Меню

Фестиваль открытых уроков по русскому языку глагол



Урок русского языка по теме «Глагол» (обобщение)

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1) Повторить и обобщить знания о глаголе, закрепить навыки морфемного и морфологического разбора, правописание безударных личных окончаний, умение определять спряжение глагола.

2) Поддерживать интерес у детей к предмету, продолжить работу над развитием речи учащихся, расширять кругозор, желание изучать русский язык.

3) Воспитать аккуратность в работе, уважение к товарищам.

Оборудование: таблицы по теме “Глагол”, иллюстрации, интерактивная доска.

I. Организационный момент.

— Ребята, сегодня у нас гости, повернитесь к ним, пожалуйста, лицом.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено нам вас сегодня встречать.
Ну что же, не будем зря время терять.

Садитесь, ребята. Откройте тетради, запишите число, “Классная работа”.

II. Сообщение темы и цели урока.

— Наш урок сегодня пройдет под девизом: “Учись, смекай, активным будь! И к знаниям откроешь путь!” А в центре нашего внимания будет “его величество Глагол”! (Слайд № 2)

На уроке мы обобщим, систематизируем (разложим по полочкам) ваши знания о данной части речи. Уверена, что откроете на уроке что-то новое для себя. Проверите свои знания и убедитесь в том, что вы все знаете? А может, надо еще поработать над этой темой.

III. Актуализация знаний.

Итак, что такое глагол? (Слайд №1)

— Расскажите, все, что знаете о глаголе.

А теперь, мы проверим ваши знания на практике.

1) Внимательно прочитайте слова:

Подъехал, пролетит, голосить, чувствует, распустится, празднует, съежился.

— Что их объединяет?

— Разделите их на несколько групп по двум признакам одновременно.

— Какие группы получились?

— Есть другие мнения?

Голосить – это четвертая группа или лишнее слово? Почему? Обсудите в парах.

(Ответы детей после обсуждения)

— А что значит голосить и от какого слова произошло оно? (Ответы детей)

— Ребята, посмотрите видеофильм о происхождении этого слова. (“Говорим без ошибок” 2007. Xvid. TVRip_Fenix. Тип “Видеозапись”. Отрывок 3 мин.)

2) Разберите по составу глагол заголосил (Слайд № 5)

3) Подберите по 2 глагола к данным схемам:

4) Выполните морфологический разбор глагола улыбнулся. (Слайд № 7)

5) Прочитайте! Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Определите спряжение глаголов. (Слайд № 8)

Стын.т на солнышке

— Из скольких предложений состоит это стихотворение?

— Объясните расстановку знаков препинания.

— Дайте полную характеристику предложения.

6) Собери пословицы. (Слайд № 9)

Кто (не) работает, торопись делом.

(Не) спеши языком, тот (не) ест.

Правда в огне (не) горит, чего (не) знаем.

Легко забыть то, и в воде (не) тонет.

— Запишите одну из понравившихся пословиц, раскрывая скобки.

— Как написали частицу не?

— Всегда ли не пишется раздельно?

— Назовите глаголы, которые без не не употребляются.

7) Вставьте пропущенный ь (мягкий знак). (Слайд № 10)

8) Вставьте пропущенные буквы. Объясните значение глаголов. (Слайд № 11)

Я ружьишко зар.дил

И морковку прор.дил.

В огороде ув.дал

Как кустарник ув.дал.

— Как называются такие слова?

9) Игра “Кто самый умный?”. Блиц-турнир. (Слайд № 12)

— Определите время глагола позвал.

На что указывает суффикс ся в глаголе одевается?

— Определите лицо и число глагола расцветают.

— Каким членом предложения чаще всего является глагол?

— Определите форму глагола открывать.

— Какой формообразующий суффикс есть у глагола прыгал?

— Определите спряжение глагола плачет, вертит?

— Определите лицо глагола согреваешь.

Определите число и род глагола перекрыла.

Определите время глагола выскочит.

— Определите вид глагола расплакался.

