Меню

Что такое возвратные глаголы в русском языке 4 класс таблица



Возвратные глаголы

Что такое возвратность глагола?

Как правило, лингвисты говорят о возвратных глаголах в том случае, если называемые ими действия переходят на субъект. То есть, другими словами, субъект действия одновременно является его объектом.

Приведем примеры:

  • умываться — умывать самого себя;
  • причесываться — причесывать самого себя;
  • накраситься — накрасить свое собственное лицо, и т. д.

Однако все не так просто.

В одной из песенок Вини-Пуха Борис Заходер шутил, что собака «хотя и кусается, но никогда себя не кусает, однако». То есть не всегда субъект и объект совпадают у глагола с элементом «-ся».

Глаголы с «-ся» могут выражать не только возвратность, но и пассивность («дом строится»), однако для упрощения в школьной грамматике все глаголы с «ся» считаются возвратными. Иногда значение возвратных глаголов в русском языке рассматривается как несколько вариантов:

  • лично-возвратные (умываться);
  • взаимно-возвратные (встречаться);
  • обще-возвратные (разбираться);
  • пассивно-качественные (огонек светится) и т. д.

Признаки возвратных глаголов

Разбирая эту тему в 4 классе, школьники обращают внимание лишь на один признак возвратных глаголов — аффикс («-ся»или «сь»).

Среди ученых нет единого мнения по поводу того, какой морфемой является элемент «-ся» («-сь»). В школах чаще всего предлагается считать его постфиксом, так как он стоит после окончания. При разборе он обозначается либо как суффикс, либо двумя крышечками одна под другой. Главное — не забыть включить «-ся» в основу слова.

Позже при изучении глагола школьники обращают внимание на еще одну закономерность. Все глаголы с «-ся» являются непереходными, то есть не могут сочетаться с дополнением в винительном падеже без предлога.

Правописание возвратных глаголов

Правописание возвратных глаголов иногда вызывает затруднение, так как перед мягким «-сь» для согласного позиция по твердости-мягкости является слабой, и мы не слышим, требуется ли здесь мягкий знак. Однако не ошибиться достаточно легко, если действовать по правилу. Надо поставить к глаголу вопрос. Если в вопросе есть мягкий знак после «т»,то перед нами неопределенная форма глагола, и мягкий знак необходим. Если же на конце вопроса стоит твердый «т», то и в слове мягкий знак не требуется. Например, не надо (что делать?) бояться грозы; многие дети (что делают?) боятся грозы.

Есть одна хитрость. Чтобы не ошибиться в постановке вопроса, надо обязательно подставлять его прямо в предложение или словосочетание, в котором находится глагол.

Употребление возвратных глаголов

Возвратные глаголы могут встречаться как в двусоставных, так и в односоставных предложениях.

В двусоставных предложениях они выражают действие, обычно переходящее на субъект. Если у возвратного глагола есть приставки «раз-» («рас-»), «из-» («ис-»), «вы-», «до-» или «на-», то такой глагол имеет значение завершенности или протяженной интенсивности (дождаться, разговориться), высказаться и т. д.

В односоставных предложениях чаще всего встречаются безличные глаголы с «-ся» («мне сладко спится», «ему слышится», «смеркается» и т. д.)

Что мы узнали?

Обычно возвратными считают любые глаголы с элементом «-ся» («-сь»). Он входит в основу и обычно называется постфиксом. Возвратные глаголы всегда непереходные. Они могут встречаться в односоставных безличных и в двусоставных предложениях. Чтобы проверить, нужен ли мягкий знак перед «-ся», необходимо поставить вопрос в контексте: есть мягкий знак в вопросе — есть он и в слове, и наоборот.

Источник

Возвратные и невозвратные глаголы

Непереходные глаголы в русском языке по наличию суффикса -ся (сь) делятся на возвратные и невозвратные.

Возвратность или невозвратность – это постоянный морфологический признак глагола.

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы — это непереходные глаголы, оканчивающиеся на -ся или -сь:

споткнул ся, заиграл ся, крашу сь, деру сь.

