Меню

Добрый молодец красна девица как называются такие прилагательные



Что такое эпитет? Виды и примеры эпитетов

Эпитет — это образное, художественное определение. Эпитет выразительно описывает признак предмета, его качество или свойство.

Задача эпитета — создать яркий образ. Чаще всего в качестве эпитетов используют прилагательные («белоснежная зима»). Но эпитетом может быть и наречие («горячо спорить»), и существительное («собака Калин-царь»), и числительное («первый ученик»), и причастие, и деепричастие («когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя , грохочет в небе голубом»).

Эпитет — одна из разновидностей тропов, художественных средств речи. Название происходит от греческого слова έπίθετος — «приложенный».

Чем эпитет отличается от описания и метафоры

Эпитет не просто указывает на определенное качество, а эмоционально и образно характеризует предмет, явление, человека или любой другой объект. Поэтому не стоит путать эпитеты с описаниями. Например, в выражении «седой старик» слово «седой» — это описательное прилагательное. А в стихотворении Тургенева «утро туманное, утро седое» — уже эпитет.

Следует также отличать эпитет от метафоры. Метафора — это скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой. Примеры метафоры: «говор волн», «море радости». При этом эпитеты могут быть составляющей частью метафоры.

Например, Владимир Маяковский сравнивает свои стихи с оружием и использует эпитеты, чтобы раскрыть эту метафору:

Виды эпитетов

В русском языке выделяют различные виды эпитетов.

Общеязыковые эпитеты — это принятая норма. «Гробовая тишина», «нежный ветерок», «мягкий голос».

Народно-поэтические эпитеты уходят корнями в устный фольклор, в сказки и былины. Зачастую это тоже устойчивые выражения: «добрый молодец», «красна девица».

Постоянный эпитет неразрывно связан с определяемым словом, образуя устойчивое выражение. Например, «косолапый мишка» или «железный конь».

Индивидуально-авторские эпитеты придуманы конкретным человеком, используются ситуативно. Например, «мармеладное настроение» (А.П. Чехов).

Также эпитеты можно делить на оценочные, описательные и эмоциональные.
Оценочный эпитет — «чудесный вечер».
Описательный эпитет — «золотая осень».
Эмоциональный эпитет — «унылая пора».

Эпитеты также делятся на простые и сложные. Простые эпитеты выражены одним словом («парус одинокий»), сложные эпитеты — словосочетанием («берег, милый для меня»).

Примеры эпитетов в русском языке

Примеры эпитетов в литературе

Ночь была свежая и неподвижно-светлая (Л. Толстой)

Кругом трава так весело цвела (И. Тургенев)

Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин)

Полночь сошла, непроглядная темень (Н. Гумилев)

В блюдечках — очках спасательных кругов (В. Маяковский)

О, покой мой многонеделен (А. Ахматова)

Шаркающей кавалерийской походкой (М. Булгаков)

Примеры эпитетов в песнях

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз (В. Агатов)

Источник

Во всех сказках герой-добрый молодец,героиня- красна девица, поле-чистое,лес дремучий. А как называются такие прилагательные? 1) Сказочные определения 2) Постоянные эпитеты 3) Олицетворения 4) Сказочные формулы

Вася — главный герой, рассказчик повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Он проявляет милосердие и заботу к «детям подземелья». Прочитав эту повесть можно самому захотеть быть милосердным и заботливым. Отец Васи не обращал внимания на своего сына, сначала от счастья, потом от грусти. Он слушал рассказы других о своём сыне, у него было плохое мнение о нём. Поэтому непонимание отца стало причиной «бродяжничества» Васи.

Сострадание, умение быть заботливым другом, проявились в начале общения Васи с Валиком и Марусей. Валек тоже был хорошим другом. Он, как — бы успокаивая Васю, говорил ему, что отец любит его, что он самый лучший в городе. Эта дружба была нечто дорогим для Васи, поэтому он не осуждал своих друзей за воровство. Вася посочувствовал им, их нищете.

