Меню

Диктант для 6 класса по разрядам прилагательных



Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное » 6 класс к УМК Т. Ладыженской
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Контрольный диктант составлен для итогового контроля по теме «Имя прилагательное», включает в себя грамматическое задание.

Скачать:

Вложение Размер
диктант 16.73 КБ
диктант 6 класс 16.82 КБ
диктант 6 класс 31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Имя прилагательное»6 класс.

1.Было раннее туманное утро. 2.Над деревней раздавались петушиные крики.

3.Мы выехали, когда заря разгоралась. 4.В низине расстилался молочно-белый туман. 5.Дорога шла равнинной местностью. 6.По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей тростника пробирались к реке. 7.Покрытая росой трава касалась наших ног. 8.Мы расположились на отдых на песчаном берегу небольшой речонки. 9.Речка неширокая, но достаточно глубокая.

10.Солнце уже взошло, и на растениях блестела роса.11. Её капельки переливались на траве, как бусинки. 12.Лёгкий ветерок коснулся серебряной глади реки. 13.В прибрежных кустах проснулись утки.

14.Вскоре прибежали загорелые ребятишки и стали купаться. 15.Они позвали нас. 16.Мы приняли их предложение и с наслаждением окунулись в прохладную воду.

17.Утро было прекрасное, а впереди нас ожидал длинный день. 18.Мы провели его хорошо вместе с новыми друзьями.

1. Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание Н и НН подчиняется правилу: «В отыменных прилагательных с суффиксами -АН-, -ЯН-, -ИН- пишется одна буква Н».

2. Из предложений 4-6 выпишите слова с чередующейся гласной в корне слова.

3. Из предложений 17-18 выпишите слово, приставку в котором можно заменить словом «очень».

4. Из предложений 6-7 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

5. Из предложений 3-4 выпишите сложное прилагательное, обозначающее оттенок цвета.

6. Из предложения 13 выпишите именное словосочетание.

7. Среди предложений 1-3 найдите сложное. Напишите номер этого предложения.

8. Из предложений 1-2 выпишите притяжательное прилагательное.

Источник

Распределительный диктант «Разряды имён прилагательных»

Проверочная работа по русскому языку в 6-ом классе «Разряды имён прилагательных»

Просмотр содержимого документа
«Распределительный диктант «Разряды имён прилагательных»»

Распределительный диктант «Разряды имён прилагательных»

Задание: распределите имена прилагательные по трём разрядам.

РАЗРЯДЫ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Компьютерный, соловьиный, активный, пунктуальный, пунктуационный, отцовский, праздничный, авиамодельный, интересный, золотой (из золота), золотой (перен. желтый, хороший), цветастый, цветочный, птичий (клин, дом), птичий (рынок, грипп), весёлый, стиральный, заячье (потомство), заячий (характер), заячья (шапка), грибной, московский, медвежий (тулуп), медвежий (угол), медвежья (берлога).

РАЗРЯДЫ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Веселый, интересный, пунктуальный, золотой (перен. желтый, хороший), цветастый, активный, праздничный, медвежий, -ья (угол, услуга), заячий (характер)

Стиральный, пунктуационный, грибной, золотой (из золота), авиамодельный, компьютерный, цветочный, птичий (рынок, грипп), московский, медвежий (тулуп), заячья (шапка)

Соловьиный, птичий (клин, дом), отцовский, медвежья (берлога), заячье (потомство)

Источник

«Имя прилагательное — 6 класс»

Правописание сложных прилагательных

Выборочный диктант Указание. Выпишите словосочетания — существительное + сложное прилагательное. 1. Небо было темно-синее, светло-синее, желтое, оранжевое,— кажется, всех цветов, какие есть на свете. (Кав.) 2. Ровная, гладкая поляна густо заросла сочной свежей зеленью и усеяна крупными бирюзовыми незабудками, благоуханными белыми кувшинчиками, ярко-желтыми купавками (Печерский.)

Различение на письме суффиксов прилагательных к- и -ск-

Словарный диктант Братская помощь; студенческий коллектив; героический поступок, университетская библиотека; польский язык; немецкая песня; матросский танец; французские духи; сельское хозяйство; апрельский пейзаж, одесский порт, Белорусский вокзал. (24 слова)

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

Словарные диктанты I. Деревянная игрушка, кожаная сумка, серебряные ложки, глиняная посуда, костяная ручка, платяной шкаф, шерстяной костюм.

