Меню

что такое состав прилагательных образованных от существительных



Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

III. Имена прилагательные

Орфография

III. Имена прилагательные

§ 80. Пишутся слитно сложные имена прилагательные:

1. Образованные от слитно пишущихся сложных имен существительных, например: водопроводный (водопровод), земледельческий (земледелец, земледелие), новосибирский (Новосибирск).

2. Образованные из сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому, например: железнодорожный (железная дорога), народнохозяйственный (народное хозяйство), естественнонаучный (естественные науки), сложноподчиненное (сложное по способу подчинения), рельсопрокатный (прокатывающий рельсы), общенародный (общий для народа), полезащитный (образующий защиту для полей), металлорежущий (режущий металл); сюда же относятся обозначающие единое понятие образования (в том числе и терминологические) из наречия и прилагательного (или причастия), например: малоупотребительный, близлежащий, животрепещущий, глубокоуважаемый, свежеиспеченный, ясновидящий, сильнодействующий, дикорастущий, вечнозеленый, гладкокрашеный.

Примечание. Сложные прилагательные, в состав которых входят наречия, не следует смешивать со словосочетаниями, состоящими из наречия и прилагательного (или причастия) и пишущимися раздельно, например: диаметрально противоположный, прямо противоположный, чисто русский, детски наивный, плохо скрываемый, отчетливо выраженный.

3. Употребляемые в качестве терминов и образованные из двух или трех основ, независимо от характера последних, например: грудобрюшная (преграда), индоевропейские (языки), древневерхненемецкий (язык), двууглекислый (газ); также – глухонемой.

§ 81. Пишутся через дефис сложные имена прилагательные:

1. Образованные от существительных, пишущихся через дефис, от личных именований – сочетаний имен и фамилий, а также от названий населенных пунктов, представляющих собой сочетания имен и фамилий, имен и отчеств, например: дизель-моторный, социал-демократический, бурят-монгольский, северо-восточный, алма-атинский, орехово-зуевский, нижне-масловский, усть-абаканский, ромен-роллановский, вальтер-скоттовский, лев-толстовский, ерофей-павловичский.

Примечание 1. Пишется слитно прилагательное москворецкий.

Примечание 2. Имена прилагательные, образованные от имен собственных, пишущихся через дефис, и имеющие приставку, отсутствующую у существительного, пишутся слитно, например: приамударьинский, заиссыккульский.

2. Образованные из двух или более основ, обозначающих равноправные понятия, например: беспроцентно-выигрышный, выпукло-вогнутый, партийно-комсомольский, садово-огородный, мясо-молочный, англо-японский, русско-немецко-французский (словарь), сине-бело-красный (флаг).

3. Образованные из двух основ и обозначающие: а) качество с дополнительным оттенком, например: раскатисто-громкий, горько-соленый; б) оттенки цветов, например: бледно-розовый, ярко-синий, темно-русый, черно-бурый, синевато-голубой, золотисто-желтый, пепельно-серый, бутылочно-зеленый, лимонно-желтый, изжелта-красный.

4. Входящие в состав географических собственных имен и начинающиеся с восточно-, запад-но-, северно- и северо-, южно- и юго-, например: Западно-Казахстанская область, Восточно-Китайское море, Южно-Африканский Союз.

Примечание 1. Прилагательные, образованные из двух или более основ, не подходящие под перечисленные правила, пишутся через дефис, например: литературно-художественный (альманах), политико-массовая (работа), словарно-технический (отдел), подзолисто-болотный, рыхло-комковато-пылеватый, удлиненно-ланцетовидный.

Примечание 2. Через дефис пишутся также слова, первой составной частью которых являются сам-, сама-, например: сам-друг, сам-трет е й, сам-пят, сама-пят а .

Источник

Урок русского языка для 4-го класса «Образование прилагательных»

— познакомить с образованием имён прилагательных от основ имён существительных;

— показать способы образования имён прилагательных от основ имён существительных с помощью суффиксов.

— расширять лингвистический кругозор учащихся;

— развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, творческую активность, речь учащихся.

— формировать нравственное отношение в процессе совместной деятельности;

— формировать сознательную дисциплину.

— учебник А. В. Поляковой, 2007 г. 4 кл.;

1) “Имя прилагательное” (дерево-схема);

2) схемы-опоры с рисунками для образования прилаг.: звёздный, гусиный, колосистый, ежовый, слоновый, грушевый;

— “капли” для поощрения уч-ся.

I. Организационный момент

— С добрым утром, ребята! Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам успешной работы.

— Догадайтесь с каким словом (названием месяца) связано чистописание.

Родина этого слова – древний Рим. Оно означает “теплый, солнечный”. Наши предки в древние времена называли этот месяц “цветень” (апрель).

— Запись даты, классной работы.

— Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой А.

— Запишите, продолжив закономерность.

— Прочитайте пословицу, объясните её смысл.

Апрель, апрель – на дворе звенит капель.

— Сегодня за правильные ответы вы будете получать капельки, количество которых к концу урока покажут уровень вашей работы.

— Спишите. Подчеркните орфограммы.

