Действительные и страдательные причастия
Действительные причастия — это причастия, которые показывают признак лица или предмета, который сам производит или производил действие (действует сам):
ученик, рисующий (или рисовавший, нарисовавший) плакат;
ветер, ломающий (или сломавший) дерево.
Страдательное причастие — это причастие, которое показывает признак лица или предмета, который подвергается действию со стороны другого лица или предмета ( страдает от чужого воздействия):
плакат, рисуемый (или нарисованный) учеником;
дерево, ломаемое (или сломанное) ветром.
Действительные и страдательные причастия будут иметь вид того глагола, от которого они были образованы:
страдать – страдающий, страдаемый, страдавший (несовершенный вид);
пострадать – пострадавший (совершенный вид).
При этом от глаголов несовершенного вида образуются причастия настоящего и прошедшего времени, а от глаголов совершенного вида — только причастия прошедшего времени:
играть – играющий, игравший;
проиграть – проигравший, проигранный.
Действительные причастия могут быть образованы от глаголов как переходных, так и непереходных. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.
Глаголы | Причастия | |||
---|---|---|---|---|
действительные | страдательные | |||
наст. вр. | прош. время | наст. вр. | прош. вр. | |
переходные | ||||
несовершенного вида | + | + | + | + |
совершенного вида | — | + | — | + |
непереходные | ||||
несовершенного вида | + | + | — | — |
совершенного вида | — | + | — | — |
Образование действительных причастий
Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени 1-го спряжения с помощью суффиксов -УЩ-, -ЮЩ- и глаголов 2-го спряжения с помощью суффиксов -АЩ-, -ЯЩ-.
Чтобы от глагола образовать причастие надо:
- взять основу глагола, отбросив личное окончание,
- добавить нужный суффикс (суффикс зависит от спряжения глагола),
- присоединить окончание (причастия имеют такие же окончания, как и прилагательные):
рису — ют → рису ющ ий , плач — ут → плач ущ ий ;
слыш — ат → слыш ащ ий , люб — ят → люб ящ ий .
Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (неопределённой формы) с помощью суффикса -ВШ-, если основа оканчивается на гласную, и суффикса -Ш-, если основа оканчивается на согласную:
стро и -ть → стро и вш ий , не с -ти → нё с ш ий .
Действительные причастия настоящего и прошедшего времени, образованные от возвратных глаголов, сохраняют частицу -СЯ:
смеют ся – смеющий ся, катают ся – катающий ся.
Действительные причастия имеют только полную форму.
Образование страдательных причастий
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени 1-го спряжения с помощью суффиксов -ЕМ-, -ОМ- и глаголов 2-го спряжения с помощью суффикса -ИМ-.
Чтобы от глагола образовать причастие надо:
- взять основу глагола, отбросив личное окончание,
- добавить нужный суффикс (суффикс зависит от спряжения глагола),
- присоединить окончание (причастия имеют такие же окончания, как и прилагательные):
рису — ют → рису ем ый , влек — ут → влек ом ый ;
слыш — ат → слыш им ый , кат — ят → кат им ый .
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (неопределённой формы глагола):
- С помощью суффикса -НН-, если основа инфинитива заканчивается на -А (-Я), -Е:
посмотр е -ть → посмотр е нный.
С помощью суффикса -ЕНН- (-ЁНН-), если основа инфинитива оканчивается на согласную или на И (причём суффикс И опускается):
унес -ти → унес ённый,
краси -ть → краш енный.
С помощью суффикса -Т-:
коло -ть → коло тый, мя -ть → мя тый.
Краткое страдательное причастие
Страдательные причастия имеют полную и краткую форму:
найденный – найден, забытый – забыт.
Краткие причастия изменяются по числам, а в единственном числе и по родам, но не изменяются по падежам:
найден, найдена, найдено.
Полная форма причастий в предложениях обычно выполняет роль определения . Краткая форма страдательных причастий изменяется по родам и числам, но не склоняется (не изменяется по падежам). В предложениях краткие причастия выполняют роль сказуемого . Сравните:
На столе лежит прочитанная книга. – Книга прочитана .
Краткие страдательные причастия образуются с помощью суффиксов -Н- и -Т-. В отличие от причастий полной формы в кратких причастиях только одно Н:
рассказа нная история – история рассказа на,
перекраше нная машина – машина перекраше на.
Источник
Как образуются причастия в русском языке?
Причастия образуются от основ настоящего времени и неопределенной формы глаголов с помощью формообразующих суффиксов. Выбор гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени зависит от спряжения глагола.
