Меню

буквы несклоняемые имена существительные 6 класс



«Несклоняемые имена существительные». 6-й класс

Класс: 6

а) Познакомить учащихся с понятием “несклоняемые имена существительные”; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи;

б) учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные; определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

в) способствовать развитию речи учащихся, расширять их словарный запас; воспитывать интерес к языку.

Тип урока: урок-усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем.

Применяемые методы:

    Познавательные УУД: Поиск необходимой информации, смысловое чтение.
  • Регулятивные УУД: Целеполагание как постановка учебной задачи. На основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися того что еще будет новым и интересным.
  • Коммуникативные УУД: Использование средств языка и речи для получения и передачи информации участие в диалоге, самовыражение.

ЛичностныеУУД: умение анализировать и осмысливать свои достижения.

Метапредметный результат: учиться ставить цель и задачи урока, проводить самоконтроль и самооценку.

Знать: несклоняемые имена существительные

Уметь: находить несклоняемые имена существительные, правильно употреблять их в речи.

1. Проверка домашней работы

2. Усвоение новых понятий и формирование умений и навыков.

— Сегодня мы, продолжая работу над темой “Склонение имён существительных”, познакомимся с очень интересными словами. Прослушайте стихотворение “ Про то, как не надо говорить”:

— Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду) — Все значения слов вам понятны?

Словарная работа:

кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

— А теперь каждый из вас поработает редактором. Возьмите листочки с текстом и исправьте ошибки. (Раздаю по рядам)

3. Определение темы уроков, целеполагание

  • Что общего у всех слов, исправленных нами в стихотворении?
  • Какова же тема нашего урока?
  • Какова цель урока? Что мы должны узнать? Чему научиться на уроке?
  • Как вы думаете, много ли таких слов?
  • Существуют несклоняемые фамилии?
  • У кого из ваших знакомых или в классе несклоняемая фамилия?

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

4. Группы несклоняемых существительных

Несклоняемые существительные – это существительные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа.

Попробуем просклонять одно из несклоняемых существительных:

И.п. построено метро

Р.п. стою у метро

Д.п. иду по метро

Т.п. восхищаюсь метро

5. Познакомимся с группами несклоняемых существительных

1. Заимствованные существительные с конечным гласным -О, — Е, -И,-У, -Ю и конечным ударным гласным – А (нарицательные и собственные)

Животный мир: кенгуру, какаду, шимпанзе, колибри, пони.

Одежда, пища и жилище человека: кашне, трико, пенсне, манто, портмоне, хаки, пальто, манго, какао, кофе, эскимо, салями, иваси, филе, жалюзи, фойе, трюмо, пианино, кашпо, домино, фортепьяно, радио.

Город: авеню, шоссе, табло, шоу, панно, ателье, кафе, метро, такси, кино.

Имена, фамилии, названия: Тбилиси, Конго, Токио, Сочи, А. Дюма, Чиполлино, Пеппи, Маугли, Буратино. .

2. Заимствованные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: мисс, мадам, Э.Войнич, М.Поппинс

3. Русские и украинские фамилии на –О и –ЫХ(-ИХ): Рудых, Малых, Левченко, Дайнеко, Головных, Тихих, А.Н.Приходько.

4. Сложносокращённые слова: ГИБДД, ЛФК, СМИ, ВВЦ, ПФТ

Читайте также:  указать вариант с существительными второго склонения

(Читаем правило с учебника с.140-141)

— Несклоняемых существительных в русском языке немало. Например, жюри, интервью. Да вы и сами можете продолжить этот список. Приведите примеры.

Хочу прочитать вам стихотворение:

Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье –
Ты все слова запоминай,
Но никогда их не склоняй!

Давайте выполним упр. № 267 один у доски остальные в тетради

6. Поиграем в игру “Сломай рифму” (раздаточные материалы)

Исправьте в данном тексте ошибки, допущенные поэтом, поставьте несклоняемые существительные в нужную форму, определите у них падеж. (Раздаю листочки)

Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгура в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль окончилось оно.
В гардероб пора бежать –
Будут польта выдавать.

3 группа. Задание вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные. Такси, метро, пальто, фортепьяно, радио, кино, портмоне, ателье, салями, шоссе, пони.

  • Выйти из , играть на , гулять без ,
  • Ехать по , бутерброд с , приехать на ,
  • Кататься на , вынуть из , слушать по ,
  • Пойти в , работать в .

Игра “Назови одним словом”

Дети должны определить слова по их лексическому значению.

На карточках каждой группе лексическое значение слов. Дети должны догадаться “Что это?”

1. Верхняя одежда для зимы и осени.

2. Подземная железная дорога.

