Меню

Для глаголов тся это окончание



ТЬСЯ или ТСЯ в глаголах?

ТЬСЯ или ТСЯ в глаголах?

Чтобы определить – писать глагол с -тся или -ться, спросите себя, на какой вопрос отвечает этот глагол – «что делать?» или «что делает?». Если в вопросе есть мягкий знак, значит он есть и в глаголе.
https://tsya.ru/mnemonic.html

Редакция Lampa
#Теория#Русский язык#Орфография#Тся и ться
Для того чтобы правильно писать слова на -тся и -ться, надо выучить всего одно правило, из которого нет исключений.
Если глагол стоит в форме 3-го лица единственного или множественного числа, то пишется -тся.
Наш кот просыпается от любого шороха.Летучие мыши просыпаются ночью.
Если глагол стоит в неопределенной форме (инфинитиве), то пишется -ться.
Не люблю просыпаться в 5 утра под резкий звон будильника.
Как определить, в какой форме употреблен глагол: в форме 3-го лица единственного числа или в неопределенной форме? Глагол в форме 3-го лица единственного числа отвечает на вопросы «Что делает? Что сделает?». Перед глаголом можно подставить местоимение он (или она, оно).
Он (что сделает?) извинится перед вами.
Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?».
Я бы очень хотел (что сделать?) извиниться.
.
Особую трудность могут вызывать безличные глаголы и личные глаголы в безличном значении, потому что к ним трудно задать вопрос и нельзя подставить местоимение.Ему сегодня здорово достанется.На территории парка запрещается кормить лебедей и белок.В обоих примерах глагол стоит в форме 3-го лица, поэтому пишется -тся.
Правило про -тся и -ться можно не только запомнить, но и понять. Глаголы в 3-м лице единственного и множественного числа пишутся без мягкого знака на конце: занимает, занимают. Глаголы в неопределенной форме пишутся с мягким знаком: занимать. В этих словах никто не допускает ошибок. Добавление постфикса -ся ничего не меняет. Получаем: занимается, занимаются, но заниматься. Глаголы в форме 3-го лица пишутся без мягкого знака независимо от того, заканчиваются они на -ся или нет. Точно так же глаголы в неопределенной форме пишутся с мягким знаком независимо от присутствия постфикса -ся.
Ошибки в словах на-тся и -ться встречаются настолько часто, что этой теме даже посвящен отдельный сайт tsya.ru. Если вам хочется еще объяснений и примеров, то вам туда.
И проверочный тесты с правильными ответами!
https://lampa.io/p/tsya-i-t-s-fceb87ca7353445bbc35be04f8735fb7

«Правило тся и ться в глаголах – основные моменты

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это глагол в третьем лице единственного или множественного числа, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть. Если это инфинитив, то он необходим. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты»

Источник

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Правило тся и ться в глаголах – основные моменты

Чтобы понять, пишется ли в окончании глагола мягкий знак или нет, достаточно задать к слову вопрос. Если это инфинитив, то он отвечает на вопрос что делать? или что сделать?, и мягкий знак перед -ся точно нужно ставить. Это будет означать, что глагол стоит в неопределенной форме

Например:

Если же глагол отвечает на другие вопросы, а именно, что делает?

Например:

На самом деле с -тся и -ться в глаголах все не так просто, как может показаться. Так, есть предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся довольно трудно. Чаще всего в таком случае он пишется без мягкого знака. Например: Учись – всегда пригодится!

Читайте также:  Безударные гласные в корне глаголов проверяемые ударением 2 класс

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Основная трудность заключается в том, чтобы всегда мысленно задавать к глаголу вопрос – это действительно сложнее, чем кажется, а значит, легко ошибиться.

Вторая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или снова-таки для двух глаголов сразу от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Простой пример:

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать у учащихся затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению и упорному выполнению упражнений.

Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Фактически этот суффикс легко заменить на слово “себя”, так что в случае сомнения можно перепроверить себя и таким способом, разделив глагол на два слова. Так, слово учиться легко разделить: учить себя, очевидно, что речь идет об инфинитиве, то есть мягкий знак нужен.

