Меню

Что такое краткие прилагательные с основой на шипящую



Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую
методическая разработка по русскому языку на тему

Упражнение в правописании кратких прилагательных с основой на шипящую.
Поговорим о правописании кратких прилагательных с основой на шипящую. Что мы знаем об этом? Задание от ежа такое, подберите прилагательные к существительным, употребите их в краткой форме.
Ёж колюч, лев могуч, медведь неуклюж, воздух свеж, ландыш пахуч.
Морфемный разбор прилагательных.
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живёт, кур крадёт. (Лиса.)
Маленький, серенький
По лесочку прыг – прыг!
По снежочку тык – тык! (Заяц.)
На репье он очень ловко
Треплет цепкие головки,
Сыплет семечки на пол
Птичка бойкая … (Щегол.)

Скачать:

Вложение Размер
arkhiv_zip_-_winrar.zip 1.9 МБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 5 классе»Правописание кратких прилагательных».

В 5-классе это новая тема. У них в запасе уже есть сведения о написании Ь в именах существительных и глаголах, поэтому стараюсь выстроить своего рода единую систему по указанным орфограммам. ФГОС(ы) т.

Цель урока: научиться различать в предложении наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния.

Данное задание предназначено для 7 класса.

Изучение темы «Правописание не с именами прилагательными». Просмотр видеоурока.

Урок русского языка в 5 классе Дата проведения: 17 апреля Тема урока: «Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных» (параграф 104) 1. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМ.

Источник

Краткие прилагательные с основой на шипящую: правописание, примеры

В правописании кратких прилагательных с основой на шипящую есть три проблемы. Во-первых, мягкий знак так и просится встать после шипящих в конце прилагательных, относящихся к мужскому роду. Во-вторых, образование краткой формы сопровождается появлением беглых гласных О/Е, их выбор зависит от ударения. Однако ударное «О» в большинстве случаев будет ошибкой, чаще нужен суффикс -ЁH, носителем которого являются все отглагольные прилагательные. Третья проблема – выбор окончания О/Е – после шипящих в кратких прилагательных среднего рода. Навык применения трех орфограмм поставит все на свои места и поможет избежать досадных ошибок.

Понятие о кратких прилагательных

Как видим, краткую форму имеют только качественные прилагательные, да и то не все.

  • Они отвечают на вопросы: каков? какова? каково? – и являются носителями качеств, полученных предметами в результате действия. Краткая форма передает признаки предметов/явленийс оттенком категоричности и кратковременности – они присущи предмету в определенный отрезок времени.
    Сегодня лицо её пригоже и свежо. В юности человек горяч, но незряч.
  • Образование кратких прилагательных происходит так: отнимается окончание полной формы и заменяется укороченным окончанием краткой. Мужской род принимает нулевое окончание.
    ПохожИЙ – похож; хорошАЯ – хорошА; неуклюжЕЕтело – тело неуклюжЕ.
  • Метаморфозы происходят и в суффиксах: при образовании краткой формы в них появляются беглые гласные -О/Е. У прилагательных мужского рода беглую “O” легко спутать с суффиксом -ЁН отглагольных прилагательных с основой на шипящую.
    СтраШНый – страшЕн; смеШНой – смешОн; печЁНый–печЁн.

Написание O/E после шипящих в окончаниях прилагательных среднего рода подчиняется простому правилу ударения и вызывает меньше трудностей:

Колючее покрывало – покрывало колЮче; горячее солнце – солнце горячО.

Когда писать мягкий знак

Сразу ответим: НИКОГДА. Нулевое окончание кратких прилагательных мужского рода с шипящими на конце звучит смягченно и провоцирует «старательных» сочинителей дополнить его мягким знаком. Между тем, правило грамматики категорически, безо всяких исключений запрещает это делать.

Как видно из схемы, «Ь» после шипящих, так или иначе, принимают все части речи, КРОМЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. С коварными согласными: «Щ», «Ш», «Ч», «Ж» тоже нельзя торопиться и следовать правилу: «пишу, как слышу». Стоит только остановиться, задать вопрос: каков? – и смело писать такие прилагательные с шипящими на конце БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА.

