Меню

Что может делать снег глаголы



Главное слово зимы

Тема. «Подготовка к сочинению-описанию по личным наблюдениям “Снег”».

Цели. Привлечь внимание детей к красоте зимних явлений; формировать умение строить речь в определенной композиционной форме.

Оборудование. Грамзаписи П.И. Чайковского «Декабрь», «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»; проигрыватель; диапроектор; бумажные снежинки у детей и на доске; рисунок Снежной Королевы; Толковый словарь Г. Леоновича; Орфографический словарь П.И. Грушникова; слайды с репродукциями картин Б. Кустодиева «Масленица», В. Кандинского «Зимний пейзаж», Ф. Васильева «Оттепель», Н. Рериха «Канченджэнга», А. Пластова «Первый снег».

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

На доске — разные снежинки.

Учитель. Снежная Королева приглашает нас в один из уголков своего волшебного царства литературы. Что это за уголок, я сама пока еще не знаю.

Звучит грамзапись пьесы П.И. Чайковского «Декабрь».

– О зиме можно рассказать не только словами. Художники заменили слова красками. Фотографы сделали прекрасные фотографии. Композиторы написали музыку. Картины, фотографии, музыка – все это может создать зимнее настроение. А мы попытаемся передать зимнее настроение с помощью «зимних» или «белых» слов. Какое же слово главное, с чего начинается зима?

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Покружились звездочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке.

III. Сообщение темы урока

У. Да, это все о нем, о снеге. Именно ему будет посвящен наш урок.

IV. Работа по теме урока

У. Хотите узнать историю этого слова?
Снег – русское слово, обозначает осадки, выпадающие в виде кристалликов. (Словарная статья на с. 133 Толкового словаря Е. Леоновича.)
Всего у слова снег 42 однокоренных слова.
В народном творчестве многих стран – в песнях, сказках – снег служит символом всего мягкого, пушистого, нежного.

«Заметает пурга белый путь, // Хочет в мягких снегах потонуть», – писал Сергей Есенин. Давайте и мы отправимся в путешествие по этому беспредельному пышному царству и возьмем в попутчики пристрастный взгляд натуралиста, зоркий – художника, яркое образное слово поэта и писателя, чуткий слух музыканта. А звучит ли снег?

Подготовленный ученик читает стихотворение:

Покрывая всю землю, с утра
Хлопья снежные падают с неба.
Сочинила зима сама
Еле слышную музыку снега.

– Какая она – «еле слышная музыка снега?» Давайте подберем звуки к снегу.

Д. Легкий, спокойный, высокий, прозрачный.

У. А музыкальный характер – это танец, песня или марш?

У. А какой танец?

У. Сейчас вы послушаете «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», который написал Петр Ильич Чайковский. Слушайте и представляйте, как идет снег. В музыке будет слышно, как снег то спокойно танцует, то, переливаясь, кружится при дуновении ветра.
Какое настроение у вас после прослушивания музыки? Как падал снег?

Дети отвечают. Учитель демонстрирует слайд с репродукцией картины Б. Кустодиева «Масленица».

– Итак, яркий, разноцветный, сверкающий на солнце снег морозного утра создает настроение веселья и радости.

Снега, снега, белы снега,
Снега во всю Россию.

Вот и мы постараемся научиться передавать неповторимость и красоту окружающего мира.
Поделитесь своими наблюдениями. Каким может быть снег?

Д. Снег (какой?) холодный, белый, мягкий, пушистый, хрустящий, колючий, тихий, робкий, новый, первый, молодой, блестящий.

У. Давайте подберем слова, обозначающие действия снега.

Читайте также:  Выпиши вначале глаголы в 1м лице

Д. Снег (что делает?) падает, идет, опускается, порхает, валит, кружится, сверкает, белеет, блестит, сыплется.

У. С чем можно сравнить снег?

Д. С пушистым ковром, пуховым платком, белым одеялом.

