Меню

что такое согласование прилагательных с существительными



Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Мир слов. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Формирование представления о многообразии слов русского языка (слова обозначающие предметы и явления, действия и признаки).

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_8.doc 245.5 КБ
zanyatie_8.pptx 2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мир слов. Соглосование прилагательных с существительными в роде и числе.

Цель: Формирование представления о многообразии слов русского языка (слова обозначающие предметы и явления, признаки и действия).

1. Продолжать учить детей отвечать полными, развёрнутыми предложениями.

2. Продолжать формировать понятие о родственных словах, учить их подбирать.

3. Упражнять в отчетливом произношение звуков русского языка.

4. Развивать общую, артикуляционную и мелкую моторику, дыхание.

I Игра для настройки рабочего настроения (стоя в кругу)

Здравствуй, солнце золотое! (дети поднимают руки в верх, пальцы веером)

Здравствуй, небо голубое! (руки вверх , ладони развернуты к небу)

Здравствуй, вольный ветерок! (руки вверх, слегка покачиваются из стороны в сторону)

Здравствуй, маленький дубок! (руки под подборотком ладонями вверх сомкнув кисти)

Здравствуй утро, здравствуй день! (рукой показать сначала направо, потом — налево)

Мне здороваться не лень! (показать обеими руками на себя, покачать головой)

Встанем дружно мы в кружок, (взяться за руки)

Здравствуй миленький, дружок! (поклониться головой сначала вправо, потом — влево)

II Закрепление пройденного материала.

1. Д/упр. «Кто или что» (дети стоят в кругу)

-Я буду кидать вам мячик в руки и называть слово, а вы будите кидать мне мяч обратно и говорить на какой вопрос оно отвечает КТО? или ЧТО?

2 . Д/упр.»Подбери словечко»

-А теперь я буду бросать вам мячик, ударяя его об пол, и называть слово отвечающее на вопрос кто? или что?, а вы мне — отвечающее на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?

солнце — светит, греет

дождь — льет, поливает

дерево — растет, скрипит, качается

трава — растет, зеленеет, вянет

ручей — бежит, журчит

гром — гремит, грохочет

звезды — светят, мерцают

снег — идет, падает

лед — скользит, блестит

II Формирование представления о прилагательных. Какой? Какая? Какие?

-Посмотри на картинку и назови одним словом что на ней нарисовано (овощи)

— Что нарисовано на картинке? (помидор)

-Ответь одним словом на вопрос КАКОЙ? (круглый, красный, спелый, вкусный и т.д.)

— Что нарисовано на картинке? (морковь)

-Ответь одним словом на вопрос КАКОЙ? Оранжевая, длинная, сладкая, полезная и т.д.)

— Что нарисовано на картинке? (огурец)

-Ответь одним словом на вопрос КАКОЙ? (зеленый, длинный, полезный, свежий и т.д.)

— Что нарисовано на картинке? (чеснок)

-Ответь одним словом на вопрос КАКОЙ? (белый, горький, полезный и т. д.)

-В русском языке много слов, которые отвечают на вопрос КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКОЕ?

-Давайте попробуем подобрать такое словечко каждый о себе.

Я — веселая. А ты какой? (ответы детей)

-Посмотри на картинку и составь предложение. (Медведь собирает малину.)

-Малина какая? (красная, вкусная, крупная и т.д.)

-Посмотри на картинку и составь предложение. (Мальчик ест грушу.)

-Какая груша? (желтая, сочная, сладкая и т. д.)

-Как называется сок из груши? (грушевый)

-Как называется сок из яблока? (яблочный)

-Как называется сок из винограда? (виноградный)

-Как называется сок из персика? (персиковый)

-Как называется сок из помидора? (томатный)

III Развитие графических навыков.

-Найди на картинке фрукты и заштрихуй их по образцу.

Источник

СОГЛАСОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ

§ 1816. Полное прилагательное согласуется с существительным в ед. ч. (в той или иной его падежной форме) в числе, роде и падеже: новый дом, нового дома, новая дача, новой дачей, первая встреча, первую встречу, эдакий чудак, с эдаким чудаком; во мн.

Примечание. В экспрессивно окрашенной речи отмечается тенденция определять уменьшительное или ласкательное существительное таким прилагательным, которое также заключает в себе значение уменьшительности или ласкательности: чистенький городок, старенький паровозишко, простенькое платьице.

Краткие прилагательные также согласуются с существительными в роде, числе и падеже, но такое согласование в современном языке имеет место только в отдельных устойчивых сочетаниях (на босу ногу, по белу свету, средь бела дня).

Примечание. В поэтической речи при обособлении, когда краткое прилагательное в форме им. п. выступает в полупредикативной функции (см. § 2117), в нем совмещаются значения определяющего слова и предикативное: Но опасным затеям Мир предался, коварен (Март.); На ринге клоун прыгает, носат (Винокур.); Со всех сторон земли, Гремучи и тяжки, Ко мне в сундук текли Чеканные кружки (Багр.); А солнце смотрит, светлолице, Метет оставшуюся тьму (Смирн.).

