Меню

что значит падежные окончания существительных



Окончания существительных

Существительные изменяются по числам и по падежам. Это называется склонением.

Падежи существительных

Именительный Кто? Что?
Родительный Кого? Чего?
Дательный Кому? Чему?
Винительный Кого? Что?
Творительный Кем? Чем?
Предложный О ком? О чём?

К нему относятся существительные женского и мужского рода, которые в начальной форме (именительном падеже) имеют окончания -а , -я , например: кошка, баня, дядя, дедушка.

И.п. речк а
Р.п. речк и
Д.п. речк е
В.п. речк у
Т.п. речк ой
П.п. о речк е

В родительном падеже существительных первого склонения всегда пишется окончание -и , в дательном и предложном -е .

К нему относятся существительные мужского рода, которые в начальной форме имеют нулевое окончание, и среднего рода с окончаниями (в н.ф.) -о , -е , например: берег, конь, окно, поле.

И.п. конь, окн о
Р.п. кон я , окн а
Д.п. кон ю , окн у
В.п. кон я , окн о
Т.п. кон ём , окн ом
П.п. о кон е , в окн е

В предложном падеже существительных второго склонения всегда пишется окончание -е .

К нему относятся существительные женского рода, оканчивающиеся (в н.ф.) на -ь , например: лошадь, пристань, вещь, гордость.

И.п. ткань
Р.п. ткан и
Д.п. ткан и
В.п. ткань
Т.п. ткань ю
П.п. о ткан и

В родительном, дательном и предложном падежах существительных третьего склонения всегда пишется окончание -и .

Существительные женского рода, оканчивающиеся (в н.ф.) на -ия , мужского рода — на -ий , среднего рода — на -ие , склоняются особым образом.

И.п. истори я , гений, здани е
Р.п. истори и , гени я , здани я
Д.п. истори и , гени ю , здани ю
В.п. истори ю , гени я , здани е
Т.п. истори ей , гени ем , здани ем
П.п. об истори и , о гени и , о здани и

Также особо склоняются 10 существительных среднего рода, оканчивающхся (в н.ф.) на -мя : знамя, вымя, стремя, бремя, темя, племя, пламя, семя, время, имя, и слово » путь «.

И.п. знам я , путь
Р.п. знамен и , пут и
Д.п. знамен и , пут и
В.п. знам я , путь
Т.п. знамен ем , пут ём
П.п. о знамен и , о пут и

В родительном, дательном и предложном падежах существительных на -мя , пишется окончание -и .

В родительном, дательном и предложном падежах существительных на -ия пишется окончание -и .

В предложном падеже существительных мужского рода на -ий и среднего рода на -ие пишется окончание -и .

Источник

Падежные окончания имен существительных

В русском языке существует 3 склонения имён существительных. В одном и том же падеже у имён существительных могут быть разные окончания, если эти имена существительные относятся к различным склонениям.

  • К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже: сосна, вода, дедушка.
  • К 2-му склонению относятся имена существительные мужского и среднего рода с нулевым окончанием: дом, конь — и имена существительные среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже: поле, окно.
  • К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже: степь, рожь.

Чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное, его надо поставить в форму именительного падежа, единственного числа.

У имен существительных разные склонений разные падежные окончания. Если окончание ударное: (у) реки, (на) тропе, ошибку при его написании сделать нельзя. А как верно написать безударное окончание в именах существительных (у) речки, (по) тропке? Для этого надо знать, к какому склонению относится имя существительное и в каком падеже оно стоит.

Безударные падежные окончания имён существительных — это орфограмма.

У всех имён существительных одного и того же склонения в одном и том же падеже должны быть одинаковые окончания.

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения

Падеж Окончание
И.п. -а, -я
Р.п. -ы, -и
Д.п.
В.п. -у, -ю
Т.п. -ой, -ей (-ою, -ею)
П.П.

Труднее всего верно написать безударные окончания родительного, дательного и предложного падежей: без ударения они звучат одинаково.

Существует 2 способа, которые помогут верно написать безударные окончания имени существительного.

Первый способ. Поставьте вопрос к имени существительному, по вопросу определите его падеж. Вспомните, какое окончание имеет имя существительное данного склонения в этом падеже.

Идти (по чему?) по тропинке. (По) тропинке — имя существительное 1-го склонения, в дательном падеже -> имеет окончание -е.

Свернуть (с чего?) с тропинки. (С) тропинки- имя существительное 1-го склонения, в родительном падеже -> имеет окончание -и.

