем заниматься на уроке?

— Рассмотрите рейтинг-лист. В столбик записаны этапы работы на уроке. А в строке формы работы. Сегодня вы сами будете оценивать свою работу на уроке. На каждом этапе будете сами себе выставлять не оценку, а количество баллов. В конце урока подсчитаете баллы. Определенное количество баллов соответствует оценке, которую вы получите за урок. Максимальное количество дано в таблице. (Приложение 1)

II. Определение темы и сообщение целей урока

1. Наблюдения над ролью прилагательных в речи. (Слайд 4)

Класс делится на 3 группы

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год
Шуба серая — для лета,
Шуба для зимы — другого цвета. (Заяц.)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост — краса.
Кто ж это. (Лиса.)

— Я знаю вы любите рисовать. Давайте порисуем, но не красками, а словами. Раскрасьте своих животных. Для этого опишите внешний вид животного и его качества. Запишите эти слова к себе в тетрадь. (Выполнение работы) Проверка.

Какие слова вы использовали? Какую часть речи?

2. Игра “Кто больше?” (Слайд 8)

— Подсчитайте баллы (за каждое верно написанное слово получаете 1 балл)

Вывод: — С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.)

Вывод: Тема нашего урока “Имя прилагательное”

Да, сегодня мы постараемся вспомнить все, что уже знаем об имени прилагательном, задумаемся над его ролью в тексте и нашей речи.

III. Работа над темой урока

1. Определение роли имени прилагательного в тексте (Слайд 10)

Работа в парах по карточке №1 — Что такое имя прилагательное?

Прочитай тексты. Какой текст понравился тебе больше? Почему?

Полдень. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко над облаками кружит ласточка. Со свистом проносятся стрижи.

Жаркий полдень. Смотрю на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко над облаками кружит белогрудая ласточка. Со звонким свистом проносятся стрижи.

1. Текст №2 отличается от текста №1 словами

2. Эти слова делают текст_________________________________

Они отвечают на вопросы__________________________________

4. Они связаны со словами___________________________________

5. и обозначают их________________________________________

Проверка (Слайд 12)

— Какая часть речи называется прилагательным? (Имя прилагательное — часть речи, которая отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, обозначает признак предмета.)

Выставление баллов — мак. 5 баллов.

2. Определение морфологических признаков имен прилагательных. Словообразование.

Упражнение “Магазин”. (Слайд 14)

Учитель диктует существительные.

ОВОЩИ, КНИГИ, ОБУВЬ, БАРАНКИ, ШКАФ, КОНЬКИ.

— Учащиеся должны записать прилагательные, обозначающие, в каком магазине можно купить данные предметы. Выделить корень слова.

— Найдите и выделите часть слова, с помощью которой образованы имена прилагательные.

— Как называется эта часть слова? (суффикс)

Выставление баллов — макс. 5 баллов

3. Лексическая работа

Упражнение “Антонимы”. (Слайд 16)

— Что такое “антонимы”? (слова противоположные по смыслу)

— Для чего они нужны в нашей речи?

Учитель диктует имена прилагательные:

Учащиеся записывают слова с противоположным значением:

Проверка на слайде

Выставление баллов — макс. 5 баллов

Физкультминутка

Определение синтаксической роли прилагательных.

1. Самостоятельная работа по карточкам. (Слайд 18)

— О каком времени года говорится в этом тексте?

— С какой частью речи в предложении связано имя прилагательное?

— Найти и подчеркнуть словосочетания прилагательного и существительного.

Я проснулся серым утром. Комната была залита жёлтым светом, как будто от керосиновой лампы.

Странный свет — неяркий и неподвижный — был не похож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на чёрной земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем старого воска.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я её не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела, и жгучий иней ещё не лежал по утрам на дощатой крыше.

— Когда мы говорим о частях речи, то обязательно определяем их синтаксическую роль в предложении.

— Выписать и разобрать 1 предложение.

— Один ученик работает у доски.

Вывод: Каким членом предложения является имя прилагательное? (второстепенным членом)

Выставление баллов — 1 зад. 5 даллов

2. Словарно-орфографическая работа

Учащиеся выполняют по выбору разноуровневые задания.

