Меню

Диктант по прилагательному 6 класс разумовская



Контрольные диктанты, 6 класс

Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в V классе».

Короток зимний день. Быстро вянет неяркий закат, тухнут розовые снега. Блеснут в последний раз золотом окна домов, ало посветят крыши и колокольни и ползут на город и реку сумерки.

Небо чёрно и чисто, зеленовато горят редкие мелкие звёзды. Снег под ногами сверкает, колет глаза, скрипит. Всё кругом сковано морозом, неподвижно, мёртво. Только поднимается прямо к чёрному небу прозрачный дымок из трубы сторожки. Далеко внизу, на набережной, горят фонари, но самих фонарей не видно, одни редкие светлые пятна на снегу. Изредка проезжают машины, призрачный свет их фар скользит по крышам, по дороге, дрожит далеко по реке, и отчётливо слышен высокий звук моторов.

Город спит, засыпан снегом, и даже в темноте всё смутно светится: улицы, овраги, дворы, сады.

Выполнить морфемный разбор слова набережной.

Выполнить фонетический разбор слова сторожки.

Выполнить пунктуационный разбор 3-го предложения 1-го абзаца.

Контрольный диктант по теме «Словообразование».

Леса в Мещёре глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираться сквозь заросли кустов по дорогам к дальнему озеру.

Путь в лесах – это километры тишины, безветрия.

Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их. Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе ещё тлеет зорька.

Вот и озеро. Здесь под берёзой расположились знакомые рыбаки. Их лиц я не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет.

Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова верхушек.

Графически обозначить в тексте корни с чередованием гласных.

Контрольный диктант по теме «Словообразование и орфография. Культура речи».

Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.

Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах ещё расстилался туман.

Узкая дорожка привела нас к речке. Лёгкий ветерок шевелил листьями деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.

Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрестность и преобразили всё вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.

К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.

Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова соседские.

Графически объяснить в тексте написание приставок пре- и при-.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное» (I).

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди зарослей камыша.

Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди.

Выполнить морфологический разбор существительного камыша (из последнего предложения 1-го абзаца).

Выполнить морфемный разбор слов побелели, свинцовая.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное» (II).

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка весёлых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнём в сугробе.

Выполнить синтаксический разбор 1-го предложения.

Выполнить морфологический разбор существительного (по) снегу (из последнего предложения).

Выполнить морфемный разбор слов наполняется, глухарь.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

В поисках дороги.

Быстрыми шагами взобрался я на холм и увидел незнакомые мне места. Я остановился в недоумении, оглянулся. Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошёл в погреб. Я добрался до угла леса, но там не было дороги, невысокие кусты широко расстилались передо мной. Я пошёл через кусты. Мне попалась неторная, заросшая тропинка. Ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю. Обогнул бугор и очутился в неглубокой лощине.

Выполнить синтаксический разбор 7-го предложения (Ночная птица…).

Выполнить морфологический разбор прилагательного (в) неглубокой (из последнего предложения).

Контрольный диктант по теме «Имя числительное».

Посмотрите на карту земного шара. Вы увидите, что поверхность океанов и морей больше площади суши. Из пятисот десяти миллионов квадратных километров всей поверхности нашей планеты триста шестьдесят один миллион приходится на океаны и моря. Суша занимает только сто сорок девять миллионов квадратных километров.

Следовательно, водная поверхность составляет около семидесяти одного процента всей поверхности Земли, а суша – двадцать девять процентов. Объём воды всех морей и океанов равен почти двум миллиардам квадратных километров.

Из всех океанов тихий самый большой. Он занимает площадь сто восемьдесят миллионов квадратных километров. Атлантический океан занимает второе место по площади, Индийский – третье, а Северный Ледовитый – четвёртое.

Выполнить морфологический разбор числительных двум миллиардам (километров) (из последнего предложения 2-го абзаца) и второе (из последнего предложения).

Контрольный диктант по теме «Местоимение».

