Меню

Диктант 6 класс 8 вид имя прилагательное



ДИКТАНТЫ С ЗАДАНИЯМИ

Работаем по учебнику В.В.Бабайцевой
6 класс

Продолжение. Начало в N 34/2001

Е.Л.ЛУНИНА
гимназия N 1514
г.Москва

ПОВТОРЕНИЕ В НАЧАЛЕ ГОДА

Когда утром мы проснулись, сквозь ажурные листья инжира били яркие солнечные лучи. Погода, без сомнения, располагала к путешествиям, и мы засобирались в путь. Нашей мечтой было непременно подняться на высочайшую гору Крыма Ай-Петри*, на которую вела канатная дорога. Мы хотели насладиться великолепными видами горных круч и морских далей, которые простираются до самого горизонта.
Уже целую неделю мы бегали на пляж, много загорали на пустынном берегу, купались, рассмотрели все прибрежные водоросли. Но мы не хотели проводить дни так однообразно. Сегодня нас, безусловно, ожидала замечательная поездка.
Мы положили в рюкзачок кое-что из съестного, захватили фотокамеру, и скоро маленький автобус помчал нас в Ялту.
За окнами мелькают чудесные сады и виноградники, какие-то удивительные цветущие растения, а в лицо веет крымский ветерок.

Задания

1. Выполните фонетический разбор.

2. Выполните морфемный разбор (разбор слова по составу).

I вариант: однообразно, водоросли;
II вариант: пустынный, прибрежные.

3. Выполните синтаксический разбор.

I вариант: Погода, без сомнения.
II вариант: Мы положили в рюкзачок.

_____________________
*Слова, сопровождаемые звездочкой, выписываются на доске.

ГЛАГОЛ

Если вам когда-нибудь удастся побывать в настоящих горах, вы можете считать себя счастливым человеком.
Но стать горным туристом для жителей равнинных городов непросто. Добраться до самых круч – это уже почти подвиг. А правильно собрать рюкзак, запастись всем необходимым – особая наука. Умение беречь силы и не растеряться в трудную минуту тоже важно. Ты владеешь им? Если кто-то нуждается в помощи: натер ногу, ожег руку или недомогает, – ты сумеешь прийти на помощь?
Но поход – это не только тяжелый труд. В горы поднимаются романтики, которые умеют наслаждаться ярким солнцем над суровыми вершинами, шумом горной речки, запахом альпийских лугов. Если ты любишь природу и ценишь дружбу, то ты научишься искусству горных походов.
Увлечься на всю жизнь интересным делом – значит прожить жизнь не зря.

Задания

1. Выполните морфологический разбор.

I вариант: нуждается, прожить;
II вариант: поднимаются, собрать.

2. Установите при помощи вопроса синтаксическую роль инфинитива.

I вариант: забраться, беречь (2-й абзац);
II вариант: увлечься, прожить (4-й абзац).

3. Рядом с данными глаголами запишите соответствующие им формы инфинитива, указывая в скобках вопрос к каждой форме.

I вариант: можете, натер, недомогает, поднимаются;
II вариант: научиться, ожег, ценишь, нуждается.

4. Выделите морфемы в данных словах.

I вариант: научишься, нуждается, запастись, помочь;
II вариант: можете, поднимаются, увлечься, забраться.

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА

Я надеюсь, что ты не обидишься, если я посоветую тебе почаще ходить в музеи. Удивляешься? Рассматривая картины или другие предметы искусства, мы развиваемся духовно. Но в это же время развивается и наше зрение, умение видеть и замечать.
Люди встречаются в жизни с разнообразными сложностями, ищут решения серьезных вопросов, учатся строить свои взаимоотношения с другими, но не у всех это хорошо получается. В конечном счете выигрывает не тот, кто уберегся от проблем, а тот, кто много видел, не обиделся на уроки жизни, смог сберечь живой и свежий взгляд на жизнь и всегда надеялся на понимание. Проигрывает тот, кто заперся в клетке своих представлений о мире.
Если ты немного расклеился, искусство поможет тебе зажечься новым интересом к жизни.

Задания

1. Выделите морфемы.

I вариант: обидишься, видеть, борются, уберегся, сберечь;
II вариант: развиваемся, замечать, получается, заперся, зажечься.

2. Выполните морфологический разбор.