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это глагол в третьем лице единственного или множественного числа, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть. Если это инфинитив, то он необходим. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

Источник

-тся и -ться у глаголов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Конспект урока по русскому языку для проведения в дистанционном формате

Скачать:

Вложение Размер
tsya_i_tsya_u_glagolov.docx 19.38 КБ
tsya_i_tsya_u_glagolov.pptx 2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Онлайн урок по русскому языку по теме «-тся и -ться у глаголов»

Цель: познакомить обучающихся со способами действия при выборе правильного написания –тся и –ться в глаголах.

Ход онлайн урока:

I.Орг.момент. Сообщение темы урока

Доброе утро! Тема нашего урока правописание возвратных глаголов.

II.Проблемная ситуация, введение в тему

Вы знаете, каждый вечер у нас возникала проблема – не хочет вовремя ложиться спать. И как-то раз бабушка сказала мне, что если вовремя лягу спать, то мне приснится сказка. Я тут же легла спать, а наутро сочинила, и записал вот такое стихотворение:

Даша срочно спать ложится.

Что же ночью ей приснится?

Если вовремя ложится –

Может сказка нам приснится?

Я, конечно, думала, что молодец, но… при написании некоторых глаголов мной были допущены ошибки.

Бабушка это заметила и попросила поставить вопросы к повторяющимся глаголам из стихотворения. В нём повторяются глаголы «ложится» и «приснится».

Вот что у меня получилось.

В первой строчке говорится: «Даша срочно спать ложится». Даша что делает? Ложится. Это возвратный глагол второго спряжения, третьего лица, настоящего времени. Помните ли вы окончания глаголов в настоящем и будущем времени? Видите, у глаголов второго спряжения в третьем лице единственного числа окончание -ит . Здесь всё верно.

Читаем следующую строчку. «Что же ночью ей приснится?»

Что сделает? Приснится. Глагол второго спряжения, третьего лица, будущего времени. Его окончание тоже -ит . Значит и здесь всё верно.

Третья строчка – «если вовремя ложится». Вовремя что делать? Ложиться. Посмотрите, здесь вопрос неопределённой формы глагола. А у глаголов в неопределённой форме после «т» перед возвратным суффиксом -ся пишется мягкий знак. Например, (что делать?) обуваться, (что сделать?) открыться.

Так как в этой строчке глагол «ложиться» стоит в неопределённой форме, в нём после буквы «т» тоже надо поставить мягкий знак – «ложить-ся».

Следующая строчка – «может сказка нам приснится?». Ставим вопрос к глаголу: сказка может (что сделать?) присниться. И вновь вопрос неопределённой формы глагола, значит здесь тоже после буквы «т» надо поставить мягкий знак – «приснить-ся».

Вы видите? Слова «ложится» – «ложиться» и «приснится» – «присниться» произносятся одинаково, но написание их отличается наличием или отсутствием мягкого знака.

Как же научиться различать, когда надо писать мягкий знак, а когда нет? Вот перед вами два четверостишия. В каждом из них есть возвратные глаголы.

Подумайте, в какие глаголы надо дописать мягкий знак, а в какие не надо. (размышления учеников)

III.Изучение нового материала, работа по теме

Всё очень просто. К каждому глаголу ставим вопрос. Если это вопрос неопределённой формы глагола – что делать? или что сделать? , то перед возвратным суффиксом -ся пишем мягкий знак . Если же это вопросы, которые ставятся к глаголам настоящего или будущего времени – что делает? что делают? что сделает? что сделают? – то мягкий знак перед суффиксом -ся не пишется.

А ещё проще можно сказать так:

Есть в вопросе мягкий знак – есть в глаголе мягкий знак.

Нет в вопросе мягкого знака – нет и в глаголе мягкого знака.

Ну а теперь давайте проверять.

Надо рано (что делать?) просыпаться. В вопросе есть мягкий знак, и в глаголе пишем мягкий знак.

И водичкой (что делать?) умываться. Тоже пишем мягкий знак.

А потом под тёплым солнцем

Всем зарядкой (что делать?) заниматься. И вновь мягкий знак.

В этом четверостишии все глаголы стоят в неопределённой форме, отвечают на вопрос что делать? , поэтому пишутся с мягким знаком.

Читаем следующее четверостишие.

Заря на небе (что делает?) занимается,

В лесу пичужки (что делают?) просыпаются.

Здесь глаголы стоят в настоящем времени, в вопросе нет мягкого знака, значит, и в глаголах его не пишем.

Проверяем следующие предложения.