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие-то далёкие лёгкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие голоса. Они были похожи на шёпот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.

Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днём они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.

На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму.

Указать в тексте разряды всех местоимений 1-го абзаца.

Выполнить морфологический разбор местоимения они (из 4-го предложения 1-го абзаца).

Источник

Контрольно-измерительный материал по русскому языку по УМК М.М. Разумовской . 6 класс.
материал по русскому языку (6 класс) на тему

Контрольные работы включают диктанты, сочинения, изложения и контроль за усвоением грамматических тем и норм культуры речи. Они содержат такие типы заданий, способ выполнения которых должен быть усвоен учащимися входе изучения соответствующей темы.

Некоторые контрольные работы предусматривают два уровня трудности, рассчитанные на выполнение требований обязательного и повышенного уровня.

Скачать:

Вложение Размер
6_russkiy_kr.docx 90.78 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1 к КТП по русскому языку по УМК М.М. Разумовской . 6 класс.

Контрольные работы включают диктанты, сочинения, изложения и контроль за усвоением грамматических тем и норм культуры речи. Они содержат такие типы заданий, способ выполнения которых должен быть усвоен учащимися входе изучения соответствующей темы.

Некоторые контрольные работы предусматривают два уровня трудности, рассчитанные на выполнение требований обязательного и повышенного уровня.

Контрольная работа №1. Контрольный диктант с грамматическим заданием (входной)

Ц е л ь р а б о т ы : проверить навыки правописания корней слов и окончаний; навыки употребления прописной буквы, ь после шипящих и как разделительного; навыки постановки запятой в сложном предложении, употребление тире между подлежащим и сказуемым.

В охотничью пору на Урале мы уходили в горы и бродили там, как настоящие дикари.

Бродить с ружьем по целым дням в этой зеленой пустыне — наслаждение, которое известно одним лишь охотникам. Встанешь на заре и к вечеру так уходишься, что едва доберешься до знакомой избушки.

Нашим любимым местом была гора Размет, которая является связующим центром и горным водоразделом. В одну сторону с нее сбегают речки европейского бассейна, а в противоположную — азиатского. Таким образом, мы проводили ночь на самой границе между Европой и Азией.

Солнечный закат в горах удивительно хорош. Тени нарастают, и на нас начинает надвигаться ночная мгла. Затихший воздух чутко держит каждый шорох. Переживаешь тревожное настроение, которое будит воображение.

(110 слов) (По Д. Мамину-Сибиряку)

1. Выписать 1-2 слова со следующими орфограммами:

А) проверяемая гласная в корне слова;

Б) непроверяемая гласная в корне слова;

В) чередующаяся гласная в корне слова;

Г) непроизносимая гласная в корне слова;

Д) безударные гласные в окончаниях существительных и глаголов.

2. Разобрать по составу слова: доберешься, связующим, наслаждение.

3. Обозначить части речи в первом предложении.

Контрольная работа №2. Сочинение на тему «Мало ли что можно делать в лесу (на море, в деревне и т.д.)

Ц е л ь р а б о т ы : проверить, умеют ли учащиеся самостоятельно уточнять тему и основную мысль сочинения и, реализуя свой замысел, решать вопросы выбора стиля речи, типов речи, языковых средств..

З а д а н и е к сочинению.

1. Отталкиваясь от предложенной учителем основной мысли, уточните тему сочинения, подберите заголовок.

2. Решите, какие типы речи вам понадобятся для того, чтобы полно раскрыть тему сочинения и передать основную мысль; какого стиля речи будет ваше сочинение и какие языковые средства вам помогут сделать текст выразительным.

3. Напишите сочинение по летним впечатлениям.

П р и м е ч а н и е. Предполагается, что учащиеся должны написать сочинение художественного стиля речи, используя в нем оценочные и изобразительные средства языка.