У причастий сохранился глагольный признак времени, поэтому различаем причастия настоящего и прошедшего времени.
Например:
- плавать — плавающий лебедь = лебедь плавает;
- потеряться — потерявшийся ребенок = ребенок потерялся.
Например:
- долго хранимый портрет = портрет хранят;
- разбуженный мальчик = мальчика разбудили;
- политые цветы = цветы полили.
Каждый вид причастия обладает своим значением и специфичными формообразующими суффиксами.
Действительные причастия настоящего времени
Они образуются от основы переходных и непереходных глаголов настоящего времени. Основой глагола настоящего времени является форма третьего лица множественного числа без личного окончания, например:
От основы настоящего времени глаголов первого спряжения с помощью суффиксов -ущ-/-ющ- образуем действительные причастия настоящего времени:
- стелить (I спр.) — они стел- ют — стел- ющ -ийся кустарник;
- блеять (I спр.) — они бле- ют — бле- ющ -ая овца;
- почуять (I спр.) — они почу- ют — почу- ющ -ие волка;
- бриться (I спр.) — они бре- ют -ся — бре- ющ -ийся мужчина.
От основы настоящего времени глаголов второго спряжения образуем действительные причастия с помощью суффиксов -ащ-/-ящ- , например:
- звонить ( II спр.) — они звон- ят — звон- ящ -ий телефон;
- смотреть ( II спр.) — они смотр- ят — смотр- ящ -ий вперед;
- терпеть ( II спр.) — они терп- ят — терп- ящ -ее бедствие судно;
- вертеться ( II спр.) — они верт- ят -ся — верт- ящ -иеся девчонки.
Видеоурок
Действительные причастия прошедшего времени
Такие причастия образуются от основы неопределенной формы глагола с помощью суффиксов -вш- и -ш- .
Суффикс -вш- образует причастие от основы глагола, которая заканчивается гласным, например:
- звен е -ть — звене- вш -ий колокольчик;
- отта я -ть — оттая- вш -ее окно;
- стуч а -ть — стуча- вш -ий по дереву дятел;
- тон у -ть — тону- вш -ий в реке;
- спил и -ть — спили- вш -ий дерево;
- б ы -ть — бы- вш -ий в моем распоряжении.
Суффикс -ш- участвует в образовании причастий от основы неопределенной формы с конечными согласными, например:
- отн е с -ти — отнёс- ш -ий в клаловую;
- расцве с -ти — расцвёт- ш -ий в саду;
- заме с -ти — замет- ш -ий опавшими листьями;
- ве з -ти — вёз- ш -ий с собой сынишку.
Видеоурок
Страдательные причастия настоящего времени
Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов несовершенного и совершенного вида, которые могут управлять существительными в форме винительного (иногда родительного) падежа без предлога.
Выбор формообразующего суффикса зависит от спряжения глагола. Если производящим является глагол первого спряжения, то от основы настоящего времени образуем страдательное причастие с помощью суффикса -ем- :
- перегиба-ть — перегиба-ют — перегиба- ем -ый пояс;
- разрыва-ть — они разрыва-ют — разрыва- ем -ый в клочья;
- выделя-ть — они выделя-ют — выделя- ем -ый нам;
- наполня-ть — они наполня-ют — наполня- ем -ый водой бассейн.
От основы настоящего времени глагола второго спряжения образуется причастие с помощью суффикса -им- :
- зависеть — они завис-ят — завис- им -ое положение;
- ненавидеть — они ненавид-ят — ненавид- им -ая еда;
- любить — они люб-ят — люб- им -ый всеми артист.
Видеоурок
Страдательные причастия прошедшего времени
Такие причастия образуются от основы неопределенной формы глаголов только совершенного вида с помощью суффиксов -нн- , -енн- и -т- .
Суффикс -нн- образует причастие от инфинитива с основой на гласные а/я, например:
- завеш а -ть — завеша- нн -ый ковром;
- расказ а -ть — расказа- нн -ый случай;
- засе я -ть — засея- нн -ое поле;
- зачит а -ть — зачита- нн -ый отрывок.
Суффикс -енн- образует причастие от неопределенной формы глагола с основой на -и- и -чь:
- украси-ть — украш- енн -ый зал к празднику;
- побели-ть — побел- енн -ая стена;
- приклеи-ть — прикле- енн -ая афиша;
- выстрои-ть — выстро- енн -ые кубики в ряд;
- увлечь — увлеч- ённ -ый теннисом;
- сберечь — сбереж- ённ -ый на завтра.
