Меню

Что вы знаете о глаголе 4 класс



Общее понятие о глаголе. 4-й класс

Класс: 4

  1. Повторить и усовершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола.
  2. Развивать умение точно употреблять глаголы в устной и письменной речи.
  3. Повторить правописание безударных гласных в корне слова, синтаксический разбор предложения.
  4. Развивать орфографическую зоркость, каллиграфические навыки, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.
  5. Воспитывать любовь к родному краю, родному языку.
  • интерактивная доска, слайды по теме урока;
  • карточки для парной, индивидуальной работы;
  • пособие Л.П.Николаева, И.В. Иванова «Тесты по русскому языку»
    к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 4 класс».

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

— Прочитайте стихотворение и узнайте, какие слова пропущены.

Зима недаром …
Прошла ее пора –
Весна в окно …
И … со двора.

— Что это за слова? Кто автор этих строк?

-Сегодня на уроке мы обобщим знания о глаголе.

-Найди закономерность и продолжи запись.

IV. Словарная работа.

— Образовать от данных слов однокоренные глаголы неопределенной формы.

  • Беседа, дежурный, желтый, завтрак, путешествие, мороз, весело, победа, работа, ужин.

— Какое слово лишнее? (Веселить, так как безударные гласные, проверяемые в корне слова.)

V. Общее понятие о глаголе.

— Что мы знаем о глаголе?

«Глагол – слово, речь, мысль.
Глагол – название буквы Г в славянской и русской азбуке.»

(Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля.)

1) Найди лишнее слово (работа в парах):

  1. Трещит, скрипит, воет, скулил.
  2. Прочитает, запишет, удивил, нарисует.
  3. Встречает, визжал, поскрипывал, дул.

2) Работа в группах.

Поставь вопрос к глаголу, определи время, сделай вывод:

1 группа. Снег (что …) укрыл пни и кусты. Толстый лед (что …) сковал ручей. Снежные шубы (что …) надели сосны.
2 группа. (что …) Светит яркое солнышко. (что …) Тают снега. (что …) Плачут сосульки.
3 группа. Скоро (что …) появится молодая травка. (что …) По кочкам пробегут хлопотливые муравьи. (что …) Загудит первый шмель.

3) Поставь глаголы в неопределенную форму и запиши пословицы.

  • Слово может (спасает) человека, может и (убивает). (Говорит) не думая, что (стреляет) не целясь. (Поет) хорошо вместе, а (говорит) порознь.

*Дополнительное задание для тех, кто справился с заданием.

Стрелками соедини фразеологизмы и их значение:

Повесить голову.
Зарубить на носу.
Положить зубы на полку.
Знать назубок.
Как с неба свалиться.
Сесть в лужу.
Внезапно появиться, возникнуть.
Загрустить.
Оказаться в глупом, неловком положении.
Запомнить.
Голодать.
Хорошо знать.

VI. Физкультурная минутка.

— Вот так! (Показывают большой палец.)

— Вот так! (Идут на месте.)

— Вот так! (Бег на месте.)

— Вот так! (Руки под щеку, нагнуть голову.)

— Какие слова я часто употребляла?

VII. Записать предложение с комментированием.

Сделать синтаксический разбор предложения.

Весной река разлилась и затопила низкие берега.

VIII. Выполни тест.

1) На вопросы что делал? что сделал? что делали? отвечают глаголы …

  1. Настоящего времени.
  2. Прошедшего времени.
  3. Будущего времени.

2) Отметь глаголы настоящего времени.

3) На вопросы что делать? что сделать? отвечают глаголы…

  1. Неопределенной формы.
  2. Настоящего времени.
  3. Прошедшего времени.

4) Найди словосочетание с глаголом будущего времени.

  1. Ярко гореть.
  2. Поговорить с другом.
  3. Светили фарами.

5) Как отличить глагол прошедшего времени от глагола настоящего времени?

  1. По вопросам что делал? что сделал?
  2. По суффиксу -л-.
  3. По окончанию.

6) Найди глаголы, близкие по смыслу (синонимы).

  1. Разбудить – усыпить.
  2. Запрещать – разрешать.
  3. Совершить – сделать.