Контрольная работа 3 Проверочная работа по грамматике (имя существительное)

Ц е л ь р а б о т ы : 1. Проверить умения: выделять из текста словосочетания;

2. Определять части речи;

3. Проводить морфологический разбор взятых из контекста имен существительных;

4. обнаруживать основу предложения;

5. определять члены предложения.

1). Однажды мы н..чевали на Ч..рном оз..ре. 2). С собой мы взяли резинов.. надувн.. лодку и на рассвете выехали на ней л..вить рыбу. 3). Внезапно у самого борта ло..ки вынырнула огромная горбатая спина ч..рной рыбы.

4). Ло..ка зак..ч..лась. 5). Рыба пр..шла под ней и вынырнула снова.

6). Должно быть, это была гиган..ская щука. 7). Она могла задеть своим острым спинным пл..вником резиновую ло..ку и ра..п..роть ее как бритвой .

1. Списать текст, выставить пропущенные буквы, объяснить условия выбора.

2. Выписать из текста 5 словосочетаний.

3. В предложении № 7 определить все части речи.

4.Выполнить морфологический разбор: лодку, бритвой

5.Выполнить полный синтаксический разбор предложения №5

Контрольная работа №4. Изложение «Связанные корни»

Ц е л ь р а б о т ы : 1. Проверить, в какой мере учащиеся овладели стилем научного рассуждения; 2. Научить активно пользоваться знаниями о строении типа речи – рассуждение.

Подробно изложите текст; преобразуйте второе рассуждение по образцу первого по схеме: тезис→аргумент→пример.

Корень – это главная, обязательная часть слова. [Тезис] Именно корень выражает основное значение слова. [Аргумент] Сравним слова дом и домик: суффикс обозначает размер – маленький, а корень – сам предмет; бежать и прибежать: приставка обозначает приближение, а корень – само действие. [Пример]

Но так бывает не всегда. [Тезис] …

Возьмем глаголы обуть и разуть. В них четко осознаются приставки об- и раз-, показатель неопределенной формы -ть . Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и других глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется без приставок. [Пример]

Такие корни, которые употребляются только в сочетании с приставками и суффиксами, называются связанными, отличая их от «обычных» свободных корней. [Вывод]

(105 слов) (По Е. Земской)

Краткая характеристика текста

1. стиль речи – научный: говорится об отвлеченных лингвистических понятиях; функция речи – сообщение научной информации, научных знаний; адресован текст всем интересующимся вопросами науки о языке.

2. языковые средства, типичные для научного стиля: обобщенно-отвлеченная лексика, научные термины, преобладание имен существительных (значение, показатель, вычленение; корень, суффикс, приставка, глагол, неопределенная форма; выражает, обозначает, выделяет, употребляются, называют) . Все глаголы употреблены в форме настоящего времени со значением постоянного «вневременного» действия, в форме 32 лица единственного или множественного числа или в форме1-го лица множественного числа ( сравним, возьмем ), при этом лицо не называется, так как мыслится обобщенно. Основным средством связи между предложениями является повтор местоимения (слово корень , например, употреблено в тексте 9 раз).

3. Тип речи – рассуждение. Точнее – здесь два рассуждения-доказательства. Творческое задание состоит в том, чтобы преобразовать второе рассуждение по типу первого, т.е. построить его по схеме: тезис – аргумент – пример. Для этого следует несколько изменить форму последнего предложения и поменять его место, поставить сразу после тезиса (например: Но так бывает не всегда. В русском языке есть корни, которые… ; их называют… ).

Контрольная работа 5 По грамматике

Ц е л ь р а б о т ы : проверить умения

1) выделять из предложений словосочетания с прилагательными;

2) определять части речи (существительные и прилагательные);

3) проводить морфологический разбор прилагательных;

4) обнаруживать основу предложения; определять члены предложения, выраженные существительными и прилагательными.

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими ЖЁЛТО-БЕЛЫМИ цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие ВЕЧНОЗЕЛЁНЫЕ сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких БЕЛОГРУДЫХ птичек.

