Меню

Что такое опора на спряжение глагола



Спряжение глаголов в русском языке правило и таблица с примерами

Правило про спряжение глаголов в русском языке – один из необходимых атрибутов грамотной письменной речи.

Только зная и умея применять его на практике, можно понять, как правильно написать глагольные окончания.

Что такое спряжение глаголов

Термин «спряжение» впервые появился в русском языке в семнадцатом веке. Образовался он от слова «спрягать», в устаревшем значении «присоединять, приближать», с латыни «наклоняться», «склоняться».

В лингвистике ему придаётся значение: «соединение различных отглагольных форм». В старинном учебнике Иоанна Дамаскина этот термин характеризуется такими словами как «супружество», «соединение».

Спряжением в современной лингвистике принято обозначать изменение глаголов в лице и числе. В русском языке их только два: первое и второе.

Как определить спряжение глагола по личным окончаниям

Личными называются окончания слов, обозначающих действия предметов, в первом, втором и третьем лицах («-у», «-ю», «-ешь», «-ёшь», «-ишь», «-ет», «-ёт», «-им», «-ем», «-ём», «-им», «-ете», «-ёте», «-ите», «-ут», «-ют», «-ат», «-ят») единственного и множественного числа.

Чтобы определить спряжение, сначала нужно выделить ударный слог в слове и посмотреть, падает ли ударение на окончание или нет.

Например, в слове «бороться» ударение падает на второй слог, т. е. личное окончание является безударным. А в слове «бежать» ударение падает на -ать, т. е. оно является ударным.

Спряжение в ударных окончаниях

По ударному окончанию слова, обозначающего действие предмета, определить спряжение очень легко, для этого достаточно знать только окончания для I и II спряжения.

Обычно ко второму спряжению относят глаголы на «-ить», а к первому все остальные (в том числе и на «–ть», как в словах «жить», «есть», «-ти» для слова «идти» и т. д.).

Примеры:

  • «полоть» заканчивается на «-ть» 1 спряжение,
  • «стоять» окончание «-ять» 1 спряжение,
  • «дремать» на конце «-ать» 1 спряжение.

Однако существует множество глаголов-исключений, о которых речь пойдет далее.

Спряжение глаголов в русском языке на примерах в таблице

Спряжение глаголов по безударным личным окончаниям

Если у слова, обозначающего действие предмета, безударное личное окончание, то нужно образовать от него неопределенную форму и посмотреть, какая именно буква стоит перед «-ть». При этом начальную форму следует брать того же вида, что и личная форма.

Примеры:

  • «поднимает» глагол несовершенного вида. Значит, неопределенная форма должна быть тоже несовершенного вида – «поднять». Окончание «-ять», значит, I спряжение,
  • «тает» глагол несовершенного вида, в инфинитиве «таять», т. е. это слово следует включить в I спряжение, так как заканчивается на «-ять».
  • «клеит». Ставим его в неопределенную форму: «клеить». Окончание «-ить», соответственно, этот глагол относится ко II спряжению,
  • «борешься» «бороться», на «-оть» и входит в I спряжение.

Задание: проспрягайте (то есть измените по лицам и числам) указанные выше слова.

Чтобы определить лицо глагола, нужно поставить перед ним личное местоимение. Получаем «я поднимаю» и «поднимаете».

  1. я поднимаю, мы поднимаем,
  2. ты поднимаешь, вы поднимаете,
  3. он поднимает, они поднимают.

А теперь проспрягаем глагол второго спряжения, чтобы увидеть, как меняются окончания:

  • я клею, мы клеим,
  • ты клеишь, вы клеите,
  • он клеит, они клеят.

Подводя итоги, отметим для выяснения, какую гласную ставить в конце слова, можно использовать два метода:

  • Первый способ поставить глагол в третье лицо множественного числа.

Например, нужно узнать окончание глагола «верт_т». Ставим в третье лицо: «они вертят». Глагол заканчивается на «-ят», значит, это глагол 2 спряжения и в неопределенной форме окончание будет «-ит», т.е. «вертит».

Точно так же и с глаголами первого спряжения, например, «зате_ть». Ставим в третье лицо: «они затеют». Окончание «-ют», следовательно, это 1 спряжение, и неопределенная форма будет иметь окончание «-ять»: «затеять».

