Меню

Что может делать дождь глаголы



Стили речи

Повторение в конце года

Тема рассуждений «Дождь»

Цель урока: развитие связной устной и письменной речи; повторение стилей речи, известных пятиклассникам к концу учебного года; развитие эстетических чувств; расширение кругозора учащихся.

Оборудование: классная доска, цветные мелки, кассета с записью (Ф.Шопен. Капли дождя), магнитофон, поощрительные жетоны в виде тучки (оценка – «5») и капельки (оценка – «4»), нарисованное на ватмане облако.

Подготовка урока

По краям доски развешиваются детские рисунки на тему «Дождь». Посередине доски записаны глаголы:

идет, шумит, шуршит по листьям, капает, моросит, накрапывает, льет (льет как из ведра), хлещет, стучит, барабанит, струится, стекает, зачастит, хлынет, зарядит, сеет как из сита.

Запись закрывается нарисованной на ватмане тучей. Вверху рисуется солнце, сбоку – радуга, из тучи идет дождь.

I. Беседа с классом.

– О чем мы сегодня будем вести разговор? Отгадайте загадку:

Меня часто просят, ждут,
А только покажусь,
Так прятаться начнут. (Дождь)

– Произнесите слово дождь тихо и погромче. С какими представлениями связано у вас слово дождь? Какие мысли, чувства возникают, когда вы слышите или произносите это слово?

– Послушайте музыку Ф.Шопена «Капли дождя», подумайте, каким композитор представлял себе дождь, когда писал музыку. Попробуйте сами придумать другое название этому музыкальному произведению.

– Конечно, вам случалось попадать под дождь. Вспомните стихи о дожде.

Вдруг застал нас дождик
Вдалеке от дома.
Мы спешили скрыться под мохнатой елью.
Не было конца тут страху и веселью.

Послушайте еще отрывки из стихотворений разных поэтов. Известных поэтов.

Проплясал, проплакал дождь весенний.
Капли жемчужные, капли прекрасные,
Как хороши вы в лучах золотых,
И как печальны вы, капли ненастные,
Осенью черной на окнах сырых.

На земле – дождик и слякоть.
Не знаешь, о чем горевать.
И скучно, и хочется плакать,
И некуда силы девать.

Вопросы: Кто внимательно слушал?

О дожде какого времени года говорится в этих стихотворениях?

Внимательно послушайте еще одно стихотворение.

Зашумел сад, и грибной дождь застучал в лист,
Вскоре стал мир, как Эдем, свеж и опять чист.
И глядит луч из седых туч в зеркала луж –
Как растет ель, как жужжит шмель, как блестит уж.

О, грибной дождь, протяни вниз хрусталя нить,
Все кусты ждут – дай ветвям жить, дай цветам пить,
Приложи к ним световой луч, миллион линз,
Загляни в грунт, в корешки трав, разгляди жизнь.

Загляни, луч, и в мою глубь, объясни – как
Смыть с души пыль, напоить сушь, прояснить мрак.
Но прошел дождь и ушел в лес громыхать гром,
И, в слезах весь, из окон вдаль смотрит мой дом.

Давайте сначала объясним некоторые слова.

Грунт – почва, земля (из 4 значений по словарю С.И. Ожегова выбираем это).

Эдем – синоним слова рай.

Вопросы: 1. О каком дожде говорится в стихотворении С.Кирсанова? Про какой дождь говорят грибной?

2. В тексте есть прямое обращение к грибному дождю? О чем просят дождь?

3. Как вы понимаете строчку

О, грибной дождь, протяни вниз хрусталя нить?

4. Еще раз прочитаем последнюю строчку стихотворения С.Кирсанова: И, в слезах весь, из окон вдаль смотрит мой дом. Кто скажет, почему сказано про дом в слезах весь?

Читайте также:  Выпишите глагол в котором правописание суффикса определяется

II. Самостоятельная работа.

Задание 1. Подберите определения-прилагательные к слову дождь.

Запишем в тетради художественные определения (эпитеты) и просто определения: летний, весенний, осенний, сильный, мелкий – крупный, ливень, спорый, частый – редкий, проливной, затяжной, обложной, как из ведра, холодный – теплый, короткий, небольшой, кратковременный, несильный, моросящий, изморось.

Задание 2. Подберите глаголы к слову дождь (последующая запись в тетради).

Задание 3. Подберите синонимы к слову дождь. Они сделают речь более точной и разнообразной.

Записываем в тетради: ливень, дождик, дождичек, изморось. Вспомним, что в предложении слово дождь можно заменить местоимением он.

III. Стили речи.

Устно. Если бы можно было представить дождь в виде человека, каким был бы весенний, летний и осенний дождь?
В каких стилях вы описывали дождь? (Художественный и разговорный.)
Чем они отличаются друг от друга?

Давайте вспомним, в чем особенность научного стиля? Прочитаем о дожде в энциклопедическом словаре.

