Меню

Что такое сущ прилаг глагол



«Различение имени прилагательного, имени существительного и глагола»
план-конспект на тему

занятие на логопункте

Скачать:

Вложение Размер
fedorovskaya_m.i._zanyatie_na_konkurs.docx 54.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Различение имени прилагательного, имени существительного и глагола »

Цель: совершенствование умения различать части речи между собой.

  • коррекционно-обучающие:
  1. совершенствование умения выделять среди множества частей речи определенную часть речи;
  2. развивать умение строить грамматически правильные словосочетания и предложения;
  3. развитие связной речи;
  4. развивать словарного запаса детей;
  5. развитие у детей умения выделить определенную часть речи;
  6. развитие умения анализировать предложение и выделять в нем главные части речи.
  • коррекционно-развивающие:
  1. развитие логического мышления и внимания
  2. памяти, навыки и приемы самоконтроля
  3. развитие зрительного и слухового внимания;
  4. Развитие зрительного сосредоточения
  • коррекционно-воспитательные:
  1. научить работать в группе,
  2. воспитывать внимательное отношение к слову,
  3. воспитание положительной мотивации к занятию,
  4. воспитание умения самооценивания, самоконтроля и оценке своих товарищей,
  5. формирование навыков общения и правильного поведения.

Оборудование: предметные картинки, простые карандаши и ручки, мяч, тетради, карточки на каждого ребенка.

Всем ребятам дан звонок,

Он собрал нас на урок.

С трудностями справимся!

Логопед: вначале занятия мы с вами повторим прошлую тему. О какой части речи мы говорили? (об имени прилагательном). Что вы знаете об имени прилагательном? (отвечает на вопрос какой, какая, какие).

Логопед: ребята, к нам с вами пришло письмо из страны Морфологии. А вы знаете, что это за страна такая? Это страна, в которой живут части речи. Давайте прочтем письмо! Ребята, наши части речи поссорились и не хотят дружить друг с другом, помогите нам, пожалуйста, расставить их на свои места и помирить. Поможем?

Логопед: Итак, отправляемся с вами в путешествие на поезде. На первой станции нам нужно узнать, какие части речи поссорились.

Дети : прилагательное, существительное, глагол

Упражнение «Хлопни, если услышишь»

Логопед: а сейчас проверим, какие вы внимательные. Я буду перечислять слова, а вы, если услышите, что я назвала имя существительное – хлопните в ладоши.

Молоко, яркий, гулял, идет, мальчик, добрый, щенок

Логопед: сейчас я вам прочитаю стихотворения про разные части речи, а вы мне расскажете, что вы о них знаете.

На вопросы: кто? и что?

Отвечать оно должно.

Определяю я предметы

Они со мной весьма приметны.

Логопед: играем в «Слова-наоборот» с мячом.

Я говорю: день – вы ночь.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Имя прилагательное знает весь свет,

Раскрасит как художник разный предмет,

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

Логопед: а сейчас «Скажи наоборот» с мячом.
Я говорю сладкий – вы говорите горький.

Интересная часть речи в русском языке живет.

Кто, что, делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам глагол!

Упражнение «Исправь объявление»

Логопед : ребята, а здесь для вас задание посложнее. Я написала объявление в газету, а из него все глаголы убежали, давайте вместе с вами расставим их по местам (работа с карточками).

__________ щенка в хорошие руки. Щенок ________ глазки, ему нравится __________ с мячом. Он _________ молоко. _______ по телефону 67-78-89.

Упражнение «Где какое слово едет?»

Логопед: а на следующей станции нам с вами нужно распределить слова по вагончикам. А работать мы с вами будем в наших тонких тетрадочках.

Слова: друзья, попутный, едет, машинист, гудит, громко, верные, дружат, дети, яркое, светит, солнце.

Яблоня в моем саду (руки вверх, ноги на ширине плеч)

Гнется низко на ветру (наклоны вниз)

Наклонилась вправо, влево (наклоны вправо, влево)

Покачаться захотела (перекаты с правой ноги на левую и наоборот)

Ветки вверх и вниз качнула (рисуем в воздухе крону дерева)

И вперед их протянула (потянуться вперед)

А как стихнет ветерок (сложить наверху руки ладошка к ладошке)

Моя яблонька заснет (ручки под голову).

Работа в тетрадях:

Логопед: на этой станции нас с вами ждут расстроенные предложения. А расстроены они потому, что не знают, где находится какая часть речи. Давайте им поможем.

Прочитайте предложение. Надпиши каждое слово им. Сущ., им. Прил. , гл.

Утренняя роса покрыла траву.

Младшая сестра интересуется шахматами.

Ребята умываются речной водой.

Дедушка купил внуку новый мяч.

