Меню

Двусложные глаголы это 3 класс



Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Двусложные слова» (УМК «Школа России»)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Двусложные слова» (УМК «Школа России»)

Скачать:

Вложение Размер
dvuslozhnye_slova_3_klass.docx 30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 3 класс.

первой квалификационной категории

Петрова Людмила Андреевна

Предмет: Русский язык, 3 класс

Тема урока: «Двусложные слова».

Программа: «УМК. Школа России».

Методическое обеспечение: Учебник Русский язык. 3 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. в 2-х частях,

— технология проблемного обучения;

— сформировать понятие — слова, в состав которых входят два корня, называются двусложными.

— развивать познавательные способности учащихся, навыки анализа и обобщения, развивать внимание;

— воспитывать способность формированию коммуникативных умений при работе в группе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

  1. Подберите однокоренные слова к слову ВОДА. Выделите корень в каждом слове.
  2. Что мы называем однокоренными словами?
  1. Какое слово вызвало удивление? Почему?

Вод а, вод ный, вод яной, вод янистый, под вод ный.

Вод опровод, вод озабор, вод овоз, вод олаз.

Однокоренные слова – это слова с общим корнем и общим значением.

  • Возникновение проблемное ситуации
  • Осознание противоречия
  • Формулирование проблемы (выход на тему урока)

Задание на интерактивной доске:

Лед, ледовый, колкий, ледокол, колет.

Прочитать слова, выделить в них корень.

  1. Как выполнили задание?
  2. Почему задание было одно, а решений много?
  3. Что удивило?
  1. Как называются такие слова и как они образуются?

Чтение слов, выделение корней.

Ответы на вопросы учителя.

  • Выдвижение и проверка гипотез (подводящий диалог)
  1. Как понимаете значение слова «ледокол»?

Задание: подберите однокоренные слова, выделите корень.

  1. Какую общую часть имеют эти слова со словом «ледокол»?
  2. Как образовалось это слово?

Задание: составьте схему данного слова.

  1. Как такие слова можно назвать?

Проверка гипотез по ходу их выдвижения.

5)Формулировка понятия – двусложные слова.

Групповая работа по писку решения.

Если слово образовано из двух слов, то его можно назвать – двухсловным

Если слово из двух корней, то его можно назвать – двухкорневым

Если слова образовано сложением двух слов, то его можно назвать двусложным.

Работа с учебником.

Работа с учебником (упражнения в решении проблемы)

Выполнение упражнений самостоятельно.

  • Выражение новых знаний научным языком

Обращение к учебнику (чтение правила)

  1. Что такое двусложные слова?
  2. Как они пишутся?
  3. Какие соединительные гласные?

Обращение к учебнику (чтение правила)

  • Публичное представление продукта
  1. Составить из данных слов двусложные.
  2. Разбить двусложные слова на простые.
  3. Придумать свои двусложные слова.

Групповая творческая работа.

Демонстрация своих работ (упражнения из учебника)

— Какое открытие (новое знание) тебе помогло выполнить задания из учебника (упражнения)?

-оказались ли твои предположения верными?

Отыскать в дополнительной литературе и записать двусложные слова. Уметь объяснить их образование и значение.

Работа в рабочих тетрадях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На данном уроке формируется умение выделять части слова,обозначать приставки, закрепление знаний о частях речи.

Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК «Школа России» по учебнику Горецкого «Устная и письменная речь».

Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК «Школа России» по учебнику Горецкого «Деление слов на слоги».

Дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект своего урока по русскому языку. Урок построен на основе компетентностного подхода к обучению. Может, кому-то из Вас он поможет подготовить и провест.

Урок рефликсии и развивающего контроля по теме: «Правописание слов с парными по глухости — звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне». Учитель БОУ г. Омска «СОШ № 63» Кучковская Св.

Тема. Что такое глагол?Цель. Познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.Задачи. 1. Формирование представлений о функциях глагола в речи.

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Источник

Что такое односложные, двухсложные, трёхсложные и четырёхсложные слова

Односложные, двух­слож­ные, трёх­слож­ные и четы­рёх­слож­ные сло­ва отли­ча­ют­ся коли­че­ством глас­ных зву­ков, обра­зу­ю­щих столь­ко же фоне­ти­че­ских сло­гов.

