Меню

Что такое двусложный глагол 3 класс



Двусложные слова: определение, примеры

Разделение слов на слоги необходимо для того, чтобы научиться читать, грамотно писать, правильно переносить и производить морфемный разбор. Эти знания нужны тем, кто делает первые шаги в изучении русского языка. Тема статьи — односложные и двусложные слова, с которыми маленькие читатели столкнутся прежде всего.

Основы слоговой структуры

Как определить, сколько слогов в слове? Их количество равно числу гласных звуков, которые отличаются тем, что могут протяжно тянуться: а-а-а, у-у-у, и-и-и. Они считаются слогообразующими:

  • Раки — два гласных звука, два слога (ра-ки).
  • Кит — один гласный звук, один слог (кит).
  • Шея — два гласных звука, два слога (ше-я).

Вам будет интересно: Гурьба — это шумные люди: толкование слова и синонимы

Что становится очевидным из данного примера? Гласный звук может образовывать слог самостоятельно (ше-я) или группировать вокруг себя один или даже несколько согласных:

Слова, в которых всего один гласный звук, мы называем односложными:

Примеры представлены также на картинке чуть ниже.

А если звуков два? Это двусложные слова, которым и посвящена данная статья.

Как делить на слоги

Чтобы сделать это правильно, нужно понимать, на какие виды они делятся. Их два. Слоги бывают:

Рассмотрим пример: ко-за. Оба слога состоят из согласного и гласного звуков, причем последний стоит на конце. Эти слоги, а также те, в которых согласные не присутствуют вообще, называют открытыми.

К закрытым относятся следующие случаи:

  • Согласные находятся в конце слов — кот, мозг, пень.
  • Непарные согласные, но обязательно звонкие (сонорные) [й’], [л], [н], [м], [р]) стоят в середине — сай-гак, кол-хоз, сан-ки, рам-ки, кур-сор.
  • Мягкие пары [л’], [н’], [м’], [р’] находятся либо в середине, либо в конце слова — мель-ник, конь-як, семь-я, Дарь-я.

Мы видим, что в двусложных словах перечисленные согласные примыкают к первому слогу.

Рассмотрим следующие примеры: ко-стер, ми-ска, по-чта, дру-жба. В каких случаях сочетание согласных отходит ко второму слогу? Если в середине слова рядом стоят два глухих, глухой и звонкий или два звонких. Кроме сонорных.

Правила переноса

Необходимо усвоить, что не всегда перенос производится в соответствии с фонетическим слогоразделом. Когда это абсолютно точно не совпадает?

  • Если слог состоит из одной гласной. Оставлять на строке или переносить одну букву нельзя. Пример: о-гонь. Это двусложное слово, однако переносу оно не подлежит.
  • Если в середине наличествуют сдвоенные согласные. Пример: ва-нна. Мы записали слово в соответствии с фонетическим слогоразделом. Оно состоит из двух открытых слогов. Но при переносе удвоенные согласные должны быть разделены: ван-на.
  • Если в середине слова происходит скопление согласных, то допустим перенос в двух вариантах: по фонетическому слогоразделу и путем разделения согласных. Пример: сер-дце, серд-це; дру-жба, друж-ба; скри-пка, скрип-ка.

    В остальных случаях фонетический слогораздел и перенос слова идентичны: ко-ра, гу-сар, про-ба, го-род, бре-лок.

    Двусложные слова: примеры

    Предлагаем выполнить задание, предложенное на картинке чуть выше. Сделайте это самостоятельно, после чего сверьте с нашими вариантами.

    Двусложные слова: се-но, лу-на, Ле-на, ле-то, пи-рог, Се-на.

    Приведем примеры различных вариантов, представив их в виде таблицы:

    Источник

    Что такое односложные, двусложные, трёхсложные и четырёхсложные слова?

    Односложные слова – это слова, состоящие из одного слога и имеющие всего одну гласную. Например: дом, пень, кот, взгляд, ток, трюм, дождь, лук, дочь, свет, ночь, серп, сор, рак, нос, сыр.

    Двусложные слова – это слова, состоящие из двух слогов и имеющие две гласные. Например: ар-буз, кар-ман, ска-мья, жу-ки, кук-ла, лу-на, ту-ча, кро-лик, ша-ры, жа-ба, мы-ши.