И в истории с куклой проявилась доброта Васи. Он так сильно проявил заботу, что даже пожертвовал куклой Сони, которую ей подарила мать. Благодаря этому случаю, барьер между Васей и отцом разрушился. Вася ощутил светлый путь впереди. В отношении к обездоленным проявились лучшие качества Васи. История, рассказанная В. Г. Короленко — урок милосердия, любви к людям.

Источник

Добрый молодец и красна девица

С красной девицей более-менее понятно: красный — синоним «красивого».
А помните: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
А вот интересно, в каком значении употреблено слово «добрый» по отношению к молодцу? Речь о его характере или «добрый» здесь в значении «хороший» (но не в смысле характера, а в смысле качества)?
Хотя Гугл на запрос «добрый молодец» сейчас выдает только средство для повышения потенции.

3 ответа 3

Добрый — от доба (пора), изначально — вошедший в добу, то есть достигший расцвета, полного развития (сильный, крепкий).

«Добры молодцы», так же как «красны девицы», «мил человек», «уважаемый мой», «мил друг», «друже мій»(укр), «mon ami»(фр), «красно золото», «чисто серебро» и т.п. — просто устоявшиеся выражения(формулы) с определённым значением. Русское слово «добрый» восходит к общеславянскому корню doba- (индоевропейскому dbabђ- ‘соответствовать’), также означавшему ‘период времени’: сравните значения прилагательных удобный ‘подходящий’ и подобный ‘такой, как’. «Добры молодцы» — должно означать «положительные молодые люди»(большей частью в поэтическом смысле).

Читайте также:  Прилагательные постоянные и непостоянные признаки глагола

Для справки. Что же означает слово добрый в русском языке? Значение слова Добрый по Ефремовой: Добрый — 1. Благожелательный, отзывчивый, готовый помочь людям (противоп.: злой). // Охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом и т.п.; щедрый (противоп.: жадный). 2. Свойственный доброжелательному, отзывчивому человеку. // Выражающий расположение, сочувствие. // Проникнутый расположением к людям. // Основанный на желании добра людям; нужный, полезный. // Благоприятный, одобрительный. 3. Связанный с кем-л. взаимным расположением, симпатией, дружбой; близкий. // Основанный на взаимном расположении. 4. Приносящий удачу, успех; благоприятный. // Содержащий, предвещающий что-л. приятное, радостное. 5. Ничем не опороченный, не запятнанный; достойный уважения. 6. разг. Очень хороший. // Опытный, искусный в своем деле. 7. разг. Значительный по величине, силе и т.п.; большой.

Значение слова Добрый по Ожегову: Добрый — Делающий добро другим, отзывчивый Добрый Хороший, отличный Добрый Хороший, нравственный Добрый Дружески близкий, милый Добрый Действительно такой большой, не меньший чем то, что указывается существительным или числительным Добрый Выражающий эти качества Добрый Безукоризненный, честный Добрый Несущий благо, добро, благополучие

Значение слова Добрый по словарю синонимов: Добрый — добросердечный сердечный душевный

Значение слова Добрый по словарю Ушакова: ДОБРЫЙ добрая, доброе; добр, добра, добро. 1. Делающий добро другим; благожелательный, отзывчивый, обладающий мягким характером. Добрый человек. Добрая душа. Доброе сердце. 2..Хороший, нравственный. Добрые дела. 3.Дружески близкий, приязненный (разг.). Мои добрые знакомые. 4. Хорошего качества, добротный (нар.-поэт. обл.). Доброе вино. Добрый конь. 5. Незапятнанный, безукоризненный, достойный, честный. Доброе имя. Добрая память. Добрая слава. 6. Подлинный, действительный, полномерный, не меньший чем. (разг.). Величиною с доброе бревно. У Клима Титькина в избе, как в доброй бане. Д. Бедный. Я просидел добрых два часа. До города добрых пять верст. при добром желании многое можно сделать. Будь добр, будьте добры (разг.) — формула вежливой просьбы. Он так добр, что. (разг.) — любезно соглашается, берет на себя. Она была так добра, что приняла на себя все хлопоты. Твоя (его и т. п.) добрая воля (разг.) — как (тебе, ему) угодно. По доброй воле — по собственному желанию, без принуждения, добровольно. Добрые нравы (устар.) — старинные, неиспорченные нравы. Доброе старое время (ирон.) — недавнее прошлое. Добрый малый (разг.) — человек, отличающийся добрым характером при недалеком уме. Добрый молодец (нар.-поэт.) — молодой человек, удалец (о действующих лицах в песне или сказке). Добрые Люди (разг.) — кто- то, какие-то Люди (о лицах, оказывающих услуги). Добрые Люди показали мне дорогу. Люди добрые! (обл. нар.-поэт.) — формула вежливого обращения. Всего доброго! (разг.) — пожелание при прощании. Добрый день, доброе утро, добрый вечер! — приветствия при встрече (днем, утром, вечером). Чего доброго (разг.) — может случиться (при ожидании чего-н. неприятного). Чего доброго нас в дороге гроза застигнет. Добрый час — см. час. По добру, по здорову (добру, здорову — дат. п. кратк. форм к добрый, здоровый) (разг.).

