Меню

Диктант сущ слова и глаголы



Диктанты по теме «Глагол»

«Цветёт черёмуха»

Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера. (66 слов)

Слова для справок: аромат, замер, боятся.

Грамматическое задание:

  1. Указать время глаголов.
  2. Выписать из текста глагол в неопределённой форме.
  3. Выписать глагол из последнего предложения. Выполнить морфологический разбор.

«Совесть»

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть. (90 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число.
  2. Поставь глаголы в неопределённую форму: Пришла, идёт, посмотрит.

«Вечерняя прогулка»

Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперёд. С облегчением вздохнёшь, когда снова очутишься на солнечной опушке.

Какая перед тобой открывается красота! Внизу, как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеёй извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и моё любимое ближнее озеро.

При солнечном освещении всё это принимает волшебный вид. (70 слов) / Контрольный диктант

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть глаголы в неопределённой форме.
  2. Сделать морфологический разбор глагола из последнего предложения.

«Полярный день»

С юга прилетаем на самолёте в далёкий северный порт Мурманск. Скоро настанет вечер и стемнеет. Летом на Крайнем Севере темноты не бывает. Солнце днём и ночью ходит по небу кругом.

Зимой солнце совсем не встаёт из-за горизонта. Только звёзды горят на чёрном небе. Иногда полыхает полярное сияние.

Трудно человек привыкает к ночному солнцу. По ночам очень много людей гуляет по улицам. Многие сидят на скамейках. Читают газеты. Рассматривают витрины магазинов. И даже дети находятся ночью на улицах и греются на солнышке. (81 слово) / Контрольный диктант

Грамматическое задание:

  1. Укажите спряжение глаголов в тексте.
  2. Разберите первое предложение по частям речи и членам предложения.
  3. Выпишите три словосочетания с безударными гласными, проверяемыми ударением.

«Лесные жители»

Не всякого лесного жителя ты сможешь увидеть. Очень редко мы видим, как промелькнёт рыжий хвост на лугу. Семейство лосей степенно шествует к водопою. Озорной бельчонок прыгает с ветки на ветку в парке.

И только зимой мы видим следы кабанов, зайцев, хорьков и сов. Следопыты находят следы полёвки. Попадаются поваленные деревья у реки. Это работают деловитые бобры.

Егери по следам узнают, какие животные зимой обитают в их лесах. Весной в половодье зверям бывает нужна помощь человека. Помнишь историю деда Мазая и зайцев? И сейчас лесники, охотники, егери спасают зверушек в половодье. (90 слов)

Источник

ДИКТАНТЫ С ЗАДАНИЯМИ

Работаем по учебнику В.В.Бабайцевой
6 класс

Продолжение. Начало в N 34/2001

Е.Л.ЛУНИНА
гимназия N 1514
г.Москва

ПОВТОРЕНИЕ В НАЧАЛЕ ГОДА

Когда утром мы проснулись, сквозь ажурные листья инжира били яркие солнечные лучи. Погода, без сомнения, располагала к путешествиям, и мы засобирались в путь. Нашей мечтой было непременно подняться на высочайшую гору Крыма Ай-Петри*, на которую вела канатная дорога. Мы хотели насладиться великолепными видами горных круч и морских далей, которые простираются до самого горизонта.
Уже целую неделю мы бегали на пляж, много загорали на пустынном берегу, купались, рассмотрели все прибрежные водоросли. Но мы не хотели проводить дни так однообразно. Сегодня нас, безусловно, ожидала замечательная поездка.
Мы положили в рюкзачок кое-что из съестного, захватили фотокамеру, и скоро маленький автобус помчал нас в Ялту.
За окнами мелькают чудесные сады и виноградники, какие-то удивительные цветущие растения, а в лицо веет крымский ветерок.

Читайте также:  Памятка разбор глагола по составу для 4 класса
Задания

1. Выполните фонетический разбор.

2. Выполните морфемный разбор (разбор слова по составу).

I вариант: однообразно, водоросли;
II вариант: пустынный, прибрежные.

3. Выполните синтаксический разбор.

I вариант: Погода, без сомнения.
II вариант: Мы положили в рюкзачок.

_____________________
*Слова, сопровождаемые звездочкой, выписываются на доске.

ГЛАГОЛ

Если вам когда-нибудь удастся побывать в настоящих горах, вы можете считать себя счастливым человеком.
Но стать горным туристом для жителей равнинных городов непросто. Добраться до самых круч – это уже почти подвиг. А правильно собрать рюкзак, запастись всем необходимым – особая наука. Умение беречь силы и не растеряться в трудную минуту тоже важно. Ты владеешь им? Если кто-то нуждается в помощи: натер ногу, ожег руку или недомогает, – ты сумеешь прийти на помощь?
Но поход – это не только тяжелый труд. В горы поднимаются романтики, которые умеют наслаждаться ярким солнцем над суровыми вершинами, шумом горной речки, запахом альпийских лугов. Если ты любишь природу и ценишь дружбу, то ты научишься искусству горных походов.
Увлечься на всю жизнь интересным делом – значит прожить жизнь не зря.