Суффикс -т- образует страдательное причастие от основы
- глаголов с суффиксом -ну-,
- односложных глаголов или родственных слов с приставкой;
- глаголов на -оть, -ереть,
- покинуть — покину- т -ый дом;
- колоть — коло- т -ый орех;
- полоть — прополоть — прополо- т -ая грядка;
- брить — бри- т -ый подбородок;
- мыть — вымыть — вымы- т -ое окно;
- поднять — подня- т -ая пыль на дороге;
- открыть — откры- т -ая дверца шкафа.
Страдательные причастия образуют краткие формы.
Видеоурок
Источник
Действительное и страдательное причастия.
Действительные причастия могут образоваться от глаголов как переходных, так и непереходных. Страдательные причастия образуются только от переходных.
Действительное причастие – это причастие, показывающее признак того предмета, который сам производит или производил действие: ученик, рисующий, рисовавший (или нарисовавший) картину.
Страдательное причастие – это причастие, показывающее признак того предмета, который испытывает действие со стороны другого лица или предмета: картина, рисуемая (или нарисованная) учеником.
Действительные и страдательные причастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы: читать – читающий, читавший, читаемый (несоверш. вид); прочитать – прочитавший, прочитанный. А от глаголов совершенного вида образуются только причастия прошедшего времени.
I. Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-) для лаголов 1-го спряжения, -ащ- (-ящ-) для глаголов 2-го спряжения. Вез-ут – везущий, работа-ют – работающий, бор-ют-ся – борющийся, держ-ат – держащий,
II. Действительные причастия прошедшеговремени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффикса -вш-, если основа оканчивается на гласный звук, и суффикса -ш-, если основа оканчивается на согласный: чита-ть – читавший, виде-ть – видевший, нес-ти – нёсший.
Действительные причастия настоящего и прошедшего времени от возвратных глаголов сохраняют частицу -ся: борются – борющийся; бороться – боровшийся.
Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Страдательные причастия образуются от переходных глаголов.
I. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффикса -ем- для многих глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- для глаголов 2-го спряжения: чита-ют – чита-ем-ый; видят – вид-им-ый.
Примечание. От некоторых глаголов 1-го спряжения страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффикса -ом-: вед-ут – вед-ом-ый; влек-ут – влек-ом-ый. Эти причастия носят книжный характер.
II. Страдательные причастия прошедшего времениобра зуются от основы неопределённой формы глагола:
а) При помощи суффикса -нн-, если основа неопределённой формы глагола оканчивается на -а (-я), -е: чита-ть – читанный; посея-ть – посеянный; виде-ть – виденный.
б) При помощи суффикса -енн (-ённ-), если основа неопределённой формы глагола оканчивается на согласный звук или на и (причём суффикс -и- опускается): унес-ти – унесённый; запеч-ь – запечённый; раскраси-ть – раскрашенный; освети-ть – освещённый; убеди-ть – убеждённый; прослави-ть – прославленный.
При этом у глаголов 2-го спряжения происходят чередования звуков.
в) От некоторых глаголов страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффикса -т-: мы-ть – мытый; ви-ть – витый; мя-ть – мятый; трону-ть – тронутый; тере-ть – тёртый; запере-ть – запертый; моло-ть – молотый; коло-ть – колотый.
Примечания. 1. К глаголам группы «в» относятся глаголы 1-го спряжения, если основа неопределённой формы оканчивается на и, ы, у, о, a также я (а), чередующееся с н или м: ви-ть – витый, мы-ть – мытый, трону-ть – тронутый, коло-ть – колотый, мять (мн-у) – мятый, сжа-ть (сожн-у, сожм-у) – сжатый.
2. У глаголов, основа неопределённой формы которых оканчивается на -ере-, конечное е основы пропускается: тере-ть – тёртый.
Таблица образования причастий.
Действительные причастия | ||
Время | Несовершенный вид | Совершенный вид |
Настоящее | нес-ут – несущий, дела-ют – делающий | нет |
Прошедшее | дела-ть – делавший виде-ть – видевший | сдела-ть – сделавший увиде-ть – увидевший |
Страдательных причастия | ||
Настоящее | дела-ют – делаемый вид-ят – видимый | нет |
Прошедшее | носи-ть – ношенный дела-ть – деланный | сноси-ть – сношенный сдела-ть – сделанный |
Краткая форма страдательных причастий.