§ 1817. Прилагательное может вступать в связь согласования с сочетанием существительного с количественным числительным: два дома — два новых дома; сорок мест — сорок освободившихся мест; сто вопросов — сто неожиданных вопросов. В тех случаях, когда входящее в такое сочетание числительное два, три, четыре или оба (обе) стоит в форме им. или вин. п., согласуемое прилагательное может принимать форму или род. или им. п. мн. ч. Здесь действуют следующие закономерности.

1) Если в сочетание с числительным входит существительное муж. или сред. р., то согласуемое прилагательное чаще ставится в форме род.

Примечание. При выносе прилагательного в начальную позицию в словосочетании форма им. п. предпочитается форме род. п.: целые три часа, большие три дерева, потерянные четыре дня; Время от времени появляются в саду белогвардейцы. Вчера вечером целые шесть довольно юных экземпляров сидели на лавочке против парадного (Андр.).

2) Если в сочетание с числительным входит существительное жен. р., то нормальны обе формы прилагательного — и им. и род. п.: две молодые женщины — две молодых женщины, какие­то четыре девочки — каких­то четыре девочки, обе дворовые собаки — обе дворовых собаки, четыре большие избы — четыре больших избы, две женских руки — две женские руки; На счету у нашей команды четыре золотых и три серебряные медали (газ.).

3) Обе формы прилагательного (в неэкспрессивной речи всегда предшествующего числительному) нормальны также в том случае, когда в сочетание входит числительное полтора — полторы: прожить целых полторы недели — целые полторы недели, ждать полных полтора часа — полные полтора часа, потерпеть каких­нибудь полторы минуты — какие­нибудь полторы минуты.

§ 1818. Прилагательное может вступать в связь согласования с союзным рядом слов (см. § 2067–2072) или с сочетанием слов, соединившихся при помощи предлога: отец и мать, сад и огород, брат с сестрой. В этих случаях прилагательное обычно имеет форму мн. ч.: громадные сад и дача, для громадных сада и дачи; мои отец с матерью, к моим отцу с матерью, у моих отца с матерью; маленькие брат с сестрой, для маленьких брата с сестрой; наши дедушка с бабушкой. Форма ед. ч. также правильна, но она определяет лишь первый член соединения: громадный сад и дача, для громадного сада и дачи, мой отец с матерью, для маленького брата с сестрой.

§ 1819. В современном языке есть случаи так называемого «смыслового согласования», т. е. употребления согласуемого слова в такой форме, которая или не предопределена формой определяемого существительного или предопределена ею лишь частично.

1) При существительных муж. р., называющих лицо по профессии, социальной, производственной деятельности и одинаково способных обозначать лицо как мужского, так и женского пола (врач, фельдшер, директор, инженер, продавец, секретарь, диктор, архитектор) в разговорной, газетной речи, в повествовании, если речь идет о лице женского пола, нормально употребление прилагательного в форме жен. р.: наша врач, новая секретарь, сама директор: Врач случайная, / не ждавши «скорой помощи», / С силой в легкие вдувает кислород — рот в рот! (Возн.). Такое согласование обязательно в том случае, когда соответствующая координация форм одновременно осуществляется и в сказуемом (см. § 2249): Наша врач пришла; Новая секретарь еще неопытная; Сама директор распорядилась. «Смысловое согласование» допустимо только в форме им. п.; в формах других падежей оно неправильно; например, ошибочно согласование: сказал стоявшей рядом председателю (газ.).

2) В тех случаях, когда согласуемое прилагательное относится к слову или сочетанию слов — собственному названию (книги, картины, пьесы, фильма, учреждения, гостиницы, ресторана, кафе и т. п.), род, число и падеж прилагательного определяется соответствующими категориями того имени, к которому это название должно относиться: роман «Евгений Онегин» — пушкинский «Евгений Онегин», повесть «Муму» — тургеневская «Муму», кафе «У лебедя» — уютное «У лебедя». Однако от этого правила есть отступления. Так, если в название входит имя в форме мн. ч., то согласуемое прилагательное может также принимать форму мн. ч.: скульптура «Героини» — полюбившаяся всем «Героини» и, чаще, полюбившиеся всем «Героини»; картина «Грачи прилетели» — саврасовская «Грачи прилетели» и, чаще, саврасовские «Грачи прилетели»; кинокартина «Мы из Кронштадта» — бессмертная «Мы из Кронштадта» и, чаще, бессмертные «Мы из Кронштадта». Колебания отмечаются также в тех случаях, когда название представляет собою имя в косвенном падеже: согласуемое слово при этом может стоять в форме сред. р.: пьеса «На дне» — горьковская «На дне» и горьковское «На дне»; нашумевшая (кинокартина) «У озера» и нашумевшее «У озера».

О согласовании со сложносокращенными словами и с существительными общ. р. см. «Морфология», § 1135, 1144.