— Кто из писателей использовал её в своём произведении? (С.Я. Маршак)

Читайте также:  приставочный способ имя существительное

— Как оно называлось? (Двенадцать месяцев)

III. Словарно-орфографическая работа

— Запишите названия всех двенадцати месяцев в тетрадь.

— Прочитайте орфографически, 1 отвечает.

1. Проверка домашнего задания №4 (с.72, упр.328) – разбор по частям речи и членам предложения (заранее подготовленный ученик).

2. Индивидуальная работа по карточкам (во время проверки д/з).

У доски работают два ученика.

— Просклоняйте: широкие просторы, апрельские деньки.

V. Работа над темой

1. Наблюдение над образованием имен прилагательных (презентация).

— Прочитайте (слайд №1):

ГЛУХО, НОЧНАЯ, ЗАСВЕТЛО, СНОВА, ЗИМНИЙ, АПРЕЛЬСКИЙ

— На какие две группы можно разделить данные слова? Запишите. (По частям речи имена прилагательные и наречия.)

— Сравните прилагательные и наречия по составу слова. (В прилагательных есть основа и окончание, а у наречий только основа.)

— А от какой части речи образовались эти наречия? (От имен прилагательных.)

— А как образуются наречия? (С помощью суффиксов и приставок.)

— Что вы знаете о правописании наречий? (В наречиях с приставкам из-, до- на конце а, с приставками в-, на-, за- пишется о.)

— Сравните способы образования наречий и прилагательных. Выделите основу у прилагательных.

— Как же образованы данные прилагательные? (От основ имен существа тельных: ночь, зима, апрель с помощью суффиксов -н, -ск.) (слайд №2).

Постановка цели урока.

— Кто догадался, о чём новом пойдёт сегодня речь на уроке?

(Сегодня на уроке поговорим об образовании имен прилагательных. Я думаю, о том, как образуются прилагательные от существительных)

(Учитель открывает тему урока на доске “Образование прилагательных от основ существительных”) (слайд №2)

— Мы рассмотрим способы образования прилагательных только пока от имени существительных. Расскажите всё, что вы знаете об имени прилагательном.

(Дети рассказывают, используя схему-опору в виде дерева, которая есть на доске и у каждого индивидуально) (слайд №3)

У: На какой почве выросли имена прилагательные зимний, ночная, апрельский? Какой способ образования мы рассмотрели?

Д: Мы узнали, что прилагательные образуются от существительных с помощью суффикса -ск- и -н- (под “деревом” открывается запись: сущ. + -ск- и -н-) (слайд №4).

У: Как вы думаете, ребята, есть ли другие способы образования прилагательных от имени существительного?

Д: Я считаю, что есть. Бывают же прилагательные с другими суффиксами.

У: Давайте понаблюдаем. Я предлагаю записать ряд прилагательных по схемам и указать существительное, от которого оно образовано. При затруднении можно посоветоваться в паре.

На доске схемы с рисунками (слайд №5): Рисунок 2

У детей запись в тетрадях, 2 на пленке:

При проверке используется оверхед проектор.

У: Сравните основы однокоренных слов. Что заметили?

Д: Я заметил, что при образовании прилагательного к основе существительного добавляется суффикс.

У: При помощи каких суффиксов образуются прилагательные от существительных?

Д: При помощи суффиксов: -н-; -ин-; -ист-; -ов-; -ев-.

У: Сделайте вывод о способе образования прилагательных.

Д: Имена прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов.

У: Заполним почву под нашим “деревом прилагательным”

(Под схемой “дерева-прилагательного” появляются записи существительные + суффиксы) (слайд №6).

У: А теперь прочитайте правило на стр. 74 в учебнике и сравните с нашим выводом.

Многие прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов: -ск-; -н-; -ист- (море – морской, лес – лесной, гора – горный, гористый).

(Дети читают правило и, сравнивая с нашим выводом, говорят, что мы нашли больше суффиксов для образования прилагательных от существительных)

VI. Физкультминутка для глаз (мультим. проектор)

1. Образование прилагательных. Стр. 74, упр. 331.

— С помощью какого суффикса образованы прилагательные?

— Чем отличаются основы прилагательных и основы имен существительных? (У прилагательных в основу входит суффикс)

Чем похожи основы? (Корнем)

2. Игра “Предмет — признак”.

— От данных имен существительных образуйте имена прилагательные. Река, вкус, ужас, скука, место, грусть, капуста, кость, радость.

Читайте также:  в каком словосочетании неправильно выбрана падежная форма имени существительного

3. Придумайте по 2 имени прил. к каждой схеме:

VIII. Домашнее задание

— Как образуются имена прилагательные? (Ответы уч-ся) (слайд №7).

Индивидуальная работа (работа на карточках для сильных уч-ся).

— Разберите слова по составу.

Июльский, дорожная, речной, футбольного, гористая.

