Меню

Допиши глаголы мы что делали



Конспект урока русского языка в 5 классе «Глагол как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

На данном уроке обучающиеся 5 класса повторяют всё, что уже знают о глаголе и открывают новые знания по теме.

Скачать:

Вложение Размер
glagol_5klass.docx 532.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Цель: обеспечить формирование умения выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению.

В результате занятия обучающиеся смогут:

-обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе как части речи;

-отличать глаголы от слов других частей речи;

-работать с различными источниками информации;

-использовать знания о глаголе.

В результате занятия обучающиеся смогут:

-сформулировать цели своей учебной деятельности;

-планировать и регулировать свои действия;

-совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;

-продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение;

-продолжить совершенствовать навыки языкового анализа и построения рассуждения на основе причинно-следственных связей.

В результате занятия обучающиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.

УУД личностные: — ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

УУД регулятивные:- целеполагание и планирование своей деятельности;

— принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;

— осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;

– контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

УУД познавательные: –проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;- определяют основную и второстепенную информацию;

— строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

УУД коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества;

– действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Оборудование: раздаточный материал по теме, фотография фасада здания, картинка Чемодана Знаний и Умений

1.Эмоциональный настрой на урок

Цель: создание положительной атмосферы на уроке

Игра «Доброе утро»

Я скажу слова «Доброе утро» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой, — значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. Попробуем?

Доброе утро всем девочкам!

Доброе утро всем мальчикам!

Доброе утро всем тем, у кого хорошее настроение!

Доброе утро всем, кто сегодня будет стараться хорошо работать на уроке!

2.Мотивация учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.

— Четвёртая буква алфавита (Г).

— Раздел языкознания, изучающий лексику (Лексикология).

— Слова, противоположные по значению (Антонимы).

— Модель земного шара или небесной сферы, обычно вращающаяся на особой подставке (Глобус)

— Слова, которые одинаково звучат, пишутся, но имеют совершенно разные лексические значения (Омонимы).

— То, что обозначает слово (Лексическое значение).

-Из начальных букв слов-ответов составьте слово (Глагол)

3.Тема урока. Целеполагание

Цель: формулирование с учащимися темы и цели урока в ходе обсуждения проблемы в созданной учебно-проблемной ситуации.

-Сформулируйте тему урока

-А я её определила вот так: Глагол как часть речи.

-Запишите число и тему урока в тетрадь.

-Что бы вы хотели узнать сегодня? Опираясь на тему урока, сформулируйте цели урока.

-Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас подготовиться к увлекательному путешествию по стране «Глагол».

-Нам просто необходим план нашего путешествия. Что нам нужно сделать, чтобы выполнить поставленные цели?

1.Найти информацию о глаголе.

2. Выполнять упражнения, чтобы научиться выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению.

4.»Открытие» нового знания

Чтобы отправиться в путешествие, необходимо собрать чемодан. У нас вами будет необычный чемодан – Чемодан Знаний и Умений. Знаний и умений, которые мы будем постепенно набирать во время урока.

4.1.Актуализация опорных знаний

Цель: организация учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения

-Что мы знаем о глаголе?

(Учащиеся вспоминают всё, что знают о глаголе, учитель начинает оформлять кластер)

4.2.Лингвистическая сказка о глаголе

Свеж утренний воздух над Глаголией. Под крышами Дворца Времён на фасаде большого здания на шёлковом полотнище из-за зарослей виднеется надпись: «Мы обозначаем действие».

Здесь глаголы изменяются по временам. Зайдёт глагол в одну дверь глаголом будущего времени, в другую дверь выйдет глаголом настоящего или прошедшего. У входа наденет на себя число, род или лицо, возьмёт под руку подлежащее, станет сказуемым – и пошёл по дорожкам предложений.

Один глагол выбежал на улицу и вдруг слышит: «Да на вас лица нет!»

Словарная работа. Работа с толковым словарём

Фасад –наружная лицевая сторона здания (Демонстрация фотографии фасада здания)

-Какую информацию мы почерпнули из этой сказки о глаголе? (дополнение кластера – ученики)

— На какой вопрос нам необходимо найти ответ?

4.3. Работа по учебнику

Стр.53, правило (Ответ на вопрос: глаголы в каком времени не имеют лица?)

4.4. Сообщение обучающегося «Интересное о глаголе»

(Опережающее задание из сети Интернет)

— Ребята, а что мы положим в Чемодан Знаний и Умений, что вы сейчас делали? (Умение работать с информацией)

Цель : закрепление усвоенных новых знаний

Взаимоопрос по теме. Работа в паре (Оценивание в листе самооценки)

— Что ещё мы положим в наш Чемодан Знаний и Умений?