Дождь – жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков. Диаметр капель от 6–7 до 0,5 мм; при меньшем размере осадки называют моросью.

IV. Письменная работа.

Напишите сочинение-миниатюру (можно в стихах или в виде загадки).

1-й ряд. Весенний дождь за моим окном.

2-й ряд. Осенний дождь в моем саду (в моем дворе).

3-й ряд. Летний дождь во время прогулки.

В своем сочинении используйте определения, эпитеты, синонимы и глаголы, которые уже записаны в тетради и которые вы видите на доске. Согласны ли вы, что к описанию грустного дождя подходят глаголы шуршит, шелестит, струится, капает.
Сами эти слова уже передают звуки дождя (несколько раз полушепотом произносится каждое слово). А если вы захотите передать чувство радости? Тогда это будут глаголы барабанит, пляшет и др.

Заслушиваются работы всех желающих прочитать свое сочинение.

V. Домашнее задание.

Тема «Дождь» очень широкая. Предложите примеры узкой темы («Дождь в осеннем лесу», «Утренний дождь»).
Мы с вами помним, что каждое слово в теме очень важно. Сравните две темы: «Дождливое утро» и «Утренний дождь».
О чем нужно рассказывать в первой теме?
О чем – во второй?

Источник

Что может делать дождь глаголы

Мы предлагаем Вам перевод слова дождь на английский, немецкий и французский языки.
Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»

  • rain — ливень, осадки
    • кислотный дождь — acid rain
    • отсутствие дождей — lack of rainfall
    • метеоритный дождь — meteor shower
  • Regen — ливень
    • движение в дождь — Fahren im Regen
  • Schauer — ливень
  • pluie — ливень, влага
    • косой дождь — pluie oblique
  • vase — вода
  • lance — вода

Гипо-гиперонимические отношения

Каким бывает дождь (прилагательные)?

Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.

Что может дождь? Что можно сделать с дождём (глаголы)?

Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

Ассоциации к слову дождь

Синонимы слова дождь

Гиперонимы слова дождь

Гипонимы слова дождь

Сфера употребления слова дождь

Морфологический разбор (часть речи) слова дождь

Склонение существительного дождь

Падеж Вопрос Ед.число Мн. число
Именительный (кто, что?) дождь дожди
Родительный (кого, чего?) дождя дождей
Дательный (кому, чему?) дождю дождям
Винительный (кого, что?) дождь дожди
Творительный (кем, чем?) дождём дождями
Предложный (о ком, о чём?) дожде дождях

Предложения со словом дождь

Пожалуйста, помогите нашему роботу осознать ошибки. Их пока много, но с вашей помощью их станет гораздо меньше. Вот несколько предложений, которые он сделал.

Источник

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» для детей старшей группе. Заучивание стихотворения В. Семернин «Дождь по улице идёт»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 000 «Веснушка»

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» для детей старшей группе.

Заучивание стихотворения В. Семернин «Дождь по улице идёт»

Закреплять знания детей об осенних явлениях природы, помочь детям вспомнить ранее изученные литературные произведения об осени. Вызвать у детей интерес к стихотворению, желание выучить его; способствовать запоминанию текста с помощью опорных схем и вопросов, различного характера. Учить подбирать по смыслу слова (глаголы) к существительному «дождь»; образовывать форму ед. и мн. числа существительных. Закреплять умения детей распознавать эмоции по пиктограммам, рассказывать стихотворение выразительно, эмоционально. Развивать логическое мышление, память, внимание. Воспитывать любовь к поэзии.

    Красиво украшенный мольберт с «Осенними загадками», музыкальное сопровождение (шум дождя) Мнемотаблица в виде «Волшебного домика» и маркер чёрный – «Карандашик». Опорные картинки, изображённые на осенних листьях, вырезанных из плотного цветного картона (10 штук) Зонтик, осенний листочек на ниточке для упражнения. Маски — тучки с изображением различных эмоций (грустная, весёлая, сердитая, спокойная, удивлённая)

Дети заходят в группу, украшенную в осенней тематике, подходят к мольберту, встают полукругом.

— Предлагаю вам, ребятки, Отгадать осенние загадки. На картинки посмотрите, И ответ скорей найдите. А потом про отгадку – стишок расскажите.

Примечание: На мольберте выставлены по 2 картинки, а 3 картинка (отгадка) — перевёрнута, её можно открыть только тогда, когда дети отгадают загадку. Когда ответ найден, детям необходимо вспомнить стихотворение, потешку, песенку про это природное явление. Дети могут рассказывать вместе, по одному, друг за другом (по выбору воспитателя).

