Меню

Допишите окончания прилагательных определите их род и падеж



Правописание родовых и падежных окончаний прилагательных

Имена прилагательные – область русской грамматики, которая изобилует сложными правилами. Окончания прилагательных подчиняются нескольким закономерностям правописания. В первую очередь, они связаны с грамматическими признаками слова – родовой принадлежностью, числом и падежом. В статье на примерах подробно показано как правильно определить окончание прилагательного, и какие встречаются исключения.

Как определить, какое окончание писать в прилагательном

В русском языке способностью склоняться обладают только полные формы, поэтому вопрос о кратких и сравнительных отпадает – их окончания не изменяются.

Самый простой способ проверить написание слова – это задать к нему вопрос: Какой?, предварительно изменив его в соответствии с падежом. Для этого в предложении необходимо найти определяемое существительное или заменяющее слово, выяснить его падеж и род, и задать вопрос в соответствии с этими признаками. В большинстве случаев, последние буквы вопроса будут совпадать с окончанием имениприлагательного.

Пример: известие (какое?) радостное; известию (какому?) радостному; об известии (каком?) радостном.

Склонение по падежам

Важно! От ударения зависит правописание окончаний прилагательных мужского рода: в безударной позиции пишется -ий или -ый (смелый, веселый, певучий), под ударением – -ой (больной, крутой).

Родовые окончания

Правописание родовых окончаний имени прилагательного отличается для каждого рода и зависит от последней буквы основы слова.

Женский род

Окончания женского рода зависят от мягкости или твердости звука, на который заканчивается основа слова. При этом последняя буква будет такой же, как и в падежном вопросе.

Пример: Какая? – красивая, обычная, смешная, ледяная.

От всех падежей отличается правописание именительного и винительного:

  1. в именительном (вопрос: Какая?) слова женского рода оканчиваются на -ая после твердого звука и -яя после мягкого: красивая, смешная, синяя, летняя;
  2. в винительном (вопрос: Какую?) пишется окончание -ую после твердой основы и -юю после мягкой: красивую, смешную, синюю, летнюю;
  3. в остальных косвенных падежах (вопросы: Какой?) прилагательные оканчиваются на -ой после твердого и -ей после мягкого: красивой, смешной, синей, летней.

Таблица родовых окончаний имен прилагательных

Мужской род

В мужском роде окончаниеприлагательного именительного падежа зависит от ударения: в ударной позиции такие слова всегда заканчиваются на -ой, а без ударения на -ый или -ий, в зависимости от последнего звука основы: смешной, красивый, синий, летний.

В остальных падежах окончания можно проверить с помощью вопроса соответствующей формы. Предпоследняя буква окончания также зависит от того, каким звуком заканчивается основа.

Пример: Какого? – красивого, летнего; Какому? – красивому, летнему; О каком? – красивом, летнем.

Закрепить знания об окончаниях прилагательных поможет упражнение.

Допишите окончания имен прилагательных мужского рода:

  • (Какой?) добр…; звездн…; быстр…; дальн…; зимн…; сельск; грозов…; дождев…; больш….

Средний род

В среднем роде надо обращать внимания на основы, заканчивающиеся на шипящий звук. В ударной позиции такие слова оканчиваются на -ое, а в безударной – -ее: смешное, большое, колючее, дремучее.

Множественное число

Не важно, на какой слог падает ударение во множественном числе, от этого окончание прилагательного не зависит. Нужно ориентироваться на падежный вопроси, как и в предыдущих случаях, обращать внимание на последний звук основы прилагательного – мягкий (с окончанием -ие) или твердый (-ые):

(Какие?) – смешные, большие, красивые, колючие, летние, синие.

Упражнение на проверку

Допишите окончания имен прилагательных:

  • (Какое?) шипуч…; тягуч…; жгуч…; горяч…; свеж…; трескуч…;
  • (Какие?) неуклюж…; больш…; велик…; чуж…; очумел…; иноземн… .

Окончания, не подпадающие под общие правила

Как и в любом правиле русского языка, есть исключения:

  1. В притяжательных прилагательных (обозначающих принадлежность) в окончании появляется мягкий знак: волчьи, волчьего, волчьему.
  2. Есть особенность у прилагательных, образованных от слова «город»: иногородний заканчивается на -ий, а междугородный, загородный, пригородный – на -ый.

Источник

Род, число, падеж прилагательных

Прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.А это означает, что все морфологические признаки прилагательного определяются по существительному, от которого оно зависит.

