Меню

Что значит глагол в начальной форме



Часть речи глагол

Глагол — самостоятельная часть речи, обозначающая действие или состояние предмета. Отвечает на вопросы что делать?, что сделать? Примеры слов части речи глагол: делать, приклеила, встретит, скажи.

Морфологические признаки

Глагол — самостоятельная спрягаемая (изменяемая по числам и лицам) часть речи, имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.

  • несовершенного вида — отвечают на вопрос что делать? (строить, плыть, взбираться);
    совершенного вида — отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершённость действия или результат (построить, переплыть, взобраться);
  • переходные — сочетаются с существительными, местоимениями в винительном падеже без предлога (читать газеты, строить дом);
    непереходные — сочетаться не могут (ходить по дороге, купаться в море);
  • 1-го спряжения — глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать, -оть, -уть и другие кроме -ить (худеть, колоть);
    2-го спряжения — глаголы, оканчивающиеся на -ить (крутить, строить);
  • возвратными — с суффиксом -ся и -сь (встречаться, умываться, учиться);
    невозвратными (встречать, умывать, учить).

О спряжениях и глаголах-исключениях написано подробно ниже в пункте спряжения глаголов.

Некоторые глаголы не употребляются без суффикса -ся, то есть являются только возвратными: надеяться, кланяться, трудиться, смеяться, становиться, гордиться, оставаться и др.

Если глаголы обозначают действия, которые происходят сами по себе без действующего лица (предмета), то они называются безличными: смеркается, знобит, нездоровится, подморозило, светает. Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека.

  • по трём наклонениям:
    • изъявительное наклонение (бегу, смотрел, пойду) — глаголы, отражающие действие, состояние объекта;
    • условное наклонение (бежал бы, посмотреть бы, пойти бы) — глагол + частица «б» или «бы», выражающие действие при выполнении какого-либо условия;
    • повелительное наклонение (беги, смотри, иди) — глаголы с выражением просьбы, приказа.
  • по трём временам:
    • прошедшее время — отражает действие, состояние объекта в прошлом (рисовал, смотрел, учился);
    • настоящее время — действие, состояние, которые происходят в настоящем (рисую, смотрю, учусь);
    • будущее время — действие, состояние, которое ещё не произошли, но произойдут в будущем (нарисую, посмотрю, буду учиться);
  • по лицам и числам в настоящем и будущем времени (бегу, бежит, побегут);
    по числам и родам (в единственном числе) в прошедшем времени (читал, читала, читали).

Постоянные морфологические признаки глаголов: спряжение, вид, переходность. Непостоянные: наклонение, число, время, род. Глаголы в повелительном наклонении изменяются по временам. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам (я пишу, он пишет, она напишет/будет писать, они напишут/будут писать), в прошедшем времени — по числам и родам (я писал, она писала, они писали).

Неопределённая форма

Начальная форма глагола — неопределённая форма (инфинитив), которая не отражает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Примеры: видеть — увидеть, сеять — посеять, смотреть — рассмотреть, везти, пройти, найти и др. Глаголы в форме инфинитива имеют вид, переходность и непереходность, спряжение.

Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть, -ти, -ь. Приведём примеры глаголов парами — с вопросами что делать? (несовершенный вид) и что сделать ? (совершенный вид).

-ть -ти
возражать — возразить, реагировать — отреагировать ползи — приползти, расти — подрасти стричь — постричь, жечь — сжечь

Спряжения глаголов

Глаголы делятся на два спряжения: первое и второе. К первому спряжению относятся глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ть и др. (вертеть, копать, колоть, дуть, ныть). Ко второму спряжению относятся глаголы на -ить (носить, пилить, ходить). Существует 11 глаголов-исключений (7 глаголов на -еть и 4 глагола на -ать), которые относятся ко второму спряжению, и 2 глагола-исключения на -ить, которые относятся к первому спряжению.

I спряжение:
брить, стелить
(2 глагола)

II спряжение:
-еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть;
-ать: гнать, держать, слышать, дышать
(11 глаголов)

При изменении глаголов по лицам и числам окончания образуются в соответствии со спряжением, к которому глагол относится. Обобщим случаи таблицей.

