Меню

Действительные и страдательные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов



Действительные и страдательные причастия

Действительные причастия — это причастия, которые показывают признак лица или предмета, который сам производит или производил действие (действует сам):

ученик, рисующий (или рисовавший, нарисовавший) плакат;

ветер, ломающий (или сломавший) дерево.

Страдательное причастие — это причастие, которое показывает признак лица или предмета, который подвергается действию со стороны другого лица или предмета ( страдает от чужого воздействия):

плакат, рисуемый (или нарисованный) учеником;

дерево, ломаемое (или сломанное) ветром.

Действительные и страдательные причастия будут иметь вид того глагола, от которого они были образованы:

страдать – страдающий, страдаемый, страдавший (несовершенный вид);

пострадать – пострадавший (совершенный вид).

При этом от глаголов несовершенного вида образуются причастия настоящего и прошедшего времени, а от глаголов совершенного вида — только причастия прошедшего времени:

играть – играющий, игравший;

проиграть – проигравший, проигранный.

Действительные причастия могут быть образованы от глаголов как переходных, так и непереходных. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.

Глаголы Причастия
действительные страдательные
наст. вр. прош. время наст. вр. прош. вр.
переходные
несовершенного вида + + + +
совершенного вида + +
непереходные
несовершенного вида + +
совершенного вида +

Образование действительных причастий

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени 1-го спряжения с помощью суффиксов -УЩ-, -ЮЩ- и глаголов 2-го спряжения с помощью суффиксов -АЩ-, -ЯЩ-.

Чтобы от глагола образовать причастие надо:

  1. взять основу глагола, отбросив личное окончание,
  2. добавить нужный суффикс (суффикс зависит от спряжения глагола),
  3. присоединить окончание (причастия имеют такие же окончания, как и прилагательные):

рису — ют → рису ющ ий , плач — ут → плач ущ ий ;

слыш — ат → слыш ащ ий , люб — ят → люб ящ ий .

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (неопределённой формы) с помощью суффикса -ВШ-, если основа оканчивается на гласную, и суффикса -Ш-, если основа оканчивается на согласную:

стро и -ть → стро и вш ий , не с -ти → нё с ш ий .

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени, образованные от возвратных глаголов, сохраняют частицу -СЯ:

смеют ся – смеющий ся, катают ся – катающий ся.

Действительные причастия имеют только полную форму.

Образование страдательных причастий

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени 1-го спряжения с помощью суффиксов -ЕМ-, -ОМ- и глаголов 2-го спряжения с помощью суффикса -ИМ-.

Чтобы от глагола образовать причастие надо:

  1. взять основу глагола, отбросив личное окончание,
  2. добавить нужный суффикс (суффикс зависит от спряжения глагола),
  3. присоединить окончание (причастия имеют такие же окончания, как и прилагательные):

рису — ют → рису ем ый , влек — ут → влек ом ый ;

слыш — ат → слыш им ый , кат — ят → кат им ый .

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (неопределённой формы глагола):

    С помощью суффикса -НН-, если основа инфинитива заканчивается на -А (-Я), -Е:

посмотр е -ть → посмотр е нный.

С помощью суффикса -ЕНН- (-ЁНН-), если основа инфинитива оканчивается на согласную или на И (причём суффикс И опускается):

унес -ти → унес ённый,

краси -ть → краш енный.

С помощью суффикса -Т-:

коло -ть → коло тый, мя -ть → мя тый.

Краткое страдательное причастие

Страдательные причастия имеют полную и краткую форму:

найденный – найден, забытый – забыт.

Краткие причастия изменяются по числам, а в единственном числе и по родам, но не изменяются по падежам:

найден, найдена, найдено.

Полная форма причастий в предложениях обычно выполняет роль определения . Краткая форма страдательных причастий изменяется по родам и числам, но не склоняется (не изменяется по падежам). В предложениях краткие причастия выполняют роль сказуемого . Сравните:

На столе лежит прочитанная книга. – Книга прочитана .