Источник

Согласование полных прилагательных с существительными

Introduction

Имена прилагательные указывают на признак существительного.

Согласование — это вид связи, при котором зависимое слово ставится в той же форме рода, числа и падежа, что и главное.

При согласовании в словосочетании прилагательное + существительное имя существительное является главным словом, прилагательное — зависимым.

Полное прилагательное согласуется с существительным в единственном числе, роде и падеже; во множественном числе — в числе и падеже.

При изменении формы главного слова происходит изменение зависимого.

Example

  • Добрая девочка шла по улице. (женский род, единственное число, именительный падеж)
  • Доброго мальчика увидел прохожий. (мужской род, единственное число, родительный падеж)
  • Доброй девочке дали конфеты. (женский род, единственное число, дательный падеж)
  • На улице я вижу добрых мальчиков. (мужской род, множественное число, винительный падеж)
  • Отец гордится своими добрыми девочками. (женский род, множественное число, творительный падеж)
  • Добрые мальчики думают о том, как помочь маме. (мужской род, множественное число, предложный падеж)

Для согласования прилагательного с существительным следует выполнить следующие действия:

  • определить род, число, падеж существительного;
  • выписать словарную форму прилагательного;
  • поставить прилагательное в том же роде, числе и падеже, что и существительное.

Чтобы согласовывать правильно, в первую очередь, нужно определить род, число и падеж у существительного, далее поставить прилагательное в ту же форму.

Источник

Согласование прилагательного и существительного

Давайте поговорим об одном из самых распространенных словосочетаний — прилагательном и существительном, и их согласовании. Согласовать — это значит правильно выбрать форму прилагательного (род, число и падеж), потому что по правилам именно прилагательное зависит от существительного. Существительное в этой паре главное слово, а прилагательное как бы подстраивается под него.

Возьмем для примера предложение «Я никогда не читал настолько (интересный) книг». Наша задача — согласовать прилагательное «интересный» и существительное «книг».

Чтобы согласовывать правильно, нужно определить род, число и падеж у существительного.
Мы знаем, что существительное «книга» женского рода, по нулевому окончанию видим, что оно используется во множественном числе в родительном падеже. Далее нам нужно поставить прилагательное в ту же форму. Женский род «интересный» -> «интересная»; множественное число «интересная» -> «интересные»; родительный падеж «интересные» — «интересных».

Получаем выражение: «Я никогда не читал настолько интересных книг».

В словарях и заданиях слова представлены в единственном числе множественного рода.
Краткие прилагательные тоже согласуются с существительными по роду, числу и падежу, однако такие выражения являются устойчивыми и используются в речи в виде идиом.

На босу ногу.
(«боса» — краткая форма прилагательного «босая»).

Попробуйте сделать несколько простых упражнений на согласование.

Зимн() лес
Тёмн() небо
Сладк() мороженое
Хорош() погода
Лучш() другу
С младш() сестрой
Красив() цветы
Без черн() хлеба
Мелк() дождь
В нарядн() платье
Нов() работой
Золот() руки

Источник

3.3. Некоторые особенности согласования

Нормой русского языка является грамматическое согласование определяемого слова с главным словом в словосочетании (большая удача, большой успех) и сказуемого с подлежащим (Мать сказала; Отец сказал). Но в некоторых случаях выбор зависимой формы вызывает трудности и требует учёта целого ряда условий.

1. В разговорной речи частотно использование смыслового (а не грамматического) согласования при существительных мужского рода, характеризующих лиц женского пола.

Врач пришла; Профессор сказала; Директор школы уволилась.

Однако в официальной речи замена грамматического согласования смысловым не допускается, за исключением тех случаев, когда такое существительное имеет при себе имя собственное, например: врач Петрова. В таких конструкциях определение и сказуемое согласуются с ближайшим существительным.

Например: Опытный врач Петрова внимательна к больным. Определение-причастие всегда согласуется с именем собственным: вошедшая в палату врач Петрова.

Если подлежащее – собственное имя – имеет при себе обособленное приложение, выраженное нарицательным существительным, то сказуемое согласуется с подлежащим:

Мария Ивановна, учитель математики, заболела.

При собирательных существительных в современном русском литературном языке смысловое согласование (Молодёжь собрались в клубе; Родня его не любили) не допускается. Единственная норма – форма единственного числа: Молодёжь собралась в клубе; Родня его не любила.

Обычно не допускается смысловое согласование и при местоимениях кто, что , а также производных от них (кто-то, некто и др.). Независимо от реально выражаемой ситуации местоимение кто требует сказуемого и определения в форме единственного числа мужского рода, а местоимение что – в единственном числе среднего рода:

Кто-то из нас совершил этот проступок; Это сделал тот, кто побывал здесь раньше; Что-то большое и тёмное стояло в дальнем углу зала.

При подлежащем кто множественное число сказуемого может быть использовано в том случае, когда в придаточном предложении именная часть составного сказуемого выражена существительным во множественном числе:

Те, кто двадцать лет назад были школьниками, сейчас вершат судьбу страны.

