Меню

Что такое в глаголе пгс



Таблица «Виды сказуемых» (ПГС, СГС, СИС)
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Таблица «Видов сказуемых» с примерами

Скачать:

Вложение Размер
dlya_det_vidy_skazuemogo.doc 45 КБ

Предварительный просмотр:

Сказуемое — главный член предложения, который отвечает на вопросы «Что говорится о подлежащем?»

что делает лицо (предмет)? Мы живем на Земле

что с ним происходит? Первоклассник идет в школу.

каков он? Она прекрасна .

что он такое? кто он такой? Земля – планета . Мой отец – инженер .

Простое глагольное сказуемое (ПГС) выражается одной глагольной формой в любом наклонении (изъявит, повелит, условном) = один глагол.

Сменялись в детстве радугой дожди . Пусть встанет! Он пришел бы.

Я вам спою. (прост буд время). Я буду петь (форма буд сложного времени у глаг несов вида).

Он взялся за ум .(= поумнел – 1 глаг)

В некоторых случаях ПГС являются синтаксически цельные замечания или фразеологизмы, которые можно заменить одним глаг в личной форме: Малыш ревел в три ручья (= сильно плакал ) и заглушал звук телевизора. Наши войска вели наступление (= наступали) на восточном фронте.

Если оба слова глаголы, можно проверить ПГС или СГС, если употребить форму прош времени. Сравните: Будет читать – читал (ПГС). Но: хочет читать – хотел читать (СГС)

Источник

Виды сказуемых

Сказуемое – это то главное, что говорится о подлежащем.

Возьмем предложение «Я люблю рисовать». Подлежащее – местоимение «Я». Что говорится о подлежащем? То, что подлежащее любит рисовать. Поэтому «любит рисовать» — это сказуемое.

В зависимости от количества слов в сказуемом выделяют составное и простое сказуемое. Составное сказуемое может быть двух видов:

Для более полной картины, изобразим типы сказуемого в таблице с примерами.

Виды сказуемых
Простое глагольное сказуемое

(состоит из одного слова)

Она бегает очень быстро

Мы будем читать это в следующем году

Пускай возьмет ручку.

. К простому глагольному сказуемому относятся сложные формы будущего времени и повелительного наклонения (предложения №2, 3)

Составное сказуемое

(состоит из нескольких слов)

Составное именное

(вспомогательный глагол + инфинитив)

Вчера он начал рисовать.

Я готов спорить с тобой.

Я умею петь.

Составное глагольное

(Глагольная связка + именная часть речи)

Он был учителем.

Книга была новая.

Она стала чужой для него.

Рассмотрим каждый вид более подробно.

Простое сказуемое (ПГС)

Простое глагольное сказуемое может быть выражено:

Я иду на почту.

  • Сложной формой будущего времени (буду + инфинитив)

Я буду любить тебя.

  • Повелительным наклонением со словами пусть, пускай, давай, давайте.

Давайте жить дружно.

Другие примеры с ПГС:

Я бегаю очень быстро.

Он хорошо учится.

Мы будем учиться на своих ошибках.

Погода будет ухудшаться.

Пускай забирает свои вещи и уходит.

Давай спрячем ее сумку.

Составное глагольное сказуемое (СГС)

СГС состоит из вспомогательного глагола + инфинитив, например:

Я начал любить дождь.

Я всегда готов помогать.

Я хочу прочитать эту книгу.

Вспомогательный глагол может быть выражен следующими группами слов:

  1. Глаголы, которые обозначают начало, продолжение или завершение действия (начать, прекратить, закончить, бросить, приниматься и прочее).
  2. Глаголы, которые обозначают умения, желания или намерения (хотеть, мочь, уметь, желать и прочие)
  3. Глаголы, которые обозначают эмоции (ненавидеть, стыдиться, решиться, стесняться, осмелиться, привыкнуть и прочие)
  4. Безличные глаголы (следует, необходимо, стоит и пр.)
  5. Краткие прилагательные, у которых нет полной формы с таким же лексическим значением (рад, готов, согласен, должен, намерен и пр.)
  6. Слова, которые обозначают состояние (можно, надо, нельзя и пр.)

