Меню

Для чего нужны глаголы примеры



Для чего нужны глаголы?

Одной из основных тем грамматики является «Глагол». Сколько бы учителя ни изучали с детьми эту тему, они всегда находят новые приемы при работе над содержанием: морфологические признаки глагола, правила правописания и употребления в речи. Чем больше педагог проявляет творчество в подаче материала, тем продуктивнее проходит каждый урок русского языка.

О том, как помочь детям в осмыслении этой темы, используя различные методические «ходы», и посвящены данные уроки.

Тема. «I и II спряжения глаголов настоящего времени»

Цели. Через сказки А.С. Пушкина закрепить знания об окончаниях глаголов I и II спряжения настоящего времени; развивать умение распознавать спряжения глаголов по личным окончаниям; учить работать с толковым словарем С.И. Ожегова.

Оборудование. Портрет А.С. Пушкина; выставка работ к сказкам А.С. Пушкина; сочинения ребят на тему «За что я люблю сказки Пушкина»; отрывки из музыкальных произведений; высказывание А.С. Пушкина: «Что за прелесть эти сказки».

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Звучит музыка Г.Свиридова.

Ваш милый образ снится мне,
С пером, бумагой, при луне.
Все Ваши строчки хороши,
Частичка Вашей в них души.
Стихи и сказки под пером
Ожили враз, и в каждый дом
Вошел прекрасный наш поэт.
Он гений, в этом спору нет.

Ребята, вы, я вижу, догадались, что эти строки посвящены замечательному поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Наш урок пройдет в форме путешествия по сказкам Пушкина. А попутно мы продолжим изучение темы «I и II спряжения глаголов настоящего времени».

III. Минутка чистописания

У. Минутка чистописания сегодня тоже будет проходить необычно. До сказочной страны мы можем доплыть по морю.

С помощью букв и соединений мы изобразим морские волны.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет4.

Дети записывают строчки букв и предложение.

– Почему стоит цифра 4?

Дети. Нужно разобрать это предложение по членам предложения и по частям речи.

Дети выполняют задание.

У. Вот мы и прибыли в волшебную страну, которая называется Лукоморье. А что такое Лукоморье? Как об этом говорит толковый словарь?

Один из учеников раскрывает словарь С.И. Ожегова и читает толкование слова.

– Где встречается это название у Пушкина?

Д. В поэме «Руслан и Людмила».

У. Перед вами известный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Подчеркните все глаголы, которые Пушкин употребил для обозначения действия сказочных героев.

Дети работают в парах.

Ходит, идет, заводит, говорит, бродит, сидит, стоит, прихлынут, выходят, пленяет, несет, тужит, служит, бредет, чахнет, пахнет.

– Что вы можете сказать о глаголах? Какой глагол «лишний»? Определите спряжения глаголов.

Дети выполняют задания.

– Как будете различать глаголы I и II спряжения?

Д. По личным окончаниям.

Работа по вариантам: дети, работающие по I варианту, называют глаголы I спряжения, по II варианту – глаголы II спряжения.

– Образуйте от глаголов 3-го лица глаголы 2-го лица единственного числа.

Дети выполняют задание.

Ходишь, идешь, заводишь, говоришь, бродишь, сидишь, стоишь, прихлынешь, выходишь, пленяешь, несешь, тужишь, служишь, бредешь, чахнешь, пахнешь.

– Какова особенность написания окончаний глаголов 2-го лица единственного числа?

Д. У глаголов 2-го лица пишется ь после шипящих.

У. Запишите глаголы в тетради, выделите окончания.

Мальчики записывают глаголы I спряжения, а девочки – глаголы II спряжения.

При проверке дети произносят слова орфографически.

– Итак, какую роль выполняет ь?

– На острове, куда мы с вами попали, есть и другие чудеса.

Звучит отрывок из музыкального произведения Н.А. Римского-Корсакова «Три чуда».

– Ребята, какого героя из сказки Пушкина вы представили? Я вам помогу.

Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом,
Белка там живет ручная.
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.

Как автор называет белочку?

У. Как объяснить слово затейница?

Один из учеников обращается к толковому словарю С.И. Ожегова.

– Запишите это слово и подберите к нему однокоренные слова.

Д. Затейливый, затевать, затея, затейник.

У. Разберите слово затейница по составу.

Дети выполняют задание.

Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву.

Какие чудеса еще таит в себе волшебный остров?

У. Разгадка таится в этих конвертах. Но злой волшебник рассыпал строчки Пушкина. Вам их следует восстановить.

Дети работают с карточками по рядам.