    Трёхсложные слова – это слова, состоящие из трёх слогов и имеющие три гласные. Например: мо-ло-ко, ко-ро-ва, про-сты-ня, до-ро-га, кра-си-вый, ка-ран-даш, по-го-да, по-бе-да, ка-би-на, по-ля-на, пи-ро-жок, кра-пи-ва.

    Четырёхсложные слова – это слова, состоящие из четырёх слогов и имеющие четыре гласные. Например: шах-ма-тист-ка, со-ле-ни-е, на-зы-ва-ет, на-ре-чи-е, за-да-ни-е, дву-слож-но-е, ка-са-ни-е, за-ня-ти-е, ке-ра-ми-ка, у-че-ни-ца, мо-ни-то-ры, ба-ра-ба-ны, по-бе-ди-ли.

    Вместе со статьёй «Что такое односложные, двусложные, трёхсложные и четырёхсложные слова?» читают:

    Источник

    Читайте также:  Форма прошедшего времени от глагола отвергнуть

    Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Двусложные слова» (УМК «Школа России»)
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

    Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Двусложные слова» (УМК «Школа России»)

    Скачать:

    Вложение Размер
    dvuslozhnye_slova_3_klass.docx 30.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Русский язык. 3 класс.

    первой квалификационной категории

    Петрова Людмила Андреевна

    Предмет: Русский язык, 3 класс

    Тема урока: «Двусложные слова».

    Программа: «УМК. Школа России».

    Методическое обеспечение: Учебник Русский язык. 3 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. в 2-х частях,

    — технология проблемного обучения;

    — сформировать понятие — слова, в состав которых входят два корня, называются двусложными.

    — развивать познавательные способности учащихся, навыки анализа и обобщения, развивать внимание;

    — воспитывать способность формированию коммуникативных умений при работе в группе.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний

    Оборудование: компьютер, интерактивная доска

    1. Подберите однокоренные слова к слову ВОДА. Выделите корень в каждом слове.
    2. Что мы называем однокоренными словами?
    1. Какое слово вызвало удивление? Почему?

    Вод а, вод ный, вод яной, вод янистый, под вод ный.

    Вод опровод, вод озабор, вод овоз, вод олаз.

    Однокоренные слова – это слова с общим корнем и общим значением.

    • Возникновение проблемное ситуации
    • Осознание противоречия
    • Формулирование проблемы (выход на тему урока)

    Задание на интерактивной доске:

    Лед, ледовый, колкий, ледокол, колет.

    Прочитать слова, выделить в них корень.

    1. Как выполнили задание?
    2. Почему задание было одно, а решений много?
    3. Что удивило?
    1. Как называются такие слова и как они образуются?

    Чтение слов, выделение корней.

    Ответы на вопросы учителя.

    • Выдвижение и проверка гипотез (подводящий диалог)
    1. Как понимаете значение слова «ледокол»?

    Задание: подберите однокоренные слова, выделите корень.

    1. Какую общую часть имеют эти слова со словом «ледокол»?
    2. Как образовалось это слово?

    Задание: составьте схему данного слова.

    1. Как такие слова можно назвать?

    Проверка гипотез по ходу их выдвижения.

    5)Формулировка понятия – двусложные слова.

    Групповая работа по писку решения.

    Если слово образовано из двух слов, то его можно назвать – двухсловным

    Если слово из двух корней, то его можно назвать – двухкорневым

    Если слова образовано сложением двух слов, то его можно назвать двусложным.

    Работа с учебником.

    Работа с учебником (упражнения в решении проблемы)

    Выполнение упражнений самостоятельно.

    • Выражение новых знаний научным языком

    Обращение к учебнику (чтение правила)

    1. Что такое двусложные слова?
    2. Как они пишутся?
    3. Какие соединительные гласные?

    Обращение к учебнику (чтение правила)

    • Публичное представление продукта
    1. Составить из данных слов двусложные.
    2. Разбить двусложные слова на простые.
    3. Придумать свои двусложные слова.

    Групповая творческая работа.