Второй способ. Используйте слово-помощник. Для этого подбери к данному имени существительному другое имя существительное того же склонения, но с ударным окончанием. Поставьте подобранное имя существительное на место имени существительного с безударным окончанием. Вспомните, что ударные и безударные окончания пишутся одинаково.

Идти по тропинке — (по) тропинке — имя существительное 1-го склонение с безударным окончанием. Подбираем слово-помощник. Идти по траве — (по) траве — имя существительное 1-го склонения с ударным окончанием. Значит, в слове (по) тропинке тоже нужно написать окончание -е.

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения

Падеж Окончание
И.п. , -о, -е
Р.п. -а, -я
Д.п. -у, -ю
В.п. , -я, -о, -е
Т.п. -ом, -ем
П.п.

Труднее всего верно написать безударное окончание -е в предложном падеже, а также окончание в творительном падеже. Надо запомнить, какие окончания бывают у имён существительных в этом падеже: -ом, -ем, -ём.

Читайте также:  парные имена существительные женского рода

Для существительных 2-го склонения словами помощниками являются слова конь и окно. У этих имён существительных ударные окончания: о коне, на окне, с конём, за коном.

У некоторых имён существительных мужского рода 2-го склонения в предложном падеже может быть или окончание -у(-ю), или окончание -е: (где? в чём?) в лесу — (о чём) о лесе.

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения

Падеж Окончание
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.П.

Труднее всего верно написать безударное окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах.

Окончания -е у имён существительных 3-го склонения вообще нет.

Для проверки безударных окончаний имён существительных 3-го склонения можно использовать слово с ударным окончанием. Например, рожь, грудь.

Источник

Ударные и безударные окончания имен существительных в единственном числе

Опыт показывает, что одной из самых трудных орфограмм для учащихся начальных классов является правописание падежных окончаний –е и -и в именах существительных. Источником ошибок в указанных случаях является звуковое совпадение безударных окончаний существительных в сочетаниях типа по деревне – из деревни, в роще – из рощи, на площадке – на площади и т. п.

Дети очень часто неправильно пишут окончания в словах потому, что неправильно определяют падеж. Младших школьников затрудняет различение падежей. Впрочем, бывает и так: ученик грамотно пишет окончания в словах, а разбирает формы имён существительных неверно.

Казалось, такая простая на первый взгляд тема: “Имя существительное”, но сколько важных вопросов решается при её изучении. Самый главный и важный – как научить грамотно писать?

Три года учитель кропотливо отрабатывает умения детей быстро находить имя существительное в группе других частей речи по существенным признакам, готовит к работе на важном этапе – правописанию окончаний.

Сначала целесообразно познакомить учащихся с падежами, не соотнося их с каким-либо определённым склонением. Дети знакомятся с названиями падежей, с падежными вопросами. Они учатся ставить вопросы к именам существительным при определении падежа.

На этой первоначальной ступеньке знакомства с падежами учащиеся не соединяют падеж существительных с конкретными окончаниями.

Для выяснения понятия “падеж” целесообразно давать учащимся существительные разных склонений (мужского, женского и среднего рода; 1, 2, 3-го склонения). Тогда падеж будет восприниматься детьми как показатель связи существительных с другими словами в предложении (или словосочетании). На данном этапе важно, чтобы дети поняли, что падеж зависит

от слова, с которым связано имя существительное, и от вопроса, который ставится от другого слова. Например: видели кого? (что?) собаку, медведя, рысь – один падеж (винительный) для всех существительных; купались в чём? в реке, в озере, в заливе – один падеж (предложный) для всех существительных, отвечающих на вопрос где? (В чём?).

При изучении трёх типов склонений такое понимание падежа будет утверждаться и укрепляться. В результате первоначального знакомства с падежами учащиеся усвоят, что всего падежей шесть; каждый падеж отвечает на определённый вопрос; любые существительные, если они отвечают на один и тот же вопрос, стоят в одном и том же падеже (например: вижу кого? синичку, соловья; делаю что? табуретку, стол).

При склонении различие между существительными заключается в окончаниях, а не в падежах. Существительные, принадлежащие к разным склонениям, отличаются друг от друга окончаниями.

Изучение темы: “Изменение по падежам” происходит в определённом порядке. Прежде всего детям даётся понятие о том, что имена существительные изменяются по вопросам в зависимости от других слов. После этого идёт ознакомление с отдельными падежами и с падежными вопросами. Каждый падеж сначала берётся без предлогов, затем учащиеся узнают, какие предлоги соединяются с теми или с иными падежами.

Очень важно на первых порах давать имена существительные с ударными окончаниями, используя такие виды работ, как разбор предложений, словосочетаний, с установлением связи между словами, составлением предложений и словосочетаний с изученными падежными формами имён существительных, в частности существительных, отвечающих на вопросы где? куда? откуда?