Множественное число сказуемого при местоимении что обычно используется только в конструкциях типа: те, что. ; всё, что.

Те, что отстали, не теряли надежды догнать передовой отряд.

2. Согласование определений с существительными, зависящими от числительных два, три, четыре , подчиняется следующим правилам.

При существительных мужского и среднего рода определения употребляются в форме родительного падежа множественного числа (существительное в этом случае стоит в форме родительного падежа) – два больших стола, два больших окнa.

При существительных женского рода определение ставится в форму именительного падежа множественного числа (существительное в этом случае тоже стоит в форме именительного падежа множественного числа) – две большие вазы.

Если существительное женского рода стоит в форме родительного падежа единственного числа, то и определение может ставиться в форму родительного падежа, но множественного числа (две высоких горы).

Определение перед числительным или обособленное определение ставится в именительном падеже независимо от рода существительного:

большие два стола; две картины, писанные маслом , висели на стене; Два письма, написанные братом , встревожили меня.

Исключение составляют прилагательные целый, полный, добрый , которые обычно стоят в родительном падеже и перед числительным ( целых две недели, полных три месяца), хотя в живой речи очень распространено использование формы именительного падежа.

3. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным с собирательным количественным значением (большинство, часть, ряд и т.д.), определяется следующими факторами.

Если существительное не имеет при себе управляемых слов или управляемое слово стоит в единственном числе, то сказуемое употребляется в единственном числе:

Большинство поддержало докладчика; Большинство команды поддержало тренера.

Если управляемое слово стоит во множественном числе, то сказуемое, как правило, согласуется с собирательным существительным и ставится в единственном числе:

Большинство сотрудников поддержало директора.

Обратите внимание на то, что сказуемое согласуется и в роде с существительным, стоящим в именительном падеже!

Сказуемое во множественном числе обычно употребляется в таких случаях:

а) между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения, особенно причастный оборот с причастием во множественном числе, придаточное предложение с союзным словом который во множественном числе. (Хотя это правило не носит обязательного характера, всё же желательно использовать в таких конструкциях именно форму множественного числа сказуемого.)

Большинство людей, смотревших фильм , высоко оценили работу режиссера; Большинство людей, которые смотрели фильм , высоко оценили работу режиссера;

б) при существительном есть несколько управляемых форм во множественном числе:

Большинство рабочих, инженеров и служащих завода поддержали директора;

в) при подлежащем есть однородные сказуемые:

Большинство студентов сдали зачёты и хорошо подготовились к экзаменам;

г) в предложении используется составное именное сказуемое, причём именная часть выражена прилагательными и причастиями:

Большинство детей были нарядны и веселы ; Большинство домов на этой улице деревянные .

В речи очень распространено использование сказуемого в форме единственного числа при подлежащем, указывающем на неодушевлённые предметы (см. последний пример), однако такое употребление в литературном языке нежелательно.

Аналогичные правила действуют при подлежащем – количественно-именном сочетании со словами много, мало, немного, немало, сколько, столько, несколько. Основной нормой является использование сказуемого в единственном числе. Для постановки сказуемого во множественное число необходимо действие дополнительных факторов. Например, наиболее распространённой является форма множественного числа сказуемого при подлежащем, указывающем на одушевлённые предметы, прежде всего – на людей.

4. Той же системой факторов определяется согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (два брата, тридцать два стула и т.п.), то есть сочетанием числительного с родительным падежом существительного.Основной нормой является постановка сказуемого в единственном числе:

Выиграно пять матчей; Пять бойцов отправилось в разведку.

Исключение составляют предложения с подлежащим, включающим числительные два, три, четыре . Как правило, при таком подлежащем сказуемое стоит в форме множественного числа:

Три дома на вечер зовут (Пушкин).

В конференции участвовал двадцать один представитель тридцати стран Европы; Двадцать одна делегация участвовала в заседании.

Явилась тысяча человек.

В остальных случаях сказуемое в единственном числе обычно имеет форму среднего рода.

Помимо тех факторов, которые были указаны выше, на согласование сказуемого при подлежащем – количественно-именном сочетании – влияют и некоторые специфические условия.

Тенденция к употреблению единственного числа обнаруживается тогда, когда названное в подлежащем количество предметов выступает как нечто целое. Наиболее часто это проявляется в тех случаях, когда глагол-сказуемое имеет значение бытия, наличия, существования, положения в пространстве, протекания во времени. В таких контекстах собственно нет отдельных предметов, а числительное представляет собой только измерение одного временного или пространственного целого:

В комнате было два окна; Шесть стульев стояло у стены; Пять лет прошло с тех пор.

Большую роль при выборе формы сказуемого играет порядок слов. Так, при обратном порядке слов (сказуемое предшествует подлежащему) также чаще используется форма единственного числа.

Ср.: Три часа прошли незаметно; Прошло три часа.

