Меню

Что значит глагол в нашей речи



Значение глагола в речи
статья по русскому языку

Значение глагола в речи

Скачать:

Вложение Размер
znachenie_glagola_v_rechi.docx 21.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Значение глагола в речи».

Первое облако, которое встретилось нам – это глаголы движения.

Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с большой буквы глаголы движения, поставьте двоеточие. По-другому их называют «оживлялки», потому что они заставляют двигаться предмет, передвигаться с одного места на другое.

1. Словарная работа.

1 ) Не зверь, и не птица,

Напишем это слово в тетрадь с комментированием

2) Маленький мальчишка в сером армячишке.

По дворам шныряет

Крохи собирает. (Воробей)

3) Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк,

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи (Собака)

Запомните написание этих слов.

Какой частью речи являются эти слова? (существительные)

Давайте подберём к ним глаголы, которые обозначают движение, т. е. «оживим» эти предметы. Составим предложение.

Например: Воробей скачет по асфальту

Запишем это предложение и разберём его по членам предложения. Чем является глагол в предложении? (сказуемым)

Сделаем вывод: для чего нужны в речи глаголы движения ?

Правильно, глаголы движения нужны, чтобы рассказать о движении предмета.

Чтобы продолжить путешествие, нам нужен ветер. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом.

Следующее облако – глаголы речи.

Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с заглавной буквы глаголы речи, поставьте двоеточие.

Стирать Какой глагол лишний? Что общего у глаголов?

Давайте запишем их.

Послушаем отрывок из сказки А. С. Пушкина. Постарайтесь услышать глаголы речи. («Сказка о мёртвой царевне…»

Для чего нужны глаголы речи? Чтобы наша речь была более яркой.

Для того чтобы продолжить путешествие, нам опять нужен ветер. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом.

Следующее облако – глаголы звучания

Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с заглавной буквы глаголы звучания, поставьте двоеточие.

Работа со скороговоркой

Зимним утром от мороза

На заре звенят берёзы

Вставить буквы, объяснить их написание. Тренируемся проговаривать быстро скороговорку.

Найти глаголы. Это глагол звучания.

Работа с пословицей

Как аукнется, так и откликнется

Запишем глаголы звучания в тетрадь. Для чего эти глаголы нужны в речи? Да, чтобы рассказать о звуках, которые издаёт предмет.

Подул ветерок. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом. Вот так.

Источник

Глагол как часть речи

Что такое глагол в русском языке

В русском языке глагол является самостоятельной частью речи, обозначающей процесс, отношение, действие или состояние лица, предмета либо явления.

Грамматическое значение глагола выражается: категориями вида, возвратности, переходности, наклонения, залога, числа, лица, рода и времени. Глагол как часть речи представлен несколькими классами форм:

  • Спрягаемыми формами (читал, собирается);
  • Инфинитивом (искать);
  • Причастиями (написанный, сверкающий);
  • Деепричастиями (нарисовав).

На какие вопросы отвечает глагол

Глагол отвечает на вопросы «Что делать?» (несовершенного вида), «Что сделать?» (совершенного вида). В составе предложений глаголы чаще всего выступают сказуемым, однако в русском языке используются конструкции, в которых отглагольные формы применяются в качестве подлежащего, определения, обстоятельства или дополнения.

Примеры глаголов в составе предложения:

Утром мы посмотрели интересный фильм.

В центре города стоит памятник великому поэту, о котором нам рассказывал экскурсовод.

Этот текст преподаватель будет спрашивать на следующем занятии.

Глаголы подчеркнуты зеленой чертой .

Особенности

Грамматические категории залога, вида, возвратности и переходности присущи всем глаголам и отглагольным формам, тогда как другие категории зависят от речевой ситуации, в которой глагол используется:

  • Наклонение – присуще исключительно спрягаемым глаголам;
  • Число – не свойственно инфинитиву и деепричастию;
  • Род – присущ формам сослагательного наклонения, глаголам прошедшего времени и причастиям;
  • Время – свойственно формам изъявительного наклонения;
  • Лицо – присуще глаголам изъявительного наклонения настоящего и будущего времени, а также формам повелительного наклонения.

Проверьте, насколько хорошо вы усвоили, что такое глагол в русском языке и на какие вопросы он отвечает:

  • Глагол обозначает качество предмета, лица или явления
  • Глагол обозначает лицо, предмет или явление
  • Глагол обозначает процесс, действие, состояние или отношение
  • Глагол обозначает признак действия или другого признака

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 2237.