У. Какого же цвета снег? Посмотрим на него глазами художника.

Снег бывает разный:
Глубокий и пушистый,
В морозный день – скрипучий,
Холодный и колючий.

Первый снег бывает легкий,
Будто пух он лебединый.
В марте грязный он и рыхлый,
Состоит из мелких льдинок.

Какой снег бывает утром, вечером, днем?

– Так как снег бывает разного цвета, давайте разберемся, от чего этот цвет зависит.

Д. От цвета неба, от состояния самой природы.

У. Давайте проследим, как меняется цвет снега. Представьте, что сегодня яркий солнечный день, снег искрится и блестит на солнце. Какого цвета он может быть?

Д. Белый, светлый, серый, разноцветный.

Учитель демонстрирует слайд с репродукцией картины В. Кандинского «Зимний пейзаж».

У. Каким изобразил снег художник?

Д. Серый, в тени разноцветный, просвечивающий.

Учитель демонстрирует слайд с репродукцией картины Ф. Васильева «Оттепель».

У. А на картине Федора Васильева «Оттепель» снег долго лежал и начал таять. Какого он цвета?

Д. Коричневого, серого, желтовато-коричневого под темно-серым небом.

У. Какое настроение он вызывает? Почему? Где летом бывает снег?

Д. На Севере, на Южном полюсе, в горах, в Саянах.

У. Посмотрите, как художник Николай Рерих изобразил высокую снежную вершину.

Учитель демонстрирует слайд с репродукцией картины Н. Рериха «Канченджэнга».

Д. Красный, розовый, оранжевый.

У. А какой снег в тени?

Д. В тени он темно-синий.

У. А теперь подумайте, как можно назвать эту картину?

Учитель демонстрирует слайд с репродукцией картины А. Пластова «Первый снег».

Выслушиваются ответы детей.

– А какой здесь снег?

– Да, свежий снег, а особенно первый, всегда чистый и ярко-белый.

Он кружится, легкий, новый,
первый снег.
Он имеет вкус и запах,
первый снег.

V. Словарная работа

У. Какие прилагательные можно подобрать для описания снега?

В результате словарной работы на доске появляется схема:

– Много мы узнали, вспомнили о снеге. А теперь мне бы хотелось узнать, какое настроение у вас создает снег?

Выслушиваются ответы детей.

– Итак, снег бывает разный, и настроение у разных людей он может вызвать разное. Послушайте, какие поэтические строки создал Сергей Островой о снеге.

Подготовленный ученик читает стихотворение «Зимнее»:

А я все гладил снег рукой,
А он все звездами отсвечивал.
На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не излечивал.

Живет он в белом шалаше,
Колдует там необычайно.
Ах, этот снег. В его душе
Всегда какая-нибудь тайна.

То станет жестким, будто лед,
То все заткет суровой пряжей,
А то вдруг крыльями взмахнет,
И – вот он – легкий да лебяжий.

Летит. летит. Лови его.
Губами. Горстью. Без оглядки.
Гляди на это волшебство –
Как он с землей играет в прятки.

Как затаится вдруг. Немой.
Как петь начнет. А то засвищет.
Ни по кривой, ни по прямой
Никто и следа не отыщет.

И снова добрый. И простой.
И просветленный весь. И новый.
Омою душу чистотой
И прямотой его суровой.

Он весь, как музыка. Он – весть.
Его безудержность бескрайна.
Ах, этот снег. Не зря в нем есть
Всегда какая-нибудь тайна.

Читайте также:  Можно ли считать выделенные в текстах глаголы полными синонимами

– Какие эпитеты и олицетворения использовал поэт при описании снега?

– Попробуйте про снег рассказать так, чтобы слушатели угадали, какое настроение он у вас вызывает. Чтобы более стройно, логично, красиво организовать ваши мысли, пользуйтесь планом, по которому будете писать сочинение.

