Меню

Допиши окончания имен прилагательных красивая тюль



§ 21. Имя прилогательное —

102. Сравните два текста. В каком из них наиболее ярко описан сад в конце лето? Чем это достигается? На какие вопросы отвечают выделенные прилагательные?



Сад в конце лето описан наиболее ярко во втором тексте. Это достигается применением прилагательных.


103. Составьте небольшой текст, в котором с помощью имен прилагательных вы опишете осенние деревья, кустарники, цветы, травы и т. д. Подчеркните в тексте прилагательные волнистой чертой.


104. Спишите, согласуя прилагательные с существительными. Какое вопросительное слово помогает определить безударные окончания имен прилагательных?


105. Спишите. Обозначьте падеж выделенных существительных. Пользуйтесь вопросами, дописывая окончания прилагательных.


106. Озаглавьте текст Ю.Нагибина. Определите его стиль. Спишите, обозначая падеж прилагательных. Подчеркните главные члены в первых двух предложениях.

Лесное пение
Лес в полном смысл е (2-ое скл.,п.п.) звенел . Я узнавал тонк ий (какой? в.п.) остр ый (какой? в.п.) свист синиц, клацанье дроздов, тревожн ые (какие? в.п.) переклейки сорок.
Стройная (им.п.), изящная (им.п.) птичка сидела на верхушк е (1-ое скл.,п.п.) молодой ел и ( 3-е скл.,р.п. ) , на её светл ом (каком? п.п.) вертикальн ом (каком? п.п.) побег е (2-ое скл., п.п.), и заливалась так самозабвенно, чтоб подпустила меня в платную. А когда, наконец, заметила меня, то перелетела на соседн юю (какую? в.п.) елочку, опять на самую маковку. Жаль, я не знал, что это за птичка.
Стиль текста — художественный .
Сорок — существительное, нач.ф. — сорока, ж.р., 1-ое скл.; р.п., мн.ч.


107. Прочитайте первое четверостишие из стихотворения А.Пушкина «Зимняя дорога». Найдите однокоренные слова. Выпишите их со словами, к которым они относятся.


108. Составьте два предложения с любыми из выделенных однокоренных слов ( одно — с прилагательным, другое — с наречием ).


109. Любите ли вы ходить в лес? Собирать грибы и ягоды? Посмотрите, Как изобразил лето художник А. Пластов на картине » Летом » (см. репродукцию в конце учебника ). Что прежде всего привлекло ваше внимание? Рассмотрите картинку более внимательно. Опишите всех, кого нарисовал художник. Где расположились грибники? Почему они выбрали это место? С помощью чего художник показал нам, что стоит солнечный, тихий день? Опишите (устно или письменно) картину. Используйте, если нужно, в своём сочинении слова, помещенные в рамке.

110. Диктант (см. памятку на стр. 169). Обозначьте падеж имён существительных.

П а хать (п а шет) землю (в.п.), на соседн е м (на как ом ?) огород е (п.п.), уча с твовать (уча сти е) в уборк е (п.п.) урожая (р.п.), вые з жает (е зда ) на комбайн е (п.п.), в сер ь езной (разделит. ь) брош ю ре (п.п.) (слов.), раздаваться в выш и не (п.п.) (жи-ши), солов ь иную (разделит. ь) трель (в.п.), налево по турис т ской (тури сты ) тропе (д.п.), продвигаться вперед сквоз ь (скво зи т) ч а щу (в.п.) (ча-ща), ж а леть (ж а ль) ребенка (в.п.), о неуклюж е м (о каком?) косолап о м (о каком?) медвед е (п.п)., труслив о м (каком?) зайц е (п.п.) и ло в кой (ло во к) обез ь яне (п.п.), по щ у чьему (чу-щу) веленью (д.п.), нал и вные (л и ть) яблоки (им.п.) на ветк е , тяжёл ые (какие?) колос ь я (разделит. ь) пшеницы.
Соседним — прилагательное, н. ф. — соседний; м.р., п.п., ед.ч.

Источник

Пушкин сделал!

готовые домашние задания

Home » русский язык » Число имён прилагательных (упр 110-123) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Число имён прилагательных (упр 110-123) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

110

Прочитайте. Допишите окончания имён прилагательных. Определите тип текста.

мн.ч.
На сухих су чк ах любят сидеть щу рки. Лазоревые грудки,
мн.ч. мн.ч. мн.ч.
жёлтые горлы ш ки, з о л о тистые спинки. И красные, как
рубины, гл а за!