Страдательные причастия имеют две формы-полную и краткую: прочитанный-прочитан; открытый-открыт. Полная форма причастий в предложении обычно бывает определением. Краткая форма страдательных причастий ^ не склоняется и служит в предложении сказуемым. Сравните: 7. Шумит окутанный туманом лес.- Лес оку тан туманом. (Слово окутанным — определение, а слово окутан — сказуемое.) 2. Дети подошли к открытой двери.-Дверь открыта. (Слово открытой-определение, а слово открыта- :. сказуемое.) Страдательные причастия краткой формы образуются при по—. мощи суффикса -н- или реже -т-. с В отличие от причастий полной формы в кратких причастиях одно н: прочитанная книга-книга прочитана, выкрашенные попы-тли выкрашены.
2. Словари русского языка. Их значение. Особенности словарной статьи разных типов словарей.
Словарь — книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т. д.), расположенных по определённому принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык и т. п. (лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др.;
1) Грамматические словари – это словари, которые содержат сведения о морфологических и
синтаксических свойствах слова. Грамматические словари включают слова, расположенные в прямом или обратном алфавитном порядке. Принципы отбора и объем сведений о слове различны в зависимости от назначения и адресата каждого грамматического словаря.
2) Словообразовательные словари– словари, показывающие членение слов на составляющие их
морфемы, словообразовательную структуру слова, а также совокупность слов с данной морфемой – корневой или аффиксальной. Слова в словообразовательных словарях приводятся с расчленением на морфемы и с ударением.
3) Орфографические словари – словари, содержащие алфавитный перечень слов в их нормативном
написании. Орфографические словари делятся на четыре типа в соответствии с их направленностью: общие, отраслевые, словари-справочники для работников печати, школьные. Напомним также, что проверять правописание слов следует по авторитетным словарям.
4) Орфоэпические словари – словари, отражающие правила литературного произношения.
5) Синонимические словари описывают слова, разные по звучанию и написанию, но
тождественные или близкие по значению. Такое определение синонимов следует считать рабочим, поскольку оно не претендует на всесторонность охвата сущности синонимии.
6) Словари антонимов – лингвистические словари-справочники, в которых дается описание
антонимов. Основные задачи словарей антонимов:
· Систематизированное представление лексических единиц с противоположными значениями (включая фразеологию).
· Анализ семантики антонимических пар (парадигм).
· Фиксация и анализ характерных закономерностей употребления соотносительных антонимов, их связь с синонимами.
7) Словари лингвистических терминов – разновидность отраслевых энциклопедических словарей.
8) Словари неологизмов описывают слова, значения слов или сочетания слов, появившиеся в
определенный период времени или употребленные только один раз. В развитых языках количество неологизмов, зафиксированных в газетах и журналах в течение одного года, составляет десятки тысяч.
9) Словари омонимов – это тип словарей, описывающий омонимы, такие слова, которые совпадают
по своему оформлению (звучанию и/или написанию; в некоторых или во всех формах) и различаются значениями.
10) Паронимы – это однокоренные слова, которые принадлежат одной части речи, имеют сходство в
звучании (в связи с общим корнем или основой), но различаются своими значениями.
11) Толковые словари – лингвистические словари, в которых объясняются значения слов и
фразеологизмов какого-либо языка средствами самого этого языка.
12) Терминологические словари – словари, содержащие терминологию одной или нескольких
специальных областей знаний или деятельности.
Билет №10
1. Основные способы образования слов.
1. Приставочный способ – способ образования слова путём присоединения приставки к целому слову. Например:
бежать → добежать, яхта → суперъяхта, информировать → дезинформировать, внук → правнук, общественный → антиобщественный, всегда → навсегда, брать → отобрать, звук → ультразвук, чемпион → экс-чемпион, важный → архиважный, симметрия → асимметрия, мобилизация → демобилизация, организация → реорганизация
2. Суффиксальный способ – способ образования слова путём присоединения суффикса к основе слова. Например:
читать → читатель, синий → синеть, белый → белизна, океан → океанарий, экзамен → экзаменатор, два → двое, комфорт → комфортабельный, три → трижды, мяу → мяукать, болото → болотистый, хрипеть → хриплый, белый → белить, два → дважды, академия → академик, акция → акционер, музыка → музыкант, программа → программист
3. Приставочно-суффиксальный способ – способ образования слова путём одновременного присоединения
приставки и суффикса к основе слова. Например: город → пригородный, звук → озвучить, Москва → Подмосковье, ясный → выяснить, река → междуречье, мышца → внутримышечный, пятеро → впятером, плотный → вплотную, срок → досрочный, билет → безбилетный, берег → побережье, боль → обезболить.