Лицо I спряжение II спряжение
Ед.ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч.
1-е -у/-ю -ем -у/-ю -им
2-е -ешь -ете -ишь -ите
3-е -ет -ут/-ют -ит -ат/-ят

Приведённые окончания называют личными окончаниями глагола. Чтобы определить спряжение, нужно поставить глагол в неопределённую форму такого же вида, что и личная форма: выполняешь — выполнять (несов. вид), выполним — выполнить (сов. вид).

Примеры:
читаю → читать → I спряжение
построят → построить → II спряжение

При определении спряжения глагола учитывайте, что:

  1. Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные: делать — сделать, работать — поработать, учить — выучить, гнать — обогнать;
  2. Возвратные глаголы относятся к тому же спряжению, что и невозвратные: умываться — умывать, советоваться — советовать, учиться — учить, извиниться — извинить;
  3. Имеет место быть чередование согласных в настоящем времени: пеку — печёшь, берегу — беречь, хожу — ходишь, прошу — просишь, отвечу — ответишь и др.

От глаголов победить, пылесосить не образуется 1-е лицо единственного числа. От глагола быть не образуется 1-е и 2-е лицо единственного и множественного числа настоящего времени, для 3-го лица единственного числа иногда вместо быть используется есть. Глаголы хотеть и бежать изменяются по первому и частично по второму спряжению — разноспрягаемые глаголы. Глаголы есть (кушать) и дать спрягаются особым образом.

Примеры глаголов

Примеры глаголов в разных родах, временах, наклонениях.

Род есть только в единственном числе прошедшего времени:
Мужского рода (что делал?): плыл, висел.
Женского рода (что делала?): плыла, висела.
Среднего рода (что делало?): плыло, висело.

Прошедшее (что делал?): рисовал/нарисовал.
Настоящее: (что делает?): рисует.
Будущее: (что будет делать? что сделает?) будет рисовать/нарисует.

В этом примере «рисовал» и «будет рисовать» — глаголы несовершенного вида, «нарисовал» и «нарисует» — совершенного.

Изъявительное (что делаю?): мечтаю, поиграют, учил, выучил.
Повелительное (что делай?): мечтай, поиграйте, учи, выучи.
Условное (что делал бы?): мечтал бы, поиграли бы, учил бы, выучил бы.

В этом примере мечтаю — глагол несовершенного вида единственного числа, поиграют — совершенного вида множественного числа, учил — несовершенного вида единственного числа в прошедшем времени, выучи — совершенного вида единственного числа в прошедшем времени.

Синтаксическая роль

В предложении глагол в начальной форме (инфинитив) может играть разную синтаксическую роль. Глагол личной формы в предложении является сказуемым.

Стану сказывать я сказки (М. Лермонтов). (Составное сказуемое.)
Учиться — всегда пригодится (пословица). (Подлежащее.)
Прошу вас подождать . (Дополнение.)
Нетерпение доехать до Тифлиса овладело мною (М. Лермонтов). (Определение.)
Ребята побежали прятаться . (Обстоятельство.)

Морфологический разбор

В морфологическом разборе глагола отмечают постоянные и непостоянные морфологические признаки, инфинитив, роль в предложении. Смотрите план и примеры морфологического разбора глагола.

Подробные описания частей речи русского языка:

Источник

Начальная форма глагола

Неопределенная форма глагола имеет ещё два названия:

  • Начальная форма;
  • Инфинитив (от латинского «неопределенный»).

Данная форма не даёт возможности определить:

А только называет действие или состояние субъекта действия. Начальная форма глагола отвечает на вопросы:

  • Что делать? (Печатать, есть, смотреть, любить, мечтать);
  • Что сделать? (Напечатать, съесть, посмотреть, полюбить, помечтать).

