Меню

Чего не бывает перед глаголом



Правописание частицы не с глаголами

Тип урока: Объяснение нового материала.

Цель урока:

  • Обучающая: Познакомить учащихся с ролью частицы не и её раздельных написанием с глаголами.
  • Развивающая: Совершенствовать умение употреблять и правильно писать частицу не с глаголами, совершенствовать умение определять время, лицо, число глагола, обогащать словарный запас школьников.
  • Воспитывающая: Воспитывать навыки личной гигиены, интерес к предмету, как формирование познавательной самостоятельности и творческой позиции ученика.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

1. Организационный момент.

— Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим совершенствовать знания по теме: Глагол.

Повторение пройденного материала.

2. Блиц-опрос

  1. Что такое глагол?
  2. Каким членом предложения чаще всего бывают?
  3. Сколько времен у глагола, как определить время?
  4. Чем отличаются окончания глаголов в прошедшем времени от окончаний глаголов в настоящем и будущем?
  5. Почему форма глагола называется неопределенной?
  6. Как найти основу глагола в неопределенной форме?
  7. Какова роль в неопределенной формы глагола в предложений?

3. Проверка домашнего задания.

— Какие глаголы вы выписали из сказочного стихотворения Чуковского “Мойдодыр” и как вы их распределили.

— На сколько частей можно разделить эту сказку ?

— Где поэт показывает отрицательные стороны героя?

— Где поэт показывает положительные стороны героя?

— Почему поэт приветствует в конце сказочного стихотворения мыло, полотенце и т.д.?

— Что нужно соблюдать, чтобы не оказаться таким героем как в 1 части?

4. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.

В русском языке часто встречается частица не , когда частица не бывает перед глаголом она указывает на отрицание, когда её нет её показывают положительной.

  • Не умывался
  • Не чистил
  • Не мыл
  • Не расчёсывался
  • Не убирался

Но в русском языке есть глаголы, где не пишется вместе.

5. Знакомство со словами.

Недоумевать, негодовать, неволить, (ему) нездоровится, ненавидеть.

Если убрать не можно понять смысл этих слов ?

Эти глаголы нужно запомнить, но их можно заменить другими глаголами.

  • Недоумевать – удивляться
  • Негодовать – возмущаться
  • Неволить – принуждать
  • Нездоровится – (он) хворает
  • Ненавидеть – очень не любит

Как же пишется отрицательная частица не с глаголами?

Вывод: Отрицательная частица не пишется с глаголами раздельно.

6. Физминутка.

7. Работа по учебнику.

— Чтение правила по учебнику.(стр.81)

8. Работа в тетрадях.

9. Словарная работа.

Ненавидеть, неволить, негодовать, недоумевать, нездоровится.

Ночь.
Тихо дремлет река.
Тёмный бор не шумит.
Соловей не поёт,
И дергач не кричит.
С.Есенин

— Почему поэт так озаглавил своё стихотворение ?

Задание: спишите, укажите время и лицо глаголов ,выделите окончания.

10. Первичное закрепление нового материала.

Иногда частица не помогает в каких- либо действиях.

Прежде, чем совершить нужно подумать. Это часто встречаются в пословицах и поговорках .

Не говори – не умею, а говори – научусь.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

— Прочитайте и объясните .

— Какие вы пословицы знаете, где употребляется частица не.

Прочитать пословицы и поговорки, и выберите одну,которая вам понравилась и объясните.

11. Физминутка.

12. Письмо по памяти.

Записать словосочетание.

  • (не) встретил гостя.
  • (не) договорил слово.
  • (не) удалил п.тно.
  • (не) привязал лошад..
  • (не) загадал желание.
  • (не) узнаёт мес.ность.
  • (не) укрепил лес.ницу.

На слайде остаются существительные ,а учащиеся по памяти подставляют глаголы.

13. Закрепление пройденного материала.

— Списать текст. Вставить пропущенные буквы.

С неба солнце посылает прощ.л. ные лучи. Землю покрыл к.вёр из пёстрых лист.ев. Красивые д.рев.я ст.ят в праздничном наряде. Птицы ул.тели в д.лёкие страны. Скоро д.рев.я покроет пуш.стыми хлоп.ями сне. . Снежный убор ярко будет бл.стеть на солнце.

