Меню

для чего существительные изменяют по падежам



Изменение имен существительных по падежам

Цель урока: Научить определять падеж имен существительных.

I. Организационный момент.

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтоб всему учиться.

Учащиеся записывают число в тетрадь.

II. Минутка красивого письма.

— Мороз нарисовал на окнах узоры. Прочитайте, какие буквы спрятались в них.

III. Актуализация знаний и формирование темы урока.

1. Письмо по памяти. Обозначение в словах изученных орфограм

Широко раскинув ветки,
В шубе снеговой,
Посреди поляны ёлка
Ввысь ушла стрелой.

— Какие орфограммы обозначили?

2. Что общего у выделенных слов?

— Устно дайте характеристику каждому существительному.

3. Скажите, что нового вы узнали об имени существительном на прошлом уроке русского языка?

— Задайте мне вопросы по теме “Склонение имен существительных”, на которые вы уже знаете ответы.

— Что такое падеж?

— Сколько падежей в русском языке?

— Чем отличаются падежи?

— Что значит изменять существительное по падежам?

— Для чего нужно изменять существительное по падежам?

4. Обучающая структура “Микс пэа шэа”.

Ученики смешиваются под музыку, образовывая пару, когда музыка прекращается, и отвечают друг другу на вышеперечисленные вопросы по очереди.

5. Постановка цели урока и темы.

— Исходя из выполненного задания, постарайтесь сформулировать тему нашего урока. (Изменение имен существительных по падежам)

— Как вы считаете, какова будет цель урока? (Научиться определять падеж имен существительных)

IV. Формирование новых знаний и умений.

— Сейчас я предлагаю вернуться к нашему стихотворению и определить, в каком падеже стоят имена существительные.

– Сначала определим падеж у подлежащего ёлка. Если данное слово является подлежащим, может ли оно быть зависимым?

– Значит, в каком падеже всегда стоит подлежащее?

– Определим падеж слова ветки. Как вы думаете, что для этого необходимо сделать?

Ученики выводят алгоритм:

1. Найду слово, от которого зависит существительное ветки.

2. Поставлю от него двойной вопрос.

3. Определю падеж по вопросу.

4. Укажу падеж над существительным.

— Определите падеж у остальных имен существительных?

— Подведем итог. Какие действия мы будем выполнять для того, чтобы правильно определить падеж у имени существительного?

VI. Закрепление изученного.

1. Работа по тексту.

Мой белый брат во льдах живёт
И рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мед
И ягоду лесную.

— Что вы знаете о медведях?

— Прочитайте текст, вставляя недостающее слово.

Бурый медведь – гордое и сильное животное. Внешний вид . всем хорошо известен. Это животное — одно из самых крупных и опасных наземных хищников, поэтому близко подходить к . опасно. В природе можно наблюдать за . только издали. Я видел . в казанском зоопарке. Работники зоопарка рассказали мне много интересного о . .

— Выпишите слово медведь со словами, от которых оно зависит и вопросами. Определите падеж существительного.

2. Работа на карточках.

Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Определите падеж имени существительного.

Читал (книга) ____________________ ( . п.)

Любоваться (природа) _____________ ( . п.)

Играть (прятки) ______________ ( . п.)

Мечтать о (велосипед) ______________ ( .п.)

3. Работа по учебнику.

1. Имя существительное изменяется по родам?

2. Имя существительное изменяется по числам и падежам?

3. В русском языке 7 падежей?

4. Подлежащее всегда стоит в именительном падеже?

5. Все падежи, кроме именительного падежа, косвенные?

6. Существительное в Р. П. отвечает на вопросы кем? чем?

7. Начальной формой существительного является И.п., ед.ч.?

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Какую цель перед собой ставили на уроке?

— Достигли ли этой цели?

— Какие задания пока еще составляли для вас трудность?

— В чем испытывали затруднение?

— Оцените свою деятельность на уроке.

X. Домашнее задание.

Просклонять существительные снег, Снегурочка.

Источник

Падеж имен существительных

Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.

В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.

Характеристика падежей:

Вспомогательные слова

Кто? лис а

Что? земл я

Что?

Кого? лис ы

Чего? земл и

Кому? лис е

Чему? земл е

Кого? лис у

Что? земл ю

Кем? лис ой

Чем? земл ей

О ком? о лис е

О чем? о земл е

Падеж Падежные вопросы Смысловые вопросы
Именительный есть
Родительный нет Где? Как?
Винительный вижу Где? Куда?
Творительный доволен Где? Как?
Предложный думаю Где?

Падежи подразделяются на: прямой и косвенные.

Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.

Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

  1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, и поставить от него вопрос;
  2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

Над волнами кружили чайки.

Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.

Предлоги падежей

Именительный падеж – предлогов нет.

Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.

Дательный падеж: к, по.

Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.

Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.

Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

  • Как отличить именительный и винительный падежи:

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).

  • Как отличить родительный и винительный падежи:

Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ —ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

Лапа (кого?) куниц ы — Р.п. / вижу (кого?) куниц у – В. п.

Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

Лапа (кого?) медвед я – вижу (кого?) медвед я .

Лапа (кого?) (лис ы ) медвед я – Р. п. – вижу (кого?) (лис у ) медвед я – В. п.

  • Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с» :

При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

  • Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

Д. п. — написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа

Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

  • Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.

Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по

П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на

  • Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом

В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод

  • Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент

П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Что называется склонением в русском языке? Склонение существительных, склонение по падежам на русском языке.

Многие из нас еще со школьной скамьи помнят, что именуется склонением. Но воспроизвести все аспекты, связанные с ним, будет под силу далековато не каждому. А ведь познание правил, связанных со склонением имен существительных, поможет не совершать нам орфографических ошибок в предстоящем.

Фактически любая самостоятельная часть речи (кроме наречий и деепричастий) может изменяться по своим правилам. Глаголы, изменяясь по лицам и числам, спрягаются, а именные части речи склоняются. Что все-таки это означает? Склонение слов это способность существительных, прилагательных, числительных и причастий изменяться по:

  1. Родам (мужской, средний, дамский, не считая им. сущ.).
  2. Числам (единственное и множественное).
  3. Падежам.

Узнаваемый многим свод российских правил Грамматика-80 по-другому разъясняет, что именуется склонением. Он предлагает определять его как изменение класса слов по падежам. Какой из определений поближе и что именуется склонением, каждый свободен выбирать сам.

Исходя из определения склонения в российском языке, нам необходимо вспомнить, что такое падеж. Им именуют грамматическую форму, связывающую хоть какое имя существительное со словами других частей речи. Падеж указывает, как конкретно согласуются меж собой части речи.

Длительное время падежная система была подвержена изменениям. В древнерусском языке насчитывали не 6, как в наше время, а семь падежей. Очередной называли звательным. На сегодня он уже упразднен, и сейчас их осталось 6.

  • Именительный. Особый падеж, так как только его именуют прямым (кто?что?), другие косвенные. В форме им. пад. выступают подлежащие в предложениях. Еще одна его особенность: он является исходной формой для именных частей речи.
  • Родительный. Эта форма отвечает на вопросы Кого? Чего? Чтоб не перепутать его с другими падежами, можно подставлять вспомогательное слово нет: кот им. п, (нет) кота род. п.
  • Дательный. Этот падеж назван так, так как отвечает на вопросы Кому? Чему? Склонение слов будет проще, если подставить слово дать: коту дат. п.
  • Винительный. Достаточно спорная форма. Имеет похожий с именительным падежом вопрос для неодушевленных предметов — Что? Правда, по отношению к живым созданиям задают вопрос Кого? Слово винить, подставленное к проверяемому им. сущ. поможет для вас уяснить правила склонения: (винить) кота вин. п.
  • Творительный. Особенный падеж. Отвечает на вопросы Кем? Чем? Проверочное слово для него творить: котом тв. пад.
  • Предложный. Форма, отвечающая на вопросы О ком? О чем? Для легкого запоминания подставляем слово мыслить: о коте предл. п.

Мы вспомнили падежную систему, которую изучает российский язык. Склонение же зависит к тому же от категории числа. Их в нашем языке всего два — единственное и множественное. Практически все имена существительные имеют обе формы. Но, как и в любом правиле, тут есть исключения. Некие слова употребляются исключительно в одной-единственной форме. Пример тех, у каких есть только единственное число: солнце (ну, это разумно, оно существует в одном экземпляре), молоко, листва, шоссе (оно иноязычное).

Но российский язык так разнообразен, что имеет в собственном арсенале слова, употребляющиеся только во множественном числе. Пример: ножницы, штаны, очки, часы, люди.

Система склонения в российском языке, как понятно, состоит из 3-х групп. Любая из их имеет свои особенности. 1-ое склонение обладает последующими особенными признаками:

  • Слова, называющие неких лиц мужского пола, имеющие окончания а либо -я. дядя, мужик, папа, Ваня.
  • Имена существительные, которые также имеют окончания а либо я. обозначающие людей и предметы дамского рода: весна, рука, тетя, Анна.
  • Те же самые окончания (-а/-я ) с существительными общего рода (другими словами обозначают сразу лиц как мужского, так и дамского пола): плакса, брюзга, соня, неряха.

  • Имена существительные, имеющие в исходной форме нулевые окончания и относящиеся к мужскому роду: стол, пень, потолок, супруг.
  • Слова супруг. рода, но оканчивающиеся на о либо е. домишко.
  • Им. сущ. с окончаниями о либо е среднего рода: небо, пятно, море, ружье.