Суффиксы -ся и -сь называются постфиксами. Они отличаются от остальных суффиксов тем, что стоят в слове после окончания и сохраняются во всех формах возвратного глагола:

умыва ю сь – умыва ем ся

умыва ешь ся – умыва ете сь

умыва ет ся – умыва ют ся

Суффикс -ся пишется после согласных букв, суффикс -сь пишется после гласных:

толкае т ся – толка ю сь

дерё шь ся – дер у сь

Значение постфикса -ся

Постфикс -ся (-сь) в возвратных глаголах имеет имеет несколько значений:

    Непереходность действия, то есть действие, которое не обращено ни на какой предмет:

туман рассеивается, собака кусается, чашка разбивается.

Возвратное значение, то есть действие, возвращаемое на само действующее лицо:

краситься — красить самого себя,

одеваться — одевать самого себя.

Значение качественной характеристики:

Значение активного действия:

Значение взаимно направленного действия, то есть действие, происходящее между двумя или несколькими действующими лицами или предметами. При таких глаголах можно поставить вопрос с кем? с чем?:

сражаться (с кем?) с врагами,

веселиться (с кем?) с друзьями.

Страдательное значение. При таких глаголах можно поставить вопрос кем? чем?:

Тонкие ветки ломаются (чем?) ветром. Сравните: Ветер ломает тонкие ветки.

Безличное значение. Указание, что действие совершается само собой, помимо чьей-либо воли. При таких глаголах можно поставить вопрос кому? чему?:

Читайте также:  Неправильные глаголы употребляются только во времени

нездоровиться (кому?) мне, мне мыслится, тебе кажется.

Невозвратные глаголы

Невозвратные глаголы — это глаголы, не имеющие суффиксов -ся и -сь на конце слова:

гулять, бежать, смотреть.

Невозвратные глаголы, в отличие от возвратных, могут быть переходными и непереходными:

чинить машину, провожать маму, сесть в кресло, играть на гитаре.

Образование возвратных глаголов

Возвратные глаголы образуются от переходных глаголов с помощью суффиксов -ся и -сь. Например:

брить – брить ся, толкать – толкать ся.

Некоторые возвратные глаголы образуются с помощью приставки и суффикса:

стоять – настоять ся, делать – разделать ся.

Примечание: от некоторых невозвратных глаголов нельзя образовать возвратный глагол с помощью суффиксов -ся и -сь, такие глаголы не бывают возвратными. Например:

привыкаю, бегу, присутствую, хожу, сплю, пою и так далее.

И наоборот, есть глаголы, которые без -ся (-сь) не употребляются, такие глаголы не бывают невозвратными. Например:

распоряжаюсь, сомневаюсь, надеюсь, боюсь, смеюсь, любуюсь, тружусь, ленюсь, улыбаюсь и другие.

Источник

Конспект русский язык 4 класс «Возвратные глаголы»

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Возвратные глаголы 10.04.19

1. Формировать умение образовывать возвратные глаголы с помощью суффикса -ся (-сь) ; правильно писать возвратные глаголы в неопределенной форме; образовывать временные формы глагола от неопределенной формы; спрягать возвратные глаголы.

2. Развивать интеллектуальные качества учащихся: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображение, умение планировать выполнение поставленной задачи.

3. Воспитывать стремление детей к познанию, внимательное отношение к мнению собеседника, взаимопомощь и умение работать в коллективе.

Предметные: Познакомятся с понятием «возвратные глаголы»; научатся образовывать возвратные глаголы с помощью суффикса –ся (-сь); находить в тексте возвратные глаголы; правильно писать возвратные глаголы в неопределенной форме; спрягать возвратные глаголы.

Метапредметные: Личностные : учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные : достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Морфологические, синтаксические признаки глагола, I и II спряжение глагола, правописание глаголов с безудар­ными личными окончаниями, возвратные и невозвратные глаголы .

Доска, учебник, таблица склонений

Индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, групповая работа

I. Мотивация (самоопрделение) к учебной деятельности

Создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы.

Проверяю готовность обучающихся к уроку.

— Здравствуйте! — Мы всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной работе.

— Сегодня на уроке постараемся показать, что знаем, чему научились.

— Ребята, выберите одну из цветных полосок, которая соответствует вашему эмоциональному настроению именно сейчас.

Грамоте учиться —
всегда пригодится.

— Что это? (пословица). Что она значит.

Эту пословицу, возьмем мы девизом

— Что без меня предметы?