Источник

Словообразование прилагательных

  • Словообразование прилагательных (или адъективное словообразование) — процесс образования производных прилагательных от разных частей речи. Различают несколько видов образования прилагательных:

аффиксные:внутриадъективное словообразование — прежде всего, образование по градационным признакам: желтоватый, пречудесныйпрефиксальный способ: антифашистский, внеклассовый, безвоздушный, довоенный;

префиксально-суффиксальный способ: подслеповатый, обширный;

суффиксальный способ: нашенский;

постфиксный способ (только при образовании местоименных прилагательных): какой-то, чей-то.отсубстантивное и отглагольное образование:префиксально-суффиксальный способ: бессмысленный, безжалостный;

суффиксальный способ: сестрин, компьютерный, завистливый, утешительный;разновидность суффиксации — адъективация: образование деривативов, которые омонимичны причастиям и имеют суффиксы -н-, -нн-, -т- и др., которые входят в основу: мятый, дрессированный, раненый.словообразование от местоимений, числительных и наречий:суффиксальный способ: двойной, тройственный, семеричный; поздний ← поздно, сквозной ← сквозь.безаффиксные и смешанные:сложение: русско-украинский, красноармейский;

сложение с суффиксацией: кофеварочный, чернозёмный;

сращение: сумасшедший, водородсодержащий;

сращение с суффиксацией: потусторонний, благодарный;

сложносоставной способ: какой-никакой.

Связанные понятия

В русском языке части речи делят на самостоятельные и служебные. Каждая самостоятельная часть речи (существительное, глагол, прилагательное, числительное, местоимение, наречие) имеет свои грамматические признаки. Грамматические признаки бывают разными, такие как: непостоянные «время, число, падеж» и постоянные «род, склонение». К самостоятельным относятся существительные, прилагательные, глаголы и так далее. К служебным же относятся предлоги, союзы, частицы.

Флекти́вный строй (от лат. flectivus — гибкий) — устройство языка синтетического типа, при котором доминирует словоизменение при помощи флексий — формантов, сочетающих сразу несколько значений. Флективный строй противоположен агглютинативному, в котором каждый формант несёт только одно значение.

Латинский язык имеет развитую систему словоизменения, что особенно проявляется в глагольном спряжении. Образование словоформ происходит путём присоединения окончаний, а словообразование — путём присоединения префиксов и суффиксов.

Источник

Словообразование прилагательных: основные способы

Есть несколько классификаций образования прилагательных в русском языке — по различным признакам. Основная классификация строится исходя из объединения всех прочих в 3 основных блока.

Какие есть способы образования прилагательных

Словообразование прилагательных начинают изучать в 6 классе средней школы. На уроках русского языка ученики знакомятся с тремя основными способами:

  1. Аффиксальным;
  2. Неаффиксальным;
  3. Смешанным.

Каждый способ имеет собственные разновидности и правила.

Аффиксальный способ

Согласно мировой языковой теории, аффиксы – это части слова, присоединяемые к корню с грамматической или словообразовательной целью. К аффиксам относятся приставки и суффиксы.

Виды аффиксов

В связи с этим, при словообразовании всех имен прилагательных с помощью аффиксов применяются способы:

  1. суффиксальный;
  2. приставочный;
  3. приставочно-суффиксальный.

Добавление специфических суффиксов придает новообразованным словам такие значения:

  • -ов-, -ев-, -н-, -онн-, -енн-: отношение к предмету или явлению, от названия которого образовано прилагательное (правительство — правительственный, налог — налоговый, книга — книжный). Это частый способ образования относительных прилагательных;
  • -ин-, -ев-, -ов-, -ий-, -й-: принадлежность (мама — мамин, Коля — Колин, утка — утиный, тигр — тигровый, медведь – медвежий);
  • -ист-, -лив-, -ат-, -оват-: обладание каким-либо отличительным признаком (крылья — крылатый, зерно — зернистый);
  • -оват-, -еват-, -еньк-: слабое проявление признака (синий — синеватый, легкий — легенький, старый – староватый);
  • -лив-, -чив-, -тельн-: признак действия, так происходит образование прилагательных от глаголов (болтать — болтливый, молчать — молчаливый, мечтать – мечтательный) и др.

Примеры суффиксального способа

Образование наречий от прилагательных в русском языке происходит также с помощью присоединения суффикса -о-: легкий — легко.

Приставочный способ образования имен прилагательных делится по значению приставок:

Читайте также:  имена существительные только единственного числа женский род

  • отрицание и противопоставление: а-, не-, без-, бес-, анти- (социальный — асоциальный, дорогой — недорогой, сознательный — бессознательный, правительственный — антиправительственный);
  • пространственные сведения: внутри-, вне-, транс-, за- (ведомственный — внутриведомственный, очередной — внеочередной, национальный — транснациональный, очный — заочный);
  • степень проявления признака: пре-, наи-, сверх-, архи-, ультра-, супер-, раз-, рас- (холодный — прехолодный, лучший — наилучший, чувствительный — сверхчувствительный, фиолетовый — ультрафиолетовый, важный — архиважный, чистый — суперчистый, прекрасный — распрекрасный). Такие приставки участвуют в образовании качественных прилагательных в простой превосходной степени;
  • указание на время: до-, после-, пред-, пост- (советский — постсоветский, школьный — дошкольный, обеденный — послеобеденный, новогодний — предновогодний).

