Меню

Два глагола рядом в русском



Двувидовые глаголы

Двувидовые гла­го­лы — это гла­го­лы, кото­рые име­ют кате­го­рию совер­шен­но­го или несо­вер­шен­но­го вида в зави­си­мо­сти от их зна­че­ния в кон­тек­сте.

Узнаем, что такое дву­ви­до­вые гла­го­лы в рус­ском язы­ке, какие сло­ва этой части речи при­над­ле­жат к дву­ви­до­вым гла­го­лам. Приведём спи­сок дву­ви­до­вых гла­го­лов.

Что такое двувидовые глаголы?

Вид — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак гла­го­ла, кото­рый ука­зы­ва­ет на харак­тер про­те­ка­ния дей­ствия во вре­ме­ни, отно­ше­ние к его внут­рен­не­му пре­де­лу. С этой точ­ки зре­ния гла­го­лы рус­ско­го язы­ка делят­ся на груп­пы:

  1. гла­го­лы, име­ю­щие видо­вые пары;
  2. одно­ви­до­вые гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида;
  3. одно­ви­до­вые гла­го­лы совер­шен­но­го вида;
  4. дву­ви­до­вые гла­го­лы.

Рассмотрим более деталь­но, что такое дву­ви­до­вые гла­го­лы.

Двувидовые гла­го­лы харак­те­ри­зу­ют­ся тем, что име­ют спо­соб­ность обо­зна­чать как неза­кон­чен­ность дей­ствия без ука­за­ния его пре­де­лов, что свой­ствен­но гла­го­лам несо­вер­шен­но­го вида, так и могут выра­жать закон­чен­ное или огра­ни­чен­ное каким-либо пре­де­лом дей­ствие, как гла­го­лы совер­шен­но­го вида.

Шиповник (что дела­ет?) ранит мои паль­цы ост­ры­ми колюч­ка­ми (НСВ).

Он (что сде­лал?) ранил девуш­ку сво­им неосто­рож­ным при­зна­ни­ем (СВ).

Двувидовые гла­го­лы содер­жат в себе при­зна­ки совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида, выявить кото­рые воз­мож­но толь­ко в опре­де­лён­ном выска­зы­ва­нии. Только бла­го­да­ря кон­тек­сту дву­ви­до­вые гла­го­лы реа­ли­зу­ют одно из сво­их зна­че­ний вида.

Понаблюдаем:

В сво­ем выступ­ле­нии артист (что дела­ет?) соче­та­ет худо­же­ствен­ное сло­во с музы­кой (НСВ).

Художник мастер­ски (что сде­лал?) соче­тал крас­ки в изоб­ра­же­нии весен­не­го леса (СВ).

Итак, в раз­ных кон­текстах дву­ви­до­вые гла­го­лы могут ука­зы­вать на резуль­та­тив­ное и завер­шен­ное дей­ствие и на неза­вер­шён­ный про­цесс, не име­ю­щий резуль­та­та, не достиг­ший сво­е­го пре­де­ла. Их вид, несо­вер­шен­ный или совер­шен­ный, дик­ту­ет смысл выска­зы­ва­ния.

Двувидовые гла­го­лы не обра­зу­ют соот­но­си­тель­ных пар по виду, за исклю­че­ни­ем неко­то­рых слов:

Группы двувидовых глаголов

Двувидовые гла­го­лы мож­но объ­еди­нить в сле­ду­ю­щие груп­пы:

1. рус­ские сло­ва:

велеть, вен­чать (ся), взме­тать, даро­вать, женить, кре­стить, каз­нить, мол­вить, обе­щать, соче­тать, родить;

2. заим­ство­ван­ные гла­го­лы и сло­ва, обра­зо­ван­ные от рус­ских основ с помо­щью суф­фик­са­ми -ова-, -ирова-:

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке к груп­пе дву­ви­до­вых гла­го­лов при­над­ле­жит мно­же­ство заим­ство­ван­ных слов. Приведем спи­сок наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ных дву­ви­до­вых гла­го­лов.

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Какие глаголы называются разноспрягаемыми.

2. Особенности спряжения глаголов.

3. Употребление глагола в речи.

4. Личные окончания глагола.

5. Правописание глаголов.

Глагол – часть речи, обозначающая действие или состояние и изменяющаяся по временам, лицам, числам.

Спряжение – изменение глаголов по временам, числам, лицам и родам.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Глагол может изменяться по лицам и числам, а также по временам. В единственном числе глагол первого лица: я рисую; второго лица: ты рисуешь; третьего лица: он (она) рисует.

Во множественном числе: мы рисуем, вы рисуете, они рисуют.

Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением.

По своим личным окончаниям глаголы делятся на два спряжения: первое и второе.

К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями -у(-ю), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют). Глаголы с окончаниями -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят) называются глаголами второго спряжения. Таким образом, можно определить спряжение глагола по личному окончанию, но в том случае, если окончание это ударное.