Читайте также:  Прилагательное к слово неточность

Таким образом, имена прилагательные могут быть трех родов:

Мужской род — вопрос (какой?), окончания: -ый, -ий, -ой. Например, океан (какой?) глубокий

Женский род — вопрос (какая?), окончания: -ая, -яя. Например, река (какая?) глубокая

Средний род — вопрос (какое?), окончания: -ое, -ее. Например, море (какое?) глубокое

Имена прилагательные могут стоять в единственном и множественном числе. Это зависит от числа существительного, с которым свзано это прилагательное.

В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам:

Мужской род, единственное число: Женский род, единственное число Средний род, единственное число
И. п. (какой?) вкусный апельсин И. п. (какая?) вкусная ягодка И. п. (какое?) вкусное мороженое
Р. п. (какого?) вкусного апельсина Р. п. (какой?) вкусной ягодки Р. п. (какого?) вкусного мороженого
Д. п. (какому?) вкусному апельсину Д. п. (какой?) вкусной ягодке Д. п. (какому?) вкусному мороженому
В. п. (какой?) вкусный апельсин В. п. (какую?) вкусную ягодку В. п. (какое?) вкусное мороженое
Т. п. (каким?) вкусным апельсином Т. п. (какой?) вкусной ягодкой Т. п. (каким?) вкусным мороженым
П. п. (о каком?) о вкусном апельсине П. п. (о какой?) о вкусной ягодке П. п. (о каком?) о вкусном мороженом

! В винительном падеже имя прилагательное, относящееся к одушевлённому имени существительному, будет отвечать на вопрос какого? — вижу младшего брата .

! В творительном падеже у прилагательных женского рода могут быть вариантные окончания -ою , -юю . Они используются в книжной речи, в стихотворениях:

Берёзы жёлт ою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Во множественном числе род имен прилагательных не выражен, но по падежам они изменяются, как и существительное.

ягодки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — ягодками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

яблочки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — яблочками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

Изменение прилагательных во множественном числе по падежам:

И. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)

Р. п. (каких?) жёлт ых , весенн их (цветов)

Д. п. (каким?) жёлт ым , весенн им (цветам)

В. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)

Т. п. (какими?) жёлт ыми , весенн ими (цветами)

П. п. (о каких?) о жёлт ых , о весенн их (цветах)

Род, падеж и число имен прилагательных определяется по роду, падежу и числу существительного, с которым оно связано по смыслу. Для этого надо:

  1. Найти в предложении имя существительное, с которым связано имя прилагательное (от которого оно зависит).
  2. Определить род, падеж, число этого существительного.
  3. Такой же род, падеж и число у имени прилагательного.

На болотах поспела душистая клюква.

клюква (какая?) душистая

клюква — ед. ч., Ж. р., И. п., значит, душистая — ед. ч., Ж. р. И. п.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Карточки по русскому языку Имя прилагательное.

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Карточка 1. Дописать окончания прилагательных, добавив подходящее по смыслу имя существительное. Выделить окончания прилагательных, указать их род.

Нов___, высок___, каменн___ …; звонк___, задорн___, весёл___ …; красив___, бархатн___, нарядн___ …; внезапн___, сильн___, резк___ …; проливн___, мелк___ …; белоствольн___, кудряв____, стройн___ …

Слова для справок: здание, мелодия, дождь, ветер, песня, платье, костюм, берёза.

Карточка 2. Прочитать текст. Выписать словосочетания прилагательное + су­щест­вительное, выделить окончания, указать род и падеж.

Янтарь – (какой?) удивительн___ камень. Его применяют в (каком?) юве­лир­н___ деле; в (каком?) сельск___ хозяйстве. В старину медики делали из (какого?) прочн___ янтаря сосуды для хранения крови. (Каким?) янтарн___ лаком покрыва­ли дорогие скрипки. В мире встречается янтарь (какого?) жёлт___, голуб___, чёр­н___, вишнёв___ цвета. Учёные пытаются разгадать тайну этого (какого?) солнечн____ камня.

Карточка 3. К данным прилагательным подобрать антонимы, выделить окон­чания, указать род. С двумя прилагательными – антонимами составить два предло­жения.

Тусклый — …, грустный — …, мягкое — …, частый — …, храбрый — …, быстрое — …, древнее — …, ближний — …

Карточка 4. Списать предложения. Определить род, падеж прилагательного, выделить окончания.