4. Сложение (чистое сложение) – способ образования слов на базе сочинительного или подчинительного
сочетания, при котором последний компонент является целым словом, а первый компонент (компоненты) – основой. Например: светлый и розовый → светло-розовый, оборачиваемость товара → товарооборачиваемость, овощ и хранилище → овощехранилище, защита рыб → рыбозащита, официальный и деловой → официально-деловой, научный и популярный → научно-популярный, русский и английский → русско-английский.
5. Аббревиация (сложносокращённый способ) – способ образования производных слов (существительных) путём
сложения усечённых отрезков или усечённых отрезков и целых слов исходного словосочетания (реже – слова). Например: запись актов гражданского состояния → загс, агропромышленный комплекс → АПК, государственный аппарат → госаппарат, радиостанция → рация, заведующий хозяйством → завхоз, заведующий учебной частью → завуч.
2. Лексика. Синонимы, антонимы, омонимы.
ЛЕКСИКА— это словарный состав языка.
ЛЕКСИКОЛОГИЯ — это раздел языкознания, который занимается изучением лексики.
СЛОВО — это основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков. Характерными чертами слова являются цельность, выделимость и цельная воспроизводимость в речи.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Лексика русского языка пополняется двумя основными путями:
— слова образуются на основе словообразовательного материала (корней, суффиксов и окончаний),
— новые слова приходят в русский язык из других языков из-за политических, экономических и культурных связей русских людей с другими народами и странами.
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА — закрепленная в сознании говорящего соотнесенность звукового оформления языковой единицы с тем или иным явлением действительности.
Однозначные и многозначные слова.
Слова бывают однозначными и многозначными. Однозначные слова — это слова, у которых есть только одно лексическое значение, не зависимо от того, в каком контексте они употреблены. Таких слов в русском языке немного, это
научные термины (бинт, гастрит),
имена собственные (Петров Николай),
недавно возникшие слова, которые еще редко употребляются (пиццерия, поролон),
слова с узкопредметным значением (бинокль, бидон, рюкзак).
Большинство слов в русском языке многозначны, т.е. они способны иметь несколько значений. В каждом отдельном контексте актуализируется какое-нибудь одно значение. У многозначного слова есть основное значение, и производи ые от него значения. Основное значение всегда дается в толковом словаре на первом месте, за ним — производные.
Прямое и переносное значение слова.
Прямое значение — это такое значение слова, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности. Это значение характеризуется устойчивостью, хотя со временем оно может изменяться. Например, слово «стол» имело в Древней Руси значение ‘княжение, столица’, а сейчас оно имеет значение ‘предмет мебели’.
Переносное значение — это такое значение слова, которое возникло в результате переноса название с одного объекта действительности на другой на основании какого-нибудь сходства.
Например, у слова «осадок» прямое значение -‘твердые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дне или на стенках сосуда после отстаивания’, а переносное значение — ‘тяжелое чувство, остающееся после чего-нибудь’.
ОМОНИМЫ — это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, клуб — ‘шарообразная летучая дымчатая масса’ (клуб дыма) и клуб — ‘культурно-просветительское учреждение’ (клуб железнодорожников). Использование омонимов в тексте — это специальный стилистический прием.
СИНОНИМЫ — это слова, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, предположение — гипотеза — догадка -допущение.
Синонимы могут слегка различаться по знамению или стилистически, иногда и то и другое. Синонимы, которые полностью совладают по значению, называются абсолютными синонимами. Их в языке немного, это или научные термины (например, орфография — правописание), или слова, образованные при помощи синонимичных морфем (например, сторожить — стеречь).
Синонимы используются для того, чтобы сделать речь более разнообразной и избежать повторов, а также чтобы дать более точную характеристику того, о чем говорится.
АНТОНИМЫ — это слова, противоположные по значению.
Антонимы — это слова, соотносительные по значению; нельзя ставить в антонимическую пару слова, характеризующие предмет или явление с разных сторон (рано — поздно, уснуть — проснуться, белый — чёрный.).
Если слово многозначное, то к каждому значению подбирается свой антоним (например, у слова «старый» в словосочетании «старый человек»антонимом является слово «молодой», а в словосочетании «старый ковер» — «новый»).
Как и синонимы, антонимы используются для большей выразительности речи.
Билет №11
1. Роль языка в жизни и общества.
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы
Источник