— У кого красные значки, выписать из текста глаголы и определить число и время.

— У кого зелёные значки, выписать глагол улетели изменить по временам.

— У кого синие значки, разобрать по членам предложения и по частям речи.

Читайте также:  Тест на тему нормы глагола

14. Итог урока.

— Я прошу сказать, что вы узнали на сегодняшнем уроке?

— Продолжите мысль. Что повторили?

15. Домашнее задание.

Подобрать пословицы и поговорки, где встречается отрицательная частица не.(5-7).

Источник

Урок русского языка по УМК «Гармония» на тему: Различение на письме приставок и предлогов.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Данный урок построен в системно — деятельностном подходе, когда обучающиеся самостоятлеьно открывают новые знания. Использован авторский ( Наталья Романова — Идеальная школа грамотности) подход к различению на письме приставок и предлогов.

К уроку имеется презентация.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_rus._yaz._2_kl.docx 32.39 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс. УМК «Гармония» Тема урока:

Правописание приставок и предлогов со словами.

Алгоритм различения на письме приставок и предлогов.

  1. Цели урока: сегодня мы с вами продолжим открывать тайны русского языка. Помогать нам в этом будет наш учебник, компьютер, интересные задания и ваше внимание.
  1. Начинаем нашу работу. Запишем сегодняшнее число, ( на месте какой буквы вы бы сделали «окошко»?, почему? ), слова « классная работа» . объясните орфограммы.
  2. Начнём с чистописания. Посмотрите на доску. Прочитайте, что записано:

В по у за до под

Запишите, соблюдая высоту, ширину букв, обращая внимание на соединения.

— Как вы думаете, что вы сейчас записали? ( предлоги, приставки)

— Отметим специальными значками. Запишите на второй строке ( приставки, предлоги. В зависимости от того, что скажут дети вначале)…. На предыдущих уроках мы с вами уже наблюдали, что приставки и предлоги очень похожи друг на друга. Попробуйте предположить, чему нам предстоит учиться на сегодняшнем уроке?

( различать приставки и предлоги).

— Легко ли отличить приставку от предлога ?

— Итак, тема нашего урока:

Слайд 2. Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог.

Слайд 3. Главный помощник.

— Можете догадаться, кто будет главным помощником? (… )

В этом вам помогут словарные слова.

Прочитаем их орфографически ,

то есть так, как они пишутся.

Готовить, желать, жжёт, жужжит, рисовать, целую, поздравляю.

— Запишите любые 5 слов, которые вызывают у вас затруднения при письме. Отметьте орфограммы.

И, конечно, подумайте, при чём здесь главный помощник?

Слайд 4. Главный помощник. ( те же слова с отмеченными орфограммами).

— Проверьте, правильно ли вы подчеркнули орфограммы . что означают наши пометы? ( … ).

— Кто из вас уже догадался, кто будет главным помощником на нашем уроке? …

— Я немного вам подскажу. Посмотрите внимательно, что общего между этими словами? Что они обозначают? К какой части речи относятся? Какой вывод можно сделать? ( главным помощником на уроке будет глагол!)

Слайд 5 . Главный помощник – глагол.

— То есть к глаголам на сегодняшнем уроке – самое пристальное внимание! Но, чтобы воспользоваться их помощью, давайте вспомним, что мы знаем о приставках и предлогах. А компьютер нам поможет!

Слайд 6. Повторим, что знаем. Смотрим на экран….

1.Предлог – это, приставка – это… ( разделён на 2 части – в одной о приставках, в другой – о предлогах)

( на слайде: сущ. + под Сущ.

Берёза —— под берёзовик слайд 7

Морской – заморский слайд 7 — 8

Слушал —— дослушал, выслушал слайд 9

Дело —- сделал, переделал

(Пары слов появляются поочередно)

Комментарий: обращается внимание детей на то, что приставки помогают образовывать слова одной и той же части речи, а иногда и разных и вносят каждая свою «смыслиночку»)

Вывод: Слайд 10. Приставка – это часть слова !

— Вы ещё раз убедились, что это так.