I вариант: посоветую, надеялся, видеть;
II вариант: развиваемся, уберегся, ходить.

ПОСЛЕ ТЕМЫ «ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ»

Дорогие сестры Люба и Вера!
По делам службы мне нужно ненадолго задержаться в городе. Гостей принимайте, пожалуйста, без меня.
Сначала подготовьте две комнаты для тех, кто останется на ночь. Подметите полы и застелите постели.
Потом ты, Любонька, порежь все для салата. А ты, Верочка, сними с мебели чехлы, спрячь их и накрой стол парадной скатертью. Пускай и Варюша не сидит без дела.
Чуть не забыл! Если выйдете в сад, увидите, что справа у изгороди растут гладиолусы. Срежьте их и непременно поставьте на стол.
Когда гости начнут съезжаться, обязательно познакомьте всех друг с другом.
Я надолго не задержусь, скоро вернусь. Уж постарайтесь, милые девочки, я буду вам очень признателен.

Задания

1. Выполните синтаксический разбор предложения.

2. Обозначьте морфемный состав.

I вариант: подметите, выберите, порежь, познакомьте;
II вариант: подготовьте, застелите, спрячь.

3. Выполните морфологический разбор.

I вариант: накрой, пускай не сидит;
II вариант: порежь, поставьте.

Итоговый диктант по теме
«ГЛАГОЛ»

НА ВЫСТАВКЕ КУКОЛ

Мы с другом собирались пойти в воскресенье на выставку японских кукол, о которой нам много рассказывали. Ему, к сожалению, нездоровилось, и я не стал долго раздумывать и пошел один.
Выставка поразила мое воображение. Представьте три больших зала с витринами. В них разместили на подставках кукол. Каких только кукол я не увидел! Большие и маленькие, веселые и грустные, из дерева, ткани, особой глины. В первый момент глаза разбегаются. Попробуйте выберите самую лучшую.
Внимательно рассматриваю выточенные из дерева приземистые фигурки. Их одежда, личики и ручки расписаны краской. Они напоминают наших матрешек.
А здесь куклы в удивительных, искусно сделанных платьях-кимоно*. Их лица словно живые, а позы полны достоинства. Так и представляешь, как мастер лепит это личико, крепит ткани и клеит волосы, а кукла покорно терпит и ждет. И вот она готова, как будто дышит. Глаза смотрят, губы слегка улыбаются. Что бы сказали о ней дети, если даже я не могу от нее оторваться!

Читайте также:  Лисий след разряд прилагательного
Задания

1. Выполните словообразовательный разбор.

I вариант: разбегаются, выберите, оторваться;
II вариант: рассматриваю, разместили, собирались, раскричаться.

2. Укажите морфемный состав.

I вариант: собирались, выберите, оторваться;
II вариант: нездоровилось, раздумывать, стал.

3. Выполните морфологический разбор.

I вариант: представьте, рассказывали;
II вариант: выберите, оторваться.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

После темы «Степени сравнения прилагательных»

ПРОГУЛКА В СОСНОВЫЙ ЛЕС

Хорош вековой бор погожим июльским днем. Чувствуешь себя в таком лесу как в величественном соборе: в синюю вышину гордо вознесли деревья свои роскошные могучие кроны. Лучи солнца пронизывают их, и воздух напоен смолистым запахом. Потоки горячего света льются вниз на мягкую подстилку из опавшей хвои. Кажется, что вместе с ними струятся нежнейшие звуки птичьих голосов, не нарушая общей торжественности и покоя.
Как только полуденный жар начинает спадать, лесные звуки становятся слышнее. Около неуклюжего пня на мягкой земле заметны беличьи следы. Тени стволов становятся длиннее, а сами стволы с западной стороны светлее. Но самое чудесное зрелище – это бор в прощальных лучах заходящего солнца. Поразительное впечатление от как будто пылающих сосен долго не изгладится из нашей памяти.
Совершив прогулку по сосновому лесу, понимаешь, что природа – наше величайшее богатство и мы должны его беречь.

Задания

1. Укажите морфемный состав.

I вариант: июльским, нежнейшие, беличьи, длиннее;
II вариант: величественном, западной, птичьих, светлее.

2. Выполните морфологический разбор.

I вариант: слышнее, птичьих, общей;
II вариант: беличьи, длиннее, лесные.

3. Составьте и запишите сочетания слов по схемам.