Цель: создание условий для снятия напряжения, смены деятельности

Если глагол – приседаем, если другая часть речи – поднимаем руки вверх

6. Практические задания

Цель: организация самостоятельного выполнения каждым учащимся заданий на новый способ действий с самопроверкой

6.1. «Четвёртый лишний»

Читают, думает, решает, записывает.

Прибежал, построили, посмотрю, подчеркнула.

Поняла, начала, приняла, размышлял. (Внимание на орфоэпические нормы слов из последнего ряда) (Самооценивание)

Читают, посмотрю (Самооценивание)

-Обращение к слайду-картинке

-Какой суффикс имеют глаголы прошедшего времени?

6.2.Упр.371 стр.53 (Работа в паре)

Составить словосочетания глагол+сущ, учитывая лексическую сочетаемость (самооценивание)

-Чем ещё пополнился наш Чемодан Знаний и Умений

6.3.Работа по карточкам (Учащиеся выбирают задания)

А) Допишите глаголы «Кто что делает»

Композитор -…(сочиняет, пишет)

Модельер -…(придумывает, создаёт)

Художник — . (рисует, пишет)

Б). Дополните текст глаголами. Запишите его. Глаголы подчеркните как члены предложения

В небе ярко _____________ звезды. Снег ____________ холодным светом. С веток деревьев _________ легкие снежинки. Вокруг ___________ мертвая тишина. И только где-то _____________ голос ночной совы.

(В небе ярко горят звезды. Снег переливается холодным светом. С веток деревьев слетают легкие снежинки. Вокруг стоит мертвая тишина. И только где-то раздается голос ночной совы.

7.Итог урока. Оценивание

-Чем наполнен Чемодан Знаний и Умений?

Оценочный лист ученика(цы)___________________________________

Поставьте себе оценку на уроке. Она будет складываться из суммы оценок по следующей шкале

Источник

Допиши глаголы мы что делали

Вопрос по русскому языку:

Ночь,тихий.быть, яркий. луна,земля,освещать,даже,не,тоненький,травка,шелохнётся,мы,слушать,эта,и,ночь,в,молчать,тишина. СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ТЕКСТ ОЗАГЛАВЬ ЕГО.. ДОПИШИ ГЛАГОЛЫ МЫ(что делаем?). и. В любом предложении отметь орфограммы

Ответы и объяснения 1

Ночь.
Ночь была тихой,яркой.
Луна освещала землю.
Даже тоненькая травка н шелохнется .
Мы слушали эту ночь и молчали в тишине.
Дальше сам(а).))

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Источник

В стране выученных глаголов

Глагол – самая огнедышащая, живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая…кровь языка.
А. Югов

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей урока

Учитель:

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.

– Сегодня мы проведем наш урок в необычной стране, в стране выученных глаголов. Нас ждут интересные, увлекательные задания. Мы будем обобщать все наши знания о глаголе.

3. Работа по теме урока

– Глагол – настоящий богатей среди частей речи: имеет лицо, время, наклонение, вид, залог. Но как ему согласовываться с существительными, числительным, местоимением, если у них нет ни лица, ни времени, ни наклонения, ни вида, ни залога? Приходится глаголу брать взаймы род и число у этих частей речи, чтобы с ними согласовываться. Самыми употребительными являются следующие глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, значить.

Тур 1. Орфографическая минутка

Подберите к данным словам однокоренные глаголы. Назовите орфограммы в словах. Подберите проверочные слова.

Бег, сторож, зелень, смех, пляска, помощь, ужин, просьба, звон.[3]

Тур 2.

Придумай с данными глаголами рассказ “В лесу”. Глаголы в твоем рассказе должны стоять во 2-м лице единственного числа.

Встаешь, одева…ся, умыва…ся, дела… зарядку, завтрака…, бере… корзину, иде. по лесной тропинке, собира… грибы и ягоды, дела…венок из ромашек и колокольчиков, возвраща…ся, ужина…, спишь.

Тур 3. Вчера. Сегодня. Завтра

Прошедшее время – то, что прошло:
“Вчера мы писали”. “Солнце ушло”.
Настоящее время приходит теперь:
“Мы пишем имя”. “Бегает зверь”.
Будущее время еще не пришло:
“После уроков пойдем мы в кино”.

– Измените время глаголов на прошедшее.

Подуют студеные ветры, и зима загудит в трубу. Зачерствеет грязь на дороге, станет жесткой, как камень. Лужицы промерзнуть до дна. Вся деревня заскучает. Таня будет сидеть дома и играть в куклы, и на улицу не пойдет.

– Измените время глаголов на настоящее.