Вот раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бабочки. Я остановился и осмотрелся. Всё вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Я пошёл по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Моё внимание привлекли мелкие ТЁМНО-КОРИЧНЕВЫЕ зёрнышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.

Я долго рассматривал это интересное растение.

1. Выписать по одному словосочетанию «прил.+ сущ.», в которых сложные прилагательные пишутся слитно и раздельно.

2. Выполнить морфологический разбор прилагательных.

1 в. Песчаному, жаркий, водяные.

2 в. Серебряными, мелкие, летний.

3. Выполнить полный синтаксический разбор предложений

1 в. Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими ЖЁЛТО-БЕЛЫМИ цветами.

2 в. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги.

Контрольная работа 6 Изложение «Тоска по Москве»

Ц е л ь р а б о т ы : 1. Проверить, в какой мере учащиеся овладели навыками употребления параллельной связи с повтором; 2. Научить строить текст с параллельной связью предложений в тексте с повтором.

Тоска по Москве.

Валька тосковал по Москве. Тосковал по жизни, в которой всё время что-то происходит.

Хотелось толкаться и спешить. Хотелось, чтобы кругом говорили о делах.

Но больше всего тянуло Вальку к улицам. Хотелось даже того, чего раньше очень не любил. Не любил он бывать на улице, когда все возвращаются с работы и народу так много, что просто темно идти, ничего не видишь, кроме портфелей и продуктовых сумок. Если повезёт и встретится собака, то целиком её тоже никак не увидишь – или нос мелькнёт, или хвост.

Лучше всего на улицах ранним утром. Волнующе пахнет политым асфальтом. Просторно. Никто не тычет мокрым луком в лицо. Никто не торчит над тобой. Видно, какие красивые дома, видно всё на витринах, а главное, машины видны. Какое это наслаждение стоять у края тротуара и ждать, пока все они пройдут!

(По повести Ричи Достян «Два человека»)

Контрольная работа 7 Проверочная работа по словообразованию.

1. Разбери по составу следующие слова

пришкольный юбч..нка проч..таешь тума..ый

При морский п..ровозный

2. Запиши по одному примеру на каждую словообразовательную модель

3. Приведи по три слова, образованных указанным способом

4. Запиши однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки

Грустноватый, грусть, грустный

Мучнистый, мука, мучной

5. Запиши, восстанавливая пропущенные части словообразовательной цепочки

Контрольная работа 8 По орфоэпии

Ц е л ь р а б о т ы :

1. Расставьте ударение в данных сущкствительных, пользуясь орфоэпическим словарем

2. Найдите в орфоэпическом словаре 3-4 прилагательных, по ударению похожих на следующее

бЕдный – бЕден – беднА – бЕдно – беднЫ и бЕдны

3. Образуйте и запишите простую форму сравнительной степени. Расставьте ударение

1. Выберите из орфоэпического словарика и запишите с орфоэпическими пометами (т.е. пометами произношения или ударения) только те существительные, которые можно произносить двояко (оба варианта при этом будут правильными).

2. Письменно просклоняйте во множественном числе два существительных, обозначающих обувь (эти слова начинаются на букву т ). Расставьте ударение в этих словах.

3. Затранскрибируйте прилагательные, обозначая ударение.

Кухонный, красивейший, завидный, бедна.

Контрольная работа 9 Диктант

Ц е л ь р а б о т ы : проведение диагностики сформированности умений и навыков правописания приставок, корней слов, окончаний глагола, постановки запятых в предложениях с однородными членами и в сложном предложении.

Известный русский писатель XIX века Иван Александрович Гончаров участвовал в экспедиции к берегам Японии на военном фрегате «Паллада». Свои впечатления от этого необыкновенного путешествия писатель изложил в книге «Фрегат «Паллада»». Книга содержала интересные сведения о различных морях и странах, обычаях разных народов, о жизни экипажа корабля. Презабавно рассказывается о впечатлениях автора от первого шторма. Приметы качки появились сразу: то дверь приоткроется и с шумом захлопнется, то сдвинется со стола и разобьётся стакан, а то шкаф преспокойно передвинется на другое место. Люди ходят, смешно притоптывают, стараются удержаться за что возможно. Автор пренебрёг этой предосторожностью и был наказан. Его приподняло с кушетки и предусмотрительно перевалило на софу под беззаботный смех присутствующих.