Шипящий согласный Краткие прилагательные м.р. с шипящими на конце Примеры
Ж Рыж, похож, свеж, пригож, дюж, темнокож, неуклюж Появился верзила — дюж, но неуклюж
Щ Блестящ, бодрящ, цветущ, всемогущ Дымился кофе – пахуч и бодрящ
Ч Горяч, могуч, колюч, жгуч, пахуч, линюч, скрипуч, трескуч, незряч Ну и погода: ветер колюч, мороз трескуч, снег скрипуч
Ш Хорош Лицом хорош, да душою негож

Гласные О, Е, Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах кратких прилагательных

В процессе образования кратких прилагательных могут появиться беглые гласные «О» или «Е» в основах, оканчивающихся на две согласные.

  • Правописание O/E после шипящих подчиняется правилу: под ударением пишем «О», без ударения – «Е». Но только, если эти прилагательные – ИМЕННЫЕ.
    Примеры: страх – страШНый – страшЕн, осторожность – остороЖНый – осторожЕн; беспечность – беспеЧНый – беспечЕн; беспомощность – беспомоЩНый – беспомощЕн. НО: смеШНой – смеШон.
  • Совсем другое правило – для прилагательных, образованных от глаголов. В суффиксах ОТГЛАГОЛЬНЫХ прилагательных после шипящих ВСЕГДА пишется «Ё».
    Примеры: печЁНый – печЁн; бережёный – бережёН, НО: береЖНый – бережЕн; сушЁНый – сушЁН (сравните: сушить – сУшен, причастие); вощЁНый – вощЁн.
  • Средний род. В окончаниях кратких прилагательных с основой на шипящий под ударением пишем «О», без ударения – «Е».
    Примеры: утро пригОже – молоко горячО; лицо незрЯче – сало свежО.

Чаще всего в кратких прилагательных после шипящих делают ошибки с употреблением мягкого знака. Хотя это одно из немногих правил русского языка, не имеющих исключений. Может быть, тут поможет тезис:

Мужской род, как существительных, так и прилагательных, не принимает мягкого знака!

Вторая по числу ошибок орфограмма – на -О/Ё после шипящих. Отглагольных прилагательных на -ЁН гораздо больше, остается только запомнить: «смеШНой – смешОн» не входит в их категорию.

Источник

Тема: Прилагательные полные и краткие. (2 урок)

Тема: Прилагательные полные и краткие. (2 урок)

Цель: 1.Обучающая: ознакомление с правилами правописания кратких прилагательных с основой на шипящий.

2.Развивающая: умение находить краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль; уметь правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий; логического мышления, зоркости, внимательности.

3.Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, краю, Родине.

2. что оно обозначает? (признак предмета)

3. на какие вопросы отвечает? (Какая? Какое? Какие? Каков?)

4. с какой частью речи связано? (с существительным)

5. как изменяется? (по родам, числам, падежам)

6. каким членом предложения является? (определением, сказуемым)

Н. Рыленков «Все в тающей дымке».

А) музыка; чтение; картины.

Б) вопросы; восстановить краткие прилагательные с существительными, разобрать предложения.

Все в тающей дымке:

Здесь краски не ярки Звуки не резки (резкие)

И звуки не резки. Краски не ярки (яркие)

Здесь медленны реки, Реки медленны

Туманны озера, Озера туманны

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Чтоб вдруг отразили

Всю прелесть застенчивой

Вопросы: 1.Какие картины природы возникают перед вами?

2. Какие эпитеты использует автор для характеристики рек, озер? (туманны, медленны).

3. Что они помогают автору показать?

Спокойную величавость рек и озер, подчеркнуть неторопливость движения их вод. Они указывают на постоянство этих замечательных картин русской природы

Посмотреть – всмотреться ( выражается любовь поэта к родной природе. На всю

Слушать – вслушаться жизнь понравилось, запомнилось)

К чему призывает нас поэт? (Любить природу, понимать ее, а значит любить Родину)

Записать предложения. (тетрадь и на домке)

В каком числе краткие прилагательные (мн. ч.) (ед. ч. – звук не резок (м. р.), река медленна (ж. р.), озеро туманно (с. р.)).

Вспомним, когда после шипящих у существительных на конце пишем Ь

Ночь (ж. р.) Врач (м. р.)

Дочь (ж. р.) Карандаш (м. р.)