Примеры СГС в предложении:

Я все-таки начал читать эту книгу.

Я могу спеть тебе ту самую песню.

Он ненавидит рисовать.

Ему следует больше бегать.

Я всегда рад помочь.

Мне нельзя есть сладкое после шести.

Важно еще раз отметить, что после вспомогательного глагола обязательно должен идти инфинитив.

Составное именное сказуемое (СИС)

Структура СИС состоит из глагола связки + именная часть речи. Например:

Я был врачом.

Она стала учителем.

«Был» и «стала» — это те самые глаголы связки.

Кроме того, глагол связка может быть выражена следующими словами:

  • Глагол «быть». В молодости я был красивым.
  • Глаголы, которые не могут употребляться в одиночку. К ним относятся «стать», «делаться», «казаться», «называться», «считаться» и другие глаголы с ослабленным лексическим значением.

Она выглядит неопрятно.

  • Глаголы движения или состояния: сидеть, лежать, идти, стоять и прочие.

Я лежала спокойная на диване.

Именная часть этого типа сказуемого может быть выражена:

  • существительным;
  • прилагательным;
  • местоимением;
  • наречием;
  • числительным;
  • причастием;
  • междометием.

Теперь вы без труда сможете определить вид сказуемого в предложении.

Источник

1.4. Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое

Составные сказуемые – это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) – в вспомогательной части.

Ср.: Он запел (ПГС). – Он начал петь (СГС); Он болел два месяца (ПГС). – Он был болен два месяца (СИС).

Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть (неопределённая форма глагола – инфинитив) выражает лексическое значение.

СГС = вспомогательный глагол + инфинитив

Например: Я начал петь ; Я хочу петь ; Я боюсь петь .

Однако не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия:

Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.

Cр.: я начал – что делать?; я хочу – что делать?.

Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив – второстепенный член предложения.

Ср.: Она присела (с какой целью?) отдохнуть .

Действие инфинитива должно относиться к подлежащему (это субъектный инфинитив). Если действие инфинитива относится к другому члену предложения (объектный инфинитив), то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

Ср.:
1. Я хочу петь . Хочу петь – составное глагольное сказуемое ( хочу – я , петь буду – я ).
2. Я просил её спеть. Просил – простое глагольное сказуемое, спеть – дополнение ( просил – я , петь будет – она ).

Значения вспомогательного глагола

Значение Типичные глаголы и фразеологизмы Примеры
1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия) Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др.
2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.) Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др.

План разбора составного глагольного сказуемого

  1. Указать тип сказуемого.
  2. Указать, чем выражена основная часть (субъектный инфинитив); какое значение имеет вспомогательная часть (фазовое, модальное) и какой формой глагола она выражена.

Старик опять пустился жевать .

Пустился жевать – составное глагольное сказуемое. Основная часть (жевать) выражена субъектным инфинитивом. Вспомогательная часть (пустился) имеет фазовое значение и выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.

Упражнение к теме «1.4. Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое»

Читайте также другие темы главы 1 «Грамматическая основа предложения»:

Перейти к оглавлению раздела 1 «Простое предложение» книги «Курс русского языка. Синтаксис и пунктуация»

Источник

Что такое пгс в русском. Составное глагольное сказуемое

Грамматическая основа предложения в русском языке представлена двумя членами предложения — подлежащим и сказуемым. Последнее может принимать несколько форм, но самое распространенное из них — глагольное. Чаще всего оно простое и согласуется с подлежащим в лице, числе, а в прошедшем времени — и в роде. Но существует и такая категория сказуемого, как составное. Оно может быть составным глагольным (СГС) и составным именным (СИС). Сегодня мы будем говорить о первом случае.