А я приду – всё в действие придет.

Летит ракета, люди строят здания.

Цветут сады и хлеб растет в полях.

Демонстрируют готов­ность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать
и сохранять организационные задачи

Источник

Группы возвратных глаголов по образованию

Группы возвратных глаголов по образованию:

  1. Образованные от переходных глаголов

1) с сохранением лексического значения :

а) собственно-возвратные : —ся в этих глаголах имеет значение «себя». Надо, надо умываться по утрам и вечерам…

б) взаимно-возвратные : -ся у таких глаголов имеет значение «друг друга». И новые друзья ну обниматься, ну целоваться (Кр.);

в) общевозвратные : Такие глаголы допускают присоединение слов «самому», «сам». Передвигаться (самому); Попадья Балдой не нахвалится, (сама)

г) косвенно-возвратные : обозначают действие, совершаемое субъектом в своих интересах, для себя. Всем запасся в путь обратный

д) безобъектно-возвратные

обозначают действие вне отношения к объекту, замкнутое в субъекте как постоянное его свойство. Уж жжется солнышко. Штопала тулупчик, но он все рвался и рвался

2) с изменением лексического значения : здесь суффикс словообразовательный (прощать – прощаться)

  1. Образованные от непереходных глаголовшагается, спится.
  2. Непроизводныегордиться, улыбаться

Возвратные и невозвратные глаголы являются спрягаемыми формами, которые различаются наличием или отсутствием постфиксов -сь и –ся. У возвратных глаголов много оттенков значения, они представлены в таблице.

Возвратные глаголы способны выразить действие, которое будет направлено на какой-то определенный субъект (на что-то делающего, на говорящего, на смотрящего и так далее): собака кусается, ветка крапивы жжется. Ср. с безобъектно-возвратным значением «Уж жжется солнышко».

Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными; другие только возвратными (без суффикса -ся они не употребляются).

Поскольку после возвратных глаголов местоимения в винительном падеже и имена существительные не употребляются никогда, то все они относятся к непереходным.

Читайте также:  Глагол в начальной форме зовут

Источник

Возвратные и невозвратные глаголы — классификация, правило и примеры спряжения

Определение понятия

Сначала лучше узнать значение таких видов глаголов. Возвратностью называют грамматическую категорию, которая указывает на направленность состояния или действия на описываемый субъект. Есть у возвратных глаголов в русском языке и спряжение. Отличаются такие слова тем, что у них присутствует постфикс -ся, -сь. Разница заключается также и в оттенке значения.

Когда постфикс присоединяется к основе, он меняет его семантические и синтаксические свойства. Конкретные значения этой частицы слова многообразны. От нее зависит определение и эмоциональный оттенок лексемы. Постфикс -сь присоединяется к некоторым лексемам:

  • глаголам с окончанием на гласную;
  • деепричастиям на -в или -вши.

А -ся дописывают к глаголам на согласную и любым причастиям. Но есть несколько исключений из этого правила. Постфикс -сь может присоединяться там, где его по нормам быть не должно. Это касается некоторых видов повелительного наклонения глаголов:

  • военные команды: «Рассчитайсь!»;
  • просторечие: «не бойсь».

Постфикс -ся также может добавляться к словам, с которыми по правилу писаться не должен. Это относится к причастиям с окончанием -вшися, деепричастиям на -яся, глаголам в прошедшем времени и первом лице единственного числа и втором множественного, стоящим в настоящем или будущем. Примеры таких лексем: началася, кружилися, смеется.

Они употребляются и в разговорной речи, и в литературной. Но чаще встречаются в просторечье, чем в текстах произведений. В книгах обычно используются возвратные лексемы, так как их проще и писать, и произносить.

Оттенки значения

Возвратные глаголы позволяют определить действие, которое направлено на описанный в предложении субъект. Это может быть что-то говорящий или делающий человек, животное и даже невоодушевленный предмет. При этом слова могут передавать разные оттенки значения:

  • действия, направленные на себя;
  • психическое или физическое состояние субъекта;
  • постоянные свойства или качества;
  • взаимно-возвратные действия;
  • безличные;
  • косвенно-возвратные.

