Меню

что обозначает имя существительное на какие вопросы оно отвечает



На какие вопросы отвечает существительное

Существительное самая употребляемая часть речи в русском языке, которая может выражать:

  • Предмет (машина, стол, лев, диван, петух);
  • Предмет-качество (краснота, синева, белизна);
  • Предмет-действие (скачок, заплыв, прыжок);
  • Предмет-состояние (утрата, болезнь).

Исходя из этого, вопросы к существительным задаются двух типов:

  • Кто? (Для одушевленных: девочка, гусь, лиса);
  • Что? (Для неодушевлённых: картина, магазин, карандаш).

Признак одушевленности или неодушевленности существительного крепко связан с представлениями людей об окружающем мире. Но иногда встречаются противоречивые слова: мертвец, как одушевленный предмет, или толпа, как неодушевленный.

К существительным, которые отвечают на вопрос «кто?» можно отнести:

  • живые предметы (обезьяна, индюк, сестра, собака, кошка);
  • слова мужского рода с одинаковой формой в родительном и винительном падежах (нет слона, вижу слона, нет крота, вижу крота);
  • слова среднего и женского рода множественного числа с одинаковой формой в родительном и винительном падежах (нет ворон, вижу ворон, нет насекомых, вижу насекомых).

К существительным, которые отвечают на вопрос «что?» можно отнести:

  • неживые предметы (стол, стул, машина, дорога)
  • Слова мужского, женского и среднего рода во множественном числе с одинаковой формой в винительном и именительном падежах (вижу столы, столы стоят; вижу окна, окна блестят; вижу ручки; ручки лежат).

Существует еще ряд вопросов, на которые отвечает имя существительное в косвенных падежах:

Можно поставить в следующих случаях:

  • При указании на отсутствие предмета.

У моего брата нет отличной работы. (Нет «чего?» работы).

  • При указании на принадлежность предмета кому-либо.

Дорогой телефон есть у моей подруги. (Есть «у кого?» у подруги).

  • При указании характеристики предмета.

Музей литературы. (Музей «чего?» литературы).

  • При указании места нахождения предмета.

Я вышел из магазина. (Вышел «из чего?» из магазина).

  • При указании времени выполнения предмета-действия.

После ужина у тебя прогулка. (Прогулка после «чего?» после ужина).

Употребляются в следующих случаях:

  • При указании на предмет-адресат.

Я предложила сыну пойти в цирк. (Предложила «кому?» сыну).

Дверь закрыли ключом. (Закрыли «чем?» ключом).

  • При указании на предмет-профессию.

Я работаю учителем. (Работаю «кем?» учителем).

  1. Кого/что?
  • При указании на предмет-объект действия.

Я вижу радугу. (Вижу «что?» Радугу)

Важно: можно заменить данный вопрос на «откуда», «куда?», «где?».

Ручка упала под парту. (Ручка упала «куда?» под парту).

Маша и Ира едут на конференцию. (Едут «куда?» на конференцию).

Я думаю о лете. (Думаю «о чем?» о лете).

  • При указании объекта, имеющие профессиональные навыки в чем-либо.

Я разбираюсь в литературе. (Разбираюсь «в чем?» в литературе).

  • При указании на предмет-определение внешности, языка, стиля.

Женщина в возрасте. (Женщина «в чем?»/»какая?» в возрасте).

Важно: можно заменить данный вопрос на вопрос «где?».

  • При указании предмета-места.

Я живу в Воронеже. (Живу «где?» в Воронеже).

Источник

Имя существительное как часть речи

Что называют именами существительными в русском языке?

Имя существительное в русском языке – это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет, лицо или какое-либо явление действительности. Начальной формой существительных является форма именительного падежа единственного числа (снег, женщина, птица, окно).

В предложении существительное чаще всего выступает подлежащим или дополнением, однако может употребляться в роли других членов предложения.

На какие вопросы отвечает имя существительное?

Имя существительное отвечает на вопросы – Кто? Что?, а также их формы в зависимости от падежа и числа рассматриваемого слова (например: подарить (кому?) маме, нет (чего?) книги).

Читайте также:  существительное от слова слизать

Что обозначает имя существительное: примеры имен существительных

Имя существительное как часть речи может обозначать различные категории слов, выражающие категориальное грамматическое значение предметности:

  • Конкретные предметы (ручка, стол, телевизор, самолет, цветок);
  • Факты, явления, события (начало, туман, прояснение, встреча, отпуск, решение);
  • Живые существа и люди (муравей, котенок, бабочка, Светлана, директор);
  • Действия, качества, состояния, свойства (слабость, смелость, сборы, обучение, грусть, веселье).

