Меню

Фгос 2 лицо глагола русский



Лицо глагола

Что такое лицо глагола в русском языке?

Лицо глагола в русском языке – это словоизменительная грамматическая категория глаголов, выражающая соотнесенность называемого глаголом действия с участником речи. То есть лицо глагола указывает на то, кто совершает действие. Категория лица присуща глагольным формам настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, а также формам повелительного наклонения.

Значение категории лица глаголов

В русском языке существует три лица глагола в единственном и во множественном числе, выражающих различное значение называемого глаголом действия.

Единственное число:

  • 1 лицо глагола – обозначает, что действие совершает непосредственно говорящий, он является субъектом речи (я варю кофе, я куплю яблок).
  • 2 лицо глагола – указывает на соотнесенность действия с собеседником (ты читаешь книгу, ты построишь дом).
  • 3 лицо глагола – выражает отношение действия к лицу либо к предмету, который не участвует в речи (он идет в кино, она погладит рубашку).

Множественное число:

  • 1 лицо глагола – обозначают действие, которое относится к группе лиц, включая говорящего (мы спим, мы решим задачу).
  • 2 лицо глагола – указывают на действие, которое относится к группе лиц, включая собеседника (вы думаете о лете, вы поедете в горы).

Как определить лицо глагола?

Для определения лица глагола выделите личное окончание глагольной формы, определите ее значение в контексте речи, а также поставьте вопросы:

  • Глаголы 1 лицаотвечают на вопросы: Что делаю? Что сделаю? Что делаем? Что сделаем?
  • Глаголы 2 лица: Что делаешь? Что сделаешь? Что делаете? Что сделаете?
  • Глаголы 3 лица: Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?

Для удобства определения лица глагола приводим личные окончания и примеры употребления лиц глаголов в таблице:

Изъявительное наклонение Повелительное наклонение
Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
1-е лицо Я улыбаюсь;
Я построю
Мы улыбаемся;
Мы построим
Давайте мы улыбнемся;
Давайте мы построим
2-е лицо Ты улыбаешься;
Ты построишь
Вы улыбаетесь;
Вы построите
Улыбайся;
Построй
Улыбайтесь;
Постройте
3-е лицо Он улыбается;
Она построит
Они улыбаются;
Они построят
Пусть он улыбается;
Пускай она построит;
Пусть они улыбаются; Пускай они построят;

В повелительном наклонении формы 1-го и 3-го лица образуются при помощи частиц давайте, да, пусть, пускай.

Изменение глаголов по лицам свойственно не для всех глаголов – безличные глаголы (вьюжило, смеркалось) и инфинитив (спешить, шуметь) не имеют категории лица. Не спрягаются по лицам и глагольные формы прошедшего времени.

Источник

Конспект урока по русскому языку, тема: «Времена глаголов. 2-е лицо глаголов» (3 класс, УМК «Школа России»)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица;

Планируемые результаты:

— уметь определять времена глаголов;

— знать, как изменяются глаголы по временам;

— знать написание глаголов в форме 2-го лица.

— проявлять интерес к новым знаниям;

— осознавать важность изучения русского языка;

— учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: Учебник русского языка: 3 класс 2 часть, УМК «Школа Россия», проектор, компьютер, презентация раздаточный материал, электронный учебник.

Скачать:

Вложение Размер
rya_19.04.doc 87 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 19.04.2019 г.

ФИО учителя: Клепинина Нурзия Рафаиловна

ФИ студента: Фёдорова Ксения

ФИО методиста: Галиуллина Нажия Камиловна

Конспект урока по русскому языку

Тема: « Времена глаголов. 2-е лицо глаголов»

Цели деятельности учителя: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица;

— уметь определять времена глаголов;

— знать, как изменяются глаголы по временам;

— знать написание глаголов в форме 2-го лица.

— проявлять интерес к новым знаниям;

— осознавать важность изучения русского языка;

— учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: « открытие» нового знания.

Оборудование: Учебник русского языка: 3 класс 2 часть, УМК «Школа Россия», проектор, компьютер, презентация раздаточный материал, электронный учебник.

Методы и приёмы

I. Этап самоопределения к деятельности

-Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас будет урок русского языка.

-Ребята, на каждом уроке вы убеждаетесь, что русский язык интересен, красив и сложен. Вы уже многое знаете. И сегодня мы продолжим узнавать новые возможности русского языка.

Л.: формирование мотивации к обучению;

II. Актуализация знаний и мотивация

Метод: словесный, практический

(беседа, подводящий диалог, беседа)

-Открываем тетради и записываем число, классная работа.