Разряды имен прилагательных. Притяжательные прилагательные

Указание. Вспомните, из каких сказок и басен взять предложения из п. I. I. 1. Коршун в море тонет и не птичьим криком стонет. 2. Как взмолится золотая рыбка, голосом молвит человечьим. 3. На крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке.

Разряды имен прилагательных. Качественные и относительные прилагательные

Указание. Подчеркните качественные прилагательные одной чертой, относительные двумя. 1. В стороне далекой от родного края снится мне приволье тихих деревень, в поле при дороге белая береза, озими да пашни — и апрельский день.

Правописание не с именами прилагательными

1. Наступила серая, ненастная осень. На окраинах непролазная грязь. Непродолжительные теплые дни сменяются неустойчивой, дождливой погодой.

Превосходная степень имен прилагательных

1. В русском языке все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно. (Г.)

Степени сравнения прилагательных

1. Моя Родина, моя родная земля, мое Отечество… В жизни нет горячее и священнее чувства, чем любовь к тебе (А Н. Т.) 2. Нет сильней и нет прекрасней власти, чем затронуть души и сердца. (П.)

Имя прилагательное

1. Российское слово от природы богатое, сильное, здоровое, прекрасное… (Лом.) 2. Русский язык настоящий, сильный, где нужно — нежный, трогательный, где нужно — строгий, серьезный, где нужно — страстный, где нужно — бойкий и живой. (А. Н Т.) Красная строка

Источник

Разряды имен прилагательных по значению

Качественные прилагательные

• дать понятие о трех разрядах прилагательных, познакомить учеников с качественными прилагательными;

• формировать умение находить в текстах качественные прилагательные, стоящие в краткой форме или в форме сравнительной степени;

• развивать умение различать качественные и относительные прилагательные;

• закрепить навык письменного морфемного, словообразовательного и синтаксического разборов;

• воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству.

Тип урока: объяснение нового материала.

• опорная таблица по разрядам прилагательных.

Межпредметные связи: связь с литературой и технологией.

Тема высказывания: «Древнейшее рукодельное искусство».

I. Слово учителя.

Мы продолжаем знакомиться с именами прилагательными, которые украшают нашу речь, делают ее ярче и образней. О каких важных признаках этой части речи вы узнали на прошлом уроке? (Прилагательные могут иметь краткую форму и степени сравнения.)

II. Проверка домашнего задания.

1. Как образуются формы сравнительной и превосходной степеней прилагательных?

2. Приведите примеры прилагательных, употребленных в краткой форме и в форме простой сравнительной степени из упражнения «Отечество мое Россия. Урал».

3. Индивидуальные задания (выполняются 2–3 учениками за партами, а затем выборочно у доски).

Задание 1. Какое лексическое значение имеют слова парча и сафьян? Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, какой знак препинания пропущен в 3-м предложении. Выполните морфемный разбор выделенных слов.

В Тверской област_ на пр_брежных х_лмах реки Тверцы ра(з,с)кинулся город Торжок. (3,с)десь с_хр_нился изве(стн,сн)ый в Росси_ с XIII века центр золотного шитья. И(с,сс)ку(с,сс)ные маст_рицы шили золотой нитью по парче и сафьяну укр_шали выш_вкой царские одежды.

Задание 2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, какой знак препинания пропущен в 1-м предложении. Выполните словообразовательный разбор выделенных слов. Разберите по составу слово уд_вительные. Найдите прилагательное в простой превосходной степени.

Золотное шитье сложнейший вид рук_дельного и(с,сс)ку(с,сс)тва. Ру(с,сс)кие золот_швейки и(з,с)пользовали в декоративном оформлении литургических ткан_й и облачений св_щенн_служителей удивительные по технике исполнения узоры.

4. Беседа с классом.

Учитель показывает иллюстрацию картины В.А. Тропинина «Золотошвейка».

– За каким занятием изобразил художник мастерицу?

В Древней Руси каждая девушка должна была уметь шить и вышивать. Прилежание к рукоделию почиталось за особую добродетель. При дворах князей, бояр, богатых служилых и торговых людей имелись свои рукодельные мастерские – «светлицы», где работали вышивальщицы. В конце XIX века заслуженной славой пользовались золотошвейные изделия, выполненные мастерицами Новодевичьего монастыря в Москве.

Задание 3. Составьте предложение из данных слов и словосочетаний. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

Золотное шитье, золотошвейки (вышивальщицы, мастерицы, рукодельницы); декоративное оформ ление тканей и одежды; парча, сафьян; удивительные (диковинные, чудесные, необыкновенные) узоры.