Гласный звук явля­ет­ся сло­го­об­ра­зу­ю­щим, поэто­му в фоне­ти­че­ском деле­нии слов ори­ен­ти­ру­ем­ся на коли­че­ство глас­ных зву­ков в их зву­ча­нии.

Односложные слова

По мини­маль­но­му коли­че­ству глас­ных в сло­ве выде­лим одно­слож­ные сло­ва, кото­рые содер­жат один фоне­ти­че­ский слог. Вспомним, что такое фоне­ти­че­ский слог.

Приложим ладо­шку под под­бо­ро­док и чет­ко про­из­не­сем сло­ва:

На глас­ных под­бо­ро­док уда­рит по ладо­ни один раз. Значит, эти сло­ва явля­ют­ся одно­слож­ны­ми.

Двухсложные слова

По коли­че­ству сло­гов сло­ва могут быть мно­го­слож­ны­ми: двух-, трёх-, четы­рёх­слож­ны­ми и т.д.

Двусложные сло­ва, как мож­но опре­де­лить по их назва­нию, содер­жат по два глас­ных звук.

При их про­из­но­ше­нии под­бо­ро­док опу­стит­ся на ладонь два раза, так как про­изой­дёт два толч­ка выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха.

Не все двух­слож­ные сло­ва мож­но пере­не­сти с одной стро­ки на дру­гую в соот­вет­ствии с фоне­ти­че­ским сло­го­де­ле­ни­ем. Ряд слов, в кото­рых гласный-одиночка обра­зу­ет само­сто­я­тель­ный слог, невоз­мож­но пере­не­сти, оста­вив одну бук­ву на стро­ке, напри­мер:

  • зме-я — змея
  • у-дар — удар
  • о-браз — образ
  • и-гла — игла
  • а-нис — анис.

Трёхсложные слова

В сло­ве может быть боль­ше глас­ных, чем два. Три глас­ных зву­ка в соче­та­нии с соглас­ны­ми обра­зу­ют трех­слож­ные сло­ва. При про­из­но­ше­нии трех­слож­но­го сло­ва про­ис­хо­дит три толч­ка воз­ду­ха, но один из них силь­нее, кото­рый созда­ет­ся удар­ным глас­ным, а два — сла­бее в без­удар­ных сло­гах. Убедимся в этом, про­из­но­ся сло­ва:

Примеры трёхсложных слов

В трех­слож­ных сло­вах соглас­ные груп­пи­ру­ют­ся с глас­ны­ми по два, три и даже четы­ре зву­ка в сло­ге, напри­мер:

  • до-ро-га, бо-ро-да, со-ро-ка;
  • при-ста-вка, кра-со-та, те-ле-фон, ка-ран-даш, бу-ма-жка;
  • взбры-ки-вать, вздра-ги-вать, взгро-мо-ждать, взгля-ды-вать.

Гласный может обра­зо­вать само­сто­я­тель­ный слог в трёх­слож­ном сло­ве:

  • а-ктри-са, а-збу-ка, а-на-нас, а-ра-хис;
  • о-го-род, о-валь-ный, о-све-жить, о-тли-чник;
  • у-голь-ник, у-ра-ган, у-чи-тель, у-щель-е.

Обратим вни­ма­ние, что орфо­гра­фи­че­ский пере­нос слов, при­ве­ден­ных выше, не сов­па­да­ет с их сло­го­де­ле­ни­ем из-за нали­чия в их зву­ко­вом соста­ве гласного-одиночки.

Сравним фоне­ти­че­ское сло­го­де­ле­ние и орфо­гра­фи­че­ский пере­нос слов:

  • у-щель-е — уще-лье; а-збу-ка — аз-бу-ка;
  • о-го-род — ого-род; у-ра-ган — ура-ган;
  • о-тли-чник — от-лич-ник; а-дре-сат — ад-ре-сат.

Четырёхсложные слова

Если в зву­ко­вом обли­ке сло­ва содер­жит­ся четы­ре сло­го­об­ра­зу­ю­щих глас­ных, его назо­вем четы­рех­слож­ным, напри­мер:

  • а-за-ли-я, а-лю-ми-ний, а-ра-бе-ска;
  • ка-лей-до-скоп, кры-со-ло-вка, сто-ро-же-вой, ле-ни-ви-ца;
  • о-ста-но-вка, о-ва-ци-я, о-пе-ра-тор;
  • у-чи-ли-ще, у-кла-дчи-ца, у-ро-жай-ный.