Единственное число сказуемого преобладает при наличии в предложении слов всего, только, лишь:

Прошло всего два дня.

Форма множественного числа является обязательной, когда действующие лица совершают не одно общее действие, а действуют обособленно:

Пять человек с разных сторон бросились к преступнику; Две машины разъехались в разные стороны; Три собачонки бросились врассыпную.

Форма множественного числа обычно употребляется в тех случаях, когда подчёркивается самостоятельность действия каждого члена множества. Особенно часто это можно наблюдать при подлежащем, называющем количество людей, других одушевлённых субъектов:

Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в чёрных волосах, одинаково присели (Л. Толстой).

Однако форма множественного числа может использоваться и при подлежащем, называющем количество неодушевлённых предметов:

Например: Три молодых дерева растут перед дверью пещеры – липа, берёза и клён (М. Горький). В этом предложении самостоятельное восприятие каждого отдельного дерева подчёркивается тем, что каждое из них принадлежит к разным породам.

Обратите внимание, что при подлежащем, называющем большое число неодушевлённых предметов, чаще встречается форма единственного числа, так как многочисленная группа воспринимается как единое целое:

К числу факторов, обусловливающих выбор формы множественного числа у сказуемого, относятся также следующие:

а) наличие при подлежащем обособленного определения во множественном числе:

Три часа, проведённые в его обществе, доставили нам большое удовольствие;

б) наличие при подлежащем придаточного предложения с союзным словом который во множественном числе:

Пять бывших офицеров, которых можно было узнать по чётким движениям и выправке, сразу взяли командование на себя;

в) наличие при подлежащем определений все, эти:

Все десять книг лежали на столе директора; Эти пять недель пролетели почти незаметно.

Особо следует выделить случаи, когда в подлежащем встречаются собирательные числительные (двое, трое и т.д.). При них особенно часто употребляется форма множественного числа:

Ей помогали трое не чёсанных от колыбели лакеев.

5. Свою специфику имеет согласование сказуемого в предложениях с однородными подлежащими.

Выбор формы сказуемого во многом зависит от порядка расположения группы подлежащего и группы сказуемого.

При прямом порядке слов (подлежащие стоят перед сказуемым) обычно употребляется форма множественного числа сказуемого:

Крик и рыдание слышались из соседней комнаты.

При обратном порядке слов чаще употребляется форма единственного числа, причём сказуемое согласуется с ближайшим из однородных членов:

Из соседней комнаты слышался крик и рыдание.

Вместе с тем форма множественного числа сказуемого может встречаться и при обратном порядке слов.

Ср.: Из соседней комнаты слышались крик и рыдание.

Наиболее часто такое явление наблюдается в том случае, если одно из подлежащих стоит в форме множественного числа.

В постель её уложили ревность и слёзы (Чехов).

Кроме того, форма множественного числа предпочтительнее, если подчёркивается большое число действующих лиц (обычно это одушевлённые субъекты):

Кричали Витя, Павлик, Кирилл и бегавший кругом них Арсений Романович.

Выбор формы сказуемого зависит также от типа союзов, связывающих однородные члены.

При соединительных союзах (и, да, ни. ни), а также при бессоюзной связи однородных подлежащих обычно действуют указанные выше факторы.

При разделительных союзах (или, либо, не то. не то, то. то) согласование сказуемого идёт с ближайшим подлежащим:

За окном шёл не то снег, не то мелкий дождь; Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется странным.

Исключение составляют предложения, в которых однородные подлежащие представлены существительными разного рода, а сказуемое стоит в прошедшем времени. В этом случае используется форма множественного числа сказуемого.

Ср.: Приезжает брат или сестра – Брат или сестра должны были приехать.

При противительных союзах (но, а, однако, зато) при обратном порядке слов сказуемое обычно согласуется с ближайшим подлежащим:

Это была не разведка боем , а настоящее сражение.

При прямом порядке слов сказуемое согласуется с тем подлежащим, которое является реальным исполнителем действия:

Не ты, но судьба виновата; Роман , а не повесть будет опубликован в ближайшем номере журнала.

При наличии между однородными подлежащими сопоставительного союза как. так и сказуемое ставится во множественном числе:

Как мать, так и дочь прекрасно играют на фортепиано.

При других сопоставительных союзах (не только. но и; не столько. сколько; если не. то и др.) сказуемое обычно согласуется с ближайшим из однородных подлежащих.

Не только мать, но и отец осудил твой поступок; Не столько мать, сколько отец осудил твой поступок; Если не мать, то отец осудит твой поступок.

Если среди однородных подлежащих есть личные местоимения, то при согласовании в лице первому лицу отдаётся предпочтение перед вторым и третьим, второму лицу – перед третьим.

Ср.: Я и ты сумеем это сделать; Ты и он сумеете это сделать.

Упражнения к теме «3.3. Некоторые особенности согласования»

Читайте также другие темы раздела 3 «Синтаксические нормы»:

Источник

Читайте также:  грамматические признаки имен существительных упражнения

Что такое согласование прилагательных с существительными



Порядок действий по согласованию прилагательных с существительными.