Спит на льдинке целый день толст___, маленьк___ тюлень. За лесом раски­нулось маленьк___ озеро. В лесу не молкнет птич___ гам. Мы повесили скворечник на высок___ тополь. Зимн___ солнце светит тускло.

Карточка 5. Списать предложения, вставить пропущенные окончания прила­га­тельных. Проверить себя падежными вопросами. Указать падежи прилагатель­ных.

Больш___ кораблю – больш___ плаванье. В согласн___ стаде волк не стра­шен. Добр___ семенем поле засевать – никогда нужды не знать. Материнск___ гнев, что весенн___ снег: и много его выпадает, да скоро тает. Не джи лета дол­г___, а жди лета тёпл___. Собираешься в путь, бери с собой хорош___ спут­ника.

Карточка 6. Составить и записать предложения с данными словосочетания­ми. Выделить окончания прилагательных, проверить вопросом. Указать падеж.

С ближн___ поля, за дальн___ лесом, в сентябрьск___ день, у ярк___ костра, на лесн___ озеро, под стар___ деревом.

Карточка 8. Просклонять словосочетания:

весенний цветок, важный грач, хмурое небо.

С каждым из словосочетаний составить и записать одно предложение.

Карточка 7. Составить и записать по два предложения с каждым прилагательным, употребив его в прямом и переносном значении. Окончания прилагательных выделить, указать падеж.

Острый, верный, золотой.

Карточка 9. Списать текст. Выделить окончания прилагательных, указать их падежи.

В чист___ небе ярко и холодно горят звёзды. В августе порой звёздн___ дождь падает на землю. Днём приметы осени прячутся в лучах тёпл___ солнца. Осенн___ лес опустел. Появляются грузди, рыжики, волнушки.

Карточка 10. Списать предложение, вставить пропущенные буквы. Выделить окончания прилагательных, указать падеж.

Нас будто впустили в дрем___ светл___ край, где можно увидеть, как на гл…зах раскрывается л…сной цв…ток, как шевелится бур___ лист и из-под него про­растает коренаст___ гриб боровик.

Карточка 11. Списать пословицы. Определить род, падеж прилагательных.

Маленьк___ дело лучше больш___ безделья. На свеж___ червячок и рыбка на крючок. Добр___ слово человеку, что дождь в засуху. Добр___ слово похоже на мягк___ пирог. Лишн___ слово в досаду вводит.

Подчеркнуть в словах парные согласные, которые необходимо проверить.

Карточка 12. Найти ошибки в написании окончаний имён прилагательных; списать словосочетания, исправив ошибки, выделить окончания, указать род. Проск­лонять одно из словосочетаний (на выбор).

Старая дерево, горячей спор, солнечной день, белой снег, горячое молоко, ста­рой дуб, красная пальто, спелае яблоко, холоднай дождь, внимательной уче­ник.

Карточка 13.Списать предложения, указать род, падеж имён прилагатель­ных.

У причала стоял пассажирский теплоход. Началась посадка на пассажирс­кий теплоход. К остановке подъехал пустой автобус. В пустой автобус смогли сесть все пассажиры. Отец купил для похода новый рюкзак. В новый рюкзак по­мес­тилось всё необходимое.

Карточка 14. Списать, ставя данные в скобках имена прилагательные в дательном падеже. Окончания прилагательных выделить.

К (скорый) (утренний) поезду, по (нежный) запаху, к (соседний) лугу, по (ши­рокий) (длинный) оврагу, по (ветхий) мостику, к (вечерний) чаю, к (огромный) мосту.

Составить и записать 1 – 2 предложения с данными словосочетаниями.

Карточка 15. К данным глаголам приписать словосочетания прилагательное + существительное в дательном падеже. Выделить окончания прилагательных.

Причалили к …, подошли к …, помогал …, готовились к …, нашли по …, подъеха­­ли к … .

Карточка 16. Списать, вставить пропущенные буквы, выделить окончания имён прилагательных, указать их род, падеж.

Сильн___ утренн___ мороз сковал ручьи. Река течёт по широк___ длинн___ оврагу. Добр___ человека добр___ словом вспоминают. Крик перепела доносится с ближн___ ржан___ поля.

Карточка 17. Списать, ставя прилагательные в нужном падеже. Выделить их окончания, обозначить падеж.