Источник

Развитие речи «Роль глагола в устной и письменной речи»

Цели:

  • Добиться понимания роли глагола с употребления с целью достижения точности, информированности и выразительности
  • Понаблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи.
  • Воспитывать любовь к родной природе.

Учебные пособия:

1.Русский язык (6класс) под редакцией Т.А.Ладыженской “Просвещение”; 2008.

1) Толковые словари;

2) дидактический раздаточный материал;3) сигнальные карточки;

І. Постановка темы и целей урока.

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И рожь в полях растет.
(Глагол)

Что такое глагол?

Проверка домашнего задания: (упр. 526)

Работа 2-х учащихся у доски: 1) вставляет пропущенные орфограммы в слова; 2) выписывает понравившиеся предложение, делает его синтаксический разбор и дает характеристику.

Класс в это время пересказывает сжато текст домашнего задания .

2. А сейчас отгадаем загадки:

  • Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)

Эту загадку Николай Алексеевич Некрасов использует в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

  • Текло, текло и легло под стекло. (Лед)
  • Весной веселит, летом прохлаждает, осенью питает, зимой согревает. (Лес)

Что вам помогло отгадать загадки?

(Глаголы, которые означают действие предмета.)

3. Итак, сегодня выясним какова роль глагола в устной и письменной речи.

Возможно, кто-то уже сам сможет дать ответ на этот вопрос. ( использование при ответе выражений, я считаю. по- моему мнению. наблюдая за. )

Конечно, это так. А вот как Татьяничева характеризует глагол. Спишите это стихотворение, расставив недостающие знаки препинания и объясните смысл.

Он энергичен, многолик
– Глагол.
Он действовать привык.
Необходим он –
Вот в чём соль.
Я говорю, ему
Глаголь!
(А.Татьяничева.)

  • Как автор характеризует глаголы?
  • Объясните разницу между словами “глагол” и “глаголь”.
  • Посмотрим в словаре значение этих слов (работа со словарем)
  • Как вы понимаете выражение “Вот в чём соль?:”( Вот в чём главный смысл.)
  • И в чём же эта “соль” (суть, смысл)? (Глагол необходим).
  • Почему же так необходим глагол? Зачем он употребляется в речи? – вопросы сегодняшнего урока.

Продолжаем доказывать, что роль глагола очень значительна в русском языке. Для этого у вас на парте художественные тексты с заданиями.

З\Д: прочитайте этот текст ( ученик один читает выразительно)

ІІ. Сравнительный анализ текстов (используем раздаточный материал)

Ч. дная картина,
Как ты мне р. дна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет с небес высоких,
И бл. стящий снег,
И саней д. леких
Одинокий бег.
(А.Фет)

На дворе гуляет непогодь,
Ночь стоит темным -темна,
И совою пучеглазою
Из-за туч глядит луна.
Под окошком ветви яблони
Так и ходят ходуном,
И березка с дубом шепчется,
Как со старым колдуном.
(П. Комаров)

Определите стиль речи. (Художественный)

Запишите их и выполните задания к ним (2 ученика выполняют у доски):

1 ученик работает с первым текстом (Словарный диктант из слов текста- вставить пропущенные орфограммы)

2 ученик — выделяет грамматические основы первого предложения во втором тексте, дает его характеристику и рисует схему.

Устно ответьте на вопросы:

1. О чём говорится в этих стихотворениях? (О природе, о состоянии природы.)

2. Как называется описание природы? (пейзаж)

3. Словарная работа.

Пейзаж (лат. Пейз) – страна, вид, местность.

4. Одинаковым ли вы видите пейзаж в стихотворениях?

1 стихотворение – неподвижная природа, спокойствие.

Как удается А.Фету подчеркнуть состояние покоя в природе?

(Нет ни одного глагола, только существительные и прилагательные)

2 стихотворение – подвижная, динамическая картина, природа в движении.

Какая часть речи помогает оживить картину? (Глагол)

Почему у Комарова так много глаголов? (Разгул непогоды)

Вывод: в том и другом случае дается описание природы (ночной пейзаж), но существительные создают картину неподвижности, покоя, глаголы подчеркивают действие, движение.

5. В чем особенность глаголов, употребленных П.Комаровым? Какова их роль?

(Глаголы в переносном значении придают выразительность, создают образную картину осенней непогоды, очеловечивают природу.)