II. Основная часть

«Снег да снег кругом. »
Снежное покрывало
Снег: цвет, запах, характер.

III. Заключительная часть

Чем хорош снег?

Выслушиваются 4–5 рассказов учащихся.

Источник

Какие глаголы подходят к слову «снег»?

Снег искрится, снег кружится, снег падает, снег скрипит, снег тает, снег лежит, снег выпал, снег покрыл (Землю), снег улегся, снег накрыл (Землю, деревья, кусты), снег утрамбованный (ногами),

снег укутал (Землю), снег загрязняется.

Я знаю несколько глаголов к слову снег, не знаю подойдут они вам , или нет, но постараюсь, первый глагол это слово падает снег, второй глагол это кружится снег, третий глагол это тает снег, четвёртый глагол это растаял снег, пятый глагол это сыплет снег, шестой глагол это превращается снег, седьмой глагол это набился снег, восьмой глагол это преображается снег, девятый глагол это летает снег, и на этом буду заканчивать десятый глагол это серебрится снег, думаю этого вам хватит.

Глаголы к слову снег: кружится, падает, искрится, трещит (например, под ногами трещит снег), тает, идет (с самого утра идет снег), окутывает (зимой деревья бережно укутывает снег), укрывает, (яркий снег слепит глаза), забивается (этот снег забивается в ботинки), используется (для того, чтобы слепить снеговика, используется мокрый снег), серебрится (на солнце серебрится снег).

С существительным снег сочетаются, например, глаголы:

снег валил (строчка из песни «снег валил буланому под ноги. «)

снег сыпал (крупными хлопьями),

снег укрыл (землю),

снег темнеет (стих. Маршака «рыхлый снег темнеет в марте. «)

снег расстилался ( романс «а вокруг расстилался далёко белым саваном искристый снег»),

снег защитит (кустарник от вымерзания),

снег заметает (следы),

снег слепит (глаза).

Правильно писать данное выражение следует так: «он слышит«.

Причина та, что глагол «слышать» является глаголом-исключением­ , наряду со следующими: гнать, дышать, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, смотреть, обидеть и терпеть. Все они относятся ко второму спряжению.

К этому слову иногда еще добавляется слово «лукаво», и получается поговорка — не мудрствуя лукаво. В общем, слово «мудрствовать» никакого отношения к мудрости не имеет. Мудрствует — так говорят про человека, который,используя разного рода ученые, книжные слова пытается пустить собеседнику пыль в глаза своей мнимой образованностью, либо стараются разными мудреными выражениями ввести недалекого собеседника в заблуждение. Типичный пример мудрствования показан в старом фильма «За двумя зайцами» в том эпизоде, в котором Голохвастов разговаривал с родителями Прони во время знакомства.

Есть с славной семье омонимов такие наглые штучки — омофоны: пишутся по-разному, произносятся одинаково. Часто они бывают офомормами, то есть совпадают друг с другом лишь в некоторых формах слова, а не во всех, как это делают приличные «полноценные» омонимы.

С возвратными глаголами совсем беда — редко в каких словоформах русского языка приходится писать столько непроизносимых букв, как в них, поэтому на самотёк этот процесс отпускать нельзя. К каждому глаголу следует задать вопрос и посмотреть, каким звуком он заканчивается. Если мягким [т’], то быть на письме буковке Ь, даже если чернил жалко и пальцы устали тикать по клавиатуре.

Читайте также:  Начальная форма слова совпадает с неопределенной формой глагола

Это не занудный педантизм, не синдром безумного нотариуса и не желание училки наставить двоек в тетрадке. От наличия-отсутствия мягкого знака может зависеть смысл целого предложения.

  • Если речь идёт о невозможности уснуть, следует писать только «мне не спится».
  • Если подразумевается устойчивость к возникновению алкогольной зависимости, то пишем «мне не спиться», а потом следуем на практике этому заявлению.

