Меню

Давай с каким видом глагола



НАДО, НУЖНО, МОЖНО – это очень сложно!

По мнению молодых преподавателей РКИ, одна из самых сложных тем для иностранцев – употребление вида глагола в инфинитиве, особенно со словами надо, нужно, можно, должен. С чего стоит начать изучать данную тему?

С моей точки зрения, начать нужно с повторения основных значений несовершенного и совершенного вида. Как мы знаем, совершенный вид глаголов обозначает какую-либо ограниченность в протекании глагольного действия, а именно: законченность действия, начало или завершение действия, результативность действия и т.п. Из этих основных значений вытекает второстепенное значение однократности действия. Также следует отметить, что глаголы совершенного вида имеют только два времени — будущее и прошедшее, что также логично: результата в настоящем времени быть не может. Впрочем, у инфинитива нет значения времени, хотя, с моей точки зрения, нужно иметь в виду также показатель времени при употреблении глаголов в инфинитиве. Несовершенный вид — грамматическая категория, выражающая действие в его течении, без указания на предел, границу. У глаголов несовершенного вида три времени: настоящее, прошедшее и будущее, что также вполне понятно.

Во-вторых, педагогу нужно знать, что со словами “надо”, “нужно”, “можно”, “должен” и “нельзя” могут употребляться инфинитивы и несовершенного, и совершенного вида, в зависимости от значения.

Начинать изучать любую грамматическую тему необходимо с подбора подходящих коммуникативных ситуаций, потому что грамматика гораздо лучше воспринимается вкупе с коммуникацией. Коммуникативные ситуации, подходящие для данной темы — “Просьба”, “Совет”, “Рекомендация”. Диалоги, которые можно разыграть в связи с данной темой — “Родители и дети”, “Учитель и ученики”, “Врач и пациент”, “Начальник и подчинённый”. Также можно использовать комиксы или сюжетные картинки, связанные с данными коммуникативными ситуациями.

Конечно, в данном случае основное значение инфинитива, употребляемого после вышеуказанных слов, — это значение однократности и многократности действия и законченности действия и его длительности. Таким образом, если мы говорим “Нужно пить воду каждый день”, то мы употребляем несовершенный вид, а если мы говорим “Нужно выпить воды”, то мы имеем в виду однократное конкретное действие. То же самое применимо и к другим словам данного типа. Это значение понятно уже на уровне A2.

Тем не менее, на более высоких уровнях начинаются некоторые трудности. Например, в чём же разница между “Нужно ложиться спать” и “Нужно лечь спать”? Основное отличие заключается в том, что, когда мы употребляем глагол “ложиться”, мы имеем в виду действие, которое возможно или желательно в настоящем времени. Когда мы употребляем глагол “лечь”, то действие, скорее всего, относится к будущему времени, хотя, вероятно, и к ближайшему. Кроме того, глагол совершенного вида указывает не на желательность действия, а на конкретную цель.

Если же мы употребляем данные слова в отрицательных конструкциях, т.е. с частицей “не” — “не надо”, “не нужно”, “не должен”, в этом случае будет употребляться только инфинитив несовершенного вида — “Я не должен читать эту книгу”, нам никак нельзя сказать “прочитать” в данном предложении.

Со словом “нельзя” несколько иная ситуация. Если говорящий имеет в виду, что какое-либо действие нельзя совершать, потому что так не принято или запрещено, то в предложении будет употреблён несовершенный вид — “В комнату нельзя входить, там спит мама”. Если же имеется в виду физическая невозможность, то здесь употребляется как раз совершенный вид — “В комнату нельзя войти, у нас нет ключа”. Стоит отметить, что данное употребление вида вполне логично, т.к. в первом случае присутствует значение “так не делают никогда”, а во втором “этого нельзя сделать сейчас”. Однако, даже в данном случае есть исключения. В русском языке есть глаголы, которые употребляются только в несовершенном виде — например, “дышать”. В этом случае мы можем употребить “нельзя” в обоих смыслах — в смысле запрета и в смысле физической невозможности. Например. во фразе “Нельзя дышать под водой” присутствует значение физической невозможности, однако употреблён несовершенный вид, т.к. у данного глагола нет совершенного вида.

Читайте также:  Совершенные и несовершенные глаголы для детей

Не стоит также забывать, что со всеми этими словами употребляется Дательный падеж, кроме слова “должен”, которое, как мы знаем, используется с Именительным (сравните: МНЕ нужно помыть посуду. Я должен помыть посуду).

Педагогам также необходимо отметить тот факт, что слова “нужно” и “надо” являются синонимами, однако “надо” больше используется в разговорной речи.