Упражнение “Лишнее слово”. (Слайд 19)

— На доске записаны 3 группы слов. Надо найти “лишнее” слово.

— Записать слова в тетрадь. Подчеркнуть вставленные буквы. Обвести “лишнее” слово.

(“Безграничный” — это прилагательное, остальные слова — существительные.)

(“Сосновый” — в этом слове пишется одна буква, в остальных словах — удвоенная согласная.)

(“Крепкий” — здесь пропущена парная глухая согласная, в остальных словах — парная звонкая.)

Контрольный тест Слайд 20, 21)

1. Что такое имя прилагательное?

в) Часть предложения.

2. Имена прилагательные отвечают на вопросы.

а) какой? какая? какое? Какие?

в) что делает? что сделает?

3. Какая часть речи обозначает признак предмета?

а) Имя существительное.

в) Имя прилагательное

4. С какой частью речи связано имя прилагательное?

б) С именем существительным

в) С местоимением

5. Каким членом предложения бывает имя прилагательное?

6. Укажите имена прилагательные

Проверка на доске:

Выставление баллов — мак. 6 баллов

VI .Итог урока (Слайд 23)

— Вспомните начало урока. На какой вопрос мы должны были найти ответ? Помог ли наш урок ответить на этот вопрос?

— Подсчет баллов. Выставление оценок.

— Рефлексия на рейтинг – листе. (Слайд 24)

3. Понял все и могу рассказать.

4. Понял все и могу научить.

Дополнительное творческое задание “Продолжи стихотворение” (Слайд 25)

Источник

Подборка правил: имя прилагательное

В статье собрана подборка всех правил имени прилагательного + морфологический разбор.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? (красный, огромный, умный, учительский).

Постоянный признак у имён прилагательных только один – разряд.

Непостоянные признаки

  1. число
  2. падеж (только для полной формы)
  3. род (только для единственного числа)
  4. форма (полная или краткая)
  5. степень сравнения (простая или составная)

Разряды имён прилагательных

  • качественные — обозначают признак предмета, который может присутствовать в этом предмете в большей или меньшей степени; имеют полную и краткую форму, сравнительную и превосходную степень (тёмный, сильный, новый, крепкий, грязный, мягкий, низкий, молодой).
  • относительные — обозначают признак предмета, который не может быть в нём в большей или меньшей степени (деревянный, шерстяной, солнечный).
  • притяжательные — обозначают признак по принадлежности его кому-либо или чему-либо (заячий выводок, волчье логово, Егорушкин отец).

Род имён прилагательных

  • мужской (какой?) — синий, сильный, быстрый.
  • женский (какая?) — синяя, сильная, быстрая.
  • средний (какое?)— синее, сильное, быстрое.

Число имён прилагательных

Имена прилагательные изменяются по числам.

  • единственное (какой? какая? какое?) — городской, садовая, белое; глупый, умная, дикое.
  • множественное (какие?) — городские, садовые, белые; глупые, умные, дикие.

Падежи имён прилагательных

Имена прилагательные изменяются по падежам (только полная форма) .

Начальная форма прилагательного – именительный падеж единственного числа мужского рода.

Именительный падеж — какой? какая? какое? У меня есть чёрный кот.

Родительный падеж — какого? какой? какого? У меня нет чёрного кота.

Дательный падеж — какому? какой? какому? Я рад чёрному коту.

Винительный падеж — какого? какую? какое? Я вижу чёрного кота.

Творительный падеж — каким? какой? каким? Я играю с чёрным котом.

Предложный падеж — о каком? о какой? о каком? Я думаю о чёрном коте.

Склонение имён прилагательных

Прилагательные могут изменяться по падежам и числам (склоняться). Род, падеж и число прилагательного зависят от существительного, к которому оно относится.

Именительный падеж — хороший (м.р., ед. ч), хорошая (ж.р., ед.ч.), хорошее (с.р., ед.ч.), хорошие (мн.ч.).

Родительный падеж — хорошего (м.р., ед. ч.), хорошей (ж.р., ед.ч.), хорошего (с.р., ед.ч.), хороших (мн. ч.).