Перенос этих слов тоже тре­бу­ет вни­ма­тель­но­сти. При пере­но­се четы­рех­слож­ных слов нель­зя остав­лять на стро­ке или пере­но­сить на сле­ду­ю­щую стро­ку одну бук­ву, хотя фоне­ти­че­ский слог суще­ству­ет в нем само­сто­я­тель­но.

Сравним:

  • у-ро-жай-ный — уро-жайный, урожай-ный;
  • о-ва-ци-я — ова-ция;
  • а-лю-ми-ний — алю-миний, алюми-ний.

Четырехсложные сло­ва не пре­дел в фоне­ти­че­ском соста­ве. В рус­ском язы­ке суще­ству­ют пяти-, шести-, семи­слож­ные и т.д. сло­ва, напри­мер:

  • пяти­слож­ные — у-кра-ше-ни-е, за-я-вле-ни-е, ма-те-ма-ти-ка, ме-ха-ни-че-ский;
  • шести­слож­ные — пре-о-бла-да-ни-е, по-бе-ди-тель-ни-ца, пе-ре-по-я-са-нный, по-ля-ри-за-ци-я;
  • семи­слож­ные — ми-не-ра-ли- за-ци-я, при-со-е-ди-не-ни-е, ре-ко-гно-сци-ро-во-чный.

Источник

Односложные, двусложные, трехсложные, четырехсложные слова — правила и примеры

Слова могут называться односложными или многосложными вне зависимости от того, к какой части речи они принадлежат: это могут быть существительные, прилагательные, глаголы, местоимения и так далее.

Определение односложных слов

Единицы речи, состоящие из одного фонетического слога и, соответственно, имеющие в своём составе только один слогообразующий гласный звук, на который падает ударение, можно назвать односложными. Они могут состоять:

  • только из одной буквы: к примеру, личное местоимение «я»;
  • из двух букв — гласной и согласной, что подразделяется на открытые слоги: местоимения «мы», «ты», «вы»; па (танцевальный термин), и закрытые слоги: ад, ёж, уж, ум, ил, ус, як;
  • из трёх и более букв, одна из которых — обязательно гласная. Имеют открытые (мгла, тьма, зло) и закрытые слоги (рёв, бег, куб, бур, вид, чай, лак, сок, кот, царь, цирк, эль, ночь, шарф, текст, класс, власть, вальс, класть, гроздь, трость).

Следует помнить, что открытый слог заканчивается слогообразующим звуком (обычно гласным) или состоит из него, а закрытый слог заканчивается на согласный звук.

Многосложные варианты

Если слово состоит из двух слогов, значит, оно является двусложным. В этом случае в его составе неизменно будет два гласных звука, причём он бывает одиночным и самостоятельным либо его окружают согласные: я-корь, и-дол, семь-я, у-дав, о-зон, о-бувь, семь-я.

Двусложные слова могут состоять:

  • из двух открытых слогов: ива, кара, слива, река, школа, крона, кино, ложе, тема, юла, мыши;
  • из двух закрытых слогов: вопрос, бамбук, квартал, столбик, размер, арбуз, костёр, балкон;
  • из одного открытого и одного закрытого слога: агент, анонс, список, город, забор, править, делать, доска, волна, санки, самбо.

Каждое слово можно мысленно разделить вертикальной чертой, чтобы увидеть в его составе открытые и закрытые слоги: а-гент, е-нот, спи-сок, вол-на.

Название термина «трёхсложные слова» также говорит само за себя: в их составе имеется три слога (открытых или закрытых) и три гласных звука. Как и в случае с двусложными, гласный звук может быть как одиночным, так и окружённым несколькими согласными звуками: о-го-род, о-валь-ный, у-щель-е, у-чи-тель.

При произношении делается три толчка выдыхаемого воздуха, но один из них сильнее из-за ударного гласного звука, а два остальных — слабее в безударных слогах. Чтобы правильно ставить ударение в таких словах, рекомендуется использовать словари, где указано их произношение.

Примеры трёхсложных слов: анализ, основа, дорога, ворона, собака, корона, конфета, приставка, телефон, весёлый, убегать, отвечать, означать, подчеркнуть, взбрыкивать.