Приставочно-суффиксальный способ образования прилагательных

Если слово образовано в результате одновременного добавления и суффикса, и приставки, то способ называют приставочно-суффикальным. Как правило, такие прилагательные происходят от глаголов и существительных:

  • победить — не-побед-им-ый, прерывать — не-прерыв-н-ый, оглядываться — без-огляд-н-ый; зреть — не-зр-им-ый;
  • море — за-мор-ск-ий, глас — не-глас-н-ый, результат — без-результат-н-ый.

Дополнительным блоком необходимо выделить создание кратких форм прилагательных при помощи окончаний:

  • добавление нулевого окончания в единственном числе мужского рода к основе: красивый — красив, молодой — молод, старый — стар, уродливый — уродлив;
  • во множественном числе: красивый — красивы, молодой — молоды, старый — стары, уродливый — уродливы;
  • в женском и среднем родах: молодой — молодо, старый — старо.

Иногда при словообразовании кратких прилагательных возникает беглый гласный:

  • в мужском роде между твердым согласным (исключение — буква «Ж») и «К» появляется беглая -о-: крепкий — крепок, падкий — падок, мягкий — мягок;
  • в мужском роде между мягким шипящим согласным и «К» появляется беглая -е-: тяжкий — тяжек, нежный — нежен, горький — горек;
  • в мужском роде перед «Н» возникает беглая -е-: славный — славен, шумный — шумен, красный — красен.

Беглая буква не имеет места перед «Р» и «Л», кроме нескольких слов-исключений качественного характера: светел, хитер, кисел, остер, тепел.

Прилагательные, не имеющие кратких форм

У слов, завершающихся на -нный во всех родах переход в краткую форму происходят со следующими изменениями:

  • если слово образовано с помощью корня на -н- или -ни- и суффикса -н-, то -нный меняется -ен: длинный — длинен, несомненный — несомненен;
  • если прилагательное образовано с помощью корня с 2 и более согласными на конце и суффикса -енн-, то -нный меняется на -ен: ответственный — ответственен.

Неаффиксальный способ

Кроме формирования слов с помощью присоединения аффиксов, рассматриваемые части речи могут образовываться путем сложения или сращения нескольких слов. Примеры:

  • ума + лишенный — умалишенный;
  • кофе + варочный — кофеварочный;
  • мало + понятный — малопонятный;
  • выше + указанный — вышеуказанный.

В этих примерах два слова соединяются без суффиксов методом сращения и образуются сложные прилагательные.

Смешанный способ

Этот способ словообразования соединяет две части речи с помощью интерфиксов -о-, -е- и суффикса -н-, -енн-, -ическ-, -ов-. В зависимости от синтаксической связи исходного словосочетания, сложные слова могут писаться слитно или через дефис. Примеры:

  • звук + буква — звук-о-букв-енн-ый;
  • вода + сток — вод-о-сточ-н-ый;
  • цельный + металл — цельн-о-металл-ическ-ий;
  • яркий + красный — ярк-о-крас-н-ый;
  • цельный + зерно — цельн-о-зерн-ов-ой.

Варианты смешанного способа

Не стоит путать методы сращения и сложения. В первом случае соединяемые слова не меняются, а соединяются в своем первоначальном виде. Например, в слове «кофеварочный» стык двух слов не содержит каких-либо аффиксов, слово «кофе» сохраняется. А в слове «водостойкий» изначальное слово «вода» обретает суффикс -о-, который меняет его на «водо» + «стойкий».

Источник

Что такое состав прилагательных образованных от существительных



Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

III. Имена прилагательные

Орфография

III. Имена прилагательные

§ 80. Пишутся слитно сложные имена прилагательные:

1. Образованные от слитно пишущихся сложных имен существительных, например: водопроводный (водопровод), земледельческий (земледелец, земледелие), новосибирский (Новосибирск).

2. Образованные из сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому, например: железнодорожный (железная дорога), народнохозяйственный (народное хозяйство), естественнонаучный (естественные науки), сложноподчиненное (сложное по способу подчинения), рельсопрокатный (прокатывающий рельсы), общенародный (общий для народа), полезащитный (образующий защиту для полей), металлорежущий (режущий металл); сюда же относятся обозначающие единое понятие образования (в том числе и терминологические) из наречия и прилагательного (или причастия), например: малоупотребительный, близлежащий, животрепещущий, глубокоуважаемый, свежеиспеченный, ясновидящий, сильнодействующий, дикорастущий, вечнозеленый, гладкокрашеный.

Примечание. Сложные прилагательные, в состав которых входят наречия, не следует смешивать со словосочетаниями, состоящими из наречия и прилагательного (или причастия) и пишущимися раздельно, например: диаметрально противоположный, прямо противоположный, чисто русский, детски наивный, плохо скрываемый, отчетливо выраженный.

3. Употребляемые в качестве терминов и образованные из двух или трех основ, независимо от характера последних, например: грудобрюшная (преграда), индоевропейские (языки), древневерхненемецкий (язык), двууглекислый (газ); также – глухонемой.