  • Определите число имён прилагательных. Подберите к выделенным словам синонимы.

Лазоревые — голубые, небесные.
Жёлтые — золотые, охристые.
Золотистые — жёлтые, солнечные.
Красные — алые, багряные.

  • Подчеркните изученные орфограммы.

111

  • Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Укажите род имён прилагательных.

м.р.
Праздничн[ый] день — праздничн[ые] дни.
ж.р.
Шоссейн[ая] дорога — шоссейн[ые] дороги.
с.р.
Интересн[ое] дело — интересн[ые] дела.
м.р.
Утрен[ий] ветерок — утренн[ие] ветерки.

  • Запишите данные словосочетания во множественном числе. Выделите окончания имён прилагательных.

112

  • Прочитайте. Составьте из данных слов предложение. Запишите его.

ед.ч. мн.ч.
Над речной водой пролетали тоненькие стрекозы с
мн.ч. мн.ч.
чудесными тёмно-синими крылышками.

  • Укажите число имён прилагательных.
  • Подчеркните имена прилагательные, которые не изменяются по родам. Примечание — по родам изменяются прилагательные только в единственном числе.

113

  • Поработайте в парах: рассмотрите рисунок. Подберите к каждому слову–названию предмета имя прилагательное. Запишите словосочетания.

Кепка спортивная, сапоги резиновые, мяч баскетбольный, ножницы стальные, коньки новые, армейские штаны.

114

  • Прочитайте. Допишите окончания имён прилагательных.

м.р. м.р.
Весёлый взгляд — грустный взгляд.
Трудные задачи — лёгкие задачи.
ж.р. ж.р.
Жётская мебель — мягкая мебель.
Высокие здания — низкие здания.
ж.р. ж.р.
Ранняя весна — поздняя весна.
с.р. с.р.
Домашнее животное — дикое животное.
с.р. с.р.
Кислое яблоко — сладкое яблоко.

  • Запишите рядом с каждым словосочетанием словосочетание, состоящее из этого же имени существительного и противоположного по смыслу имени прилагательного.
  • Укажите род имён прилагательных в единственном числе.

115

  • Прочитайте. Замените имена существительные из скобок однокоренными именами прилагательными и запишите их в нужной форме.

Пройдёт зима холодн[ая].
Настанут дни веснн[ие].
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушист[ые].

  • Выделите окончания имён прилагательных.

116

  • Прочитайте сложные предложения. Где пропущены запятые? Поставьте их.

ед.ч.
1. Мартовское солнце светило ярко, и сквозь оконное
мн.ч.
стекло падали на стол горячие лучи. (А. Чехов.)
ед.ч. ед.ч. мн.ч.
2. Весенний, светлый день клонился к вечеру, небольшие
мн.ч.
розовые тучки стояли высоко в ясном небе. (И. Тургенев)
ед.ч.
3. Вытаяла возле бора тропинка сухая, и рядом с ней шумит ручей. (М. Пришвин)

  • Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях.

Солнце — подлежащее, светило — сказуемое; лучи — подлежащее, падали — сказуемое.

День — подлежащее, склонился — сказуемое; тучки — подлежащее, стояли — сказуемое.

Тропинка — подлежащее, вытаяла — сказуемое; ручей — подлежащее, шумит — сказуемое.

  • Подчеркните волнистой линией имена прилагательные, у которых нельзя определить род. Укажите над ними число.
  • Укажите число других имён прилагательных. Объясните, как определить их род.

Род имени прилагательного определяется по имени существительному, к которому оно относится.

117

Как-то раз с большого клёна
И.п. (какой?) И.п.
Оторвался лист зелён[ый]
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Р.п. (какого?) Р.п.
Закружилась голова у зелён[ого] листа…
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Д.п. (какому?) Д.п.
Шмыг — к зелён[ому] листу.
В.п. (какой?) В.п.
Лапой — хвать зелён[ый] лист,
Дескать, поиграем.
«Не хочу», — парашютист
Головой качает…
Т.п. (каким?) Т.п.
Ветер вмиг с листом зелён[ым]
Над землёй взметнулся снова.
Но шалун — листок устал
И ко мне в тетрадь упал.
Я пишу в саду под клёном
П.п. (каком?) П.п.
Стих о листике зелён[ом].

  • Поработайте в парах:
    1. Укажите падеж имени существительного в каждом выделенном словосочетании.
    2. Определите падеж имени прилагательного зелёный по падежу имени существительного. Укажите падеж имени прилагательного.
    3. Устно поставьте вопрос от имени существительного лист к имени прилагательному зелёный. Выделите окончания имён прилагательных.