Четырёхсложные и другие многосложные

По аналогичному принципу определяются и четырёхсложные слова: в их составе — четыре слога и, соответственно, четыре гласных звука, которые, опять же, могут быть как самостоятельными звуками-одиночками, так и быть окружёнными несколькими согласными звуками. Во время речи делается четыре толчка выдыхаемого воздуха. На один из слогов обязательно падает ударение, пока остальные остаются безударными и более слабыми.

Примеры: калейдоскоп, овация, коллекция, оператор, урожайный, красивенький, табуретка, семантика, риторика, катамаран, приветливый, отличница.

В зависимости от количества слогов и гласных букв слова в русском языке могут быть:

  • пятисложными: предложение, упражнение, украшение, заявление, математика, механический, генетический, отвратительный, понимание, выделение, осознание, революция;
  • шестисложными: освобождение, преобладание, победительница, стихотворение, приобретение, велосипедисты, радиотехника, перепоясанный, пятнадцатилетний, неопределённость, обществознание, реанимация;
  • семисложными: многонациональный, программирование, достопримечательность, присоединение, минерализация, автобиография, бифидобактерии, водоплавающая, единомышленники, единообразие, кораблекрушение, машиностроительный;
  • восьмисложными: автоматизированный, автобиографический, администрирование, благоприятствование, видеонаблюдение, глубокоуважаемый, гидроэлектростанция, заинтересованные, завораживающее, индустриализация, энергосберегающий, хореографическое.
  • девятисложными: автомобилестроительный, звукозаписывающее, коллекционирование, легковоспламеняющийся, материаловедение, лесообрабатывающий, обезоруживающие, общеобразовательная, самосовершенствование, словообразовательные, характеризующаяся, реабилитационные.

Однако столь длинные единицы речи встречаются в текстах не так часто. В них необходимо сосчитать количество гласных букв либо мысленно разделить их вертикальной чертой на отдельные слоги, чтобы определить, к какой именно группе они относятся: у-праж-не-ни-е, сти-хо-тво-ре-ни-е, до-сто-при-ме-ча-тель-ность.

Правила переноса

По правилу орфографии все односложные слова являются непереносимыми. Они пишутся на строке целиком и никогда не разделяются, сколько бы букв ни было в их составе: ил, кот, ток, бор, крик, писк, гвоздь, всхлип, власть и т. д .

Многосложные же слова, в отличие от них, разделяются в соответствии с фонетическим слогоделением и при написании могут переноситься с одной строки на другую. К примеру, именно так переносятся двусложные слова, в составе которых имеются открытые и закрытые слоги: ру-ка, ко-са, кни-га, май-ка, за-мок, бал-кон, лар-чик, школь-ный, книж-ный.

Однако следует учесть, что некоторые двусложные слова имеют скопление согласных в середине. Они могут переноситься как согласно фонетическому слогоразделу, так и разбиванием этого сочетания согласных, например:

  • дружба — дру-жба, друж-ба;
  • сердце — сер-дце, серд-це;
  • скрипка — скри-пка, скрип-ка.

Иногда один из слогов двусложного слова состоит из одиночной слогообразующей гласной: я-корь, и-ва, о-сень, и-рис, о-зон, о-бувь, у-пал, у-дав. В этих случаях одиночную гласную нельзя отделять и оставлять на строке. Слово пишется целиком и не переносится.

По этому же правилу при написании переносятся трёхсложные, четырёхсложные слова и т. д. Они разделяются согласно фонетическому слогоразделу: бо-ро-да, до-ро-га, кра-со-та, те-ле-фон, взгля-ды-вать, та-бу-рет-ка, ка-та-ма-ран, ма-те-ма-ти-ка, че-ло-ве-чест-во. Но если гласный образует самостоятельный слог, орфографический перенос не совпадает с фонетическим слогоделением:

Фонетическое слогоделение Правильный орфографический перенос
у-щель-е уще-лье
у-чи-тель учи-тель
о-го-род ого-род
а-дре-сат ад-ре-сат
о-ста-но-вка ос-та-нов-ка
о-ва-ци-я ова-ция
у-чи-ли-ще учи-ли-ще

Таким образом, при переносе многосложных слов важно внимательно следить за тем, чтобы одиночные слогообразующие гласные не оставались на строке отделёнными от остальной части слова: это противоречит правилам орфографии русского языка.

Источник

Читайте также:  Глаголы с безударной гласной в корне непроверяемой ударением