Контрольная работа 10 По лексике

Ц е л ь р а б о т ы :

1. Запишите антонимы к именам прилагательным, учитывая их лексическое значение .

2. запишите сходные по смыслу фразеологизмы, которыми можно заменить указанное выражение. Запишите с одним из них предложение.

3. установите, в каких словосочетаниях имена прилагательные употреблены в переносном значении. Составьте и запишите с такими словосочетаниями предложения.

4. Спишите, укажите, какой частью речи являются слова-антонимы.

Корень учения горек , да плод его сладок .

Добрая слава лежит , а худая бежит .

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Контрольная работа 11 По морфологии (причастие)

Ц е л ь р а б о т ы : проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся, навык выполнения разборов; отработать навыки самостоятельной работы над ошибками.

С потемнеВШих ветвей срывались комья отсыреВШего снега и с шумом падали, пробивая ледяную лазурь сугробов. Тайга нетерпеливо сбрасывала с себя надоеВШую за зиму одежду. Чудесный запах хвои стоял в чистом воздухе, чуть тронуТом влажной прелью. В тайге начиналась весна. Марина, сдав дежурство, отправилась домой пешком через просыпаЮЩуюся тайгу. Она шла по дороге, уже освобождЕННой от снега. Широкие деревянные пластины, подернутые ледком, освещЕННые зарей, блестели, как яркие ленты, стремительно брошЕННые вдоль просеки. Изумительные зори на Севере. Марину всегда зачаровывало богатство красок, сверкаЮЩих на чистой синеве вечернего неба. По нежнейшим оранжевым и лиловым полосам, протянуТым вдоль горизонта, нанизаНо ожерелье мелких облачков — золотых , синих, опаловых. И над всем этим буйством красок и присмиреВШей тайгой широко раскинулся великолепный бархат неба.

1.Найдите в тексте причастия и подчеркнуть их как члены предложения.

2.Выполните морфологический и морфемный разбор одного причастия:

1 вариант — 1- 6 предложения;

2 вариант – 7-11 предложения

Контрольная работа 12 Изложение «Как спасали крысу»

Ц е л ь р а б о т ы : проверить, умеют ли учащиеся сохранять при рассказе основную мысль текста, если она прямо не сформулирована, а раскрывается через отношение автора к происходящему; композицию рассказа; типологическое строение текста; его абзацное членение; стиль речи; характерные для текста языковые средства.

Как спасали крысу

Мы шли по бульвару, затем свернули на улицу и начали по ней подниматься. И тут моя спутница схватила меня за руку:

  • Крыса! Да смотри же, на рельсы смотри!

По ложбинке трамвайного рельса в гору деловито спешила омерзительная серая крыса. Я поискал подходящий камень, чтобы шарахнуть им по зверюге. Но попутчица продолжала крепко встряхивать мою руку, горячо убеждая спасти неразумное создание от гибели под колёсами трамвая. Я бросился сгонять проклятую крысу с рельсов.

Так начался незабываемый бег. Впереди мчалась перепуганная тварь. За крысой, крича что-то вроде «Кыш!» и хлопая в ладоши, летел я. За мной с пронзительным звоном спешил трамвай, а параллельно ему по тротуару бежала моя спутница, громко требуя проявить сострадание к несчастному животному. Так мы все четверо – крыса, я, трамвай и моя знакомая – вбежали на подъём.

Тут крыса лихо метнулась с рельсов. Я умудрился выскользнуть в другую сторону. Мы некоторое время молча отдувались, не в силах произнести ни единого слова.

  • Замечательно, — в два приёма сказала моя знакомая. — Я знала, что ты человек неравнодушный.