Упражнение на развитие общей моторики

Логопед: молодцы ребята, все выполнили. А на следующей станции мы с вами поможем нашему телу отдохнуть. Вставайте из-за партии и внимательно смотрите. Если я называю слово, которое является именем сущ. вы делаете так … (ноги на ширине плеч, руки в стороны), если я называю слово, которое является именем прил. вы делаете так … (ноги вместе, руки вверх), если я называю слово, которое является гл. вы делаете так … (встаем на носочки, руки тянутся вверх). Готовы?

Солнце, тает, греет, мокрый, песок, обижает, грустный, друг, малыш, яркий, солнечный, дружит.

Работа в тетрадях:

Логопед: на этой станции мы выполним задание в тетрадях. Подбери к именам существительным родственные слова прилагательные и глаголы.

Свет – светлый – светить

Встреча – встречный – встречать

Звон – звонкий – звонить

Шум – шумный – шуметь

Ложь – ложный (лживый) – лгать

Хвастун – хвастливый – хвастаться

Старость – старый – стареть

Зелень – зеленый — зеленеть

Логопед: ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями. Давайте с вами вспомним, о каких частях речи мы сегодня говорили, чем вам понравилось заниматься?

Список использованной литературы:
1.Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997.
2.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001.
3.Лисенкова Л.Н. Развитие и коррекция навыков чтения. М., 2002.
4.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 2000.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Метки