Как же определить начальную форму глагола? Ей присущи следующие постоянные признаки:

  1. Переходность:
    1. Переходные обозначают тип действия, направленное на конкретный предмет. Пример: «Необходимо прочитать текст пять раз.» Здесь присутствует дополнение «текст», которое отвечает на вопрос «что?».
    2. Непереходные обозначают действие, которое замкнуто само в себе и не направлено на какой-то другой предмет. Пример: «Кот любит спать.» Невозможно подобрать дополнение к слову «спать», отвечающее на вопросы «что?» или «кого?»
  2. Вид:
    1. Несовершенный — действие, которое ещё происходит не зависимо от времени, и не имеющее завершенности (читать, поступать, гулять).
    2. Совершенный — действие, которое имеет уже результат (прочитать, сжечь).
  3. Возвратность:
    1. Возвратные — глаголы, у которых есть на конце постфикс «-ся» (отдышаться, заниматься). Они обозначают действия:
      1. с возвратным значением, направленное на субъект действия (бриться, одеваться, мыться);
      2. с взаимным значением, выполняемое несколькими субъектами и направленное на каждого из них (обниматься, ссориться, здороваться, целоваться, обниматься);
      3. самопроизвольного характера (Дверь может открываться);
      4. постоянного характера (Собака может кусаться);
      5. в интересах субъекта (укладываться спать);
      6. внутри субъекта, его моральное или физическое состояние (смеяться, торопиться, разочароваться, веселиться, огорчиться).
      7. страдательного характера (Дом построить надо к ноябрю).
    2. Невозвратные — глаголы без постфикса «ся» (рисовать, решить).
  4. Спряжение:
    1. 1 спряжение определяется окончаниями «еть», «оть», «ать», «ять», «уть» (стоять, летать, лаять).
    2. 2 спряжение определяется только окончанием «ить» (клеить, белить).
    3. Поставить глагол в начальную форму можно тремя способами с помощью:
  1. суффикса «ть» — если основа глагола оканчивается на гласную букву (летать, бежать, смотреть, сидеть; исключения — грызть, класть);
  1. суффикса «ти» — если основа глагола оканчивается на согласную букву (нести, везти, приобрести).
  2. «чь» — при чередовании в корне глагола с буквами «г», «к», «х» (стерегут — стеречь, берегу — беречь, пеку — печь).

В предложении начальная форма глагола может быть:

  • Подлежащим — в начале предложения. (Выбрать правильную дорогу — это трудное дело.)
  • Составным сказуемым — вместе со вспомогательным глаголом (Я начинаю волноваться.)
  • Сказуемым — в безличных предложениях (Рано стало темнеть.)
  • Несогласованным определением — если рядом есть существительное с отвлеченным значением. (Мама бы поняла мое желание купить эту книгу.)
  • Дополнением — когда действие субъекта направлено на действие другого лица. (Домашние животные учат детей ответственно относиться к живым существам.)
  • Обстоятельством — если после глагола, который обозначает движение можно поставить «чтобы» (Ваня встал рано утром посмотреть рассвет).

Источник

Начальная форма глагола: правило, определение и поиск

Поговорим о начальной форме глагола (ее также нередко называют неопределенной, или инфинитивом). Знать о ней необходимо потому, что в огромной конструкции человеческих знаний начальная форма глагола – это один из основных, несущих элементов.

Что собой представляет глагол

Тем, кто давно окончил школу и успел многое забыть, стоит напомнить: глаголом называют часть речи, описывающую действие. Читал, поеду, сделай, писать, нарисовал, мечтал бы – все эти слова являются глаголами, отличающимися лишь своими признаками.

О глаголе

В русской грамматике у глаголов имеется 7 признаков: время, вид, лицо, наклонение, род, число, залог; нередко в качестве признака рассматривается и спряжение. Не в каждом случае правомерно говорить об отдельном признаке или сразу обо всех. В частности, для прошедшего времени характерно отсутствие лица, а настоящее время, как и будущее, делает беспредметным разговор о роде глагола.

Изучать эти признаки, их отличия друг от друга, а также возможность спряжения бессмысленно, не установив главного: что такое начальная форма глагола. Синонимом этого определения выступает понятие неопределенной формы и термин «инфинитив».

Инфинитив выражает глагол в словаре. Данную форму не случайно называют начальной – она действительно является стартом для дальнейшего изучения указанных частей речи. Вопросы начальной формы глагола – «Что делать?» и «Что сделать?». Примеры инфинитива: лечь и простить, резать и прибежать, уйти и вернуться, заехать и рассмотреть. Ну, а теперь можно поговорить о глаголах подробнее, более детально рассмотрев их отличительные признаки.