Важно и то, чтобы в процессе изучения данной темы учащиеся чётко сопоставляли падежи друг с другом, выясняли роль каждого из падежей и предлогов.

Чтобы дети поняли различие в падежных окончаниях имён существительных и правильно их писали необходимо научить определять и тип склонения имён существительных по их родовым признакам. Дети должны понять, что по роду и ударным окончаниям можно определить тип склонения: к 1-му склонению относятся им.сущ. ж.р. и м.р. с окончаниями -а,-я (земля, сестра, ….). Каждое склонение имеет различные окончания в одном и том же падеже.

А дальше идёт изучение каждого склонения в отдельности. Используются все возможности для сопоставления склонений друг с другом, с тем чтобы дети научились находить сходство их в падеже и различие в окончаниях (Р. – школы, дома, степи; Д.- школе, дому, степи и т.д.).
С другой стороны, дети учатся правильно писать безударные окончания по аналогии с ударными у существительных, принадлежащих к одному и тому же склонению и стоящих в одном и том же падеже (по комнате, по деревнепо воде).

Задача, которая стоит перед учителем при изучении в IV классе имён существительных 1-го склонения, состоит в том, чтобы помочь детям понять, что ударные и безударные окончания существительных указанного склонения одинаковы, и научить детей проверять правописание безударных окончаний существительных на сопоставлении между собой падежей: родительного и дательного, родительного, дательного и предложного и т.д. Окончания этих падежей легко перепутать, поэтому важно отработать и развить у детей способности проверять написание окончаний подставляя вместо существительного с безударным окончанием существительное того же склонения и того же падежа с ударным окончанием ( из деревни — из земли; к деревне – к земле). Теперь легко усвоить, что окончание родительного падежа — -и (-ы), дательного и предложного падежей – е. Умение различать падежи помогает и различению окончаний, например: около деревни (Р.п.), по деревне (Д.п.), в деревне (П.п.). Все эти слова отвечают на один и тот же вопрос где?, но имеют разные окончания, т.к. в разных падежах.

Читайте также:  арсирий имя существительное и глагол

Правописание окончаний имён существительных 2-го склонения вызывает меньше затруднений. Безударное окончание предложного падежа звучит ближе к и, чем к е: “ в доми, парки”. Вопрос где? характерен не только для предложного падежа. Поэтому детям могут помочь: 1)знания того, что характерное окончание предложного падежа существительных 2-го склонения –е; 2) сопоставление с существительным того же падежа и склонения, но с ударным окончанием (в городе, в парке, в Смоленске — в столе, в селе, в Орле).

3-е склонение противопоставляется 1-му и 2-му склонению. Важно показать, что имена существительные 3-го склонения никогда не имеют окончание –е, что только в трёх падежах имеется окончание -и (степи –Р.п., к степи – Д.п., о степи – П.п.).

Всё выше сказанное ещё раз доказывает, что одной из наиболее актуальных тем русского языка в правописании слов с безударными гласными в слове является “Правописание безударной гласной в окончании имени существительного”.

Даже умение склонять имена существительные и определять у них падеж не всегда приводит к грамотному написанию данной орфограммы. В классе встречаются такие дети, которые не могут использовать слова-помощники при письме: дети с низким уровнем внимания своевременно не могут определить нужную орфограмму в слове, с низким уровнем памяти не могут быстро запомнить нужное окончание существительного в определённом склонении и падеже.

В данной ситуации учитель обязан использовать все формы и приёмы работы, чтобы добиться сознательного усвоения данной темы и применения знаний в практической деятельности.

Большую помощь в работе учителя со всем классом могут оказать карточки с индивидуальными заданиями.

Т.е. “важно стремиться к тому, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.” ( Деменёва Н.Н. “Дифференциация учебной работы младших школьников)

В современном образовании решается вопрос о развитии навыков обучения каждого ребёнка на определённом уровне. Вот почему важен индивидуальный подход, который должен реализоваться путём дифференцированного обучения.

Используя разные методы и приёмы психологического обследования детей (методика “Исследование словесно –логического мышления”, исследование памяти по методикам Т.Ротановой и Богдановой Т.Г., внимание – методика Бурдона, наблюдения, устные и письменные работы детей) показали, что по степени обучаемости можно выделить три группы детей:

первая — с низкой степенью обучаемости;

вторая — группа со средней степенью обучаемости;

третья — группа с высокой степенью обучаемости.

Фрагменты урока по теме: “Имя существительное”

Объяснение нового материала

Внимательно рассмотрите таблицу. Просклоняйте данные слова.