3. Клавишный музыкальный инструмент.

4. Асфальтированная дорога.

5. Сорт мороженого на палочке.

6. Напиток из зерен кофейного дерева.

Высказывания детей (пальто, метро, пианино, шоссе, эскимо, кофе)

Давайте решим кроссворд

1. Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу.

2. Музыкальный клавишный инструмент.

3. Род мороженого в шоколаде.

4. Дорога с жёстким покрытием.

5. Способ беспроволочной передачи и приёма звука.

(пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио)

1. Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику.

2. Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов.

3. Игра в пластинки, на которые нанесены очки.

5. Подземная, наземная или надземная на эстакадах

(такси, депо, домино, кашне, метро)

— Я прочитаю “Песенку – итог” Аркадия Хайта.

Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в гостях, и дома,
Если только не менять окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.

8. Рефлексия

    Я узнал.
  • Я понял.
  • Было интересно.
  • Вызвало затруднение.

9. Домашняя работа:Упр.266, рабоч.тетр. №52

Источник

Несклоняемые имена существительные. 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Данный урок – урок «открытия» новых знаний. Мобилизующий этап урока – работа с теоретическими сведениями (использовался приём «Инсерт») способствующий формированию критического мышления, формирующий умение работать с информацией, выделять главное и переосмысливать изученное.

Скачать:

Вложение Размер
Несклоняемые имена существительные 1.64 МБ
Конспект урока в таблице 36.48 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Двадцать седьмое ноября Классная работа

Линейной меры единица В соединенье с буквой гласной Вам скажут сразу, что в столице Любой увидеть может сразу! Узнайте слово! метро

Перед нами было ___________ . У ____________красивый вход. К ____________подошли воспитанницы. Я вижу ______________. Мы довольны построенным ___________. В ___________тепло. Вставьте на месте пропусков слово МЕТРО в нужном падеже, запишите полученную форму слова в столбик, укажите падеж.

Несклоняемые имена существительные

Знаком «галочка» (V) – известная информация. Знаком «плюс» (+) — новое знание, новая информация. Знаком «минус» (-) нужно подумать. Знаком «вопрос» (?) — осталось непонятным и требует дополнительных сведений . Прием « Инсерт ».

Фламинго , Семченко, ЕГЭ, ФСБ, писательница Войнич , знакомая мисс, шимпанзе, Толстых, какаду, МГУ, меню, колибри, Долгих Слова, предложенные на карточке, разделить на группы и обосновать свои действия.

Несклоняемые существительные примеры 1. Сущ. иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -е, -у, -ю, -и и конечным ударным –а 2.Русские и украинские фамилии на –о ,–их (-ых). 3. Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный , аббревиатуры с опорным словом среднего и женского рода . 4. Иноязычные сущ., обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный . Устно составьте предложение с любым из слов

П равильное решение задания 1. Сущ. иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -е, -у, -ю, -и и конечным ударным -а Фламинго, шимпанзе, какаду, меню, колибри, бра 2.Русские и украинские фамилии на –о ,–их (-ых ). Семченко , Долгих, Толстых, Короленко 4. Иноязычные сущ., обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный . Знакомая мисс, писательница Войнич . 3. Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный , аббревиатуры с опорным словом среднего и женского рода . СМИ , МГУ, ЕГЭ, ООН .

Важно ли распознавать несклоняемые имена существительные?

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру, И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре , Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне… А вернее – я и ты без кашна и без пальты . Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол. И сидит за доминой с шимпанзой и какадой . Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян . Тут и взрослый сняв пенсню , хохотал на всю киню . Интересное кино! Жаль, что кончилось оно! В гардероб пора бежать – будут польта выдавать! автор Аркадий Хайт Поработаем редактором. Как выражается значение падежа и числа?

кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка; какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове; кашне – шейный шарф; пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу; манто – широкое дамское платье; фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля , фильма, концерта. З начения слов

Исправленный вариант Как-то рано поутру с другом сели мы в метро( В.п .) И поехали в метро( П.п .) ф ильм смотреть о кенгуру( П.п .). Вот сидим мы с ним в кино( П.п .) без пальто( Р.п .) и без кашне( Р.п .), А вернее, я и ты Без кашне( Р.п .) и без пальто( Р.п .). Любит кино(В.П.) детвора, Если в кино( П.п .) кенгуру( И.п .), Ходит – бродит по шоссе( Д.п .), Носит в сумке шимпанзе( В.п .). Кенгуру( И.п .) в кафе( В.п .) зашел, Занял там свободный стол И сидит за домино(Т.п .) С шимпанзе(Т.п.) и какаду(Т.п.). Вдруг огромная обезьяна Стала играть на фортепьяно( П.п .). Тут и взрослый, сняв пенсне( В.п .), Хохотал на всё кино( В.п .). Интересное кино( И.п .). Жаль , окончилось оно. В гардероб пора бежать – Будут пальто ( В.п .) выдавать

к ино т акси Кручёных Если существительное – несклоняемое, есть ли у него окончание? Конечные гласные и согласные таких слов не окончания, а гласные корня или суффикса.