Грамматические особенности имен существительных

Имена существительные обладают постоянными и непостоянными морфологическими признаками, которые обзорно изучаются школьниками уже в 4 классе.

Постоянные грамматические признаки существительных:

  • Род – мужской ( ветер, смех), женский ( земля, улыбка), средний ( приглашение, крыло);
  • Склонение – 1-е ( зима, гроза), 2-е ( яблоко, зонт), 3-е ( дочь, тень);
  • Одушевленные ( мама, Андрей) и неодушевленные ( парта, компьютер) существительные;
  • Собственные ( Волга, Лондон) и нарицательные ( посуда, река) существительные;

Непостоянные грамматические признаки существительных:

  • Число – единственное ( клавиша, пианино), множественное ( ветви, апельсины);
  • Падеж ( город, городу, города).

Источник

Имя существительное: на какие вопросы отвечает

Существительное – значимая часть речи, обозначающая предметы, явления, субъекты действия в предложении. Базовой формой выступают слова единственного числа в именительном падеже.

Понятие о существительном как части речи

В разговорной и письменной речи имя существительное – основная составляющая выражения любой мысли. Построить полное предложение без указания на то, о чем говорится, на что направлено действие, не получится. Предметы, люди, животные, факты, явления наполняют нашу жизнь и неизменно присутствуют в высказываниях. Чтобы найти существительное в предложении, нужно знать, на какие вопросы оно отвечает.

Имя существительное в Именительном падеже отвечает на вопросы – Кто? или Что? Вид зависит от того, идет речь об одушевленном или неодушевленном предмете. Например: девушка (кто?), платье (что?).

Существительное в словосочетаниях наиболее часто является подлежащим или дополнением.

В зависимости от изменения контекста существительное меняет свою форму по падежам и числам. Соответственно меняются и проверочные вопросы к нему. Отдать (кому?) папе, рассказать (о чем?) о поездке.

Определение одушевленных и неодушевленных

Согласно лексическому значению (семантике), существительные бывают двух видов:

  1. Одушевлённые – слова, относящиеся к живой природе. Чтобы их найти, нужно спросить, Кто?
    Бабушка, парень, птица, собака, мотылек, хомяк, инженер, сирота.
  2. Неодушевлённые не имеют никаких признаков жизни и дают ответ на вопрос Что?
    Город, кирпич, река, любовь, подарок, комната.

Оба вида разрядов дают понимание, какой основной смысл и назначение имеет предмет. Это могут быть названия вещей, географических мест, состояний и др.

Одушевленные предметы чаще всего бываю женского и мужского рода. Слова среднего рода в основном выступают в качестве неодушевленных явлений. Например: насекомое, пламя, имя, пальто, время, дитя.

Разделение на одушевлённые и неодушевлённые предметы в грамматике часто не совпадает с научной интерпретацией. Например, биология рассматривает микробы как живые организмы, а в лексике это неодушевленные существа.

Падежные вопросы

Имена существительные в предложении склоняются по падежам, которые определяют связь между словами.

Для простоты определения падежей при вопросе можно подставлять вспомогательные слова.

В русском языке различают 6 падежей:

  1. Именительный – исходная форма, обозначающая основной субъект действия или носителя признака. Легко определить падеж, если спросить Кто? или Что? Пример: белка, дом, город, ребенок. В центре комнаты расположились гости .
  2. РодительныйКого? Чего? Указывают на изменение слова в связи со смыслом в предложении и появление дополнительных окончаний. Например: кошки, учителя, краски, снега. Вспомогательное слово – нет кого? нет чего?Ради здоровья ребенка семья переехала на юг.
  3. Дательный – отвечает на вопросы Кому? Чему?Подарить (дать кому?) другу интересную книгу.
  4. ВинительныйКого? Что?Вижу (что?) алые цветы. Рассматриваю (кого?) счастливую невесту.
  5. Творительный – говорит об инструментальном значении слова. Ответы на Кем? Чем? указывают на связь и область применения. Художник остался доволен (чем?) работой. Мама гордится (кем?) сыном.
  6. ПредложныйО ком? О чем? Помогут глаголы – думаю, говорю. Например: Приятель рассказал о (о чем?) планах на выходные.

Для правильного определения существительных достаточно правильно подобрать вопросы. Они помогают быстро находить ключевые слова при синтаксическом анализе.