-Вспомните какую тему мы проходили на прошлом уроке?

-Какие времена глаголов существуют?

-Пропишем буквы (н, п, б,) с данными элементами.

-Запишем 1 глагол изменяя его по временам.

-Прежде чем узнать тему сегодняшнего урока, давайте вспомним, что мы изучили на предыдущих.

-Что такое глагол?

-На какие вопросы отвечают?

-Как изменяются глаголы?

-Плавает, плавал, поплавает.

-Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы — что делать? что сделать?

-По числам, по временам.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Л: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

Р: принимать и сохраняют учебную задачу

III. Постановка учебной задачи

Метод: словесный, частично-поисковый

-Прочитайте четверостишье на экране.

Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с тёплою весной,

Всех нас видишь под собой.

-Давайте определим времена у глаголов.

-Знаете ли вы почему у этих глаголов в окончании после «ш» стоит мягкий знак?

-Какими местоимениями мы можем заменить существительные, от которых мы задаем вопросы к глаголам?

-Что мы знаем про местоимение «ты»?

-Какое лицо у местоимения «ты»?

-Сегодня мы узнаем, как некоторые глаголы связаны со 2-м лицом.

-Как будет звучать тема урока?

-Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке?

-«Времена глаголов. 2-е лицо глаголов»

-Поупражняться в определении времён глаголов, узнать про 2-е лицо глаголов;

Р: целеполагание, как постановка учебной задачи.

П: самостоятельное выделение и постановка цели

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

IV. Открытие нового знания

Метод: словесный, частично-поисковый, практический

-Откройте учебники на стр. 115 посмотрим на упр. 202

-Прочитайте информацию под галочкой.

-Глаголы, которые сочетаются с местоимением второго лица единственного числа «ты» и отвечают на вопросы что делаешь? что сделаешь? имеют окончания -ишь, -ешь или -ёшь с мягким знаком на конце.

-Посмотрите на экран. Поставьте слова в форме 2 л., ед. ч.

-Повторим вместе то, что сейчас узнали.

-Сейчас немного с вами отдохнем! Динамическая пауза.

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач

V. Первичное закрепление во внешней речи

Метод: словесный, практический

(беседа, подводящий диалог)

-Продолжим работу. Давайте выполним упражнение 200.

-Кто прочитает текст?

-Назовите мне типы текстов.

-Определите тип текста. Почему именно этот тип?

-Как можно было бы озаглавить текст?

-Давайте вместе искать глаголы. Какие можно выбрать глаголы к первому вопросу? (следующие по аналогии)

-Записываем. Указываем время и число над глаголами.

-Выпишите по 2 глагола, которые отвечают на вопросы: что сделает? что сделают? что сделала? Что делает?

-Повествование, рассуждение, описание.

П: структурирование знаний

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Метод: словесный, практический

-Поработаем в группах. Я выдаю вам карточки, вы выполняете задание на них, затем проверяем. (Работа с электронным учебником).

-По одному представителю от группы.

-1-ая группа какие глаголы отнесли к настоящему времени?

-2-ая группа какие глаголы отнесли к прошедшему времени?

-3-я группа какие глаголы отнесли к будущему времени?

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач

VII. Включение в систему знаний

-Какая тема урока была сегодня?

-Какую цель себе ставили?

-Достигли данной цели?

-Что нового узнали о глаголах?

-Какие 3 времени глагола существуют?

-«Времена глаголов. 2-е лицо глаголов».

-Поупражняться в определении времён глаголов, узнать про 2-е лицо глаголов.

-Сочетание с местоимением 2-го лица имеет окончания ешь, ишь.

Р: осуществлять итоговый контроль; Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения;

VIII. Рефлексия деятельности

-Вспомните, о чём на уроке мы говорили, что вы запомнили?

-Давайте запишем д/з: Р.т. стр 69.

-Воспользуемся Деревом знаний и оценим свою работу на уроке.

-Анализируют свою работу на уроке.

Р: анализировать собственную работу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Конспект урока по русскому языку: Неопределённая форма глагола (УМК «Школа России) 3 класс.

Цели деятельности учителя: формирование умений определять времена глаголов, изменять глаголы по времени.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять времена глаголов;- уметь правильно изменять.

Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результаты:Предметные:- знать особенности глаголов в прошедшем времени;- уме.

Цели деятельности учителя: формирование умений определять времена глаголов, различать их и классифицировать.Планируемые результаты:Предметные:- знать о том какие существуют времена глаголов;- уметь оп.