Эта группа существительных самая особая. К ней относятся только слова дамского рода и только с нулевым окончанием: мышь, печь, жизнь, явь.

Нужно держать в голове принципиальное правило, касающееся третьего склонения: когда слово оканчивается на один из шипящих звуков, в нем непременно пишется мягенький символ (дочЬ, ночЬ, печЬ). Не стоит путать их с существительными второго склонения на шипящую (луч, плащ, клещ). Они относятся к мужскому роду, а поэтому не требуют написания мягенького знака на конце.

Подводя итоги вышесказанного, мы смогли собрать воедино склонение существительных. Таблица показывает все более наглядно. Изучите ее пристально.

Сейчас мы знаем, что именуют склонением и какие слова относятся к каждому из их. Но далековато не весь лексический состав нашего языка подчиняется этим правилам. Есть такие существительные, которые вобрали в себя окончания как первого, так и второго склонения. Их именуют разносклоняемыми.

Каковы особенности таких имен существительных? Во-1-х, практически они все оканчиваются на мя: время, имя, бремя, стремя и другие. И слово путь также относят к этой группе.

Во-2-х, правила склонения разносклоняемых существительных таковы, что при изменении этих слов по падежам во всех формах будет суффикс ен (кроме И.п. и В.п.): времени, стремени, семени.

В-третьих, склоняя эти слова, мы сможем заметить, что в родительном, дательном и предложном падежах они взяли окончание и у 3 скл. а в творительном появилось окончание -ем, как во 2 склонении.

Наша речь стремительно пополняется новыми словами иноязычного происхождения. Они не имеют форм склонения в русском языке и потому называются несклоняемыми.

  • Иностранные слова, пришедшие к нам из других языков на о, -е, -и,- у. пальто, филе, Сочи, кенгуру. Во всех падежах они будут иметь одинаковую форму, поэтому склонять их попросту нет смысла. (Идти в пальто, подойти к кенгуру, поехать в Сочи.)
  • Фамилии, оканчивающиеся на ко, -аго, -ых. Юрченко, Живаго, Белых. (Быть в гостях у Козаренко, приехать к Красных.)
  • Слова, образованные способом аббревиации: СССР, АТС.

С этой темой связано правильное написание букв и и е на конце имен существительных. Соблюдая правила склонения, мы смогли выявить, что окончание е пишут в словах:

  1. Первого склонения (исключением является род. п.): к реке (дат.п.), о маме (пр.п.), по теме (дат.п.).
  2. Второго склонения: о луче (пр.п.), о море (пр.п.)
  1. Третьего склонения: в степи (пр.п.), к ночи (дат.п.)
  2. Первого скл. употребленное в родит. падеже: у реки.
  3. В словах, оканчивающихся на ие, ий, ия. в планетарии, по акции, о событии.
  4. У разносклоняемых существительных также пишут и. в пути, о времени.

Прочитав эти простые правила, вы будете знать, что называется склонением. Не стоит путать его со словоизменением других частей речи, как, например, спряжение у глаголов.

Изучать его нужно обязательно, поскольку от теоретических знаний зависит наша практическая грамотность. Из нашей статьи мы можем сделать следующие выводы:

  • Имена существительные изменяются не только лишь по падежам, но к тому же по числам.
  • Но стоит помнить, что не все слова этой части речи обладают данными категориями. Некоторые из них вообще не могут склоняться (несклоняемые) и не имеют одной из числовых форм (только множественное или единственное).
  • Каждое из склонений имеет свои особенности, поэтому стоит внимательно изучить их. Мы привели в пример склонение существительных (таблица).
  • Личные окончания, которые не имеют ударения, подчиняются своду определенных правил. Зависимо от склонения и падежа будет писаться буква либо е. либо и. Данная тема одна из самых трудных в курсе изучения имен существительных.

BLUBOO D1: новое видео демонстрирует возможности двойной камеры Мы уже рассказали достаточно о модели D1, но настало время поближе познакомиться с ее двойной камерой. Сегодня мы имеем видео, демонстрирующее возможно.

Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.

15 симптомов рака, которые женщины в большинстве случаев игнорируют Многие признаки рака похожи на симптомы других заболеваний или состояний, поэтому их часто игнорируют. Обращайте внимание на свое тело. Если вы замети.

15 самых красивых жен миллионеров Познакомьтесь со списком жен самых успешных людей мира. Они потрясающие красавицы и нередко успешны в бизнесе.

10 ранних признаков слабоумия Слабоумие – это больше, чем простая потеря памяти. Изучите следующие 10 предупреждающих симптомов, чтобы вовремя распознать болезнь.

Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость предназначена для экспериментов над внешностью и дерзких локонов. Однако уже посл.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Читайте также:  имена существительные одушевленные и неодушевленные урок фгос в 5 классе