  • Второй способ определение по неопределенной форме глагола или инфинитиву (т. е. глагол должен отвечать на вопросы «что делать?» или «что сделать?»). Поставив глагол в неопределенную форму, смотрим окончание. Есть глагол не на «-ить», то он относится к первому спряжению и в безударном личном окончании будет писаться буква «е».

Например, глагол «стро_т». Ставим в инфинитив, получается «строить», окончание «-ить», т. е. глагол второго спряжения и в личной форме будет писаться буква «и» «строит».

Глагол «зате_т» в инфинитиве имеет окончание «-ять», то есть относится к первому спряжению и в личной форме будет иметь окончание «-ет», т. е. «затеет».

Исключения 1 и 2 спряжения

Важно помнить все исключения, которые относятся к этому правилу. Исключения необходимо выучить, так как от них во многом зависит написание слов, обозначающих действия предметов.

Заключение

Как можно увидеть, определить спряжения глагола несложно, недаром это правило ученики проходят ещё в начальной школе. Зато эти знания позволят правильно писать личные глагольные окончания, что просто необходимо для человека, желающего обладать грамотной письменной речью.

Источник

Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Изобилующие и недостаточные глаголы.

Различается спряжение глагола в широком и узком смысле слова. Спряжение глагола в широком смысле — это изменение его по лицам, числам, временам и наклонениям. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется спряжением в узком значении этого слова.

Как известно, в настоящем и будущем простом времени глаголы образуют три личных формы единственного числа и три личных формы множественного числа. В формах 2-го и 3-го лица единственного числа и в формах 1-го и 2-го лица множественного числа личные окончания глаго­лов присоединяются к основе посредством гласных е или и, которые входят в окончание. Гласные е, и в личных окон­чаниях глаголов называются тематическими гласными, они указывают на тип («тему») спряжения — первого или второго.

К I спряжению относятся глаголы с тематической гласной е в формах 2-го и 3-го лица единственного числа и в формах 1-го и 2-го лица множественного числа, а в 3-м лице множественного числа с окончанием -ут(-ют): пи­шешь, пишет, пишем, пишете, пишут; поёшь, поёт, по­ём, поёте, поют; ко II спряжению — с тематической гласной и во 2-м и 3-м лице единственного числа и в 1-м и 2-м лице множественного числа и с окончанием -ат(-ят) в 3-м лице множественного числа: говоришь, говорит, го­ворим, говорите, говорят; слышишь, слышит, слышим, слышите, слышат.

В ряде случаев в произношении не под ударением разли­чия между личными окончаниями глаголов I и II спряжений стираются. И чтобы сохранить эти различия на письме, рекомендуется определять тип спряжения с безударными гласными по инфинитиву. Ко II спряжению относятся все глаголы с инфинитивом на -ить, кроме брить: любить, возить, косить, просить, строить и т. п., а также четыре глагола на -ать (гнать, держать, дышать, слышать) и семь глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, нена­видеть, обидеть, смотреть, терпеть). Остальные все гла­голы в инфинитиве на -ать, -еть, -оть относятся к I спряжению: читать, писать, колыхаться, зеленеть, ста­реть, колоть, молоть, полоть и др. Спряжение глагола брить необходимо запомнить: брею, бреешь, бреет, бреем, бреете, бреют.

Читайте также:  6 предложения глаголом прошедшего времени настоящего времени

В современном русском языке имеется два глагола разноспрягаемых, т. е. употребляющихся в одних личных формах с окончаниями I спряжения, в других — с окончаниями II спряжения. К разноспрягаемым относят­ся глаголы бежать и хотеть. Глагол бежать во всех личных формах единственного числа и в форме 1-го и 2-го лица множественного числа имеет окончания II спряжения (т. е. тематическую гласную и), а в 3-м лице множественного числа — окончание^-ут (как в I спряже­нии): бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут. Гла­гол хотеть в формах единственного числа имеет окончания I спряжения (т. е. тематическую гласную е), а во множественном числе — окончания II спряжения (с и): хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят.