Краткие страдательные причастия образуются с помощью суффиксов -Н- и -Т-. В отличие от причастий полной формы в кратких причастиях только одно Н:

рассказа нная история – история рассказа на,

перекраше нная машина – машина перекраше на.

Источник

Как образуются причастия в русском языке?

Причастия обра­зу­ют­ся от основ насто­я­ще­го вре­ме­ни и неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов. Выбор глас­ных в суф­фик­сах дей­стви­тель­ных и стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни зави­сит от спря­же­ния гла­го­ла.

У при­ча­стий сохра­нил­ся гла­голь­ный при­знак вре­ме­ни, поэто­му раз­ли­ча­ем при­ча­стия насто­я­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни.

Например:

  • пла­вать — пла­ва­ю­щий лебедь = лебедь пла­ва­ет;
  • поте­рять­ся — поте­ряв­ший­ся ребе­нок = ребе­нок поте­рял­ся.

Например:

  • дол­го хра­ни­мый порт­рет = порт­рет хра­нят;
  • раз­бу­жен­ный маль­чик = маль­чи­ка раз­бу­ди­ли;
  • поли­тые цве­ты = цве­ты поли­ли.

Каждый вид при­ча­стия обла­да­ет сво­им зна­че­ни­ем и спе­ци­фич­ны­ми фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми суф­фик­са­ми.

Действительные причастия настоящего времени

Они обра­зу­ют­ся от осно­вы пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов насто­я­ще­го вре­ме­ни. Основой гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни явля­ет­ся фор­ма тре­тье­го лица мно­же­ствен­но­го чис­ла без лич­но­го окон­ча­ния, напри­мер:

От осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния с помо­щью суф­фик­сов -ущ-/-ющ- обра­зу­ем дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни:

  • сте­лить (I спр.) — они стел- ют — стел- ющ -ийся кустар­ник;
  • бле­ять (I спр.) — они бле- ют — бле- ющ -ая овца;
  • почу­ять (I спр.) — они почу- ют — почу- ющ -ие вол­ка;
  • брить­ся (I спр.) — они бре- ют -ся — бре- ющ -ийся муж­чи­на.

От осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов вто­ро­го спря­же­ния обра­зу­ем дей­стви­тель­ные при­ча­стия с помо­щью суф­фик­сов -ащ-/-ящ- , напри­мер:

  • зво­нить ( II спр.) — они звон- ят — звон- ящ -ий теле­фон;
  • смот­реть ( II спр.) — они смотр- ят — смотр- ящ -ий впе­ред;
  • тер­петь ( II спр.) — они терп- ят — терп- ящ -ее бед­ствие суд­но;
  • вер­теть­ся ( II спр.) — они верт- ят -ся — верт- ящ -иеся дев­чон­ки.

Видеоурок

Действительные причастия прошедшего времени

Такие при­ча­стия обра­зу­ют­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла с помо­щью суф­фик­сов -вш- и -ш- .

Суффикс -вш- обра­зу­ет при­ча­стие от осно­вы гла­го­ла, кото­рая закан­чи­ва­ет­ся глас­ным, напри­мер:

  • звен е -ть — звене- вш -ий коло­коль­чик;
  • отта я -ть — оттая- вш -ее окно;
  • стуч а -ть — стуча- вш -ий по дере­ву дятел;
  • тон у -ть — тону- вш -ий в реке;
  • спил и -ть — спили- вш -ий дере­во;
  • б ы -ть — бы- вш -ий в моем рас­по­ря­же­нии.

Суффикс -ш- участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии при­ча­стий от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы с конеч­ны­ми соглас­ны­ми, напри­мер:

  • отн е с -ти — отнёс- ш -ий в кла­ло­вую;
  • рас­цве с -ти — расцвёт- ш -ий в саду;
  • заме с -ти — замет- ш -ий опав­ши­ми листья­ми;
  • ве з -ти — вёз- ш -ий с собой сыниш­ку.

