Меню

Частица не с глаголом стишок



Правописание частицы «не» с глаголами

Форма урока: урок- практикум.

Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение.

Цели:

воспитательная: прививать детям любовь к родному языку, родной природе, окружающему миру;

  • закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе и о правописании не с глаголом;
  • повторить правописание слов, закрепить умение составлять схемы предложений с однородными членами;
  • сосредоточить внимание учащихся на художественных деталях поэтического текста, развивать образно-ассоциативные способности детей.
  • формировать умение самостоятельно применять знания, осуществляя их перенос в новые условия.

Ход урока

I. Орфографическая минутка. Вставьте пропущенные буквы.

С…жусь я вчера за уроки.
Вдру… наш кот появляет…ся.
С…дит, на меня гл…дит, отвл…кает, уроки делать м…шает.
Я его схв…тил за хвост и выбр…сил в окошко.
А он цв…точные горшки с подоконника ур…нил.
На п…лу ок…зались ч…репки да з…мля.
Пришлось подм…тать.
К…кие уж тут уроки!
А кот в…рнулся, с…дит и жалобно м…укает.
Я кота пр…стить готов, я ж…лею их, к…тов.
Но зачем же г…в…рят, будто сам я в…новат?

В какой части речи, в основном, пропущены гласные?

Что такое глагол?

Существует шуточное определение для этой части речи:

часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол, называется глагол.

Есть ли какая-то нужная информация в этой шутке? Что такое глагол? Как он изменяется?

Какие орфограммы в глаголе вам ещё известны?

А сегодня мы с вами вспомним ещё одну «Правописание частицы НЕ с глаголами».

II. Прочитайте стихотворение.

Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась.

Использование какого приёма оживляет картину весны?

III. Составьте схему последнего предложения, выпишите глаголы по указанным признакам:

  1. II спряжение, настоящее время, 3 лицо, единственное число;
  2. прошедшее время, женский род, единственное число, с частицей не.

Предлагаю перенестись на театральные подмостки!

(Дети инсценируют сказку Феликса Кривина «Сила любви» под музыку из к/ф «История любви»):

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «НЕ люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «НЕ верю». Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам…

IV. Восстановите пословицы, добавив в них глаголы с частицей НЕ!

  • Повинную голову меч
  • За двумя зайцами погонишься – ни одного
  • Слово – не воробей, вылетит –
  • Кто не работает, тот
  • Волков бояться – в лес
  • Семеро одного
  • Русский солдат преград.
  • Одна ласточка весны
  • Под лежачий камень вода
  • Хвастать – не косить, спина

Дослушаем историю странствий Глагола?

Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без другу не могут.

А вы, ребята, догадались, почему в некоторых случаях частица НЕ пишется слитно с глаголом?

Читайте также:  Глаголы на турецком для начинающих

V. В чём особенность слов, которые вы видите перед собой?

  • ненавидеть
  • негодовать
  • недоумевать
  • недомогать
  • неистовствовать

Образуйте от данных глаголов имена существительные. Сформулируйте правило правописания не с этими словами, общее для всех частей речи.

VI. Замените выделенные слова или словосочетания глаголами, которые с не пишутся слитно.

Я был крайне недоволен, возмущался.
Не нужно её принуждать, заставлять делать что-то против воли.
Отец чувствовал себя нездоровым с осени.
Мы удивлялись, почему до сих пор все молчали.
Проявлять ярость.
Холить, лелеять.
Находиться в недоумении.
Есть недостаточно, плохо питаться.

VII. Приготовьтесь писать выборочный словарный диктант. Записывайте только слова с не.

Нам сказали: в Новый год
Дед Мороз к нам в дом придёт.
Мы /не/ ели, мы / не/ пили,
Никуда мы /не/ ходили,
/Не / гуляли, /не/ играли —
Дед Мороза в гости ждали.
Оказался он не дед,
А дядя Стёпа, наш сосед!

