Меню

Что мы знаем про глагол



Глагол.Что мы уже знаем о глаголе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ.

Скачать:

Вложение Размер
glagol.doc 86.5 КБ
glagol.pptx 1.02 МБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ О ГЛАГОЛЕ

Тема : Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не

– развитие умений находить глаголы в тексте и определять их роль в нём; образовывать неопределённую форму от других форм глаголов, выявлять показатели неопределённой формы;

– совершенствование умений писать глаголы с не , выявлять смысловую нагрузку глаголов с не в тексте.

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Введение в раздел.

– Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдёт разговор.

1) – Что вы больше всего любите?

2) – Что вы больше всего не любите?

– Не люблю предлоги и известную всем частицу.

3) – Что бы вы пожелали ребятам?

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.

– Эта часть речи называется … (глагол).

Работа по группам.

– Составьте вопросы по теме урока «Что мы знаем о глаголе» и запишите их на листочках.

– У вас получится план.

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

III. Углубление изученного.

1 2 4 5 6 1 3 4

1. Продолжение работы в группах по составленному плану.

–Обсудим то что вы записали, вспомнили.

2. Понимание названия части речи.

Упр. 230– осмысливаются сведения об истории возникновения названия части речи глагол .

– Прочитайте текст, чтобы ответить на вопрос: что означает это слово – глагол ? Почему часть речи получила такое название?

Вопросы после чтения:

– Какое значение было у слова глагол , какое стало?

– Что такое глаголица ?

– Какую особенность письма глаголицей вы заметили? (Напоминает рисунок: много петелек, крючков, звёздочки, знаки над строчкой.)

3. Роль глаголов в тексте .

а) Упр. 231 – развивается умение определять тип текста и мотивировать своё мнение.

– Что помогает автору организовать повествование? Что он чаще всего употребляет в своём рассказе?

Это текст-повествование, потому что ключевыми словами являются глаголы, читательское восприятие движется от действия к действию .

б) Упр. 232 – развивается эмоциональная сфера учеников при чтении поэтической зарисовки .

– Как вы думаете, это повествование или описание?

– С помощью каких слов поэт С. Есенин рисует картину утра? (Глаголов.)

– Прочитайте ещё раз одни эти глаголы. В чём их особенность?

(Глаголы характеризуют неодушевлённые предметы как живые существа.)

П Учитель может сообщить, что такое изобразительно-выразительное средство называется олицетворением .

Методическая рекомендация: учителю следует самому прочитать стихотворение, чтобы ученики ещё раз представили картину (можно закрыть глаза). Важно обратить внимание на то, что глаголы не передают здесь действия, а называют состояние, выражают авторское отношение – восхищение, любование красотой, свежестью пробуждающейся природы.

Запись первого предложения по памяти, так как на уроке чтения

стихотворение учили наизусть. Схемы предложений составляются выборочно (можно по вариантам, например, 2-е и 4-е предложение:

в чём сходство и различие этих предложений?) на доске и в тетради.

4. Правописание глаголов с частицей не .

а) Упр. 233 – развивается умение определять смысловую нагрузку текста с обилием глаголов с частицей не , преобразовывать глагольную форму из текста в неопределённую.

Ученики читают текст, определяют его особенность .

– Какую роль играют в тексте глаголы с частицей не ? (Глаголы с частицей не выступают в роли строгих запретов.)

Ученикам можно дать задание:

– Выпишите глаголы с не в два столбика:

1-й – обозначают действия, связанные с едой;

2-й – обозначают действия, не связанные с едой.

– Образуйте от 2–3 глаголов неопределённую форму.

– Выписать глаголы с частицей не и поставить в неопределённую форму.

– Проверьте, какие у вас были вопросы и что мы повторили в ходе урока. Есть ли какие-то различия? Уточним план.

1. Почему часть речи получила такое название – глагол ?

2. Какова роль глаголов в тексте?

3. Какую смысловую роль играют в тексте глаголы с частицей не ?

4. Как пишутся глаголы с частицей не ?

5. Что такое неопределённая форма глагола, как она возникла в русском языке?

– Что вы узнали о глаголе нового?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

VI. Домашнее задание.

Повторить по учебнику «Русский язык», 3-й кл., об изменении глаголов по временам.