Конструкция составного глагольного сказуемого

Его состав прост: это вспомогательный или модальный глагол, согласованный с подлежащим, и основной глагол в инфинитиве. Иногда, вместо простой связки, может быть и составная, и об этом мы тоже скажем.

Связка в СГС может быть:

Фазовое значение связки определяет момент действия, а модальное — отношение к действию. Самостоятельной лексической нагрузки они не несут. Для лучшего понимания можно привести таблицу с примерами предложений с составным глагольным сказуемым:

Значение Глагол Пример
Фазовое стать В 18 лет я стану работать.
начать Он начал читать.
приняться Она принялась писать письмо.
продолжить Они продолжили строить дом .
перестать Вы перестанете когда-нибудь кричать?
прекратить Я прекратил петь.
Модальное уметь Мышь умеет рыть норы .
мочь Больной может вставать .
хотеть Я хочу есть.
желать Царь трапезничать желает!
стараться Мы постараемся сдать дом вовремя .
намереваться Он намеревался довести дело до конца .
осмелиться Как ты осмелился перечить мне?
отказаться Задержанный отказывается давать показания .
думать Мы думаем пристроить к дому веранду.
предпочитать Я предпочитаю не связываться с чиновниками .
привыкнуть Обломов привык лежать на диване.
любить Мама любит перебирать безделушки в комоде.
ненавидеть Ненавижу дежурить ночью!
остерегаться Он остерегался лишний раз туда заглядывать.

Это неполный перечень возможных вариантов СГС. Оно может состоять и более, чем из двух слов. Так, к этой категории сказуемых также относятся конструкции, где роль связки выполняет сочетание глагола быть с краткими прилагательными и наречиями, характеризующими модальность.

Примеры таких предложений:

Отличия от составного именного сказуемого

Однозначно его можно отличить от составного именного (СИС). Определить его достаточно просто — оно после связки содержит не инфинитив, а прилагательное. Но в остальных сложных сказуемых бывают подвохи. Существуют внешне похожие случаи, когда на самом деле никакого СГС в предложении нет. Их можно подразделить на такие категории:

  • фразеологизмы;
  • целеполагание;
  • разная субъектность;
  • аналитическое будущее.

Вот несколько подобных случаев.

Сказуемое-словосочетание

  • И есть не ест, и нервы вымотал.
  • Жду не дождусь, когда же нормальная зима будет.
  • Он пошел было в магазин, да тот закрыт оказался.

Это частный случай простого сказуемого (ПГС).

Словосочетание с целеполаганием

Сюда относятся случаи, когда между глаголом в спряжении и инфинитивом можно задать вопрос «зачем?» или вставить союз «чтобы»:

Инфинитив в таких предложениях является дополнением, поскольку сказуемое имеет вполне полноценную лексическую нагрузку.

Глаголы, относящиеся к разным субъектам

В таких случаях действие, обозначенное инфинитивом, будет выполнять не то же лицо, к которому относится глагол в спряжении. При желании его можно даже убрать, и смысл предложения не потеряется:

  • Учитель попросил ученика выполнить задание на доске.– Учитель попросил, чтобы ученик выполнилна доскезадание.
  • Директорпотребовал вызвать меня к себе.– Директор потребовал меня к себе.

Аналитическое будущее время

Случай странный, но тем не менее он действительно не относится к СГС. Глагол быть утратил всякое и модальное, и фазовое значение, оставшись лишь грамматическим показателем будущего времени.

  • Я буду любить тебя.
  • Наши потомки будут нас вспоминать .

Сложное будущее время в русском языке было не всегда, как и в других родственных языках. Чаще всего в древнерусском языке для выражения неопределенного будущего использовалось условное наклонение, а потом стали набирать обороты выражения с модальными глаголами хотеть, быть, иметь , причем каждый из них долгое время не утрачивал свою модальность. В итоге выиграл гонку глагол быть , и произошло это ближе к XVIII веку.

1. Выберите правильный способ действия.

Сестра будет работать в другом городе.