1) На вопросы что сделает? что сделают? отвечают глаголы …

  1. Настоящего времени.
  2. Прошедшего времени.
  3. Будущего времени.

2.Отметь глаголы настоящего времени.

3) Глаголы какого времени в единственном числе изменяются по родам?

  1. Настоящего времени.
  2. Прошедшего времени.
  3. Будущего времени.

4) Найди словосочетание с глаголом прошедшего времени.

  1. Смотрим телевизор.
  2. Бежать к дереву.
  3. Сильно дымил.

5. От чего зависит род глагола прошедшего времени единственного числа?

  1. От вопроса.
  2. От существительного, с которым он связан по смыслу.
  3. От прилагательного, с которым он связан по смыслу.
Читайте также:  Выделить в глаголах приставки горбунок конек встряхнулся

6) Найди глаголы, близкие по смыслу (синонимы).

  1. Скулить – хныкать.
  2. Приглашать – прогонять.
  3. Изловить – выпустить.

IХ. Творческая работа.

— Напишите рассказ на тему «Весна в нашем городе».

* Карточка-помощница.
Используй слова и словосочетания:
все ярче и ярче, побежали ручьи, звенит капель, праздник весны и света

*Для слабоуспевающих учащихся предлагается задание: исправь ошибки в тексте.

Через всю паляну въется лисная трапинка. Мы любим гулят по этой трапинки. Раней висной мы здесь наблюдаем за палетом птиц.

Х. Рефлексия. Итог урока.

Учитель читает текст.

Есть слова в русском языке, которые отвечают за порядок. Порядок во всем: в мыслях, в делах, в поступках. Называются они глаголами. От первого лучика солнца до приятного сновидения шаг за шагом ты идешь по ступеням действий. Дышишь, думаешь, творишь, созерцаешь, сострадаешь, любишь… Дружи с глаголами, только они помогут прожить интересно один день, познать мир и совершить ни одно открытие.

Источник

Памятка для учащихся по теме «Глагол» (4 класс)

Материал содержит всю теорию, которую должны освоить дети при изучении темы «Глагол». Поможет детям освоить тему и окажет помощь при морфологическом разборе глагола.

Просмотр содержимого документа
«Памятка для учащихся по теме «Глагол» (4 класс)»

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и в предложении является сказуемым.

Глагол отвечает на вопросы: что делать? что сделать? И др.

Глагол имеет неопределённую форму (быть, иметь).

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА

1. Часть речи (на какой вопрос отвечает).

2. Начальная форма (неопределённая форма глагола).

6. Лицо (в настоящем и в будущем времени).

7. Род (в прошедшем времени).

8. Член предложения.

Пример: На берегу чуть слышно шумит камыш.

Шумит – (что делает?) – глагол, н. ф. – шуметь, Ι спр., наст. время, ед.ч., 3-е лицо, шумит – сказуемое

В неопределённой форме глагола

Во 2 лице ед.числа глаголов настоящего и будущего времени

В 3 лице глаголов настоящего времени

ОН учится

учатся

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

Неопределённая форма не определяет

время, лицо, род и число глагола.

Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?

стоят в неопределённой форме.

Эти глаголы оканчиваются на ть, ти, чь.

что делать? что сделать?

действие, которое происходит сейчас.

действие, которое произойдёт в будущем

действие, которое произошло в прошлом

ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ

Для того, чтобы правильно написать окончание глагола в

настоящем и будущем времени нужно:

1. определить спряжение глагола.

2. по спряжению определить окончание.

Лицо Ι спряжение Ι Ι спряжение

1 -у, -ю, -ем, -ём -у, -ю, -им

2 — ешь, -ёшь, -ете, ёте -ишь, -ите

3 -ет, -ёт, -ут, -ют -ит, -ат, -ят

Окончание глаголов в прошедшем времени

Источник

Урок русского языка в 4 классе по теме «Глагол»

Урок русского языка в 4 классе.

Цель: Обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Глагол».

Задачи (для детей): 1. Знать правила о глаголе.

2. Уметь применять при выполнении заданий.

Задачи (для учителя):

Систематизировать теоретический материал уроков.