Источник

Глагол — интересные факты

У каждого окружающего нас предмета или явления есть своё имя. Благодаря языку мы способны описать всё видимое, слышимое, ощущаемое, мыслимое и превратить в слово любое действие и состояние. Наши главные помощники в этом – части речи. Однако мы даже не представляем, какой удивительной может оказаться каждая из них. Например, как появился глагол? Какие его секреты можно обнаружить в русской речи? Давайте узнаем. Представляем интересные факты о глаголе.

Глаголом жечь сердца людей

В стихотворении «Пророк» Александр Сергеевич Пушкин призывал: «Глаголом жги сердца людей». Почему поэт избрал для такой важной миссии определённую часть речи? На самом деле цитата несёт в себе иной смысл.

Если открыть толковый словарь русского языка, то у лексемы «глагол» будет указано два значения. Первое уже известно нам – это часть речи, обозначающая действие или состояние. Но есть и второе, устаревшее для нашего языка значение – слово, речь. Именно о таком глаголе – слове – говорил Александр Сергеевич в бессмертных строках.

Тайна неопределённой формы

Со школы каждый из нас помнит, что начальной (или неопределённой) формой глагола является инфинитив, который отвечает на вопросы что делать или что сделать. Однако учителя редко рассказывают, что скорее всего изначально инфинитив был не глагольной, а именной формой.

В праславянском (предке всех славянских языков) инфинитив был застывшей формой дательного и винительного падежей. Следы такого необычного происхождения сохранились в некоторых современных омонимах. Например, топить печь – печь блины или течь в долину – закрывать течь в потолке, где два одинаковых слова выступают то в роли существительного, то в роли глагола. Однако стоит помнить, что это лишь одна из научных версий происхождения неопределённой формы.

Времена меняются

Те, кто изучает английский язык, сталкиваются с проблемой большого количества времён у глаголов. Почему бы не обходиться всего тремя – настоящим, прошлым и будущем, как в русском?

Ещё во времена церковнославянского языка наш глагол был не менее сложным в использовании, нежели его английский собрат. Тогда система состояла из семи времён: настоящее, будущее простое и сложное, а также прошедшее в четырёх видах. Если нужно было сказать об однократном действии – на помощь приходил аорист, о многократном – имперфект. Так называемое очевидное прошедшее время обозначалось перфектом, а предпрошедшее, то есть которое было до него – плюсквамперфектом. Сегодня сложно будет запомнить хотя бы названия этих форм, а ещё несколько веков назад они активно функционировали в речи восточных славян.

Избыточные глаголы

Язык – живая система. Он постоянно меняется, совершенствуясь и подстраиваясь под современного человека. Сегодня мы можем наблюдать переходный момент, когда одна форма глагола постепенно вытесняет другую под воздействием более универсальных моделей – так система становится избыточной.

Вспомните некоторые пары глаголов: машет – махает, каплет – капает, движет – двигает. Оба варианта функционируют в речи, имея лишь стилистические и смысловые различия. Например, в литературном языке мы не скажем «махает», так как эта форма является разговорной, тогда как слово «движет» в сравнении с нейтральным «двигает» наоборот относится к книжному стилю. Иногда лексемы равны в стилистическом употреблении, но имеют отличия в смысловом наполнении: щука икру мечет, а легкоатлет копьё метает.

Недостаточные словоформы

Наравне с избыточными глаголами в русском языке существуют недостаточные, которые имеют пробелы в системе формообразования. Иногда мы напрямую сталкиваемся с ними и негодуем: я победю, побежу или побежду? Нам поможет только словосочетание «одержать победу», так как формы первого лица единственного числа глагола «победить» не существует. В такую ситуацию глагол попал из-за неблагозвучности варианта.

Но не всегда форма отсутствует по фонетическим причинам. У некоторых глаголов нет первого и второго лица из-за особенностей их семантики. Человек не может сказать «я сквозю», «ты слипся» или «мы кустимся». Всего в русском языке существует более полутора тысяч слов с подобной семантикой.

Лидером по недостаточности стал глагол «неймётся», у которого нет ни времени, ни даже инфинитива – только одна указанная форма.

Быть или не быть?

По-своему в языке живёт глагол «быть». Проявляется в речи он в основном в прошедшем времени (я был на улице, мы были свободны), а форма настоящего – пропускается (я – молодец, ты – отличник). Однако последняя популярна у учёных и философов как в единственном числе (треугольник есть фигура с тремя углами), так и во множественном (люди суть разумные существа). Ещё мы говорим «у нас есть кошка», «у мамы есть цветы».

В будущем времени у глагола «быть» также есть свои преимущества: это единственная лексема несовершенного вида, форма которой состоит из одного слова, тогда как другие требуют вспомогательного глагола. Сравните: «я буду кататься» и «я буду».