Краткая характеристика текста

1. Основная мысль в тексте прямо не выражена, раскрывается через отношение автора к его спутнице: ему нравится ее активность, ее деятельная доброта. Такая жизненная позиция достойна уважения вне зависимости от того, в какой ситуации она проявляется. Сама же ситуация вызывает у него улыбку.

2. По жанровой принадлежности текст представляет собой рассказ, что четко отражено в его композиции: здесь имеется вводная часть (1-й абзац), завязка и развитие действия (2-й абзац), кульминация (3-й абзац),развязка (4-й ) абзац) и заключение (последняя фраза).

3. как это обычно и бывает в рассказе, ведущим типом речи является повествование; кульминационная сцена – картина «незабываемого бега» — оформлена в виде описания (следует обратить внимание на порядок слов — сначала глагол, потом существительное – и на использование в этой части глаголов несовершенного вида; в повествовательной же части текста преобладают глаголы совершенного вида).

4. стиль речи художественный: изобразительность речи достигается за счет использования синонимичной лексики ( шли, свернули, начали подниматься) деловито спешила, бросился сгонять, мчалась, летел и т.д.),с контрастной оценки, усиливающих юмористический колорит сцены (в речи автора: омерзительная крыса, зверюга, проклятая крыса, перепуганная тварь, с точки зрения спутницы: неразумное создание, несчастное животное; ср. также действия персонажей: он поискал подходящий камень, чтобы шарахнуть им, она бежала, громко требуя проявить сострадание, горячо убеждала спасти неразумное животное от гибели ), прямой речи персонажа, параллельного строения описательного текста с повторяющимся началом предложений.

Контрольная работа 13 Сочинение в жанре рассказа

Ц е л ь р а б о т ы : проверить, усвоены ли учащимися сведения о композиции рассказа и языковых особенностях изобразительного повествования.

Задание. Приходилось ли вам наблюдать какие-нибудь проделки или благородные поступки животных? Может быть вы слышали об этом от кого-нибудь? Подготовьте историю для сборника рассказов под названием «Однажды… Случай из жизни животных». Ваше сочинение должно быть текстом художественного стиля; в нем повествование должно сочетаться с другими типами речи. По композиции это должен быть рассказ с вступительной частью, завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой.

Контрольная работа 14 Диктант

Ц е л ь р а б о т ы : проверить навыки правописания не с причастиями, деепричастиями и прилагательными; употребления н-нн в суффиксах причастий и прилагательных; навыки обособления причастных и деепричастных оборотов.

Подъём к горному озеру, окружённому столетними соснами, оказался отнюдь не тяжёлым.

Измученные долгим блужданием по пустынным местам, путники с наслаждением погрузились в прозрачные воды озера.

Смыв пот и грязь с разгорячённых тел, они расположились на берегу и стали смотреть на неподвижную водную гладь. «Как хорошо, как спокойно» , — думал каждый их этих людей. Глядеть на воду, когда кругом тишь и безлюдье, — особое наслаждение. О берег тихонько бьётся неугомонная волна, не спеша плывут облака, беззаботно распевают птицы, не испытавшие бессмысленной жестокости людей. Не тронутый разрушительной деятельностью человека уголок земли… Здесь быстро восстанавливаются силы, лучше чувствуешь целительную силу природы.

Было решено заночевать под открытым небом у подножия огромной сосны.

Все были очень утомлены и, перекусив, быстро стали располагаться на ночь.

Контрольная работа 15 Произношение глаголов, причастий и деепричастий

1. Подберите из орфоэпического словарика рифмующиеся глаголы женского рода прошедшего времени к глаголу началА, обозначив место ударения.

2. Выпишите из орфоэпического словарика только те причастия, которые вы произносили с неправильным ударением. Обозначьте их правильное ударение.

3. Обзразуйте деепричастия по образцу, обозначая ударение.

О б р а з е ц: начать – начав

Передать, поднять, принять, понять, продать, прожить.