I вариант: гл. + прил.; сущ. + отн. прил.;
II вариант: прил. + сущ. с предлогом; сущ. + кр. прил.

4. Выпишите из текста прилагательные в сложной форме превосходной степени.

Итоговый диктант по теме
«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

Жарким июльским днем, когда луч солнца так жгуч, хочется найти место прохладнее. Далеко не легкое это дело. Из большого грушевого сада, который наполнен зноем, идешь через двор мимо собачьей будки и рыбацких сетей, поднимаешься на деревянное крыльцо и входишь в прохладный каменный дом.
Ставни прикрыты, и поэтому здесь царят тишина и таинственный полумрак. Приглядевшись, начинаешь различать длинную сероватую лавку, холщовую рубашку и кумачовую косынку на ней, глиняный кувшин на столе и другую бабушкину домашнюю утварь.
В первую минуту вздыхаешь с величайшим облегчением: что может быть лучше этой прохлады.
. К вечеру, после утомительного знойного дня, собирается гроза. Порывистый северо-восточный ветер налетает на сад, доносит гусиные крики с реки и далекие раскаты грома. Дерзкие порывы теребят соломенную крышу сарая и гонят серо-синюю огромную тучу, закрывшую нежно-голубой небосвод. Вот уже дальний лес скрылся за туманной пеленой дождя.

Задания

1. Укажите морфемный состав.

I вариант: величайшим, гусиные, порывистый, птичьих, короче, хорош;
II вариант: прохладнее, собачьей, бабушкину, жгуч, нежно-голубой, тончайший.

2. Выполните морфологический разбор.

I вариант: прохладнее, собачьей, деревянное;
II вариант: глиняный, величайшим, гусиные.

Источник

Сборник диктантов для учащихся 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме

В сборнике собраны диктанты по темам рабочей программы по письму и развитию речи для учащихся 6 класса.

Скачать:

Вложение Размер
6_klass.docx 26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Повторение. Предложения с однородными членами.

Осень завладела садами, лесами, полями. Всё сразу стало осенним. В саду синицы искали еду. Они висели вниз головой на ветках и заглядывали в окна.

Начался листопад. Листья падали днём и ночью. Иногда ветер швырял их в открытое окно. Они падали на стол, на пол, на книги. На дорожках сада лежал толстый слой листьев. Мы ходили по листьям, как по ковру. (62 сл.)

Тема: Звуки и буквы (разделительный мягкий знак, двойные согласные, непроизносимые согласные).

Посадили ребята на лесной полянке дубок. Только растёт он медленно.

Корень у дуба длинный, работа у него трудная. Надо глубоко землю буравить, воду искать. Найдёт корень воду, начнёт её качать. Тогда дерево пойдёт в рост. Будут расти ветки, листья, жёлуди. Стоять дубок будет крепко.

В ненастный осенний вечер листья дуба укроют от дождя. В летний полдень спасут от солнца. (60 сл.)

Тема: Состав слова. Правописания в корне.

Я шёл по узкой дорожке в частом ельнике. Поднял веточку – здравствуйте! Через лесное оконце мне открылась поляна в лесу. На поляне кудрявая берёзка. А под ней красная сыроежка в травке. Да такая огромная! Края её завёрнуты кверху. От этого гриб был как большая глубокая тарелка с водой. Я присел и выпил лесную чашу до дна. Вода была вкусная и пахла дождём. (66 сл.)

Тема: Правописание приставок. Гласные в приставках.

Жил на дворе петух, хохлатка и малые цыплятки. Около их дома ходил хорёк. Но петух зорко охранял семью.

Однажды вывела хохлатка цыплят погулять. А хорёк тут как тут! Цыплята побежали под мамины крылья. Только один не успел. Налетел хорёк и схватил его. Но тут подлетел петух. Закричал, захлопал крыльями и стал клевать разбойника.

Испугался хищник, бросил цыплёнка и скрылся в кустах. (63 сл.)

— Во втором абзаце выделить в словах приставки.

Тема: Правописание приставок. Гласные и согласные в приставках. Разделительный твёрдый знак после приставок.

Царь зверей лев объявил испытание. Кто его выдержит, получит награду.

Надо было выпить котёл кипятка.