Вчера я видел Шляфер , а сегодня – Шляфера . Лингвистическая задача -ловушка Когда я видел сестру, а когда брата? Если фамилия, оканчивающаяся на согласный, называет лицо женского пола, то она не изменяется !

Я люблю читать книги Марка Твена, Стефан Цвейга, Джека Лондона, Жюль Верна, Этель Лилиан Войнич , а особенно рассказы Конана Дойля о Шерлок Холмсе. Исправьте ошибки в записи ученика.

На МКС запустили новый проект. сложносокращённые слова буквенного характера В вузе объявили о начале экзаменов. склоняются аббревиатуры, обозначаемые строчными буквами нарицательные понятия Стоял на МКАДе ; работать в МИДе . аббревиатуры , обозначаемые заглавными буквами, в книжной речи не склоняются, в разговорной могут склоняться Дополнительная информация. Сложносокращённые слова

1 . Несклоняемые существительные делятся на группы. 2.Несклоняемые существительные употребляются в разных падежах, но не меняют форму. 3.Конечные гласные и согласные таких слов не окончания, а гласные корня и суффикса. 4.Значение падежа и числа у них выражается с помощью предлогов и зависимых слов. Выводы

Сегодня на уроке…. Мне очень понравилось Мне было очень весело Я узнала много интересного Я узнала много нового Мне было скучно Я осталась равнодушной

1. Придумать историю, используя, как можно больше несклоняемых существительных ( по желанию) 2. Поработать со словарём, записать значение 10 несклоняемых существительных Упр . 269. Д.З.

Не склоняются, помимо указанных, также сложносокращённые слова буквенного характера, оканчивающиеся на согласный : СНГ, ЭВМ, ВДНХ, МКС . Звуковые аббревиатуры на согласный могут склоняться и не склоняться в зависимости от сферы использования слов. Последовательно склоняются аббревиатуры, обозначаемые строчными буквами ( либо имеющие два варианта написания1) и представляющие собой нарицательные понятия: вуз, втуз, дот, загс и др. Аббревиатуры , обозначаемые заглавными буквами, в книжной речи не склоняются, в разговорной могут склоняться: встретимся у ТЮЗа ; стоял на МКАДе ; работать в МИДе . Д ополнительный материал к уроку

1.Выберите несклоняемые существительные. А ) меню; Б) село; В) Баку; Г) Жюль Верн. 2.В каком слове нет и не может быть окончания. А ) поле Б) горе В) кафе Г) ребро. 3 . В каком предложении допущена ошибка. А ) Дети с удовольствием читают романы Вальтера Скотта. Б ) Друзья ждали Машу Гореленко в фойе . В ) «Зенит» сыграл вничью с « Динамой ». Дифференц.задание Тест . Тест. 1. А, Б. 2. В. 3. В.

1 . Какао, пальто, повидло. 2 . Бра, трава, халва. 3 . Интервью, ручью, тишью. 4. Домино, окно, трико. 5. Пюре, кашне, платье. Выделите третье лишнее. Повидло, бра, интервью, окно, платье

1 . Ирина Кохно слушала новый альбом Ильи Лагутенко. 2. Между Пашей Долгих и Колей Ломейко разгорелся спор. 3. Лохматая голова Юрика Хитрово наклонилась над приключениями Робинзона Крузо. Выделите неизменяемые фамилии, стоящие в родительном падеже. Лагутенко, Хитрово, Крузо.

1. Я хотел бы побывать в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене. 2. Краткий вывод из сказанного, заключительные слова доклада называются резюме. 3. Мы зашли в уютное кафе и выпили по чашечке черного кофе. 4. В газете опубликовано интересное интервью. 5. Выступала группа акробатов под руководством Филиппа Белых. 6. Многоводная Миссисипи протекает в Америке. 7. Без шимпанзе в зоопарке было бы скучно. 8. Я просила доктора Благово познакомить меня с вами. Выделите неизменяемые имена существительные.

Корнелюк Наталья, Корнелюк Игорь, Алексеенко Павел,Николай Крученых, Катя Рушак , Бернард Шоу, Богданова Ольга. Выделите неизменяемые фамилии. Корнелюк , Алексеено , Кручёных, Шоу

Источник