Какой звук произносится на месте буквы В в суффиксе деепричастий?

1. Найдите слово, которое в соответствии с ритмом стиха произносится не по правилу. Запишите это слово с правильным ударением.

Летит через огненный поезд,

Забыв про безмолвие гор,

Где осень, сгибая свой пояс,

Колосья собрала в подол.

Выпишите и затранскрибируйте деепричастия, расставив ударение.

2. Вспомните правило произношения кратких страдательных причастий прошедшего времени. Приведите примеры, поставьте в словах ударение.

Контрольная работа 16 По теме «Причастие и деепричастие»

1. Отданных глаголов образуйте и запишите страдательные и действительные причастия прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Запишите эти причастия и деепричастия, разберите их по составу.

1 вариант 2 вариант

2. Спишите и разберите по составу данные причастия и деепричастия. Причастия подчеркните волнистой линией.

1 вариант 2 вариант

прибл..жающийся поезд пост..ревшие от времени

оп..здавший ученик охр..нявшиеся государством

тр..пещущие от страха осв..щенный лампой

раст..явшие снега муч..мый сомнениями

ув..дающие деревья скрываясь в лесах

гл..тая таблетку св..ркая на солнце

переб..рая книги бор..щиеся с огнем

переск..зав пьесу прикр..пив ленту

3. Составьте и запишите предложение с причастным оборотом, используя одно из причастий задания 2. Выделите определяемое слово и причастный оборот.

4. Составьте и запишите предложение с деепричастным оборотом, используя одно из деепричастий задания 2. Выделите определяемое слово и деепричастный оборот.

5. Определите, в каком случае причастие употреблено в переносном значении. Составьте и запишите предложение с этим словосочетанием.

Танцующая пара – танцующая походка

Распущенный ребенок – распущенный клубок шерсти

Погасшая звезда – погасшие глаза

Потерянный кошелек – потерянный вид

Бегающие глаза –бегающие дети

Открытая книга – открытая душа

6. Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания. Выпишите причастия и деепричастия, произведите их морфологический разбор по плану, данному в учебнике.

У плетня з..росшая крапива

Обр..дилась ярким перл..мутром

И к..чаясь шепчет ш..ловливо

7. Запишите по памяти отрывок из художественного произведения, в котором употреблены причастия и деепричастия. Укажите автора произведения.

Контрольная работа 17 Сочинение «Кабинет Пушкина» или «Кабинет Лермонтова»

(по цветной вклейке №15 и упр. 732, 733 в учебнике)

Ц е л ь р а б о т ы: проверить, умеют ли учащиеся самостоятельно раскрыть характер человека, жившего в этом кабинете; показать, для чего служила каждая вещь, почему она была необходима поэту, какую память несла; реализуя свой замысел, решать вопросы выбора стиля речи, типов речи, языковых средств..

Контрольная работа 18 По теме «Числительное»

Ц е л ь р а б о т ы : проверить навыки образования и написания количественных и качественных числительных.

1. Прочитайте. Выпишите числительные, указывая их разряд и состав

В нашей спортивной делегации было двадцать пять человек. В лодке было пятеро мальчиков. Утром было десять градусов мороза. Полёт длился двенадцать часов. Андрей стоял во второй шеренге.

Мы учимся в шестом классе. Восемь делится на два и на четыре. Нашему городу исполнилось двести семьдесят пять лет. Это был его пятнадцатый прыжок с парашютом.

2. Спишите, записывая цифры словами

170 сантиметров, 50 метров, 600 пуговиц, 387 рублей, 249 домов.

25 килограммов, 60 метров, 700 граммов, 816 рублей, 321 ручка.

3. Спишите. Обозначьте орфограмму «Ь в числительных»

пят(?)надцат(?), шест(?)десят, восем(?)десят, сем(?)надцать, девят(?)надцать, пят(?)сот.