Задания

1. Выполните морфологический разбор.

I вариант: нуждается, прожить;
II вариант: поднимаются, собрать.

2. Установите при помощи вопроса синтаксическую роль инфинитива.

I вариант: забраться, беречь (2-й абзац);
II вариант: увлечься, прожить (4-й абзац).

3. Рядом с данными глаголами запишите соответствующие им формы инфинитива, указывая в скобках вопрос к каждой форме.

I вариант: можете, натер, недомогает, поднимаются;
II вариант: научиться, ожег, ценишь, нуждается.

4. Выделите морфемы в данных словах.

I вариант: научишься, нуждается, запастись, помочь;
II вариант: можете, поднимаются, увлечься, забраться.

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА

Я надеюсь, что ты не обидишься, если я посоветую тебе почаще ходить в музеи. Удивляешься? Рассматривая картины или другие предметы искусства, мы развиваемся духовно. Но в это же время развивается и наше зрение, умение видеть и замечать.
Люди встречаются в жизни с разнообразными сложностями, ищут решения серьезных вопросов, учатся строить свои взаимоотношения с другими, но не у всех это хорошо получается. В конечном счете выигрывает не тот, кто уберегся от проблем, а тот, кто много видел, не обиделся на уроки жизни, смог сберечь живой и свежий взгляд на жизнь и всегда надеялся на понимание. Проигрывает тот, кто заперся в клетке своих представлений о мире.
Если ты немного расклеился, искусство поможет тебе зажечься новым интересом к жизни.

Задания

1. Выделите морфемы.

I вариант: обидишься, видеть, борются, уберегся, сберечь;
II вариант: развиваемся, замечать, получается, заперся, зажечься.

2. Выполните морфологический разбор.

I вариант: посоветую, надеялся, видеть;
II вариант: развиваемся, уберегся, ходить.

ПОСЛЕ ТЕМЫ «ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ»

Дорогие сестры Люба и Вера!
По делам службы мне нужно ненадолго задержаться в городе. Гостей принимайте, пожалуйста, без меня.
Сначала подготовьте две комнаты для тех, кто останется на ночь. Подметите полы и застелите постели.
Потом ты, Любонька, порежь все для салата. А ты, Верочка, сними с мебели чехлы, спрячь их и накрой стол парадной скатертью. Пускай и Варюша не сидит без дела.
Чуть не забыл! Если выйдете в сад, увидите, что справа у изгороди растут гладиолусы. Срежьте их и непременно поставьте на стол.
Когда гости начнут съезжаться, обязательно познакомьте всех друг с другом.
Я надолго не задержусь, скоро вернусь. Уж постарайтесь, милые девочки, я буду вам очень признателен.

Задания

1. Выполните синтаксический разбор предложения.

2. Обозначьте морфемный состав.

I вариант: подметите, выберите, порежь, познакомьте;
II вариант: подготовьте, застелите, спрячь.

3. Выполните морфологический разбор.

I вариант: накрой, пускай не сидит;
II вариант: порежь, поставьте.

Итоговый диктант по теме
«ГЛАГОЛ»

НА ВЫСТАВКЕ КУКОЛ

Мы с другом собирались пойти в воскресенье на выставку японских кукол, о которой нам много рассказывали. Ему, к сожалению, нездоровилось, и я не стал долго раздумывать и пошел один.
Выставка поразила мое воображение. Представьте три больших зала с витринами. В них разместили на подставках кукол. Каких только кукол я не увидел! Большие и маленькие, веселые и грустные, из дерева, ткани, особой глины. В первый момент глаза разбегаются. Попробуйте выберите самую лучшую.
Внимательно рассматриваю выточенные из дерева приземистые фигурки. Их одежда, личики и ручки расписаны краской. Они напоминают наших матрешек.
А здесь куклы в удивительных, искусно сделанных платьях-кимоно*. Их лица словно живые, а позы полны достоинства. Так и представляешь, как мастер лепит это личико, крепит ткани и клеит волосы, а кукла покорно терпит и ждет. И вот она готова, как будто дышит. Глаза смотрят, губы слегка улыбаются. Что бы сказали о ней дети, если даже я не могу от нее оторваться!

Читайте также:  Скажите в чем сходство и различие в грамматических признаках глаголов
Задания

1. Выполните словообразовательный разбор.