118

  • Просклоняйте каждое слово в словосочетаниях молодая сосна и голубой песец. Выделите в словах окончания.

И. п. что? сосн[а] (какая?) молод[ая]
Р. п. чего? сосн[ы] (какой?) молод[ой]
Д. п. чему? сосн[е] (какой?) молод[ой]
В. п. что? сосн[у] (какую?) молод[ую]
Т. п. чем? сосн[ой] (какой?) молод[ой]
П. п. о чём? о сосн[е] (какой?) молод[ой]

И. п. кто? песец[ ] (какой?) голуб[ой]
Р. п. кого? песц[а] (какого?) голуб[ого]
Д. п. кому? песц[у] (какому?) голуб[ому]
В. п. кого? песц[а ](какого?) голуб[ую]
Т. п. кем? песц[ом] (каким?) голуб[ым]
П. п. о ком? о песц[е] (каком?) голуб[ом]

119

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

И.п.
1. Небо голубое весело глядит.
Р.п.
2. Росы напился соловей с кленового листа.
В.п. Р.п.
3. Я принёс с собой ароматный кусочек сосновой смолы.
П.п. И.п.
4. На трухлявом пеньке грелась маленькая ящерица.

  • Определите падеж имени прилагательного в любом предложении по падежу имени существительного.

120

  • Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст.

Утро после дождя

И.п. ед.ч. И.п. мн.ч.
Раннее утро. Вот крохотные круглые б и серинки
лежат на траве, в чашечках цветов, на листьях. Они
Т.п. мн.ч.
играют на солнце разноцветными лучами, и кажется,
будто рассыпаны в траве мал е нькие осколки хруст а ля .

  • Что с чем сравнивается? Подчеркните понравившиеся вам сравнения.

В тексте роса сравнивается с крохотными круглыми бисеринками и маленькими осколками хрусталя.

  • Укажите падеж и число выделенных имён прилагательных.
  • Найдите в тексте синонимы. Выпишите их вместе с теми именами существительными, к которым они относятся.

Крохотные бисеринки — маленькие осколки.

121

Прочитайте.

В чаще сказочного музыкального леса стоял волшебный дом. В нём жили весёлые подружки-нотки. У каждой был свой любимый цвет. Нота ДО любила всё красное , РЕ — оранжевое , МИ — жёлтое , ФА — зелёное , СОЛЬ — голубое , ЛЯ — синее , СИ — фиолетовое . Ноты нарисовали семь картинок.

Из журнала «Мурзилка»

  • Подчеркните имена прилагательные, обозначающие цвет. Подберите к каждому из них синоним из словаря синонимов учебника.

Красный — алый, оранжевый — апельсиновый, жёлтый — золотой, зелёный — травяной, голубой — небесный, синий — васильковый, фиолетовый — лиловый.

  • Как вы думаете, какие картинки нарисовали ноты? Что они могли на них изобразить?

ДО нарисовала красный помидор. РЕ нарисовала оранжевую репку. МИ нарисовала жёлтую мимозу. ФА нарисовала зелёную фасоль. СОЛЬ нарисовала голубое море. ЛЯ нарисовала синюю кляксу. СИ нарисовала фиолетовую веточку сирени.

122

Выпишите любое из выделенных имён прилагательных в упр.121 и определите его грамматические признаки.

Музыкального — прил.
Н. ф. — музыкальный. М.р., ед.ч., Р.п., втор. чл.

Волшебный — прил.
Н. ф. — волшебный. М.р., ед.ч., И.п., втор. чл.

Весёлые — прил.
Н. ф. — весёлый. Мн.ч., И.п., втор. чл.

123

Прочитайте.

Рикки-Тикки-Тави был мангуст. И хвост, и мех у него были
ж.р.
как у маленькой кошки, а голова и все повадки, как у ласочки. Глаза у него были розовые, а кончик его
м.р. м.р.
беспокойного носа тоже был розовый. Рикки мог почесать,
ж.р.
где вздумается, всё равно какой лапкой: передней ли,
ж.р. м.р.
задней ли. И его боевой клич, когда он мчался в высоких травах, был: рикки-тикки-тикки-чк!

  • Найдите в тексте и прочитайте описание мангуста.
  • Подчеркните имена прилагательные. Укажите род имён прилагательных в единственном числе.
  • Выпишите из текста словосочетания с именами прилагательными в родительном падеже.

Источник

Читайте также:  Прилагательные падежи в русском языке таблица с вопросами какая какой