Потерянный корень

Отличилась эта часть речи и наличием удивительного слова без корня – вынуть. В нём можно выделить окончание (-ть), приставку (вы-) и суффикс (-ну-). При этом слово не потеряло своего лексического значения и нормально функционирует в нашей речи. Куда же пропал его корень?

В поиске этой морфемы помогут близкие родственники глагола – занять, отнять, снять, где можно выделить корень -я- с семантикой «брать». Так как он слишком короткий, люди просто перестали его произносить, и слово «вынять» (так оно выглядело до XVII века) стало употребляться с распространённым глагольным суффиксом -ну-, который окончательно затмил маленький корень.

Много букв

Словарь современного русского языка фиксирует три самых длинных глагола: переосвидетельствоваться, субстанционализироваться и интернационализироваться. Каждый из них в своём составе имеет 24 буквы.

Современные технологии дают учёным возможность изучать язык намного глубже. Так, исследователям удалось подсчитать, какая часть речи наиболее, а какая наименее популярна в употреблении. Авторы «Частотного словаря русского языка» показали следующие результаты:

  • существительное – 26,65%
  • глагол – 17,12%
  • местоимение – 13,27%
  • предлог – 11,1%
  • прилагательное – 9,37%
  • наречие – 8,096%
  • союз – 7,39%
  • числительное – 1,17%
  • частица – 1,002%

Таким образом, глагол стоит на втором месте по популярности в нашей речи после существительного. Это неспроста: именно благодаря ему мы можем рассказать о состоянии, чувствах, окружающих переменах, процессах – обо всём, что составляет движение нашей жизни.

Источник

Подборка правил: глагол

Подборка правил: глагол (определение, признаки, неопределенная форма глагола, вид, спряжение, переходные и не переходные глаголы, возвратность глагола, наклонение, время, орфограммы, морфологический разбор).

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие (идти, брать, хвалить, сделать).

Признаки

1. Постоянные:

  • вид (совершенный/несовершенный);
  • спряжение I или II;
  • переходность (переходный/непереходный);
  • возвратность (глаголы, которые без -СЯ не употребляются).

2. Непостоянные

  • наклонение (изъявительное, условное, повелительное);
  • число (единственное(иду, шёл, пойду), множественное (идём, шли, пойдём);
  • время (прошедшее, настоящее, будущее);
  • род (мужской, женский, средний);
  • лицо (первое, второе, третье);
  • возвратность (глаголы, имеющие возвратные и невозвратные формы).

Неопределённая форма глагола

Неопределённая форма – это начальная форма глагола.

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?, оканчиваются на -ТИ, -ТЬ или -ЧЬ, не имеют признаков времени, числа, лица и рода (идти, печь, стричь).

Вид глагола

В русском языке глаголы могут быть двух видов: совершенного и несовершенного.

  • совершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что сделать? и обозначают уже совершённое действие или действие в начальной стадии исполнения (решить, прочесть, спеть, запеть);
  • несовершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что делать? (решать, читать, петь, запевать).

ЗАПОМНИ!

  • Только несовершенный вид:заискивать, перекликаться, перестреливаться, поглядывать, подсвистывать, подсевать, покашливать, приговаривать, принадлежать, разгуливать, сожалеть.
  • Только совершенный вид: грянуть, допроситься, загреметь, зашагать, отшуметь, очутиться, перепортить, побежать, полежать, полить, помечтать, понадобиться, попридержать, пораздумать, посидеть, хлынуть.

Спряжение глаголов

Глаголы могут спрягаться, то есть изменяться по лицам и числам.

Выделяют 2 спряжения глагола:

I спряжение — глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ЕТЬ, -АТЬ, -ОТЬ, -УТЬ, -ЯТЬ, -ЫТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -УТ, -ЮТ (петь, прятать, колоть, тянуть, веять, мыть);

II спряжение — глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ИТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -АТ, -ЯТ (возить, пилить, тратить).

ИСКЛЮЧЕНИЯ!

  • Эти глаголы относятся к I спряжению: брить, стелить, зиждиться, зыбить.
  • Эти глаголы относятся ко II спряжению: гнать, дышать, держать, зависеть, слышать, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, смотреть.