Рубрики

  • ВОСПИТАНИЕ,ОБУЧЕНИЕ (1947)
  • ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ (210)
  • ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (188)
  • ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (117)
  • ТЕКСТЫ ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ (97)
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ (90)
  • ПРОПИСИ (65)
  • МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕТРАДИ (57)
  • ЧТЕНИЕ ПО СЛОГАМ (40)
  • ЛАБИРИНТЫ (17)
  • РИСУЕМ ПАЛЬЧИКАМИ (6)
  • ДИСГРАФИЯ (4)
  • ЛОГОПЕДИЯ (4)
  • ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ (3)
  • ОБРАЗОВАНИЕ ШАГ ЗА ШАГОМ (2)
  • ЛЕВША (1)
  • Point-to-Point (362)
  • ВСЁ О СОБАКАХ (70)
  • ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗКАМ (53)
  • ЗАРАБОТОК В ИНТЕРНЕТЕ (25)
  • АЛТАЙ ФОТО (14)
  • ФИЛЬМЫ, СЕРИАЛЫ (5)
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ (2)
  • АЙФОН (4)
  • ТРЕНИНГ (4)
  • ПЕНСИОННЫЙ КАЛЬКУЛЯТОР (2)
  • sos. (226)
  • АКВАРИУМ (28)
  • АКРИЛ (319)
  • БУДУЩИМ МАМАМ (749)
  • ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ (7079)
  • ВИТРАЖИ (119)
  • ВЫШИВКА (177)
  • Горы Алтай (15)
  • ДЕКУПАЖ (167)
  • ДЕТСКОЕ. (2726)
  • ДИЗАЙН И ЛАНДШАФТ (1096)
  • КЛУМБЫ, ГОРКИ (241)
  • ВИДЕО ЦВЕТЫ. РАССАДА (3)
  • ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ДНЕВНИКА (595)
  • КАРТИНКИ, ФЛЕШКИ С КОДАМИ (23)
  • ЖЕНСКИЕ ХИТРОСТИ (7761)
  • ДОМАШНИЕ ХИТРОСТИ (175)
  • СТИРКА (88)
  • МАНИКЮР (12)
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЗАРАБОТОК В УДОВОЛЬСТВИЕ (1)
  • ЖИВОПИСЬ (414)
  • РИСУНКИ (7)
  • ИКОНЫ (2)
  • КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА (1)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ КНИГИ! (312)
  • АУДИОКНИГИ (17)
  • ДУША, ЕЁ УРОКИ И ЦЕЛЬ. ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО. С (5)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ РЕЦЕПТЫ (2703)
  • САЛАТЫ (311)
  • ЛЕТНИЕ РЕЦЕПТЫ (213)
  • ВКУСНОЕ МЯСО (88)
  • СУПЧИКИ (56)
  • МУЛЬТИВАРКА (27)
  • КАПАПЕ, РОЛЛЫ.. (13)
  • ДОМАШНИЙ СЫР (9)
  • К НОВОМУ ГОДУ (1013)
  • КВИЛЛИНГ (266)
  • КНИГИ МЕГРЕ «АНАСТАСИЯ» (15)
  • КРАСОТЫ МИРА (79)
  • КУКЛЫ — ОБЕРЕГИ (292)
  • ЛЮБИМЫЙ СКАЗОЧ-НИК! (103)
  • МЕДИТАЦИИ, ПРАКТИКИ (1896)
  • МАНТРЫ (16)
  • ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ (8)
  • МЕДИЦИНА И НЕ ТОЛЬКО (2920)
  • НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА (1585)
  • ОЧИЩЕНИЕ ОРГАНИЗМА (490)
  • ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ (65)
  • ПОЗВОНОЧНИК (58)
  • ЛЕЧИМ КАШЕЛЬ (47)
  • ОТЕКИ (40)
  • ЗДОРОВЫЙ СОН (33)
  • ПАРАЗИТЫ (20)
  • ПОЧКИ (17)
  • СОЛЕВЫЕ ПОВЯЗКИ (11)
  • УТРЕННИЙ ЦИГУН-МАССАЖ (6)
  • ЦИСТИТ (3)
  • ДОКТОР БОЖЬЕВ-ЛЕЧЕНИЕ БЕЗ ЛЕКАРСТВ (1)
  • КИНЕЗИОЛОГИЯ (1)
  • МОЁ ТВОРЧЕСТВО: ОБЕРЕГИ, ПОДЕЛКИ (25)
  • МОИ СТИХИ (62)
  • МОИМ ДРУЗЬЯМ (1187)
  • МОЛИТВЫ (75)
  • МУДРОСТЬ ИНДЕЙЦЕВ (3)
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ НАХОДКИ (1138)
  • ДЛЯ ЗАСЫПАНИЯ И МЕДИТАЦИЙ (121)
  • ИСЦЕЛЯЮЩАЯ МУЗЫКА (75)
  • ОПЕРЕТТА (3)
  • НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (1744)
  • РОСПИСЬ (308)
  • НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ (296)
  • НАТУРАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ЧИСТОТЫ ДОМА И ТЕЛА (1274)
  • РЕЦЕПТЫ КРАСОТЫ (777)
  • общение с ангелами (22)
  • ОДЕЖДА СЛАВЯН (129)
  • ОТКРЫТКИ СВОИМИ РУКАМИ (87)
  • ОШО (150)
  • ПОЛЕЗНОЕ ДЛЯ КОМПА (190)
  • ПРОБЛЕМЫ НОУТА.ЧИСТКИ (34)
  • ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ! (122)
  • ПРИТЧИ (268)
  • СКАЗКИ ЭЛЬФИКИ (54)
  • ПСИХОЛОГИЯ (784)
  • РИЧАРД БАХ (9)
  • РОДОВЫЕ ПОМЕСТЬЯ (5367)
  • РУНЫ И ДР ГАДАНИЯ (266)
  • РУСЬ (3532)
  • РОССИЯ СЕГОДНЯ (1700)
  • УКРАИНА (1288)
  • РОДНОВЕРИЕ (389)
  • ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЙ САЙТ (22)
  • ВЕДРУССЫ (9)
  • САД — ОГОРОД (1708)
  • УМНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ (169)
  • БОЛЕЗНИ И ВРЕДИТЕЛИ (65)
  • КЛУБНИКА (7)
  • СИДЕРАТЫ (6)
  • МАЛИНА (1)
  • СВАДЬБА (71)
  • СВОИМИ РУКАМИ (2979)
  • ВАЛЯНИЕ (3)
  • СЛАВЯНСКИЕ УЗОРЫ (179)
  • СВАСТИКИ (8)
  • СТИХИ РАЗНЫХ АВТОРОВ (1072)
  • СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (29)
  • СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ (311)
  • ТАЛЬКОВ (21)
  • УЧИМСЯ РИСОВАТЬ! (547)
  • ИНТУИТИВНОЕ РИСОВАНИЕ (8)
  • УЮТНЫЙ ДОМ (2693)
  • фото (222)
  • ФЭНТЕЗИ (51)
  • ХОККУ (6)
  • ХОЛОДНЫЙ ФАРФОР, ТЕСТО, ПЛАСТИКА (96)
  • ЦВЕТЫ В ВАШЕМ ДОМЕ (612)
  • ОРХИДЕИ (43)
  • ВЫРАЩИВАЕМ ЭКЗОТИКУ (40)
  • ГЕРАНЬ (27)
  • ФИКУС (11)
  • ПЕТУНИИ (11)
  • ОЛЕАНДР (8)
  • ДЕКАБРИСТ (6)
  • ГИППЕАСТРУМ (3)
  • КОКЕДАМА (2)
  • ШЬЁМ И ВЯЖЕМ (349)
  • ЭТО ИНТЕРЕСНО! (4196)
  • ЭТО КРАСИВО! (1965)
  • ЯПОНСКИЙ САДИК (137)

Фотоальбом

Стена

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

ЧАСТИ РЕЧИ: СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ

Четверг, 03 Сентября 2015 г. 21:08 + в цитатник

Что же такое имя существительное?