Читайте также:  Не мог понять какой глагол

Если у глагола безударное личное окончание, то нужно: сначала поставить глагол в неопределённую форму (работаете – работать; делают – делать); после этого определить, какая гласная стоит перед -ть.

При определении спряжения глагола неопределённую форму надо брать от того же вида, что и личная форма: решаешь – решать (несовершенный вид), решим – решить (совершенный вид), выполняешь – выполнять (несовершенный вид), выполним – выполнить (совершенный вид).

Ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме брить, стелить; четыре глагола на -ать: дышать, держать, слышать, гнать; семь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, видеть, смотреть, зависеть.

Глаголами первого спряжения являются все остальные.

В старославянском языке, такого понятия, как «спряжение» не было.

Несколько глаголов так и не нашли своё место в новой системе и стали спрягаться как по первому, так и по второму типу.

Это слова: бежать, хотеть, есть, дать, чтить, а также образованные от них формы. Проспрягаем их и посмотрим на личные окончания.

Источник

Урок русского языка в 4-м классе по теме «Открытие двух спряжений глаголов. Знакомство с двумя наборами окончаний»

Цели урока:

  • помочь учащимся «открыть» наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого, формировать умение распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени, обобщить языковой материал в правило, закрепить знания о склонении имен существительных, активизировать словарный запас, обучать учащихся приемам самооценивания и взаимооценивания;
  • развивать письменную и устную речь учащихся, орфографическую зоркость, умение выделять главное, наблюдательность, мышление, память, внимание, умение работать в коллективе, формировать потребность писать грамотно, стремление к получению знаний, прививать интерес к предмету;
  • воспитывать любовь к учению, самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, творческую активность, взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу

Оборудование:

  • презентация (Приложение 1),
  • медиапроектор,
  • учебник «К тайнам нашего языка» Русский язык 4 класс авторы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко,
  • ТПО №2,
  • подсказка (Приложение 5),
  • у каждого на парте:
    • опросный лист(Приложение 2),
    • дневник самооценки (Приложение 3),
    • зашифрованные слова(Приложение 4)

Ход урока

I. Организация внимания учащихся

Приветствие:

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не пропадет,
Тот никого не подведет.

(Дети приветствуют друг друга, соприкасаясь пальцами, ладонями)

II. Повторение изученного материала

1. Орфографическая минутка

Написаны слова: с.диш., св. тлееш., кр.чиш., вл.заеш., зам.чаеш., ч.рнееш.

— Прочитайте слова. Найдите в них общее (гл. 2 л., ед. ч., наст. вр., все они пишутся с Ь на конце).

— Разделите эти глаголы на 2 группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? (в 1 группу вошли глаголы светлеешь, везешь, замечаешь, чернеешь с безударной гласной Е в корне и окончанием -ешь. Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударной гласной И в корне и окончанием -ишь)

2. Минутка чистописания

— Сегодня на минутке чистописания можно написать цепочку, состоящую из окончаний глаголов 2-го лица ед. числа -ешь и -ишь.

— Напишите эту цепочку до конца строки, при каждом повторе меняя их местами (ешьишь, ишьешь:)

3. Проблемная ситуация

— Как вы думаете, на какой вопрос мы должны сегодня ответить во время изучения новой темы? (Сегодня мы должны ответить на вопрос: «Почему в одних окончаниях глаголов пишется Е, а в других — гласная И?)

Читайте также:  Глаголы образованные от слова снег

4. Актуализация знаний

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду — все в действие придет:
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет.
(В. Кондрашов)

— О какой части речи говорится в загадке? (о глаголе)

— Ребята, прочитайте эпиграф нашего урока. Как вы его понимаете?

Глагол самая огнепышущая,
Самая живая часть речи.
(А. Югов)

— По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, видеть

— Говорят, что глагол самая «деловая» часть речи, т.к. всегда расскажет, что делает имя существительное

5. Теоретическая пятиминутка

— Для того, чтобы качественно выполнять работу, ученики должны хорошо разбираться в теории.

— Поэтому сейчас теоретическая пятиминутка.

— У каждого из вас есть бланк с вопросами и ответами. Ваша задача: проверить теоретические знания своего партнера. За каждый верный ответ ставите по баллу в дневник самооценки.

— Вопросы задаются поочередно

— Заполните дневник самооценки

— Поднимите руку, кто получил 4 балла. Молодцы! С теоретической подготовкой все в порядке

6. Подготовка к выведению темы

Склонение имен существительных

Работа в учебнике упр. 390.

— Прочитайте слова: елка, ель, дерево.

— Какими признаками похожи данные слова? (им. сущ., ед. ч.)

— Какими признаками различаются? (род, склонение)

— Назовите род и склонение каждого имени существительного.

— Что называется склонением имен существительных? (изменение по падежам в ед. ч. и мн. ч.)