Видеоурок

Страдательные причастия настоящего времени

Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют­ся толь­ко от пере­ход­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида, кото­рые могут управ­лять суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме вини­тель­но­го (ино­гда роди­тель­но­го) паде­жа без пред­ло­га.

Читайте также:  Что делать при морфологическом разборе глагола

Выбор фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са зави­сит от спря­же­ния гла­го­ла. Если про­из­во­дя­щим явля­ет­ся гла­гол пер­во­го спря­же­ния, то от осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ем стра­да­тель­ное при­ча­стие с помо­щью суф­фик­са -ем- :

  • перегиба-ть — перегиба-ют — перегиба- ем -ый пояс;
  • разрыва-ть — они разрыва-ют — разрыва- ем -ый в кло­чья;
  • выделя-ть — они выделя-ют — выделя- ем -ый нам;
  • наполня-ть — они наполня-ют — наполня- ем -ый водой бас­сейн.

От осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла вто­ро­го спря­же­ния обра­зу­ет­ся при­ча­стие с помо­щью суф­фик­са -им- :

  • зави­сеть — они завис-ят — завис- им -ое поло­же­ние;
  • нена­ви­деть — они ненавид-ят — ненавид- им -ая еда;
  • любить — они люб-ят — люб- им -ый все­ми артист.

Видеоурок

Страдательные причастия прошедшего времени

Такие при­ча­стия обра­зу­ют­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов толь­ко совер­шен­но­го вида с помо­щью суф­фик­сов -нн- , -енн- и -т- .

Суффикс -нн- обра­зу­ет при­ча­стие от инфи­ни­ти­ва с осно­вой на глас­ные а/я, напри­мер:

  • завеш а -ть — завеша- нн -ый ков­ром;
  • рас­каз а -ть — расказа- нн -ый слу­чай;
  • засе я -ть — засея- нн -ое поле;
  • зачит а -ть — зачита- нн -ый отры­вок.

Суффикс -енн- обра­зу­ет при­ча­стие от неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла с осно­вой на -и- и -чь:

  • украси-ть — украш- енн -ый зал к празд­ни­ку;
  • побели-ть — побел- енн -ая сте­на;
  • приклеи-ть — прикле- енн -ая афи­ша;
  • выстрои-ть — выстро- енн -ые куби­ки в ряд;
  • увлечь — увлеч- ённ -ый тен­ни­сом;
  • сбе­речь — сбереж- ённ -ый на зав­тра.

Суффикс -т- обра­зу­ет стра­да­тель­ное при­ча­стие от осно­вы

  • гла­го­лов с суф­фик­сом -ну-,
  • одно­слож­ных гла­го­лов или род­ствен­ных слов с при­став­кой;
  • гла­го­лов на -оть, -ереть,
  • поки­нуть — покину- т -ый дом;
  • колоть — коло- т -ый орех;
  • полоть — про­по­лоть — прополо- т -ая гряд­ка;
  • брить — бри- т -ый под­бо­ро­док;
  • мыть — вымыть — вымы- т -ое окно;
  • под­нять — подня- т -ая пыль на доро­ге;
  • открыть — откры- т -ая двер­ца шка­фа.

Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют крат­кие фор­мы.

Видеоурок

Источник

Действительное и страдательное причастия.

Действительные причастия могут образоваться от глаголов как переходных, так и непереходных. Страдательные причастия образуются только от переходных.

Действительное причастие – это причастие, показывающее признак того предмета, который сам производит или производил действие: ученик, рисующий, рисовавший (или нарисовавший) картину.

Страдательное причастие – это причастие, показывающее признак того предмета, который испытывает действие со стороны другого лица или предмета: картина, рисуемая (или нарисованная) учеником.

Действительные и страдательные причастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы: читать – читающий, читавший, читаемый (несоверш. вид); прочитать – прочитавший, прочитанный. А от глаголов совершенного вида образуются только причастия прошедшего времени.

I. Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-) для лаголов 1-го спряжения, -ащ- (-ящ-) для глаголов 2-го спряжения. Вез-ут – везущий, работа-ют – работающий, бор-ют-ся – борющийся, держ-ат – держащий,

II. Действительные причастия прошедшеговремени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффикса -вш-, если основа оканчивается на гласный звук, и суффикса -ш-, если основа оканчивается на согласный: чита-ть – читавший, виде-ть – видевший, нес-ти – нёсший.

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени от возвратных глаголов сохраняют частицу -ся: борются – борющийся; бороться – боровшийся.

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Страдательные причастия образуются от переходных глаголов.

I. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффикса -ем- для многих глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- для глаголов 2-го спряжения: чита-ют – чита-ем-ый; видят – вид-им-ый.

Примечание. От некоторых глаголов 1-го спряжения страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффикса -ом-: вед-ут – вед-ом-ый; влек-ут – влек-ом-ый. Эти причастия носят книжный характер.

II. Страдательные причастия прошедшего времениобра зуются от основы неопределённой формы глагола:

Читайте также:  Какое лицо у глагола встречать

а) При помощи суффикса -нн-, если основа неопределённой формы глагола оканчивается на -а (-я), -е: чита-ть – читанный; посея-ть – посеянный; виде-ть – виденный.

б) При помощи суффикса -енн (-ённ-), если основа неопределённой формы глагола оканчивается на согласный звук или на и (причём суффикс -и- опускается): унес-ти – унесённый; запеч-ь – запечённый; раскраси-ть – раскрашенный; освети-ть – освещённый; убеди-ть – убеждённый; прослави-ть – прославленный.

При этом у глаголов 2-го спряжения происходят чередования звуков.

в) От некоторых глаголов страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффикса -т-: мы-ть – мытый; ви-ть – витый; мя-ть – мятый; трону-ть – тронутый; тере-ть – тёртый; запере-ть – запертый; моло-ть – молотый; коло-ть – колотый.

Примечания. 1. К глаголам группы «в» относятся глаголы 1-го спряжения, если основа неопределённой формы оканчивается на и, ы, у, о, a также я (а), чередующееся с н или м: ви-ть – витый, мы-ть – мытый, трону-ть – тронутый, коло-ть – колотый, мять (мн-у) – мятый, сжа-ть (сожн-у, сожм-у) – сжатый.

2. У глаголов, основа неопределённой формы которых оканчивается на -ере-, конечное е основы пропускается: тере-ть – тёртый.

Таблица образования причастий.

Действительные причастия
Время Несовершенный вид Совершенный вид
Настоящее нес-ут – несущий, дела-ют – делающий нет
Прошедшее дела-ть – делавший виде-ть – видевший сдела-ть – сделавший увиде-ть – увидевший
Страдательных причастия
Настоящее дела-ют – делаемый вид-ят – видимый нет
Прошедшее носи-ть – ношенный дела-ть – деланный сноси-ть – сношенный сдела-ть – сделанный

Краткая форма страдательных причастий.

Страдательные причастия имеют две формы-полную и краткую: прочитанный-прочитан; открытый-открыт. Полная форма причастий в предложении обычно бывает определением. Краткая форма страдательных причастий ^ не склоняется и служит в предложении сказуемым. Сравните: 7. Шумит окутанный туманом лес.- Лес оку тан туманом. (Слово окутанным — определение, а слово окутан — сказуемое.) 2. Дети подошли к открытой двери.-Дверь открыта. (Слово открытой-определение, а слово открыта- :. сказуемое.) Страдательные причастия краткой формы образуются при по—. мощи суффикса -н- или реже -т-. с В отличие от причастий полной формы в кратких причастиях одно н: прочитанная книга-книга прочитана, выкрашенные попы-тли выкрашены.

2. Словари русского языка. Их значение. Особенности словарной статьи разных типов словарей.