О лице и времени

Разобраться с лицом глагола (их 3) просто, определив, кто именно сообщает об описываемом действии. Лицо отражает отношение сообщающего к происходящему процессу. Первое единственного числа – это действия самого сообщающего: делаю, хожу. То же самое во множественном числе – действия группы, которую представляет сообщающий: делаем, ходим. Глаголы второго лица характеризуют действия собеседника сообщающего либо группы, которую тот представляет: делаешь, ходишь, делаете, ходите. Третье лицо вне зависимости от числа – это действия посторонних лиц, не участвующих в диалоге: делает, ходит, делают, ходят. Понять, к какому лицу отнести глагол, поможет соответствующее ему существительное или местоимение.

Времена глагола характеризуют отношение к моменту, когда совершается описываемое действие. Существуют 3 формы глагола, представляющие настоящее, прошедшее и будущее время. Примеры глаголов настоящего времени: хожу, делают. Для прошедшего и будущего времени аналогичные варианты: ходили, делал, будут ходить, будет делать.

Важно помнить! Начальная форма глагола – безличная. К инфинитиву также неприменимы представления о лице, числе, времени.

Род глагола и его наклонение

Изменения глаголов происходят не только по числам, лицам или временам, но и по родам, подобно существительным. Существуют три рода: женский, мужской, средний – определить принадлежность к ним глагола также может помочь употребляемое с ним вместе местоимение или существительное. Признак рода глагола проявляется исключительно в прошедшем времени и определяется по окончанию: ходил, ходило, делала. К инфинитиву глагола понятие рода неприменимо.

Важной характеристикой глагола является его наклонение, которое может быть изъявительным, повелительным либо условным. Используя изъявительное наклонение, описывают действия, которые или когда-нибудь происходили, или происходят в настоящий момент, или произойдут впоследствии. Примеры изъявительного наклонения глаголов: ходили, ходит, будут ходить, делала, делают, будет делать. Условное наклонение сообщает о действиях желаемых или тех, что возможны при некоторых условиях. При образовании условного наклонения за основу берется начальная форма глагола без окончания, суффикс «л», а также частица «бы». Примеры условного наклонения: ходил бы, делали бы. Глаголы повелительного наклонения представляют собой команду, приказ, приглашение к действию. Примеры: сделай, пойди, принеси! Часто к таким глаголам добавляют частицу «-ка», которая этот приказ отчасти смягчает: сделай-ка, пойди-ка!

О видах глагола

По своему виду глаголы можно отнести к совершенным и несовершенным. Несовершенные характеризуют действие без какого-либо указания на его окончание, и в виде инфинитива к ним будет применим вопрос «Что делать?» Примеры: ходить, рисовать. В совершенном виде эти же примеры будут выглядеть иначе: сходить, нарисовать, т. к. здесь глаголы описывают законченное действие. Вопрос, который можно поставить к их инфинитиву — «Что сделать?».

Большинству глаголов свойственны оба вида: рисовать–нарисовать, жечь–сжечь, есть–съесть. Однако существуют глаголы и без парной формы. К таким, в частности, относится «принадлежать» – здесь возможен лишь несовершенный вид. Или «очутиться» – этот слово, напротив, может существовать только в совершенном виде. Существуют также двувидовые глаголы (к таким относится «казнить») — в них совмещены значения обоих видов. Часто в случае двувидовых окончание глаголов в начальной форме выглядит как «-ировать» («эмигрировать»).

Переходность и залог глагола

Такие свойства, как переходность и залог глагола указывают на его взаимоотношения с другими объектами. Понятие переходности указывает на наличие объекта действия. Примеры переходных глаголов: есть (суп), читать (журнал) – здесь суп и журнал являются объектами действия. Непереходность глагола предполагает отсутствие объекта приложения. Примеры непереходного глагола – работать, жить (конкретного объекта, к которому приложено это действие, нет). Особый случай непереходных глаголов – возвратные; здесь производящий действие в то же время является и тем, на кого оно направлено. В этих случаях начальная форма глагола оканчивается на «-ся»: купаться, смеяться, волноваться.