§ 81. Пишутся через дефис сложные имена прилагательные:

1. Образованные от существительных, пишущихся через дефис, от личных именований – сочетаний имен и фамилий, а также от названий населенных пунктов, представляющих собой сочетания имен и фамилий, имен и отчеств, например: дизель-моторный, социал-демократический, бурят-монгольский, северо-восточный, алма-атинский, орехово-зуевский, нижне-масловский, усть-абаканский, ромен-роллановский, вальтер-скоттовский, лев-толстовский, ерофей-павловичский.

Примечание 1. Пишется слитно прилагательное москворецкий.

Примечание 2. Имена прилагательные, образованные от имен собственных, пишущихся через дефис, и имеющие приставку, отсутствующую у существительного, пишутся слитно, например: приамударьинский, заиссыккульский.

2. Образованные из двух или более основ, обозначающих равноправные понятия, например: беспроцентно-выигрышный, выпукло-вогнутый, партийно-комсомольский, садово-огородный, мясо-молочный, англо-японский, русско-немецко-французский (словарь), сине-бело-красный (флаг).

3. Образованные из двух основ и обозначающие: а) качество с дополнительным оттенком, например: раскатисто-громкий, горько-соленый; б) оттенки цветов, например: бледно-розовый, ярко-синий, темно-русый, черно-бурый, синевато-голубой, золотисто-желтый, пепельно-серый, бутылочно-зеленый, лимонно-желтый, изжелта-красный.

4. Входящие в состав географических собственных имен и начинающиеся с восточно-, запад-но-, северно- и северо-, южно- и юго-, например: Западно-Казахстанская область, Восточно-Китайское море, Южно-Африканский Союз.

Примечание 1. Прилагательные, образованные из двух или более основ, не подходящие под перечисленные правила, пишутся через дефис, например: литературно-художественный (альманах), политико-массовая (работа), словарно-технический (отдел), подзолисто-болотный, рыхло-комковато-пылеватый, удлиненно-ланцетовидный.

Примечание 2. Через дефис пишутся также слова, первой составной частью которых являются сам-, сама-, например: сам-друг, сам-трет е й, сам-пят, сама-пят а .

Источник

Словообразование прилагательных

  • Словообразование прилагательных (или адъективное словообразование) — процесс образования производных прилагательных от разных частей речи. Различают несколько видов образования прилагательных:

аффиксные:внутриадъективное словообразование — прежде всего, образование по градационным признакам: желтоватый, пречудесныйпрефиксальный способ: антифашистский, внеклассовый, безвоздушный, довоенный;

префиксально-суффиксальный способ: подслеповатый, обширный;

суффиксальный способ: нашенский;

постфиксный способ (только при образовании местоименных прилагательных): какой-то, чей-то.отсубстантивное и отглагольное образование:префиксально-суффиксальный способ: бессмысленный, безжалостный;

суффиксальный способ: сестрин, компьютерный, завистливый, утешительный;разновидность суффиксации — адъективация: образование деривативов, которые омонимичны причастиям и имеют суффиксы -н-, -нн-, -т- и др., которые входят в основу: мятый, дрессированный, раненый.словообразование от местоимений, числительных и наречий:суффиксальный способ: двойной, тройственный, семеричный; поздний ← поздно, сквозной ← сквозь.безаффиксные и смешанные:сложение: русско-украинский, красноармейский;

сложение с суффиксацией: кофеварочный, чернозёмный;

сращение: сумасшедший, водородсодержащий;

сращение с суффиксацией: потусторонний, благодарный;

сложносоставной способ: какой-никакой.

Связанные понятия

В русском языке части речи делят на самостоятельные и служебные. Каждая самостоятельная часть речи (существительное, глагол, прилагательное, числительное, местоимение, наречие) имеет свои грамматические признаки. Грамматические признаки бывают разными, такие как: непостоянные «время, число, падеж» и постоянные «род, склонение». К самостоятельным относятся существительные, прилагательные, глаголы и так далее. К служебным же относятся предлоги, союзы, частицы.

Флекти́вный строй (от лат. flectivus — гибкий) — устройство языка синтетического типа, при котором доминирует словоизменение при помощи флексий — формантов, сочетающих сразу несколько значений. Флективный строй противоположен агглютинативному, в котором каждый формант несёт только одно значение.

Латинский язык имеет развитую систему словоизменения, что особенно проявляется в глагольном спряжении. Образование словоформ происходит путём присоединения окончаний, а словообразование — путём присоединения префиксов и суффиксов.

Читайте также:  три склонения имени существительных в 5 классе

Источник

Урок русского языка для 4-го класса «Образование прилагательных»

— познакомить с образованием имён прилагательных от основ имён существительных;

— показать способы образования имён прилагательных от основ имён существительных с помощью суффиксов.

— расширять лингвистический кругозор учащихся;

— развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, творческую активность, речь учащихся.

— формировать нравственное отношение в процессе совместной деятельности;

— формировать сознательную дисциплину.

— учебник А. В. Поляковой, 2007 г. 4 кл.;

1) “Имя прилагательное” (дерево-схема);

2) схемы-опоры с рисунками для образования прилаг.: звёздный, гусиный, колосистый, ежовый, слоновый, грушевый;

— “капли” для поощрения уч-ся.