Полночь (ж. р.) Много туч (мн. ч., р. п.)

Глушь (ж. р.) Желаю удач (мн. ч., р. п.)

Мышь (ж. р.) Нож (м. р.)

Возле дач (мн. ч., р. п.)

Схема, отражающая новое правило.

— Ребята, посмотрите на схему и определите тему урока:

Могучий богатырь – могуч (краткое прилагательное) без Ь.

Образовать краткую форму:

1. Горячий – горяч, колючий – колюч, певучий – певуч, трескучий – трескуч, сыпучий – сыпуч, дремучий – дремуч, шипучий – шипуч.

2. Выберете любые 1, 2 кратких прилагательных и составьте предложения.

Мороз трескуч, шиповник колюч.

Ветер тихо клен качает

Вправо, влево наклоняет,

Зашумел листвою клен.

VII Выбрать краткое прилагательное к существительному.

(задание по уровням)

На доске прилагательные: жгуч, горяч, пахуч, трескуч, дремуч, блестящ, свеж

У учащихся на листочках: 1гр. ветер –

2гр. Работа с текстом

3гр. Работа с текстом

4гр. Работа с текстом

Будьте добры, пожалуйста.

Товарищи пассажиры, пожалуйста, будьте внимательны при выходе из трамвая.

Будьте добры, передайте на билет.

Пожалуйста, будьте столь любезны, разрешите пройти вперед.

Граждане пассажиры, пожалуйста, не заставляйте проход сумками.

IX Работа по карточкам (текст). Игра перевертыши (группы)

Четвертое лишнее: а)

1. мяч, горяч, пахуч, свеж.

2. ночь, печь, дичь, задач.

3. обруч, хорош, камыш, мяч.

Б) сколько раз надо написать «Ь» в скороговорке?

Тощ… хвощ… из рощ… (ни разу)

В) С «Ь» или без «Ь»

Горяч…, пахуч…., свеж… (без «Ь»)

Составление предложений. (упражнение…) по предложению

Это интересно! Москва! Красная площадь.

Слово красный означало в старину – красивый, ценный, приятный. Красна девица – значит красивая, привлекательная, но не румяная, краснощекая, как иногда думают.

В таком значении слово дошло до нас в народных пословицах и поговорках. – Не красна изба углами, а красна пирогами; без обеда, не красна бесед; ради красного словца, красно солнышко.

В старинных названиях «красные ворота», «красный угол» — прилагательное красный означает «разукрашенный», «почетный», «парадный».

Лет 300 тому назад появилось слово красивый. А слово красный стало обозначать цвет.

В эпоху революционной борьбы за словом красный еще одно значение – «революционный».

— Как вы думаете, почему главная площадь Москвы носит название – Красная площадь?

Красная площадь еще в 17 веке, и это название соответствовало значению «красивая». Сейчас определение Красная мы воспринимаем как «революционная», связанная с Советским строем.

Москва – сердце (столица) нашей Родины.

Величественна и красива Красная площадь.

Москва от глаз далека, да к сердцу близка.

60 лет назад – 1июня парад на Красной площади – день Победа Рокоссовский Маршал Советского Союза. И в наше время парад ветеранов. День независимости, парад вооруженных сил.

Красива главная площадь Москвы. (фото Красной площади)

Самостоятельная работа. Текст, упражнения

Дорогие дети! (закрепление темы).

X Итог урока. Выводы. Выставление отметок. Д/з упражнение 579 .

1. Что нового узнали на уроке о правописании кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящий? (не пишется)

2. Каким членом предложения является краткое прилагательное? (сказуемым)

3. Как нужно относиться к Родине? (любить и беречь).

Составлены словосочетания неверно. Нужно найти каждому свою пару. (образовать краткую форму).

А) Правильно: свежий ветерок, тягучий напиток, пахучий ландыш, жгучий мороз, пригожий денек, колючий шиповник.

Неправильно: свежий денек (свеж), пригожий ветерок (пригож), пахучий мороз, жгучий ландыш, тягучий шиповник, колючий напиток.

Вывод: на конце краткого прилагательного с основой на шипящий «Ь» не пишем.

Б) Подбор синонимов с основой на шипящий.

Воздух прохладен (свеж).

Ландыш так душист (пахуч).

Урожай высок (хорош).