Существуют слова, отвечающие

на вопрос кто? (кого? кому? кем? о ком?)

и обозначающие людей и животных.

Также существуют слова, отвечающие на вопрос

что? (чего? чему? чем? о чем?) и обозначающие предметы.

Все эти слова являются самостоятельными частями речи и

называются именами существительными.

Кстати, в науке о языке всё, что отвечает на вопрос кто? или что? называют предметом .

Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и обозначающие людей и животных являются одушевленными.

Например: мужчина, ёж .

Остальные имена существительные, отвечающие на вопрос что? являются неодушевленными.

Например: цветок, снег .

Слова, которые обозначают черты характера, различные чувства и настроения – тоже имена существительные. Они отвечают на вопрос что?

Например: огорчение, радость, гнев, любовь .

Какие имена существительные пишутся с заглавной буквы?

– имена, отчества и фамилии людей;

– клички животных;

– географические (реки, города, моря, населенные пункты и т.д.);

– астрономические названия (планеты, звезды, галактики)…

Всё это собственные имена существительные .

Например: Иванов Иван Иванович, река Ока, город Москва, планета Земля и т.д.

Имена существительные могут быть в единственном или множественном числе. Это выражается в окончании.

Например: книг а – книг и , цвет ок – цвет ы .

Г лагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы:

что делать? что сделать?

что делает? что сделает?

что делают? что сделают?

что делал? что сделал?

что делали? что сделали?

что будут делать?

Примеры:

( что делать? ) – ходить ;

( что сделать? ) – убежать ;

( что делает? ) – радуется ;

( что делают? ) – снуют ;

( что делал? ) – смеялся ;

( что будет делать? ) – веселиться .

Частица не с глаголами пишется раздельно: не вырывается, не доносится .

Действия, которое обозначают глаголы, может происходить в разное время:

  • в настоящем времени – в момент речи т.е.: я рассказываю историю ;
  • в будущем времени – после момента речи: я расскажу историю ;
  • в прошедшем времени – до момента речи: я рассказала историю .

Если слово обозначает действие одного предмета – то оно отвечает на вопрос что делает? и являетсяглаголом в форме единственного числа: стоит, висит . Если слово обозначает действие двух и более предметов – оно отвечает на вопрос что делают? и является глаголом в форме множественного числа.

Глаголы во множественном числе имеют окончания –и , -ем ( -ём ), -им , -ете ( -ёте ), — ите , -ут ( -ют ), -ат ( -ят ).

Мяч (что делает?) прыга ет – единственное число ; Мячи (что делают?) прыга ют – множественное число .

Глаголы, отвечающие на вопросы « что дела ть ?», « что сдела ть ?», пишутся через мягкий знак. Например, что дела ть ? – весели ть ся .

Все остальные глаголы, отвечающие на вопросы « что делае т ?», « что сделае т ?» и подобные, пишутся без мягкого знака. Например, что делае т ? – весели т ся .

Имя прилагательное – это часть речи,

обозначающая признак, и отвечающая на вопросы:

  • какой? какая? какое? какие?
  • каков? какова? каково? каковы?
  • чей? чья? чье? чьи?

Например:

Высокий дом – дом какой? – высокий – прилагательное.

Маленький ребенок – ребенок какой? – маленький – прилагательное.

Имена прилагательные могут употребляться в разных формах:

береза какая? – белая, тонкая ,

береза какова? – бела, тонка ,

Формы имен прилагательных, отвечающие на вопросы каков? какова? каковы? , чаще всего употребляются в произведениях устного народного творчества.

Например:

Уродитесь, бобы ,

Велики и круты ,

В поле густы ,

На столе вкусны .

Обычный порядок слов – это прилагательное + существительное : белая береза .

При необычном порядке слов – существительное + прилагательное – имена прилагательные берут на себя основную смысловую нагрузку:

Земелька черная , а хлеб белый родит.

Слова, обозначающие признак одного предмета – отвечают на вопрос какой? какая? какое? – используются с именами существительными в единственном числе: зеленый шарик .

Слова, обозначающие признак двух или нескольких предметов – отвечают на вопрос какие? – используются соответственно с именами существительными во множественном числе: зеленые шарики .

Слова, противоположные по смыслу иначе называются антонимы. Например: Зимой ночь длинная , а день короткий .

Некоторые имена прилагательные называются синонимами, т.к. они близки по смыслу. Например: смелый – храбрый, длинный – долгий.

Рубрики: ВОСПИТАНИЕ,ОБУЧЕНИЕ/ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Метки: русский язык учимся

Процитировано 13 раз
Понравилось: 1 пользователю

Источник

Читайте также:  Сочинение на тему признаки глаголов