I. Организационный момент

— С добрым утром, ребята! Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам успешной работы.

— Догадайтесь с каким словом (названием месяца) связано чистописание.

Родина этого слова – древний Рим. Оно означает “теплый, солнечный”. Наши предки в древние времена называли этот месяц “цветень” (апрель).

— Запись даты, классной работы.

— Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой А.

— Запишите, продолжив закономерность.

— Прочитайте пословицу, объясните её смысл.

Апрель, апрель – на дворе звенит капель.

— Сегодня за правильные ответы вы будете получать капельки, количество которых к концу урока покажут уровень вашей работы.

Спишите. Подчеркните орфограммы.

— Кто из писателей использовал её в своём произведении? (С.Я. Маршак)

— Как оно называлось? (Двенадцать месяцев)

III. Словарно-орфографическая работа

— Запишите названия всех двенадцати месяцев в тетрадь.

— Прочитайте орфографически, 1 отвечает.

1. Проверка домашнего задания №4 (с.72, упр.328) – разбор по частям речи и членам предложения (заранее подготовленный ученик).

2. Индивидуальная работа по карточкам (во время проверки д/з).

У доски работают два ученика.

— Просклоняйте: широкие просторы, апрельские деньки.

V. Работа над темой

1. Наблюдение над образованием имен прилагательных (презентация).

— Прочитайте (слайд №1):

ГЛУХО, НОЧНАЯ, ЗАСВЕТЛО, СНОВА, ЗИМНИЙ, АПРЕЛЬСКИЙ

— На какие две группы можно разделить данные слова? Запишите. (По частям речи имена прилагательные и наречия.)

— Сравните прилагательные и наречия по составу слова. (В прилагательных есть основа и окончание, а у наречий только основа.)

— А от какой части речи образовались эти наречия? (От имен прилагательных.)

— А как образуются наречия? (С помощью суффиксов и приставок.)

— Что вы знаете о правописании наречий? (В наречиях с приставкам из-, до- на конце а, с приставками в-, на-, за- пишется о.)

— Сравните способы образования наречий и прилагательных. Выделите основу у прилагательных.

— Как же образованы данные прилагательные? (От основ имен существа тельных: ночь, зима, апрель с помощью суффиксов -н, -ск.) (слайд №2).

Постановка цели урока.

— Кто догадался, о чём новом пойдёт сегодня речь на уроке?

(Сегодня на уроке поговорим об образовании имен прилагательных. Я думаю, о том, как образуются прилагательные от существительных)

(Учитель открывает тему урока на доске “Образование прилагательных от основ существительных”) (слайд №2)

— Мы рассмотрим способы образования прилагательных только пока от имени существительных. Расскажите всё, что вы знаете об имени прилагательном.

(Дети рассказывают, используя схему-опору в виде дерева, которая есть на доске и у каждого индивидуально) (слайд №3)

У: На какой почве выросли имена прилагательные зимний, ночная, апрельский? Какой способ образования мы рассмотрели?

Д: Мы узнали, что прилагательные образуются от существительных с помощью суффикса -ск- и -н- (под “деревом” открывается запись: сущ. + -ск- и -н-) (слайд №4).

У: Как вы думаете, ребята, есть ли другие способы образования прилагательных от имени существительного?

Д: Я считаю, что есть. Бывают же прилагательные с другими суффиксами.

У: Давайте понаблюдаем. Я предлагаю записать ряд прилагательных по схемам и указать существительное, от которого оно образовано. При затруднении можно посоветоваться в паре.

На доске схемы с рисунками (слайд №5): Рисунок 2

У детей запись в тетрадях, 2 на пленке:

При проверке используется оверхед проектор.

У: Сравните основы однокоренных слов. Что заметили?

Читайте также:  собирательное существительное слова дуб

Д: Я заметил, что при образовании прилагательного к основе существительного добавляется суффикс.

У: При помощи каких суффиксов образуются прилагательные от существительных?

Д: При помощи суффиксов: -н-; -ин-; -ист-; -ов-; -ев-.

У: Сделайте вывод о способе образования прилагательных.

Д: Имена прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов.

У: Заполним почву под нашим “деревом прилагательным”

(Под схемой “дерева-прилагательного” появляются записи существительные + суффиксы) (слайд №6).

У: А теперь прочитайте правило на стр. 74 в учебнике и сравните с нашим выводом.

Многие прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов: -ск-; -н-; -ист- (море – морской, лес – лесной, гора – горный, гористый).

(Дети читают правило и, сравнивая с нашим выводом, говорят, что мы нашли больше суффиксов для образования прилагательных от существительных)

VI. Физкультминутка для глаз (мультим. проектор)

1. Образование прилагательных. Стр. 74, упр. 331.

— С помощью какого суффикса образованы прилагательные?

— Чем отличаются основы прилагательных и основы имен существительных? (У прилагательных в основу входит суффикс)

Чем похожи основы? (Корнем)

2. Игра “Предмет — признак”.

— От данных имен существительных образуйте имена прилагательные. Река, вкус, ужас, скука, место, грусть, капуста, кость, радость.