Читайте также:  Неправильные глаголы русского языка спряжение

10) Физминутка. (Слайд № 13)

— Ребята, его величество Глагол устал и нам пора отдохнуть. Встаньте с места.

— Если я назову глагол – хлопайте, другую часть речи – топайте!

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажег, флажок, дружок.

— А сейчас я предлагаю вам посмотреть случай из жизни.

Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:

— В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу…

— Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить.

— А как сказать правильно?

Учитель: Действительно, а как сказать правильно? (Никак)

12) — Да, некоторые глаголы не употребляются в 1-м лице единственного числа настоящего времени. Вот некоторые из них:

Однако, ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержу победу. Попробуйте применить этот прием.

13) Запишите данное предложение, раскрывая скобки. (Слайд №14)

Я (дерзить) учителю. (Я грубо разговариваю с учителем.)

14) Определите спряжение глагола хотеть. (Слайд № 15)

— Глагольный суффикс —е говорит, что слово это 1 спряжения, хотят – окончание —ят – о 2 спряжении. Проспрягайте этот глагол, обсудите в парах и скажите, наконец, к какому спряжению отнесем это слово. Что заметили?

Внимание! В ед. ч. мы наблюдаем окончания 1 спряжения, а во мн.ч. – окончания 2 спряжения. Так какого же спряжения этот глагол? Таких слов, ребята немало. И называются они разноспрягаемыми. О них подробнее вы узнаете в старших классах.

15) — А вы знаете, ребята, как часто происходят вот такие казусы? (Слайд № 16)

За столом сказала мать:
“Хватит языком болтать!”
А сынишка осторожно:
“А болтать ногами можно?”

— Скажите, каким словом играет автор стихотворения?

— Объясните значение словосочетаний: болтать языком, болтать ногами.

В каком значении употреблено это слово в обоих случаях?

— Скажите, все ли знаки препинания стоят на месте? Какие это предложения?

— Объясните расстановку знаков.

16) Подберите к каждому фразеологическому обороту соответствующий глагол. (Слайд № 17)

17) Домашнее задание.

— Выберите себе задание соответственно по уровню сложности. (Слайд № 18)

а) Записать 4 предложения со словами — убедить, бороздить, пылесосить, шелестеть в форме 1 лица.

б) Записать 4-5 разноспрягаемых глаголов

в) Записать по 10 глаголов 1 и 2 спряжения.

18) Оценивание учащихся.

19) Итог урока. (Слайд №19)

Урок привлек меня тем, что.

— Урок показался мне интересным…

— Урок заставил меня задуматься …

— Урок навел меня на размышления…

20) — Наш урок, ребята, я хочу закончить словами пословицы. (Слайд №19)

“Когда человек учится, он делает свой ум острым и проницательным. А в жизни всегда есть чему учиться, и человек, который много знает, многое может”.

Источник

Урок русского языка «Глагол»

Открытый урок по русскому языку в 3 классе.

Учитель: Фарукшина Надежда Анатольевна

МБОУ СОШ 4, г.Родники, Ивановской области.

Тема урока: Глагол. Значение и употребление в речи.

Цель урока:1 .Обеспечить усвоение, совершенствовать навык распознавания глагола среди других частей речи.

1.Продолжить формирование общеучебных умений и навыков на материале урока;

а) готовить рабочее место в соответствии с заданием;

б) высказываться устно в виде тематического ответа;

в) работать с учебником ( находить в нем нужную информацию) ;

г) усваивать информацию со слов учителя;

д) навыка чтения, как общеучебного;

2) содействовать в ходе урока воспитанию уважительного отношения к труду;

3) обеспечивать правильное развитие речи учащихся;

а) следить за речью учащихся в течение всего урока;

б) развивать интерес к уроку с привлечением дополнительного материала о

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: мультипроектор, учебник, тетрадь, карточки .

2.Чистописание. (соединение букв)

3. Актуализация знаний.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи. (С. Маршак)

——Назовите части речи, которые использовал автор.