Некоторые языковеды к разноспрягаемым относят и глагол чтить (А. Н. Гвоздев). Но этот глагол II спряже­ния: чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят. В 3-м лице множественного числа глагол чтить может иметь оконча­ние -ут (I спряжение) при тематической гласной и во всех других формах. Однако форма чтут употребляется как дополнительная наряду с основной формой чтят II спря­жения.

Кроме разноспрягаемых, в русском языке имеется несколько глаголов так называемого атематиче- с к о г о (нетематического) спряжения, т. е. глаголов, присоединяющих личные окончания без посредства те­матической гласной. Это, однако, наблюдается не во всех личных формах. К таким глаголам относятся есть, надоесть, дать, создать и их производные.

Спряжение атематических глаголов:

Глаголы есть, дать в форме единственного числа не имеют тематической гласной, а во множественном числе у них гласная и (II спряжение). Однако глагол дать в 3-м лице множественного числа имеет окончание -ут(I спря­жение). В единственном числе произошли фонетические изменения в основе: в форме 3-го лица отразилась дисси­миляция смычного звука [д ] перед [т ] в [с ]: ест, даст из *едт, *дадт. В форме 1-го и 2-го лица единственного числа согласный [д] перед другим согласным окончания выпал.

При спряжении глаголов могут происходить историче­ские чередования конечных согласных основы перед окон­чанием, в частности чередования заднеязычных с шипящими под влиянием тематических гласных передне­го ряда и, е: бегубежишь, пекупечешь. Не происхо­дит чередования — в глаголе ткать: тку, ткешь, ткет, ткем, ткете, ткут. У глаголов II спряжения в 1-м лице единственного числа наблюдаются чередования со­гласных, обусловленные наличием в прошлом звука [Л пе­ред гласным окончания [у]. Под влиянием [_) ] могли чередоваться: а) заднеязычные с шипящими: плакатьплачу из *плак-]у, другдружу; б) переднеязычные мяг­кие зубные [з’]> [с’], [д’], [т’ ], [ст’ ] с шипящими: резатьрежу из *рез’-]у, писать — пишу из *пис’-]у, проситьпрошу, твердитьтвержу, платитьплачу, чертить черчу, пуститьпущу; в) губные с губным плюс [л’] вставное (ГереШНеМсит): любитьлюблю из *люб’-]у, крепитькреплю, ловитьловлю, графитьграфлю, кормитькормлю.

Причастие как особая глагольная форма. Образование причастий.

Причастие — особая неспрягаемая форма глагола, которой присущи признаки глагола и прилагательного. Причастие имеет следующие признаки глагола:

1.значение совершенного или несовершенного вида. Ср.: читатьчитавший, читающий, читаемый; прочи­татьпрочитавший, прочитанный;

2.значение времени. Причастия имеют значение и фор­мы только двух времен: прошедшего и настоящего. Прича­стия несовершенного вида имеют формы прошедшего и настоящего времени: бежать — бежавший, бегущий; ре­шатьрешавший, решающий и решаемый. Причастия совершенного вида имеют только формы прошедшего вре­мени: приехатьприехавший; решитьрешивший и решенный;

3) значение переходности и непереходности. Ср.: Рабо­чие построили новый домрабочие, построившие новый я дом, трава пожелтелапожелтевшая трава;

4) залоговое значение. Причастия имеют значение и формы двух залогов: действительного и страдательного. Действительные причастия обозначают признак предмета по действию или состоянию данного предмета, т. е. они характеризуют предмет, который сам производит действие или находится в определенном состоянии. Ср.: строит домстроящий дом, строил домстроивший дом; убрал уро­жайубравший урожай; плыветплывущий, плылплывший; Страдательные причастия обозначают признак, связанный с действием, которому подвергается один предмет со стороны другого предмета: ученик читает книгукнига, читаемая учеником; колхозники вспахива­ют землювспахиваемая колхозниками земля;

Залоговые различия у причастий выражаются и мор­фологически, с помощью суффиксов причастий: для дей­ствительных причастий (невозвратных и возвратных) характерны суффиксы -вш

, -ущ-(-ющ-), -ащ- (-ящ-); для страдательных — -нн-(-н-), -енн-(-ен-), —т—, -ем-, -ом-, -им-.

Категориями наклонения и лица причастия не облада­ют. Эти категории свойственны лишь спрягаемым фор­мам, а причастие, как известно, неспрягаемая (скло­няемая) глагольная форма.