блистают латы
У ворот
идут в палаты
И стоят
Все теперь
в глазах царя
Тридцать три
богатыря

Все теперь идут в палаты;
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря.

звезда горит
Под косой
Смотрят – что ж?
луна блестит
Княгиня – диво
А во лбу

Смотрят – что ж?
Княгиня – диво;
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит.

и в море
Гибель близкую
Злого коршуна
Лебедь около
Бьет крылом
топит
плывет
клюет
торопит

Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит.

После того как все четверостишия «расшифрованы», дети выписывают глаголы в два столбика: в первый – глаголы I спряжения, во второй – глаголы II спряжения, и объясняют написание безударных гласных.

Далее следует взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями, проверяют и выставляют оценки.

У. Теперь я проверю ваши работы и посмотрю, какие вы были внимательные.

Учитель открывает запись на доске.

– Следующее задание. Вам нужно сделать фонетический разбор слова бьет.

Дети выполняют задание.

У. Вот и закончилось наше путешествие. Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки Александра Сергеевича Пушкина.

Сказки. Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес.

Пушкин очень любил сказки, он слышал их от своей няни – Арины Родионовны Матвеевой. И каждый раз поэт восклицал: «Что за прелесть эти сказки!»

За работу на уроке выдаются золотые и серебряные орешки.

VI. Домашнее задание

У. Выпишите из сказок Пушкина по 10 глаголов I и II спряжения. Выучите четверостишие из любой сказки Пушкина и подготовьтесь писать его по памяти.

Галина ШАТИЛОВА,
учитель школы № 5, г. Курск

Источник

Зачем нужны глаголы? Подготовили учащиеся 6 класса: Александр Бобров Сергей Тихонов Константин Чикинёв Руководитель: учитель русского языка Марина Витальевна. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемТамара Янюшина

Похожие презентации

Презентация на тему: » Зачем нужны глаголы? Подготовили учащиеся 6 класса: Александр Бобров Сергей Тихонов Константин Чикинёв Руководитель: учитель русского языка Марина Витальевна.» — Транскрипт:

1 Зачем нужны глаголы? Подготовили учащиеся 6 класса: Александр Бобров Сергей Тихонов Константин Чикинёв Руководитель: учитель русского языка Марина Витальевна Маслова Шипицыно 2011

2 выяснить роль глаголов в русском языке Цель:

3 Задачи 1.Проанализировать свою речь и литературные источники. 2.Найти необходимую информацию в учебной литературе и в сети Интернет. 3.Сделать выводы. 4.Оформить презентацию с результатами исследования.

4 Глагол — самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, артериальная кровь языка… А. Югов.

5 Главная функция глагола обозначать действие. Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду — все в действие придет. Летит ракета. Люди строят здания, Цветут сады, и хлеб в полях растет.

6 Роль глаголов в литературных произведениях Насыщает ЦВЕТОМ Передаёт запахи, вкус оживляет озвучивает Выражает состояние, чувство, восприятие

7 Роль глаголов в литературных произведениях Примеры цвет 1.Но уже темнеют реки. (А.Твардовский) 2.И снова глубоко синеют небеса Меж освежёнными лесами. (И.Бунин) 3. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю.Лермонтов) 4. В саду горит костёр рябины красной… (С.Есенин) 5. Уже румянит осень клёны. (А.Майков) 6. Все деревья блистают В разноцветном уборе. (К.Бальмонт) 7. Красною кистью Рябина зажглась. (М.Цветаева) 8. Серебрит мороз увянувшее поле. (А.Пушкин) 9.Жидкой позолотой Закат обрызгал серые поля. С.Есенин.

8 Роль глаголов в литературных произведениях Примеры Запахи, вкус 1. Пахнет позднею травой. (А.Твардовский) 2. Торжествующе пахнет сирень. (Вс.Рождественский) 3.Ах, как же вы благоухали тогда,давно, в далёком там. И.Северянин. 4. Чем-то тёплым, Чем-то спелым Веет с нашей полосы. А.Т.Твардовский. 5.И пахнет смолкой молодой Берёзовый листок.