    Демонстрация своих работ (упражнения из учебника)

    — Какое открытие (новое знание) тебе помогло выполнить задания из учебника (упражнения)?

    -оказались ли твои предположения верными?

    Отыскать в дополнительной литературе и записать двусложные слова. Уметь объяснить их образование и значение.

    Работа в рабочих тетрадях.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    На данном уроке формируется умение выделять части слова,обозначать приставки, закрепление знаний о частях речи.

    Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК «Школа России» по учебнику Горецкого «Устная и письменная речь».

    Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК «Школа России» по учебнику Горецкого «Деление слов на слоги».

    Дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект своего урока по русскому языку. Урок построен на основе компетентностного подхода к обучению. Может, кому-то из Вас он поможет подготовить и провест.

    Урок рефликсии и развивающего контроля по теме: «Правописание слов с парными по глухости — звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне». Учитель БОУ г. Омска «СОШ № 63» Кучковская Св.

    Тема. Что такое глагол?Цель. Познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.Задачи. 1. Формирование представлений о функциях глагола в речи.

    Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

    Источник

    Односложные, двусложные, трехсложные, четырехсложные слова — правила и примеры

    Слова могут называться односложными или многосложными вне зависимости от того, к какой части речи они принадлежат: это могут быть существительные, прилагательные, глаголы, местоимения и так далее.

    Определение односложных слов

    Единицы речи, состоящие из одного фонетического слога и, соответственно, имеющие в своём составе только один слогообразующий гласный звук, на который падает ударение, можно назвать односложными. Они могут состоять:

    • только из одной буквы: к примеру, личное местоимение «я»;
    • из двух букв — гласной и согласной, что подразделяется на открытые слоги: местоимения «мы», «ты», «вы»; па (танцевальный термин), и закрытые слоги: ад, ёж, уж, ум, ил, ус, як;
    • из трёх и более букв, одна из которых — обязательно гласная. Имеют открытые (мгла, тьма, зло) и закрытые слоги (рёв, бег, куб, бур, вид, чай, лак, сок, кот, царь, цирк, эль, ночь, шарф, текст, класс, власть, вальс, класть, гроздь, трость).

    Следует помнить, что открытый слог заканчивается слогообразующим звуком (обычно гласным) или состоит из него, а закрытый слог заканчивается на согласный звук.

    Многосложные варианты

    Если слово состоит из двух слогов, значит, оно является двусложным. В этом случае в его составе неизменно будет два гласных звука, причём он бывает одиночным и самостоятельным либо его окружают согласные: я-корь, и-дол, семь-я, у-дав, о-зон, о-бувь, семь-я.

    Двусложные слова могут состоять:

    • из двух открытых слогов: ива, кара, слива, река, школа, крона, кино, ложе, тема, юла, мыши;
    • из двух закрытых слогов: вопрос, бамбук, квартал, столбик, размер, арбуз, костёр, балкон;
    • из одного открытого и одного закрытого слога: агент, анонс, список, город, забор, править, делать, доска, волна, санки, самбо.

    Каждое слово можно мысленно разделить вертикальной чертой, чтобы увидеть в его составе открытые и закрытые слоги: а-гент, е-нот, спи-сок, вол-на.

    Название термина «трёхсложные слова» также говорит само за себя: в их составе имеется три слога (открытых или закрытых) и три гласных звука. Как и в случае с двусложными, гласный звук может быть как одиночным, так и окружённым несколькими согласными звуками: о-го-род, о-валь-ный, у-щель-е, у-чи-тель.

    При произношении делается три толчка выдыхаемого воздуха, но один из них сильнее из-за ударного гласного звука, а два остальных — слабее в безударных слогах. Чтобы правильно ставить ударение в таких словах, рекомендуется использовать словари, где указано их произношение.

    Примеры трёхсложных слов: анализ, основа, дорога, ворона, собака, корона, конфета, приставка, телефон, весёлый, убегать, отвечать, означать, подчеркнуть, взбрыкивать.

    Четырёхсложные и другие многосложные

    По аналогичному принципу определяются и четырёхсложные слова: в их составе — четыре слога и, соответственно, четыре гласных звука, которые, опять же, могут быть как самостоятельными звуками-одиночками, так и быть окружёнными несколькими согласными звуками. Во время речи делается четыре толчка выдыхаемого воздуха. На один из слогов обязательно падает ударение, пока остальные остаются безударными и более слабыми.