Подобно именам прилагательным, причастия имеют грамматические категории и формы рода, числа и падежа, которые являются формами согласования с сущест­вительными. Склоняются причастия, как прилагательные, т. е. имеют такие же падежные окончания. Ср.: зеленею­щий высокий лес, зеленеющая высокая трава, зеленеющее ближнее поле, зеленеющие широкие луга, зеленеющих ши­роких лугов, зеленеющим широким лугам и т. д.

Как и качественные прилагательные, страдательные причастия образуют полную и краткую формы. Краткую форму наряду с полной имеют чаще всего страдательные причастия прошедшего времени: построенный, построен­ная, построенное, построенныепостроен, построена, построено, построены;

Различаясь по родам и числам, краткие причастия, как и краткие прилагательные, не изменяются по падежам, они застыли в форме именительного падежа единственного и множественного числа и в предложении выполняют функ­цию сказуемого: рожь сжата, урожай убран, поле вспаха­но, луга скошены.

Имея общие признаки с прилагательным, причастие отличается от него не только наличием грамматических категорий глагола (вида, времени, переходности, зало­га), но и своим лексическим значением: прилагательное обозначает признаки устойчивые, постоянно присущие предмету; причастие же обозначает не постоянные, времен­ные признаки, получаемые предметом в процессе его дейст­вия или состояния. Ср., например: идущий по улице высокий молодой человек; остановившийся высокий мо­лодой человек; ехавший в автобусе высокий молодой че­ловек; вышедший из автобуса высокий молодой человек оказался туристом. Прилагательные высокий и молодой обозначают признаки постоянные. Причастия же идущий, остановившийся, ехавший, вышедший обозначают при­знаки непостоянные, временные.

Читайте также:  Разбери глагол по составу мыслить

Образование причастий.

Причастия прошедшего времени (действитель­ные и страдательные) образуются от основы инфинитива.

Действительные причастия прошедшего времени образуются от всех глаголов (переходных и непереходных, совершенного и несовершенного вида) посредством суф­фикса-вш-, если основа инфинитива оканчивается на глас­ный звук, или суффикса -ш-, если основа инфинитива оканчивается на согласный. К указанным суффиксам при­частий прибавляются родовые окончания или окончание формы множественного числа: чита-тьчита-вш-ий, сиде-тьсиде-вш-ий, написа-тьнаписа-вш-ий, вез-тивез-ш-ий, принес-типринес-ш-ий.

Глаголы на -чь, а также на -сти, в которых фонема появилась в результате дисси­миляции фонем , , , образуют причастия прошед­шего времени (действительные и страдательные) от древней основы инфинитива на г, к, д, т, б, совпадающей с основой настоящего или будущего простого времени. Ср.: беречь*берег-ти — берег-утберег-ш-ий; Небольшая группа глаголов на -сть, где — резуль­тат диссимиляции фонемы , действительные причастия прошедшего времени образует без (как и формы глаго­лов прошедшего времени) , например: класть (ср. клад-ут)кла-вш-ий (ср. кла-л).

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов, как правило, совер­шенного вида посредством суффиксов -нн-, -енн-, —т

С помощью суффикса -нн- образуются причастия от основ инфинитива, оканчивающихся на суффиксальные гласные а, я, е: рассказа-тьрассказа-нн-ый, замеша­тьзамеша-нн-ый, посея-тьпосея-нн-ый, обстре- ля-тьобстреля-нн-ый, рассмотре-тьрассмот- ре-нн-ый.

Суффикс -енн- употребляется:

1.при образовании причастий от глаголов, основа инфи­нитива которых оканчивается суффиксом -и-, заменяю­щимся в причастии суффиксальной гласной е: подстрели-тьподстрел-енн-ый, 2.при образовании причастий от основ на согласный звук (инфинитив на -ти, -чь): принес-типринес-енн- ый, привез-ти — привез-енн-ый,

Суффикс -т- употребляется для образования причастий от глаголов с основой инфинитива на гласную а, я, е, и, ы, у, о, которая не является суффиксальной, а также от глаго­лов с основой на —ну—, -оло-, -ере- (основа прошедшего времени на -ер). Например: сжа-тьсжатый, взя-тьвзятый, подня-тьподнятый, спе—тьспетый, выли­тьвылитый.