— Обратите внимание, что компьютер уже указал части речи. И так глагол будет нашим помощником, выпишем эти глаголы .

Поставьте ударение. Так легче будет работать с орфограммами.

( записываем глаголы с приставками : дослушал, выслушал, сделал, переделал, обращаем внимание на правописание приставок ). Над словами указать, что это глагол.

— В каких приставках есть «опасные места» ? ( можно сравнить, как мы говорим. Как пишем). Подчеркните их и старайтесь запоминать правописание.

Тут же и о предлогах. ( когда закончим о приставках)

— Посмотрите на правую часть слайда. Прочитаем предложения вслух.

Кошка влезла корзину.

Мячик отскочил стены.

— Ч то вы заметили? ( не хватает предлогов, смысл предложения не понятен).

— Обратите внимание, что для того, чтобы найти ошибку, а ведь ошибкой в изложениях, сочинениях может быть и пропущенное слово, что полезно сделать? ( прочитать вслух!)

— Можно ли сказать, что в этих предложениях не хватает слова? ( да).А ведь слова, это часть нашей с вами речи.

Значит, приставки – это часть слова, а предлог – это часть речи, отдельное слово.

Слайд 12 . ( то же, со вставленными предлогами).

Запишем эти предложения по вариантам. Кто работает быстрее, после своего предложения записывает предложение соседа. Отметьте все орфограммы. Правописание некоторых слов объясним.

Слайд 13. Проверьте свою работу!

Слайд 14. Найдите глаголы в этих предложениях. Выделите корень в этих словах.

-Задание для наблюдательных. Найдите в этих предложениях слова с приставками, как две капли воды похожими на предлоги. Выделите их. К какой части речи относятся эти слова? ( глаголы!)

Выделите приставки в этих глаголах.

2. Приставка служит…., предлог служит….

— Попробуем завершить мысль заголовка. …….

Посмотрите на наши примеры и убедитесь, что это так.

Слайд 17. Приставка с глаголом употребляется или нет ?, …..

— Будьте внимательны. Посмотрите в ваши записи.

— Что вы можете ответить на это вопрос? Нам сегодня достаточно много глаголов встретилось….

— А предлоги ? употребляются ли они с глаголами? (…. )

Что ж, я вам помогу. Только надо быть внимательными. Послушайте одну историю, и после того, как вы ее услышите, сами найдёте ответ на мой вопрос.

…. Давным – давно жили в городе Слов предлоги. Были они ужасные задиры, драчуны и забияки. Со всеми ссорились: и с существительными, и с прилагательными. Тогда существительные и прилагательные очень обиделись на них, и когда их ставили рядом с предлогами, они старались отодвинуться от них как можно дальше! С тех пор они и пишутся отдельно от предлогов!

Глаголы и предлоги никогда не дружили!

Больше того, глаголов Предлоги вообще боялись. Как только на улице появлялся глагол, предлоги сразу исчезали! Поэтому перед глаголами нет и никогда не может быть предлогов!

— Так что мы ответим нашему компьютеру? ( …)

Проверим! Слайд 18.

— Вернёмся к нашим предложениям!

Слайд 19. Объясните, почему слова влезла и отскочил написаны слитно? ( п. ч. – это глаголы!)

— Посмотрите, вот почему глагол – наш главный помощник! Большую группу слов вы можете написать без ошибок, всего лишь определив, что это глагаол! Помнить, что перед глаголами не бывает предлогов!

— Следующий вопрос не будет трудным.

Слайд 20 . Приставка пишется…. Предлог пишется…

Слайд 21. С выводом.

— Докажите, почему в предложении предлог всё же пишется отдельно?

( можно вставить другое слово).

Попробуем для глаголов воспользоваться этим же способом проверки. Вставим слово.

( не получается, смысл будет нарушен). Поэтому приставка пишется слитно! Мы не можем части слова оторвать друг от друга.

— Подведём итог повторению!

Общая диаграмма Венна. Пункты 1 – 4.

— Где мы можем проверить, верны ли наши выводы?

Открываем учебник стр. 101

Совместное прочтение правила.

— Верно ли мы рассуждали? ( да)

— Закройте глаза и повторим наши предложения вместе со мной. Если бы мы писали, как слышим, как бы вы написали?