В первом случае можно заменить постфикс словом «себя». То есть глагол необходим в предложениях, где человек выполняет действие только с собой: купаться, вытираться, одеваться. Возвратные лексемы описывают состояние субъекта. С их помощью можно рассказать об эмоциях, переживаниях и физических свойствах. Примеры: радоваться, огорчаться, раниться. Есть у некоторых субъектов постоянные качества. Они проявляются в определенных ситуациях, но никогда не изменяются. Подобные варианты: ткань мнется, крапива жжется. Глаголы описывают и поведение животных: кусаться, царапаться, бодаться.

Взаимно-возвратные действия происходят между несколькими субъектами. Примеры: обниматься, ругаться, видеться. Безличное ставится в предложениях, где нет или не может быть подлежащего. Варианты подобных слов: хочется, смеркается. Косвенно-возвратные действия говорят о том, что субъект их совершает в своих интересах: прибраться, разжиться.

Такая классификация касается всех возвратных глаголов. Но лучше отдельно рассмотреть группы тех слов, которые образовались от переходных и непереходных лексем. Эти разряды немного отличаются по значению, но есть и похожие виды. То же самое касается и невозвратных глаголов. У них также есть свои оттенки значения, но они практически не отличаются от возвратных.

Переходные глаголы

Возвратные глаголы могут образовываться от переходных и непереходных форм. В первом случае появляется пять видов слов. Они отличаются по значению и использованию. Типы лексем, образованных от переходных форм:

  • собственно-возвратные;
  • взаимно-возвратные;
  • общевозвратные;
  • косвенно-возвратные;
  • безобъектно-возвратные.

В первом случае субъект и объект являются одним и тем же лицом. То есть говоривший совершает действие, направленное на себя. Этим словом можно заменить постфикс в глаголах. Примеры: бриться — брить себя.

Во втором варианте субъекты и объекты взаимодействуют. Они совершают действия по отношению друг к другу. Именно так и можно заменить постфикс в таких лексемах: встречаться, обниматься. То есть вместо возвратного глагола пишется словосочетание «встречать друг друга».

Общевозвратные — это формы, обозначающие изменение эмоционального состояния. В отличие от всех видов, слова, происходящие от переходных глаголов, указывают еще и на положение предмета в пространстве и его перемещение. Субъект в таких предложениях не может быть неподвижным. Он либо совершает действия сам, либо поддается влиянию других.

Примеры: остановиться, развеселиться, подвинуться. В морфемном составе таких слов постфикс значит «сам». К примеру, если рассердить можно кого-либо, то рассердиться — только самому. Это касается и других подобных слов. Они обращены непосредственно на человека, его эмоции и действия.

Косвенно-возвратные указывают на совершение действий, которые выгодны субъекту. То есть он сам делает что-то для себя: укладываться спать, собираться в путь. Можно постфикс заменить местоимениями. Примеры таких конструкций: собирать самого себя в школу, укладывать себя в кровать.

Последняя группа — это безобъектно-возвратные глаголы. Они характеризуют постоянные свойства субъекта. А также могут указывать на особенности поведения. Сюда входят действия животных и предметов, которые делают только что-то одно: светлячок светит, еж колется, лошадь лягается. Приведенные примеры позволяют разобраться с показателями глаголов — постфиксами и словами, которыми их можно заменить в предложениях. Смысл фразы от этого не поменяется.

Читайте также:  Не с глаголами и другими частями речи правило

Второй тип

По-другому характеризуются возвратные слова, образованные от непереходных глаголов. Значимые части у них те же — корень и постфикс. Но их можно поделить только на три небольшие группы в зависимости от значения:

  • состояние субъекта без его усилий;
  • более интенсивные действия, направленные на свою выгоду;
  • слабое проявление внешних признаков.

Выделяется первый класс. В него входят слова, означающие явления, которые влияют на субъект. При этом изменяется его состояние, хотя сам он этого не хочет. Такое воздействие могут оказывать воодушевленные и неживые объекты, явления. Примеры лексем: нездоровится, не лежится, неможется. Все эти действия не зависят от субъекта и его желаний или возможностей.

Во вторую группу входят слова, означающие интенсивные действия. Их субъект совершает сам для того, чтобы получить выгоду иди удовлетворить свой интерес. Иногда они используются в переносном значении или для придания предложениям более яркой эмоциональной окраски. Варианты глаголов: плачется, грозится, стучится.