Источник

Добрый молодец красна девица как называются такие прилагательные

zotych7

zotych7

Примеры художественных определений, или эпитетов, которые известны из народного поэтического творчества, можно было бы нанизывать еще и еще. Скажем, как рисуется в былинах конь? — Всегда добрый. А трава? — Зеленая. Солнце — красное, ветер — буйный, слово — верное. Чудесный мир, созданный фантазией народа, расцвечен яркими и веселыми красками, потому что неотъемлемой чертой стиля этих произведений стало употребление постоянных эпитетов. Интересно, что в сказках, песнях, как и в произведениях, написанных в духе устного народного творчества, солнце называется красным, даже если упоминается осенний, пасмурный день — Померкло солнце красное; море всегда синее, даже если изображается буря. Так, у А.С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке»: Почернело синее море; Вот идет он к синему морю, Видит, на море черная буря. В этом особенность употребления постоянных эпитетов как средства стилизации.

Поэты нашего времени ищут яркие речевые краски в эпитетах иного рода.

Изобразительные эпитеты, в отличие от постоянных, живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведение. Например: молоткастый, серпастый советский паспорт (В. Маяковский). Погубленных березок вялый лист, Еще сырой, еще живой и клейкий, Как сено из-под дождика, душист (А. Твардовский).

Найти точные изобразительные эпитеты нелегко. Часто писатели по многу раз правят текст, подбирая нужное определение. Например, А. Твардовский подставил эпитет вялый вместо прежнего блеклый в процитированном стихотворении «Береза», уже когда оно было набрано для журнала. Иногда писатели ставят рядом несколько близких по значению эпитетов, дополняющих, обогащающих друг друга. Например, К. Паустовский так описывает белую ночь на Онежском озере:

Сторож пробил на колокольне… этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушел по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна.

Я не знаю: как назвать томительный свет белой ночи? Загадочным? Или магическим?

Читайте также:  Прилагательные к слову полководец

Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы — столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра.

Поэтическое ви́дение не бывает стереотипным, и каждый художник слова находит свои краски для описания одних и тех же предметов. Так, у С. Есенина береза зеленокудрая, в юбчонке белой, у нее золотистые косы и холщовый ее сарафан. У В. Луговского береза, вся сквозная, тусклым золотом звенит.

В поэзии и лирической прозе употребляются и эмоциональные эпитеты, которые передают чувства, настроение автора. Например: Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивым и юным. Неудержимо, неповторимо Все пролетело… далече… мимо (С. Есенин). Назначение их не изобразительное, а лирическое, поэтому слова, выступающие в роли эмоциональных эпитетов, часто получают условное, символическое значение. Например, цветовые эпитеты розовый, голубой, синий, золотой и другие обозначают радостные, светлые чувства. У Есенина: Заметался пожар голубой; Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Эпитеты черный, серый и подобные передают мрачные, тягостные переживания: Вечер черные брови насопил… (С. Есенин).