Дательный падеж — хорошему (м.р., ед. ч.), хорошей (ж.р., ед. ч.), хорошему (ср. р., ед. ч.), хорошим (мн.ч.).

Винительный падеж — хороший (м.р., ед. ч.), хорошую (ж.р., ед. ч.), хорошее (ср. р., ед. ч.), хорошие (мн.ч.).

Творительный падеж — хорошим (м.р., ед. ч.), хорошей (ж.р., ед. ч.), хорошим (ср. р., ед. ч.), хорошими (мн.ч.).

Предложный падеж — (о) хорошем (м.р., ед. ч.) , (о) хорошей (ж.р., ед. ч.), (о) хорошем (ср. р., ед. ч.), (о) хороших (мн.ч.).

Степени сравнения имён прилагательных

Степени сравнения имеют только качественные прилагательные. Выделяют 3 степени сравнения:

  • положительная — начальная форма прилагательного (чистый, красивая, длинное);
  • сравнительнаяпростая: состоит из одного слова (прилагательные не изменяются по числам, родам, падежам; в предложении являются частью составного сказуемого) (чище красивее длиннее); составная: состоит из двух слов, образуется путём прибавления слов более/менее (прилагательные изменяются по числам, родам, падежам; в предложении могут выступать в роли определения) (более/менее чистый, более/менее красивая, более/менее длинное);
  • превосходнаяпростая:состоит из одного слова, образуется при помощи суффиксов -ЕЙШ/-АЙШ (прилагательные изменяются по числам, родам, падежам; в предложении могут выступать в роли определения) (чистейший, красивейшая, длиннейшее, глубочайший, ближайший); составная: состоит из двух слов, образуется путём прибавления слова самый (прилагательные изменяются по числам, родам, падежам; в предложении могут выступать в роли определения) (самый чистый, самая красивая, самое длинное).

Полные и краткие прилагательные

Качественные прилагательные имеют две формы: полную и краткую. Полное прилагательное отвечает на вопрос какой? и согласуется с существительным или местоимением, к которому оно относится, в роде, числе и падеже.

Краткое прилагательное отвечает на вопрос каков? и согласуется с существительным или местоимением, к которому оно относится, в роде и числе (по падежам не изменяется).

В предложении краткие прилагательные обычно выступают в роли сказуемого: Он так умён!

В роли определений краткие прилагательные выступают в некоторых фразеологических оборотах: на босу ногу, по белу свету, средь бела дня, добры молодцы, красна девица.

Краткие прилагательные образуются от полных.

Окончания кратких прилагательных

Единственное число

  • мужской роднулевое окончание (крепкий — крепок, новый — нов, тощий — тощ).
  • женский родокончание -А (крепкая — крепка, новая — нова, тощая — тоща ).
  • средний родокончание -О, -Е(крепкое — крепко, новое — ново, тощее — тоще).

Множественное число

  • Окончание -Ы, -И — (крепкие- крепки, новые — новы, тощие — тощи).

Написание -н- и -нн- в кратких прилагательных

Написание -Н- и -НН- в кратких прилагательных определяется полной формой: длинна (длинный), красна (красный).