3. Придумайте по 2 имени прил. к каждой схеме:

VIII. Домашнее задание

— Как образуются имена прилагательные? (Ответы уч-ся) (слайд №7).

Индивидуальная работа (работа на карточках для сильных уч-ся).

— Разберите слова по составу.

Июльский, дорожная, речной, футбольного, гористая.

Источник

Правописание суффиксов прилагательных

Суффиксы при­ла­га­тель­ных име­ют без­удар­ные глас­ные «а» или «о», «е» или «и». При напи­са­нии дру­гая груп­па суф­фик­сов при­ла­га­тель­ных тре­бу­ет раз­ли­че­ния соглас­ных «к» или «ск». Правописание н и нн в суф­фик­сах при­ла­га­тель­ных зави­сит от мно­гих усло­вий, кото­рые сле­ду­ет учи­ты­вать.

Суффикс Правило Примеры
-ив-
-ев-
В без­удар­ном поло­же­нии — -ев-;
-ив- — под уда­ре­ни­ем.
стро ев о́й
плакс и́в ый
Исключения:
ми́лост ив ый
юро́д ив ый
-оньк-
-еньк-
Суффикс -оньк- — после г, х, к;
-еньк- — в осталь­ных слу­ча­ях
сух оньк ий
зелён еньк ий
-чив-
-лив-
-ист-
Всегда пишет­ся -и- задум чив ый
забот лив ый
пре­рыв ист ый
-к-
-ск-
-к- — в каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных
с крат­кой фор­мой на -ок-;
в при­ла­га­тель­ных, обра­зо­ван­ных от
суще­стви­тель­ных с осно­вой
закан­чи­ва­ю­щей­ся на «ц» и «к», «ч/ц».
-ск- — в осталь­ных слу­ча­ях.
уз к ий (узок)
ткац к ий (ткач)
Исключения:
узбек ск ий
фран­цуз ск ий
-еват-
-оват-
-еват- — после мяг­ких соглас­ных и шипя­щих;
-оват- — в осталь­ных слу­ча­ях
рыж еват ый
грязн оват ый
-ин-ск-
-ен-ск-
-ин-ск- — в при­ла­га­тель­ных, обра­зо­ван­ных от
основ закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ин, и(ы), а(я);
от гео­гра­фи­че­ских назва­ний на -и, -а.
-ен-ск- — в осталь­ных слу­ча­ях
сестр ин ск ий (сест­рин)
химк ин ск ий (Химки)
ялт ин ск ий (Ялта)
нищ ен ск ий (нищий)
ровн ен ск ий (Ровно)
-еск- Единообразное напи­са­ние враж еск ий
-ат- Единообразное напи­са­ние вес­нушч ат ый
-ическ- Единообразное напи­са­ние био­лог ическ ий
-чат- Всегда пишет­ся -а- створ чат ый
сту­пен чат ый
Запомни:
дощ ат ый

Правописание суффиксов прилагательных с «е» или «и»

Ряд суф­фик­сов при­ла­га­тель­ных, ока­зав­шись в без­удар­ной пози­ции, доста­вят затруд­не­ние в выбо­ре бук­вы «е» или «и». Сразу отме­тим, что неко­то­рые без­удар­ные суф­фик­сы пишут­ся все­гда толь­ко с бук­вой «и»:

  • уча́ст л и в ый
  • отчёт л и в ый
  • непосе́д л и в ый

Важно отли­чить суф­фикс -лив- от без­удар­но­го суф­фик­са -ев- в сло­вах, обра­зо­ван­ных от суще­стви­тель­ных с осно­вой на «л»:

Сравним:

  • кокет­ка → коке́т л и в ый
  • эма л ь → эма́л е в ый
  • сби́в ч и в ый
  • усту́п ч и в ый
  • заду́м ч и в ый
  • покла́д и ст ый
  • преры́в и ст ый
  • обры́в и ст ый
  • оса́н и ст ый

В суф­фик­сах при­ла­га­тель­ных -ев-/-ив напи­са­ние глас­ных зави­сит от уда­ре­ния.

Сравним:

  • я́сен е в ый
  • ма́рл е в ый
  • плю́ш е в ый

но

  • спес и́в ый
  • правд и́в ый
  • игр и́в ый

Гласная «и» пишет­ся в суф­фик­се -ин-ск- в соста­ве слов, обра­зо­ван­ных от при­тя­жа­тель­ных при­ла­га­тель­ных и от гео­гра­фи­че­ских назва­ний, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -а/-я или -ы/-и:

  • ма́терин → матер и́н ск ий;
  • се́стрин → сестр и́н ск ий;
  • Сочи → со́ч и н ск ий;
  • Ялта → я́лт и н ск ий;
  • Мытищи → мыти́щ и н ск ий.

Отличаем от без­удар­но­го суф­фик­са -ен-ск-, кото­рый пишет­ся в осталь­ных слу­ча­ях:

  • рож­де­ство → рожде́ств е н ск ий;
  • клад­би­ще → клад­бищ е н ск ий;
  • Гродно → гро́дн е н ск ий;
  • Благовещенск → благове́щ е н ск ий.