——Что вы знаете о них?

4.Самоопределение к деятельности.

1) —О какой части речи я вам скажу?

« Что без меня предметы?

Но я приду — всё в действие придёт:

Летит ракета, люди строят зданья,

И рожь в полях растёт. Слайды 1.2. (название

—Что значит: « я приду—всё в действие придёт»?

Что вы знаете о глаголе?

Запись темы урока в тетрадь.

5. Работа по теме.

1) Наблюдение над ролью глаголов в речи. Слайд 3.

2) Чтение 1 текста.

Сильная буря. Гром. Молния. Дождь. Ручьи по дорожкам. Лесные озёра. Птица на деревьях.

—Что вы скажете о тексте?

—Почему в данном тексте изображённые события неподвижны, застывшие?

—Как оживить текст?

3) Чтение 2 текста.

Началась сильная буря. Удари гром. Вспыхнула молния. Полил дождь. Побежали ручьи по дорожкам. Заблестели лесные озёра.

—Как изменился текст?

—Что его изменило?

—Почему неподвижная картина ожила и даже как бы зазвучала?

6.Постановка задач урока.

—Какие задачи мы сегодня будем решать на уроке?

(1.Учится строить предложения.

2.Узнаем, для чего нужны глаголы в речи)

1) Выпишите из текста глаголы.

Началась —Что они обозначают?

Ударил —Запишите к ним вопросы.

3)Работа по учебнику.

Алгоритм определения глагола. Слайд.

а) Учебник с.102,. №173. (устно)

—Прочитайте, найдите глаголы.

—Выпишите основу предложения по образцу.

—Что скажите о роли глагола в предложении? Самооценка.

8. Работа в группах.

1) 1группа. Оживить текст.

Весна. Снег. В лесу на деревьях листочки. Зелёная травка. Птицы гнёзда. Ёж в норе.

2группа. Найти глаголы в пословицах.

Месяц светит, да не греет.

Что с воза упало, то пропало.

Работа и мучит, и кормит, и учит.

Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял.

—-Какая пословица вам понравилась?

3—4 группы . Вставь глаголы.

Но понятно и не скучно.

Будешь вчетверо умней!

1ряд работает со мной.

—Как вы отличите глагол от других частей речи?

—-Определите часть речи:

Звонкий, спит, я, небо, потемнел, тебя, забежал.

—Запишите глаголы к вопросам:

1)—К.Паустовский в повести «Золотая роза» написал;

«Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.»

—Запишите как можно больше действий к слову ручей

Источник

Открытый урок по русскому языку по теме :»Глагол»
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Открытый урок по русскому языку по теме :»Глагол» (УМК Школа России)

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_russ.yaz_._glagol.docx 43.33 КБ
otkrytyy_urok_rus_yaz_glagol.pptx 928.62 КБ
kartochki_dlya_otkrytogo_uroka_3_klass.docx 23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Глагол

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока : формировать умения распознавать глаголы, определять число глаголов

Предметные: научить распознавать глаголы единственного и множественного числа, применять правила определения формы глагола; самостоятельно различать форму глагола .

Познавательные : понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

Регулятивные : формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные : развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать свои мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем, договариваться и приходить к общему решению в ходе индивидуальной и групповой работы; отвечать на вопросы, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу; формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование: 1)ноутбук, проектор, экран;

2) карточки с заданиями;

3) листики для оценки работы;

4) презентация; 5) раздаточный материал для создания картины «Осень» .

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Чтобы грамотно писать

Надо очень много знать.

— Я желаю, чтобы урок русского языка принёс вам радость. Для этого вам приготовила много интересного. Чтобы урок был радостным для всех, какими вы должны быть на уроке?

( Быть активными, внимательными.)

— Чтобы быть внимательными на уроке, вы должны уметь слушать и уважать мнение других. Учитель: Подарите свою улыбку гостям, мне, друг другу, а я буду рада вашим хорошим ответам, желаю вам успехов на уроке.