Словарь — книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т. д.), расположенных по определённому принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык и т. п. (лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др.;

1) Грамматические словари – это словари, которые содержат сведения о морфологических и

синтаксических свойствах слова. Грамматические словари включают слова, расположенные в прямом или обратном алфавитном порядке. Принципы отбора и объем сведений о слове различны в зависимости от назначения и адресата каждого грамматического словаря.

2) Словообразовательные словари– словари, показывающие членение слов на составляющие их

морфемы, словообразовательную структуру слова, а также совокупность слов с данной морфемой – корневой или аффиксальной. Слова в словообразовательных словарях приводятся с расчленением на морфемы и с ударением.

3) Орфографические словари – словари, содержащие алфавитный перечень слов в их нормативном

написании. Орфографические словари делятся на четыре типа в соответствии с их направленностью: общие, отраслевые, словари-справочники для работников печати, школьные. Напомним также, что проверять правописание слов следует по авторитетным словарям.

4) Орфоэпические словари – словари, отражающие правила литературного произношения.

5) Синонимические словари описывают слова, разные по звучанию и написанию, но

тождественные или близкие по значению. Такое определение синонимов следует считать рабочим, поскольку оно не претендует на всесторонность охвата сущности синонимии.

6) Словари антонимов – лингвистические словари-справочники, в которых дается описание

антонимов. Основные задачи словарей антонимов:

· Систематизированное представление лексических единиц с противоположными значениями (включая фразеологию).

· Анализ семантики антонимических пар (парадигм).

· Фиксация и анализ характерных закономерностей употребления соотносительных антонимов, их связь с синонимами.

7) Словари лингвистических терминов – разновидность отраслевых энциклопедических словарей.

8) Словари неологизмов описывают слова, значения слов или сочетания слов, появившиеся в

определенный период времени или употребленные только один раз. В развитых языках количество неологизмов, зафиксированных в газетах и журналах в течение одного года, составляет десятки тысяч.

9) Словари омонимов – это тип словарей, описывающий омонимы, такие слова, которые совпадают

по своему оформлению (звучанию и/или написанию; в некоторых или во всех формах) и различаются значениями.

10) Паронимы – это однокоренные слова, которые принадлежат одной части речи, имеют сходство в

звучании (в связи с общим корнем или основой), но различаются своими значениями.

11) Толковые словари – лингвистические словари, в которых объясняются значения слов и

фразеологизмов какого-либо языка средствами самого этого языка.

12) Терминологические словари – словари, содержащие терминологию одной или нескольких

специальных областей знаний или деятельности.

Билет №10

1. Основные способы образования слов.

1. Приставочный способ – способ образования слова путём присоединения приставки к целому слову. Например:

бежать → добежать, яхта → суперъяхта, информировать → дезинформировать, внук → правнук, общественный → антиобщественный, всегда → навсегда, брать → отобрать, звук → ультразвук, чемпион → экс-чемпион, важный → архиважный, симметрия → асимметрия, мобилизация → демобилизация, организация → реорганизация

Читайте также:  Диктант глаголы окончания повышенной сложности 7 класс

2. Суффиксальный способ – способ образования слова путём присоединения суффикса к основе слова. Например:

читать → читатель, синий → синеть, белый → белизна, океан → океанарий, экзамен → экзаменатор, два → двое, комфорт → комфортабельный, три → трижды, мяу → мяукать, болото → болотистый, хрипеть → хриплый, белый → белить, два → дважды, академия → академик, акция → акционер, музыка → музыкант, программа → программист

3. Приставочно-суффиксальный способ – способ образования слова путём одновременного присоединения

приставки и суффикса к основе слова. Например: город → пригородный, звук → озвучить, Москва → Подмосковье, ясный → выяснить, река → междуречье, мышца → внутримышечный, пятеро → впятером, плотный → вплотную, срок → досрочный, билет → безбилетный, берег → побережье, боль → обезболить.

4. Сложение (чистое сложение) – способ образования слов на базе сочинительного или подчинительного

сочетания, при котором последний компонент является целым словом, а первый компонент (компоненты) – основой. Например: светлый и розовый → светло-розовый, оборачиваемость товара → товарооборачиваемость, овощ и хранилище → овощехранилище, защита рыб → рыбозащита, официальный и деловой → официально-деловой, научный и популярный → научно-популярный, русский и английский → русско-английский.