— Какая часть слова меняется при склонении (окончание)

— Запишите каждое слово в свой столбик в указанных падежах, выделите окончания.(работа по рядам, проверяется устно)

— Заполните дневник самооценки

III. Изучение нового материала

— Вы знаете, что наш учебник называется «К тайнам нашего языка». Сегодня на уроке вам предстоит открыть еще одну тайну русского языка. Итак, имена существительные склоняются, а глаголы: (спрягаются).

1. Сообщение темы урока.

— Из-за трех наборов окончаний, которые могут быть у имен существительных, ученые выделили три склонения. А сколько спряжений у глаголов?

2. Работа в ТПО

— Откройте ТПО с. 27 № 391.

— Вам уже приходилось склонять имена существительные, прилагательные, местоимения, теперь часто будем получать задание: проспрягай. Что это значит? (изменение по лицам и числам называется спряжением)

— Сегодня к нам на урок пришли Вини-Пух, Пятачок и их друзья. Они хотят помочь нам разобраться в одном непростом вопросе русского языка — в спряжении глаголов

— Для ответа на вопрос устно проспрягайте четыре глагола: лежать, петь, говорить, идти, запишите только их окончания.

— Какая часть речи поможет спрягать? (местоимение) Повторяющиеся окончания писать не будем.

— Давайте проверим, какие вы записали окончания

— Сколько вариантов окончаний в каждом лице, кроме 1-го лица ед. ч., у вас получилось? (ответы детей). Назовите их.

— Заполните дневник самооценки

— Так сколько спряжений в русском языке? (2)

— Проверьте свой главный вывод. Для этого прочитайте важные сведения на слайде или на с. 26 учебника

У глаголов настоящего и будущего времен при их изменении по лицам и числам может быть два варианта окончаний, поэтому и спряжений выделяют два.

(Открываю таблицу спряжений — )

Читайте также:  Прочитай предложения заполняя пропуски нужной формой глагола to be

— Какими цифрами принято обозначать спряжение глаголов? (римскими)

— Какая гласная чаще пишется в окончаниях глаголов I спряжения (ё)

— А какая буква чаще всего повторяется в окончаниях II спряжения? (и)

Глаголы, имеющие в окончании гласную Е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания — -ут, -ют, — I спряжения.

Глаголы, имеющие в окончании гласную И, а в форме 3-го лица множественного числа окончания — -ат, -ят, — II спряжения.

— Личные окончания глаголов каждого спряжения надо хорошо знать. Запомнить их тебе поможет подсказка, которую придумали Сова и Кролик. Как вы ее понимаете?

Римская цифра I похожа с элементами буквы Е, а римская цифра II — с элементами буквы И. Но надо еще запомнить, что в 3-м лице мн. числа именно в I спряжении пишется окончание -ут (ют), а во II — -ат (ят). Для облегчения запоминания того, как распределяются эти окончания по спряжениям, Сова и Кролик придумали два глагола, при одном из которых есть союз И.

— Надеюсь, что эти глаголы станут подсказкой : где пишется -е — там -ут

(-ют), а где -и — там -ат (-ят).

— У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые.

IV. Физминутка.

— Вспомните, что обозначает глагол (действие).

— Я буду называть глаголы I и II спряжений. Если назову глагол I спряжения — вы приседаете. Если произнесу глагол II спряжения — вы подпрыгиваете.

Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, кричишь, говорит.

V. Закрепление.

1. Работа в тетради № 393 с. 27.

— Поучись определять спряжение глагола по его окончанию. На что будешь обращать внимание?

— Запиши глаголы в два столбика: I и II спряжения.

— Выделяй окончания, указывай лицо и число, ставь ударение.

Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, играем, лепят, катают, гонит, включите.

— Давайте проверим, как вы справились с заданием

— Заполните дневник самооценки

2. Творческая поляна. Работа в группах

— Вини-Пух и Пятачок спрятали в таблице слова, это глаголы. Найдите их и выпишите под таблицей. (проверка на )

— Заполните дневник самооценки: нашли все 8 слов — 2 балла, 4 — 7 слов — 1 балл, меньше 4 слов — 0 баллов

— Укажите, в какой форме употреблен каждый глагол (работа в тетрадях и у доски). Заполните дневник самооценки

3. Работа в ТПО № 395

— Сова и Кролик задумали глаголы. По окончанию глагола определите его спряжение, лицо и число и рядом на строке укажите их.

— Заполните дневник самооценки

VI. Итог урока

— Что нового и интересного узнали на уроке?

— Что запомнилось? Понравилось? Не понравилось?

— Посмотрите в дневник самооценки и оцените свою работу. Подсчитайте баллы:

  • 10 и более — я все понял
  • 7 — 9 — я многое понимаю, но некоторые вопросы не помешает уточнить
  • менее 7 — мне нужна помощь

— Спасибо, вы хорошо потрудились на уроке!

VII. Домашнее задание

  • Выучить правило в учебнике, запомнить личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений
  • Выполнить упр. № 397

Источник