II. Актуализация знаний

-Угадайте часть речи.

Что без меня предметы?

Всё в действие придёт.

Люди строят зданья.

И хлеб в полях растёт.

— Назовите глаголы из данного текста.

— Что вы знаете уже о глаголе из прошлых уроков?

III. Словарная работа. Проблемная ситуация. Карточка 2.

-Исправь ошибки там, где необходимо.

Лигушки , малина, облоко, молако, картины. Слайд № 3.

— Слова какой части речи записали?

(- Это имена существительные)

— На какие 2 группы их можно разделить? (Существительные в единственном числе и существительные во множественном числе). Подчеркните существительные мн. числа.

-Составьте нераспространённое предложение, используя любое из подчёркнутых слов и слова для справок: прыгает, висит.

-Что можете сказать об этих словах? (Глаголы).

-Что вызывает затруднение? (Не подходят глаголы)

-Как можем исправить? (Изменить глагол) От чего это зависит?

-О каких глаголах будем говорить? (О глаголах ед. и мн. числа)

IV. Формулирование темы и целей урока

-Сформулируйте тему урока.

— Какие цели вы поставите на урок. Чему будете учиться?

Для ответа используйте слова на слайде: будем учиться распознавать….
будем учиться определять …….

Цели: будем учиться распознавать глаголы, определять число глаголов.

V. Работа по теме урока.

1. Упражнение на распознавание в тексте глаголов. Работа с учебником. Стр.58 упр. 101. –Прочитайте. Выполните письменное задание к упражнению.

2. Упражнение в определении числа глаголов (работа в паре).

— Разделите данные глаголы на две группы и запишите в два столбика.

Пляшут,сидит, думает, прыгают, смотрят, спит.

— По какому признаку вы разделили слова ? (По числу глаголов.)

— На какие вопросы отвечают глаголы в единственном числе?

— На какие вопросы отвечают глаголы во множественном числе?

Слайд № 6(как оцениваем). Слайд № 7 (оцените работу своей пары).

VI. Физкультминутка . Слайд № 8

— Отдыхают глазки ( движения глазами вверх-вниз, в лево – в право, круговые движения)

Встать ,потянуться, согнуться, разогнуться, присесть, полетать, улыбнуться, сесть.

VII . Закрепление изученного материала.

1. Работа с пословицами (работа в парах). Карточка 4.

— Прочитайте пословицы, объясните их смысл. Подчеркните глаголы.

1. Труд кормит, а лень портит. 2. Смелый побеждает, а трус погибает. 3.Как аукнется, так и откликнется.

Слайд № 9. Оцените работу своей пары.

2. Сочиняем вместе. Работа в парах. Карточка 5.

— Следующее задание «Сочиняем вместе». Я предлагаю вам немного поработать поэтами. Прочитайте стихотворение, на месте пропусков вставьте подходящие по смыслу глаголы. Ребятам выдаются карточки со стихотворением.

Учитель открывает стихотворение. Слайд № 10. Ребята оценивают работу своей пары.

VIII. Итог урока . Слайд № 11

-О какой части речи мы говорили на уроке? Чему учились? Ответьте, пользуясь схемой: Я- узнал, я- научился.

IX. Домашнее задание. Слайд № 12. (Даётся по выбору).

  1. Составить и записать два предложения с глаголами в разных числах.

2.Записать 4 глагола ед. числа и 4 глагола мн. числа X. Рефлексия.

— Мы сегодня много писали, думали, говорили, а теперь я вам предлагаю оценить свою работу необычным способом, созданием картины «Листопад». Слайд № 13.

-Если у тебя все получилось, то приклей к дереву зеленый листочек.

-Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то приклей к солнышку желтый листочек.

-Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то приклей к дереву красный листочек.

Вывод по рефлексии.

— Посмотрите, какая яркая и весёлая картина у нас получилась.

– Природа осенью готовится к зиме, а вы, начав новый учебный год, на уроках набираетесь знаний!

Источник