6. Какой художественный прием использовал Комаров? (Олицетворение).

7. Какой глагол входит в устойчивое словосочетание – фразеологизм. Что он обозначает? (“Ходят ходуном” — сотрясаются, быстро двигаются.)

Предложение одному ученику сделать вывод по теме урока.

3. Закрепление материала.

2). Работа в парах (используется раздаточный материал ).

— Будьте внимательны, так как домашнее задание у вас будет творческое и вы можете использовать материал данного урока. А задание будет следующим ( запись в дневники):

Домашнее задание (по выбору учащихся).

Написать короткую пейзажную зарисовку, используя глаголы (“Метель разбушевалась”, “В заснеженном царстве”).

Записать глаголы, которые характеризуют непогоду, определив у них лицо, число, время.

Давайте зачитаем эти четверостишия. Они вам хорошо знакомы.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А. Пушкин)

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н.А. Некрасов)

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
(С.Есенин)

— Спишите, укажите глаголы, употребленные в переносном значении. Найдите олицетворения.

5. Редактирование (используем раздаточный материал ). Запишите правильно:

А сейчас попробуем себя в роли корректора ( объяснение значения слова)

1). Мы посетили городской музей и вынесли из него самое ценное, самое интересное.

2). На каждого члена кружка “Юный техник” падает по пять–шесть моделей.

— Почему данные предложения вызывают смех?

— Чем объясняются ошибки в употреблении глаголов?

— В каком случае глаголы служат точности и выразительности речи? (Когда употребляются в свойственном им значении).

Итак, какова же роль глаголов в устной и письменной речи?

Карточки-задания: ( коллективная работа)

1. Глагол – это служебная часть речи? (да \ нет)

3.К какому лицу относятся глаголы, отвечающие на вопросы: что делает? Что сделает?

(1\ 2\ 3 – подчеркните правильный ответ).

6. К какому спряжению относится глагол СТЕЛИТЬ?———————

Литература

  1. Практическое пособие по развитию речи / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. — М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2002.
  2. Я иду на урок русского языка: Русский язык: Книга для учителя. — М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.
  3. Издательство “Первое сентября”, 2005 год.

Источник

Значение слова «глагол»

1. Высок. устар. Слово, речь. Восстань, пророк, и виждь, и внемли. Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Пушкин, Пророк. Когда поэзия есть живой глагол действительности, — она великая вещь на земле. Белинский, Русская литература в 1844 г.

2. Грамм. Часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и изменяющаяся по временам, числам, лицам (в настоящем времени) и родам (в прошедшем времени).

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Глаго́л — самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?.

Глагол может быть переходным и непереходным, возвратным и невозвратным. Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого. Например: Русалка плыла по реке голубой, / озаряема полной луной… (М. Ю. Лермонтов); Так думал мо­лодой повеса, / летя в пыли на почтовых… (А. С. Пушкин)

Изменение формы глаголов по лицам и числам называется спряжением.

ГЛАГО’Л, а, м. 1. Часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и изменяющаяся по временам, лицам и числам (грам.). 2. Речь, слово (церк.-книжн., поэт. устар.). Но лишь божественный г. до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел. Пшкн.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

глаго́л

1. грам. лингв. часть речи, выражающая действие или состояние ◆ Глагол, говорит русская грамматика, выражает действие: таково значение его во всех языках. Н. П. Некрасов, «О значении форм русского глагола», 1865 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — Пуркуа ву туше, пуркуа ву туше, — закричал Антон Пафнутьич, спрягая с грехом пополам русский глагол «тушу» на французский лад. Пушкин, «Дубровский», 1833 г.

2. устар. высок. слово, речь ◆ Это имя прозвучало для моего слуха каким-то страшным глаголом и мучительно отозвалось в моем сердце: я хотел броситься на Христю. Лесков, «Детские годы», 1874 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Тело Самого Владыки лежит теперь закланное на олтаре, и совершилось заклание глаголом наместо меча. Гоголь, «Размышления о Божественной Литургии», 1847 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Если увидите, что я один со слугою появлюсь на двор, то можете свободно плакать, не о том, что я не сделал всех вас счастливыми, но о том, что есть сердца, подобно камню неразмягчимые, есть души, коим и глагол божий невнятен! В. Т. Нарежный, «Два Ивана, или Страсть к тяжбам», 1825 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: поразмять — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Читайте также:  Возвратным суффиксом глагола прошедшего времени