Изготовление копий бумажных документов посредством всем знакомой техники более правильно было бы называть фотокопией. У нас очень распространены термины «ксерокс», «ксерокопия». Это от того, что основная масса копировальной техники была именно от фирмы «Ксерокс», потому и возникла такая устойчивая аналогия.

Эти понятия настолько слились, что даже в толковом словаре слова «ксерокопировать» и «ксерить» (как разговорный вариант) уже закреплены нормативно.

Так что, смиримся с тем, что «копировать» равно «ксерокопировать».

Если кто-то скажет, что это глагол 1 спряжения, потому что в неопределенной форме оканчивается на -ЕТЬ, то допустит грубую ошибку.Почему? Потому что таким способом определяется спряжение глаголов, имеющих безударные личные окончания.

В нашем же случае все личные окончания ударные и соответствуют окончаниям, характерным для 2 спряжения:

1 лицо (мы) блестИМ

2 лицо (ты) блестИШЬ, (вы) блестИТЕ

3 лицо (он) блестИТ, (они) блестЯт

Таким образом, делаем вывод: глагол «блестеть» относится ко 2-му спряжению.

Источник

Расширяем словарный запас. Тематический словарь «Зима»

Лариса Матвеева
Расширяем словарный запас. Тематический словарь «Зима»

Зима. Зимние забавы.

Тематический словарь.

Словарь признаков.

Зима — какая?

Холодная, морозная, снежная, теплая, лютая, суровая, сказочная, белая, пушистая, веселая, красивая, длинная, волшебная, злая, ранняя, поздняя.

Белый, пушистый, блестящий, холодный, твердый, мягкий, хрустящий, сыпучий, мокрый, рыхлый, скрипучий, колючий, липкий, первый, чистый, красивый, волшебный, грязный.

Маленькая, красивая, волшебная, холодная, хрупкая, белая, пушистая, нежная, большая, хрустальная, легкая, узорная, летящая, падающая.

Сильный, крепкий, злой, трескучий, слабый.

Ледяная, большая, длинная, холодная, крепкая, хрупкая, острая, тонкая, толстая, короткая, свисающая, висящая, опасная.

хрупкий, тонкий, холодный, прозрачный, крепкий, толстый, скользкий, твердый.

Глагольный словарь

Дети что делают?

Играют, катаются, лепят, строят, веселятся, смеются, валяются, бросаются, мерзнут, соревнуются, ловят.

Снег что делает?

Искрится, сверкает, блестит, падает, кружится, скрипит, тает, идет, переливается, летит, валит, вьётся, липнет, серебрится, метёт, стелется.

Зима что делает?

Приходит, радует, морозит, злится, лютует, веселит, уходит.

Мороз что делает?

Трещит, щиплет, замораживает, разукрашивает, разрисовывает, крепчает, усиливается.

Родственные слова

Снег- снежок, снежинка, Снегурочка, снеговик, снегопад, снежный, подснежник, снегирь, снегирек, заснеженный, Белоснежка, белоснежный;

Зима- зимушка, зимний, зимовье, зимовка, зимовать, зимующие, озимые, озимь, зимородок, зимник;

Мороз- морозец, морозишко, морозко, морозный, заморозки, изморозь, заморозить, морозилка, дед Мороз, мороженное, подморозить, морозно, отморозить, морозище;

Холод- холодно, холодильник, холодец, холодное, похолодание, прохлада, прохладный, холодок, холодина, охлаждение;

Лёд- гололёд, ледяной, ледянка, ледник, ледышка, наледь.

«Здравствуй, Зима!» Цели занятия: • закрепление представлений о зиме и её приметах; • уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»; • уточнить.

Неделя «Зимние игры и забавы» Неделя «Зимние игры и забавы»Снег кружится, снег ложится — Снег! Снег! Снег! Рады снегу зверь и птица И, конечно, человек! С. Михалков.

Источник