Цели деятельности учителя: знакомство с частью речи – глаголом, его отличительными признаками; умениеопределять их на слух, находить в тексте.Планируемые результатыПредметные- знать: определение.

Цели деятельности учителя: развитие умений в определении спряжения глаголов по не­определённой форме; правильной постановки вопроса к глаголам; напи­сание безударных личных окончаний глаголов.

Источник

Лицо глагола в русском языке

Лицо гла­го­ла — это харак­тер­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак, кото­рый выра­жа­ет, кто совер­ша­ет дей­ствие. Различают 1, 2 и 3 лицо у гла­го­лов в фор­ме насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни.

Рассмотрим, что такое лицо гла­го­ла в систе­ме этой само­сто­я­тель­ной части речи.

У гла­го­ла име­ет­ся ряд грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков (вид, пере­ход­ность, накло­не­ние, вре­мя и пр.), кото­рые кар­ди­наль­но отли­ча­ют его от суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний и т. д. Категория лица явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ным при­зна­ком, кото­рый мож­но ука­зать у гла­го­лов толь­ко в фор­мах насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и в фор­мах пове­ли­тель­но­го накло­не­ния.

Источник изоб­ра­же­ния: igroland59.ru

В мор­фо­ло­гии рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют 1, 2 и 3 лицо гла­го­ла. Грамматические фор­мы лица с помо­щью харак­тер­ных окон­ча­ний пока­зы­ва­ют, кто имен­но совер­ша­ет или будет совер­шать дей­ствие. Рассмотрим более подроб­но кате­го­рию лица гла­го­лов.

1 лицо глагола

Форма 1 лица гла­го­ла обо­зна­ча­ет, что дей­ствие совер­ша­ет или будет совер­шать сам гово­ря­щий само­сто­я­тель­но или вме­сте с дру­ги­ми участ­ни­ка­ми дей­ствия. Формы 1 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла соот­но­сят­ся с место­име­ни­я­ми «я» и «мы» и отве­ча­ют на вопро­сы:

Я (что делаю?) смот­рю фильм. Мы (что дела­ем?) смот­рим фильм.

Глаголы в фор­ме 1 лица име­ют харак­тер­ные лич­ные окон­ча­ния:

  • ед. ч. -у/-ю
  • мн. ч. —ем(I спр.), -им ( II спр.)

Понаблюдаем, как обра­зу­ют­ся фор­мы 1 лица насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида «гово­рить» и гла­го­ла совер­шен­но­го вида «при­ве­сти»:

  • я говор ю , буд у гово­рить — мы говор им , буд ем гово­рить;
  • я при­вед у — мы при­вед ём .

2 лицо глагола

Форма 2 лица гла­го­ла обо­зна­ча­ет, что дей­ствие совер­ша­ет собе­сед­ник гово­ря­ще­го. Грамматические фор­мы 2 лица соот­но­сят­ся с место­име­ни­я­ми «ты» и «вы» и отве­ча­ют на вопро­сы:

  • ты что дела­ешь? что сде­ла­ешь?
  • вы что дела­е­те? что сде­ла­е­те?

Ты (что сде­ла­ешь?) польёшь ого­род. Вы (что сде­ла­е­те?) польё­те ого­род.

Глаголы в фор­ме 2 лица име­ют лич­ные окон­ча­ния, напи­са­ние кото­рых с бук­вой «е» или «и» зави­сит от при­над­леж­но­сти гла­го­ла к пер­во­му или вто­ро­му спря­же­нию:

  • ед. ч. -ешь (I спр.) -ишь ( II спр.)
  • мн. ч. -ете (I спр.),-ите ( II спр.)

Посмотрим, как обра­зу­ют­ся фор­мы 2 лица насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни:

  • ты гово ришь , буд ешь гово­рить — вы говор ите , буд ете гово­рить;
  • ты при­вед ешь — вы при­вед ёте .

Формы 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла име­ют гла­го­лы в пове­ли­тель­ном накло­не­нии, кото­рые отве­ча­ют на вопро­сы:

Формы 2 лица един­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -и- или нуле­во­го суф­фик­са:

  • ты (что делай?) говор и , (что сде­лай?) при­вед и ;
  • ты (что делай?) сядь , (что сде­лай?) набрось .

Формы 2 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния име­ют пост­фикс -те:

  • вы (что делай­те?) гово­ри те ;
  • вы (что сде­лай­те?) при­ве­ди те .