В отличие от полных форм с двумя н в суффиксах -нн-, -енн-, в соотносительных кратких формах страдательных причастий прошедшего времени употребляется одно н, т. е. в кратких формах могут быть суффиксы -и-, -ен-, -т—: рассказан, рассказана, замешан, замешана, посеяна.

Формы причастий настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов несо­вершенного вида. Основа настоящего времени выделяется из формы 3-го лица множественного числа. Она может оканчиваться на твердый или мягкий согласный, в том чис­ле и на .

Действительные причастия настоящего времени образуются от переходных и непереходных глаголов несо­вершенного вида посредством суффикса -ущ

(графиче­ского также -ющ-), прибавляемого к основе глаголов I спряжения, и -ащ-(-ящ-), прибавляемого к основе глаго­лов II спряжения: вед-утведущий, кол’-ут — кол’-ущ- ийлеж-атлежащий.

Страдательные причастия настоящего времени образуются от переходных глаголов несовершенного вида При помощи суффикса -ем- (фонемного ), иногда -ом-от глаголов I спряжения (-эм- прибавляется к основам на , -ом—к твердым основам и суффикса -им- от глаголов II спряжения: читай-ут — читай-эм-ый — читаемый.

Страдательные причастия настоящего времени в современном русском языке образуются далеко не от всех переходных глаголов несовершенного вида. Они образуются обычно от глаголов следующих групп:

1) от переходных глаголов несовершенного вида с основой инфинитива на суффиксальный -а- и с основой настоящего времени на -а/-: реша-ть, решай—ут — решай-эм-ый.

2) от переходных бесприставочных глаголов несовершенного вида с основой инфинитива, оканчивающейся суффиксом -ова-(-ева-), который в основе настоящего времени заменяется суффиксом —у]—: рисова-ть — рису;— ут — рисуй-эм-ый

3) от некоторых переходных глаголов несовершенного вида с основой инфинитива на суффиксальный -и-, который утрачивается в основе настоящего времени. Сюда относится небольшая группа глаголов движения, преимуществеыно приставочных: увози-тьувоз’—атувозимый.

Страдательные причастия от непереходных глаголов не образуются. Однако в современном русском языке встреча­ется несколько страдательных причастий, образованных от косвенно-переходных глаголов: руководимый, коман­дуемый, предшествуемый, угрожаемый, управляемый и некоторые другие.

Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий.

Деепричастие — неспрягаемая форма глагола, обладающая рядом грамматических признаков глагола и наречия.

Как и глагол, деепричастие имеет значение совер­шенного или несовершенного вида. Ср.: читать — читая, прочитатьпрочитав; сидетьсидя, сестьсев.

Самостоятельного значения времени деепричастие не имеет. Категория времени у деепричастий слилась с катего­рией вида. Временное значение деепричастий определяется через посредство глагола-сказуемого, к которому относит­ся деепричастие.

Деепричастия несовершенного вида обычно обозначают действие, совершающееся одновременно с действием, выра­жаемым глаголом-сказуемым и протекающим в настоящем, прошедшем или будущем времени. Ср.: Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. Дееприча­стия же совершенного вида преимущественно обозначают действие, предшествующее главному действию, выражен­ному глаголом-сказуемым, которое относится к прошедше­му или будущему времени: Отдохнув, я тронулся по тропе, забирая вверх по склону. Однако деепричастия совершенного вида могут обозначать и действие, протекающее одновременно с главным действием или происходящее после него. Напри­мер: Утки, вытянув шею, проносятся над поймой.

Деепричастия имеют значение только действительного залога: читая, прочитав книгу, стоя, приехав, умываясь, переписываясь, собравшись и т. п.

Как и наречия, деепричастия являются неизменяе­мой формой, которая обычно примыкает к спрягаемым фор­мам глагола, реже — к неспрягаемым (инфинитиву или причастию). Поэтому деепричастия и деепричастные обо­роты, подобно наречиям, выполняют обстоятельственную функцию.

В предложении деепричастия выступают в роли обстоя­тельства времени, причины, условия, образа действия, ус­тупки.