— Легко ли определить на слух, как писать: слитно или раздельно?

— Посмотрите ещё раз на наши предложения. Почему же в глаголах в и от мы написали слитно?

…… потому что перед глаголами никогда не бывает предлогов!

— Знали ли вы об этом раньше? ( нет)

— Вот ещё один «секрет» русского письма, которым вы теперь владеете, но мы разобрались с глаголами, а как быть с другими словами? До открытия следующей тайны осталось совсем немного.

Слайд 24. Слитно или раздельно ?

Вернусь ( на) утро читать ( в ) слух

— Вы ошиблись! К сожалению, способ проверки, которым вы пользовались, хорошо работает на очень большом количестве слов, но в будущем может сослужить вам плохую службу. Вы будете добросовестно проверять, и будете уверены, что всё делаете правильно, но допустите ошибку!

— оставим этот способ первоклассникам, а сами сегодня начнём учиться пользоваться «взрослым» способом проверки.

— посмотрите на экран.

Слайд 25 , где изображён алгоритм.

Слитно или раздельно?

Это слово — глагол?

Перед глаголами предлогов нет 2. Поставить слово во мн.ч.

Если можно если нельзя

Так сказать так сказать

(отпускает) ( не отпускает)

Разрешает гулять не разрешает

Обращаемся к доске. На доске записаны слова с проверками.

— Вернёмся к нашим словам…. Слайд 26. С проверками

— Понравилось? Давайте выполним упражнение учебника и порассуждаем с помощью нашего алгоритма.

— Прочитаем весь текст. Обратите внимание, что это стихотворный отрывок. Соблюдайте правила при письме: каждая строчка с большой буквы, обращайте внимание на знаки препинания в конце строки.

— Рассуждаем и пишем… кто попробует? …..

— А теперь я предлагаю Вам проверить ваши знания, то, как вы слушали на уроке. В конце тетради у вас вставлен тест и упражнение.

Ваша задача обвести правильный вариант ответа, а потом решить орфографические задачи с помощью алгоритма.

— Чтобы немного сэкономить время, , я сегодня буду озвучивать вопросы. Гостям подарим вопросы теста.

Б – часть речи, отдельное слово

А – часть речи, отдельное слово

3.Для чего служат приставки?

А – для образования новых слов

Б – для связи слов в предложении

  1. Для чего служат предлоги?

А – Для образования новых слов

Б – Для связи слов в предложении

  1. Выбери верное утверждение:

А – перед глаголами бывают предлоги

Б – перед глаголами предлогов не бывает

Проверим с помощью компьютера: Слайд 27.

1.Б 2. Б 3. А 4. Б 5. Б

— Кто справился без ошибок? Поставьте себе 5.

— Кто допустил 1 ошибку? 4.

1, 2, 3, 4, 5 начинаем закреплять,

как предлоги и приставки будем в тексте различать! ( ещё раз к алгоритму) слайд 25. Вернуться.

Вторая часть задания. Решить орфографические задачи с помощью алгоритма. Он есть у каждого на столе. Поработайте с ним.

1 вариант 2 вариант

Пошёл по лесу скатился с горы

Добрался до тропинки побежал по деревне

Зацепился за ветку подложить под тетрадь

Накричал на собаку зашёл за угол

Прочитал про огород спрыгнуть с дерева

— Проверка с помощью компьютера. Слайд 28. Оценивание.

— Подведём итоги сегодняшнего урока. Мы с вами в начале урока обратили внимание на то, что предлоги и приставки могут быть похожи как две капли воды.

— Чему вы сегодня учились? Как решить для себя, слитно или раздельно вы будете писать? ( повторение алгоритма) слайд 25.

Открываем дневники. Слайд 29. Д.задание.

— Дома вы будете работать с помощью алгоритма и выполните

-А сейчас на нашей лесенке успехов вы оставите свою фигурку. Оцените себя ещё раз. Если вы всё поняли на уроке – на самую высокую ступеньку, если кто – то чувствует, что у него остались неясности, вопросы, то ниже. Кто ничего не запомнил и не понял – в самом низу.

Источник