Согласовать – это значить поставить прилагательное в форме того же рода, числа и падежа, что и определяемое существительное.

Например: необходимо образовать на латинском языке словосочетание «красные соки» (согласовать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже).

Для этого нужно придерживаться такой последовательности:

  1. определить по словарной форме существительного его род succus,i m
  2. отобрать из словарной формы прилагательное соответствующего (в данном случае – мужского) рода. ruber, bra,brum →ruber -мужской род
  3. «прикрепив» отобранное прилагательное к существительному в именительном падеже ед.числа, Вы получите сочетание слов «succus ruber» — красный сок, в котором прилагательное согласовано с существительным в мужском роде, именительном падеже, единственном числе.
  4. Вам надо образовать словосочетание в искомой позиции «красные соки», т.е. необходимо прилагательное согласовать с существительным в именительном падеже множественного числа.

Вспоминаем, что и данное существительное и прилагательного мужского рода rubber склоняются по второму склонению.

Следовательно, искомая форма →succi rubri

Рассмотрим еще пример:

Нам надо перевести словосочетание медицинская капсула и записать его в форме родительного падежа ед.ч.

  1. Записываем слова в словарной форме – capsula, ae f medicinalis, e
  2. На первом месте пишем существительное capsula
  3. Прежде чем написать прилагательное, смотрим на род существительного.
  4. Оно у нас женского рода, значит и прилагательное берем женского рода capsula medicinalis
  5. Дальше по словарной форме определяем склонение сущ и прилагательного. В данном случае сущ у нас первого склонения, а прилагательное третьего
  6. Вспоминаем необходимые окончания и получаем

Структура сложного фармацевтического термина.

При переводе сложного фармацевтического термина на латинский язык необходимо не только правильно согласовать прилагательные с существительными, но и учесть особый порядок слов, принятый в фармацевтической терминологии.

Порядок слов в фармацевтическом наименовании.

1. В фармацевтическом наименовании на первом месте стоит существительное, на втором – прилагательное:

Mentha piperita мята перечная

2. Если определение обозначает вещество или растение, оно обычно выражается по-латыни существительным в родительном падеже:

unguentum Zinci цинковая мазь

3. Коммерческие названия комбинированных средств пишутся в именительном падеже с прописной буквы и заключаются в кавычки:

4. В многочленных фармацевтических наименованиях сначала указывается лекарственная форма, затем наименование лекарственного вещества или растения и далее – согласованное определение, относящееся к названию лекарственной формы:

extractum Crataegi fluidum — жидкий экстракт боярышника.

5. Если в многочленном фармацевтическом наименовании отсутствуют прилагательные, порядок слов в русском и латинском эквивалентах одинаковый:

infusum radicis Valerianae — настой корня валерианы.

Несогласованное определение

Несогласованное определение в латинском языке – это имя существительное, которое обозначает растение, лекарственное вещество и наименование химического элемента. Всегда пишется с большой буквы, стоит в родительном падеже и после определяемого слова. (Исключение: наименования химических элементов)

Рассмотрим перевод фармацевтических терминов на следующих примерах:

настойка красавки — tinctura Belladonnae

цветы ромашки – flores Chamomillae

масляный раствор мяты – solutio Menthae oleosa

Recipe: Tabulettam Analgini 0,5

Da tales doses numero 10.

Signa: По одной таблетке 2 раза в день.

Recipe: Tabulettas Analgini 0,5 numero 10

Signa: По одной таблетке 2 раза в день.

Recipe: Analgini 0,5

Da tales doses numero 10 in tabulettis.

Signa: По одной таблетке 2 раза в день.

Recipe: Suppositorium cum Theophyllino 0,2

Читайте также:  грамматические признаки имен существительных упражнения

Da tales doses numero 10.

Recipe: Suppositoria “Bethinolum” numero 10

Словообразование в клинической терминологии.

Приставка Значение Примеры
a, an отрицание, отсутствие признака acholia – отсутствие желчной секреции
ana снизу вверх, вновь, усиление основного понятия, возобновление действия anamnesis – анамнез (воспоминание, история развития болезни)
cata сверху вниз, усиление основного понятия, завершенность действия Catarrhus – катар (воспаление слизистой оболочки)
dia сквозь, через, между, расчленение diagnosis – диагноз (распознавание болезней
dys нарушение (расстройство) функции dystrophia – дистрофия (нарушение питания тканей)
en(do) внутри, внутренний слой endocrinologia – наука о железах внутренней секреции
eu нормальная функция, в хорошем состоянии, правильный euphoria – эйфория (повышенное благодушное настроение)
exo, ec(to) вне, снаружи, наружный слой exanthema – кожная сыпь ectomia – эктомия (полное удаления органа)
hyper над, сверх, выше нормы hyperaemia – усиление притока крови
hypo под, ниже, меньше нормы hypoxia — пониженное содержание кислорода в тканях
olig мало oliguria – уменьшение количества выделяемой почками мочи
ortho прямо, правильно, нормально orthopedia – исправление деформаций позвоночника и конечностей
para рядом, вблизи, около псевдо-, похожее на…, paranephritis – воспаление околопочечной клетчатки, paragrippus – парагрипп
peri вокруг, около pericardium – околосердечная сумка
poly много polypnoe – учащенное дыхание
sym (syn) соединение, связь, совместное действие symbiosis – симбиоз, сожительство организмов разных биологических видов

Клинические термины с суффиксами –ismus, -osis, -itis, -oma.