Иней искрист (блестящ).

Весенний воздух свеж. Серебристый ландыш пахуч. Столетний дуб могуч.

В) Пословицы (употребление кратких прилагательных).

Снег глубок и хлеб хорош.

Хорош отдых, когда работа сделана.

Человек не за красивое хорош, а за хорошее красив.

Источник

Урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака после шипящих в конце кратких прилагательных

Исходный уровень знаний, умений, навыков учащихся, необходимый для усвоения темы «Правописание ь после шипящих на конце слова у кратких прилагательных»: знают, какие согласные звуки относятся к шипящим; какие слова относятся к именам прилагательным; о краткой форме прилагательных; о правописании ь после шипящих на конце имен существительных, о правописании ь после шипящих в глагольных формах.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков

Место урока в системе: второй урок по теме «Полные и краткие прилагательные»

Цели урока:

  • Образовательные:
    • обобщить и дополнить знания о написании ь после шипящих на конце имен существительных, глаголов и имен прилагательных;
    • продолжать формировать умения и навыки владения способом действия при данной орфограмме.
  • Развивающие:
    • формирование познавательного интереса к русскому языку на основе соединения теоретического материала с пониманием его практического применения, соединения грамматического материала по русскому языку с занимательным дидактическим материалом;
    • формирование умственных, учебных действий: анализа и синтеза (при анализе правописания слов); сравнения (через сравнение условий выбора написания ь после шипящих на конце различных частей речи); обобщения и систематизации (через формулирование выводов по данной теме по заданному алгоритму);
    • развитие действий контроля и самоконтроля (организация взаимоконтроля при работе в парах, выполнение упражнений на закрепление и тестовое задание);.
    • развитие речи (обогащение словарного запаса учащихся, развитие монологической речи учащихся, развитие коммуникативных умений и навыков).
  • Воспитательные:
    • воспитание требовательности к себе: трудолюбия, дисциплинированности, добросовестности, ответственности;
    • воспитание товарищества, гуманности, доброты и деликатности, способности к взаимовыручке.
  • воспитание бережного отношения к родному языку.

Структура урока:

1. Вступительное слово учителя.
2. Фронтальный опрос
3. «Синтаксическая минутка».
4. Объявление темы урока и объяснение нового материала.
5. Повторение правописания Ь после шипящих на конце слов различных частей речи.
6. Объяснение нового материала.
7. Закрепление.
8. Обобщение пройденного.
9. Подведение итогов урока. Тест.

Материалы к уроку:

1. Вступительное слово учителя

— Здравствуйте! Я вас встретил впервые.
Но я — человек, и Вы — человек,
Мы люди на этой земле.

Мои слова не просто приветствие, пожелание здоровье. Это строчки из стихотворения Владимира Солоухина. О чем они? Прежде всего, об уважении. И мне бы очень хотелось, несмотря на то, что мы встретились впервые и не знаем друг друга, чтобы этот урок прошёл в атмосфере уважения друг к другу просто потому, что мы люди на этой земле.
Предлагаю пристальнее вглядеться в слова Солоухина

2. Фронтальный опрос

– Какой части речи (из перечисленных на этом слайде) нет в данных стихотворных строчках? (Имен прилагательных)
–Дайте определение, какую часть речи мы называем именем прилагательным? (Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?)
– Хорошо. Мой следующий вопрос: «Какую синтаксическую роль может играть имя прилагательное в предложении?» Чтобы ответить на этот вопрос, выполним задание 1 на ваших рабочих листах.

3. «Синтаксическая минутка»

Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех,
Он певуч.

– Итак, подчеркните как члены предложения имена прилагательные.
– Обратите внимание на краткое прилагательное в последней строке – певуч. Это слово оканчивается на шипящий, а вы уже знаете, что такая ситуация является местом орфограммы (как в именах существительных или в некоторых формах глаголах).

4. Объявление темы и постановка задач

– Итак, сегодня наша задача изучить новое орфографическое правило, правило, связанное с правописанием кратких прилагательных. А именно – с правилом правописания Ь после шипящих на конце кратких прилагательных. Запишем тему урока на самых первых строчках рабочих листов.
Но сначала нам необходимо вспомнить аналогичные (похожие) орфограммы, встречающиеся при правописании других частей речи, которые уже были упомянуты. Все внимание к стихотворению из второго задания, предложенного вам на листе.