Правописание суффиксов прилагательных

  • Суффиксы -АЧ-/-ЕЧ- в прилагательных, образованных от существительных на -ШКА: под ударением пишется А, без ударения – Е(лягушачий, кошачий,лягушечий, старушечий).
  • Суффиксы -ЕВ-/-ИВ-/-ОВ- под ударением пишется И, без ударения в твёрдой позиции – О, в мягкой – Е(красивый, краевой, плаксивый, сиреневый, ласковый, финансовый). Запомни:милостивый, юродивый.
  • Суффиксы -ЕМ-/-ИМ- в прилагательных, образованных с приставкой НЕ и без неё от непереходных глаголов и переходных глаголов совершенного вида, без ударения пишется Е, под ударением – И(непромокаемый, невредимый, различимый).
  • Суффикс -ЕН- пишется в кратких прилагательных(спокоен, напрасен).
  • Суффикс -ИСТ- пишется И(глинистый, раскатистый).
  • Суффиксы -К-, -СК- 1) суффикс -К- пишется в качественных прилагательных, имеющих краткую форму(веский (весок), низкий (низок); 2) суффикс -К- пишется в словахс корнями на -Ц и в словах с чередованием К/Ч и Ц(казацкий (казак), ткацкий (ткач)Исключения:угличский, узбекский, таджикский); 3) суффикс -СК- пишется в относительных прилагательных, не имеющих краткой формы(матросский (матрос), французский (француз).
  • Суффиксы -ЛИВ-, -ЧИВ- пишется И(заботливый, заносчивый).
  • Суффиксы -ОНЬК-/-ЕНЬК-, -ОВАТ-/-ЕВАТ-, -ОВИТ-/-ЕВИТ- в твёрдой позиции пишется О, в мягкой – Е(маловатый, молодцеватый, деловитый, глянцевитый, лёгонький, синенький.Некоторые слова допускают оба варианта:лёгонький – лёгенький, плохонький – плохенький).
  • Суффикс -ЧАТ- пишется А(ступенчатый).

Правописание -н- и -нн- в прилагательных

-НН-

  1. в прилагательных с суффиксами-ЕНН-, -ОНН-(дискуссионный, искусственный, канализационный, клюквенный, операционный, революционный, сессионный, соломенный, торжественный.Исключение:ветреный).
  2. в прилагательных, образованных от слов с основой на -Н-(длинный, истинный, лимонный, машинный, миллионный, старинный, ценный).
  3. при наличии у прилагательного приставок(безветренный).
  4. в прилагательных, образованных от существительных на -МЯ-(временный (время), пламенный (пламя).
  5. прилагательных, образованных от существительных на -ИНА(старинный (старина), картинный (картина).

-Н-

  1. в прилагательных, которые не образованы от других частей речи(синий, зелёный, юный).
  2. в прилагательных с суффиксами -АН, -ЯН, -ИН(воробьиный, вощаной, глиняный, голубиный, дровяной, журавлиный, кожаный, куриный.Исключения:стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, стремянной).
  3. в прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида с суффиксами -Н-, -ЕН- без зависимых слов(вязаная кофта, гружёные вагоны, жареная картошка).

ЗАПОМНИ: пряный, румяный, юный, багряный, свиной, рдяный, зелёный, но: медленный.

ЗАПОМНИ: нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, желанный, отчаянный, нечаянный, священный.

ЗАПОМНИ: гостиный (двор), гостиная, гостиница но: гостинный гарнитур.

Правописание НЕ в прилагательных

Слитно

  1. в прилагательных, которые без НЕне употребляются(небрежный, невежественный, невзрачный, ненавистный, ненастный, неприязненный, нечестивый)
  2. если прилагательное с НЕ можно заменить синонимом без НЕ(небольшой = маленький; неженатый = холостой, ненастоящий = ложный).
  3. при наличии слов в высшей степени, весьма, вполне, крайне, очень, почти, отчасти, совершенно, совсем, чрезвычайно(очень неглупый, почти незаметный).

Раздельно

  1. при наличии противопоставления с союзом А(не смелый, а трусливый).
  2. если перед НЕ стоят слова отнюдь не, далеко не, вовсе не(далеко не весёлый фильм).
  3. если перед НЕ стоят отрицательные наречия или местоимения ничуть, нисколько, никому, ничем(журнал никому не интересен).
  4. с относительными прилагательными(здание не бетонное).
  5. при логически подчёркнутом отрицании(семья не богатая).

С краткими прилагательными НЕ пишется так же, как и с полными.

ЗАПОМНИ: В следующих кратких прилагательных не пишется раздельно: не виден, не виноват, не властен, не волен, не горазд, не готов, не должен, не намерен, не нужен, не рад, не расположен, не согласен, не способен, не страшен.

ЗАПОМНИ: не ниже, не выше, не лучше, не хуже, не ближе, не беднее; не больший, не меньший, не лучший, не худший.

Источник

Читайте также:  Открытка с пропущенными прилагательными на юбилей