VIII. А теперь отгадайте загадки!

  • По земле ходит, неба НЕ видит.
  • Ничего НЕ болит, а всё стонет.
  • Конь стальной овса НЕ просит, а пашет и косит.
  • Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит, НЕ лает, НЕ кусает, а в дом НЕ пускает.
  • Без языка живёт, НЕ ест, НЕ пьёт, а говорит и поёт.
  • В огне НЕ горит, в воде НЕ тонет.

Прослушайте в исполнении ребят стихотворения!

В. Воскобойников «Я учу глаголы» «Весёлые рифмы» А. Шибаев
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» – кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел.
Открываю: наш сосед…
(Он живёт под нами).
Не причёсан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит: Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
– Слезь со стула!
– Не хочу!
– Упадёшь!
– Не упаду!
– Отойди!
– Не отойду!
– Приедешь?
– Не приеду!
– Придёшь?
– Нет, не приду!
– Услышишь?
– Не услышу!
– Найдёшь?
– Нет, не найду!
– Слезаешь?
– Не слезаю!
– Решаешь?
– Не решу!
– Мечтаешь?
– Не мечтаю!
– Молчишь?
– Нет, не молчу!
– Конфетку, может, хочешь?
– Нет! Да, хочу, хочу!
Ю. Вронский
Завести велели мне новые привычки
Никогда девчонок НЕ дёргать за косички!
Никогда с братишкой НЕ Драться за обедом!
На уроках больше НЕ говорить соседом!
Я согласен даже НЕ рисовать на карте!
Я согласен даже НЕ танцевать на парте!
Но НЕ делайте вы мне никаких упрёков,
Если даже я и НЕ выучу уроков!

IX. Подведём итоги урока: НЕ с глаголом пишется раздельно!

Если глаголы без НЕ НЕ употребляются, – слитно!

Домашнее задание: выучить правило «Правописание частицы НЕ с глаголами», составить словарный диктант из 12 слов на это правило.

Источник

Частица не с глаголом стишок

1. «Любви все возрасты покорны…» — писал великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин. Прочитайте сказку Феликса Кривина про Глагол и частицу «Не». Придумайте окончание сказки.

Читайте также:  Разбери глагол по составу движутся

Сила любви
Гордую и упрямую частицу «Не» полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил «Люблю», а она – «Не люблю». Он признавался «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица «Не» никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: « Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам…

2. Составьте 5 словосочетаний и 5 предложений со словами, которые не употребляются без «Не». Разберите эти глаголы по составу.

3. Прочитайте рассказ про Скучного мальчишку и определите, в каком случае нужно писать «не» с глаголами раздельно, а в каком – слитно?
Скучный мальчишка ничего (не)хотел. (Не)хотел рисовать, (не)хотел читать книгу, (не)мечтал куда-нибудь попутешествовать.
-Пойдёшь гулять? – спросят его ребята.
-(Не)пойду, — глухо отзовётся Скучный мальчишка.
-Поехали на речку загорать! – зовёт его мама.
-(Не) поеду, (не)навижу речку! – говорит Скучный мальчишка. Ничего его
( не) радовало, он только (не)годовал. Мама его (не)доумевала.
-Наверно, ему (не)здоровится, — решила мама и позвала доктора.
-(Не)беспокойтесь, — сказал доктор. – (Не)волнуйтесь и (не)переживайте. Ваш мальчик (не)заболел – просто он очень подружился с частицей «Не»…

Продолжите рассказ про Скучного мальчишку и составьте продолжение, в котором мальчик сможет справиться со своей хандрой и расстанется с «Не». Стоит ли ему навсегда прощаться с «Не»? Развивайте мысль!

4. Прочитайте рассказ «Главное – хозяин». Почему пёс понял, что главное – не еда, не удобства, а хозяин?