3 лицо глагола

Форма 3 лица гла­го­ла пока­зы­ва­ет, что дей­ствие при­над­ле­жит тому, о ком или о чём ведет­ся речь. Формы 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла соот­но­сят­ся с место­име­ни­я­ми «он», «она», «оно», «они» и отве­ча­ют на вопро­сы:

  • он, она, оно что дела­ет? что сде­ла­ет?
  • они что дела­ют? что сде­ла­ют?

Он (что дела­ет?) пилит брев­но. Они (что дела­ют?) пилят брев­но.

Глаголы в фор­ме 3 лица име­ют харак­тер­ные лич­ные окон­ча­ния:

  • ед. ч. -ет (I спр.), -ит ( II спр.)
  • мн. ч. -ут/-ют (I спр.), -ат/-ят( II спр.).

Образуем фор­мы 3 лица гла­го­лов насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни:

  • он, она, оно говор ит , буд ет гово­рить — они говор ят , буд ут гово­рить;
  • он, она, оно при­вед ет — они при­вед ут .

Таблица

Единственное чис­ло

1 л. я что делаю? по ю леж у 2 л. ты что дела­ешь? по ешь леж ишь 3 л. он (она) что дела­ет? по ет леж ит

Множественное чис­ло

1 л. мы что дела­ем? по ем леж им 2 л. вы что дела­е­те? по ете леж ите 3 л. они что дела­ют? по ют леж ат

Как определить лицо глагола?

Используя рас­суж­де­ния, при­ве­ден­ные нами, мож­но лег­ко опре­де­лить лицо гла­го­ла. Но все же ука­жем алго­ритм, как поша­го­во опре­де­лить, какое лицо име­ет гла­гол.

  • 1 шаг — задать вопрос к гла­го­лу (что делаю? что дела­ешь? что дела­ет? и пр.);
  • 2 шаг — выде­лить лич­ное окон­ча­ние гла­го­ла;
  • 3 шаг — опре­де­лить зна­че­ние, кто выпол­ня­ет дей­ствие (соот­не­сти гла­гол с лич­ным место­име­ни­ем);
  • 4 шаг — сде­лать вывод, какое лицо име­ет гла­гол.

Образец рассуждений

Глагол «помо­жет» отве­ча­ет на вопрос что сде­ла­ет? Это сло­во име­ет лич­ное окон­ча­ние -ет . Глагол обо­зна­ча­ет, что дей­ствие выпол­ня­ет тот, о ком гово­рит­ся в тек­сте. Его мож­но соот­не­сти с место­име­ни­ем «он» (он помо­жет). Значит, этот гла­гол име­ет фор­му 3 лица един­ствен­но­го чис­ла.

Глагол «уку­сишь» отве­ча­ет на вопрос что сде­ла­ешь? Он име­ет лич­ное окон­ча­ние -ишь и обо­зна­ча­ет, что дей­ствие при­над­ле­жит собе­сед­ни­ку. Форму гла­го­ла соот­не­сем с место­име­ни­ем «ты» (ты уку­сишь). Значит, это гла­гол нахо­дит­ся в фор­ме 2 лица един­ствен­но­го чис­ла.

Категория лица и спряжение

Категория лица тес­но свя­за­на со спря­же­ни­ем гла­го­лов.

В рус­ской грам­ма­ти­ке изме­не­ние гла­го­ла по лицам и чис­лам назы­ва­ет­ся спря­же­ни­ем.

Значение лица гла­го­лов выра­жа­ет­ся с помо­щью лич­ных окон­ча­ний. Система окон­ча­ний 1, 2 и 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла соот­но­сит­ся с пер­вым или вто­рым спря­же­ни­ем гла­го­ла.

Глаголы I спря­же­ния име­ют в фор­мах 1, 2 и 3 лица окон­ча­ния, в боль­шин­стве кото­рых пишет­ся бук­ва «е»:

  • 1 лицо я игра ю — мы игра ́ е м
  • 2 лицо ты игра́ е шь — вы игра́ ете
  • 3 лицо он игра́ е т — они игра́ ю т .

В фор­мах 1, 2, 3 лица гла­го­лы II спря­же­ния име­ют окон­ча­ния, в кото­рых пишет­ся бук­ва «и». Изменим по лицам и чис­лам гла­гол «верить»:

  • 1 лицо я ве́р ю — мы ве́р и м
  • 2 лицо ты ве́р и шь — вы ве́р и те
  • 3 лицо он ве́р и т — они ве́р я т .

Вывод

Видеоурок «Лицо и число глагола»

Источник

Читайте также:  Классы глаголов в старославянском языке таблица