Деепричастия выражают действие, сопутствующее ос­новному действию. В связи с этим действия, обозначаемые деепричастием и глаголом-сказуемым, должны относиться к одному и тому же лицу или предмету (в личных двусо­ставных предложениях — к подлежащему): Мы спусти­лись с крутого берега к воде, цепляясь за корпи и травы.

Возможно употребление деепричастий и в безличных предложениях: Готовясь к экзаменам, нужно изучить всю необходимую литературу.

Выражения типа выглянув из окна, у него слетела шап­ка; сев в сани, лошади понеслись; пробив 9 часов, мы при­ступили к работе; выйдя на крыльцо, уже смеркалось и т. п. недопустимы в устной и письменной речи, так как дейст­вия, выраженные деепричастием и сказуемым, относятся к разным лицам или предметам (в сани сели какие-то люди, понеслись лошади; на крыльцо вышел кто-то, уже смерка­лось — бессубъектное действие). 2.7.29. Образование деепричастий

Читайте также:  Вставить окончания в личные формы глагола

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола настоящего времени посредством суф­фикса (графического также -я): держ(-ат)

Глаголы, имеющие суффикс -ва- в основе инфинитива, при образовании деепричастий несовершенного вида сохра­няют этот суффикс, хотя в основе настоящего времени он выпадает. Ср.: придава-тьпридадутпридавалапридавая.

Однако не от всех глаголов несовершенного вида образу­ются деепричастия несовершенного вида.

1.Не образуются деепричастия от глаголов несовершенно­го вида: которые имеют в корне инфинитива конечные соглас­ные , , , , чередующиеся в форме настоящего времени с шипящими: резатьреж-ут, писатьпиш­ут, пахатьпаш-ут.

2.с основой настоящего времени на , : беречьберег-ут, печьпек-ут.

3.с односложной основой инфинитива, в основе настоя­щего времени которых не имеется гласных звуков: рва-тьрв-ут, ши-тьши-ут.

4.с основой инфинитива на -оло-, -ере-: моло-тьмел’-ут, тере-тьтр-ут;

5.с основой инфинитива на -ну-ть со значением дли­тельного состояния или действия: вянуть, мокнуть, сох­нут ь.

Деепричастия совершенного вида образуются от основ инфинитива совершенного вида с помощью суффик­сов -в, -вши, -ши. Суффиксы и -вши прибавляются к основам на гласный звук (-в в невозвратных, -вши в воз­вратных глаголах): прочита-тьпрочита-в, рассмот- ре-тьрассмотре-в, подчеркну-тьподчеркну-в; возврати-ть-ся — возвратившись, встрети-ть-ся — встретившись. Деепричастия с суффиксом -вши в невозв­ратной форме характерны для разговорной речи. Суффикс -ши присоединяется к основам инфинитива на согласный (в невозвратных и возвратных глаголах): привез-типри­везши, пронес-ти — пронесши, пронес-ти-сь — пронес­шись, изнемочь — изнемогши, испечьиспекши, расцвестирасцветши, заперетьсязапершись.

В современном русском языке существуют образованные от ряда глаголов параллельные формы деепричастий совер­шенного вида с суффиксами -а(-я) и -в, -вши, -ши. Например, потупяпотупив, замётязаметив, про­чтя (от прочесть) — прочитав (от прочитать). Формы деепричастий совершенного вида с суффиксом -а(-я) в настоящее время рассматрива­ются в основном как устаревшие и непродуктивные. Однако формы деепричастий совершенного вида с суффиксом -я(сь) от некоторых глаголов более употребительны, чем с суффиксами -в, -ши, -вши-сь, особенно в поэтической ре­чи. Например: обретя, отведя, пройдя, увидя, встретясь, нахмурясь, отворотясь, ошибясь, прислонясь, прищурясь, склонясь и др.

От основ глаголов с суффиксом -ну-, имеющих значение длительного состояния или действия, деепричастия совер­шенного вида, в отличие от спрягаемых форм прошедшего времени и действительных причастий прошедшего време­ни, образуются посредством суффикса при сохранении суффикса -ну-: высохну-тьвысохнув, промокну-тьпромокнув, ослепну-ть — ослепнув.

39.Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению и образованию.

Наречие обозначает признаки действий или (иногда) предметов, степень качества или количества и различные об­стоятельства, при которых совершается действие:

Тихо улетает время. за разговорами вполголоса. Люблю тебя, Москва, и вечером, и в полночь.