Залог глагола рассматривает взаимоотношения между субъектами и объектами действия. Действительный залог характеризует активную конструкцию. Например: кошка ела рыбу. Кошка (субъект) совершала активное действие над объектом (рыбой), залог глагола «ела» действительный. Та же мысль, сформулированная по-другому: рыба поедалась кошкой. Данная конструкция, в отличие от предыдущей, является пассивной, и потому залог глагола в ней — страдательный.

И снова об инфинитиве

Зная характерные признаки глаголов, стоит поговорить об инфинитиве более подробно. Как определить начальную форму глагола? Очень просто – задать вопрос. Если по отношению к производимому действию можно спросить: «Что делать?» или «Что сделать?», значит, форма глагола, описывающего это действие, является неопределенной. Из всех рассмотренных признаков инфинитиву присущи лишь вид, а также такие свойства как переходность и возвратность.

Образование инфинитива происходит путем добавления формообразовательного суффикса к корню слова. Характерный суффикс в начальной форме глагола – «-ти», «-ть», «-чь». Примеры инфинитива: лезть, нести, печь.

О спряжениях глаголов

Спряжением глагола называют его изменение в зависимости от лиц и чисел: я пишу, он пишет, мы пишем и т. п. Каждый глагол можно отнести к первому или второму спряжению; знать об этой принадлежности необходимо, чтобы для любого конкретного случая добиваться правильного написания. Ошибки в процессе спряжения особенно часто возникают в случае безударных окончаний глагола.

Для правильного определения спряжений необходимо знать, какая начальная форма у глагола. Первое спряжение представляют все упомянутые части речи с окончанием «-овать» — тренировать, информировать. К этому же спряжению принадлежит ряд глаголов, оканчивающихся на «-еть», «-ать», «-ять», а также «стелить» и «брить» (окончание «-ить»). Второе спряжение представляют все глаголы с окончанием «-ить», за исключением уже упомянутых. Сюда же относят отдельные глаголы с окончанием «-ать» и «-ять», если на них падает ударение (лежать, стоять). Ко второму спряжению принадлежит еще часть глаголов (смотреть, ненавидеть и т. д.), которые нельзя подогнать под какие-то стандарты – их надо просто запомнить. Знание правил спряжения глаголов – это залог правильной орфографии, да и просто требование грамотности. Кстати, сам инфинитив не спрягаем и не меняется в зависимости от лиц и чисел.

Глаголы в предложении

Роли данных частей речи в предложении могут быть разными. Чаще всего глагол выступает в роли обычного (простого) сказуемого: «Толя купил хлеб». Нередки случаи сложного глагольного сказуемого: «Ваня решил сбегать в магазин». Сказуемым в настоящем случае становится целая конструкция (решил сбегать), причем второй глагол в ней представлен инфинитивом. Иногда глагол может выступать в качестве несогласованного определения: «Мне не понравилась идея съездить туда» (съездить туда – несогласованное определение).

Русский язык по-своему уникален тем, что допускает и более сложные, поистине фантастические конструкции. «Решили послать сходить найти купить выпить» — предложение из 6 глаголов, 5 из которых представляют инфинитив с законченным смыслом и соответствием правилам грамматики. Иностранцы плачут!

Заключение

Большинство ученых-лингвистов единодушно во мнении, что первым словом, произнесенным древним человеком, был глагол. Вряд ли нашему далекому предку в те суровые времена нужны были в лексиконе прилагательные для описания красоты ночного неба, да и большинство существительных ему вполне мог заменить указующий жест в их направлении. А вот команда «Беги!», отданная соплеменнику, вполне могла спасти тому жизнь, слово «хочу» и соответствующее движение в сторону туши мамонта также не оставляло сомнений в отношении сказанного. При острой необходимости один лишь глагол вполне мог заменить все остальные части речи.

Кстати, современные подходы к изучению иностранных языков тоже предполагают первоочередное изучение глаголов как основных средств выражения человеческих потребностей. Естественно, и для носителей языка необходимо хорошее знание этих частей речи, их признаков и свойств. А особую роль в изучении глаголов играет инфинитив.

Источник

Читайте также:  Глаголы которые спрягаются не по правилам