Читайте также:  род имен существительного алиби

Источник

3.2.1. Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных

1. Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Основные признаки имени существительного

А) Общее грамматическое значение Примеры
Это значение предмета, то есть всего того, о чём можно сказать: это кто? или это что? Весна, школа, стена, отдых.
Б) Морфологические признаки Примеры
Это род, число, падеж, склонение.
Имена существительные:
  • принадлежат к одному из трёх родов – мужскому, женскому, среднему, но не изменяются по родам;
  • Океан, река, море.
  • изменяются по числам;
  • Океан – океаны, река – реки, море – моря.
  • изменяются по падежам.
  • Океан – океана, океану, океаном и др.
    Изменение по падежам и числам называется склонением. Начальная форма существительного – именительный падеж единственного числа.
    В) Синтаксические признаки Примеры
    В предложении существительные чаще всего бывают подлежащими или дополнениями. Ср.: Сестра подарила брату книгу .
    Существительное часто зависит от глагола и ставится при нём в определённом падеже. Ср.: обидеть друга, поссорить с другом, накричать на друга.
    Существительные могут распространяться прилагательными и другими существительными в косвенном падеже. Ср.: школьное здание, здание школы.

    2. По характеру лексического значения существительные делятся на два разряда:

    нарицательные существительные называют класс однородных предметов;

    Стол, мальчик, птица, весна.

    собственные существительные называют единичные (индивидуальные) предметы, к которым относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, морей, океанов, озёр, гор, пустынь (географические названия), названия книг, картин, кинофильмов, журналов, газет, спектаклей, названия кораблей, поездов, различных организаций, исторических событий и т.п.

    Александр, Жучка, Россия, Астрахань, Волга, Байкал, «Капитанская дочка».

    2) Имена собственные пишутся с большой буквы (Тула, Альпы).

    3) Названия (заглавия) книг, газет, журналов, кинофильмов, картин, кораблей, поездов и т.п. пишутся с большой буквы и, кроме того, выделяются кавычками (роман «Евгений Онегин»; картина «Утро в лесу», теплоход «Василий Суриков»).

    3. По значению имена существительные делятся на четыре основных разряда:

    а) конкретные – называют конкретные предметы живой и неживой природы (изменяются по числам, сочетаются с количественными числительными).

    Например: стол (столы, два стола), ученик (ученики, два ученика), гора (горы, две горы);

    б) вещественные – называют различные вещества, однородную массу чего-либо (имеют только одну форму числа – единственного или множественного; не сочетаются в количественными числительными; сочетаются со словами много, мало, а также с различными единицами измерения).

    Например: воздух (нет множественного числа; нельзя сказать: два воздуха, но можно: много воздуха, мало воздуха; два кубометра воздуха), грязь (нет множественного числа; нельзя сказать: две грязи, но можно: много грязи, мало грязи; два килограмма грязи), чернила (нет единственного числа; нельзя сказать: пять чернил, но можно: много чернил, мало чернил, двести граммов чернил), опилки (нет единственного числа; нельзя сказать: пять опилок, но можно: много опилок, мало опилок; полкилограмма опилок);

    в) отвлечённые – называют абстрактные явления, воспринимаемые мысленно (имеют только единственное или только множественное число, не сочетаются с количественными числительными).

    Например: сострадание (нет множественного числа; нельзя сказать: два сострадания), теплота (нет множественного числа; нельзя сказать: две теплоты), горечь (нет множественного числа; нельзя сказать: две горечи), хлопоты (нет единственного числа; нельзя сказать: пять хлопот);

    г) собирательные – называют множество одинаковых предметов как одно целое (имеют только форму единственного числа; не сочетаются с количественными числительными).

    Например, молодёжь (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: две молодёжи), учительство (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: два учительства), зверьё (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: два зверья), листва (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: две листвы).

    4. По типу обозначаемых предметов существительные делятся на два разряда:

    одушевлённые существительные называют предметы живой природы, к ним задаётся вопрос кто? ;

    Отец, мать, соловей, кошка, муха, червяк.

    неодушевлённые существительные называют предметы неживой природы, к ним задаётся вопрос что? .

    Страна, камень, смех, снег, окно.

    2) Одушевлённые и неодушевлённые существительные имеют особенности в склонении.

    У одушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа (у одушевлённых существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе).

    Ср.: мать – вижу матерей (мн.ч. В.п.), нет матерей (мн.ч. Р.п.); отец – вижу отцов (мн.ч. В.п.), нет отцов (мн.ч. Р.п.); вижу отца (ед.ч. В.п.), нет отца (ед.ч. Р.п.).

    У неодушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа (у существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа).

    Ср.: страна – вижу страны (мн.ч. В.п.), здесь есть страны (мн.ч. И.п.); камень – вижу камни (мн.ч. В.п.), здесь есть камни (мн.ч. И.п.); вижу камень (ед.ч. В.п.), здесь есть камень (ед.ч. И.п.).

    3) Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с научным представлением о живой и неживой природе.

    Упражнения к теме «3.2.1. Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных»

    Читайте также другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:

    Источник