Написание букв «а», «о» и «е» в суффиксах прилагательных

Буква «а» пишет­ся в без­удар­ных суф­фик­сах при­ла­га­тель­ных -ат- и -чат-.

Примеры:

  • кле­ёнк а → кле­ёнч а т ый;
  • клетк а → кле́тч а т ый;
  • сетк а → сетч а т ый;
  • брев­но → бреве́н ч а т ый;
  • свод → свод ч а т ый;
  • взрыв → взры́в ч а т ый.

Отметим у при­ла­га­тель­ных с суф­фик­сом -ат- чере­до­ва­ние конеч­ных соглас­ных кор­ня к//ч.

В суф­фик­сах -ов-, -оват-, -овит- пишет­ся бук­ва «о» после твер­дых соглас­ных осно­вы:

  • берёз о в ый
  • берег о в о́й
  • вор о ва́т ый
  • смугл о ва́т ый
  • дар о ви́т ый
  • дел о ви́т ый

Буква «е» пишет­ся в суф­фик­сах -ев-, -еват-, -евит- после мяг­ких и шипя­щих соглас­ных осно­вы и бук­вы «ц»:

  • бол е в о́й
  • тен е в о́й
  • хрящ е в о́й
  • конц е в о́й
  • пальц е в о́й
  • глянц е ви́т ый

После букв «г», «к», «х» пишет­ся суф­фикс -оньк-:

  • мяг­кий → мяг оньк ий;
  • тихий → тих оньк ий.

В осталь­ных слу­ча­ях пишет­ся суф­фикс -еньк-:

  • жёлт еньк ий
  • син еньк ий
  • зелён еньк ий

Написание суффиксов -к- и -ск-

Суффиксы -к- и -ск- при­над­ле­жит раз­ным раз­ря­дам при­ла­га­тель­ных.

Суффикс -к- пишет­ся после соглас­ных осно­вы в соста­ве каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, кото­рые име­ют крат­кую фор­му.

Примеры:

  • вяз к ий — вязок;
  • гро­мозд к ий — гро­моз­док;
  • близ к ий — бли­зок;
  • дерз к ий — дер­зок.

Суффикс -к- обра­зу­ет отно­си­тель­ные при­ла­га­тель­ные от суще­стви­тель­ных, осно­ва кото­рых окан­чи­ва­ет­ся соглас­ны­ми к, ц, ч, с после­ду­ю­щим чере­до­ва­ни­ем к, ч//ц:

  • гор­ня к → гор­няц к ий;
  • тка ч → ткац к ий;
  • кузне ц → куз­нец к ий.

Суффикс -ск- пишет­ся у отно­си­тель­ных при­ла­га­тель­ных в ряде слу­ча­ев.

После соглас­ных осно­вы д, т, з, с, ц

  • Кавказ → кав­ка з ский;
  • швед → шве д ский;
  • сол­дат → сол­да т ский;
  • тун­гус → тун­гу с ский;
  • Констанца → кон­стан ц ский.

Обратим вни­ма­ние, что при­ла­га­тель­ные, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных с осно­вой на бук­ву «с», пишут­ся с двой­ны­ми соглас­ны­ми на сты­ке мор­фем:

  • Парнас → пар­нас ск ий;
  • эски­мос → эски­мос ск ий;
  • мат­рос → мат­рос ск ий.

В ряде слов, обра­зо­ван­ных от суще­стви­тель­ных с двой­ным напи­са­ни­ем соглас­ных в корне, один соглас­ный «с» опус­ка­ет­ся:

  • Оде сс а → одес ск ий;
  • Черка сс ы → чер­кас ск ий.

Если гео­гра­фи­че­ское назва­ние закан­чи­ва­ет­ся на бук­во­со­че­та­ние «ск», то в про­из­вод­ном при­ла­га­тель­ном пишет­ся одна бук­ва «с»:

В неко­то­рых при­ла­га­тель­ных про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных осно­вы г//ж:

Обратим вни­ма­ние на напи­са­ние слов:

Написание «ь» перед суффиксом -ск-

У при­ла­га­тель­ных, обра­зо­ван­ных от суще­стви­тель­ных с осно­вой на бук­вы «нь», «рь», мяг­кий знак не пишет­ся:

  • Сибирь → сибир­ский реги­он;
  • Астрахань → аст­ра­хан­ская сельдь;
  • январь → январ­ский мороз.

Но у всех осталь­ных отно­си­тель­ных при­ла­га­тель­ных, обра­зо­ван­ных от назва­ний меся­цев, мяг­кий знак необ­хо­ди­мо напи­сать перед суф­фик­сом -ск-:

Мягкий знак все­гда пишет­ся после бук­вы «л» перед суф­фик­сом -ск- при­ла­га­тель­ных неза­ви­си­мо от того, име­ет­ся ли мяг­кий знак в осно­ве про­из­во­дя­ще­го суще­стви­тель­но­го:

Правописанием Н и НН у при­ла­га­тель­ных зави­сит от того, от какой части речи они обра­зо­ва­ны.

Видеоурок «Правописание суффиксов имен прилагательных»

Источник