    Примеры: калейдоскоп, овация, коллекция, оператор, урожайный, красивенький, табуретка, семантика, риторика, катамаран, приветливый, отличница.

    В зависимости от количества слогов и гласных букв слова в русском языке могут быть:

    • пятисложными: предложение, упражнение, украшение, заявление, математика, механический, генетический, отвратительный, понимание, выделение, осознание, революция;
    • шестисложными: освобождение, преобладание, победительница, стихотворение, приобретение, велосипедисты, радиотехника, перепоясанный, пятнадцатилетний, неопределённость, обществознание, реанимация;
    • семисложными: многонациональный, программирование, достопримечательность, присоединение, минерализация, автобиография, бифидобактерии, водоплавающая, единомышленники, единообразие, кораблекрушение, машиностроительный;
    • восьмисложными: автоматизированный, автобиографический, администрирование, благоприятствование, видеонаблюдение, глубокоуважаемый, гидроэлектростанция, заинтересованные, завораживающее, индустриализация, энергосберегающий, хореографическое.
    • девятисложными: автомобилестроительный, звукозаписывающее, коллекционирование, легковоспламеняющийся, материаловедение, лесообрабатывающий, обезоруживающие, общеобразовательная, самосовершенствование, словообразовательные, характеризующаяся, реабилитационные.

    Однако столь длинные единицы речи встречаются в текстах не так часто. В них необходимо сосчитать количество гласных букв либо мысленно разделить их вертикальной чертой на отдельные слоги, чтобы определить, к какой именно группе они относятся: у-праж-не-ни-е, сти-хо-тво-ре-ни-е, до-сто-при-ме-ча-тель-ность.

    Правила переноса

    По правилу орфографии все односложные слова являются непереносимыми. Они пишутся на строке целиком и никогда не разделяются, сколько бы букв ни было в их составе: ил, кот, ток, бор, крик, писк, гвоздь, всхлип, власть и т. д .

    Многосложные же слова, в отличие от них, разделяются в соответствии с фонетическим слогоделением и при написании могут переноситься с одной строки на другую. К примеру, именно так переносятся двусложные слова, в составе которых имеются открытые и закрытые слоги: ру-ка, ко-са, кни-га, май-ка, за-мок, бал-кон, лар-чик, школь-ный, книж-ный.

    Однако следует учесть, что некоторые двусложные слова имеют скопление согласных в середине. Они могут переноситься как согласно фонетическому слогоразделу, так и разбиванием этого сочетания согласных, например:

    • дружба — дру-жба, друж-ба;
    • сердце — сер-дце, серд-це;
    • скрипка — скри-пка, скрип-ка.

    Иногда один из слогов двусложного слова состоит из одиночной слогообразующей гласной: я-корь, и-ва, о-сень, и-рис, о-зон, о-бувь, у-пал, у-дав. В этих случаях одиночную гласную нельзя отделять и оставлять на строке. Слово пишется целиком и не переносится.

    По этому же правилу при написании переносятся трёхсложные, четырёхсложные слова и т. д. Они разделяются согласно фонетическому слогоразделу: бо-ро-да, до-ро-га, кра-со-та, те-ле-фон, взгля-ды-вать, та-бу-рет-ка, ка-та-ма-ран, ма-те-ма-ти-ка, че-ло-ве-чест-во. Но если гласный образует самостоятельный слог, орфографический перенос не совпадает с фонетическим слогоделением:

    Фонетическое слогоделение Правильный орфографический перенос
    у-щель-е уще-лье
    у-чи-тель учи-тель
    о-го-род ого-род
    а-дре-сат ад-ре-сат
    о-ста-но-вка ос-та-нов-ка
    о-ва-ци-я ова-ция
    у-чи-ли-ще учи-ли-ще

    Таким образом, при переносе многосложных слов важно внимательно следить за тем, чтобы одиночные слогообразующие гласные не оставались на строке отделёнными от остальной части слова: это противоречит правилам орфографии русского языка.

    Источник