1 способ. Находим слово, выражающее предикативность — будет, содержание действия нам неясно. Находим слово, выражающее содержание действия — работать, это глагол в инфинитиве. Сказуемое в этом предложении состоит из инфинитива и вспомогательного глагола, что соответствует модели СГС. Значит, это СГС.

2 способ. Находим слово (слова), выражающие предикативность и содержание действия, в нашем предложении это разные слова — будет работать. Чтобы не ошибиться в определении типа сказуемого, изменяем предикативность: работает, работала, работала бы. Здесь и предикативность, и содержание действия выражаются одним словом — это ПГС, значит и будет работать — ПГС.

2. Укажите словосочетания, которые в предложении могут быть составным именным сказуемым.

1) Завтра приеду;

4) был задумчивым;

6) станет понятно;

7) явилась утром;

8) явилась результатом.

3. Кто и ребят правильно определил сказуемое и его тип?

4. Из данных пар укажите те, которые в предложении могут стать грамматической основой.

2) мне показалось;

4) пришли за нами;

6) ему не удалось;

1. ! Выделите грамматические основы предложений.

1) Пруд окружал сад. — Пруд украшал сад.

2) Ветки деревьев покрыл пушистый иней. — Ветки деревьев покрылись пушистым инеем.

2. ! Выделите грамматические основы. Чем отличаются предложения правого столбика? Приведите свои примеры подобных предложений.

3. Найдите третье «лишнее». По какому признаку вы нашли лишнее слово?

1) Дама, багаж, сдавала.

2) Свет, излучает, оно.

3) Держит, письмо, он.

4. ! Выпишите грамматические основы предложений, распределяя их на три группы: 1)с ПГС, 2) с СГС, 3) с СИС.

1) У осла есть хвост ослиный.

2) От скуки девочка начала придумывать разные истории.

3) Гадкий утенок стал прекрасным лебедем.

4) Щенок начал весело бегать за собственным хвостом.

5) Пусть всегда будет солнце!

6) Мама вернулась из поездки усталая.

5. Верно ли выделены грамматические основы и определен тип сказуемого? Обоснуйте свое мнение.

Что должен знать ученик, чтобы не допускать подобных ошибок?

Попробуйте предложить свой способ определения типов сказуемого.

6. ! Составьте свои предложения, в которых слово «быть» будет 1) ПГС, 2) связкой в СИС.

7. Верно ли утверждение, что в данных предложениях все сказуемые простые глагольные? Обоснуйте свое мнение.

1) Глаза его блестели тихим блеском.

2) Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать.

3) Какой-то древний царь впал в страшное сомненье.

8. Согласны ли вы с данным утверждением: сказуемое = глаголу? Поможет ли вам в обосновании своего мнения данное предложение?

Идти становилось все труднее и труднее.

9. Есть ли ошибки в данных рассуждениях? Если есть, то чем они вызваны? Предложите свой вариант рассуждения.

Будет холодно, будет дежурить.

10. Воспользовавшись данным «планом» действий, найдите ошибки в выделении грамматической основы.

11. Чем интересно в смысле выражения сказуемого предложение

Я стал на первый попавшийся пенек и стал переобуваться?

12. Найдите третье «лишнее». Обоснуйте свое мнение .

2). Умеет рисовать, был невысок, пускай расскажет.

3). Оказалась соседкой, казался островом, полетел собаке под хвост.

13. * Составьте предложения, в которых данные словосочетания выступали бы в роли подлежащего. Какая опасность подстерегает вас в этом задании?

Стая птиц, большинство ребят, мы с сестрой, шкаф с посудой, знание и опыт.

14. ! Согласуйте подлежащее и сказуемое.

1) Много молодежи пришл. на вечер танцев.

2) Мать с грудным ребенком сел. у окна.

3) Оставшийся десяток тетрадей был. спрятан. в шкаф.

4) Человек пятнадцать геологов был. направлен. в горы.

15. Почему в приведенных ниже предложениях по-разному согласованы подлежащее и сказуемое?