Основной морфологической особенностью наречий яв­ляется их неизменяемость: тут, вдали, куда-то, кстати, наперегонк 1 ; в плане словообразовательном наречия от­личаются набором таких словообразовательных морфем, которых не существует у других частей речи: два-жды, по-французск-и, стой-мя, в-тро-ем, во-перв-ых;

Наречие в предложении прежде всего выполняет функцию различных обстоятельств — места: Здесь, на конюшне, ему [Стрельцову] было, пожалуй, лучше, по­койнее. времени: цели: причины: меры и степени: образа и способа действия: Однако наречия могут выполнять в предложении и иные синтаксические функции: они бы­вают несогласованными определениями: Худощавый фаб­ричный в картузе набекрень. сделал несколько нерешительных шагов. сказуемыми: Нипочем тру­ды и муки, горечь бедствий и потерь.

Разряды наречий по значению

По значению наречия делятся на две группы: определи­тельные и обстоятельственные.

Определительные наречия, в свою очередь, подразделяются на качественные, количественные и обра­за и способа действия.

1. Определительные качественные наречия характеризуют действия, состояния или признаки с качест­венной стороны и отвечают на вопрос как? (тихо, грустно, печально, медленно, тускло, радостно, грубо, приятно, мягко, отчетливо, легко, молодцевато, глубоко и т. п.

Простые формы превосходной степени качественных на­речий, как и прилагательных, образуются при помощи суф­фиксов -ейш-, -айш-, но, в отличие от них, они имеют еще наречный суффикс —е и являются неизменяемыми: стро­гострожайше, яркоярчайше, напряженнонапря­женнейше. Значение превосходной степени качественные наречия получают также в сочетании простых форм срав­нительной степени с определительным местоимением весь в родительном падеже: получилось лучше всего, сделать больше всех, одеться красивее всех.

2.Определительные количественные наречия называют количество, меру качества, заключенного в пред­мете, степень интенсивности действия и отвечают на вопро­сы сколько? как много? до какой степени? Например: дочерна, чуть, еле-еле, очень, чересчур, почти, совсем, совершенно, слишком, довольно, вдоволь, докрасна, вдвое, досыта, дотла, дважды, исключительно, крайне. Боль­шинство наречий этой группы имеет качественно-оценочнос значение очень, чрезвычайно, крайне, чересчур, чуть.

3.Определительные наречия образа и способа действия характеризуют то, как, каким образом совершается действие, и отвечают на вопросы как? каким образом? каким способом? Например: шепотом, вслух, вполголоса, шагом, вприпрыжку, втихомолку, ощупью, вручную, вплотную, наизусть, вдребезги, искоса, испод­лобья, мимоходом, бегом. К этой группе относят также и сравнительно-уподобительные наречия, которые характе­ризуют способ действия посредством сравнения: дугой, гусь­ком, вихрем, по-волчьи, по-звериному, по-геройски, по-татарски, по-осеннему. Сюда же следует относить и наречия со значением одиночного или совместного дейст­вия: в одиночку, поодиночке, вдвоем, втроем .

Обстоятельственные наречия подразделяются на наречия места, времени, причины, цели.

1.Наречия места указывают на место совершения действия или направление движения и отвечают на воп­росы где? куда? откуда? (там, здесь, всюду, вдали, впере­ди, сзади, вверху, внизу, где-то, тут, кое-где, сбоку, нигде, вдалеке, спереди, внутри, позади; куда-нибудь, туда, сюда, вдаль, вперед, назад, вверх, вниз, кое-куда, издалека):

2.Наречия времени называют время совершения действия и отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? (сейчас, сегодня, тотчас, завтра, послезавт­ра, рано, всегда, никогда, давно, издавна, смолоду, впредь, ночыо, утром); сюда же относятся фразеологические сочетания время от времени, час от часу.

3.Наречия причины указывают на причину, в силу которой совершается какое-либо действие, и отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине? (почему, по­тому, отчего-то, сдуру, сгоряча, сослепу, спьяна, со зла

4.Наречия цели называют цель совершения действия и отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью? (зачем, затем, назло, насмех, нарочно, напоказ, незачем.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

Источник