Безусловно, существует также список конструкций и глаголов, с которыми всегда используется инфинитив несовершенного либо совершенного вида. Например, несовершенный вид используется после:

  1. Глаголов, обозначающих начало, продолжение и конец действия, а также глагола “стать”: “заканчивать-закончить”, “начинать-начать”, “продолжать-продолжить”, “переставать-перестать” и др.
  2. Глаголов “уставать-устать”, “надоедать-надоесть”, “запрещаться”.
  3. Глаголов “учиться-научиться-разучиться”, “привыкать-привыкнуть”, “отвыкать-отвыкнуть”, “любить-полюбить”.
  4. Отрицательных конструкций — “не следует”, “незачем”, “лучше не”, “не советую”, “не хочется”, “достаточно”, “хватит”, “вредно” и пр.

При этом необходимо ответить, что все данные глаголы и конструкции либо связаны с отрицанием, либо обозначают процесс, либо “усталость” от повторяемости действия.

Совершенный вид используется после глаголов “суметь”, “забыть”, “успеть”, “удасться”. Отметим, что данные глаголы имеют значение результативности.

Употребление видов глагола в других конструкциях — например, с глаголами “хотеть”, “просить”, “советовать” — зависят от мнения говорящего. Например, “Я советую вам покупать продукты в этом супермаркете” значит, что это нужно делать всегда, а “Я советую вам купить продукты в этом супермаркете” значит, что это нужно сделать сейчас или сегодня.

Безусловно, не стоит забывать о практике. Упражнения на практику употребления видов в инфинитиве можно найти в таких пособиях как “Улучшим наш русский”, “A Living Russian Grammar”, “Чистая грамматика”. Разнообразные тесты есть в пособиях, связанных с подготовкой к ТРКИ-2 и ТРКИ-3, которые называются “Тесты, тесты, тесты”.

Автор: Юлия Амлинская, преподаватель русского языка как иностранного, администратор группы «Преподаватели РКИ»

Читайте также на нашем портале другие статьи автора.

Источник

3.7.2. Наклонение, время, спряжение глаголов

1. Наклонение – глагол может употребляться в формах трёх наклонений (изъявительного, условного, повелительного).

а) В изъявительном наклонении глаголы обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам.

Я читал , я читаю , я буду читать .

б) В условном наклонении глагол обозначает действие, которое может произойти при определённых условиях.

Если вы дадите мне эту книгу, я прочитал бы её.

Форма условного наклонения включает глагол в форме прошедшего времени и частицу бы, которая пишется отдельно от глагола и может стоять в любом месте простого предложения.

Ср.: Если вы дадите мне эту книгу, я бы прочитал её; Если вы дадите мне эту книгу, я прочитал бы её.

Он имел бы; она имела бы; оно имело бы; они имели бы.

По лицам в условном наклонении глагол не изменяется!
В условном наклонении глагол не имеет времени и не изменяется по временам. В условном наклонении используется только форма прошедшего времени!

в) В повелительном наклонении глагол обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника.

Побуждение может быть в виде:

приказа: сядьте немедленно!;

пожелания, просьбы: принесите , пожалуйста, воды;

совета: посоветуйтесь лучше со специалистом.

В повелительном наклонении глаголы изменяются по лицам и числам. У глаголов повелительного наклонения нет формы 1-го лица единственного числа (нельзя приказать самому себе или попросить самого себя).

Наиболее употребительной формой повелительного наклонения является форма 2-го лица.

При образовании формы 2-го лица единственного числа повелительного наклонения используется суффикс -и , который прибавляется к основе настоящего времени, или чистая основа настоящего времени (для глаголов совершенного вида это основа будущего времени).

Ср.: они полож ат (настоящее время) – полож и (повелительное наклонение); они ляг ут (настоящее время) – ляг (повелительное наклонение).

При образовании множественного числа к форме единственного числа прибавляется суффикс или окончание -те .

Положи те , ляг те .

При образовании форм 3-го лица используются частицы пусть, пускай, да , которые прибавляются к глаголу в настоящем или будущем времени (но это не настоящее или будущее время!).

Ср.: Они читают (настоящее время) – Пусть ( Пускай ) они читают (повелительное наклонение); Будет с тобой материнская любовь (будущее время) – Да будет с тобой материнская любовь (повелительное наклонение).

При образовании формы 1-го лица множественного числа повелительного наклонения могут использоваться:

    глагол в форме будущего времени (но это не форма будущего времени!);

Ср.: Мы пойдём в кино завтра (будущее время) – Пойдём в кино! (повелительное наклонение).

Ср.: Мы пойдём в кино (будущее время) – Пойдём те в кино (повелительное наклонение).

Cр.: Мы пойдём в кино (будущее время) – Давай пойдём в кино (повелительное наклонение).

2. Время – глагол имеет три формы времени, которые показывают, когда происходит действие: в прошлом, настоящем или будущем.

Глаголы несовершенного вида имеют формы всех трёх времен.

Читать – читаю, читал, буду читать.

Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени и могут использоваться только в формах прошедшего и будущего времени.

Прочитать – прочитал, прочитаю.

Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое происходило до момента речи.

Я читал книгу; Я учился в средней школе.

Прошедшее время образуется от основы инфинитива с помощью суффикса -л- .

Петь – пе л , читать – чита л .

Исключение: формы мужского рода некоторых глаголов образуются без суффикса -л- , но этот суффикс есть в других формах.

Нёс – нес л а, пёк – пек л а.

В прошедшем времени глаголы изменяются по числам (пел– пел и , читал– читал и ), а в единственном числе – по родам (имел, имел а , имел о ).

    В прошедшем времени глагол не изменяется по лицам!

    В разговорной речи возможны формы типа прыг, скок, цап (так называемые глагольные междометия), которые не имеют форм лица, числа и рода.

    Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходит сейчас, в момент речи, или действия постоянные, длительные.

    Ср.: Я читаю книгу (сейчас); Я читаю по-английски (постоянное действие); Я учусь в средней школе (длительное действие).

    Настоящее время образуется от основы настоящего времени с помощью личных окончаний.

    Везти – вез у , вез ёшь , вез ёт , вез ём , вез ёте , вез ут .

    Глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени!

    Глаголы в форме будущего времени обозначают действие, которое произойдёт после момента речи.

    Я буду читать книгу; Я прочитаю книгу.

    Формы будущего времени могут быть простыми и сложными.

    Формы простого будущего времени имеют глаголы совершенного вида; эти формы совпадают с формами настоящего времени глаголов несовершенного вида.

    Провезти – провезу, провезёшь, провезёт, провезём, провезёте, провезут.

    Форму сложного будущего времени имеют глаголы несовершенного вида: эти формы состоят из формы простого будущего времени глагола быть (буду, будешь, будет, будем, будете, будут) и инфинитива (буду читать).

    В будущем времени глаголы, как и в настоящем времени, изменяются по лицам и числам.

    3. Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени. В русском языке два спряжения.

    а) Глаголы I и II спряжения различаются гласными в личных окончаниях во всех формах, кроме формы 1 лица единственного числа:

    Лицо Единственное число Множественное число
    I спряжение II спряжение I спряжение II спряжение
    1 лицо Я чит аю Я помн ю Мы чит а е м Мы помн и м
    2 лицо Ты чита е шь Ты помн и шь Вы чита е те Вы помн и те
    3 лицо Он чита е т Он помн и т Они чита ю т Они помн я т

    Спряжение глагола определяется по:

    личным окончаниям глаголов, если эти окончания ударные:

    гласные е, у (ю) – у глаголов I спряжения;
    гласные и, а (я) – у глаголов II спряжения;

    суффиксу в инфинитиве, если окончания безударные.

    Ко II спряжению относятся глаголы с суффиксом -и(ть) (кроме глаголов брить, стелить, зыбиться, зиждиться), а также 11 глаголов с суффиксами -е(ть) и -а(ть) : гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть (и производные от них приставочные глаголы).

    Остальные глаголы относятся к I спряжению: это четыре глагола на -ить (брить, стелить, зыбиться, зиждиться), а также глаголы с другими глагольными суффиксами (падать, командовать, подвинуть) или без специальных глагольных суффиксов (бить, мыть).

    б) В русском языке есть небольшая группа разноспрягаемых глаголов, которые спрягаются частично по I спряжению, частично – по II спряжению: хотеть, бежать, брезжить, а также производные от них приставочные глагольные (захотеть, вбежать, забежать, забрезжить и др.).

    Лицо Единственное число Множественное число
    Хотеть Бежать Хотеть Бежать
    1 лицо Хоч у Бег у Хот им Беж им
    2 лицо Хоч ешь Беж ишь Хот ите Беж ите
    3 лицо Хоч ет Беж ит Хот ят Бег ут

    Глагол брезжить имеет только формы 3-го лица единственного и множественного числа.

    Брезж ит – брезж ут .

    в) Особые личные формы имеют глаголы есть , дать и производные от них приставочные глаголы.

    Подать, поесть и др.

    4. В русском языке выделяется особая группа безличных глаголов, которые обозначают действие, которое совершается без действующего лица.

    Безличные глаголы являются единственным главным членом – сказуемым в односоставном безличном предложении.

    Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам.

    В настоящем времени они употребляются только в форме 3-го лица единственного числа;

    Вечереет; Не спится.

    в прошедшем времени – только в форме среднего рода, единственного числа.

    Смеркалось; Не спалось.

    Безличный глагол показывает, что действие происходит как бы само собой, как бы помимо чьей-либо воли.

    В безличном значении могут также использоваться личные глаголы, когда они выступают в роли сказуемого в односоставном безличном предложении.

    Ср.: На дворе тает снег – личный глагол в двусоставном предложении; На дворе тает – личный глагол в безличном значении в односоставном безличном предложении.

    Читайте также другие темы пункта 3.7. «Глагол»:

    Источник