1) Стол со стульями были перенесены в другую комнату.

2) Шкаф с книгами был передвинут к окну.

16. L Найдите ошибки (если они есть) в согласовании подлежащего и сказуемого. Обоснуйте свое мнение.

1) До звонка на урок осталось считанные минуты.

2) Эти два часа прошли незаметно.

3) Никто, даже самые способные ученики, не могли ответить на этот вопрос.

4) Я с товарищем решили сами проверить нашу догадку.

17. ! Перестройте предложение, сделав обращение подлежащим, и наоборот .

1) Дежурные, проветрите класс.

2) Старшие сегодня присмотрят за младшими.

18. * Используя данные предложения, составьте задания: «Проверьте правильность определения типа сказуемого (выделения грамматической основы). Если найдете ошибки, исправьте их.»

1) Низкая и узкая комната была без окон.

2) В сказке добро всегда побеждает зло.

3) Мы с дедушкой решили отправиться на рыбалку.

4) Иван Петрович был высокого роста.

5) Я не выучила урока и села в лужу.

6) Пятиклассники пришли к финишу первыми.

7) Учитель посоветовал нам воспользоваться моделью.

1. ! Распределите данные сказуемые на три группы: ПГС, СГС, СИС. Что может затруднить выполнения данного задания?

Побеждаем, будем изучать, давайте споем, успели бы, бил баклуши, потеряла голову.

2. ! Выделите грамматическую основу и определите тип сказуемого.

1) К вечеру буря стала стихать.

2) Я вам советую взять зонт.

3) Волшебники могут исполнять любые желания.

4) Вечер обещал быть теплым.

5) Я предложил ему поехать ко мне обедать.

3. * Придумайте свое задание с «ловушкой» на определение типов сказуемых .

4. Учащиеся пятого класса предложили такой способ составления задания с «ловушкой»:

1) Найди группу слов (предложений, словосочетаний), которые по внешним признакам можно отнести к одной модели, но работают они по разным моделям.

2) Придумай с ними задание, чтобы «поймать» товарища в расставленную «ловушку».

Можно ли, используя данный способ, придумать задание с «ловушкой»? Предложите свой способ.

5. Докажите, что задание определить тип сказуемого в предложении Сестра будет работать в другом городе является «ловушкой». * Придумайте свои «ловушки», подобные этой. Какие еще виды ПГС могут служить «ловушкой»? Почему?

В дидактическом материале использованы отдельные задания из книг:

  1. Г.Г. Граник, Л.А. Концевая, С.М. Бондаренко, Г.Н. Владимирская «Речь, язык и секреты пунктуации»
  2. Т.Ю. Угроватова «Подсказки на каждый день»
  3. «На берегах Лингвинии» под ред. Л.Д. Чесноковой
  4. А.Т. Арсирий «Занимательные материалы по русскому языку»
  5. Учебник русского языка. 5 класс. Под ред. М.В. Панова

Подчёркнутые слова замените деепричастием (или бывшим деепричастием) с не.

Отвечал уверенно
Сделал сразу
Шёл очень медленно
Шёл без остановок —
Лежал очень тихо —
Говорил,возмущаясь
Говорил постоянно, без перерыва
Дождь хлестал по окнам очень сильно
Слова для справок: (не) спеша, (не) торопясь, (не) истовствуя, (не) колеблясь, (не) раздумывая, (не) годуя, (не) шевелясь, (не) двигаясь, (не) умолкая, (не) останавливаясь.

3. В каком примере не нужно обособлять одиночное определение?