Закрепить и обобщить знания о глаголе, как части речи: неопределенной форме глагола, временах глагола, спряжении, правописание безударных личных окончаний глагола.

Формировать интерес к урокам русского языка, умение организовывать и оценивать свою деятельность

Воспитывать любовь к родному языку; интерес к предмету; умение работать в группах, (парах)

Учебник “Русский язык” 4 класс

Карточки с заданиями для работы в парах.

Индивидуальные карточки с заданиями.

Организационный момент. Приветствие.

Прежде, чем начать урок, создадим себе хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу.

Читайте также:  Слитное и раздельное написание не с глаголами и деепричастиями таблица

— Ребята, посмотрите, какое сегодня великолепное утро. Давайте поприветствуем наших гостей, которых мы очень рады видеть, поприветствуем друг друга.

Карточка №1. Самостоятельная работа. Прочитайте молча, (чтение вслух.)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться : «Доброе утро!»

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера

У: И я вам хочу пожелать, чтобы хорошее настроение длилось весь день!

Найдите и прочитайте слова, которые обозначают действие.

Какой частью речи они являются?

И сейчас, наверное, вы сами сможете сформулировать тему нашего урока.

Это новая для вас тема? (нет)

Тогда какова цель урока?

Цель: «Обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Глагол».

— Кто знает, что такое «Обобщение» . , а «Систематизация». Где мы можем найти ответ на этот вопрос. (в толковом словаре, в Интернете…)

— А для чего нам вся информация о глаголе? (Чтобы проверить свои знания по этой теме, убедиться , что мы запомнили, а что еще надо подучить)

— Как можем обобщать?

Дети: Знать правила и уметь их применять

У; Поработаем над 1 задачей. Прочитайте…

Сегодня Королева Грамматики приготовила для вас интересные задания

— Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе.

Игра «Соедини словечко» (работа в парах, на карточке)

Являюсь — … (по лицам и числам)

Обозначаю — … (частью речи)

Отвечаю — … (действие предмета)

В предложении чаще всего бываю — … ( на вопросы что делать?, что сделать? И др.)

Проверка задания … (1 ученик у доски зачитывает)

Карточка 3 Работа в группах.

Задание: представьте, что в компьютере произошел сбой и буквы в словах перепутались. Вам необходимо восстановить слова:

Вароп, чиульте, чвра, ляамр, донижхук. нибастя.

— Что объединяет эти слова?

-Запишите любые 3 слова и подберите глаголы к данным словам.

-Взаимопроверка карточками…(по цепочке зачитывают слова, а затем глаголы к словам…)

Составляют слова: повар, учитель, врач, маляр, художник. баянист.

Отвечают, что все данные слова означают профессии людей.

— У вас на парте лежат листы самооценки. Оцените себя по критерию «Умение различать глаголы среди других частей речи».(«+», «-«, «?»).

— Выполнили 1 задачу? (да)

Работаем над 2 задачей. Прочитайте

— Я назову вам глаголы, если это:

глагол настоящего времени – руки на пояс;

глагол прошедшего времени – присядьте;

глагол будущего времени – ходьба на месте.

(Глаголы: будут прыгать Б.В.), катается (н.в.), сварила (п.в.), клюет (н.в.), промахнулся (п.в.), нарисую (б.в.), украсят (б.в.), поют (н.в.).)

Игра «Не ошибись!»

-А теперь поиграем в игру «Не ошибись!». Её цель – проверить, как вы умеете определять время глагола.

( раздаю карточки с одним словом , 1 ряд получает карточки белого цвета, 2 ряд – жёлтого, а 3- зелёного).

-Условия игры: по очереди с каждого ряда выходят ученики и кладут свою карточку в конверт. На доске 3 конверта, на которых написано: Н. вр., Пр.вр., Б. вр.

После игры содержимое конвертов учитель предлагает проверить ученикам.

Оцените себя по критерию «Умение определять время глагола».

– Перед вами текст с ошибками. Эту проблему вам предлагаю решить вместе с соседом по парте. Есть подсказка, что надо искать глаголы 2 лица единственного числа.

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы блестят на солнце.