В роли эпитетов могут выступать не только определения, но и обстоятельства, выраженные качественными наречиями, которые живописно рисуют действия. Попробуйте указать эпитеты в таких, например, пушкинских строчках: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, На печальные поляны льет печально свет она. Первые два (волнистые, печальные) определяют предметы, последний эпитет — печально — характеризует действие.

Однако к эпитетам можно отнести далеко не все определения и обстоятельства, ведь употребление многих из них обусловлено необходимостью точно выразить мысль, а не стремлением создать художественный образ. Например, какие из определений следует отнести к эпитетам в четверостишии М.Ю. Лермонтова:

И вот наконец докатился до Черного моря?

Лишь одно из них — жестокая— выражает эмоциональное отношение поэта к предмету и, следовательно, выступает как эпитет, остальные выполняют смысловую функцию.

Создание ярких, образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении (сравните: лимонный сок — лимонный свет луны; седой старик — седой туман; Лакей лениво прислуживал хозяину. — Река лениво катит свинцовые волны). Эпитеты, выраженные словами, выступающими в переносных значениях, называются метафорическими. Они выполняют в речи особенно яркую изобразительную функцию. Например:

Ни в сказке сказать, ни пером описать
(Сравнение)

В любой сказке, в любом произведении, принадлежащем перу художника слова, вы найдете сравнения — образные выражения, основанные на сопоставлении двух предметов: Снег, словно мед ноздреватый, лег под прямой частокол (С. Есенин); Лед неокрепший на речке студеной,Словно как тающий сахар лежит (Н.А. Некрасов); Нарядней модного паркета блистает речка, льдом одета (А.С. Пушкин). Многие сравнения входят в наше сознание с раннего детства. Помните «Мойдодыра» К.И. Чуковского, где подушка, как лягушка, ускакала от грязнули? Или «Федорино горе»? Там, как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга. Какую наглядность речи придают эти тропы! Не случайно сравнения считают одним из самых сильных средств изобразительности. И в то же время сравнение представляет собой простейшую форму образной речи. Почти всякое образное выражение можно свести к сравнению. Например: золото листьев — листья желтые, как золото; дремлет камыш — камыш недвижим, как будто он дремлет, и т. д. Однако в отличие от других тропов сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета или явления, качества, действия. Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи. Астронома Джинса спросили однажды, каков возраст нашей Земли. Ученый ответил на этот вопрос сравнением: «Представьте себе исполинскую гору, хотя бы Эльбрус на Кавказе. И вообразите единственного маленького воробья, который беспечно скачет и клюет эту гору. Так вот, этому воробью, чтобы склевать до основания Эльбрус, понадобится примерно столько же времени, сколько существует Земля».

Сравнения нередко выполняют в речи разъяснительную функцию, что значительно расширяет рамки их применения. Этот троп может быть использован в различных стилях речи. К сравнениям обращаются не только художники слова, но и ученые. Вот, например, как с помощью сравнения описывается устройство кристалла в одной из научно-популярных книг: «Как же устроен кристалл? Идеально упорядоченно, как забор, как пчелиные соты, как кирпичная кладка… Кристалл — символ идеального порядка, так же, как газ — символ хаоса». Самое широкое применение получает сравнение в художественной литературе, здесь оно выступает как сильное образное средство речи.

В любом сравнении можно выделить предмет сравнения, образ сравнения и признак сходства. Например, в пушкинском описании Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит предмет сравнения — снежный покров, образ сравнения — ковер, признак сходства — закрывает землю. На этих трех элементах построено сравнение: снег ковром лежит на земле.

Читайте также:  Изменение имен прилагательных по падежам 3 класс видеоурок

Сравнение может помогать образному изображению самых различных признаков предметов, качеств, действий. Очень часто сравнение дает точное описание цвета, например: густое, как синька, море; запаха: запах рассола, острый, как нашатырь; формы: ветла, усыпанная серебряными барашками — мягкими на ощупь и теплыми, похожими на птенцов крошечной птицы. Сравнения могут уточнять характер действия: Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч… Он не звенит, а шепчет чтото свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах,будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. Все эти сравнения создал большой мастер художественного слова К. Паустовский, горячо любивший русскую природу.