5. Аббревиация (сложносокращённый способ) – способ образования производных слов (существительных) путём

сложения усечённых отрезков или усечённых отрезков и целых слов исходного словосочетания (реже – слова). Например: запись актов гражданского состояния → загс, агропромышленный комплекс → АПК, государственный аппарат → госаппарат, радиостанция → рация, заведующий хозяйством → завхоз, заведующий учебной частью → завуч.

2. Лексика. Синонимы, антонимы, омонимы.

ЛЕКСИКА— это словарный состав языка.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ — это раздел языкознания, который занимается изучением лексики.

СЛОВО — это основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков. Характерными чертами слова являются цельность, выделимость и цельная воспроизводимость в речи.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Лексика русского языка пополняется двумя основными путями:

— слова образуются на основе словообразовательного материала (корней, суффиксов и окончаний),

— новые слова приходят в русский язык из других языков из-за политических, экономических и культурных связей русских людей с другими народами и странами.

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА — закрепленная в сознании говорящего соотнесенность звукового оформления языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

Однозначные и многозначные слова.

Слова бывают однозначными и многозначными. Однозначные слова — это слова, у которых есть только одно лексическое значение, не зависимо от того, в каком контексте они употреблены. Таких слов в русском языке немного, это

научные термины (бинт, гастрит),

имена собственные (Петров Николай),

недавно возникшие слова, которые еще редко употребляются (пиццерия, поролон),

слова с узкопредметным значением (бинокль, бидон, рюкзак).

Большинство слов в русском языке многозначны, т.е. они способны иметь несколько значений. В каждом отдельном контексте актуализируется какое-нибудь одно значение. У многозначного слова есть основное значение, и производи ые от него значения. Основное значение всегда дается в толковом словаре на первом месте, за ним — производные.

Прямое и переносное значение слова.

Прямое значение — это такое значение слова, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности. Это значение характеризуется устойчивостью, хотя со временем оно может изменяться. Например, слово «стол» имело в Древней Руси значение ‘княжение, столица’, а сейчас оно имеет значение ‘предмет мебели’.

Переносное значение — это такое значение слова, которое возникло в результате переноса название с одного объекта действительности на другой на основании какого-нибудь сходства.

Например, у слова «осадок» прямое значение -‘твердые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дне или на стенках сосуда после отстаивания’, а переносное значение — ‘тяжелое чувство, остающееся после чего-нибудь’.

ОМОНИМЫ — это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, клуб — ‘шарообразная летучая дымчатая масса’ (клуб дыма) и клуб — ‘культурно-просветительское учреждение’ (клуб железнодорожников). Использование омонимов в тексте — это специальный стилистический прием.

СИНОНИМЫ — это слова, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, предположение — гипотеза — догадка -допущение.

Синонимы могут слегка различаться по знамению или стилистически, иногда и то и другое. Синонимы, которые полностью совладают по значению, называются абсолютными синонимами. Их в языке немного, это или научные термины (например, орфография — правописание), или слова, образованные при помощи синонимичных морфем (например, сторожить — стеречь).

Синонимы используются для того, чтобы сделать речь более разнообразной и избежать повторов, а также чтобы дать более точную характеристику того, о чем говорится.

АНТОНИМЫ — это слова, противоположные по значению.

Антонимы — это слова, соотносительные по значению; нельзя ставить в антонимическую пару слова, характеризующие предмет или явление с разных сторон (рано — поздно, уснуть — проснуться, белый — чёрный.).

Если слово многозначное, то к каждому значению подбирается свой антоним (например, у слова «старый» в словосочетании «старый человек»антонимом является слово «молодой», а в словосочетании «старый ковер» — «новый»).

Как и синонимы, антонимы используются для большей выразительности речи.

Билет №11

1. Роль языка в жизни и общества.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

Источник