– Верно, слово пойдёшь надо писать с мягким знаком. Докажи. / Ты что делаешь? 2 лицо/

– Верно, слово подойдёшь надо писать с мягким знаком. Докажи./ Ты что сделаешь? 2 лицо/

– Верно, слово разглядишь надо писать с мягким знаком. Докажи. /Ты что сделаешь? 2 лицо/

Читайте также:  Общие грамматические признаки глагола урок

– Верно, в слове увидишь 2 ошибки. Какие ? /Окончание –ишь ,т.к. гл.-иск., и –ь на конце/

Вывод к доказательству.

Какие трудности у вас возникали в процессе работы?

Скажите, а для чего нужны глаголы в речи?

/Для обогащения и разнообразия речи, связи слов в предложении./

– Спишите текст, выделите окончание в словах, в которых были ошибки. Определите спряжение.

-Глаголы очень часто употребляются во фразеологизмах.-Что такое фразеологизмы?

( В русском языке есть устойчивые (постоянные) сочетания слов, которые называют ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ .

Фразеологизм – это устойчивое неделимое словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной словарной единицы. Используется он, чтобы подчеркнуть эстетику выражения. Фразеологизм обычно имеет переносное значение и заменяется одним словом, например: заруби себе на носу – запомни, прикуси язык – замолчи.

Игра «Замени одним словом»

Ребята, сейчас поработаем устно. Я буду называть вам фразеологический оборот, а вам нужно заменить его одним глаголом. Определи спряжение глагола.

Зарубить на носу (запомнить)

Водить за нос (обманывать)

Унести ноги (убежать)

Надуть губы (обидеться)

Клевать носом (засыпать)

Бить баклуши (бездельничать)

Чесать языки (болтать)

— Какой формой глагола вы заменили фразеологический оборот? (неопределенной формой глагола)

Оцените себя по критерию «Умение определять спряжение глагола».

Задание «Четвёртый лишний».

Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово. Подчеркните

— Найдите лишнее слово. Определите, по какому признаку оно лишнее. Выписать лишнее слово (1 ученик у доски)

Трещу , скрипишь , вою, скулим. (Скрипишь – этот глагол стоит во 2-м лице, а остальные глаголы – все 1 лица.)

Встречают , визжит, скрипит, дует. (Встречают – глагол стоит во мн. числе, а остальные глаголы – в единственном числе.)

Прочитаем , играет , запишем, нарисуем. (Играет– глагол настоящего времени 3 лица ед. числа, остальные глаголы – будущего времени 1 лица мн. числа.)

Проверка задания (самопроверка)

Оцените себя по критерию «Умение определять лицо и число глагола».

Над какой задачей мы трудились? Справились? (да)

-Вот и закончилось наш урок по стране «Глаголы». Вы вооружились знаниями, которые пригодятся в дальнейшем обучении.

Теперь я предлагаю каждому оценить свои знания по изученной теме : “Глагол”.

Зеленый кружок возьмет тот, кто при изучении темы “Глагол” получил прочные знания и не допускает ошибки при выполнении заданий.

Желтый – кто имеет хорошие знания, но иногда допускает ошибки.

Розовый – кто не усвоил материал и испытывает трудности при выполнение заданий.

На доске листы А4 – на одном контур круга зеленого цвета, у другого – желтый, у третьего – розовый.

-Какую цель мы ставили перед собой? Достигли её? (да)

Задачи, цели выполнили

А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока, теперь поднимите левую ладошку с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке.

Слово учителя : Наш урок хочется закончить словами К.Г. Паустовского, современника М.М. Пришвина: “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, шум садов, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”. Таким словом можно назвать глагол, о котором мы во время изучения данной темы узнали много нового и интересного.

Нам предстоит выполнить ещё много заданий. Но сегодня мы выполнили всё.

Мне сегодня было приятно с вами на уроке. Я увидела умных и заинтересованных детей. А если у кого- то что- то не получилось, — не беда. Всё равно с каждым уроком вы становитесь умнее.

Дом. зад : с. 105, упр. 491 , сочинить сказку о глаголе по данному началу “Жил-был Глагол” (по желанию учащихся).

Источник