Спала Маша в постельке и видела чудесный сон. Шла она будто лесом дремучим и видела: перед ней сидел старик. Мороз-Иванович седой-седой. Сидел он на ледяной лавочке да снежные комочки ел; когда головой тряс, – от волос иней сыпался, а когда дышал, – валил пар густой.

– Измените время глаголов на будущее.

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз, – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.[2]

Тур 4. Загадки

– Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки с глаголами, которые обозначают действие предмета. Глагол должен отвечать на вопрос что делать?

Шагает мастерица
По шелку да по ситцу.
Как мал ее шажок!
Зовется он – стежок. (Игла – шить.)

Много дружных ребят
На одном столбе сидят.
Как начнут они резвиться –
Только пыль вокруг клубится. (Метла – подметать.)

Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки.
И вот он – шарф для Петеньки. (Спицы – вязать.)

Влез на стол он
Из-под лавки,
Осмотрелся на подставке,
Гибким хвостиком
Вильнул,
Складки с галстука
Слизнул. (Утюг – гладить.)

Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
– Боимся мы щекотки
Сапожной строгой… (Щетки – чистить.)

Из железа тучка,
А из тучки – ручка.
Эта ручка по порядку
Обошла за грядкой грядку. (Лейка – поливать.)

Тур 5. Соотнеси правильно

Следующая работа может проводиться и устно. Учитель заранее записывает задание на доске.

Собака
Волк
Овца
Свинья
Утка
хрюкает
блеет
лает
гогочет
мычит
гусь
кузнечик
кошка
курица
корова
кудахчет
мяукает
стрекочет
воет
крякает [1]

– Запишите слова, обозначающие действие данного предмета.

Гром, дождь, врач, повар, кузнечик, трава, ветер, снег.

4. Физкультминутка

Чтоб все выполнить заданья
Чуть-чуть нам надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем.
Надо руки нам встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись.
Сейчас сделаем наклоны.
Все к упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять –
Теперь спинки держим ровно.
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядем.
И закроем глазки.
Вспомним все, что повторяли,
Без моей подсказки.

Тур 6. Фразеологические обороты

Допишите глаголы с противоположным значением. Объясните смысл пословиц.

  • Солнце всходит и…
  • Ласточка день начинает, а соловей…
  • Встретил с радостью, а…с жалостью.
  • Любишь брать, люби и …
  • Как аукнется, так и …
  • Человек от лени болеет, а от труда…
  • Труд кормит, а лень…
  • Декабрь год кончает, а зиму…
  • Легко друга потерять, но трудно…

– Соедините фразеологические обороты с глаголами.

Фразеологические обороты Глаголы
Совать нос
Чесать языки
Клевать носом
Ломать голову
Надуть губы
Водить за нос
Уносить ноги
Думать
Обманывать
Вмешиваться
Убежать
Болтать
Дремать
Обидеться

7 тур. Блиц-опрос

В каких словосочетаниях глаголы следует писать с мягким знаком.

  • любит учит…ся, продолжают готовит…ся, нельзя драт…ся;
  • гусь щиплет…ся, котенок царапает…ся, зарывает…ся в снег;
  • купает…ся в море, Миша учит…ся. Долго валяет…ся;
  • глазки светят…ся, громко смеет…ся, долго прячет…ся.

Укажи строку, где во всех глаголах пишется И.

  • пиш…т, стро…т, укрыва…т,
  • гре…т, свет…т, реша…т,
  • куша…т, удивля…т, беж…т,
  • вид…т, слыш…т, наступ…т.

В какой строке глаголы стоят в настоящем времени?

  • говорит, ждет, верят, качаются, учусь,
  • сидел, писал, думал, ошибся, устал,
  • поверю, закроюсь, побегу, отдохну,
  • записываю, прочитал, добавлю, купаться.

Найди ошибки в правописании безударных личных окончаний глаголов.

  • не знает безделья, ты встречаешь,
  • мы роняим, ты слышешь,
  • небо яснеет, он торопит,
  • мы приносим, он спорит.

Вставьте подходящие по смыслу слова.

Девочка…книжку. Мальчик…грядку. Ребята…в мяч. Собака…громко. Гусь…траву.

Выборочный диктант. Выпишите только глаголы. Поставьте вопросы.

Полоскала по старинке
Бабка в проруби простынки.
Треснул лед – река пошла,
И бабуся поплыла.
Бабка охает и стонет:
– Ой, белье мое утонет!
Ой! Попала я в беду!
Ой, спасите! Пропаду
С. Михалков

В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
П. Башмаков
[2]

4. Подведение итогов урока

– Вот и подходит к концу наш урок. Мы снова убедились в том, что глагол – самая богатая часть речи. Надеюсь, что все задания были для вас интересными.

Источник

Читайте также:  Разберите по составу безличные глаголы