Мотивирующее слово Производное слово Значение термина
alcohol (алкоголь) alcoholismus алкоголизм (болезненное пристрастие к алкоголю)
infantilia (детский) infantilismus инфантилизм (задержка развития с сохранением черт, присущих детскому возрасту)
rheumatismos (растекание) rheumatismus ревматизм (воспалительное заболевание соединительной ткани, суставов, сердечно-сосудистой и нервной системы)
arthr- (сустав) arthrosis артроз (дегенеративное заболевание суставов)
myc- (гриб) mycosis микоз (грибковое заболевание)
gastr-(желудок) gastritis гастрит (воспаление желудка)
ot- (ухо) otitis отит (воспаление среднего уха)
cyst- (пузырь) cystitis цистит (воспаление мочевого пузыря)
aden- (железа) adenoma аденома (опухоль железистой ткани)
lip – (жир) lipoma липома (жировая опухоль)

Греческие терминоэлементы, наиболее часто употребляемые в клинической терминологии.

Источник

Согласование прилагательных с существительными

Существительные в названиях таксономических единиц.В этом парграфе расматривается места каждого существительного в системе склонений и названия основных таксономических категорий, употребляющихся в классификационной системе зоологической и ботанической номенклатур.

4. Имя прилагательное (nomen adjectīvum) (2 часа).

§ 13. Имя прилагательное и его грамматические категории. Имя прилагательное (nomen adjectīvum) в латинском языке имеет те же грамматические категории, что и в русском языке, т. е. категории рода, падежа, числа и склонения. Прилагательные склоняются по образцу латинских существительных 1—3-го склонений. В зависимости от типа склонения и родовых окончаний они делятся на две группы: прилагательные 1—2-го склонений и прилагательные 3-го склонения.

§ 14. Прилагательные 1—2-го склонений, их словарная форма и основа.Как и в русском языке, прилагательные 1—2-го склонений имеют в именительном падеже три родовых окончания: мужской род -us, -er; женский –a; cредний –um.Форма мужского рода прилагательных данной группы склоняется так, как и существительные 2-го склонения с окончаниями -us, -er, форма женского рода — как существительные 1-го склонения с окончанием -a, форма среднего рода — как существительные среднего рода с окончанием –um. В отличие от существительных, словарная форма прилагательных 1—2-го склонений бывает только в именительном падеже. При этом полностью фиксируется форма именительного падежа мужского рода, а затем после запятой приводятся окончания женского и среднего рода.

Читайте также:  существительное к слову апрельская

§ 15. Прилагательные 3-го склонения, их словарная форма и основа.В зависимости от количества родовых окончаний прилагательные 3-го склонения делятся на три подгруппы. В первую подгруппу входят прилагательные, имеющие три родовых окончания: мужской род -er; женский род -is средний род –e. Во вторую подгруппу входят прилагательные, имеющие два родовых окончания: мужской род -er; женский род -is средний род –e. В третью подгруппу входят прилагательные, имеющие одно окончание, общее для всех трех родов. Встречаются четыре разновидности таких окончаний: -ns, -s, -r, -x. Самая многочисленная группа прилагательных 3-го склонения — прилагательные с окончаниями -is, -e. Многие из таких прилагательных, имеющие суффиксы -al-/-ar-, употребляются в транслитерированном варианте в русской и других национальных медико-биологических номенклатурах. По образцу прилагательных третьей подгруппы с окончанием –ns имеют словарную форму и склоняются причастия настоящего времени действительного залога.

Прилагательные в латинском языке, как и в русском, согласуются с существительными в роде, числе и падеже. Для того чтобы согласовать в латинском языке прилагательное с существительным, необходимо:

1) на первом месте записать существительное и правильно определить его род;

2) выбрать в словарной форме прилагательного ту форму, которая соответствует роду данного существительного, и расположить ее после этого существительного.

Прилагательные используются в биологических номенклатурах прежде всего в качестве видовых определений, а также в субстантивированной форме — в униноминальных названиях семейств, отрядов (порядков), классов и типов (отделов).

Источник

Согласование полных прилагательных с существительными

Introduction

Имена прилагательные указывают на признак существительного.

Согласование — это вид связи, при котором зависимое слово ставится в той же форме рода, числа и падежа, что и главное.

При согласовании в словосочетании прилагательное + существительное имя существительное является главным словом, прилагательное — зависимым.