Сравнения могут быть различны по своей структуре. Чаще всего они выступают в форме сравнительного оборота и присоединяются с помощью союзов, как, точно, словно, будто, как будто. Например у В. Маяковского: …Берет, как бомбу, берет, как ежа, как бритву обоюдоострую

Эти же подчинительные союзы могут присоединять и придаточные сравнительные предложения: Мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни. Но и без чтения мы разбирались в том, в каком идти, в каком сражаться стане (В. Маяковский). Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже. Например: Я волком бы выгрыз бюрократизм (В. Маяковский). Еще пример: Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле белая поземка (С. Маршак). К этим сравнениям близки и такие, которые выступают в форме сравнительной степени прилагательных, наречий: Из мрака куст ползет, мохнатей медвежонка (В. Луговской). Есть сравнения, которые вводятся словами похож, напоминает: Кленовый лист напоминает нам янтарь (Н. Заболоцкий); …Я уснул в горах …в громадном за глохшем саду, похожем на девственный лес (К. Паустовский). Сравнение может выступать даже в форме вопросительного предложения. Например, А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник» обращается к Петру I: О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы? Известны отрицательные сравнения, в которых один предмет противопоставляется другому: Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Н.А. Некрасов). А когда писатель не находит слов, чтобы выразить свой восторг, восхищение, похвалу, он может употребить и неопределенное сравнение, в котором дается высшая оценка описываемого, не получающая, однако, конкретного образного выражения. Вот тогда и пишут: ни в сказке сказать, ни пером описать… Например, у А. Твардовского: Не расскажешь, не опишешь, Что за жизнь, когда в бою За чужим огнем услышишь Артиллерию свою.

Художественная сила сравнений как выразительного средства речи находится в прямой зависимости от их неожиданности, новизны. Так, наше воображение не поразит сравнение румянца с розой, глаз с голубым небом, седых волос со снегом. Но яркий образ создают такие, например, сравнения: Был он рыжий, как из рыжиков рагу, Рыжий, словно апельсины на снегу… Стали волосы смертельной белизны (Р. Рождественский). В таких сравнениях особенно ярко отражается присущее только автору восприятие действительности, поэтому сравнения в значительной мере определяют особенности слога писателя.

Однако не следует думать, что сравнения всегда делают речь выразительной и употребление их неизменно является достоинством стиля. Нужно уметь использовать сравнения, чтобы не оказаться в таком смешном положении, как злополучный автор, о котором А.П. Чехов писал: «У плохого поэта был стих: как саранча летел он на свиданье». Сам А.П. Чехов пародировал подобные неудачные сравнения в своих письмах и записных книжках, например: Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас.

М. Горький критиковал одного из молодых писателей, который, не вникая в смысл сравнения, «украсил» им фразу: «Мечта о перевороте безжалостно смята царизмом, как бывает сорван порывом бури нежный пух одуванчика». По поводу этого «образа» М. Горький заметил: «Революционное движение 1905–1906 годов нельзя и смешно сравнивать с „одуванчиком“. Тут уж Вы обнаруживаете малограмотность социальную. А для того, чтобы разнести семена одуванчика, — не требуется „порыва бури“, а достаточно дуновения ребенка».

Плохо, если автор придумывает сравнения, чтобы «украсить» свой слог. Засорение речи такими «красивыми» сравнениями в свое время осмеял еще Н.В. Гоголь, заставив Чичикова в беседе с Маниловым использовать такой риторический образ: Да, действительно, чего не потерпел я? Как барка какая-нибудь среди волн, каких гонений!

А как вы, друзья, пользуетесь сравнениями в своих сочинениях? Надеюсь, вы не уподобляетесь авторам, написавшим: «Вчера мы смотрели этот замечательный фильм, он звучал как первая ласточка в новом сериале на военно-патриотическую тему, и она сделала весну»; «Катерина в „темном царстве“ как безгрешная жертва, задавленная палачом Кабанихой…»

Из книги И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь “Занимательная стилистика”

Источник