Такие слова отличаются от однокоренных невозвратных форм. У них разное значение и цель употребления. Примеры для сравнения: плакать — плакаться, просить — проситься, молить — молиться. Но в некоторых случаях значение может совпадать: хвастать — хвастаться, мешать — мешаться.

Есть слова, которые связаны по смыслу исторически. Но современные их толкования сильно отличаются: пытать — пытаться, жаловать — жаловаться. Существуют формы глаголов возвратного вида, которых просто нет в невозвратном. Они делятся на несколько групп:

  • явления природы: смеркаться;
  • независимая связь с действиями человека: оказаться;
  • эмоции и их проявление: надеяться, смеяться;
  • физиологическое состояние: нездоровиться;
  • поведение: лениться.

Третья группа содержит слова, которые означают слабое проявление признака или действия. Обычно они не относятся к определенному субъекту

. Примеры: краснеется, чернеется, тлеется, белеется. Лексемы могут описывать явления природы либо внешние изменения объектов и предметов.

Образование слов

Важно научиться отличать возвратный и невозвратный глаголы. Правило гласит, что основное отличие первого типа от второго — наличие односложного постфикса -сь или -ся. Его можно выявить при морфемном разборе конструкции.

Есть два варианта использования постфиксов при образовании слов:

  • -сь — основа глагола должна оканчиваться на гласный звук;
  • -ся — на согласный.

Обычно возвратные лексемы происходят от невозвратных, но есть и отдельные непроизводные формы. Хотя все они считаются непереходными. Это значит, что в предложении после них никогда не используются местоимения или имена существительные в винительном падеже.

Образовать слова можно несколькими способами:

  • суффиксально-постфиксальный;
  • префиксально-постфиксальный;
  • постфиксальный.

В первом случае к неопределенной форме глагола добавляются суффиксы и постфиксы. Примеры таких слов: резвиться, толпиться, колоситься. Второй вариант предусматривает использование приставок вместо суффиксов: отвоеваться, вдуматься, начитаться. А некоторые слова образуются только благодаря добавлению постфиксов к основе. Примеры: вылиться, мыться, беречься. Этого достаточно для появления новых глаголов.

Постфикс добавляется к лексемам после окончаний. Остальные части слова ставят перед ним: приставка, корень, суффикс. Некоторые возвратные слова являются непроизводными. То есть их не употребляют без постфиксов. Образоваться они могут только от непереходных конструкций.

Такие слова выражают состояние или действие, которое не обращено на прямой объект. По правилам оно и не может влиять непосредственно на предмет обсуждения. Примеры предложений с непереходными глаголами: чернеет туча в небе, кончается урок в школе, завершается таблица в презентации, белеет парус в море, дымят фабричные трубы.

Невозвратные лексемы

Невозвратными называют глаголы, в форме которых нет грамматических признаков непереходности процесса. То есть от этих слов они могут происходить. Но и переходные лексемы становятся основой таких конструкций. Возможные примеры невозвратных глаголов: мчать, дымить, стучать, возвращать.

Действия по значению у них такие же, как и у возвратных. То есть они описывают состояние субъекта, его положение в пространстве, взаимоотношения нескольких предметов. Но в этом списке нет действий, направленных на себя. В словах отсутствует постфикс, поэтому заменить его местоимением не получится. Хотя глаголы можно использовать для описания действий другого человека или неживого предмета.

Понять строение слов проще на примере предложений, в которых они используются. Лучше составить фразы с двумя формами глаголов. Варианты с возвратными: брат долго одевается на прогулку, большинство друзей обнимаются при встрече, крапива больно жжется, здание строится каменщиками. В этих словах есть постфиксы, поэтому их легко узнать.

Предложения с невозвратными глаголами: сегодня ярко светит солнце, ребенок упорно учит стихотворение, он скоро придет домой после работы, теория позволяет применить знания на практике. Такие выражения встречаются в каждой книге и любом разговоре, поэтому их несложно писать и произносить.

Залог правильно определения формы глагола — это проверка постфикса. Если он есть, то слово относится к возвратному типу. Если он отсутствует, то это невозвратная лексема. Правописание и значение у таких конструкций отличается. А еще следует запомнить, что возвратные слова происходят только от непереходных. Основой для второго типа может стать любая форма.

Источник