1) Прочитайте задание на карточках, выберите задание по своим возможностям и выполните его.

3) Самостоятельная работа. (По одному ученику каждого уровня задание выполняют на плёнке, проверка осуществляется с помощью кодоскопа.)

Выписать в тетрадь в три столбика окончания имён
существительных (по падежам)

(Работа детей 1-го уровня)

3-СКЛ.





1-СКЛ.
И. –а, -я
Р. –ы, -и
Д. –е
В. –у, -ю
Т. –ой, -ей
П. –е
2-СКЛ.
-о, -е
-а, -я
-у, -ю
-а, -я
-ём, -ом

Используя пример в табли-це, просклонять им. сущ.:
струя, пень, тень. Поставьте ударение, выделите окончание.

1-скл.
И.струя
Р. струи
Д. струе
В. струю
Т. струёй
П.о струе
2 — скл.
пень
пня
пню
пень
пнём
о пне
3 — скл.
тень
тени
тени
тень
тенью
о тени

Используя данные табли-цы просклонять слова: зарядка, класс, тетрадь.
Поставьте ударение, выделите окончание.

1-скл.
И. зарядка
Р. зарядки
Д. зарядке
В. зарядку
Т. зарядкой
П. о зарядке
2- скл.
класс
класса
классу
класс
классом
о классе
3- скл.
тетрадь
тетради
тетради
тетрадь
тетрадью
о тетради

2) Сравнение ударных и безударных окончаний имён прилагательных (начинаю с 1-го уровня).

— Какие ударные окончания выписали ребята, выполняющие первую карточку? ( просмотр и сравнение выполненного задания учениками 1-го уровня);
— Посмотрите внимательно как выполнили задание ребята на второй карточке.
В какой части слова стоит ударение?
— В окончании.
— Сравните окончания с первой карточки и со второй. Сделайте вывод.
— Окончания ударные.
— Посмотрите на 3 карточку. Что вы заметили в сравнении с первыми двумя?
— На первых двух карточках окончания ударные, а на третьей – безударные.
— Кто заметил ещё одну особенность?
— Ударные и безударные окончания имён существительных пишутся одинаково.
— Какие слова можно использовать в помощь, когда будем писать слова с безударным окончанием?
РЕКА, ЗЕМЛЯ, ДВОР, КОНЬ, ОКНО, СТЕПЬ.
— Прочитайте вывод на 82 странице учебника.

Первичная проверка нового материала

(дифференциация по уровню трудности)

2-й уровень 3-й уровень


  1. Вставь пропущенные
    окончания и выдели их.
1- скл.
И. куколка
Р. куколк..
Д. куколк..
В. куколк..
Т. куколк..
П. куколк..
2 – скл.
пожар
пожар..
пожар..
пожар..
пожар..
пожар..
3-скл.
жизнь
жизн..
жизн..
жизнь..
жизн..
жизн..

  1. Определи склонение и
    падеж имени существительного,
    вставь пропущенное окончание,
    в скобках напиши проверочное слово.

К запруд.. — ______(_____)
На бальзам.. -______(_____)
К оград.. — ________(_____)
В роскош.. -_______(_____)
О глад.. — _________(_____)
Без озер.. — ________(_____)
На автомобил. -___(_____)
Без ботаник. — _____(_____)
Под плащ.. -_______(_____)
Над луж.. -________(_____)
С мышь.. -_________(_____)

Проверка осуществляется с помощью кодоскопа (по одному ученику из каждого уровня выполняли задание на плёнке).

  • Прочитайте задание и проверьте свои работы и работы своих товарищей.
  • Назовите слова – помощники 1-го, 2-го, 3-го склонения.
  • Прочитайте задание второй карточки, возьмите сигналы “да” и “нет”, проверим свои работы.

Если ребята считают, что окончание поставлено верно, показывают “да”, если не согласны – показывают “нет”.

  • Какие слова-помощники вы использовали в своей работе?
  • (Аналогичная работа проводится по проверке третьей карточки)

Закрепление изученного материала

(задание можно проработать в двух вариантах)

В –1.
(Дифференциация по объёму учебного материала.)

Задание упражнения:

  • Поставьте существительные из скобок в нужном падеже. Напиши словосочетания.

Определите падеж и склонение существительных. Выделите окончания. Обозначьте ударение.

  1. Первое предложение выполняется с комментированием.
  2. Самостоятельная работа

1-й уровень — 2, 3 предложение;

2-й уровень — 2, 3, 4 предложение;

3–й уровень — 2, 3, 4, 5 предложение, указать проверочные слова.

Проверка выполненного задания.