I вариант: разбегаются, выберите, оторваться;
II вариант: рассматриваю, разместили, собирались, раскричаться.

2. Укажите морфемный состав.

I вариант: собирались, выберите, оторваться;
II вариант: нездоровилось, раздумывать, стал.

3. Выполните морфологический разбор.

I вариант: представьте, рассказывали;
II вариант: выберите, оторваться.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

После темы «Степени сравнения прилагательных»

ПРОГУЛКА В СОСНОВЫЙ ЛЕС

Хорош вековой бор погожим июльским днем. Чувствуешь себя в таком лесу как в величественном соборе: в синюю вышину гордо вознесли деревья свои роскошные могучие кроны. Лучи солнца пронизывают их, и воздух напоен смолистым запахом. Потоки горячего света льются вниз на мягкую подстилку из опавшей хвои. Кажется, что вместе с ними струятся нежнейшие звуки птичьих голосов, не нарушая общей торжественности и покоя.
Как только полуденный жар начинает спадать, лесные звуки становятся слышнее. Около неуклюжего пня на мягкой земле заметны беличьи следы. Тени стволов становятся длиннее, а сами стволы с западной стороны светлее. Но самое чудесное зрелище – это бор в прощальных лучах заходящего солнца. Поразительное впечатление от как будто пылающих сосен долго не изгладится из нашей памяти.
Совершив прогулку по сосновому лесу, понимаешь, что природа – наше величайшее богатство и мы должны его беречь.

Задания

1. Укажите морфемный состав.

I вариант: июльским, нежнейшие, беличьи, длиннее;
II вариант: величественном, западной, птичьих, светлее.

2. Выполните морфологический разбор.

I вариант: слышнее, птичьих, общей;
II вариант: беличьи, длиннее, лесные.

3. Составьте и запишите сочетания слов по схемам.

I вариант: гл. + прил.; сущ. + отн. прил.;
II вариант: прил. + сущ. с предлогом; сущ. + кр. прил.

4. Выпишите из текста прилагательные в сложной форме превосходной степени.

Итоговый диктант по теме
«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

Жарким июльским днем, когда луч солнца так жгуч, хочется найти место прохладнее. Далеко не легкое это дело. Из большого грушевого сада, который наполнен зноем, идешь через двор мимо собачьей будки и рыбацких сетей, поднимаешься на деревянное крыльцо и входишь в прохладный каменный дом.
Ставни прикрыты, и поэтому здесь царят тишина и таинственный полумрак. Приглядевшись, начинаешь различать длинную сероватую лавку, холщовую рубашку и кумачовую косынку на ней, глиняный кувшин на столе и другую бабушкину домашнюю утварь.
В первую минуту вздыхаешь с величайшим облегчением: что может быть лучше этой прохлады.
. К вечеру, после утомительного знойного дня, собирается гроза. Порывистый северо-восточный ветер налетает на сад, доносит гусиные крики с реки и далекие раскаты грома. Дерзкие порывы теребят соломенную крышу сарая и гонят серо-синюю огромную тучу, закрывшую нежно-голубой небосвод. Вот уже дальний лес скрылся за туманной пеленой дождя.

Задания

1. Укажите морфемный состав.

I вариант: величайшим, гусиные, порывистый, птичьих, короче, хорош;
II вариант: прохладнее, собачьей, бабушкину, жгуч, нежно-голубой, тончайший.

2. Выполните морфологический разбор.

I вариант: прохладнее, собачьей, деревянное;
II вариант: глиняный, величайшим, гусиные.

Источник

5 класс. Контрольные диктанты по теме «Глагол»
тест по русскому языку (5 класс) по теме

5 класс. Контрольные диктанты по теме «Глагол»

Скачать:

Вложение Размер
kontrolnyy_diktant_glagol.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольный диктант (№7) по теме: «Глагол»

Еще хмурится небо, но в просветах облаков пробивается сверкающим мечом луч солнца. Весна набирает скорость. Проясняются дали. Зимним цветом белеют еще поля, а уже зеленеют островками сосновые боры.
В лесу встречаются зима и весна. В потемках ельника серебрятся осины. От их корявых веток на мартовском снегу появляются извилистые синие тени. Вокруг деревьев и пней обтаяли круглые лунки. На зеленом фоне хвои сережки ольхи. В ее ветвях суетятся говорливые чечетки. Раздаются свирельные вздохи снегирей.
Граница снегов отступает к северу, а за ней по пятам возвращаются к себе на родину птицы. Скоро журчащая песня жаворонка и гомон грачей объявят о приходе весны.
Прощай, зима! Здравствуй, весна! (105 слов)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:

  1. Произвести синтаксический разбор предложения

В потемках ельника серебрятся осины – 1 в

В лесу встречаются зима и весна. – 2в

  1. Произвести морфологический разбор глагола:
  1. Произвести разбор глаголов по составу:

обтаяли, хмурится – 1 в

набирает, серебрятся – 2 в

Контрольный диктант (№7) по теме: «Глагол»

Быстро наступает вечер в глухом лесу. Темные тени ложатся под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые ели. Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, опавшей листвой.
Скрылось за дальними деревьями вечернее солнце, но еще не спят птицы в лесу. Слышишь торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червячков. Скоро наступит в лесу темная, непроглядная ночь. Только в полночь замолкнут и заснут дневные птицы.
Глухая, беззвучная ночь накрывает землю. Но вот прошуршала под ногами мышь. И опять тихо.
Потрескивает костер, и колышутся над огнем лохматые еловые ветви. А у огня на смолистой постели беззаботно похрапывает охотник. (99 слов)

(По И. Соколову-Микитов )

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:

  1. Произвести синтаксический разбор предложения

Быстро наступает вечер в глухом лесу. – 1 в

Темные тени ложатся под деревьями. – 2в

  1. Произвести морфологический разбор глагола:
  1. Произвести разбор глаголов по составу:

Прошуршала, вертятся – 1 в

Подбирают, колышутся – 2 в

Идешь по лесной тропинке, любуешься деревьями. Вдруг увидишь легкого и проворного зверька с пышным хвостом или услышишь резкий цокающий звук. Это резвые белки бесстрашно перепрыгивают с ветки на ветку.

Зверьки эти живут в лесах. Здесь для них есть корм: шишки, орехи, желуди, ягоды. Зимой белки не спят, ведут подвижный образ жизни. Летом они запасают на зиму корм. В беличьем меню есть даже сушеные грибы. Сушат их белки сами. Шляпки нанизывают на острые сухие сучки или вешают на веточки. Выбирают спелые орехи. Все это белки прячут во мху или в дуплах, а зимой безошибочно находят.

Беличий склад может содержать несколько килограммов вкусной еды. Если вы найдете его, то не спешите им воспользоваться. Ведь белки останутся в зимнюю стужу без корма.

Задания к тексту:

1) Определите спряжение глаголов. Укажите глаголы-исключения.

2) Найдите глагол с чередованием гласных в корне. Подберите к нему однокоренное слово.

3) Подчеркните синонимы к слову белка .

Черный дятел-желна — большой дятел, с ворону. Бывает, в свежем дереве дыру в два кулака и глубиной по локоть пробьёт.

Если о дятле просто по дырам судить, то получится, что желна лесу враг. А если внимательно приглядеться? Оказывается, дятел-желна — друг лесу и помощник леснику. Дыры желна выбивает только в больных деревьях. Заглянешь в дыру и увидишь в глубине загнившую сердцевину или ходы муравьев дровосеков. И хоть на вид дерево свежее и здоровое, никуда оно не годится. Надо его скорей на дрова рубить, пока оно не сгнило и соседей не заразило.

Настоящие лесники желну ценят. Он как безошибочный указатель. Лесники к деревьям и присматриваются, и выстукивают их, а отличить наверняка заболевшее от здорового так и не могут. А желна прицепится, клювищем раза два стукнет — и будто на рентгене просветит! А ведь бывает, что до больного места сантиметров двадцать сквозь здоровую древесину добирается!

Задания к тексту:

1) Выпишите из текста два слова с чередованием гласных в корне. Подберите к ним однокоренные.

2) Выпишите глаголы на -тся, -ться. Объясните их написание.

3) Выпишите глаголы во 2-м лице единственного числа, подчеркните все орфограммы в этих глаголах.

Вот я и написала письмо. Изложила свои мысли на бумаге, сложила лист пополам, подровняла концы, положила в конверт, чуть коснулась краёв кисточкой с клеем и отравила письмо в город Ростов.

Потом я расположилась на диване и вспомнила, как вчера загорала на пляже.

Следующее утро. Солнце ещё не разгорелось. Застряло в облаках, как золотая рыбка, только блестящие плавники плавно касаются горизонта. Природа замерла. Я выглядываю в окно и тоже замираю.

Время застилать кровать. Через пять минут постель застелена, а я делаю зарядку. Я хочу коснуться ладонями пола. Получилось, касаюсь. Я скачу, бегаю на месте, прыгаю. Просто блестяще!

  1. Выделить корни с чередующими гласными. Графически объяснить их написание.
  2. Выписать по два глагола совершенного и несовершенного вида и записать их в начальной форме.

Источник