Со (свежий) вареньем, на (морозный) воздухе, над (верхний) этажом, в (быстрый) течении, в (тёплый, меховой) полушубке, за (дальний, сосновый) лес.

Карточка 18. Списать, ставя прилагательные в нужном падеже. Выделить их окончания, указать падеж.

В (передний) углу, на (грозный, далёкий) севере, с (ловкий, подвижный) щен­ком, на (светлый) солнце, с (неуклюжий) медвежонком, в (дремучий) лес.

Карточка 19. К данным глаголам подобрать и записать словосочетания прилагательное + существительное (мужского или среднего рода) в творительном и предложном падежах. Выделить окончания имён прилагательных, указать падеж.

Дышали …, учились …, мечтали …, пролетели над …, встретился с …, рас­сказать о …, участвовать в … .

Карточка 20. Списать словосочетания, вставить и выделить окончания, определить род, падеж прилагательных.

На влажн___ землю, влажн___ землёю, вешн___ краса, вешн__ красу, вешн__ красою, бесконечн___ цепью, в зимн___ пору, зимн___ порою, передн___ лапа, пе­редн___ лапой, на передн___ лапу, утреннн___ звезда.

Карточка 21. Дописать к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, выделить окончания, указать падеж, род прилагательных.

Пирог с … грушей, вышли на … тропку, ожидали … погоду, прилетели … вес­ною, гуляли в … роще, охотился на … озере, любовались … красотой леса.

Карточка 22. Списать текст, исправив ошибки. Выделить окончания прилагательных, указать их род, падеж.

Синие небо и свежие дыхание ветерка манили на прогулку. Как хорошо ран­нем утром в лису! Из-за далёкова леса выкатилось огромнае сонце. Над соседнем домом пролетела птица и скрылась в глубокам овраги.

Карточка 23. Списать предложения, вставить пропущенные буквы; выделить окончания прилагательных, определить падеж.

В зимн___ сумерки с…ва вылетает на охоту. На землю спустились зимн___ сумерки. Лё…к___ сн…ж…нки медленно опускались на крыши д…мов. На лё…к___ сн…ж…нки упал луч со..нца.

Карточка 24. Списать, поставив словосочетания из скобок в нужном падеже. Выделить окончания прилагательных, указать их падеж.

Подъехали к (высокие горы), рисовали на (холодные стёкла), кружились около (стройные сосны), любовался (белоснежные равнины), сверкал (разноцветные ог­ни), вспоминали о (летние каникулы).

Карточка 25. Списать текст, исправив ошибки в окончаниях имён прилага­тель­ных. Окончания выделить, указать падеж, число, род прилагательных.

На поляне стоят высокии клёны. На них расселись важныи снегири. Зимние солнце озаряет всё кругом нежном светом. Алыя грудка снегиря ярко горит на фоне белова снега. Как красивы эти зимнеи птицы!

Карточка 26. Просклонять словосочетания новые сапоги, солнечные дни. Выделить окончания прилагательных.

Карточка 27. Дополнить текст подходящими по смыслу именами прилага­тель­­­ны­ми. Выделить их окончания, указать падеж, число, род прилагательных.

Зима завалила городок … снегом. Стояли … дни. С верхушки … дерева сле­те­ла … птица. Посыпался … иней. Он … пылью осел на куст … сирени. В саду … бе­сед­ка была засыпана … снегом. Утром мы расчистили к ней … дорожку.

Карточка 28. Существительные в скобках заменить именами прилагатель­ны­ми. Записать полученные словосочетания в форме родительного и предложного падежей. Окончания прилагательных выделить, указать падеж.

Черви (дождь), телевизоры (цвет), сугробы (снег), ночи (зима), лужи (осень), прогулки (вечер).

Карточка 29. Списать предложения, вставив пропущенные буквы. Выделить окончания имён прилагательных, указать их число, род, падеж.

На мёрзл___ землю л…гла з…ма . Гибк___ ств…лы над л…сными дорогами с…гнулись кружевными арками. В зимн___ л…су много зв…рин___ и птичьих сл…дов. По краю глубок___ оврага ст…ят огромн___ осины .

Карточка 30. Списать текст, вставить пропущенные буквы. Выделить окончания прилагательных, указать их число, род, падеж.

В мягк___ осинов___ стволах устраивают свои дупла дятлы. Над речкой скл…нилась ива с тонк___ длинн___ ветвями. На сн…гу в…дны сл…ды б…бров. Ива и осина служат им главн____ зимн___ кормом.

Источник