Сбежались звери, пытались отпить хоть глоток. Всё напрасно! Последним к котлу подскочил заяц. Он снял котёл с костра и стал подходить к зверям. Пусть каждый проверит, что в котле кипяток.

Пока заяц обходил зверей, вода остыла. Хитрый заяц осушил котёл. АВ потом похвалялся быка съесть.

Звери в испуге разбежались. (66 сл.)

Тема: Имя существительное. Грамматические признаки.

Осенний заморозок пришёл в ясную полночь. Подошёл к кусту розы, дохнул холодом. Упал на землю розовый лепесток. Сжались листочки.

Пошёл заморозок на луг. Поникла трава. Подошёл к клёну и дохнул – листья пожелтели. Сел отдохнуть под рябиной – листья стали красные. Обошёл озёра и пруды. Затянулась вода тонким льдом.

Прогнал заморозок птиц в дорогу. Загнал зверя в берлогу. Один родник не поддался морозу. Журчит себе по камушкам. (67 сл.)

Тема: Правописание падежных окончаний существительных единственного числа.

Не бывать сорнякам!

Росли в огороде сорняки – серая лебеда и жгучая крапива. Росли и воевали с овощами.

Стали люди грядки пропалывать. А сорняки хитрые. Кто в канаве спрятался. Кто у дороги схоронился . А кто под забором затаился.

К осени созрели у сорняков дети – семена. Загордились сорняки. Решили засеять всю землю. Но весной прилетели птички. И пошла работа!

Не засорить сорнякам землю!

— Грамматический разбор существительных в последнем предложении

Тема: Правописание падежных окончаний существительных множественного числа.

Люблю грибы собирать. Под берёзами – подберёзовики. Ножки тонкие, шляпки широкие. В сухом бору гриб боровик. Нога у него толстая и крепкая. Упёрся он в землю и поднял головой ворох хвоинок и листиков. Вдоль ручья осинки. Под осинками – подосиновики. Бравые ребята в белых майках и красных беретках. В светлых местах и на полянах – рыжики.

Кузовок мой – с верхом.

Тема: Дифференциация правописания существительных с шипящей на конце в единственном, множественном числе.

Из ближних рощ подуло холодом. Съёжились и опали листья. Из тёмных туч полил мелкий осенний дождь. Его струйки падали с крыш и глухо стучали по земле.

Маленькая ласточка осталась одна. Её сёстры улетели на юг. Улетела в тёплые страны и мать. У ласточки болело крыло. Кто согреет её в холодную ночь? Дрожь охватила бедняжку. Слёзы застилали глаза птички.

Мокрая астра склонила над ней свою головку. (66 сл.)

Тема: Изменение прилагательных по родам и числам.

Маленький жеребёнок Майка приступил к открытию мира. А мир был интересный и большой. Над головой синее небо. Под ногами пахучая летняя трава.

На заборе сидело удивительное существо . На голове у него розовый гребешок. Нос длинный и горбатый. Существо издало громкий крик. Маленькие серые комочки прыгали у ног Майки. Они искали зёрнышки. Вдруг на забор уселась белобокая птица. Глаза хитрые, а хвост длинный. Она высматривала куриное гнездо. (68)

Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

«Утро в сосновом лесу».

Картина «Утро в сосновом лесу» написана русским художником Шишкиным. Свои картины он посвятил русскому лесу.

Ранним утром пробудилась природа. Дымка лёгкого синего тумана окутала лес. С олнечный луч пробился в глухую чащу. Проснулись и маленькие медвежата. Медведица вывела их на прогулку. Они играют у огромного дерева. Буря вырвала его с корнем.

Медвежата могут свободно играть в дремучем лесном царстве.

Их охраняет грозная медведица. (66 сл.)

— В выделенном предложении сделать грамматический разбор прилагательных.

Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода .

Вася с дедушкой в тихой речушке опустили удочки. Мальчик смотрел на поплавки. Дед уткнулся в тёплую куртку и дремал. Рядом сидел кот. Он следил за тонкой леской. Вдруг вскочил и передней лапой стал бить деда. Тот ловко дёрнул удочки. В воздухе сверкнули рыбки. Крупную рыбак бросил в ведро, мелкую – коту. Кот съел награду и снова уставился на поплавки.

Два года дед водил кота на рыбалку. Вот и результат. (70 сл.)

Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных единственного числа.