шест(?)надцат(?), пят(?)десят, сем(?)десят, восем(?)надцат(?), девят(?)сот, восем(?)сот.

4. Спишите, заменяя цифры словами

к 2/9 прибавить 4/6,

от 8/9 отнять 3/8,

0/6 сложить с 9.2.

4/10 сложить с 7/8,

к 0.7 прибавить 2.3,

от 6/9 отнять 3/4.

5. Синтаксический разбор предложения

Мой друг учится в седьмом классе.

Наше путешествие длилось пятнадцать дней.

6. Просклоняйте числительное, обозначая ударение

Когда говорят чАса , а когда часА ? шАга – шагА ? рЯда – рядА ? Составьте с этими словами словосочетания или предложения и запишите их, обозначая ударение.

Контрольная работа 19 Сочинение по картине «Лесистый берег» (по заданию к упр. 737 и цветной вклейке в учебнике №13)

Ц е л ь р а б о т ы : проверить, умеют ли учащиеся самостоятельно раскрыть характер человека, жившего в этом кабинете; показать, для чего служила каждая вещь, почему она была необходима поэту, какую память несла; реализуя свой замысел, решать вопросы выбора стиля речи, типов речи, языковых средств..

Контрольная работа 20 Диктант по теме «Местоимение»

Ц е л ь р а б о т ы :

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)

1) Озаглавьте текст.

2) Выпишите местоимения, определите их разряд.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – преспокойно;

2 вариант – безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор 2 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложения последнего абзаца.

Контрольная работа 21 Диктант «На Кара-Даге»

Ц е л ь р а б о т ы : проверить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся к концу 6 класса: правописание суффиксов и окончаний причастий; правописание не с причастиями, деепричастиями, глаголами и другими частями речи; правописание местоимений с не – ни , слитно – раздельно – через дефис; правописание корней слов и других орфограмм.

Я не новичок в горах, но такого мрачно-угрюмого нагромождения скал мне не приходилось встречать.

Идешь, а в спину тебе будто упорно смотрит кто-то, обернешься – нет никого.

Трудно идти, когда ничего не ждешь впереди, не с кем переговорить.

Вечер застал меня высоко в этих диких скалах, дул резкий северо-восточный ветер.

Собираю пучки колючей травы, чтобы растопить костер и приготовить какую-нибудь горячую пищу.

Блаженны желанные минуты, когда после выматывающих силы подъемов залезаешь в плащ-палатку, в мягкий спальный мешок!

Тишина. Напряженное ухо ловит отдаленный, еле слышный, но никогда не смолкаемый рев водопада.

Разбудили меня какие-то непонятные звуки, похожие на скрип, будто что-то жесткон терлось о камень.

То были сипы – огромные птицы горных высот.

(110 слов) (По Н.Сладкову)

  1. Укажите в тексте все причастия. Выполните морфемный и морфологический разборы одного из причастий (на выбор);
  2. Выполните синтаксический разбор предложения: 1 вариант – 2 предложение 7 абзаца, 2 вариант – 2 предложение 8 абзаца.
  3. Придумайте 1 предложение с причастным или деепричастным оборотом на тему «В горах»
  4. Укажите орфограммы в местоимениях и условия их написания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактичекий материал по русскому языку. Итоговая контрольная работа для 6 класса(диктант с грамматическим заданием).

Тексты с этнокультурным компонентом.

Данный дидактический (раздаточный) материал используется на уроках русского языка в 5 классе С(к)ОУ VIII вида. Данный материал возможно использовать на различных этапах урока.

Дидактический раздаточный материал по теме «Глагол» используется на уроках русского языка в 6 классе С(к)ОУ VIII вида. Карточки данного материла возможно использовать на различных этапах урока.

Входная контрольная работа по русскому языку. 6 класс.

КИМ по РЯЗ 9 класс.

Контрольно — измерительные материалы по предмету «Русский язык», 6 класс (6 вид, 3 вариант).

Источник

Читайте также:  Тест имя прилагательное числительное глагол