А. Незримый ты мне был уж мил.
Б. За синими морями забытый он угасал один.
В. Облетевший тополь серебрист и светел.
Г. Плачет бедная без устали она.
4. Укажите, в каких предложениях допущены пунктуационные ошибки при обособлении определений.
А. Летний дождь обильный, теплый напоил влагой землю.
Б. Насыщенные тучи ползли над старым городом.
В. Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.
Г. Отставшие, льдины стукались о борт парохода.
Д. На кого вы меня, старого, покинули?
5. Найдите, в каких предложениях приложение надо обособить.
А. Его знают как командира строительного отряда.
Б. Это был матрос Жухрай.
В. Летчик простой белобрысый парень кивнул головой и улыбнулся.
Г. Пришел январь месяц крепких морозов.
Д. Мы решили с ним поехать на юг – место тепла и довольствия.
Е. Мой друг Савелий Николаевич всегда понимал меня с полуслова..

В настоящее время такая отрасль, как строительство не стоит на месте, а постоянно развивается, вводя новые технологии добычи и производства стройматериалов, разрабатывая интересные методы возведения и реконструкции различных объектов, необходимых для жизнедеятельности человека.

Разная расшифровка ПГС

Часто, изучая специальную документацию и сталкиваясь со строительством, можно встретить такую аббревиатуру, как ПГС. Люди, работающие в этой сфере, сразу понимают, о чем идет речь. Под ПГС понимают, во-первых, песчано-гравийные смеси, а, во-вторых, промышленное гражданское строительство. Остановимся подробнее на каждом определении.

Песчано-гравийные смеси

Песчано-гравийные смеси являются нерудным строительным материалом , который характеризуется сыпучим состоянием, содержащий в себе крупный гравий и песок. ПГС обладает хорошими физико-химическими свойствами и благодаря его приемлемой стоимости, широко используется в строительной отрасли. В зависимости от процентного содержания гравия выделяют:

В первом варианте, согласно ГОСТ содержание крупных фракций гравия не должно превышать десять процентов. Применяется классическая смесь в дорожном строительстве. Она необходима для укладки верхнего слоя полотна, насыпи и служит своеобразным дренажем при строительстве. А вот для выравнивания территории, такой класс ПГС не подходит, из-за количественного соотношения фракций, входящих в состав (песка и гравия). Для данных работ лучше выбирать ОПГС.

Природная (классическая) гравийная смесь имеет в своем составе дополнительные природные материалы , такие как кварц, глина и другие примеси. Плюс, в зависимости от места добычи, гравийный состав может варьироваться. Это могут быть гранитные или известняковые породы, что, несомненно, отразится на качественных характеристиках стройматериала.

Вторая аббревиатура, подразумевает обогащенную песчано-гравийную смесь, в которой процентное соотношение составляющих приравнивается к 70/30. Таким образом, 30% это содержание песка (то есть на объем смеси приходится ¼ песка и ¾ гравия). Данный вид строительного материала получают промышленным путем , добавляя к ПГС гравий. Следовательно, выбрав обогащенную смесь для производства бетона и бетонных конструкций, можно быть уверенным, что конечный продукт получится плотным, морозоустойчивым.

Смесь добывают с помощью специальной техники со дна рек, песчаных карьеров и пляжей. Соответственно, характерные свойства стройматериала зависят от места добычи. Основным и наиболее важным показателем ПГС является скрепляющая способность. Благодаря такой характеристике данный материал получил широкое применение в строительстве , а именно:

  • ландшафтный дизайн территории;
  • строительство дорог;
  • производство бетона;
  • изготовление различных железобетонных конструкций;
  • выравнивание участка;
  • заполнение ям, котлованов.

При добавлении ПГС в воду или цемент, получаются так называемые строительные растворы, которые в дальнейшем используются для изготовления бетона. Но, необходимо помнить о цели, для которой изготавливается цемент и в зависимости от нее соблюдать те или иные пропорции ПГС и цементного раствора.

Таким образом, при увеличении количества жидкости конечный продукт получается менее плотный, но, если раствора, который служит связующим звеном, будет мало, то бетон получится плотный и тяжелый для дальнейшей работы. Также известно применение данного строительного материала при возведении дорожного полотна. С помощью смеси происходит выравнивание территории, на которой ведется строительство или были проведены ремонтные работы.