Поздним зимним вечером я шёл по дорожке парка. Вдруг вижу маленькую синичку. Я без труда поймал её. За отворотом пальто принёс домой. В домашнем тепле синичка ожила. Когда она насытилась, стала шалить. За весёлый нрав мы назвали синичку Маричкой. Больше всех доставалось пушистому котёнку Ваське. Только он ляжет в тёплом местечке, Маричка прыгает и дразнит его.

С первой весенней капелью синичка вспомнила про волю. Она улетела. (68 сл.)

Тема: Падежные окончания прилагательных множественного числа.

С утра белыми тучами затянут горизонт. Резкими порывами мчит ветер, трясёт бородой из снежных хлопьев.

В полдень начался буран. Стало темно, как ночью. Земля и небо потонули в белых вихрях. Снег больно слепил глаза. Буран стонал, свистел, ревел. Глубокие овраги стали высокими холмами.

Но вот ветер утих. Улеглись снега. Засмеялось солнце. Его лучи побежали по волнистым снегам. Заиграли весёлыми искрами редкие снежинки. Бурана словно и не было. (68 сл.)

Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных единственного и множественного числа.

Верблюд – южный брат коня. Широкими мозолистыми ступнями он идёт по горячим пескам. В безводной пустыне нет у верблюда пищи, кроме колючих растений. Но верблюд очень вынослив. Он легко переносит жару пустыни. И снежного бурана он не боится. Верблюд может прожить неделю без воды. Зато пьёт сразу несколько вёдер. После короткого отдыха он готов к тяжёлому пути.

Нет у человека в пустыне более надёжного помощника. (65 сл.)

Тема: Однородные члены предложения с союзами и, а, но.

В лесу было весело. Солнце теперь вставало рано, а ложилось поздно. Лёгкими туманами укрылись берёзы, осины и ели. Но вот поднялось над лесом солнышко. Оно прогнало туман и осветило деревья. На тонких веточках раскрылись почки. Тут и начался лесной праздник. Засвистал, защёлкал в кустах соловей. В глубоких лужах урчали и квакали лягушки. Цвели деревья и травы. Звонко, радостно куковала кукушка. Каждый веселился на свой лад. (67 сл.)

Тема: Сложное предложение без союзов.

Хорошо июльской ночью в лесу. В воздухе запах трав, цветов, листвы. Живут в ночном лесу таинственные звуки, бродят глухие шорохи. Вот в траве замигали бледные огоньки. Они движутся, они живые! Огоньки будут светить долго. Только на заре они погаснут. Это жучки – светлячки.

Возьми такого светлячка в руки. Он похож на червячка. Это самка. Самцы имеют крылья. Они летают, но не светятся. (63 сл.)

Тема: Сложное предложение с союзами и, а, но.

Тёплый вечер начался одиноким голосом кукушки. Она лениво куковала в берёзовой роще. Затем раздалась звонкая песня иволги. Громко закричали на деревьях грачи, а в болоте загалдели лягушки. На весеннюю землю опустилась ночь, и луна застыла над рощей. Тихо зашумели верхушки деревьев. Соловей осыпал рощу нежным щёлканьем и дробью. Он пел, а кругом царила тишина. Только сердито на сову заворчали деревья. Она хотела заглушить артиста. (65 сл.)

— Выделенное предложение разобрать по членам предложения. Составить схему.

Под весенним дождём.

С раннего утра капает дождь. Дорога ведёт меня по лесной опушке. Зашёл я под деревья. Тряхнула берёзка тонкими ветками, и струйка мне за ворот попала.

Вот стоит старая ель. Нижние лапы пышным шатром висят. Ёлка, укрой меня от дождя! Залез я под лапы, сижу, наблюдаю. Тайная работа идёт в лесу. Он готовится надеть весенний наряд.

Ребята, хотите это увидеть? Идите в лес! (66 сл.)

Тема: Повторение за год.

Лес кончился, и мы вышли к деревне. В весеннем воздухе кружили птицы. Они почти не двигали большими крыльями. Над нашими головами стая разлетелась в стороны. Самый сильный аист подлетел к высокому дереву. На верхушке чернели остатки старого гнезда. На другой день аист стал чинить его. Он носил ветки, траву, мох. Вечером аист сел у гнезда и закинул голову. Птица громко застучала длинным клювом. Это была весенняя песня аиста. (70 сл.)

Источник