— Замечательный поэт В. Семернин очень любил осень, он часто гулял по осеннему городу, любовался листопадом, слушал шум дождя и однажды придумал такое стихотворение: «Дождь по улице идёт,
Мокрая дорога,
Много капель на стекле,
А тепла немного.
Как осенние грибы,
Зонтики мы носим,
Потому что на дворе, Наступила осень»

— Понравилось вам, ребятки, стихотворение? — Чтобы нам быстрее его выучить, давайте позовём сюда наших помощников — «Карандашик» и «Волшебный домик»

Дети садятся на стульчики. Проводится беседа по содержанию стихотворения с заполнением мнемотаблицы.

— Про какое осеннее явление говорится в этом стихотворении? — Что делает дождь в стихотворении? (Дождь по улице идёт)

— А что ещё может делать дождь? (дождь капает, моросит, льёт, стучит, поливает)

Воспитатель дорисовывает капельки за каждое слово.

— Каким становится всё вокруг после дождя? (мокрым, сырым)

— Что стало мокрым в стихотворении? Как мы можем это изобразить? (лужи на дороге)

— Если мы сидим дома, то, как мы узнаём, что на улице идёт дождь?

— Что услышат наши ушки? Что увидят наши глазки?

— Что увидел автор стихотворения? (капли на стекле)

— Что почувствовал автор стихотворения? (солнышко даёт немного тепла)

— Каким словом можно заменить слово «немного»?

Проводится игровое упражнение: «Один и много» (используются слова из стихотворения) Воспитатель: одна дорога Дети отвечают: много дорог одна лужа – много луж одна туча – много туч одна улица — много улиц одна капля – много капель один зонт – много зонтов один гриб – много грибов

— Какое сравнение можно найти в стихотворении? (грибы и люди с зонтиками)

— А сейчас, ребята, будьте внимательными! Про какие грибы говорит автор стихотворения, выберите правильное слово: съедобные, несъедобные, осенние, летние.

— Молодцы, вы очень внимательные!

— Почему автору захотелось написать такое стихотворение? (Потому что наступила осень)

Включается запись со звуками дождя, дети переходят в центр группы, воспитатель раскрывает зонтик над головами детей.

— Каким бывает дождь? (ответы детей) — А мы сейчас с вами поиграем, и дожди все посчитаем.

Проводится динамическая пауза: «Дожди» (дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения). «Сколько знаем мы дождей? (поднимают и опускают плечики).
Сосчитаем поскорей (загибают пальчики на обеих руках).
Дождик с ветром (руки поднимаем вверх, раскачиваемся в стороны).
Дождь грибной (присесть, руки поднять вверх – сделать шляпку гриба)
Дождик с радугой — дугой (встать, нарисовать руками в воздухе радугу)
Дождик с солнцем (ноги поставить широко, руки в сторону, пальчики растопырить) Дождик с градом (снова присесть, постучать кулачками по полу)
Дождик с рыжим листопадом» (красиво закружиться, как листочки)

— Сколько дождей мы знаем? (6 дождей) — С дождиком часто ветер играет, всё на своём пути он сдувает! — Посмотрите, ребята, на дорожке лежат осенние листья, давайте их соберём. — Что необычного вы увидели? (на листочках картинки из стихотворения) — Ветерок решил с нами поиграть, предлагает вам картинки правильно разложить и стишок рассказать.

Примечание: Для усложнения задания, необходимо внести листочки с опорными картинками из других стихотворений.

Проводится упражнение: «Расскажи громко, расскажи тихо» Дети раскладывают на ковре в нужном порядке листочки с картинками и совместно с воспитателем рассказывают стихотворение с различной силой голоса, обращая внимание на движение листочка в руках воспитателя (если листочек летит вверх – громко, если вниз – тихо).

— Стихи можно рассказывать по-разному. Предлагаю вам выбрать тучку – маску и рассказать стихотворение выразительно, с разными эмоциями — грустно, весело, сердито, спокойно. Примечание: Одна туча без обозначения эмоции – ребёнку необходимо рассказывая стихотворение, самостоятельно выбрать эмоцию.

Проводится игровое упражнение: « Я – тучка» Воспитатель и дети встают в круг. В середину круга становится ребёнок в маске. Он должен назвать эмоцию, изображённую на тучке.

Все дети идут по кругу, взявшись за руки, и говорят: « Сердитая (весёлая, грустная, и т. д.) туча по небу проплывала, капли она на землю бросала, вот что она нам всем рассказала»

Ребёнок рассказывает эмоционально стихотворение, после чего, воспитатель предлагает дать оценку, похлопав в ладоши (чем лучше рассказано стихотворение, тем громче ребята хлопают в ладоши)

— Как здорово у вас, ребята, получилось рассказывать наше новое стихотворение! — Предлагаю вернуться к нашим осенним загадкам и подвести итог нашего интересного занятия.

Ребята возвращаются к мольберту с загадками, ещё раз проговаривают все вместе стихотворение «Дождь по улице идёт». Воспитатель обращает внимание детей на то, что во время занятия, мы познакомились ещё с одним произведением про дождь, которое тоже можно выучить, но уже на другом занятии.

Источник