Полное прилагательное согласуется с существительным в единственном числе, роде и падеже; во множественном числе — в числе и падеже.

При изменении формы главного слова происходит изменение зависимого.

Example

  • Добрая девочка шла по улице. (женский род, единственное число, именительный падеж)
  • Доброго мальчика увидел прохожий. (мужской род, единственное число, родительный падеж)
  • Доброй девочке дали конфеты. (женский род, единственное число, дательный падеж)
  • На улице я вижу добрых мальчиков. (мужской род, множественное число, винительный падеж)
  • Отец гордится своими добрыми девочками. (женский род, множественное число, творительный падеж)
  • Добрые мальчики думают о том, как помочь маме. (мужской род, множественное число, предложный падеж)

Для согласования прилагательного с существительным следует выполнить следующие действия:

  • определить род, число, падеж существительного;
  • выписать словарную форму прилагательного;
  • поставить прилагательное в том же роде, числе и падеже, что и существительное.

Чтобы согласовывать правильно, в первую очередь, нужно определить род, число и падеж у существительного, далее поставить прилагательное в ту же форму.

Источник

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Мир слов. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Формирование представления о многообразии слов русского языка (слова обозначающие предметы и явления, действия и признаки).

Читайте также:  падежи существительных во множественном числе русского языка

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_8.doc 245.5 КБ
zanyatie_8.pptx 2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мир слов. Соглосование прилагательных с существительными в роде и числе.

Цель: Формирование представления о многообразии слов русского языка (слова обозначающие предметы и явления, признаки и действия).

1. Продолжать учить детей отвечать полными, развёрнутыми предложениями.

2. Продолжать формировать понятие о родственных словах, учить их подбирать.

3. Упражнять в отчетливом произношение звуков русского языка.

4. Развивать общую, артикуляционную и мелкую моторику, дыхание.

I Игра для настройки рабочего настроения (стоя в кругу)

Здравствуй, солнце золотое! (дети поднимают руки в верх, пальцы веером)

Здравствуй, небо голубое! (руки вверх , ладони развернуты к небу)

Здравствуй, вольный ветерок! (руки вверх, слегка покачиваются из стороны в сторону)

Здравствуй, маленький дубок! (руки под подборотком ладонями вверх сомкнув кисти)

Здравствуй утро, здравствуй день! (рукой показать сначала направо, потом — налево)

Мне здороваться не лень! (показать обеими руками на себя, покачать головой)

Встанем дружно мы в кружок, (взяться за руки)

Здравствуй миленький, дружок! (поклониться головой сначала вправо, потом — влево)

II Закрепление пройденного материала.

1. Д/упр. «Кто или что» (дети стоят в кругу)

-Я буду кидать вам мячик в руки и называть слово, а вы будите кидать мне мяч обратно и говорить на какой вопрос оно отвечает КТО? или ЧТО?

2 . Д/упр.»Подбери словечко»

-А теперь я буду бросать вам мячик, ударяя его об пол, и называть слово отвечающее на вопрос кто? или что?, а вы мне — отвечающее на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?

солнце — светит, греет

дождь — льет, поливает

дерево — растет, скрипит, качается

трава — растет, зеленеет, вянет

ручей — бежит, журчит

гром — гремит, грохочет

звезды — светят, мерцают

снег — идет, падает

лед — скользит, блестит

II Формирование представления о прилагательных. Какой? Какая? Какие?

-Посмотри на картинку и назови одним словом что на ней нарисовано (овощи)

— Что нарисовано на картинке? (помидор)

-Ответь одним словом на вопрос КАКОЙ? (круглый, красный, спелый, вкусный и т.д.)

— Что нарисовано на картинке? (морковь)

-Ответь одним словом на вопрос КАКОЙ? Оранжевая, длинная, сладкая, полезная и т.д.)

— Что нарисовано на картинке? (огурец)

-Ответь одним словом на вопрос КАКОЙ? (зеленый, длинный, полезный, свежий и т.д.)

— Что нарисовано на картинке? (чеснок)

-Ответь одним словом на вопрос КАКОЙ? (белый, горький, полезный и т. д.)

-В русском языке много слов, которые отвечают на вопрос КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКОЕ?

-Давайте попробуем подобрать такое словечко каждый о себе.

Я — веселая. А ты какой? (ответы детей)

-Посмотри на картинку и составь предложение. (Медведь собирает малину.)

-Малина какая? (красная, вкусная, крупная и т.д.)

-Посмотри на картинку и составь предложение. (Мальчик ест грушу.)

-Какая груша? (желтая, сочная, сладкая и т. д.)

-Как называется сок из груши? (грушевый)

-Как называется сок из яблока? (яблочный)

-Как называется сок из винограда? (виноградный)

-Как называется сок из персика? (персиковый)

-Как называется сок из помидора? (томатный)

III Развитие графических навыков.

-Найди на картинке фрукты и заштрихуй их по образцу.

Источник