Способ определения спряжения глагола

  • Если личное окончание ударное , то определяем по личному окончанию:
    1. Если -У/-Ю, -ЁШЬ, -ЁТ, -ЁМ, -ЁТЕ, -УТ/-ЮТ, то это I спряжение.
    2. Если -У/-Ю, -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ, то это II спряжение.
  • Если личное окончание безударное , то определяем по неопределённой форме
    1. Если неопределённая форма оканчивается на -ИТЬ (кроме брить, стелить), если это один из 7 глаголов на -ЕТЬ (смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть), если это один из 4 глаголов на-АТЬ (слышать, гнать, дышать, держать), то это II спряжение.
    2. Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

ЗАПОМНИ!

Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым.

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы в русском языке бывают переходные и непереходные.

  • Переходные — обозначают действие, которое переходит на какой-либо предмет, обозначаемый существительным, в винительном падеже без предлога (если действие переходит на часть предмета, винительный падеж заменяется родительным) — провожать сестру, рубить берёзу, читать книгу, шить костюм, выпить молока.
  • Непереходные — обозначают действие, которое не переходит на другие предметы (глаголы с суффиксом -СЯ – непереходные) — гулять в саду, спешить на поезд, заниматься спортом, купаться в море.

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы – это непереходные глаголы с суффиксом -СЯ.

Многие глаголы в русском языке имеют возвратные и невозвратные формы: мыть(ся), драть(ся), валять(ся), умывать(ся), стучать(ся), гнуть(ся).

Некоторые глаголы без -СЯ не употребляются: смеяться, надеяться, стараться, бояться, гордиться, сомневаться.

Наклонение глагола

В русском языке различаются три наклонения глагола: изъявительное, сослагательное (условное) и повелительное.

  • изъявительное наклонение — обозначает действие, которое происходило, происходит или произойдёт (спал, сплю, буду спать).
  • сослагательное (условное) наклонение — обозначает действие желаемое или возможное, образуется с помощью формы прошедшего времени глагола и частицы БЫ (я написал бы, вы пришли бы).
  • повелительное — обозначает побуждение к действию, приказ, просьбу (принесите, стойте, встань).

Время глагола

Глаголы изменяются по временам (только в изъявительном наклонении). Выделяют настоящее, прошедшее и будущее (простое и сложное) времена глагола.

  • Прошедшее время относится к действиям, которые к моменту речи уже завершились. Отвечают на вопросы: что делал? что делала? что делало? что делали?

Изменяются по родам и числам: Я / он шёл. (м. р., ед. ч.); Ты / она шла. (ж. р., ед. ч.); Оно шло. (ср. р., ед. ч.); Мы / вы / они шли. (мн. ч.).

  • Настоящее время относится к действиям, которые происходят в момент речи. Отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь? что делает? что делаем? что делаете? что делают?

Изменяются по лицам и числам: (Я иду. (1 л., ед. ч.); Ты идёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она идёт. (3 л., ед. ч.); Мы идём. (1 л., мн. ч.); Вы идёте. (2 л., мн. ч.); Они идут. (3 л., мн. ч.)).

  • Будущее время относится к действиям, которые произойдут в будущем. Отвечают на вопросы: что сделаю? что сделаешь? что сделает? что сделаем?что сделаете? что сделают?

Изменяются по лицам и числам: (Я пойду. (1 л., ед. ч.); Ты пойдёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она / оно пойдёт. (3 л., ед. ч.); Мы пойдём. (1 л., мн. ч.); Вы пойдёте. (2 л., мн. ч.); Они пойдут. (3 л., мн. ч.)).

Формы будущего времени

  • простая (от глаголов совершенного вида: увижу, увидишь, увидит, увидим, увидите, увидят).
  • сложная (от глаголов несовершенного вида: буду читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать, будут читать).

Правописание НЕ с глаголами

ЗАПОМНИ!

НЕ с глаголами всегда пишется раздельно (Не спать! Он не боялся идти в лес.).

ЗАПОМНИ!

Глаголы, которые без НЕ не употребляются: негодовать, недоумевать, ненавидеть, несдобровать, нездоровиться.

Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ

ЗАПОМНИ!

Чтобы узнать, пишется у глагола -ТСЯ или -ТЬСЯ, нужно поставить вопрос. При вопросах что делать?/что сделать? пишется -ТЬСЯ, а при вопросах что делает?/что сделает? пишется -ТСЯ.

  • Что делать?купаться, смеяться, возиться, лениться, учиться.
  • Что делает?купается, смеётся, возится, ленится, учится.

Источник

Читайте также:  Словосочетание с глаголом совершенного вида