Таким образом, при выборе песчано-гравийных смесей необходимо четко понимать, для чего они нужны. Если для дорожного строительства, то подойдет природная ПГС, если для ландшафтного дизайна или изготовления бетонных конструкций, то лучше ОПГС.

ПГС — промышленное гражданское строительство

Вторая расшифровка аббревиатуры ПГС означает промышленное гражданское строительство. Строители — это одна из востребованных профессий в настоящее время. Именно они обустраивают среду, делая ее пригодной, для жизнедеятельности человека и возводят шедевры архитектуры. Инженеры, получившие образование по специальности ПГС, занимаются:

  • возведением промышленных объектов;
  • проектной документацией;
  • строительством и монтажом различных объектов;
  • проектированием инженерных систем и водоотведения;
  • обследованием различных сооружений;
  • геодезическими и экологическими изысканиями;
  • управлением на протяжении всех этапов строительства.

Таким образом, ПГС включает в себя все этапы строительства , от проектной документации до отделки готового сооружения. Инженеры принимают колоссальное значение в формировании облика поселка или города, начиная от создания моделей населенного пункта и заканчивая строительством и восстановлением различных сооружений. Проектная деятельность подразумевает:

  • проведение инженерных изысканий;
  • отбор, анализ и систематизация полученных материалов;
  • создание макета готового объекта.

Управление — это организация рабочего процесса, принятие важных решений и ответственность за их исполнение. Под обследованием сооружений понимается проведение осмотра объекта, анализ полученных данных и реконструкция готового объекта.

В заключение стоит повториться, что аббревиатура ПГС подразумевает под собой два определения : смеси из песка и гравия для строительства, а также промышленное гражданское строительство. Смеси разделяют на классическую или природную и обогащенную. Первый вариант применяется в основном в дорожном строительстве, а вот второй — предпочтительнее для ландшафтного дизайна. Промышленно-гражданское строительство подразумевает разработку, анализ и сопровождение на всех этапах строительства объекта, необходимого для жизнедеятельности человека.

Составные сказуемые — это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) — в вспомогательной части.

Ср.: Он запел (ПГС). — Он начал петь (СГС); Он болел два месяца (ПГС). — Он был болен два месяца (СИС).

Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть (неопределённая форма глагола — инфинитив) выражает лексическое значение.

СГС = вспомогательный глагол + инфинитив

Например: Я начал петь ; Я хочу петь ; Я боюсь петь .

Однако не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия:

Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.

Cр.: я начал — что делать?; я хочу — что делать?.

Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив — второстепенный член предложения.

Ср.: Она присела (с какой целью?) отдохнуть .

Действие инфинитива должно относиться к подлежащему (это субъектный инфинитив). Если действие инфинитива относится к другому члену предложения (объектный инфинитив), то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

Ср.:
1. Я хочу петь . Хочу петь — составное глагольное сказуемое (хочу — я , петь буду — я ).
2. Я просил её спеть. Просил — простое глагольное сказуемое, спеть — дополнение (просил — я , петь будет — она ).

Значения вспомогательного глагола

Он стал готовиться к отъезду.
Он продолжал готовиться к отъезду.
Он бросил курить .
Он опять пустился рассуждать о тяготах сельской жизни.

Я умею петь .
Я хочу петь .
Я боюсь петь .
Я люблю петь .
Я стыжусь петь .
Я рассчитываю спеть эту арию.

План разбора составного глагольного сказуемого

  1. Указать тип сказуемого.
  2. Указать, чем выражена основная часть (субъектный инфинитив); какое значение имеет вспомогательная часть (фазовое, модальное) и какой формой глагола она выражена.

Старик опять пустился жевать .

Пустился жевать — составное глагольное сказуемое. Основная часть (жевать ) выражена субъектным инфинитивом. Вспомогательная часть (пустился ) имеет фазовое значение и выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.

Источник

Читайте также:  Как определить возвратность глагола правило
Значение Типичные глаголы и фразеологизмы Примеры
1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия) Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др.
2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.) Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др.