Главное- хозяин!
На дворе было (не)настье: (не)переставая лил дождь, и на улицу (не)льзя было выйти. Пес Дружок лежал в своей (не)большой конуре и рассуждал о своей (не)сладкой жизни.
-Нет и нет в жизни счастья! – (не)весело подумал пес.- Все (не)справедливо! Вот люди, например, живут не в конуре, а в настоящих домах. А я, вовсе (не)глупый пес, должен лежать тут, (не)понятно где и лаять на (не)знакомых людей!
Пес (не)торопливо зевнул и продолжил рассуждения.
-А едят люди что! (Не)косточки, (не)какие-то шарики, которые «Чаппи» называются, а нормальную человеческую еду, состоящую из (не)скольких блюд. А на меня и (не)смотрят. (Не)смотря на это, я должен им верно служить и (не)медленно лаять, если подойдет кто-нибудь (не)знакомый, а чужой. И спят люди (не)на коврике, а на мягкой-мягкой кровати.
А я (не)хуже их! А как несколько дней назад (не)заметно пробрался в спальню и (не)спеша улегся на кровати – так тут началось! Все заохали, стали хвататься за головы, а мой хозяин взял плетку и (не)медленно выгнал меня.
И гуляют люди (не)на поводке, и им никогда (не)надевают (не)лепую и (не)суразную штуковину, которая намордником еще зовется. А на цепь зачем меня, (не)счастного, сажают? Сижу тут, как левый, все соседские псы (не)вольно смотрят на тебя как на (не)годяя и (не)лепого (не)удачника и чудака. Подойдут и спросят: « Ну что, на цепи? (Не)льзя, значит, гулять? (Не)куда деваться!»
Приходится болтать чепуху (дабы сохранить свою (не)исчерпаемую собачью гордость), что это твое самое любимое занятие – сидеть на цепи, что это (не)описуемо приятное дело и вовсе (не)наказание. Представляете, один раз до того сумел убедить одного пса, что сидеть на цепи – самое интересное занятие, что он сам стал просить, чтоб и его посадили на цепь! Пусть бы посадили, узнал бы он, как это (не)сладко и далеко (не)весело.
Дружок (не)громко тявкнул и потянулся.
-А люди вообще (не) понятные, — подумал пес.- Тут, в деревне, еще не до такой степени (не)лепые, а вот в городе! Приехала (не) так давно (не)веста к соседу- так я ни слова из ее речи (не)понял. Все о каких-то мобильниках, компьютерах и дро… Нет, вроде «драйверах» говорит. На днях тут так расхваливала свой компьютер, столько всяких (не)русских слов наговорила… И «Виндоус» какой-то, и «Фотошоп», и «Е-мэйл» придумала! И говорит, что все качает из какого-то «Нэта» и сидит в «Вконтакте». Что качает? Ума (не) приложу!
Заинтересовался я, что такое этот самый компьютер, в котором есть и «Нэт», и «Виндоус». Не поверите, как я разочаровался, когда увидел, что компьютер – это самый обыкновенный ящик. Если из него внутренности вынуть, то получится хорошая конура для щенков. А они, люди, там мышь поселили! Все говорят, «вот, какая у нас славная компьютерная мышка!». И зачем, спрашивается, они туда мышь запихнули? Лучше бы коту Ваське отдали эту (не)навистную коробку для квартиры, он как раз тут как-то жаловался, что ему жить (не)где. Нет, людей нам, псам, никогда (не) понять!
Сделал такой вывод наш Дружок – и сразу ему легче на душе стало. Тут, (не)избежно после дождя, из облаков вышло солнце и совсем весело стало.
— И все-таки мне хорошо живется, — решил пес. — Ведь у меня есть хороший хозяин, который меня любит, и которого я люблю. А ведь это — самое главное!

5. Выпишите из рассказа слова на правило «Правописание «не» с разными частями речи в два столбика.

Читайте также:  Сложная форма глагола будущего времени русский язык

Источник

Правило в стихах . Правописание Частицы НЕ с глаголами

НЕ выучил, НЕ делай,

НЕ знаешь, НЕ спиши,

С глаголами отдельно

Частичку НЕ пиши!

Номер материала: ДБ-372976

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник