Меню

Что может рыба птица глаголы



Птицы

В. Бианки «Птичий год — осень» (из книги «Наши птицы»).

Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди».

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клёст, свиристель, рябчик, тетерев, глухарь,

кормушка, птенцы, гнездо.

летать, искать, кормиться, клевать, шелушить, каркать, чирикать, нахохлиться.

красногрудый (снегирь), желтогрудая (синичка), пестрый (дятел), шустрый (воробей), белобокая (сорока), цепкие

(коготки), зимующие (птицы).

Игра «Кто самый внимательный?»

Цели: развивать слуховое внимание и память, уточнять и активизировать словарь по лексической теме «Зимующие

Ход игры . Воспитатель читает детям стихотворение, затем просит их постараться вспомнить, названия каких птиц в нём

встречаются. Какие это птицы? Каких ещё зимующих птиц они знают?

Мне в проталинку видна

Горстка жёлтого пшена.

Крошки хлеба вижу слева,

Горстку сала вижу справа.

Где вертлявая синица?

Пусть приходит подкормиться!

Прилетай хоть воробей,

Если можешь, поскорей!

А по правде говоря,

Жду я в гости снегиря.

Красногрудый не летит,

У кого-то он гостит.

Я в проталинку дышу,

Прилететь скорей прошу,

Пожалей, снегирь, мой нос:

Он к стеклу совсем прирос!

Игра «Подбери слова»

Цели: развивать грамматический строи речи, умение образовывать глаголы при помощи приставок .

ХОД игры. Воспитатель просит детей закончить предложения.

Одни воробьи к кормушке (что делали?) . (подлетали). Другие воробьи от кормушки (что делали?) . (отлетали). Маленький

бойкий воробышек кормушку вокруг (что сделал?) . ( облетел).

Шустрый воробышек в кормушку (что сделал?) . (залетел).

Воробышек зёрнышко схватил и из кормушки (что сделал?). (улетел).

Игра «У кормушки»

Цели: совершенствовать грамматический строй речи (употребление в речи предлогов).

Ход игры. Воспитатель помещает на магнитную доску изображение дерева с кормушкой и выполняет различные

действия с изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя по его просьбе и выделяют предлоги.

Снегирь летит к кормушке (предлог к).

Синица улетает от кормушки (предлог от).

Свиристель сидит над кормушкой (предлог над) и т. п.

Игра «Чем больше, тем лучше»

Цели: учить детей образовывать новые глаголы от данного при помощи приставок.

Ход игры. По заданию воспитателя дети должны образовать новые глаголы от глагола «летать» (при помощи приставок) и

продемонстрировать их с птичкой, сделанной из бумаги. Затем они должны придумать как можно больше предложений с этими

словами. За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает жетон. В конце игры подсчитываются результаты.

Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

Приставки: у-, за-, под-, от-, пере-, по-, об-, вы-, на-.

Игра «Две кормушки»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Ход игры . Воспитатель предлагает детям разделить на слоги слова — названия зимующих птиц и рассадить их по кормушкам.

В одну кормушку — птиц, в названии которых два слога; в другую кормушку — птиц, в названии которых три слога.

Слова: снегирь, галка, голубь, синица, ворона, сорока, воробей.

Игра «Отгадай слово»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять первый и последний звук в слове .

Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением зимующих птиц и предлагает детям отгадать, какое

слово задумано, по первому и последнему звуку. Тот ребёнок, который отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитыва ется результат.

Первый звук [в], последний — [а] (ворона).

Игра «Зачеркни одинаковые буквы, составь слово»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти одинаковые буквы и зачеркнуть их (или убрать, если буквы расположены на

ковролинографе). Из оставшихся букв дети составляют слово и выполняют его звуковой анализ.

М О У Б К О С У Л Б Ё Т М — Клёст

Стихотворение для чтения и заучивания наизусть

РАЗГОВОР С СИНИЦЕЙ

Посвисти ещё, синичка,

Это добрая привычка:

Рано утром прилететь

У окошка посвистеть.

В январе в лихую стужу

Голос твой мне очень нужен.

А тебе за твой привет

Приготовил я обед.

Не забудь же, прилети,

У окошка посвисти.

Текст для пересказа

Вот прилетел дятел, принёс в клюве сосновую шишку.

Прилетел и уселся прямо на ствол сосны. И не заметишь

дятла на де реве. Зацепился за кору острыми когтями и начал изо всех сил семена из шишки выклёвывать.

Засмотрелся я на дятла. Ловко это у него получается: и сам сыт и лесу польза. Не все семена попадут дятлу в рот.

Много семян упадёт на землю и прорастёт. Вон сколько сосенок из-под снега топорщится! Все они выросли из

выклеванных дятлом шишек. Вот что я узнал о дятле. Он — маленький пернатый лесовод.

Читайте также:  Какой из глаголов реже всего сочетается с подлежащим

По Г. Скребицкому

О какой птице говорится в рассказе?

Что делал дятел в лесу?

Какую пользу дятел лесу приносит? Каким образом?

Как называют дятла?

Текст для пересказа

Спит заснеженный лес. Стайка птиц пролетела над лесной полянкой. Это клесты. Птицы облетели вершину

ели . Цепкими коготками они выбирали семена из шишек. Как хлопотали клесты в своей воздушной столовой!

Вдруг один из них подлетел к старой ёлке и юркнул в снеговую пещерку. Над гнездом свешивались заснеженные

ветви. В лесу от мороза трещали деревья. А между сучьев старой ели заботливая мать выводила птенцов. И зимой лес

не казался угрюмым и безжизненным.

По Г. Скребицкому

О каких птицах рассказ?

Что делали клесты на лесной полянке?

Где находилось гнездо клестов?

Почему лес зимой не казался угрюмым и безжизненным?

Источник

Исследовательская работа «Значения глаголов, происходящих от наваний животных»

Данная работа исследует вопросы семантики глаголов, происходящих от названий животных, птиц, рыб, насекомых.

Автор провел большую исследовательскую работу: анализируя статьи толковых и этимологических словарей, определил значение 80 зооглаголов и классифицировал их по семантике.

Материал исследования заинтересует всех, кто не безразличен к вопросам лексики и этимологии, кто хочет знать значения слов русского языка.

Скачать:

Вложение Размер
znacheniya_glagolov_proishodyashchih_ot_nazvaniy_zhivotnyh.doc 193.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Администрации города Мыски

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 3

происходящих от названий животных

ученик 5 «В» класса

Беспалова Татьяна Васильевна

учитель русского языка и литературы

2. Значения глаголов, происходящих от зоонимов.

2. 1 Образование глаголов от названий живых существ…….………………5

2. 2 Группы глаголов-зоонимов по значению………………………………..6

2. 3 Прямое и переносное значение глаголов………………………………. 9

2. 4 Устаревшие глаголы-зоонимы ………………………………………….10

2. 5 Глаголы, этимологически не связанные с зоонимами ………………. 11

2. 6 Описание лингвистического эксперимента …………………………. 12

В русском языке некоторые названия животных (зоонимы) используются для образования новых слов, пополняющих его словарный состав. Среди слов, образованных от таких названий, имеются не только существительные (например, курятник, мышеловка, овчар, скворечник, свинство, рыбак ), прилагательные ( вороной, гадкий, ершистый, ехидный, червивый ), наречия ( гадко, гуськом, по-жеребячьи, ), но и глаголы.

Объектом исследования в данной работе являются глаголы с корнями – названиями животных (зооглаголы).

Предметом рассмотрения явилась семантика зооглаголов.

Проблема заключается в том, что отсутствует классификация по лексическому значению глаголов, происходящих от названий животных. Исследование способствует пониманию лексического значения данных глаголов. В этом мы видим актуальность нашей работы.

Целью данного исследования является классификация зооглаголов по их лексическому значению.

Данная цель обусловила постановку следующих задач :

1. Выбрать из массива языковых данных зооглаголы.

2. Охарактеризовать лексические особенности рассматриваемых глаголов.

3. Классифицировать зооглаголы по лексическому значению.

Материалом нашего анализа послужила картотека зооглаголов. Всего проанализировано 80 слов. Материал для анализа отбирался интуитивно, затем выверялся по словарям. При работе над значением слов привлекались данные «Толкового словаря» С.И.Ожегова, «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля.

Нами была выдвинута рабочая гипотеза , которая состоит в том, что глаголы-зоонимы могут быть классифицированы по своему лексическому значению.

В ходе исследования использовались следующие методы: отбор материала, описание, классификация, лингвистический эксперимент. В процессе работы мы обращались также к различным видам лингвистического анализа: словообразовательному и элементам этимологического анализа, восстанавливали семантические связи между словами, восходящими к общему корню.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования и языковой материал могут быть использованы при изучении тем «Лексика» и «Словообразование» в школьном курсе русского языка.

2. Значения глаголов, происходящих от зоонимов

2. 1 Образование глаголов от названий живых существ

Образование глаголов от названий живых существ происходило в различные периоды существования языка в силу необходимости экономно обозначить определённое действие, прямо или косвенно связанное с тем живым существом, название которого используется для образования нового слова. Поясним это на примере.

От слова мышь (мышка) для обозначения действий лисы, охотящейся на мышей, образован глагол мышковать , вобравший в себя целое выражение охотиться на мышей .

Глаголы, образованные от русских зоонимов, называются зооглаголами. Вот некоторые зоонимы, от которых образованы зооглаголы: белка, бобр, бык, волк, ворона, голубь, ехидна, ёж, ёрш, ехидна, жеребёнок, жук, заяц, зверь, змея, ишак, коза (козёл), конь, корова, кот, крыса, лиса, морж, мышь, обезьяна, орёл, павлин, петух, пичуга, попугай, поросёнок, птица, рак, рыба, скворец, собака, соболь, сова, сокол, соловей, телёнок, утка, хомяк, червь, щенок, щука, ягнёнок и другие.

Зооглаголы от зоонимов образуются с помощью суффиксов: петуш и ться, сов е ть, белк ова ть, собол ева ть, обезьян нича ть, ехидн ича ть.

Используются также разнообразные приставки: за змеиться, о ягниться, от жучить, по рыбачить, при голубить, с ъёжиться, рас павлиниться, про воронить.

Нами отобрано 80 глаголов, происходящих от названий животных, которые явились материалом для словаря зооглаголов (Приложение 1).

2. 2 Группы глаголов-зоонимов по значению

Все известные нам зооглаголы могут быть объединены в несколько групп по лексическому значению.

1. Глаголы, содержащие в своём значении указание на один из характерных признаков того животного, от названия которого они образованы. Этот признак (свойство, качество, особенность) приписывается субъекту действия: вошкаться, гадить, ершиться, ехидничать, ёжиться, звериться, змеиться, ишачить, козлить, козлодёрничать, козокаться, козытать, коровиться, крыситься, лисить, набычиться, обезьянничать, окрыситься, ослить, осоветь, осоловеть, павлиниться, петушиться, пичужить, попугайничать, приголубить, прищучить, проворонить, свинячить, собачить, собачиться, хомячить, хомячиться, червиветь, червоточить.

Каждый из этих глаголов имеет значение «проявлять одну из особенностей, присущих тому животному, от названия которого образован глагол». Например:

ишачить – «выполнять тяжёлую работу»;

крыситься – «злиться, гневаться, сердиться»;

обезьянничать – «слепо подражать кому-то».

Глаголы этой группы обычно обозначают эмоционально-психическое состояние человека, особенности его поведения.

2. Глаголы со значением «произвести (производить) потомство»: жеребиться, зайчатиться, козлиться, котиться, кролиться, пороситься, телиться, щениться, ягниться.

Эти глаголы экономно, одним словом заменяют выражения «произвести потомство», «родить детёныша» (телёнка, ягнёнка, поросёнка и т. д.).

3. Глаголы со значением «охотиться на животное, от названия которого образован глагол»: белковать, бобровать, волковать, зверовать (звероловствовать), козовать, крысятничать, лисовать, мышковать, перепелятничать, рачить, рыбачить (рыболовничать), скворечничать, соболевать (соболятничать), хорьковать.

Причём, процесс охоты соотносится как с человеком, так и с другим животным:

белковать – «охотиться на белок»;

рыбачить – «ловить рыбу»;

зверовать – «заниматься звериным промыслом, боем, ловлей зверей».

Без затруднений образуются глаголы волковать («охотиться на волков»), бобровать («охотиться на бобров»), лисовать («охотиться на лис»). Но в силу

каких-то причин нет глаголов зайцевать и кабановать , хотя охота на зайца и кабана очень распространена.

4. Глаголы, указывающие на профессию или постоянное занятие человека: бычничать, голубятничать, гусятничать, кабанить (уголь), коноводить, моржевать, орлить, птичничать, рыболовничать, сокольничать, тараканить, телятничать.

Профессия или постоянное занятие человека могут быть связаны с ловлей, разведением, продажей тех животных, от названия которых образован глагол:

голубятничать – «заниматься разведением голубей»;

моржевать – «заниматься зимним купанием, обычно в открытом водоёме»;

перепелятничать – «охотиться на перепелов, приманивая их по зорям на дудку, под раскинутую на траве сеть».

Как видим, глаголы этой группы также способствуют экономной передаче смысла выражений.

Глаголы первой группы являются самыми многочисленными и составляют 50 % от общего количества. Глаголы других групп составляют соответственно 13 %, 20 % и 17 % (Приложение 2).

2. 3 Прямое и переносное значение глаголов

Среди глаголов-зоонимов есть глаголы с прямым и переносным значением. Так, например, прямое значение имеют глаголы следующих групп:

«произвести потомство»: жеребиться, котиться, пороситься, щениться, ягниться и т.д.;

«охотиться на животное»: белковать, зверовать, перепелятничать, соболятничать и т.д.

Другие же глаголы имеют переносное значение. В основе лексического значения таких слов лежит одно из свойств, качеств, признаков, особенностей, характерных для того животного, от названия которого образован глагол:

собачиться – «браниться, ругаться, поносить друг друга»;

ёжиться – «сутулясь, сжиматься всем телом» (при ощущении холода);

змеиться – «извиваться, как змея»;

хомячиться – «прятаться от людей подобно хомяку».

Как видим, часть животных обладает какими-то определёнными качествами или признаками, объективно им присущими (хомяк прячется от людей, змея ползает извиваясь, ёж свёртывается в клубок и т. д.).

Другая часть животных объективно не обладает теми признаками, которые приписываются им фантазией человека. Лиса, например, далеко не так хитра, как это отмечается в сказках. Осёл не так глуп, как мы привыкли считать. Бык не так упрям, как нам кажется.

Однако в русском языке появились глаголы, образованные от названий этих животных, а также другие: лисить – «хитро льстить»; ослить – «глупо шутить»; набычиться – «наклонив голову, принять угрюмый вид»; ехидничать – «зло насмехаться»; звериться – «глядеть зверем, злиться».

2. 4 Устаревшие глаголы-зоонимы

Некоторые из глаголов, образованных от зоонимов, настолько малоупотребительны, что даже не включаются в современные толковые словари. Их можно найти только в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля. Эти глаголы потеряли свою актуальность, стали устаревшими. Человек, не знакомый с жизнью и бытом России XIX – начала XX веков, не сможет даже приблизительно очертить круг предполагаемых значений этих глаголов.

К устаревшим глаголам мы отнесли следующие: бычничать, кабанить (уголь), козлодёрничать, козовать, козокаться, козытать, коровничать, орлить, пичужить, тараканничать, утятничать и др.

Приведём примеры значений некоторых устаревших глаголов-зоонимов.

Кабанить уголь – «жечь, по дурному и потому запрещённому способу, который изводит много лесу». Этот варварский способ заключается в том, что валятся деревья целиком – вместе с комлем, листвой и корой. Получается большая куча, похожая на огромного кабана, которая потом поджигается. Такой способ получения древесного угля давно уже не применяется, в результате чего и термин кабанить уголь вышел из употребления.

Орлить – «клеймить казённым клеймом с изображением двуглавого орла». После революции 1917г. царский орёл на гербе был упразднён, а вместе с ним перестал употребляться и глагол. И хотя в конце ХХ века орёл вернулся на герб Российского государства, глагол так и остался устаревшим.

Тараканничать – «морозить тараканов, выбравшись на несколько дней в другую избу и выставив, в мороз, окна». В наше время нет необходимости использовать этот способ, так как можно воспользоваться различными химическими средствами для борьбы с тараканами.

2. 5 Глаголы, этимологически не связанные с зоонимами

К числу зооглаголов могут быть ошибочно отнесены такие глаголы, которые имеют только внешнее, звуковое сходство с ними, тогда как этимологически они не связаны с зоонимами.

Вот несколько примеров таких псевдозоонимических глаголов.

Зубрить (заучивать бессмысленно, без отчётливого понимания) – от слова зуб , а не от зоонима зубр.

Ласкать (проявлять ласку) – от слова ласка (проявление нежности), а не от названия животного ласка.

Рыскать (бегать, блуждать без строго определённой цели, но в надежде найти что-нибудь) – от слова рысь (бег лошади), а не от зоонима рысь.

Слоняться (ходить взад и вперёд, бродить без дела), прислониться (опереться на кого-нибудь или что-нибудь) – общеславянское слониться. Сближение со словом слон является народной этимологией.

Судачить (разговаривать, заниматься сплетнями) – от существительного суд , а не от названия рыбы судак.

Уткнуться (погрузиться в какое-то занятие) – от глагола ткнуть ( общеславянское тъкати), а не от названия птицы утка.

Ошибочность соотнесения подобных глаголов с зоонимами обусловлена их внешним, звуковым сходством, когда в слове «узнаётся» слово – название животного, птицы, рыбы: зубр ить, ласка ть, слон яться .

2. 6 Описание лингвистического эксперимента

Чтобы выявить степень понимания учениками значений глаголов-зоонимов, нами был проведён лингвистический эксперимент, в ходе которого устанавливалось, насколько ученики способны распознать эти значения.

Эксперимент проводился среди обучающихся 5-х классов. По его условиям, респондентам (37 ученикам 5-х классов) предлагалось определить, какие из данных глаголов образованы от существительных – названий животных и от каких именно.

Ученикам были предложены глаголы: белковать, ёжиться, жеребиться, зубрить, ишачить, ласкать, петушиться, прислониться, рыскать, свинячить.

Анализ ответов показал следующее.

Ошибочно соотнесли с существительными-зоонимами глаголы

  1. зубрить – 8 человек (22 %);
  2. ласкать – 6 человек (16 %);
  3. прислониться – 6 человек (16 %);
  4. рыскать – 15 человек (40,5 %).

Результаты эксперимента представлены в диаграмме (Приложение 3).

Итогом эксперимента стало выявление ошибочного соотнесения с существительными-зоонимами глаголов, имеющих с ними только внешнее, звуковое сходство.

В ходе исследования было проанализировано 80 глаголов, происходящих от названий животных, с целью рассмотрения их лексического значения.

Результаты анализа, проведённого в работе, позволяют сделать следующие выводы .

1. Образование глаголов от названий живых существ происходит в силу необходимости экономно обозначить определённое действие, прямо или косвенно связанное с тем живым существом, название которого используется для образования нового слова.

2. Характеристика лексических особенностей рассматриваемых глаголов позволяет объединить их в несколько семантических групп:

  1. глаголы, содержащие в своём значении указание на один из характерных признаков того животного, от названия которого они образованы;
  2. глаголы со значением «произвести (производить) потомство»;
  3. глаголы со значением «охотиться на животное, от названия которого образован глагол»;
  4. глаголы, указывающие на профессию или постоянное занятие человека.

3. Зооглаголы могут употребляться как в прямом, так и в переносном значении.

4. Некоторые глаголы ошибочно соотносятся с существительными-зоонимами, которые имеют с ними только внешнее, звуковое сходство.

Предпринятый в работе анализ фактического материала позволил подтвердить рабочую гипотезу о том, что глаголы-зоонимы могут быть классифицированы по своему лексическому значению.

Таким образом, задачи данной работы (выбрать из массива языковых данных зооглаголы, охарактеризовать их лексические особенности и классифицировать по ним глаголы) выполнены, а цель (классификация зооглаголов по их лексическому значению) достигнута.

Исследовательская деятельность по теме помогла автору овладеть навыком работы со словарями, обогатить словарный запас и узнать много нового о значении глаголов, происходящих от названий животных, в русском языке.

Источник