Росой прозрачной (что делают?) умываются,

Потом зарядкой (что делают?) занимаются.

И вновь вопросы настоящего времени без мягкого знака. Глаголы тоже без мягкого знака.

Это так просто! Я уверена, что вы, ребята, отлично усвоите это правило правописания возвратных глаголов:

Кстати, помните ли вы, что есть глаголы, которые в неопределённой форме оканчиваются на «ч» с мягким знаком? Например, глаголы «беречь», «стеречь» и другие. У возвратных глаголов, которые от них образованы, в неопределённой форме тоже сохраняется мягкий знак.

Ну а теперь осталось только проверить, действительно ли все вы научились писать возвратные глаголы. Прочитайте эти пословицы. В них пропущена буква -т или сочетания букв -ть, -чь . Вставьте нужные буквы.

На чужбине родная землица во сне снится.

Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Друг за друга держаться – ничего не бояться.

Как ни беречься, а, видно, ожечься.

А теперь давайте проверим.

На чужбине родная землица во сне (что делае т ?) сни т ся.

Мягкий знак не нужен.

Нужно (что сдела ть ?) наклони ть ся, чтоб из ручья (что сдела ть ?) напи ть ся.

В обоих глаголах пишем мягкий знак.

Скоро сказка (что делае т ?) сказывае т ся, да не скоро дело (что делае т ?) делае т ся.

Здесь мягкий знак не нужен.

Друг за друга (что дела ть ?) держа ть ся – ничего (что дела ть ?) не боя ть ся.

Глаголы в неопределённой форме пишем с мягким знаком.

Как ни (что делат ь ?) бере чь ся, а, видно, (что дела ть ?) оже чь ся.

И здесь после «ч» пишем мягкий знак.

Ну что же, наше время истекает. Я надеюсь, вы не забудете:

* У возвратных глаголов, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, после «т» и «ч» перед суффиксом -ся пишется мягкий знак .

Что делать? Одеваться, стричься.

Что сделать? Одеться, подстричься.

* У возвратных глаголов, которые отвечают на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?, перед суффиксом -ся мягкий знак не пишется .

Что делает? Одевается, стрижётся.

Что сделает? Оденется, подстрижётся.

Что делают? Одеваются, стригутся.

Что сделают? Оденутся, подстригутся.

Или это же правило можно сформулировать ещё короче и проще:

Есть в вопросе мягкий знак – есть в глаголе мягкий знак.

Нет в вопросе мягкого знака – нет и в глаголе мягкого знака.

Я же прощаюсь с вами, друзья мои. До новых встреч!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема урока Правописание возвратных глаголов

Даша срочно спать ложится. Что же ночью ей приснится? Если вовремя ложит ся – Может сказка нам приснит ся ? Поставь вопросы к повторяющимся глаголам. Что делает? Что делает? Что делать? ь Что делать? ь

Надо рано просыпат_ся . И водичкой умыват_ся . А потом под тёплым солнцем Всем зарядкой занимат_ся . Заря на небе занимает_ся , В лесу пичужки просыпают_ся . Росой прозрачной умывают_ся , Потом зарядкой занимают_ся . Вставьте, где нужно, мягкий знак. ь ь ь

На чужбине родная землица во сне сни … ся . Нужно наклони… ся , чтоб из ручья напи … ся . Скоро сказка сказывае … ся , да не скоро дело делае … ся . Друг за друга держа… ся – ничего не боя… ся . Как ни бере … ся , а, видно, оже … ся . Вставьте нужные буквы (-т, — ть , — чь ) т ть ть т т ть ть ч ь ч ь

Домашнее задание С.104 правило учить, С. 105 Упр.219

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 4 классе. Тема урока:«Правописание –тся и –ться в глаголах».Программа «Школа России».

Знакомство с алгоритмом написания -ться и -тся. Отработка навыка системой упражнений.

Урок разхработам с использованием ЦОР.

План-конспект урока по русскому языку по теме «Правописание -тся и -ться в глаголах.»Цель урока: Сформировать новые знания, умения и навыки по теме: «Правописание -тся и -ться в глаголах».Задачи:обуча.

Презентация к уроку русского 4 класс «Правописание -тся и -ться в глаголах».

Правописание тся и ться в глаголах.

Конспект урока по программе «Начальная школа 21 века».

Источник