Проводится с помощью карточек с безударными падежными окончаниями:
-е, -и, -а, -я, -ой, -ей, -ом, -ем, -у, -ю.

В – 2.
( Дифференциация по уровню самостоятельности)
Упражнение 181 страница 83.

  1. Ознакомление с заданием.
  2. Дети 3-го уровня приступают к выполнению задания.
  3. С помощью учителя учащиеся 1 и 2 –го уровней работают над 1, 2 предло- жениями.
  4. Учащиеся 2-го уровня продолжают работать самостоятельно, а учащиеся 1-го уровня выполняют работу самостоятельно под контролем учителя.
  5. Проверка выполненного задания.
    (осуществляется с 3-го предложения)

Формирование умений и навыков

В (1скл., ж.р.. П.п) около (2скл., м.р., Р.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) (3скл., Р.п.)
На (2скл., м.р., П.п.) по ( 1скл., м.р., Д.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) на ( (1скл., ж.р.,П.п.)
По (1скл., ж.р., Д.п.) на ( 2скл., м.р., П.п.)
На (2скл., ср.р., В.п.) к ( 1скл., ж.р., Р.п.)

2-й уровень
Спишите. К словам подберите однокоренные слова другого склонения в том же числе и падеже.

Около постельк… — ____________________

По колыбельк… — ______________________

О медал… — ___________________________

В бутылк… -__________________________

О ноч… — _____________________________

На снег… _____________________________

3-й уровень

  1. Образуйте 2-3 существительных от глаголов: СГИБАТЬ, СБИТЬ, СДАТЬ, СЖАТЬ.
  2. Поставьте полученные слова в Р.п, Д.п, П.п., Т.п.
записать только окончания
мякоть
пустыня
пароход
радость
берлога
победа
горизонт
капель
Волга
Театр
Радость
река
земля
двор
конь
окно
степь
Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

1-й уровень Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п и П.п.
2-й уровень Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п. и П.п. .
Найти лишнее слово и объяснить свой выбор ( пассажир – удвоенная согласная).
3-й уровень Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п. и П.п.
Разделить слова на две группы и объяснить своё решение.

Подобрать синонимы к словам : солдат, ученик, товарищ, ученик, учитель.

Говорить о (сказка, повесть), писать в (тетрадка, тетрадь), плыть на (лодка, пароход), купаться в (речка, озеро), встретиться около (беседка, пристань), отдыхать в (деревня, лагерь), встретиться около (беседка, пристань), мчались на ( машина, лошадь), рассказать о (случай, жизнь).

Говорить о сказки, повести; писать в тетрадке, в тетраде; плыть на лодке, на пароходе;
Купаться в речке, в озер…; встретиться около беседки, пристани; отдыхать в деревне, в лагере; мчались на машине, на лошаде; рассказать о случаи, о жизне.

Первичное закрепление темы:

“Правописание безударных окончаний имён существительных”

К- №10 (дифференциация по степени трудности)

1-й уровень
Определить склонение и падеж имён существительных. Выделить окончания.

Без кисти, по капле, с неба, о речке, после друг…, к дубраве, на колосе, над лесом, у горы, под дверью, у товарища, о матери, на солнце, к дяде.

Без кист…, по капл…, с неб…, о речк…, после друг…, к дубрав…, на колос…, над лес…, у горк…, под дверь…, у товарищ…, о матер……, на солнц…, к дяд… .

а) из-за, солнышко, выглянуло, тучки;
б) по, поездки, ребята, из, вернулись, Калуги;
в) на, охотники, опушке, около, отдыхали, пристани, леса.

Все ли слова понадобятся для составления предложений?
Найди лишние.

2-й уровень
Составить предложения, используя данные слова, вставить пропущенные окончания.
Указать склонение и падеж имён существительных.

а) из-за, солнышко, выглянуло, тучк…;
б) по, поездк…, ребята, из, вернулись, Калуг…;
в) на, охотники, опушк…, около, отдыхали, пристан…, лес….

Все ли слова понадобятся для составления предложений?
Найди лишние. Расскажи о его значении.

3-й уровень
Используя данные слова составить и записать предложения. Имена существительные поставить в нужном числе и падеже, используя предлоги.

а) солнышко, тучка (ед.ч., Р.п.), выглянуло;
б) ребята, поездка(ед.ч., Р.п.), вернулись, Калуга( ед.ч., Д.п.)
в) охотники, опушка (ед.п., П.п.), отдыхали, пристань( ед.ч, Р.п.), лес (ед.ч, Р.п.).

Все ли слова понадобятся для составления предложений?
Найди лишнее. Расскажи о его значении. Подбери слова на ту же тему, что и слово пристань.

Источник