5. Повторение правописания ь после шипящих в различных частях речи

День от нас уходит прочь,
Вот и наступила ноч.. .
Все окутывает тиш.. ,
Только шелестит камыш.. .

Там внизу у корневищ..
В теплой норке дремлет мыш.. ,
На горе у дальних дач..
В будке сладко спит Лохмач.. .

Мышке снится лето, рож.. –
Без зерна не проживеш. ,
А Лохмач.. несется вскачь –
Он во сне не пес – циркач.. .

День от нас уходит прочь ,
Вот и наступила ноч.. …

– Вставьте пропущенные буквы.
– Объясните правописание личных окончаний глаголов и Ь после шипящих в различных частях речи.

6. Объяснение нового материала

– Молодцы. А теперь пора узнать и новое для нас правило правописания Ь после шипящих на конце кратких прилагательных.
Оно очень простое: на конце кратких прилагательных Ь не пишется.
Попробуем это правило применить.

7. Закрепление

– Давайте познакомимся поближе с псом из предыдущего стихотворения. Обратите внимание на задание 3.
– Объясните, пожалуйста, правописание Ь после шипящих, не забыв указать часть речи.

Пес Лохмач удивителен, ни на кого не похож.. . Еще бы: хорош.. , пригож.. , могуч.. и сердцем горяч.. . Только немного рыж.. и тощ.. , да иногда неуклюж.. . Зато характером очень колюч..

– Молодцы. Продолжим. Задание 4. На горе, на дачах живет и друг пса – кот, но у него пока нет имени. Придумайте имя коту и составьте рассказ о нем, заполнив пропуски краткими прилагательными. Вы в праве самостоятельно подобрать слова или (в случае затруднения) образовать краткие формы от тех прилагательных, которые представлены ниже.

На одной из дач живет лучший друг пса Лохмача кот ________________. Видом он ______________, шерстью ____________ жаль только, что ___________. Кот очень__________ и _______________. А еще он очень _________________, не даром говорят, что « у кошек девять жизней». А как умен этот кот! Даже пес признает, что ум у____________ _____________. Ну а голос! Он у кота _____________. И в этом __________ не ___________ с псом. Ведь голос у Лохмача ___________. Но нисколько не мешает их долгим разговорам по вечерам.

Слова для выбора: хороший, пригожий, блестящий, могучий, горячий, линючий, схожий, скрипучий, хрипучий, живучий и др.

8. Обобщение

– Итак, попробуем обобщить, в каких случаях пишется и в каких случаях не пишется Ь после шипящих на конце слов разных частей речи.
Подготовьте устное сообщение на тему «Правописание ь после шипящих на конце слов» . Для этого восстановите, пожалуйста, текст задания 5, вставив в него пропущенные слова, термины, приведите по 2-3 примера.

В русском языке на конце слов часто встречаются шипящие. Например:___________________________________________________________________
После шипящих иногда пишется Ь, а иногда нет. Так в именах существительных Ь знак пишется только в словах ______________________________________________________ .
Например:___________________________________________________________________
В глаголах же после шипящих Ь знак пишется в форме ____________________________ , _________________________________ и _________________________________________ .
Например:___________________________________________________________________
А вот в кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящий Ь знак ________________.

9. Тест

– Проверим тестом, насколько хорошо вы все запомнили и усвоили. Напомню, как мы заполняем схему теста. Если в слове после шипящей пишется Ь, проводим дугу в верхней половине схемы, если нет – в нижней. Потренируемся: снится рожь, у дальних дач. Каждое словосочетание я произнесу не более 2-х раз, так что будьте внимательны.

1. Пламенная речь
2. Растолочь лекарство
3. Скользкий уж
4. Режь аккуратнее
5. Ветер свеж
6. Ненужная мелочь
7. Пирожок горяч
8. Лес дремуч
9. Улыбаешься малышу
10. День хорош

– Будьте добры, возьмите в руки ручку зеленого цвета или карандаш. На доске записан правильный вариант схемы ответов. Поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте, так ли составлена схема.
– Поднимите руки, кто не сделал в тесте ни одной ошибки. Молодцы!

Источник

Читайте также:  Прилагательное ко слову христианство