III. Объяснение нового материала.

– Выполняя задания, мы убедились в том, что прилагательные могут выступать в разных формах (в полной или краткой, в форме сравнительной или превосходной степени). Но они различаются и по значению. Сегодня мы познакомимся с тремя разрядами прилагательных.

1. Работа с раздаточным материалом «Разряды прилагательных по значению» (см. таблицу).

2. Работа с учебником: чтение теоретического материала.

– Назовите признаки качественных прилагательных.

3. Выполнение упражнения № 290 (с. 116) по учебнику [1]. Найдите в тексте относительные прилагательные.

IV. Закрепление нового материала.

1. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам.

Карточка 1. Угадайте, из какой сказки эти строки. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните постановку знаков препинания в предложениях под цифрой 2. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Определите разряд.

1. И д_вясь, перед собой
Вид_т город он б_льшой,
Стены с частыми зу_цами,
И за белыми стенами
Блещ_т маковки церквей
И св_тых монастырей.

2. Здра_ствуй, князь ты мой прекрас_ный!
Что ты тих, как день ненас_ный?
Опечалился чему?

Карточка 2. Угадайте, о героях каких произведений идет речь в данных отрывках. Спишите. Определите разряд прилагательных. Объясните свою точку зрения. Назовите (устно) форму, в которой употребляются прилагательные. В 3-м и 4-м предложениях подчеркните прилагательные как члены предложения.

1. Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.

2. Один только кузнец был упрям и не оставлял своего волокитства.

3. Лгут люди, я совсем не хороша.
4. Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно.

5. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!

2. Распределительный диктант.

Определите разряд прилагательных по значению и впишите в одну из трех колонок. (Подсказка: для объяснения своей точки зрения используйте таблицу.)

РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Название Значение Примеры
Качественные признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени темная ночь (более темная, самая темная), приветливый человек, радостное событие
Относительные признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени.
Обозначают:
материал, из которого сделан предмет; – признак предмета по месту или времени его существования;
– признак предмета по назначению
серебряная ложка (ложка из серебра); деревянная свистулька, медная монетка, золотное шитье;городской житель (житель города);вчерашняя газета, дневной сеанс, зимнее утро;спортивная обувь, стиральная машина
Притяжательные признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному (чей? чья? чье?) мамино письмо, отцов пиджак, сестрицыны варежки, кроличьи уши

Зимний вечер, малиновый звон, малиновое варенье, теплый хлеб, аленький цветочек, оловянный солдатик, заюшкина избушка, приятный собеседник, стальное колечко, тихий голос, праздничный наряд, веселое настроение, пряничный домик, соловьиные трели, добрый человек, хрустальная туфелька, искреннее признание, родительское благословение, чудесное превращение, недостойное поведение, соломенная шляпка, воронье гнездо, лебединая песня, ароматный пирог, лисий воротник, глубокое чувство, лисья нора, сестрицыно рукоделие, мохнатый шмель.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание: упражнение № 295, с. 118.

Ученикам нужно найти в загадках прилагательные, выписать их, определить разряд по значению.

Встала красная девица рано,
Встала бела да румяна.
Умылась ясной росой,
Увилась золотой косой.
Сама, добрая, на всех глядит,
А на себя не велит.

(Солнышко.)

На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее.
В руках ее не удержать
И на коне не обогнать.

(Вода.) Гость гостил,
Золотой мост мостил –
Без ножа, без топора,
Без железного долота.

По деревьям скок да скок –
Мелькает рыжий огонек.

Красная девица,
Каменное сердце.

(Вишня.) Маленький Егорка
Упал в озерко.
В воде купался,
А сух остался.

Стоит толстуха –
Деревянное
брюхо,
Железный поясок.

1. M.T. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Научн. ред. Н.М. Шанский. Русский язык: Учебник для 6-го класса. М.: Просвещение. ОАО «Московские учебники», 2005.
С. 113–119.

2. Г.М. Науменко. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. М.: Линка-Пресс, 2000. С. 36–38, 41–42, 47, 50.

3. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова. Обучение русскому языку в 6-м классе. Методические рекомендации к учебнику для 6-го кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2001. С. 26–27.

4. А.С. Пушкин. Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 3. Поэмы. Сказки. Примеч. С.М. Бонди. М.: Художественная литература, 1975. С. 285–286, 311.

5. Н.В. Бабушкина. Золотое шитье. М.: Олма-Пресс, 2003. С. 3–8.

6. В.П. Полухина. Литература: 6-й кл. Учебн. хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. АО «Московские учебники», 1998. С. 94.

Источник

Читайте также:  Удвоенная н в прилагательных класс