9 Роль глаголов в литературных произведениях оживляет1.Улыбнулись сонные берёзки растрепали шёлковые косы. (С.Есенин) 2.Липким запахом веет полынь Спит черёмуха в белой накидке (С. Есенин) 3.Вечор. Ты помнишь, вьюга злилась (А.С. Пушкин) 4.Уж небо осенью дышало… (А.С. Пушкин) 5.Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. (С. Есенин) 6.Солнышко утром в колодезь озёр Глянуло – месяца нет… (С. Есенин) 7.Проплясал, проплакал дождь весенний, Замерла гроза. (С. Есенин)

10 Роль глаголов в литературных произведениях звук 1.А за окном шелестят тополя. (А.А.Ахматова) 2. Завыл ужасно и бьёт хвостом. (М.Ю.Лермонтов) 3. Не крикнет, обезумевший: «Воскресни» (А.А.Ахматова) 4. Синий май. Заревая теплынь. Не прозвякнет кольцо у калитки. (С. Есенин) 5. Шумит Арагва предо мною. (А.Пушкин) 6.Прогемела гроза, прошумела, Затихая, грохочет. (Вс.Рождественский) 7.Оно не билось. Не кричало. (С.Островой) 8.Жук жужал. (А.Пушкин)

11 Роль глаголов в литературных произведениях чувства1.Я люблю тебя, жизнь, Я люблю тебя снова и снова. (К.Ваншенкин) 2.Панна плачет и тоскует, Он колени ей целует. (А.С.Пушкин) 3.Только будут колосья-кони О хозяин старом тужить.(С.Есенин) 4. Ты под окном своей светлицы. Горюешь, будто на чесах. (А.Пушкин) 5.И всё сильнее тоскуют песни Под лягушиный писк в соломе.(С.Есенин)

12 Можно ли обойтись без глаголов? Может ли речь состоять только из глаголов?

13 Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря. Стихотворение без глаголов

14 Вздохнуть, кричать, открыть, глядеть, Не понимать, вставать, взрослеть. Хотеть, мечтать, умнеть, трудиться, Желать, купить, повеселиться. Дружить, робеть и выбирать, Смотреть и выбрать, добиваться. Добиться, думать, удержать, Любить, терпеть и наслаждаться. Прощать, обидеть, обижаться, Сломать, разбить, уметь расстаться. Забыть, не звать, не унывать, Держаться, крепнуть, быть и ждать. Начать, менять, восстановиться, Найти, заметить, доказать, Познать, открыться и влюбиться. Летать, смеяться и дышать. « Глаголы жизни» Виталий Ряшенцев Стихотворение из одних глаголов

15 Выводы: 1.Главная функция глагола обозначать действие. 2.Глагол насыщает окружающие слова цветом, передаёт запахи, вкусы, оживляет и озвучивает предметы. 3.Глаголы несовершенного вида обозначают действие незаконченное, глаголы совершенного вида передают действие совершённое, законченное. 4.Глаголы придают тексту динамичность, безглагольность служит для выражения покоя. Употребление или неупотребление глаголов – это одно из изобразительно- выразительных средств речи.

Источник

Зачем нужны глаголы

Глагол – одна из наиболее важных частей речи в морфологии, которая обозначает действие либо же состояние предмета, развивающегося во времени. Грамматическое обозначение какого-либо действия определяется согласно вопросам «что сделать? и «что делать?». В русском языке глаголы могут иметь такие обозначения как: состояние предмета, его свойство, отношение к действительности.

Зачем нужны глаголы

В русском языке функции глаголов различны, они могут называть:

— перемещение и движение в пространстве (бегать, прыгать);
— конкретные действия (читать, считать);
— деятельность органов чувств (осязать, слышать);
— душевное и физическое состояние (плакать, спать);
— изменение состояния (смущаться, краснеть) и т.п.

Категории глагола (категорические) показывают, каким образом протекает действие во времени и как оно соотносится с действительностью.

К морфологическим признакам глагола можно отнести:

• Вид- это постоянный признак глагола. Совершенный вид глагола, который определяется по вопросу «что сделать?» указывает на то, что этим глаголом названо завершённое действие, которое было доведено до результата (проплыть, сказать). А несовершенный вид, определяющийся вопросом «что делать?», является обозначением действия, длящегося во времени (бегать, читать).

• Переходность – это также постоянный признак глагола. Переходный глагол управляет формой винительного падежа и существительного без предлога (рассказывать историю, читать книгу). А непереходные глаголы с формами не сочетаются.

• Возвратность – постоянный признак глагола. К ним относятся непереходные глаголы, которые имеют в своём морфемном составе суффикс (постфикс) – (смеяться, учиться).

• Наклонение – это изменяемый признак глагола. Данный вид глагола характеризует только спрягаемые формы, а также выражает отношение действия (называемого) к существующей действительности. Повелительное наклонение указывает на необходимость (читай, читайте), изъявительное – на реальность (читаю, читал, буду читать), а условное – на возможность действия (к примеру, читал бы).

Источник

Читайте также:  Как пишится не с глаголами